Общий вагон

Общие вагоны

Под понятием общий вагон подразумевается обычный плацкартный вагон. Но только здесь не предусмотрено лежачих мест, а все купившие билеты располагаются на нижних полках по три пассажира на каждой.


Появилось это «ноу-хау» в странах СНГ после перестройки. По причине экономического упадка и отсутствия средств на развитие железной дороги. Зачастую пришедшие в негодность еще советские плацкартные вагоны стали выходить на линию в виде общего вагона. Количество пассажиров увеличивалось в полтора раза, а билет стоил намного дешевле плацкартного. Именно спрос и служил ростом числа вагонов этого типа в составах поездов.

Конечно, говорить о каком-либо комфорте не приходится во время путешествия в данных условиях, тем более, если на большие расстояния. Никакого сервиса в этих вагонах не предусмотрено, максимум, что могут предложить проводники это чай или кофе. Современные технологии и вовсе обошли стороной этот вид транспорта.

Среди постоянных путешественников сложилось некое соревнование, первым прорваться в вагон и забраться на верхнюю полку, и в более комфортном состоянии преодолеть необходимое расстояние. Но это только в том случае если проводник не будет против этого. Да и тем, кто оказался внизу, все равно от этого становилось проще, ведь на лавке уже сидело не три человека, а два.

Про этот тип вагонов сложилось устоявшееся мнение о постоянно происходящих в них конфликтах. Конечно, низкая стоимость билета вносит свои коррективы относительно контингента пассажиров. Но данное мнение себя давно уже отжило, и в любом случае каждый состав, если произошел конфликт, охраняют сотрудники транспортной полиции.

Постепенно цивилизация приходит и на железную дорогу, и эта практика изживается, но насколько скоро она себя искоренит вопрос скорее риторический.

Двухвагонный купейный сцеп

Здесь, как и в плацкарте, о котором я рассказал выше, есть душ, пурифайер и всевозможные аппараты по торговле чаем, кофе и продуктами. Ходят такие вагоны вместе с братьями-плацкартами во Владивосток и Белгород.

В купе, как в предыдущих моделях, завод ставит диваны-трансформеры. Постель прячется в спинке. Когда пассажир хочет лечь, он опускает спинку, а в нее встроен матрас. Сидеть на таких диванах не очень удобно.

Много места съели и сейфы. Их теперь четыре, причем все они находятся внизу, из-за этого не хватает места для размещения вещей. я писал о поездке в таком вагоне, а о его презентации.

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Купе со сложенными верхними полками. Фото: ТМХ

Общая информация

В системе РЖД существует классификация поездов, которые подразделяются на ночные и дневные, скоростные, скорые и обычные, пригородные, городские, региональные, междугородние и международные. При этом учитывается время следования состава, скорость его передвижения, преодолеваемое расстояние, дальность маршрута, категория поезда.

Какого класса и типа следования поезд, так он и будет называться — ИНТЕРСИТИ, ЛАСТОЧКА, САПСАН, СИТИ-НАЙТ, ЕВРОНАЙТ. Тип вагонов зависит от предназначения: грузы или пассажиров перевозят. «Ласточка», «Сапсан» — значит высокоскоростные, «Сити» — имеющие отношение к межгородскому сообщению, «Найт» — ночного следования поезда.

По своему типу составы РЖД снова классифицируются на категории. Какие бывают поезда:

  • круглогодичные современные;
  • круглогодичные пассажирские;
  • разовые и детские;
  • сезонные скорые;
  • классические скоростные — РЖД;
  • высокоскоростные;
  • скорые моторвагонные;
  • туристические

По общепринятому стандарту пассажирский вагон характеризуют буквой. Она призвана означать способ расположения каждого пассажира на отведённом ему месте. Например:

  • С — сидячий;
  • О — общий (разновидность плацкарта для троих пассажиров с нижними местами);
  • П — плацкартный (для четырёх пассажиров с двумя верхними, двумя нижними и двумя боковыми местами без ограждений между отсеками);
  • К — купейный (для четырёх пассажиров со стандартными местами типа купе и раздвижными дверями);
  • М — мягкий (чаще для трёх пассажиров, реже двух с мягкими местами и особыми условиями в виде отдельного душа и телевизора;
  • Л/СВ — двухместное купе с нижними местами класса Люкс с повышенной комфортностью в виде интернета и телевизора.

Что нужно знать при выборе билета

Выбирая путешествие на поезде, первым делом будущий пассажир выясняет какие именно отсеки доступны. Что нужно знать при выборе билета:

  • Один из самых простых и бюджетных мест для переезда на небольшое расстояние без спальных мест. По классификации похоже на эконом класс в самолете. Помещение представляет собой ряды кресел с мягкими или жесткими. Такие отсеки не рассчитаны на дальнюю дорогу.
  • Общий вагон, пассажиры обычно сидят вместе по трое на нижних полках. Иногда конструкция подразумевает наличие верхних полок, но их не используют. Максимальное количество, размещающихся людей — до четырех человек, вещи обычно складывают под нижние полки. Минусы и плюсы данного вида отсека описано ниже.

  • Вагон-купе. В СВ размещается по девять одинаковых, рассчитанных на четыре человека, купе. Отделено каждое купе задвижной закрывающейся дверью. Внутри четыре спальных места. Под нижними местами расположены отсеки для хранения багажа.
  • Обладающие повышенной комфортностью спальные вагоны. Можно сказать, что здесь находятся купе класса люкс. Общее количество купе также в количестве девяти, но внутри лишь по два спальных места, расположенные внизу. Основная комплектация совпадает с вагоном-купе, исключает необходимость ехать с большим количеством людей в одном купе.
  • Попадающиеся только в туристических поездах — места премиум класса. Количество купе по четыре — пять штук, зависит от перевозчика, за счет чего они существенно больше. Кроме спальных мест могут иметься: кресла, телевизор, душевая и туалет. Цена соответственно гораздо больше, но поездка проходит с большим комфортом.
  • Бывают еще и двухэтажные вагоны. Встречаются крайне редко. Некоторые ездят из Санкт-Петербурга и Москвы. Служат для перевозки большего количества пассажиров на уровне повышенного комфорта, но цена при этом весьма значительная.
  • Есть еще и грузовые вагоны, для осуществления грузоперевозки по России.

На этом классификация отсеков заканчивается, поезда же делятся на: скоростные, пассажирские и туристические. Все прочие моменты и детали зависят от перевозчика и РЖД. Далее более подробно описано, что значит плацкарт. Плацкартный билет или плацкарт это — обозначает предоставление места в поезде.

Дополнительная информация! Плацкарт, а что это такое? Это наименование придумано еще в эпоху возникновения поездов, когда оплаченная плацкарта или карточка с конкретным номером давала право на одно место. Обозначение «плац карта» остается в обиходе до сих пор.

Ласточка

Скоростной электропоезд «ЭС Ласточка» также был разработан компанией Сименс для ОАО РЖД специально для Краснодарского края. Этот амбициозный состав создали специально в преддверии Олимпиады 2014 года. Буквы ЭС расшифровываются как «ЭлектроСименс».

Сегодня «Ласточки» курсируют во многих направлениях:

  • Москва – Орел – Курск;
  • Москва – Смоленск;
  • Москва – Нижний Новгород;
  • Москва – Тверь;
  • СПБ – Петрозаводск;
  • СПБ – Выборг;
  • СПБ – Великий Новгород – Бологое;
  • Ростов-Краснодар;
  • Сочинский регион;
  • Адлер – Майкоп;
  • Краснодар – Адлер;
  • и во многих других направлениях.

Как видно из этого длинного списка, одним из самых распространенных современных составов является именно поезд Ласточка, расположение мест в вагоне которого отличаются от Сапсана и Аллегро по нескольким признакам. Например, предусмотрены салоны пригородного (ЭС1) и междугороднего типа (ЭС2Г и ЭС2ГП). Также существует несколько моделей этого поезда: «Ласточка – Стандарт» и «Ласточка – Премиум». Последний эксплуатируется только в нескольких направлениях (Москва – Курск, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Петрозаводск). В обычном составе 409 сидячих мест, из которых 30 оснащены откидными спинками, включая 4 кресла для инвалидов-колясочников, а в «Премиум» — 331.

В первую очередь рассмотрим пригородный поезд ласточка, схема расположения мест которого формируется по довольно простому алгоритму.

Состав курсирует в двух вариантах:

  • 5 вагонов (если поток людей небольшой);
  • 10 вагонов (сдвоенные составы, которые эксплуатируются при увеличенном потоке пассажиров).

В составах кресла делятся на первый, второй и третий класс.

В головных вагонах поезда ЭС1 расположено 67 мест третьего класса:

  • 8 в отсеке повышенной комфортности;
  • 50 общих;
  • 9 откидных;
  • 2 места подразумевают размещение инвалидного кресла.

Полезно! Многие задаются вопросом «Общие места в поезде – что это такое?». Эти места нечем не отличаются от обычно плацкарта, разница только в их количестве. В общем вагоне сидят не по 2 человека, а по 3.

В промежуточных вагонах расположено 103 кресла, 99 из которых не откидываются и 4 откидных.

В таких же салонах, только класса «Премиум» все сидения обиты более мягкой тканью. В этом случае:

  • 1 головной вагон рассчитан на 33 места для 1 класса (1С) и 4 места 2 класса (2С) повышенной комфортности.
  • Во втором головном вагоне предусмотрено 45 мест для 2 класса (4 из них повышенной комфортности).

Поезда типа «Премиум» также включают в состав промежуточные вагоны, в каждом из которых по 86 мест второго класса.

Места 2 и 3 класса отличаются рядностью, по 3 и 2 кресла соответственно. Исключением являются только ряды, расположенные рядом с тамбурами и межвагонными пространствами (в этом случае места размещены по принципу 2+2).

Электропоезда серии ЭС2Г отличаются от ЭС1 по планировке. В них головные вагоны рассчитаны на 66 сидячих кресел и 9 откидных (боковых). В промежуточных вагонах размещено по 80 кресел. В ЭС2Г кресла направлены лицевой стороной в спинку предыдущего ряда.

Вагоны поезда «Ласточка» отличаются по многим параметрам, но есть общие характеристики, которые свойственны всем моделям составов, а именно:

  • Двери вагонов открываются исключительно на конечных станциях. Для того чтобы покинуть поезд на промежуточной станции необходимо пользоваться дверями в вагонах 2, 3, 7 и 9.
  • Все двери состава оборудованы автоматическими выдвижными ступенями, для простоты посадки и высадки пассажиров на низкие платформы.
  • Нечетные места в составах располагаются у окон, из-за этого их количество меньше четных, поэтому при нумерации не используются некоторые цифры (например, 7 или 37).
  • Биотуалеты для людей с ограниченными возможностями расположены в головных вагонах.

Детальное расположение мест поездов «Ласточка» и расписание их следования можно найти на официальном сайте «РЖД».

Сервисные тарифы составов АО «ТКС»

Компания «ТКС» обслуживает фирменные поезда дальнего следования, в которых предлагается сервис повышенного уровня комфортности. Это вагоны комфорт и бизнес класса, в которых есть несколько сервисных тарифа в зависимости от перечня оказываемых услуг, расположения мест и обстановки. Покупая билет, вы можете выбрать мужское, женское или смешанное купе.

2У Комфорт, 2Л, 2Т Эконом ТК – 4-местные купе

Просторные 4-местные купе, оформленные в ярко-красном брендовом цвете компании. В цену билетов входит:

  • Еда (кроме 2Л – там за пищу нужно доплатить);
  • Вакуумный туалет;
  • Индивидуальные кондиционеры в купе;
  • Комплекты белья;
  • Набор с зубной щеткой и мылом;
  • Газета;
  • ТВ;
  • Гигиенический душ;
  • Тапочки;
  • Розетки на 220 Вольт;
  • Перевозка животных (кроме 2Т Эконом ТК).

СВ-вагоны класса люкс: 1Б Бизнес ТК и 1Т ТКС

В этих вагонах вас ждут двухместные купе с лежачими местами, вмещающие в общей сложности от 16 до 18 человек.


Список удобств в каждом купе включает:

  • Wi-Fi;
  • Биотуалет;
  • Кондиционер;
  • Еда;
  • ТВ;
  • Комплект для гигиенических процедур;
  • Белье;
  • Газеты;
  • Перевозка домашних питомцев;
  • Розетки 220 Вольт;
  • Тапочки.

В вагонах 1Т ТКС имеется один общий полноценный душ, а в 1Б – только гигиенический.

Плацкарт 3У

В этом разряде ездят вагоны открытого типа с койками в количестве от 52 до 54. Пассажиры могут рассчитывать на общий биотуалет, кондиционер, гигиенический душ, санитарный пакет, розетки 220 Вольт. Проводники могут подать питание за дополнительную плату.

Виды и категории

Приобретая билет на поезд необходимо знать, на какие категории они разделяются. Аббревиатуры ЗЭ, ЗТ, ЗД, ЗЛ и ЗП относятся именно к плацкартам.

  • ЗЭ — стандартный тип, предусмотрен биотуалет и кондиционер;
  • ЗП — организованная перевозка группы детей;
  • ЗТ — бюджетный вариант, предусмотрен кондиционер, но может отсутствовать биотуалет;
  • ЗД — бюджетный вариант, можно перевозить животных, предусмотрен кондиционер, но может отсутствовать биотуалет;
  • ЗУ — бюджетный вариант, не предусмотрен кондиционер и биотуалет, но возможна перевозка животных;
  • ЗЛ — бюджетный вариант, нет кондиционера, биотуалета и нельзя перевозить животных.

Это основные моменты, которые нужно знать, бронируя места в плацкарте.

Рис. 4 Стоит заметить, что сидячие вагоны в современных поездах разительно отличаются от того, привыкли видеть пассажиры

Еще для сравнения рассмотрим чем отличается купе от плацкарта, а также в отсеке с сидячими местами. Между купе и плацкарт разница заключается в комфорте, последний менее удобен для дальних переездов. Ассортимент услуг, которые представляет купейный вагон, значительно обширны. В большинстве присутствует кондиционер и биотуалет, наличие спальных мест, в некоторых выдаются гигиенические наборы и наборы для питания.

Основным минусом, разумеется, цена. Для купе она будет в полтора — два раза выше чем в плацкарте того же поезда. При выборе пассажирам лучше исходить из длительности поездки. Если путь составляет восемь — двенадцать часов, можно приобрести место именно в плацкарте. Более длительное путешествие, стоит проводить в более комфортных условиях.

Плюсом купе является наличие закрывающихся дверей, что немало удобно. А у некоторых перевозчиках, возможно заселение в одно купе только с мужчинами или женщинами. Этот момент очень важен для тех, кто испытывает некомфортные ощущения если приходится делить помещение с незнакомым представителем противоположного пола.

На заметку! Если брать в сравнение с сидящими местами, то переплата будет минимальной. Цена плацкарта может превышать цену сидячего купе в пределах четырехсот рублей, но при этом уровень комфорта в плацкарте будет заметно выше.

На этом основанная информация по теме плацкартного вагона подошла к концу. Подводя итоги можно сделать вывод, что — это достаточно экономичный, в меру комфортный вариант для переезда на небольшие расстояния. При проезде в современных поездах отсеки хорошо обустроены и оснащены всем необходимым, но в старых типах пассажиры могут столкнуться с рядом проблем. Посему в первую очередь решать самим гражданам, а выбрать стоит исходя из своих потребностях и финансах.

Какие плацкартные вагоны лучше выбрать

Стоимость билетов выше, потому что удобств больше. Вы можете свободно перемещаться, полежать или поспать. Есть место для багажа, полка для вещей, кондиционеры, столики и радио. Пассажирам выдают:

  • Постельное белье;
  • Полотенце;
  • Одеяло.

Поезда категории «плацкарт», особенно фирменные, подходят для длительных путешествий (от 10 часов).

Какой вагон лучше выбрать в поезде

Желательно ближе к центру, тогда поездка будет более мягкой. Еще один плюс — недалеко расположен вагон–ресторан. Кроме того, проще добираться до магазинов во время стоянки.

Но если центральная часть поезда уже заполнена, остался только первый или последний вагон, какой выбрать? Конечно, первый. В последнем сильнее ощущается резонанс от движения.

Какие места лучше брать в плацкартном вагоне

Идеальными считаются те, которые находятся ближе к проводнику. То есть № 1, 2, 3 и 4. И вот, почему:

  • Вам не придется далеко нести сумки при посадке/высадке;
  • Рядом расположен титан, значит нести стакан с горячей водой проще;
  • Возле проводников более чистый туалет.

Нижние полки обозначают нечетным номером, верхние — четным. Последние обходятся дешевле. Подходят тем, кто планирует поехать ночью и выспаться.

Места № 1, 2, 3 и 4 разбирают в первую очередь. В каком вагоне плацкарта ехать, если вы не успели взять билет? Оптимальный вариант — номера с 5 по 32, за исключением боковых. Доступ ко всему необходимому нормальный. Основной недостаток: мимо часто проходят пассажиры.


Следующими по уровню комфорта, в порядке уменьшения, считаются боковые места с 33–36. Преимущество в том, что у вас только один сосед. Недостатки:

  • Стол трансформируется в кровать — доставляет неудобство пассажиру с верхней полки, если он хочет покушать, а его сосед спит;
  • Спальные места короткие — полноценно отдохнуть высоким людям нереально;
  • Вешалки расположены слишком близко к проходу — верхнюю одежду постоянно задевают проходящие мимо люди.

Наименее удобными считаются места в последнем отсеке вагона. То есть, рядом с уборной. Там постоянно хлопают дверью, а иногда ощущается неприятный запах. В таких условиях впечатления о поездке портятся.

В некоторых купе не открываются окна, поскольку являются аварийными. Как их отличить? Стекло цельное, горизонтальная перегородка отсутствует. Рядом находится молоток и информационное табло. Если вы не любите сквозняков, выбирайте места под следующими номерами: 9–12, 21–24, 43–44, 49–50.

В каких вагонах есть розетки на поезде «плацкарт», зависит от года выпуска и модификации. Например, современный транспорт имеет много источников питания. Составы с большим сроком службы — в районе боковых мест № 41, 42, 51, 52, а также внизу № 5, 7, 29, 31. Посмотреть схему расположения можно при покупке билета онлайн либо уточнить у проводника.

«Толстый жирный поезд пассажирный»

Пригородный пассажирский поезд №6692 сообщением Осташков-Бологое отправляется от платформы остановочного пункта 104 км. Фото: Алексей Алексеев

Специфика работы с пассажирскими поездами конечно существенно отличается от езды с грузовыми. К вождению таких поездов как правило допускаются только самые опытные машинисты, имеющие второй или первый класс квалификации.

Пассажирский поезд дальнего следования сообщением Осташков-Москва следует на перегоне Пено-Соблаго. Фото: Денис Доронин

«Точность — вежливость королей». Это утверждение очень справедливо как раз для машинистов из пассажирского движения. Если с грузовым поездом расстояние от станции до станции нужно просто проехать освободив перегон, лишь уложившись по времени в так называемый предел в виде «перегонного хода», то с пассажирским поездом не допустимо отставание от графика даже на минуту. Иначе это уже считается негативным событием в работе.

Пассажирские поезда принято делить на пригородные и дальнего следования (есть ещё и международные).

Пригородный поезд №6956 сообщением Кувшиново-Осташков с одним вагоном следует на перегоне Соблаго-Пено. Фото: Денис Доронин

Так вот пригородные в настоящее время представляют собой чаще всего один-два вагона. Вести один вагон — да это просто, скажет кто-то, взглянув на фото представленное выше. Однако это не так. Точно следовать графиком и ловить короткие платформы многочисленных остановочных пунктов тоже нужно уметь. Промажешь мимо платформы — и пассажирам затем придётся корячиться проявляя чудеса акробатики, слезая с вагона или зимой прыгать в сугробы по колено. Кто обидчивый — может ещё и написать жалобу руководству. Здесь нужно уметь мастерски на скорости дозировать тормозное усилие при подходе к таким остановкам. Делать это очень чётко и при этом плавно, усиливая или ослабляя тормозной эффект при управлении пассажирским поездом на ЭПТ (электро-пневматических тормозах). Без опыта добиться этого невозможно

Атмосфера рабочей обстановки в пассажирском тепловозе серии ТЭП70. Фото: Алексей Алексеев

Конечно, работа в пассажирских поездах всегда считалось элитной в отличии от грузовой на жд транспорте и к машинистам, работающем в этом виде движения, предъявляются повышенные требования. Многие всю жизнь так и остаются работать машинистами в грузовом движении и на это есть зачастую объективные причины, например более высокий заработок, если депо преимущественно специализируется на грузоперевозках.

Где-то на перегоне Баталино-Фирово, Тверская обл., ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

В итоге пассажирскими машинистами как правило становятся только самые проверенные и опытные машинисты из грузового движения. Тот кто достиг в совершенстве и освоил вождение грузовых поездов, отлично знает профиль пути на обслуживаемом участке, строго выполняет перегонный ход и при этом не пережигает дорогостоящее топливо, если умело использовал кинетическую энергию поезда, не перетормаживал где нужно и не нужно, так что потом лишний раз приходилось включать энергетическую установку локомотива, чтобы справиться с очередным подъёмом. А главное, тот который готов на себя брать и не боится нести ответственность за доверенные жизни пассажиров.


С этим читают