Истина, её виды и критерии истинности

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория . Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания

Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину , чего бы она ни касалась.

Литература[править | править код]


В Викицитатнике есть страница по теме

Батищев Г. С. Истина и ценности // Познание в социальном контексте. — М.: ИФРАН, 1994.

Бердяев Н. А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи

Бердяев Н. А. Истина Православия на портале «Философия в России»

Болдачев А. В. Эмоционально-познавательная концепция истины

Гадамер Х. Г. Что есть истина? // Логос. Философско-литературный журнал. Вып. 1. М., 1991. С. 30-37.

Даммит М. Истина на портале «Философия в России»

Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике на портале «Философия в России» и в Открытой российской электронной библиотеке

Желнов М. В. «Cущность свободы как истина» и «Сущность истины как свобода» (Идеи Ф. Шеллинга и М.Хайдеггера в наши дни) на портале «Философия в России»

Куликов, С. Б. Онтологические предпосылки смысловых вариаций понятия истины (на материале западной философии). Автореферат дис. … канд. филос. наук. 09.00.01 — Томск, 2004. — 16 с.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины

Остин Дж. Истина на портале «Философия в России»

Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие? // Вопросы философии. № 2. 2008.

Стросон П. Значение и истина // Аналитическая философия: Становление и развитие. — М., 1998. — С. 213—230.

Тарский А. Понятие истины в языках дедуктивных наук // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. М.: РОСПЭН, 1999.

Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики / Пер. А. Л. Никифорова.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть I. Вопрос 16: Об истине; Вопрос 17: О лжи // Фома Аквинский. Сумма теологии: Часть первая: Вопросы 1—64 / Пер. А. В. Аполлонова. М.: Издатель Савин С. А., 2006.

Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы об истине.

Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности в библиотеке Максима Мошкова

Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Историко-философский ежегодник. 1986. М.: Наука, 1986. С. 255—275 .

Абсолютная и относительная истина

Самая распространенная классификация выделяет абсолютную и относительную истину.

Абсолютной истиной является полная идентичность знаний тому, что есть в реальности. Критерием данного вида истины является неизменность. Абсолютно истинные знания опровергнуть нельзя.

По мнению многих, абсолютная истина недостижима. Это спорное утверждение. Конечно, в вопросах о мире и обществе, добре и зле, жизни и смерти абсолютной истины быть не может, она невозможна. Но в отдельных аспектах познания абсолютная истина вполне имеет место быть.

Вот некоторые примеры абсолютной истины:

  • нельзя делить на нуль;
  • люди с клаустрофобией боятся замкнутых пространств;
  • день рождения только один раз в год;
  • пингвин не умеет летать;
  • все живые существа смертны.

Знаний, которые обладают абсолютной истиной, не так уж много, так как сложно соответствовать огромному числу критериев абсолютной истины.

Чаще всего люди рассказывают о предметах или явлениях только с какой-то одной, известной им стороны.

Относительной истиной является соответствие знаний реальности не в полной мере. На протяжении какого-то промежутка времени данные суждения могут смениться новыми или быть откорректированы исходя из изменившихся обстоятельств. Их подлинность не является стопроцентной, и имеет зависимость от времени и социальных, экономических, исторических условий.

Примеры знаний, являющихся относительно истинными:

  • в зимний период на улице холодно (чаще всего так и есть, но иногда в ноябре (осенью) и марте (весной) бывает холоднее, чем на протяжении зимних месяцев, поэтому данная истина является относительной);
  • все в мире состоит из молекул (данной знание является относительно истинным, ввиду его неполноты, ведь позже наука установила, что молекулы не являются самой мелкой частью вещества, ведь молекулы состоят из атомов, а атомы в свою очередь – из электронов).

Также истина в зависимости от того, была ли она пропущена через сознание человека, может быть объективной и субъективной.Примером субъективной истины является правда. Ведь она зависит от субъективного отношения человека к тому, что произошло в действительности. И у каждого человека это отношение может быть разным, как и видение одной и той же ситуации. Поэтому не зря говорят, что у каждого своя правда.

Примечания

  1. Истина // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. — 1072 с. — ISBN 5-8297-0050-6.
  2. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  3. Алексеев П. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  4. Успенский Б. А. Семантика «правды» и «истины» в связи с распределением функций церковнославянского языка // Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М., 1994, с. 191
  5. Знаков В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания //Вопросы психологии. – 1994. – №. 2. – С. 55-64.
  6. Смирнова Е. Е. Смысловое наполнение концептов ПРАВДА и ИСТИНА в русском языковом сознании и их языковая объективация в современной русской речи //Нижний Новгород. – 2016.
  7. Чудинов Э. М. Природа научной истины. — 2 изд. — М.: УРСС, 2010. — 312 с. ISBN 978-5-397-01376-5
    • Швырёв В. С. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. Восхождение от абстрактного к конкретному // Философский энциклопедический словарь. — Советская энциклопедия (рус.). — М., 1983. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.— М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  8. , с. 67—69.
  9. .
  10. , с. 30.
  11. Кохановский В., Яковлев В. История философии
  12. Армстронг К. История Бога: Тысячелетние искания в иудаизме, христианстве и исламе
  13. Мень А. В. Сын Человеческий//«Смена», 1990, № 6-12 текст книги

Примеры относительной истины

В качестве примера относительной истины, зависящей от местоположения субъекта, можно привести такой факт: человек утверждает, что на улице холодно. Для него это — истина, казалось бы, абсолютная. Но у людей в другой части планеты в это время жарко. Следовательно, говоря о том, что за окном холодно, подразумевается лишь конкретное место, а значит, эта истина относительная.

С точки зрения восприятия человеком реальности можно также привести пример погоды. Одинаковая температура воздуха разными людьми может переноситься и ощущаться по-своему. Кто-то скажет, что +10 градусов — это холодно, а для кого-то это вполне теплая погода.

С течением времени относительная истина постепенно преобразуется и дополняется. К примеру, еще несколько столетий назад туберкулез считался неизлечимой болезнью, и люди, заразившиеся им, были обречены. На тот момент смертельность этой болезни не подвергалась сомнению. Сейчас же человечество научились бороться с туберкулезом и полностью излечивать заболевших. Таким образом, с развитием науки и сменой исторических эпох поменялись представления об абсолютности и относительности истины в этом вопросе.


Философская истина: понятие, виды, критерии

Философия прошла долгий путь развития, всегда во всём сомневалась и сомневается по сей день. К ней относились по-разному, но её это никогда не смущало. Философия вечна, и это утверждение останется идеальной истиной, которую никто никогда не сможет оспорить. Она останется истиной в любое время, в любой ситуации, в любом месте при любом положении вещей.

Основной смысл понятия «истина» — соответствие знания действительности. Такой вариант интерпретировать сложнее, чем утверждение истины как единства мышления и бытия. Знания приобретаются и шлифуются с целью познания действительности, а действительность — более конкретное понятие, чем мышление и бытие. Тем более, что посыл «единства…» — звучит как демократический лозунг, а демократия и наука — вещи совершенно не совместимые.

Когда так сформулирована истина, понятие её основных видов действительно огранивается, и это признак правильного подхода: стабильность и сужение области допустимого решения — здесь строгая математика полностью на стороне философии.

Объективность — ключевое слово во всём, особенно оно существенно для истины. Ссылка на объективные обстоятельства, несомненно, подтвердит истинность достигнутого решения. Абсолютность, как независимость от чего-либо, универсальна и относима к истине на правах, аналогичных относительности.

Критерии, определяющие виды истины, зависят от позиции той или иной теории об истине, но в совокупности апеллируют к четырем позициям:

  • чувственность, то есть возникает положительное ощущение;
  • ясность и отчетливость, то есть строгое решение, как в математике;
  • согласованность, то есть ничто не позволяет обнаружить пробел;
  • практичность, то есть истина явно не бесполезна.

Не следует, однако, принимать всё на веру. Все четыре позиции, как основание системы счисления в математике, допускают подмену фундамента. Но все четыре позиции задают вполне обоснованную канву для достижения истины.

Буддийское представление об абсолютной и относительной истине

В буддзме под абсолютной истиной понимается истина высших смыслов (парамартха сатья), доступная пониманию тех, кто сумел во всеобщей относительности природы становления, среди обыденных представлений и научных теорий, разглядеть все многообразие обусловленных вещей и явлений как проявление сознания и открыть в себе абсолютную природу ума. «Узреть то, что условно называется Абсолютом», по словам Нагарджуны (II-III вв.). В «Мула-мадхъямака-кариках» он писал: «Дхарма Будд Покоится на двух истинах: Истине, обусловленной мирскими значениями, И истине наивысшего смысла (абсолютной). Те, которые не знают различия Между этими двумя истинами, Те не знают сокровенной сути (высшей реальности) В буддийском Учении. Без опоры на обыденное значение Не постигнуть наивысший (абсолютный) смысл, Без обретения абсолютного смысла Не достигнуть прекращения череды рождений (сансары). (XXIV, 8-10).

В буддийской философии критерием истины также является практика.

В тантрах Алмазного пути (Ваджраяны), например, в Гухьягарбха-тантре говорится об абсолютной и относительной истине, объясняется, что относительная истина изначально чиста и не создана, и любой объект, любое явление относительной истины пребывает в состоянии великой пустоты .

Учение о двух истинах северного буддизма Махаяны и Ваджраяны своими корнями уходит в раннебуддийскую доктрину о различии подходов в обучении Дхарме. Это учение Нагарджуна установил в качестве опоры доктрины Мадхъямаки . В нем две истины не противостоят друг друга, а являются взаимодополняющими, это одна истина на двух уровнях сознания — обыденно-разумного и духовно-созерцательного. Если первая достигается через обыденные навыки и положительные познания, то вторая открывается в интуитивном познании внезнаковой реальности. Интуитивную истину наивысшего смысла невозможно обрести без предшествующего постижения обусловленной истины, опирающегося на выводы, язык и мышление. На это взаимодополнение двух истин указывает и буддийский термин Дхармата , означающий природу, присущую всему, суть вещей, таковых, какими они являются. Согьял Ринпоче: «Это и есть обнаженная необусловленная истина, природа действительности или истинная природа проявленного существования». Литература: Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: Энциклопедический словарь. М., 2011, С.90; С. 206. Абсолютная и относительная истины: Лекции по философии http://lects.ru/ » target=»_self» >lects.ru

Согьял Ринпоче. Книга жизни и практики умирания.

В философии существует несколько основных понятий, среди которых стоит выделить в первую очередь определения непосредственно самой абсолютной, а также относительной. Обратившись к словарям и справочникам, можно выделить наиболее ёмкое определение, которое представляет собой следующее понятие: истина — это доказанное заявление, принимаемое в качестве правды; соответствие реальности. Что представляют собой примеры относительной истины?

Теории истины.


Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины:

  1. Эмпирическая: истина – это все знание, основанное на накопленном опыте человечества. Автор – Френсис Бэкон.
  2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием.
  3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека, откуда ее надо извлекать.
  4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
  5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.

Отличие истинного от ложного сторонниками разных течений

Рационалисты

Представители этого течения считали, что самое главное в процессе постижения – это человеческий разум, поэтому именно он является тем определяющим фактором, который должен решать, что правильно, а что нет. С помощью законов логики рационалисты готовы проверять любые утверждения на прочность и выявлять их слабые места посредством логических умозаключений.

Сенсуалисты

Данный спектр ученых считает, что наиболее правильные знания несут человеку его чувства. Именно поэтому считать что-то разумным и правильным можно только на основании того, что так подсказывают философу его органы восприятия.

Если вы видите перед собой черный цвет, то для сенсуалиста этого зрительного образа достаточно, чтобы утверждаться про истинность суждения, что перед вами именно черный цвет. Другие виды доказательств таких людей мало интересуют, так как они считаются идеалистическими или слишком запутанными.

Эмпирики

Люди, которые отдают решающее значение опыту и получению знаний из конкретной деятельности и ее анализа. Для них правильность определенных мыслей и умозаключений определяется таким решающим критерием, как опыт.

Если событие из раза в раз повторяется и приводит в нашем ощущении и опыте к одним и тем же предсказуемым результатам, то оно может считаться хорошо понятым и осмысленным.

Скептики

Данное философское течение под названием скептицизм подразумевает, что человек, разделяющий его, должен подвергать сомнению любые знания, не пытаясь увидеть в них абсолютной и непоколебимой истины. Скептики выражают сомнения по поводу того, что мы вообще можем познать что-то в полноте.

Агностики

Еще одно массовое течение философской направленности, представители которого выражают следующую мысль: познать окружающий мир невозможно, так как человек слишком ограничен, а мир слишком огромен.

Именно поэтому люди никогда не смогут достигнуть вершин познания, не построят универсальный вариант науки или философии, который сможет объяснить явление исчерпывающе.

Понятие истины и основные определения

Понятие истины является одним из ключевых элементов философии, в частности, такого его раздела, как эпистемология или теория познания. Согласно наиболее простому и лаконичному понятию, истина — это одна из характеристик мышления в отношении к объекту мышления. То есть если мысль соответствует предмету, то она является истинной. В конечном счёте проблема истинности сводится к возможности получения достоверных данных о некотором объекте.

Постановкой проблем эпистемологии и последующим их решением занимались многие философские школы. На основании сведений, собранных этими школами, и разработанных концепций, можно сказать, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина». При этом необходимо учитывать, что во многом сами определения этих школ связаны с их подходом к постулированию понятия истинного. В конспективном виде их можно представить в следующих предложениях, содержащих информацию об истине, высказанных в разное время различными философами:

  1. Ф. Бэкон: «Все знание о мире обосновывается только опытом» (эмпиризм).
  2. Д. Юм: «Только при помощи ощущений можно познавать мир» (сенсуализм).
  3. Р. Декарт: «Достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума» (рационализм).
  4. И. Кант: «Вещь в себе непознаваема» (агностицизм).
  5. М. Монтень: «Получать достоверные знания о мире нельзя» (скептицизм).

С развитием общества менялись не только представления о содержании понятия, но и набор фактов и событий, который можно было бы считать истинным. Так, в Древнем Египте считалось вполне очевидным, что после смерти душа человека отправляется в загробный мир на суд Осириса. В Древней Греции люди считали, будто олимпийские боги часто вступают в контакт со смертными женщинами, отчего рождаются герои (например, Геракл). Средневековое сознание делало возможным существование людей с пёсьими головами, а многие мыслители и учёные находились в поисках философского камня — то есть вещества, способного обратить все в золото.

Сейчас все эти представления кажутся глупыми суевериями, однако для людей прошлых эпох они составляли такую же реальность, как для нас молекулярная картина мира и теория эволюция. Это подталкивает к простому выводу: истина может быть как абсолютной, так и относительной, и соотношение этих категорий изменяется во времени.

Понятие истины. Истина и правда.

Понятие истины – сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина – это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

В повседневной жизни истина – это синоним правды. «Истина в вине», — говорил Плиний Старший, подразумевая, что под влиянием определенного количества вина человек начинает говорить правду. На самом деле эти понятия несколько различаются. Истина и правда – обе отражают реальность, но истина – это больше логическое понятие, а правда – чувственное. Сейчас наступает момент гордости за наш родной русский язык. В большинстве европейских стран эти два понятия не различают, у них это одно слово («truth», «vérité», «wahrheit»). Откроем Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: «Истина — … все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; … правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота». Итак, можно сделать вывод, что правда – это нравственно ценная истина («Мы победим, с нами правда»).

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины:

  1. Эмпирическая: истина – это все знание, основанное на накопленном опыте человечества. Автор – Френсис Бэкон.
  2. Сенсуалистическая (Юм): истину можно познать только сенситивно, ощущением, восприятием, созерцанием.
  3. Рационалистическая (Декарт): вся истина уже заключена в разуме человека, откуда ее надо извлекать.
  4. Агностическая (Кант): истина неопознаваема сама по себе («вещь в себе»).
  5. Скептическая (Монтень): ничто не истинно, человек не способен на получение сколько-нибудь достоверных знаний о мире.

Критерии истины в философии и обществознании

Философы и ученые очень озадачены правильным определением объективности знания, ведь именно перед ними стоит проблема его получения, осмысления и систематизации.

Обычно взгляды этих людей в данном вопросе схожи, поэтому разделять их отдельно особого смысла нет. Разве что стоит оговориться, что для ученых практиков очень важны не простые размышления обо всем и ни о чем, а такие знания, которые принесут им конкретную пользу и помощь в исследованиях.

Главные критерии, которые выставляются к истине в философии и естествознании, звучат так:

  • она должна соответствовать законам логики,
  • не противоречить ранее открытым законам,
  • соответствовать фундаментальным понятиям и законам,
  • иметь простое и экономичное выражение,
  • иметь практичность в применении.

Если некоторые пункты по отношению к новому значению не оправдываются, к примеру, не работают законы логики, то любой достойный ученый не будет спешить принимать его за чистую правду.


С этим читают