Виды конфликтов в психологии и способы их разрешения

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:


  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Как решить конфликт на работе, опираясь на свойства психики человека?

Когда горят сроки, есть недочеты в выполненной работе или сделана вовсе не та работа, поведение руководителя в конфликтной ситуации является определяющим фактором того, какой оборот она примет. Как понять, будет ли ваш подчиненный упрямо стоять на своем, даже если он не прав, или изворачиваться как уж на сковородке, лишь бы не делать то, что нужно? И вообще, если произошел конфликт на работе, что делать?

Для начала понять, что все люди разные. Именно поэтому нам так непросто находить выходы из многочисленных конфликтных ситуаций – причины конфликтов так же разнообразны, как и их участники. Вот некоторые примеры, с чего могут начаться конфликты на предприятии. Для кого-то поводом для конфликта может стать денежный вопрос, для кого-то – неуважительное поведение коллеги, а кто-то может устроить конфликт вообще без всякого повода.

Разобраться в причинах конфликта и понять, как действовать, чтобы максимально быстро и безболезненно его решить, позволяет знание особенностей его участников: их мотивов, желаний и жизненных приоритетов. Четкое, структурированное понимание этих особенностей дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Системно-векторная психология показывает различия людей через понятие «вектор» – совокупность врожденных желаний и свойств человека, которые определяют способ его мышления, характер, поведение, ценности и приоритеты, а также потенциальные способности. Понимая эти желания и свойства, вы можете спрогнозировать поведение людей в любых ситуациях, в том числе и конфликтных, а также реально на него повлиять.

Разберем, как можно применить системные знания при разрешении конфликтных ситуаций на примерах.

Так, например, зная, что человек обладает так называемым кожным вектором, вы понимаете, что от природы он имеет быстрое и гибкое мышление, рациональный ум и стремление к материальному превосходству над другими (деньги, статус – его основные ценности). Такой человек очень хорошо чувствует пользу, выгоду, а также потенциальную потерю от тех или иных своих действий. Поэтому в ситуациях конфликта с ним наиболее эффективна система поощрений и наказаний в виде премий и дисциплинарных взысканий. В следующий раз он будет стремиться если не к поощрению, то по крайней мере к избеганию конфликта (то есть к избеганию наказания за него – материальной потери). Человек с кожным вектором также охотно идет на компромиссы, особенно если они сулят ему какую-то выгоду.

Посмотрим пример конфликтной ситуации и ее решения с сотрудником, у которого другой векторальный набор. Совершенно противоположный кожному тип человека – человек с анальным вектором. Это обладатель ригидной психики, неторопливый, обстоятельный и консервативный. Распознав его вектор, вы сразу поймете, что у такого человека нет безусловного приоритета материальной пользы или выгоды, нет гибкости мышления. В работе он ценит профессионализм, перфекционизм, признание и уважение. Это человек принципов и в любой конфликтной ситуации будет до последнего стоять на своем. Пытаясь разрешить конфликт с обладателем этого вектора, вы будете знать, что компромисс для него – это всегда только поровну, причем «поровну» именно в его системе ценностей. Поэтому в качестве «справедливого возмещения» ему можно предложить признание его авторитета перед коллегами или демонстрацию уважения к его профессионализму (выдать почетную грамоту, объявить благодарность при всех и т.п.).

Всего системно-векторная психология выделяет 8 векторов – 8 типов психики человека. Их сочетание и смешение образует точную систему возможных моделей поведения человека в конфликте. Знание этих моделей дает понимание того, как разрешить абсолютно любой конфликт в коллективе. Быстро и максимально эффективно. Найти способы разрешения конфликтов на работе с наименьшими потерями или вовсе без них.

Междугрупповой конфликт.

Революция 1917 года.

Имеют место конфликты между религиозными, этническими, классовыми, неформальными или формальными, и бог ещё знает какими группами, поскольку, как показывает практика, всюду, где взаимодействуют организованные в групповые образования люди, неизбежно возникают межгрупповые конфликты.

Бьются народы за территории, с самого начала возникновения религий бьются религиозные фанаты за свои догмы, политики бьются за власть, корпорации бьются за рынки сбыта, предприятия бьются за заказы, воюют спортивные фанаты, группировки школьников, и так далее и так далее. Даже в больших семьях мы можем обнаружить групповое противостояние.

Источники межгрупповых конфликтов.

Основных источников межгрупповых конфликтов два:

  •  объективный конфликт интересов;
  •  социально-психологические феномены групповых процессов;

С конфликтами интересов, — всё просто и понятно. К примеру, производители товаров хотят продавать их по максимально высоким ценам, потребители хотят, чтобы цены были реальными. Молодёжь, во все времена, желает свободы выбора и свободы действий; но те, кто несёт за них ответственность и те, кто определяет направление движения общества, делают всё, чтобы заключить их в строгие рамки морали и права.

Разберёмся с социально-психологическими феноменами групп. Перечислим психологические феномены групповых процессов:

Деиндивидуализация. Термин введен Леоном Фестингером и означает утрату человеком индивидуальности и самоконтроля. Участник группы обезличен.  И чем группа больше, тем он более обезличен. Анонимность отпускает тормоза и внушает безнаказанность. Отсюда эффекты толпы – вандализм, насилие,  асоциальные акты, совершать которые, находясь вне толпы, человеку не пришло бы в голову.


Социальная фасилитация  –  это эффект усиления реагирования на происходящее человеком, находящимся в толпе.

Огруппление мышления – тенденция членов группы в ходе групповой дискуссии подавлять и исправлять расхождение своей точки зрения с мнением лидеров группы и общим мнением группы. Мнение входящих в группу людей в итоге становится единообразным. И если с кем то этого не происходит, между ним и группой возникает конфликт.  В результате группа нередко принимает примитивные и экстремистские решения вопроса.

Групповая поляризация – под влиянием фасилитации человек, входящий в группу, усиливает своё  первоначальное мнение. В результате групповых дискуссий, мнения участников не сглаживаются, а занимают диаметрально противоположные позиции. Компромиссы здесь исключены.

Групповой фаворитизм – предпочтение человеком своей группы и ее членов только потому, что он принадлежит к ней.

Гениальный Зигмунд Фрейд объяснил истоки межгрупповых конфликтов  приверженностью людей к «своим» и враждебностью к «чужим». З. Фрейд обозначил  враждебность к «чужим», главным средством поддержания сплоченности группы.

Социальная леность – чудный эффект. Оказывается, когда мы делаем что-то для достижения общей цели вместе  с другими людьми и не несём личной ответственности за конечный результат, мы начинаем потихоньку “сачковать”. Например, было экспериментально установлено, что спортсмен тянет канат в группе с меньшим усилием, чем, если бы, он тянул канат один.

Однако, если цель важна, а/или наше усилие может быть отслежено и оценено, тогда, конечно, мы “утолкаем вместе паровоз”. Тогда —  в “единстве – сила!”.

Кстати, феномен социальной лености, как показал эксперимент в России, в прах разбил марксистскую тезу о том, что передача средств производства в общественные руки приведёт к скачку производительности.

Межгрупповой конфликт — стандартный приём грязных политиканов. С его помощью они сплачивают вокруг себя толпу, отвлекают народ от социальных проблем, “выпускают пар”, купируя социальный взрыв.

Назначить “врага”, выдвинув себя на роль спасителя, обвинить этого врага во всех социальных проблемах и бедах, — и готово! Политик на лошадке, толпа машет кулачками, уверенная в том, что “вот отметелим треклятых супротивников и всё станет — зашибись!”.

Написанное выше кажется бредом,  но механизм работает как часы. Вспомните еврейские погромы при царе, задумайтесь, кому и главное, зачем потребовался конфликт России  с Украиной и так далее, и так далее…

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта. Сглаживание и уступчивость

В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.

Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников

В реальной жизни встречается редко.

Конфликт между личностью и группой.

Формальные группы, имеющие чётко прописанные правила и неформальные группы, руководствующиеся не писаными правилами, имеют свои нормы общения и поведения; каждый член группы должен их соблюдать. Отступ­ление от норм, группа рассматривает как нарушение внутригрупповых правил, вследствие чего, между нарушителем правил и группой возникает конфликт.

Причиной конфликта так же может стать попытка каких-либо изменений в группе. Когда принятые в группе нормы пытается изменить один член группы (недальновидно не заручившийся поддержкой большинства), — конфликт гарантирован.


Вообще, членство личности в группе конфликтно само по себе. По определению членства он обязан подчиняться групповым нормам. Однако это, как правило, не совпадает со стремлениями личности.

Нарушение групповых правил в основном происходит по следующим причинам:

— намеренное нарушение групповых норм, с целью защиты своих интересов;

— случайное, или по незнанию, нарушение;

— выполнение групповых норм не соответствует моральным нормам и личным ценностям индивида;

— невозможность выполнения, по тем или иным причинам, групповых правил;

Обычно каждый член группы имеет своё место в групповой иерархии. Борьба за лидерство так же чревата конфликтами. При этом возникают организованные лидерами группировки.

Конфликт может возникнуть, когда желаемую многими членами группы вакансию занимает «варяг», — неудовлетворённость ожиданий плюс тот факт, что к новичкам в группе требования всегда завышены.

У членов любой группы есть групповые и личные интересы. В закрытых группах проявляется феномен сплочения перед лицом внешней угрозы, способной затронуть групповые интересы, что неизбежно вызовет ущемление интересов личных.

В России межгрупповая конкуренция крайне остра. За место у кормушки борются семьи, кланы и группы. Паритет крайне хрупок. По оценкам политологов уход Путина из политики разрушит хрупкий паритет и вызовет гигантский передел собственности. Борьба групп перейдёт в открытую войну всех против всех, без правил и морали, а его нынешних приближенных просто «порвут на куски».

Способы разрешения разных типов конфликтов

Есть несколько видов разрешения конфликтов. На практике это происходит как замена деструктивных стереотипов поведения на конструктивные. Грамотное решение конфликта позволит ликвидировать причины противостояния:

  1. Разрешение. Этот способ подходит, если все участники настроены на полное решение и устранение проблемы.
  2. Урегулирование. Обе стороны принимают активное участие в разрешении сложившейся ситуации. Предполагается присутствие третьего независимого лица.
  3. Затухание. Прекращение противодействия с сохранением напряжения.
  4. Устранение. Предполагается устранение провоцирующих условий.
  5. Трансформация. Происходит перемена объекта разногласий, а также мотивов.

Чтобы полностью урегулировать конфликт и исключить повтор ситуации, надо разрешение всех видов и типов конфликтов доводить до конца. Конфликтные ситуации в школе – явление неизбежное и сложное, оно требует урегулирования без травмирования детской психики. Как яркий пример, борьба за лидерство между учениками одного класса, когда автоматически выбирается «антилидер» для постоянной травли и издевательств. На уроках обществознания изучается тема социальных конфликтов, чтобы школьники могли правильно ориентироваться во взрослой жизни.

Есть методы для снятия напряжения и профилактики всех видов конфликтных ситуаций:

  1. Увлечение общим делом, которое будет отвечать интересам обеих сторон.
  2. Развитие способности сопереживания.
  3. Формирование уважения и понимания каждой личности.
  4. Организация праздников, совместного отдыха для снятия психологического напряжения.
  5. Прохождение тренингов, курсов по развитию и укреплению межличностных отношений.

Разрешение конфликтов

Предотвращение конфликтов в коллективе требует постоянной практики. Чтобы управлять организационными конфликтами по всем правилам менеджмента, надо определить вид и причины, их особенности и найти правильный способ разрешения.

§29. Виды конфликтов. Правила поведения в конфликтных ситуациях

Какие бывают конфликты?

Конфликт ценностей. Возникающие в этом случае разногласия касаются взглядов (представлений) на событие. Эго совсем не означает, что разные взгляды неизбежно приводят к конфликтам. Люди могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения, несмотря на различие представлений о ценностях.

Конфликт интересов. Возникает, когда разные интересы противоречат друг другу. Взаимодействуя, люди в данной ситуации вольно или невольно становятся помехой друг другу в реализации своих интересов.

Конфликт правил взаимодействия. Один из источников конфликтных ситуаций этого типа связан с тем, что люди при долговременных контактах вступают между собой в более тесное общение, в которое переносят свои взгляды, предрассудки, культурные стереотипы и т. п. Любые разногласия такого рода становятся конфликтами только тогда, когда кто-либо из оппонентов проявляет нетерпимость, пытаясь навязать свою точку зрения другому и требуя соответствия его взглядов своим.

Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Конструктивными конфликты бывают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в соответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития.

Разрушительный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

По сфере разрешения конфликты подразделяются на деловые и личностно-эмоциональные. Полное разрешение конфликтов заключается в устранении их объективных причин и восстановлении нормальных личных отношений.

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определённый стиль поведения с учётом вашего собственного стиля, стиля других вовлечённых в конфликт людей, а также природы самого конфликта.

На разных этапах своей истории люди искали способы помочь себе и другим в разрешении различных конфликтных ситуаций, в том числе создавая авторитетные органы (советы старейшин) или привлекая уважаемых лиц к решению сложных и спорных проблем

Следующая страница Метод преодоления разногласий

Особенности межличностных конфликтов


Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

Типы конфликтов.

Конфликты бывают явны­ми и скрытыми. Есть масса примеров, когда бывает сложно судить об истинных причинах возникновения конфликта.

Мортон Дойч пришёл к выводу, что конфликт на самом деле может иметь причину совершенно иную — (скрытый конфликт), нежели та, которая продекларирована — (явный конфликт).

К примеру, корни супружеской ссоры по поводу пересоленного супа (явный конфликт) вполне могут находиться не на кухне, а в постели (скрытый конфликт).

Можно привести массу примеров, когда вооружённые конфликты, или даже глобальные войны, начинавшиеся по формальному поводу, (чаще всего организованному агрессором), имели причиной имперские замашки диктатора, экономические притязания правящей верхушки или банальное отвлечение народа от реагирования на нищету и бесправие.

В этом плане очень показательны происходившие при царизме еврейские погромы и современная война в Украине.

Конфликты так же подразделяют на конструктивные (функциональные) и деструк­тивные (дисфункциональные). Первые направлены на  принятие адекватных, обоснован­ных, взвешенных решений, вторые, напротив, препятствуют таковым. Определить, является ли конфликт конструктивным — весьма сложно. Впрочем, большинство конфликтов имеет как конструктивную, так и деструктивную составляющие. Кроме того, конфликт может начаться как конструктивный и превратиться в деструктивный. Так же, оценка конфликта: (конструктивный — деструк­тивный) во многом зависит от личности делающего оценку.

Ещё конфлик­ты могут быть предметными (реалистическими), или беспредметными (нереалистическими). Предметные конфликты направлены на достижение конкретного результата.

К примеру, на дворе — суббота, полдень, вы уже 15 минут как проснулись, я а тёща всё ещё не сгоняла за пивом. Вы – справедливо возмущены. Тёща при этом огрызается, упрекает вас в деспотичности, хнычет и говорит, что она тоже устаёт на заводе, где работает подносчиком чугунных деталей в кузнечном цехе. Скандал, который вы устраиваете в ответ на такое её безответственное поведение, — есть конфликт предметный, реалистический.

Беспредметный, нереалистический конфликт, — это когда в утренней толчее транспорта, вы, проходя к выходу, наступаете на ногу утомлённому жизнью мужику, и тот, моментально, начинает громко высказывать своё мнение о вашем воспитании и поведении, а вы в ответ делаете замечания по поводу его культурного уровня, места рождения и школы, в которой он учился. И всё это – ни о чём и ни зачем, и никто ни от кого ничего не хочет, просто оба выплёскивают накопившийся негатив.

Есть пять основных типов конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и груп­пой; межгрупповой; социальный.


С этим читают