Церковные праздники: даты, объяснения и традиции

Содержание

Всему свое время и место

– Так надо ли в Церкви пересматривать старые традиции – что-то отменять, видоизменять?


И да, и нет. Поставить Евхаристию, а с нею и Христа, на первое место в массовом церковном сознании нам жизненно необходимо. И это неизбежно повлечет за собой ослабление внимания к обрядам в целом.

Однако Церковь достаточно консервативная структура, поэтому никакие революционные перемены в ней не приведут к хорошим последствиям. Любые, даже самые необходимые перемены в Церкви, должны происходить эволюционно. То есть необходимо понимать, что это всегда долгий процесс, основа которого – объяснение, разъяснение и т.п.

Постоянно происходит пополнение Церкви новыми людьми – воцерковляющимися разных возрастов, вырастающими детьми, молодежью. И вот этим людям необходимо вложить правильное понятие о центральности Евангелия в жизни Церкви, дать понять, что сердцевина Православия – Евхаристия. И если эти верующие станут носителями именно таких ценностей, со временем естественным образом начнут происходить некие перемены. Никто не будет отменять обряды, никто не будет с ними бороться – просто в сознании церковных людей обряды займут то место, какое они должны занимать, но не более того.

Подготовила Марина Богданова

Христианские конфессии и учения

Ветви христианства

Православие  

Автокефальные православные церкви

  • Албанская православная церковь
  • Александрийская православная церковь
  • Американская православная церковь
  • Антиохийская православная церковь
  • Болгарская православная церковь
  • Грузинская православная церковь

    Абхазская епархия

  • Иерусалимская православная церковь
  • Кипрская православная церковь
  • Константинопольская православная церковь
    • Западноевропейский экзархат русской традиции
    • Эстонская апостольская православная церковь
  • Польская православная церковь
  • Румынская православная церковь

    Бессарабская митрополия

  • Русская православная церковь
    • Белорусская православная церковь
    • Китайская православная церковь
    • Латвийская православная церковь
    • Молдавская православная церковь
    • Русская православная церковь за границей
    • Украинская православная церковь (МП)
    • Эстонская православная церковь (МП)
  • Сербская православная церковь

    Охридская архиепископия

  • Чехословацкая православная церковь
  • Элладская православная церковь

Автономные православные церкви

    • Критская православная церковь
    • Синайская православная церковь
    • Финляндская православная церковь
    • Японская православная церковь
  • Древлеправославная поморская церковь
  • Русская древлеправославная церковь
  • Русская православная старообрядческая церковь

Неканонические православные объединения

  • Белорусская автокефальная православная церковь
  • Катакомбная церковь
  • Македонская православная церковь
  • Немецкая православная церковь
  • Российская православная автономная церковь
  • Русская православная церковь в изгнании
  • Старостильники
    • Болгарская старостильная церковь
    • Греческая старостильная церковь
    • Румынская старостильная церковь
  • Украинская автокефальная православная церковь
  • Украинская православная церковь (КП)
Католицизм
  • Католическая церковь
    • Римско-католическая церковь
    • Восточнокатолические церкви
  • Старокатолики
Протестантизм
  • Адвентисты Седьмого Дня
  • Англиканская церковь
  • Баптизм
  • Вальденсы
  • Евангельские христиане
  • Кальвинизм
  • Квакеры
  • Лютеранство
  • Меннонизм
  • Методизм
  • Пресвитерианство
  • Пятидесятники
  • Харизматы
  • Ученики Христа
Древневосточные церкви
  • Нехалкидонские церкви
    • Армянская апостольская церковь
    • Коптская церковь
    • Сиро-яковитская церковь
    • Эфиопская церковь
  • Несториане

    Ассирийская церковь Востока

Антитринитаризм
  • Еговисты
  • Свидетели Иеговы
  • Христадельфиане
Реставрационизм
  • Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
  • Сообщество Христа
Прочие
  • Богородичный центр
  • Дети Бога (организация)
  • Духоборы
  • Евангелистская ассамблея Бога
  • Ересь жидовствующих
  • Ирвингиане (апостолы последних дней)
  • Любушкино согласие
  • Малёванцы
  • Международный путь
  • Молокане
  • Новая церковь
  • Подгорновцы
  • Посольство Божье
  • Пашковцы (евангельские христиане, прохановцы)
  • Скакуны
  • Скопцы
  • Субботники
  • Толстовцы
  • Унитарии
  • Хлысты
  • Церковь Объединения
  • Шалопуты
Основная статья: Ветви христианства

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

  • Католицизм
  • Православие
  • Протестантизм

Православие

  • Православная церковь
  • Старообрядчество
    • Поповство
    • Беспоповство
    • Беглопоповство
  • Духовное христианство

Дохалкидонские церкви

К православным иногда причисляют т. н. Дохалкидонские церкви:

  • Монофизитство
    • Армянская Апостольская Церковь
    • Коптская Церковь
    • Сиро-яковитская православная церковь
  • Несторианство (Ассирийская Церковь)
  • Адвентисты седьмого дня
  • Англиканская церковь
  • Баптизм
  • Евангельские христиане
  • Кальвинизм
  • Квакеры
  • Лютеранство
  • Меннонизм
  • Методизм
  • Молоканство
  • Пресвитерианство
  • Пятидесятники
  • Харизматы (неопятидесятники)

Апологетика самобытностиПравить

Берёза выросла в форме креста (о. Соловки)

Самобытность русского православия не противоречит сути христианского вероучения, так как: во-первых, Бог разделил человечество на различные народы с различными языками (см. Быт. 11:7); во-вторых, национальные особенности русского православия и не пересекаются с религиозной сутью христианского вероучения (не являясь в то же время и язычеством; о «двоеверии» см. ниже); в-третьих, существовали и существуют и другие национальные явления в христианстве: византийское православие, греческое православие, сербское православие и т. д.

Заочное отпевание

Если нет возможности привести тело покойного в храм, а также нет возможности пригласить священника на дом, то в храме может совершаться заочное отпевание. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания.

Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные.


После совершения заочного отпевания родственникам дают землю (песок) с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен (заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти), то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила.

Если захоронение урны производится в колумбарий (хранилище урн с прахом после кремации), то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина.

Символика погребения христианина

Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души.

По слову святого апостола Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.

Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян.9:20-21).

На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: «Помощник и Покровитель…», а в дни святой Пасхи поются стихиры: «Да воскреснет Бог…».

Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим. 4:8), На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Подготовка к похоронам

Сразу после смерти тело омывают, читая молитвы. Облачают в чистые, лучше новые одежды, надевают нательный крестик, который покойный носил при жизни. Покойного укладывают в гроб, обрызгивают тело святой водой. Руки скрещивают на груди, обязательно, чтобы правая было сверху левой.

На лоб кладут венчик, рядом крест, в руки — икону (лик Спасителя мужчине, Божьей Матери женщине). Потом читают канон и в доме зажигают свечу или лампадку.

После смерти в храме заказывают Сорокоуст, так называется церковное поминовение за упокой. Похоже, это связано с тем, как православные крестятся — только правой рукой. Говорится, что все, что исходит от правой руки — божественное, а от левой — демоническое. Огонек свечи или лампадки должен гореть все время, пока умерший находится дома. Считается, что покинув тело, душа может испугаться темноты, а свет пламени ее успокоит.

Говоря начистоту, похоронный обряд у православных начинается еще при жизни. То, что наши бабушки “собирали себя на похороны”, очень по-христиански: Церковь одобряет, когда человек готовится к смерти. Это значит, что он осознает ценность жизни и со смирением принимает свою неизбежную участь. Поэтому неудивительно, что у православных сразу после смерти родственника под рукой должны быть и новые одежды, и иконы, и венчик, и свечи. Подразумевается, что все это было заготовлено заранее.

Венчание

Даже невоцерковленный человек знает, что обряды отличаются не только по значению, но и по правилам проведения, требованиям, предъявляемым к верующим. Что касается обряда венчания в православной церкви, правила здесь свои. Например, обвенчаться могут только люди, которые зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе. Все потому, что священник не имеет права проводить обряд без предъявления свидетельства о заключении брака.

Есть и некоторые препятствия, которые не позволяют провести обряд венчания в православной церкви. Правилами запрещено венчать людей с разным вероисповеданием, если кто-то из пары еще не разведен. Никогда не обвенчают людей, которые являются кровными родственниками или ранее давали обет безбрачия.

Кстати, венчание нельзя проводить в великие церковные праздники, во время строгих постов и седмиц, по некоторым дням недели.

Во время обряда позади пары стоят шаферы, которые держат над парой венцы. Все женщины, которые присутствуют на венчании, обязаны быть с покрытой головой. В процессе обряда жених должен прикоснуться к лику Спасителя, а невеста — к лику Богородицы.

Издревле считается, что венчание способно уберечь брак от внешних разрушений, дает семье благословение Бога и его помощь в трудные жизненные моменты. Венчание также помогает сохранить уважение и любовь в паре.

Обряд, безусловно, красив и торжественен, что неудивительно, ведь все церковные обряды цепляют взгляд. Таинство венчания дает паре успокоение, избавляет от внутренних терзаний и чувства одиночества. С помощью обряда человек может заглянуть внутрь себя, обрести жизненные ценности или очистить сознание от дурных мыслей.

Также существует обряд развенчания в православной церкви, но о нем поговорим в другой раз.

Миропомазание.


По канонам (правилам) Православной церкви, сразу после крещения христианин принимает таинство миропомазания. В этом таинстве верующие получают дары Святого Духа, сообщающие им силы быть твердыми в православной вере и хранении чистоты души. Право совершения миропомазания принадлежит только епископам и священникам. Отдельно от крещения оно совершается при помазании царей на царство, а также в случаях, когда к православию присоединяются иноверцы, которые были крещены по обряду, соответствующему правилам Православной церкви, но не были миропомазаны. Миропомазание после крещения происходит следующим образом. После облачения крестившегося в белые одежды священник произносит молитву, в которой просит Бога даровать новому члену церкви печать дара Духа Святого, и наносит знаки креста миром на его лбу, глазах, ноздрях, ушах, груди, руках и ногах. Затем пресвитер и новокрещенный вместе трижды обходят со свечами в руках вокруг купели при пении стиха: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Этот ритуал символизирует вступление крестившегося человека в вечный союз со Христом. За ним следует чтение Апостола и Евангелия, после чего происходит т.н. омовение. Омочив губу в теплой воде, священник отирает места, которые были помазаны миром, со словами: «Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси…» Миропомазание, совершаемое при венчании царей на царство, не является ни особым таинством, ни повторением прежде совершенного. Священное помазание государя означает лишь более высокую степень сообщения даров Святого Духа, необходимых ему для выполнения служения, на которое он призван Богом. Ритуал коронования и миропомазания царя представляет собой торжественное действо, завершаемое введением государя в алтарь, где у престола он принимает причастие как помазанник Божий, покровитель и защитник церкви. См. КОНФИРМАЦИЯ.

С какими проблемами столкнулись христианские священники на Руси

С приходом христианства на Русь у народа появились некоторые трудности. Народный славянский календарь не совпадал с календарём от Рождества Христова. Новый церковный календарь стали подгонять под народный. Стали запрещать одни праздники и переносить другие. Так, день Купалы стали называть днём Иоанна Крестителя, а день Триглава стал Троицей. Но от этого стало только хуже.

В народе поднялись бунты, поэтому Ивану III пришлось узаконить двоеверие. Официальным стали считать церковный календарь, а старым пользовались в народе. Получилось так, что языческие и христианские праздники слились. Многие праздники языческих богов, отмечаемые осенью, стали спасами. А, например, весенние сгруппировались вокруг Пасхи. Даты поклонения мелким богам стали одинаковыми с престольными праздниками.

Обряды, ходившие в народе на дохристианские праздники, полностью искоренить не удалось. Священники понимали, что русские, привыкшие отмечать праздники с размахом, не могут быстро перестроиться. Разумеется, монотонные богослужения и молитвы не шли ни в какое сравнение с языческими гуляниями. Поэтому многие элементы древнерусских обычаев включили в православные праздники.

Крещение

Одним из самых важных церковных обрядов является крещение. Сегодня его проводят над новорожденными, тем самых помогая им стать маленькой частицей Церкви и получить Божью благодать. Истинным христианином можно стать, только приняв крещение. Раньше крестили человека уже взрослого. Это объясняется тем, что он во взрослой жизни мог сам выбирать вероисповедание. Крещение проводится в несколько этапов: оглашение, покаяние и собственно крещение. Необходимым церковным обрядом, который проводится наряду с крещением, является также наречение имени. Младенца обычно нарекали на честь святых православной церкви. Священное Писание рассказывает о том, что после сорокадневного потопа голубь принес Ною масличную ветку. Она символизировала примирение и спасение. Так сейчас также используется освященный елей, как знак благодати Господней. Во время обряда крещения елеем помазывают руки, ноги, уши, междорамие, грудь и чело ребенка. Говорят, что елей освещает мысли и желания человека.

Вступление в ряды верующих нового члена завершается Таинством миропомазания, состоящее из двух этапов: освящения мира и помазания.

Суть самобытностиПравить

«Греческое вероисповедание, отдельное от прочих, даёт нам особенный национальный характер» (А. С. Пушкин, «Исторические замечания», ).

«Кто не понимает в народе нашем его православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего. Мало того: тот не может и любить народа русского…, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть и каким себе напредставит его» (Ф. М. Достоевский).

«Греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно, что о его „греческости“ можно говорить лишь в условном, историческом смысле» (И. А. Ильин).

Национальный характер русского православия проявился в создании целого ряда национальных иконографических типов (Покров, Собор Богоматери, «О тебе радуется» и другие), отсутствующих в других Церквах. В иконе «Покров» выражается идея покровительства Пресвятой Богородицы над русским народом.

Обряд бракосочетания

Следующим очень важным обрядом в православии считается Таинство брака. Обычаи и традиции этого обряда берут свои корни еще из древности. Заключение брака символизирует вечную любовь, освященную свыше. В браке у мужчины и женщины создаются идеальные условия для продолжения рода. На протяжении веков укладывались обряды и традиции, сопровождающие брак.

Среди современных обрядов самые важные можно выделить такие: добровольное согласие молодоженов, благословение родителей, подарки, свидетели, брачный обед. Накануне свадьбы священник должен был объявить прихожанам о предстоящем браке, чтобы убедиться, что нет препятствий для его осуществления. Акт бракосочетания должен был быть занесен в специальные церковные документы. Рядом с брачным обрядом идет обряд венчания, который освещает связь между мужем и женой. Перед самим браком проводят обряд обручения. Он состоит в том, что священнослужитель должен освятить кольца жениха и невесты, чтобы они стали символом бесконечной любви, уважения и терпения друг к другу. Говорят, что кольца должны быть ровными и гладкими, тогда и жизнь семьи будет такой же. Короны, которые во время венчания надеваются на головы, говорят о том, что с сегодняшнего дня молодожены получают благословенный венец Господний, который должны достойно пронести через всю свою жизнь вместе.

Суеверия и приметы, связанные с похоронами

Дурные предзнаменования, связанные с покойником и похоронами, которые тревожили наших предков, имеют давние традиции. Люди боялись, что дух умершего вернется и будет мстить. Полагаться на приметы или нет, дело личное, но знать о них нужно.

Суеверия пока покойник дома

  • Покойного дома нельзя ни на минуту оставлять одного. С ним постоянно должен кто-то быть: произносить молитвы, читать Псалтырь.
  • Табуретки или стол, на котором стоял гроб, переверните ножками вверх.
  • В гроб нельзя класть фотографии близких или друзей. Считается, что так наводят порчу и вызывают смерть.
  • Зеркала завесить, чтобы дух не проник обратно через амальгаму.

  • Воду, которой обмывали тело, выплескивают в глухом, безлюдном месте.
  • Теплые ноги покойника вплоть до погребения – к скорой кончине членов семьи.
  • Личные вещи, которые дороги умершему – очки, кольца, чётки – положите вместе с ним в гроб.
  • Кошка, запрыгнувшая на домовину – дурной знак. Не пускайте животных в комнату, где лежит покойник.
  • Дорога траурной процессии до машины устилается еловыми ветками.
  • Спать в одном помещении с умершим нельзя. Если так случилось, народная молва рекомендует съесть на завтрак лапшу.

Приметы на кладбище и приметы похоронной процессии

  • Дорогу похоронной процессии переходить нельзя. Считается, что тот, кто нарушит этот завет, тяжело заболеет.
  • Запрещается нести гроб родственникам умершего.
  • Забыть крышку дома – к большим несчастьям, вплоть до гибели членов семьи.
  • Идти вперед перед траурной процессией – к смерти.
  • Если могильщики случайно выкопали большую яму – это дурной знак. Могила рассчитывается на одного человека.
  • Во время похорон нельзя смотреть в окно или спать.

Приметы после похорон

  • Если человек выпьет воду и съест хлеб, предназначенный духу, то скончается от болезни. Эти яства нельзя даже животным отдавать.
  • Много и часто плакать по умершему запрещено. Считается, что усопший утонет в слезах тоскующего человека.
  • Уходя с кладбища, не оглядывайтесь. Придя в помещение, где устраивают поминки, вытрите ноги, отряхните «мёртвую» землю.
  • Личные вещи покойника, которые нельзя положить в гроб, раздайте нуждающимся. Церковь разрешает делать это, не дожидаясь 40 дней.
  • Кровать умершего и постельное белье выбрасывают.
  • Слово «спасибо» во время поминок не произносят.

Можно ли мусульманам присутствовать на христианских похоронах

Наша страна многонациональная, в ней живут рядом адепты разных вероисповеданий. Если умерший человек был хорошим соседом и добрым другом, то православная вера не запрещает присутствия на похоронах представителей иных конфессий. Конечно, мусульманин вряд ли пойдет в храм на отпевание, но проводить в последний путь на кладбище друга он имеет полное право. Это касается и поминального обеда. Религия запрещает мусульманам употреблять спиртное, но и православные священники осуждают тех, кто пьет.

Почтить память человека – это долг и добрая традиция. Бог любит всех, вне зависимости от цвета кожи и национальности. Для него мы дети, об этом священники постоянно напоминают во время проповеди.

Вопрос о «двоеверии»Править

Первоначальные исследованияЭтот раздел статьи является первичным источником части изложенной в нём информации, содержа первоначальные (или ранее не известные широкому кругу читателей) исследования.

Язычество на Руси было вытеснено новой официальной религией в область народной культуры: соблюдение христианской обрядности (церковные службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с которыми боролись средневековые служители церкви, объявлявшие также языческими и различные формы искусства и народного творчества. С другой стороны, церковь включила в число христианских главные языческие праздники (например, Масленницу), чтобы подчинить своему влиянию общинные культы .

После смерти И. В. Сталина в СССР по инициативе Н. С. Хрущёва была развёрнута широкая кампания против православия. Исправлялись «крупные недостатки в научно-атеистической пропаганде» и предпринимались «меры её улучшения». Ни при Л. И. Брежневе, ни при последующих генсеках этот курс не менялся (в том числе и в силу национальности некоторых из них).

Среди «мер улучшения» «научно-атеистической» пропаганды своё место заняла и теория о «двоеверии» русского народа. Вопрос о том, каким же это образом в христианстве может содержаться язычество, естественно, не поднимался, а цель была совершить подмену понятий: христианство, существующее наряду с язычеством, объявлялось христианством, синтезированным с язычеством.

Был инспирирован выпуск соответствующей литературы, среди которой была, например, книга известной по религиоведческим и атеистическим работам Г. А. Носовой «Язычество в православии», вышедшая в московском издательстве «Наука» в 1975 году. Немало потрудился на этом поприще и родившийся в старообрядческой семье Б. А. Рыбаков, которого по неизвестным причинам принято считать русским патриотом.

Именно ко временам позднесоветских гонений на православие восходит вся теория неоязычества. Неоязычники полагают, что раз на Руси будто бы существовало и существует «двоеверие», то христианство является насильственно навязанной русскому народу религией враждебных ему стран и народов.

Между тем, по христианскому вероучению язычество не может исчезнуть из жизни людей никогда. Даже святые люди могут временами впадать в язычество. Язычеством считается не формальный признак отношения человека к политеистической религии, а определённые формы духовного настроения и бытового поведения грешного человека.

Традиция возмутительно редкого причащения

Как часто мы причащаемся? Хорошо, если раз в неделю-две, но много ли таких? В основном – раз в несколько месяцев, если не пару раз в год. И это тоже уже чуть ли не традиция. И сформировалась она давно. Еще в синодальные времена, когда Церковь, по сути, была министерством исповедования, и во многих сферах ее жизни царил дух формализма. Чиновникам вменялось в обязанность причащаться не реже раза в год, что они и делали. Со временем эта, с позволения сказать, норма распространилась и на прочий церковный народ. Если кто-то причащался каждый пост – это было уже очень похвально. Так и возникла традиция не просто редкого, а возмутительно редкого причащения. Причащение перестало восприниматься как норма жизни, как жизненная необходимость.

Потом грянула революция, пришли советские времена, с их принудительным безбожием. И традиция возмутительно редкого причащения обрела ореол «дореволюционности», тем более что и новому времени она пришлась впору. Время шло, поколения менялись. В семидесятых редко причащаться было нормой, в девяностых эту традицию даже стали отстаивать в книгах и статьях. Стоит ли удивляться, что на первом месте у многих и многих всё это время были именно обряды – молебны, панихиды, веточки, вербочки и яйца.

Я не говорю, что у всех – в Церкви всегда были люди, понимавшие первостепенность Евхаристии. Откройте книгу «Евхаристия. Таинство Царства» протопресвитера Александра Шмемана, и вы это поймете без лишних слов. Но всегда какое-то количество людей ориентировалось прежде всего на обряд.

Возникновение христианства


Файл:Christianity percentage by country.PNG Количество прихожан христианства по странам в процентах.

Христианство зародилось в I веке в Израиле в контексте мессианских движений иудейства. Иешуа (Иисус) воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в шабат, соблюдал праздники. Первые из апостолов (учеников Иешуа) были евреями. По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян.11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров. В настоящее время число приверженцев христианства во всем мире превышает 1 млрд (не подтверждено), из них в Европе — около 475 млн, в Латинской Америке — около 250 млн, в Северной Америке — около 155 млн, в Азии — около 100 млн, в Африке — около 110 млн; католиков — около 660 млн, протестантов — около 300 млн (в том числе 42 млн методистов и 37 млн баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских» вероисповеданий Востока (монофизитов, несториан и др.) — около 120 млн.

Порядок православных похорон

Правила похорон у православных имеют и христианские и языческие корни. Две культуры тесно переплетены воедино. Ритуал состоит из нескольких обязательных шагов, которые выполняют по канону. Предание тела земле в каждой национальной культуре имеет особенности, отличия и традиции.

Ритуал погребения нужен в первую очередь покойному, а не его ближнему кругу. Соблюсти традиции, выполнить предсмертную волю и пожелания – вот что значит выражение «проводить по-христиански». Душа усопшего должна освободиться от земного бремени.

Этапы православных похорон включают в себя следующие моменты:

  • Подготовка к церемонии прощания
  • Проводы в последний путь
  • Отпевание. Оно может быть как очным в храме, так и заочным, если по каким-то причинам тело нельзя доставить в церковь
  • Погребение
  • Поминки

Порядок действий полностью расписан, но от него можно отступать, если этого требуют обстоятельства. Например, православная церковь разрешает не проводить пышное поминовение за столом. Вместо этого лучше читать молитвы, или помянуть христианина добрым словом в узком кругу близких друзей и родственников.

Такая информация очень важна для верующих. Рано или поздно каждому придется хоронить родственника или друга

Важно знать, как правильно проводить обряд, и не теряться в трудную минуту. Люди не всегда понимают, как на самом деле проводятся православные похороны

Многие приходят в христианство в зрелом возрасте, а до этого момента слишком далеки от религии и веры. Из-за низкой православной культуры похороны обрастают многочисленными суевериями. Человек совершает лишние и бессмысленные действия, которые не дают успокоения и не помогают душе покойного.

Традиции православных похорон: обычаи и суеверия

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов. Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет. Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Это интересно: Хорошие русские православные фильмы для всей семьи: поясняем во всех подробностях

Приготовление покойного к погребению

Еще тогда, когда душа не совсем рассталась с телом, священник начинает читать особые отходные молитвы. Если же служителя Церкви поблизости нет, текст могут озвучить и кто-либо из близких родственников.

Похороны православные, традиции которых верующие взяли из Священного Писания, проходят этапы, выполнявшиеся во время погребения Господа Иисуса Христа: омовение, облачении в специальную одежду и захоронение.

Но начинают процедуру только тогда, когда факт смерти засвидетельствуют официальные лица – врачи и полицейские.

Этапы подготовки тела усопшего:

  • Омовение. Сначала покойника обмывают чистой теплой водой и мылом, как символом воскрешения и чистоты перед Богом. Делают это близкие родственники, одновременно читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». По обстоятельствам может использоваться сокращенный вариант «Господи, помилуй». К телу не должны прикасаться женщины в период беременности или менструации.
  • Облачение. После омовения усопший облачается в новую одежду светлых оттенков, поверх которой может быть накинут саван, как напоминание об обязательном крещении человека. Нельзя ни в коем случае снимать с него нательный крест. Чтобы засвидетельствовать, что при жизни человек принадлежал православной церкви, его руки складывают крестообразно, влагая в них небольшую икону Спаса или Распятие.
  • Положение тела. Где бы не лежал покойник – в храме, дома или в часовне морга – его лицо должно быть повернуто на восток и направлено к иконостасу. Русские традиции похорон объясняют это требование предоставлением возможности усопшему совершать свою, безмолвную молитву Господу и святым.

Церковь считает, что молитвы могут облегчить душе переход в мир иной и общение с Господом и ангелами

Правила похорон и поминок описывают и необходимость присутствия некоторых ритуальных предметов. После положения в гроб под голову мертвого кладут специальную подушечку, набитую травой или ватой. Лучше всего, если внутри нее будут освященные растения, собранные человеком при жизни – например, веточки вербы, березовые листья, принесенные домой из храма после Вербного дня или праздника Святой Троицы.

Лоб усопшего накрывается бумажным «венчиком» с изображением Спаса, Матери Божьей и Иоанна-Крестителя, символизирующим драгоценный венец, которым Господь наградит каждого из спасенных. А вот традиции проведения похорон, диктующие класть в гроб продукты питания, личные вещи покойника или деньги – это языческое суеверие.

Виды обрядов

Каждый верующий знает, что церковные обряды делятся на несколько категорий:

  1. Богослужебные обряды. Они входят в обычный порядок церковной литургической жизни. Сюда относится вынос святой плащаницы во время Великой пятницы, освещение хлебного кваса (артоса) во время Пасхальной седмицы, круглогодичное освещение воды, церковный обряд помазания елеем, который совершается на утрене, и прочие.
  2. Житейские обряды. Эти православные обряды применяются во время освещения жилища, разных продуктов типа саженцев и семян. Они также применяются для освящения благих начинаний вроде путешествия, начала поста или строительства дома. Кстати, в эту категорию входят обряды по усопшему, кои включают очень много обрядово-ритуальных действий.
  3. Символические обряды. Сюда относятся православные религиозные обряды, которые выражают определенные идеи, и являются символом единения Бога и человека. Ярким примером является крестное знамение. Что это? Так называется православные религиозный обряд, который символизирует память о страданиях, перенесенных Спасителем, он же служит хорошей охраной от действия демонических сил.

С этим читают