Отражения принцип

Принципы психологии в действии

Принципы психологии отражают главные закономерности, которые свойственны человеческой психике. Появились они в результате длительных и довольно кропотливых исследований со стороны многих ученых.


В частности, С. Л. Рубинштейн выдвинул два из пяти принципов (указаны первыми):

  • единства сознания и деятельности, из-за которых причина и следствие меняются местами;
  • детерминизма — показана роль воздействия внешних факторов на психику индивида;
  • развития психики в непосредственной деятельности;
  • принцип системности психических функций поясняет роль связующих факторов между всеми элементами и сторонами психики;
  • принцип психической целостности, объясняющий идентичность личности на всех этапах развития.

При этом учитывается активная деятельность человека и все факторы, включая особенности духовной и социальной среды

Также, согласно этому подходу, внимание нужно обращать на совокупный труд человека с учетом абсолютно любой его деятельности

Принципы психологии — единство сознания и деятельности

Современной психологией сознание и деятельность индивида рассматриваются едиными. Человеческая сущность всегда развивается и интенсивно проявляется только в своей практической деятельности. Согласно этому принципу психологии, сознание является регулятором поведения и действий, тогда как деятельность воспринимается в качестве условия возникновения, фактора формирования и объекта приложения сознания.

Фактически, данный принцип основан на знании о том, что субъективные и объективные проявления психики могут дать полноценный ответ на вопрос о том, что такое психика человека. Это позволяет психологам изучать поведение и деятельность индивидов, чтобы на их основе выяснять закономерности, обеспечивающие успешное достижение целей, раскрывая при этом, объективные свойства личностей.

Принцип детерменизма

Этот принцип психологии как науки, подразумевает, что у любого психического акта человека есть причина. Психология как наука стремится не только описывать психические явления. Она старается найти их истинные мотивы. Это значит, что для всех психических явлений характерна вторичность образования. Что полностью обуславливается объективной действительностью, которая также предстает отражением той же самой действительности. Следовательно, принцип дает понять, что психические явления обусловлены активной мозговой деятельностью.

Принцип психологии — развитие психики

Невозможно полностью понять психическую деятельность человека, если постоянно рассматривать ее только статично. Принцип развития динамичен. Он же является генетическим принципом. Указывает на то, что психические процессы требуется рассматривать как постоянные и развивающиеся, причем в количественном плане.


Данный принцип психологии подразумевает, что полную и правильную характеристику всех психических явлений возможно получить только при одновременном выяснении характерных особенностей индивида, актуальных на данный момент, с изучением их истории, либо причин возникновения, а также всех возможных вариантов дальнейшего развития.

Принцип системности психики

Принцип достаточно прост — человеческая психика является системой психических функций. В данном случае имеется ввиду принцип системности — методологический метод. Это когда при анализе психологический явлений к ним подходят как к системе, не сводимой к сумме своих элементов, со своей структурой, где свойства элемента определены его местом в данной структуре. Этот принцип выведен в работах Б. Н. Рыжова, доктора психологических наук.

Принцип психической целостности

Психика человека — одно целое с его субъективным миром. Причем это неразделимое целое. Психолог лишь с целью изучения выделяет определенные процессы, свойства и отдельные состояния. Исследователям надо помнить о личности и стараться разглядеть возможные взаимосвязи

А также обратить внимание на зависимость мышления, восприятия, чувств и так далее, от психического состояния индивида

Это основные принципы психологии. Как и в любой науке, от исследователей требуется объективность в их изучении. Ученые не должны привносить в исследования ничего своего, а изучать предметы такими, какие они есть. Данное утверждение считается шестым принципом психологии, который перекликается с любыми другими науками.

Принцип системности в психологии: начало становления

Самым первым из всех мыслителей-философов прошлого принцип системности установил Аристотель. В работах он обратился к категории цели, которая была мифологизирована в учении Платона. А затем предложил концепцию, в которой выдвинул предположение, что у живых тел физические составы аналогичны предметам неорганической природы. Но все элементы действуют согласно внутренним принципам, определяющим взаимодействие для них.

Этот принцип системности, утвержденный Аристотелем, немного иначе представил такие новые категории познания как:

  • внутреннее — внешнее;
  • структура — функция;
  • возможность — действительность;
  • содержание — форма;
  • средство — цель.

Гораздо позже, уже в XVII веке, появилась новая картина, в которой появился обновленный принцип объяснения происходящих в организме процессов — аффекта, движения, памяти и других. Она была дополнена моделью Декарта с его выводом об организме как о некоем механизме. Основываясь на принципе системности в психологии, он попытался соединить физическое и психическое.


После этого, представления о человеческом теле изменились. В становлении нового системного типа мышления, большое значение имели научные труды следующих естествоиспытателей — Г. Гельмгольца, Ч. Дарвина, К. Бернара, И. Сеченова. В биологической и психологической науках был осуществлен переход к системе, которая включает организм в среду. И описывает их отношение как целостность.

Развитие принципа системности в психологии на современном этапе

Так как в учении Ч. Дарвина или К. Бернара не нашлось идейных представлений для развития принципа системности относительно психической регуляции поведения, эта задача была успешно решена И. Сеченовым. Системообразующий принцип был поддержан многими учеными.

В настоящее время в дальнейшем развитии системного подхода выделены две важные задачи:

  • построение предмета психологии на основе принципа системности;
  • поиск и создание системного метода изучения различных психических явлений.

Системные технологии теоретической психологии и ее практической части пока еще недостаточны, но осуществить их дальнейшее развитие довольно сложно. Многие авторы по-своему определяют труды и работы, которые объединяют единым системным понятием.

Актуальными являются две стороны системного подхода:

  • абстрактное выделение свойств предметов, событий, черт характера, способностей с учетом формы взаимодействия и структурного уровня организации события;
  • исследование конкретных событий и вещей, без учета законов их взаимодействия.

Системный подход представляет подход к модели теории личности в целостном качестве, что позволяет выделить такие связи как единство фило-онтогенетических представлений и структурно-функциональных.

Психология развития изучает особенности человеческой психики

Психология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами. Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.


В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь. При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.

Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.

Психология развития и ее основные задачи

Объектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.

Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.

Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:

  • целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
  • выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
  • анализировать особенности возрастных периодов;
  • разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
  • исследовать основные факторы развития личности.

Для психологии развития характерны также и другие функции:

  • прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
  • описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
  • корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
  • объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.

С этим читают