Этапы детства: что нужно знать, чтобы вырастить счастливого человека

Содержание

Разные взгляды

В психологии нет единого мнения о том, какие бывают возрастные категории людей. Каждый специалист выделял свои этапы и обосновывал решение иными взглядами на проблему.


Эльконин

Больше всего распространены представления о возрастных периодах жизни человека, которые были выведены Элькониным. Он разделил весь этап существования человека на раннее детство, дошкольный возраст, школьный возраст.

Свою классификацию он разработал только для детей, т.е. до достижения 18 лет. Именно она стала основной для использования в образовательной сфере. Эльконин считал, что дальнейшее разделение невозможно. Вся проблема в том, что взрослые люди имеют большое многообразие путей.

Важно! В зависимости от обстановки в стране менялись представления поколений о жизни. После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды

Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки

После 18 лет сложно выделить какие-то возрастные периоды. Слишком много факторов влияет на личность: обучение, работа, служба в армии и т.п. У каждого индивида – свои чувства и ценности, которые влияют на поступки.

Пифагор

В древние времена ученые тоже имели много представлений об окружающем мире. Возникновение теории Пифагора связано со сменой времен года. Так, он считал, что весна – это момент появления жизни, начало существования, поэтому это время года ассоциируется с рождением.

Период лета соотносился с взрослением. В это время человек расцветал и демонстрировал свои лучшие качества. Такое время еще можно называть этапом буйного роста.

Осень – это пора зрелости, когда человек умудрен опытом и знает, чего хочет от жизни. Индивид становится мудрым, уравновешенным и готовым принимать различные точки зрения.

Зима – это угасание жизни, которое приходит со старостью. Человек не боится смерти, так как он хорошо понимает, что срок его существования подошел к концу.

Выготский

Особенность подхода ученого заключалась в том, что ему удалось связать периоды стабильности и кризиса. В момент рождения малыш попадает в кризис, потом спокойно развивается до года и снова попадает в кризис.

В годовалом возрасте ребенок сталкивается с критической точкой развития

Следующий кризис приходится на три года, после чего покой длится до семи лет. Человеческая психика формируется под воздействием новой среды. Поэтому не стоит бояться появления критических моментов, так как они нужны для улучшения работы организма.

Ребенок учится познавать собственные чувства. Поэтому в подростковый кризис он изучает себя, свою привлекательность и испытывает первую влюбленность. Ему интересны не только принятые нормы, но и нечто запретное.

Выготский также подчеркивал, что кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. Некоторые его последователи уверены в том, что индивид их переживает каждое десятилетие.

Фрейд

Психоаналитик тоже внес свою лепту в развитие представлений о возрастной периодизации. Его периоды стали называться по тому, каким умением овладевал ребенок на определенном этапе развития.

Первый – это оральный. Малыш может сосать грудь или бутылочку, насыщение приносит ему удовольствие. Анальный – длится с года до трех лет, в это время ребенок учится контролировать позывы в туалет.

В дошкольный период малыш переживает фаллическую стадию, т.е. осознает свой пол

Латентный этап длится с 6 до 12 лет. В это время дети интересуются социальной сферой. Генитальный – начинается с 12 лет и длится до 18 лет. В этот период подросток осознает сексуальность.

В философии, психологии, социологии, биологии есть свои взгляды на возрастную периодизацию. Единого мнения среди специалистов пока нет.

Полноценное общение ребенка со взрослыми

Нужно понимать, что в этот период жизни, малыш более инициативен в плане общения со старшим поколением. Он учится сотрудничать и проявлять настойчивость в тех или иных вопросах. Одновременно с этим у малыша очень развита доверчивость, поэтому он эмоционально открыт.

Дети нуждаются в проявлении любви и ласки

Для ребенка важно похвала взрослого, а порицание вызывает у него грусть и злость. В возрасте до 3 лет закладывается основа психологического здоровья малыша, поэтому родители должны научиться давать ребенку все то, что нужно ему для того, чтобы сформироваться как полноценной личности

Примечания

  1. Кон, И. С. Ребенок и общество. — М. : Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с. — ISBN 5-7695-1420-5.[]
  2. Сосновский Б. А. Психология. — М.: Юрайт — 2005. — С. 420.
  3. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна. Общаться с ребёнком. Как?. — 5-е издание, исправленное и дополненное. — М.: АСТ, Астрель, . — 240 с. — 30 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4, ISBN 5-271-15458-0, ISBN 978-5-17-040867-2.
  4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?. — Москва: АСТ, с по год. — 256 с. — общий тираж более 50 000 экз. — ISBN 978-5-17-053537-8.
  5. Ф. Арьес. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999. — ISBN 5-7525-0740-5.
  6. Азаров А. И. // Этнография детства: Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Отв. ред. Н. А. Бутинов, И. С. Кон. — М.: Наука, 1992. — С. 85—119. — 191 с.
  7. Jules Henry. Jungle People. A Kaingang Tribe of The Highlands of Brazil / Ruth Benedict. — New York: Vinage Book, 1964. — 222 с.
  8. Ури Бронфенбреннер. Два мира детства: дети в США и СССР. — Москва, 1976.
  9. . WildKids | Дикие Детки. Дата обращения 29 декабря 2015.

Текст из документа «detstvo»


Раннее и первое детство. Реферат

Ранее и первое детство.

Москва 2002 г.

Общая характеристика. 2

Биологическое развитие ребенка. 3

Раннее детство. 3

Зубной возраст. 3

Первое детство. 4

Соматический возраст. 4

Зубной возраст. 5

Костный возраст. 6

Психологическое развитие ребенка. 6

Самосознание. 6

Волевое поведение. Произвольность. 8

Практическое овладение языком и осмысленность речи. 8

Половая идентификация. 9

Значение имени. 9

Используемая литература: 10

Общая характеристика.

В соответствии с принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в Москве в 1965 году считается, что ранее детство охватывает период от 1-го до 3-х лет, первое детство – от 3-х до 7-ми лет.

От 1 года до 7 лет вторичные половые признаки мало выражены, преобладает «тип малого ребенка» с относительно крупной головой и туловищем, сравнительно короткими конечностями, слабой мускулатурой, не способной к сильным и длительным сокращениям, хорошо развитым подкожным жироотложением, отсутствием отчетливого подразделения туловища на грудной и брюшной отделы, еще не сформировавшимися окончательно изгибами позвоночника, большой подвижностью суставов, слабо развитым челюстным аппаратом, округлым лицом и т. д. Этот период иногда называют нейтральным детством, ибо девочки и мальчики этого возраста почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Правда, у девочек сильнее развита жировая ткань, а в 7 лет у них начинается, формирование женской формы тазовой области (утончается талия, расширяется таз, утолщается подкожная жировая клетчатка в области таза). Подчеркнем, что в нейтральном детстве и наши дни неоднократно приходится адаптироваться к новым условиям социального существования — при поступлении в ясли, ходе в детский сад, в школу. Для этого организм ребенка должен обладать достаточной функциональной готовностью. Поэтому в каждом индивидуальном случае, помимо оценки здоровья и интеллектуального развития, необходима комплексная оценка биологического возраста ребенка, чтобы не нанести ему вреда.

Это один из важнейших периодов в жизни человека: именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие; закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу

Специальные исследования показали, что некоторые 6-летние дети, еще не достигшие школьной зрелости, в течение всего учебного в подготовительном классе школы (при занятиях по традиционному режиму) слабо приспосабливались к новым условиям, проявляли низкую работоспособность и учебную активность по сравнению со своими «зрелыми» сверстниками. Эти качества у «незрелых» детей сохранялись и в последующие 3 года. Поэтому теперь для 6-летних разработан новый режим учебных занятий.

Биологическое развитие ребенка.


Биологический возрастназывают также возрастом развития: он отражает рост, развитие, созревание, старение организма. Определяется биологический возраст совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Несомненно, биологический возраст является функцией времени, но при этом временные интервалы, в течение которых происходят возрастные сдвиги в организме, гораздо менее четки, чем для хронологического возраста человека, который называют также календарным, или паспортным.

Как правило, биологический возраст конкретизируют, выделяя возраст физиологический, морфологический, костный, зубной и т. п. в зависимости от того, какие критерии (отражающие уровень биологического развития всего организма) берут за основу оценки. Индивидуальный биологический возраст отражает степень соответствия уровня морфофизиологического развития индивидуума среднему уровню аналогичных показателей его сверстников.

Клеточная теория, мужики, методы

1. Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению, химическому составу и функционированию. Это говорит о родстве (общем происхождении) всех живых организмов на Земле (о единстве органического мира).

2. Клетка является:

  • структурной единицей (организмы состоят из клеток)
  • функциональной единицей (функции организма выполняются за счет работы клеток)
  • генетической единицей (клетка содержит наследственную информацию)
  • единицей роста (организм растет за счет размножения его клеток)
  • единицей размножения (размножение происходит за счет половых клеток)
  • единицей жизнедеятельности (в клетке происходят процессы пластического и энергетического обмена) и т.п.

Все новые дочерние клетки образуются из уже существующих материнских клеток путем деления.

4. Рост и развитие многоклеточного организма происходит за счет роста и размножения (путем митоза) одной или нескольких исходных клеток.

Мужики

Гук открыл клетки.

Левенгук открыл живые клетки (сперматозоиды, эритроциты, инфузории, бактерии).

Броун открыл ядро.

Шлейден и Шванн вывели первую клеточную теорию («Все живые организмы на Земле состоят из клеток, сходных по строению»).

Методы

1.

Световой микроскоп увеличивает до 2000 раз (обычный школьный – от 100 до 500 раз). Видно ядро, хлоропласты, вакуоль. Можно изучать процессы, происходящие в живой клетке (митоз, движение органоидов и т.п.).

2.

Электронный микроскоп увеличивает до 107 раз, что позволяет изучать микроструктуру органоидов. Метод не работает с живыми объектами.

3. Ультрацентрифуга. Клетки разрушаются и помещаются в центрифугу.

Компоненты клетки разделаются по плотности (самые тяжелые части собираются на дне пробирки, самые легкие – на поверхности). Метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды.

Критерии и принципы

Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя следующие критерии, которые являются базовыми в анализе психофизиологического развития детей младшей, средней и старшей возрастной группы:

  • на протяжении всех эпох своего взросления дети находятся в условиях беспрерывного взаимодействия с одушевлёнными и неодушевлёнными объектами окружающей среды;
  • взрослые люди, находящиеся в ближайшем окружении ребёнка, оказывают непосредственное влияние на формирование его личности и процесс построения сознания;
  • ведущая деятельность всех детей основывается на 2 основных сферах взаимодействия, которые включают в себя социальную связь «ребёнок — общественный предмет» или «ребёнок — общественный взрослый»;
  • во время познания окружающего мира дети не могут получить исчерпывающую информацию о физических свойствах предмета без непосредственного участия взрослых людей;
  • объекты окружающей среды выступают только в роли социально-бытовых ориентиров;
  • приобретение навыков и социализация ребёнка осуществляется только во время одновременного контакта с предметами ближайшего окружения и взрослыми людьми;
  • в период приобретения опыта социальных, бытовых и психоэмоциональных контактов у детей происходит всестороннее развитие интеллекта, а также приходит понимание того, что они являются частью общества;
  • взрослый человек выступает для ребёнка в качестве носителя конкретных видов бытовой или социальной деятельности, подчиняющийся общественным нормам;
  • все эпохи и этапы развития детей подчиняются операционно-технической и мотивационно-потребностной линии, которые запускают механизм формирования личности ребёнка.

Возрастная периодизация по Эльконину включает в себя вышеперечисленные критерии, которые применяются в процессе описания особенностей социального, бытового и психологического развития ребёнка, находящегося на определённом этапе своего развития.

В таблице ниже подробно описаны основные принципы возрастной периодизации, разработанной Д.Б. Элькониным:

Название принципов

Описание базовых принципов

Исторический Руководство данным принципом позволяет провести эффективный анализ и аналогию детского развития в разные временные эпохи. При этом учитываются социальные, бытовые и психологические условия жизни ребёнка, проживавшего в конкретный исторический период.
Биогенетический Этот принцип предусматривает изучение проблем и особенностей детского развития с учётом влияния ряда факторов, присутствующих на определённом отрезке взросления ребёнка. Биогенетический принцип включает в себя изучение условий, в которых он произрастал, объектов окружающей среды, межличностных отношений внутри семьи. Определение движущих сил, являющихся частью психологического развития детей, является обязательным условием составления правильной возрастной периодизации.
Аналитический Данный принцип включает в себя глубокий анализ формирования базовых аспектов жизни, эмоциональной и волевой сферы ребёнка. Также тщательному изучению подлежит уровень интеллекта и поведенческие особенности, характерные для детей конкретного возрастного периода. Полученные результаты исследования систематизируются на основании общих критериев.
Сравнение факторов В процессе взросления психика ребёнка подвергается влиянию различных факторов, присутствующих в общеобразовательных учреждениях, семье, на улице. Во время составления возрастной периодизации данные аспекты не могут быть оставлены без надлежащего внимания.
Стабильность развития Период взросления ребёнка и формирование его личности предусматривает наличие определённого отрезка времени, в течение которого он познает мир, знакомится с объектами окружающей среды, взрослыми людьми, являющимися носителями поведенческих норм и жизненных задач. В этот период у детей не возникает социальных конфликтов и потребности в переходе на новый уровень развития.
Критические периоды взросления По мере психологического взросления ребёнка его сознание переходит на более новый уровень взросления. Дети нуждаются в получении новой информации, изучении большого количества объектов окружающей среды, знакомстве и общении с другими людьми, которые не являются частью их привычного общества. Возникновение возрастных кризисов является предвестником начала нового периода жизни и развития личности ребёнка.

Возрастная периодизация по Эльконину предусматривает физическое и психологическое взросление детей. Переходы на новый этап развития сопровождаются резким изменением внешних данных и личностных характеристик.

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

Л. С. Выготский представлял процесс развития ребенка как переход между возрастными ступенями, на которых происходит плавное развитие, через периоды кризисов. Периоды стабильного и кризисного развития по Выготскому:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1—3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3—7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7—13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13—17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

Основная статья: Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Периодизация Эльконина является наиболее общепринятой в российской возрастной психологии.

Теория психосоциального развития Эрика Эриксона

Основная статья: Психосоциальное развитие


Э. Эриксон выделяет восемь фаз в психосоциальном развитии человека. Каждая из этих фаз, как и фазы в психосексуальном развитии по Фрейду, имеет свои задачи и может разрешиться благоприятно или же неблагоприятно для будущего развития индивида. Примерное соответствие этих фаз возрасту:

  • Младенчество (от рождения до 1 года)
  • Раннее детство (1—3 лет)
  • Игровой возраст, дошкольный (4—6 — 7 лет)
  • Школьный возраст (7—8 — 12 лет)
  • Юность (13—19 лет)
  • Молодость (от 19 до 35-39 лет) — начало зрелости, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, годы до начала среднего возраста
  • Взрослость, зрелость (от 35-39 до 60 лет) — период, когда человек прочно связывает себя с определенным родом занятий, а его дети становятся подростками
  • Старость (от 60 лет) — период, когда основная работа жизни закончилась

Классификация АПН СССР (1965)

В 1965 году на симпозиуме Академии педагогических наук СССР была принята следующая возрастная периодизация:

  • Новорождённые — от 1 до 10 дней
  • Грудной ребёнок — от 10 дней до 1 года
  • Раннее детство — от 1 до 2 лет
  • Первый период детства — от 3 до 7 лет
  • Второй период детства — от 8 до 12 лет (муж.); от 8 до 11 лет (жен.)
  • Подростковый возраст — от 13 до 16 лет (муж.); от 12 до 15 лет (жен.)
  • Юношеский возраст — от 17 до 21 года (муж.); от 16 до 20 лет (жен.)
  • Средний возраст
    • первый период — от 22 до 35 года (муж.); от 21 до 35 лет (жен.)
    • второй период — от 36 до 60 года (муж.); от 36 до 55 лет (жен.)
  • Пожилые люди — от 61 до 75 года (муж.); от 56 до 75 лет (жен.)
  • Старческий возраст — от 76 до 90 лет
  • Долгожители — старше 90 лет

Биологический возраст

Возрастная периодизация в медицине опирается на соответствующие возрасту анатомические и физиологические особенности организма. Для периодизации детского возраста учитывается степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Условные периоды биологического возраста:

Возрастные периоды у детей
  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период: от 4-х недель до 1 года
  • Раннее детство (пред-дошкольный период): 1—3 года
  • Дошкольный возраст: 3 года — 6—7 лет
  • Младший школьный возраст: 6—7 — 10/12 лет
  • Подростковый период:
    • девочки: 10 — 17—18 лет
    • мальчики: 12 — 17—18 лет
Возрастные периоды взрослого человека
  • Юношеский период
    • юноши: 17 — 21 год
    • девушки: 16 — 20 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины: 21—35 лет
    • женщины: 20—35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины: 35—60 лет
    • женщины: 35—55 лет
  • Пожилой возраст: 55/60—75 лет
  • Старческий возраст: 75—90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

Выготский о развитии

Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.

Источником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.

Младенчество

Младенец

Кости новорождённого очень мягки вследствие малого содержания солей кальция. Кости черепа у младенцев не имеют швов и соединяются пластинками хряща — . Всего у новорождённого ребёнка имеется шесть родничков, из них два (клиновидный и сосцевидный) — парные. Самый крупный родничок — передний — находится в месте соединения правой и левой половин чешуи лобной и теменной костей. У новорождённого позвоночник имеет вид вогнутой спереди дуги, изгибы начинают формироваться в трёх-четырёхмесячном возрасте. Примерно на шестом-восьмом месяце жизни начинают прорезаться зубы.

Большую часть времени младенцы проводят во сне, просыпаясь от голода или неприятных ощущений. Новорождённые дети проявляют широкий спектр врождённых форм поведения, как простые безусловные рефлексы — хватательный, мигательный, защитный, так и сложные инстинкты, такие, как сосание.

Мышление

Развитие этого навыка осуществляется в несколько этапов. В начале у ребенка появляется элементарное мышление. Это означает, что на протяжении первых трех лет жизни малыш все чаще и продуктивней начинает использовать готовые связи. Через некоторое время ребенок научится использовать предметы для удовлетворения своих потребностей.

В раннем детстве ребенок начинает учиться на своих ошибках и получает первый опыт. Также происходит развитие мышления, которое осуществляется впоследствии каких-либо наглядных действий. Это означает, что если ребенок видит, как взрослые что-то делают, то он запоминает данные манипуляции и впоследствии пытается воспроизвести их самостоятельно. В мозгу малыша начинает проявляться знаково-символическая функция. Это означает, что он осознает, как можно использовать один предмет, чтобы заменить им другой.

Принципы периодизации

«Ступени человеческого века», 1-я половина XIX века

Выготский различал три группы периодизаций (относительно периодизации детства и юности): по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии со стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, фаллический, латентный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.. Существует много периодизаций возрастного развития

Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

  • Первый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
  • Второй период – литический (спокойный).

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений. А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.

Пубертатный период

Пубертатный период длится несколько лет и знаменует переход от детства к взрослому возрасту. Преобладающими переменами являются: соматическое развитие (рост, вес), изменения первичных половых признаков (гениталий) и появление вторичных половых признаков. Параллельно идут изменения всего организма, с коренными перестройками в сфере психики.

Переход от детства к взрослому возрасту протекает неодинаково у разных детей. Пубертатные признаки прогрессируют одновременно, однако разными темпами, и за 4-5-летний промежуток достигают степени развития, характерной для взрослого возраста.

В рамках периода, обычно именуемого пубертатным, выделяют три этапа:

  • препубертатный
  • собственно пубертатный
  • подростковый

Стадии развития по Эриксону

Психолог из США Э. Эриксон выделил в развитии личности несколько психосоциальных стадий, затрагивающих жизнь от раннего детства до юности.

Младенчество – от появления на свет до года

Благодаря заботе матери в этот момент закладываются основы личности, такие как уверенность, чувство доверия, внутренняя определённость. Крошка доверяет социуму, который ограничивается для него личностью матери. Но если мать несостоятельна, ненадёжна, отвергает дитя, то закладывается подозрительность, чувство недоверия.

Раннее детство – 1-3 года

В этот период малыш учится действовать самостоятельно – ползать, стоять, ходить, есть, одеваться, умываться и т. д. На этой стадии его идентичность можно выразить формулой «я сам». Становлению самостоятельности малыша способствует разумная дозволенность. Если наблюдается чрезмерная опека или, наоборот, родители слишком многого ожидают от ребёнка, того, что находится за пределами его возможностей, то в этих случаях он переживает неуверенность в себе, сомнения, стыд, слабоволие и приниженность.

Возраст игр – 3-6 лет

На дошкольном этапе происходит конфликт между виной и инициативой. Детей начинают интересовать разные профессии, они охотно контактируют со сверстниками, пробуют новое, легко идут на воспитание и обучение, видя перед собой конкретную цель. Главным чувством идентичности в этом возрасте становится «я – то, чем я буду». Путём поощрения фантазий, самостоятельности и начинаний ребёнка укрепляется развитие инициативности, творческих способностей, так расширяются границы его независимости. Если же ограничивать деятельность ребёнка и «душить» его контролем, то у него разовьётся чувство вины. Дети с чувством вины скованы, пассивны, не смогут в будущем продуктивно трудиться.

Школьный возраст – 6-12 лет

В этом возрасте ребёнок серьёзно выходит за пределы семейного круга, начинается процесс систематического обучения. Школьники поглощены процессом познания: что, как и из чего получается. Теперь уже идентичность ребёнка можно охарактеризовать словами «я – то, чему смог научиться». В процессе школьного обучения дети усваивают правила активного участия и осознанной дисциплины. Этот период опасен тем, что может возникнуть чувство некомпетентности, неполноценности, сомнения в статусе среди сверстников или в своих способностях.

Юность – 12-19 или 13-20 лет у разных полов

Это важнейший из периодов психосоциального человеческого развития. Выросший из ребёнка, но ещё не ставший взрослым, подросток в это время сталкивается с незнакомыми социальными ролями и специфическим требованиями. Подростки стремятся оценить мир, выстроить к нему своё отношение, стихийно ищут ответы на важные для себя вопросы: «кто я есть?», «кем хочу стать?». Их захлёстывает пронзительное чувство собственной бесполезности, бесцельности, душевного разлада, что порой бросает их к негативной самоидентификации и отклоняющемуся поведению. Ролевая спутанность, кризис идентичности затрудняет выбор между продолжением образования и поиском карьеры. Иногда возникают сомнения в своей половой идентичности. Успешность выхода из кризиса юного периода может выразиться в появлении положительного качества – верности, когда подросток, сделав выбор, найдя свою дорогу в жизни, остаётся верным обязательствам, возложенным на себя, он принимает устои общества и далее их придерживается.

Закономерности детского развития и его периодизация по Выготскому

Советский психолог Л. С. Выготский выделил 4 главные особенности или закономерности детского развития. Цикличность. Процесс развития имеет во времени довольно сложную структуру, содержание и скорость развития на протяжении детства постоянно меняются. Так, нарастание и интенсивное развитие в какой-то момент меняются на затухание и замедление. Ценность месяца в развитии младенца намного больше, чем ценность месяца у подростка, поскольку в первом случае цикл развития более интенсивный. Неравномерность развития разных сторон личности, например, психических функций. В одни периоды психическая функция доминирует, развивается наиболее интенсивно, в то время как развитие других функций отступает в тень и зависит лишь от доминирующей функции. В каждом возрастном периоде начинается перестройка межфункциональных связей, на первый план выступает новая функция, а между остальными функциями устанавливаются новые зависимости. Согласно Выготскому, есть два сменяющих друг друга типа возрастных периодов: стабильные и критические. Вот выстроенная им периодизация:

  1. Кризис новорожденного.
  2. Младенчество – 2-12 месяцев.
  3. Кризис первого года.
  4. Раннее детство – 1-3 года.
  5. Кризис трёх лет.
  6. Дошкольный возраст – 3-7 лет.
  7. Кризис семи лет.
  8. Школьный возраст – 8-12 лет.
  9. Кризис 13 лет.
  10. Пубертатный возраст – 14-17 лет.
  11. Кризис 17 лет.

С этим читают