Скандинавская религия: во что верили бесстрашные викинги?

Происхождение Эльдар [править | править код]

Раса Эльдар произошла от брака Иши, богини урожая и Курноуса, бога охоты. У них родились двое сыновей — Эльданеш и Ультанеш, ставших первыми эльдарами. Главным стал Эльданеш, который при поддержке своего брата возглавил свой народ и привел его к многим победам над кошмарными врагами, такими как Хреш-селаин.

В момент своего создания, эльдары получили по одному дару от каждого Бога: Азуриан одарил их мудростью, чтобы они могли осознавать себя; Иша подарила эльдарам любовь, чтобы они могли познать друг друга; Ваул дал им изобретательность, как инструмент для претворения мечты в жизнь; Лилит подарила радость, чтобы эльдары могли быть счастливыми; Курноус наделил их желанием, чтобы они процветали; Мораи-Хег дала эльдарам предвидение, дабы они познали свое место в мире; а Кхейн подарил им ярость, чтобы они могли защитить свои дары.

В эти давние времена не существовало барьеров между богами и смертными — божества ходили среди эльдар, учили и направляли их в эпоху мира и процветания.

Источники

  • Тацит. Сочинения в двух томах. Л., 1969.
  • Иордан. О происхождении и деяниях готов. Пер. Е. Ч. Скржинской. М., 1960.
  • Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. Библиотека всемирной литературы. М., 1975.
  • Исландские саги. Ирландский эпос. Библиотека всемирной литературы. М., 1972.
  • Исландские саги. Пер. с древнеисландского языка, общая редакция и комментарии А. В. Циммерлинга. М., 2000
  • Старшая Эдда. Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. М.-Л., 1963.
  • Младшая Эдда. Изд. подготовили О. А. Смирницкая и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1970.
  • Саксон Грамматик. Деяния данов: В 2 тт. I—XVI книги / Пер. с лат. А. С. Досаева. — М.: Русская панорама; СПСЛ, 2017. — 1224 с. — Серия «Mediaevalia: средневековые литературные памятники». — ISBN 978-5-93165-369-3.
  • Песнь о Нибелунгах. Литературные памятники. Л., 1972.
  • Поэзия скальдов. Изд. подготовили С. В. Петров и М. И. Стеблин-Каменский. Л., 1979.
  • Исландские саги. Под. ред. М. И. Стеблин-Каменского. М., 1956.
  • Древнеисландская песнь о Солнце. Пер. М. В. Раевского // Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып.3. М., 1997.
  • Корни Иггдрасиля. Эдда. Саги. Скальды. Приложения. Составитель О. А. Смирницкая. М., 1997.
  • Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980.
  • Сага о Вёлсунгах. Перевод, примечания и предисловие Б. И. Ярхо. М.-Л., 1934.
  • Сага о Греттире. Пер. О. А. Смирницкой. М., 1976.
  • Скандинавская баллада. Л., 1978.

Структура мира и расы

Мир согласно верованиям древних скандинавов, состоял из ряда отдельных миров или царств. В центре мира существует древо Илькдрасиль. Оно связывает между собой все миру, расположенные на разных уровнях. Всего миров описывается девять.


Из них пять находятся на одной плоскости. Которую омывает океан где обитает мировой змей. Центральным миром является Мидгард он же земля. На севере от него находится Нифльхейм, на Востоке Йотуехейм и на юге Муспельхем. Другие миры находятся выше или ниже по древу.

Давайте рассмотрим все девять миров:

  • Асгард – мир небесный там обитают Ассы.
  • Ванайхейм – в этом мире обитают Ванны;
  • Йотунхейм – обитель инистых великанов йотунов;
  • Утгард – точное место расположение этого, внешнего мирна, сложно понять. По мнению некоторых он является частью йотунхейма или граничит с ним.
  • Льесальвхейм – обитель светлых альвов. Нам они больше известны под термином эльфы.
  • Мидгард – как вы уже поняли из сказанного выше, это мир обитания людей, наша Земля.
  • Муспелльхейм – это весьма жаркое место – огненный мир
  • Нифльхейм – место довольно неприятное, считается то этот мир наполнен мраком, холодом и туманом. Говорят, что он существовал ещё до начала творения.
  • Свартальвхейм – этот мир находится под землёй, там властвуют цверги.
  • Хельхейм или как его многие называют просто Хель – по имени его владычицы. Мир мёртвых, самый глубокий из известных миров.

Что ж теперь, когда с мирами более-менее разобрались, нужно уделить внимания основным расам известным в мифологии древних германцев и скандинавов.

Первыми конечно следует назвать расу Ассов. Они верховные боги дети Одина, живущие и правящие мирами в Асгарде. Вслед за ними идут Ваны, боги, покровительствующие плодородию и заботящиеся о земле. Они воевали с Ассами, но позже заключили крепкий мир.

Противники Ассов Турсы, могучие великаны, воплощения необузданных первостихий и зла. Их было несколько видов наиболее знамениты йотуны, огненные великаны, морские, каменные, вихревые и горные.

Альвы или эльфы – духи природы. Следует знать, что эта раса делится на несколько самостоятельных видов: дворфов, светлых и тёмных эльфов, а также двергов.


Отдельно можно выделить несколько важных существ которые стоят отдельно в классификации видов. К примеру Норн, три богини судьбы. Или двенадцать валькирий дочерей Одина, которые относились к полу богиням, обладая бессмертием и многими мистическими способностями, но всё де занимавшими у скандинавов отдельное почётное место в иерархии мистических существ.

Что ж мы рады, что вы уделили внимание нашей статье и надеемся, что она была для вас познавательна. Возможно позже мы ещё вернёмся к теме скандинавской религии и мифологии ведь тут мы её коснулись лишь в общих чертах

Христианство

Крест рядом с церковью Гренсе Якобсельв, Норвегия

Основная статья: Христианство в Норвегии

См. также: Православие в Норвегии и Католицизм в Норвегии

Реформы по преобразованию

Христианизация Норвегии началось в 1000 году. Хокон I, который вырос в Англии пытался ввести христианство в середине X века, но встретил сопротивление языческих лидеров и вскоре отказался от этой идеи.

Англо-саксонские миссионеры из Англии и Германии также пытались привести норвежцев к христианству, но ничего не добились, ограничившись небольшим успехом. Большой вклад в преобразование внёс Олаф I. Олаф II (позже святой Олаф) достиг большего успеха в своих попытках преобразовать население. Именно ему приписывают христианизацию Норвегии.

Христиане в Норвегии часто создают церкви на местах, которые при норвежской религии были священны. Распространение христианства может быть измерено захоронениями. Таким образом, христианство в Норвегии стало известно в середине XI века и начало доминировать среди верований уже к середине XII века. В XIII веке без использования гвоздей строились из дерева каркасные церкви.

От Реформации до 1964 года

Библейский пояс в Норвегии охватывает юго-западную и западное побережье, Телемарк, Трёнделаг, Лофотенские острова, Вестеролен и часть Лапландии.

По восходу датского короля Кристиана III, Дания пришла к лютеранству в 1536 году, и как результат стало обращение в лютеранство Норвегии. Датское церковное постановление было введено в 1537 году и совет норвежской церкви официально принял лютеранство в 1539 году. Монастыри были распущены, а церковное имущество конфисковано уже официальной Евангелическо-Лютеранской церквью Норвегии, созданной и финансируемой государством.

Епископы по-прежнему придерживались католичества, пока не был свергнут католический архиепископ, покинувший страну в 1537 году, а другой епископ умер в тюрьме в 1542 году. Католицизм укладывался в отдаленных районах Норвегии в течение ещё нескольких десятилетий, хотя в конечном итоге оставшиеся католики обратились в лютеранство или бежали, в частности в Нидерланды. Многие пасторы были заменены датчанами и норвежское духовенство проходило подготовку в университете Копенгагена, так как Норвегия не имела своего университета. Использование датского языка в религиозных церемониях оказало сильное влияние на развитие норвежского языка.

В целом, проведённая церквью программа по христианизации саамов в XVI-м и IXVII-м веках прошла успешно. Университет Осло, созданный в 1811 году, позволял священникам учиться в Норвегии. Конституция Норвегии 1814 года не предоставляла свободу вероисповедания, поэтому евреям и иезуитам было отказано во въезде в Норвегию. Кроме того, присоединение к Евангелическо-лютеранской церкви являлось обязательным. В 1845 году, нашлись диссентеры, благодаря которым вступил в силу закон, позволяющий устанавливаться в Норвегии другим христианским общинам. Вскоре стал разрешен атеизм, и в 1851 году был снят запрет на иудаизм. Монашество и иезуитство были разрешены в 1897 и 1956 годах соответственно.

В 1964 году в Норвежскую Конституцию были внесены поправки, дающие свободу вероисповедания. Исключение составляли члены королевской семьи, которые обязана по Конституции оставаться лютеранами. Кроме того, по крайней мере половина правительства должна принадлежать к государственной церкви.

Церковные пасторы были активны в норвежском движении сопротивления и во Второй мировой войне. Церковь также активно участвовала в большинстве дискуссий 1950-х годов.

Космогония.


Первоначально существовала лишь бездна, пустое неорганизованное пространство – Гинунгагап. Затем на севере образовался Нифльхейм («темный мир»), страна тумана и холода, а на юге – Муспелльсхейм («огненный мир»), страна жары и света. В Нифльхейме бил родник Хвергельмир («кипящий котел»), из которого вытекали двенадцать подземных рек (Эливагар); чем дальше они отдалялись от своего истока, тем больше покрывались льдом; от него образовался ядовитый иней, заполнивший всю северную часть Гинунгагапа. Под воздействием теплого воздуха из Муспелльсхейма иней стал таять и превратился в инеистого великана (хримтурса) – гермофродита Имира, первое человекообразное существо; из подмышек Имира и от трения его ног родились другие хримтурсы. Из растаявшего инея возникла также корова Аудумла, выкормившая Имира своим молоком. Она лизала соленые ледяные глыбы; в первый день из них появились волосы, на второй – голова, на третий – тело Бури, предка богов. Бури произвел на свет великана Бора, от которого родились три первых бога-аса Один, Вили и Ве. Они убили Имира, в потоках крови которого погибли все хримтурсы, кроме его внука Бергельмира. Из тела Имира асы сотворили мир: из плоти – землю, из крови – море, из костей – горы, из зубов – камни, из черепа – небо, из волос – деревья, из мозга – облака. Из земли, словно черви, выползли цверги. Залетевшие из Муспелльсхейма искры огня асы поместили на небесную твердь в качестве солнца, луны и звезд; они повелели богине Соль править колесницей солнца, а ее брату Мани – колесницей луны. На морском берегу Один вместе с Вили и Ве (по другой версии, с Лодуром и Хениром) нашли два дерева и сделали из них людей: Один вдохнул в них жизнь и душу, Вили одарил их разумом и движением, Ве же наделил их человеческим обликом, речью, слухом и зрением (по другой версии, разум дал Хенир, а облик и кровь – Лодур). Так появились первый мужчина Аск («ясень») и первая женщина Эмбля («ива»). Для них асы огородили середину землю, выстроив из ресниц Имира стены Мидгарда, новому поколению великанов (етунам) отвели окраины, а для себя возвели на небе Асгард, соединив его с землей радужным мостом Биврест.

Модель мира.

Согласно скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо – ясень Иггдрасиль («конь Игга», т.е. «конь Одина»), ветви которого простираются над всеми мирами; на вершине его сидит орел, в середине четыре оленя щиплют его листву, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир). На небе, которое по углам поддерживают четыре цверга с именами сторон света (Аустри, Вестри, Нордри, Судри), находятся крепость богов-асов Асгард и жилище эйнхериев Вальхалла, в подземном мире – царство мертвых Хель и разнообразные водные источники. В центре округлой земли располагается обиталище людей («срединный замок» Мидгард), на ее пустынных, каменистых и холодных окраинах (по другой версии, на востоке) – страна великанов (Утгард, или Етунхейм). Землю омывает Океан, в глубинах которого пребывает чудовищный змей Ермунганд.

Особая система мироздания

Боги викингов, список которых является очень внушительным, ведут свое происхождение от бога Хеймдаля. У него было три сына, которые дали жизнь трем социальным группам: рабам (потомки Треля), воинам (потомки Ярла) и землепашцам (потомки Карла). Отважные норманны, или варяги, как называли их на Руси, считали своим прародителем именно Ярла, его сына Кона (Конунга). Поэтому ратное дело считали благородным, таким, которым им суждено заниматься. Скандинавы верили, что боги обитали в сказочном месте – Митгарде, которое было окружено Утгардом. В этой части Вселенной жили разные чудища, карлики и великаны. С этими силами зла боги вели постоянную борьбу. В определенное время должна начаться величайшая битва, в которой погибнут все. Но затем мир снова возродится и станет более чистым, настоящим раем.

Чем закончилась мифология викингов

Все боги скандинавской мифологии не могут жить бесконечно. Губительным для всех них является Рагнарек. Предотвратить его свершение невозможно, так как процесс его наступления был запущен в связи со смертью Бальдра. Стоит отметить, что Рагнарек несет опасность не только для богов. Все люди, животные, альвы, великаны и прочие существа также находятся под угрозой вымирания. Первым показателем того, что скоро наступит конец всего мироздания, является приход затяжной и очень морозной зимы. Согласно скандинавкой мифологии, этот этап занимает три года, и пережить его сможет лишь малое число жителей девяти миров. Людская раса вымрет полностью. Живыми останутся лишь двое — Лив и Ливтрасир. Эти женщина и мужчина найдут спасение в роще Ходдмимир. Жизненные силы они будут черпать из утренней росы, так как других продуктов питания у них не будет.

В тот день, когда Рагнарек придет в девять миров, Фенрир поглотить без остатка солнце. Но стоит отметить, что до этого момента Солнце смогло породить своего предшественника. И новое создание уже начало свой новый путь. Но затмение станет не единственной проблемой жителей девяти миров. Их еще ждут мощные звездопады. Но страшный исход коснется не только небесных светил. Земля также покажет свою силу и мощь путем землетрясений. Но только вырванные с корнем деревья и разрушенные горы станут не единственной проблемой землян. Самым страшные станет появление Йормунганда. По его велению моря сотрут границы берегов и покроют собой всю землю, снося все на своем пути. По этому всемирному потопу будет бороздить корабль мертвых. По преданию, основой для его создания служили ногти мертвецов. Его пассажирами стали многочисленные воины из рода инеистых великанов. Сражаться они будут во главе с Локи. Эта армия направится на Асгард с целью его завоевания.


Для того чтобы отсрочить день Рагнарека, скандинавские племена, прежде чем захоронить мертвецов, отрезали у них ногти. По их мнению, таким образом корабль будет создаваться гораздо дольше, и роковой момент можно будет перенести.

Свою роль в скандинавской мифологии играют и великаны, прибывшие из Муспельхейма. Они также пойдут на Асгард. Пройдя через радужный мост, великаны вступят в последнюю битву с асами. Войско Асгарда будет сражаться под руководством великого Одина. На этом этапе радужный мост будет окончательно разрушен. Также губительным станет то, что все боги и существа скандинавской мифологии не смогли примериться и сражались до последней капли крови.

Далее свои разрушительные действия вновь предпримет Фенрир. Съеденное им солнце уже давно переварилось, и пес решит найти себе новую жертву. Так, Фенрир забрал жизнь у Одина. Но и сам пес после такого злодеяния не смог просуществовать долго. За Одина отомстил Видар. Многие боги в тот день сражались очень самоотверженно. Так, в поединок с жутким Гармом вступил Тюр. Борьба была кровавой и, к сожалению, обреченной на кончину обоих. Аналогичный исход получило сражение между Локи и Хеймдаллем.

Тор в этой войне взял на себя Йормунганда. Несмотря на его величественность и силу, бог грома не смог уцелеть. Он поразил насмерть Йормунганда и, казалось, мог бы выжить после битвы, но яд змея отравил его. Как говорится в предании, Тор смог сделать лишь девять шагов и тут же упал без дыхания.

Полное уничтожение девяти миров произойдет в процессе сражения Фрейра и Сурта. Оба они обладали невероятной силой и совершенно не могли определить победителя в своем поединке. Так, Сурт перешел на самые крайние и необратимые меры — он срубил дерево жизни. Этот его поступок спровоцировал страшный пожар. В горящем пламени и закончили свое существование божества из скандинавской мифологии.

Галерея

Кхарн при штурме Арматуры вместе с Несущими Слово (иллюстрация к роману «Предатель. Кровь Кровавому Богу») Кхарн во время Ереси Дитя Крови Плазменный пистолет Кхарна Шлем Кхарна Доспех Кхарна Кхарн Предатель (обложка к Traitor’s Hate) Кхарн Предатель (миниатюра) Кхарн Предатель (официальная миниатюра) Добавить фото в галерею

Войска (Космодесант Хаоса)
Командование Лорды Хаоса • Чемпионы Хаоса • Демон-принцы • • Тёмные апостолы • Кузнецы войны • Кузнецы варпа
Элита • Чернокнижники • Избранные Хаоса • Терминаторы Хаоса • Облитераторы • Расчленители
Пехота Космодесантники Хаоса • Одержимые • Культисты • Разорители • Рапторы • Берсерки Кхорна • Шумовые десантники • Чумные десантники • Големы Рубрики • Когти Варпа
Дредноуты Хаоса Хэлбрут • • • •
Техника Мотоциклисты Хаоса • Демонические машины • Лендрейдер Хаоса • Хищник Хаоса • • Поборник Хаоса • Осквернитель • Стальной изверг • Изверг-истязатель • Владыка Черепов • Лорды-дискорданты
Тяжёлая техника Разящий клинок • Тифон • Сикаран •
Авиация Предвестник • Адский Клинок • Хель-дракон • Адский Коготь • Громовой Ястреб
Призываемые войска Высшие демоны • Низшие демоны • Демонические создания
Персонажи Абаддон Разоритель • Ариман • Люций Вечный • Кхарн Предатель • Тифус • Гурон Чёрное Сердце

Герои, конунги и другие люди

Зигфрид и Брюнхильда. Иллюстрация Артура Рэкема к опере Р. Вагнера.

  • Гюльфи — легендарный шведский конунг, услышавший рассказы Гифеон об асах и отправившийся на их поиски; после долгих странствий в награду за своё рвение получил возможность поговорить с тремя асами (Высоким, Равновысоким и Третьим), ответившими на его вопросы о происхождении, устройстве и судьбах мироздания. Ганглери — имя, которым назвался конунг Гюльфи, принятый для беседы асами.
  • Гроа — волшебница, жена знаменитого героя Аурвандиля, лечила Тора после поединка с Грунгниром.
  • Виолектрина — явилась Тору перед его побегом.
  • Вольсунг — сын короля франков Рерира, данный ему асами.
  • Кримхильда — супруга Зигфрида.
  • Валькирия Эльрун — супруга
  • Манн — первый человек, прародитель германских племён.
  • Нибелунги — потомки цверга, собравшего неисчислимые сокровища, и все владельцы этого клада, несущего на себе проклятье.
  • Зигфрид (Сигурд) — герой, совершивший множество подвигов.
  • Хаддинг — герой-воин и волшебник, пользовавшийся особым покровительством Одина.
  • Хёгни (Хаген) — герой — убийца Зигфрида (Сигурда), затопивший в Рейне клад Нибелунгов.
  • Хельги — герой, совершивший множество подвигов.
  • Холт − древний воин, оберегавший племена скандинавов от гнева бога огня и хитрости Локи.
  • Аск — первый на земле мужчина, которого асы сделали из ясеня.
  • Эмбла — первая на земле женщина, сделанная асами из ивы (по другим данным — из ольхи).

Среда — день Одина

Имя Одина-Вотана восходит к древнегерманскому корню -wut- (букв. «неистовство», «буйство», «бушевать», «воинственный»). Языковеды и историки культуры пришли к заключению об изначальном единстве религиозных представлений древних германцев, почитавших одних и тех же богов. Свидетельством этого стали названия дней недели. Переняв от римлян семидневную неделю, германцы, как пишет М. Элиаде, заменили названия дней именами своих божеств. Одину досталась среда, у римлян — «день Меркурия», dies Mercuri, а у древних германцев — «день Одина (Водена)»: Wuotanestac (древневерхненемецкий), Wednesday (английский), Woensdag (нидерландский), Odinnsdagr (древнескандинавский) и др. Так что правильнее говорить не о том, что древние римляне отождествляли Одина с Меркурием, а о том, что древние германцы восприняли римского бога Меркурия в отождествлении с понятным им образом грозного божества войны — Одином.


С этим читают