Этническая принадлежность это… ответ на вопрос об этнической принадлежности

Этнос и культура

Основная статья: Культура

Культура — дать универсальное, всеобъемлющее определение для этого понятия трудно и, пожалуй, даже невозможно. То же самое можно сказать и об «этнической культуре», поскольку она проявляется и реализуется различными способами и образом, поэтому её можно понимать и толковать по-разному.

Как известно, культура вообще имеет множество определений. Некоторые специалисты насчитывают их до нескольких сотен. Но все эти определения «укладываются», по сути, в несколько основных значений (аспектов), благодаря чему становятся более или менее обозримыми.

В изучении культуры существует несколько подходов:


  1. ценностный (аксиологический — связь общечеловеческих ценностей);
  2. символический (культура — система символов);
  3. организационный;
  4. деятельностный подход.

Выделенные аспекты культуры — аксиологический, символический, организационный, деятельностный — тесно взаимосвязаны, и представляются наиболее актуальными. Так, базовые представления о мире и верования этноса (символический аспект) реализуются и отражаются в укладе его жизни (организационный аспект). И в конечном итоге оформляются в определённую ценностно-нормативную систему — со своими приоритетами и своеобразными связями между отдельными ценностными ориентирами (аксиологический аспект), а образ жизни и система ценностей в свою очередь обусловливают форму поведения и способы деятельности членов этнической группы (деятельностный аспект).

Наконец, типичная форма поведения и способы деятельности служат подкреплением и опорой господствующим в этнической группе представлениям и верованиям (подобно тому, например, как систематическая молитва поддерживает в человеке веру, не даёт ей ослабеть и угаснуть). Известно, что так называемая этничность — это прежде всего культура этноса, именно ею определяются «границы» этноса, отличия каждого из них от других.

Многочисленные исторические исследования учёных-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов. Наличие таких знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире, надёжней и уверенней чувствовать себя в нём. Несколько тысячелетий продолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народах мира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать эти знания только простым изложением или описанием. Так, ещё в античную эпоху некоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирические материалы в систему, классифицировать различные народы на основе их хозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей.

Историческое развитие

Если рассматривать развитие этнической общности глобально, следует уточнить, что на формирование определенных признаков нации влияет огромное количество факторов (рисунок 3).

Современная наука выделяет два основных подхода к формированию этнических общностей: социокультурный и естественно-биологический. Несмотря на некоторые неточности каждой теории, они имеют право на существование.

Процесс формирования любой формы этноса называют этногенезом, причем, в зависимости от подхода, будут меняться и факторы формирования национальности или этноса.

С точки зрения естественно-биологического подхода, этническая общность формируется под воздействием таких факторов:

  1. Этнос является не социальным явлением, а всего лишь результатом развития группы людей, проживающей в одной географической местности.
  2. Любой этнической общности свойственны фазы подъема, расцвета, упадка и гибели.
  3. Основной развития этнической общности является пассионарность, то есть стремление самых талантливых людей к изменению своего окружения.

Сразу следует уточнить, что понятие пассионарности было разработано известным российским ученым Гумилевым, и оценивается неоднозначно.

Рисунок 3. Исторические аспекты оказывают сильное влияние на все этнические общности

Согласно учению П. Сорокина, в основе формирования любой этнической общности лежит социокультурный аспект, который приводит к переустройству социума, формированию новых традиций и изменению основ менталитета.

Этническое и расовое неравенство

Актуальность этого вопроса велика. В последнее время она всё более привлекает к себе интерес исследователей ввиду своей не спадающей остроты и напряжённости. Именно на этой почве возникают противоречия и конфликты во многих странах, в том числе и России, которая является многонациональным государством. Практически все страны не однородны по своему этническому составу, как уже говорилось, что одни этносы имеют миллионы людей, а другие несколько сотен.

Естественно, что возникает социальное неравенство на этнической принадлежности, хотя бы в том, что небольшой этнической группе труднее сохранить свои отличительные признаки, не говоря о национальных школах и представительстве в органах власти. При этом, когда доминирующий этнос проводит политику превосходства, не уважения к национальным меньшинствам, этническое неравенство становится явным и приводит к противостоянию в  обществе.

Решение этого вопроса зависит от многих факторов, основными из которых являются принцип построения государства, проводимая государственная политика и действие элит. Государство может иметь две формы: унитарную и федеративную. Последняя форма, наиболее справедливая и демократичная, при которой представлено широкое представительство разных национальностей во властных структурах, когда прослеживается связь социальных интересов всех людей, их трудовая устроенность, а так же мобильность.

Не менее важным фактором является и проводимая политика внутри государства, то есть политический строй. Хорошо известно, что тоталитарный или авторитарный режимы характеризуются высокой степенью этнической дискриминации. Примерами могут служить фашистские режимы Германии и Италии, где проводились бесчеловечные этнические чистки. Самое позорное этническое и расовое неравенство – расизм, при котором происходит дискриминация, эксплуатация, жестокое угнетение на основе расовых признаков.

Этнос и его виды

Традиционно этнос принято рассматривать в первую очередь как родовое понятие. Исходя из такого представления, принято выделять три типа этнических групп:

  1. Род-племя (вид, характерный для первобытного общества).
  2. Народность (характерный тип в рабовладельческом и феодальном веках).
  3. Для капиталистического общества характерно понятие нации.

Существуют базовые факторы, которые объединяют представителей одного народа:

  1. Наличие общего языка и религиозных убеждений.
  2. Наличие одной постоянной территории, на которой длительное время проживают представители группы – этот фактор реализуется не всегда.
  3. Духовная и материальная культура, общая для всей группы.
  4. Общие представления об истории и происхождении.
  5. Общие понятия и представления о государственности.
  6. Осознание отдельными представителями своей принадлежности к этнической группе и чувство солидарности.

Роды и племена исторически были самыми первыми типами этнических групп. Их существование продлилось несколько десятков тысяч лет. По мере того как жизненный уклад и строй человечества развивался и усложнялся, появилось понятие народности. Их появление связано с образованием племенных союзов на общей территории проживания.

Далее начинают разворачиваться тенденции консолидации и образовываются более целостные этнические системы – нации. Они основываются на общности экономической и хозяйственной деятельности.

Как происходит формирование этноса

У древних греков словом «этнос» было принято обозначать другие народы, которые не являлись греками. Длительное время в русском языке в качестве аналога и пользовалось слово «народ». Определение С.М. Широкогорова позволило подчеркнуть общность культуры, отношений, традиций, быта и языка.

Совремённая наука позволяет трактовать это понятие с 2 точек зрения:

  1. Этнос как форма существования человека, его культуры и осознания себя. При этом обязательно учитывается воздействие природных факторов. Примером может служить концепция, разработанная Л.Н. Гумилёвым.
  2. Этнос как историко-социальная система, которая подразумевает зарождение, развитие и переформирование структуры. В этом случае расселение этноса далеко не всегда совпадает с официально признанными границами государства. Существуют отдельные этнические диаспоры на территории других государств.

Зарождение и формирование любого этноса подразумевает большую протяжённость во времени. Наиболее часто такое формирование происходит вокруг определённого языка или религиозных убеждений. Исходя из этого мы часто произносим такие словосочетания, как «христианская культура», «исламский мир», «романская группа языков».


Основными условиями возникновения этнической группы являются наличие общей территории и языка. Эти же факторы в дальнейшем являются поддерживающими факторами и главными отличительными признаками того или иного этноса.

Из дополнительных факторов, влияющих на формирование этноса, можно отметить:

  1. Общие религиозные убеждения.
  2. Близость с расовой точки зрения.
  3. Наличие переходных межрасовых групп (метисных).

К факторам, которые объединяют этническую группу, можно отнести:

  1. Специфические черты материальной и духовной культуры.
  2. Общность быта.
  3. Групповые психологические характеристики.
  4. Общее осознание себя и представление об общности происхождения.
  5. Наличие этнонима – самоназвания.

сохраняет свою устойчивость

Культура каждого этноса сохраняет некую константность и одновремённо изменяется с течением времени от одной эпохи к другой. Особенности национальной культуры и самопознания, религиозные и духовно-нравственные ценности накладывают отпечаток на характер биологического самовоспроизведения этноса.

Виды социально-этнических общностей

Племя – этническая группа, характерна первобытному строению общества, основанной на кровном единстве. Племя закрепляло за собой территорию и включала в себя кланы и роды. Религиозное мировоззрение (фетишизм, тотемизм и т.д.), наличие языковой формы общения, зачатки политики (старейшины, вожди и т.д.) объединяли людей в группе. Племя имело организацию, в виде главы племени и совета, принимающих решения жизнедеятельности племени.

Народность– берёт своё начало со временем распада родоплеменной организации, где основа лежит не в кровном родстве, а в территориальной форме. Главными характеристиками народности выступает развитие экономического уклада, создание фольклора и культурных особенностей в виде сказаний, примет, легенд, мифов. Народности свойственны: письменный язык, образ жизнедеятельности, конфессиональное сознание.

Нация – развитый тип этнической общности, где главными чертами выступают территориальное единство, развитая экономическая жизни, этническое самосознание. Нации сформировались из племён и народностей во времена капиталистических отношений.

Этногенез– формирования этноса. Различают 2 подхода к изучению наций:

  1. Естественно-биологический был предложен Гумилёвым, заключается в том, что этнос представлен результатом географического развития.
  2. Социокультурный подход предложен Сорокиным, главная идея состоит в сложном строении нации, которое разделяется на социальные элементы.

Этническая стратификация – выражение неравенства в социально-этнических рамках, связанное с финансовым обеспечением, уровнем образования, статусом и престиже, иерархичности общества.

Особенности этнической стратификации заключаются в отличиях страт и минимальной подвижностью в них, этнос представлен эталоном и идеалом, противопоставление групп, разные объёмы власти.

Этнические стереотипы – комплекс убеждений и представлений о том или ином этносе, позволяющих разделять нации и воспринимать их шаблонно, соответственно предубеждениями (эстонцы – медлительные, украинцы – всё время едят сало).

Этнические предрассудки – в эту категорию относятся нетолерантные формы поведения (расизм, антисемитизм и т.д.)

Этноцентризм – взгляды на этнос, согласно которым свой этнос представляется главенствующим, идеальным. Этноцентризм оказывает сплочающее действие и формирует национальное самосознание. Конечные формы этноцентризма представлены национализмом.

Этническая дискриминация – преследование людей по этническому признаку.

Смотрите также:

  • Социальные группы
  • Молодёжь как социальная группа
  • Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Особенности существования этносов и их закономерности

Исторически формировавшийся этнос выступает в роли целостного социального организма и обладает следующими этническими отношениями:

  1. Самовоспроизведение происходит путём повторяющихся однородных браков и передачи из поколения в поколение традиций, самосознания, культурных ценностей, языка и религиозных особенностей.
  2. В процессе своего существования все этносы претерпевают внутри себя ряд процессов – ассимиляцию, консолидацию и пр.
  3. С целью упрочения своего существования большинство этносов стремится к созданию собственного государства, позволяющего регулировать отношения как внутри себя, так и с другими группами народов.

Закономерностями народов можно считать поведенческие модели отношений, которые типичны для отдельных представителей. Сюда же можно отнести поведенческие модели, которые характеризуют отдельные социальные группы, формирующиеся внутри нации.

Этнос одновременно может рассматриваться как природно-территориальное и социокультурное явление. В качестве своеобразного связующего звена, поддерживающего существование того или иного этноса, некоторые учёные-исследователи предлагают считать наследственный фактор и эндогамию. Однако нельзя не признать, что на качество генофонда нации оказывают существенное влияние и завоевания, и уровень жизни, и историко-культурные традиции.

народным самосознанием

Уникальное самосознание и восприятие мира той или иной этнической группы может напрямую зависеть от того, какова его деятельность по освоению окружающей среды. Один и тот же вид деятельности может по-разному восприниматься и оцениваться в сознании разных этнических групп.

Наиболее устойчивый механизм, позволяющий сохранять уникальность, целостность и устойчивость этноса – это его культура и общая историческая судьба.

Разница между национальной и этнической принадлежностью

Учитывать её обязательно. Прежде чем определить признаки национальной принадлежности человека, необходимо обозначить отличия таких пересекающихся категорий, как национальность и этнос.

Грань между понятиями очень тонка. Термин нации происходит от этноса. А это – возникшая и устоявшаяся на протяжении истории социальная группа, которая не всегда привязана к конкретной территории, склонная к изоляционизму.

Нация – социальная общность, объединяемая языком, культурой, историей, территорией, особенностями экономической жизни и общим социально-политическим строем. Трансформация этноса в нацию происходит тогда, когда этнос становится субъектом международных отношений. И, соответственно, обретает общемировое признание.

Хоть нация и является производной этноса, это понятие всё равно более многоаспектное, широкое. По итогу оно содержит в своем составе множество этносов. Яркий пример – китайская нация. Она включает этносы ханьцы, хуэйцзу и другие.

Этничность

Этничность можно представить как форму общественной организации культурных различий, состоящей из тех характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится также обладание одним или несколькими общими названиями, общие элементы культуры, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. При этом присутствуют ассоциации себя с особой географической территорией и чувство групповой солидарности.

Определение этничности строится также на основе культурной самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям (этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в фундаментальных связях. Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и внешним представлением об этничности: для определения этнической общности присутствуют как объективные, так и субъективные критерии. В качестве таких критериев используются различия в антропологическом типе, географическом происхождении, хозяйственной специализации, религии, языке и даже чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.).

Вопросы[править]

Примерные вопросы к экзамену по этносоциологии

  1. Объект, предмет, основные категории и функции этнической социологииЕё место в системе научных знаний.
  2. Отечественные концепции этничности: «теория этноса» и «теория пассионарности»
  3. Современные западные подходы к пониманию феномена этничности
  4. Актуальные дискуссии по поводу основных понятий этносоциологии и возможность интегративной теории этничности
  5. Этническая культура
  6. Язык и социальные проблемы этнолингвистического поведения
  7. Этническое самосознание: структура и формирование
  8. Идеологический уровень этнического самосознанияНационализм и этнизмИсточники и аспекты национализмаТипологии национализма
  9. Социально-психологический уровень этнического самосознанияТипы этнической идентичности
  10. Этнические и расовые иерархии в структуре социальной стратификации
  11. Социально-демографические процессы и социальная мобильность этнических групп
  12. Межэтнические отношения, их изучение в этносоциологии
  13. Понятие межэтнического конфликтаПричины, типы и формы межэтнических конфликтовРоль социологов в предупреждении конфликтов между народами
  14. Зоны межэтнической напряженности в России
  15. Этническая (национальная) политика: понятие, специфика правовой базы, основные виды
  16. Национальная политика в России: история и современность
  17. Национальные отношения в Пермской области
  18. Методология этносоциологического исследованияТипы проектов, особенности программ
  19. Методы сбора эмпирических данных: специфика применения в этносоциологии
  20. Дополнительные источники этносоциологических исследований

Разность подходов к пониманию на Западе и Востоке

Возвращаясь к вопросу о противоречивом отношении к понятию национальной принадлежности, сразу стоит указать, что в западных странах, в первую очередь в Европе и США, не принято акцентировать внимание на происхождении человека. Причина тому – гипертрофированная мультикультурная политика

Её цель — упразднить всякие различия по национальному признаку и создать единое, однородное общество

Причина тому – гипертрофированная мультикультурная политика. Её цель — упразднить всякие различия по национальному признаку и создать единое, однородное общество.

В западных научных кругах данная концепция получила название «Плавильного котла», пример которого можно наблюдать в Соединенных Штатах. Современная американская общность является производной слияния множества национальностей: это и англичане, и латиноамериканцы, и афроамериканцы, и китайцы, и представители множества прочих национальностей.

Коренные же американцы представляют собой нынче дискриминированное меньшинство, вынужденное жить в резервации, дабы не утратить свою культуру и самобытность. Данный подход к пониманию национальной принадлежности хоть и помогает в определенной степени интегрировать общество, но, тем не менее, содержит и ряд проблемных моментов.

В частности, на примере Европы, где также продвигается политика мультикультурализма, можно наблюдать превалирование выходцев стран из Северной Африки и Ближнего Востока над коренными немцами, французами, англичанами и т. д. Такое положение вещей обусловлено отказом народов Европы от защиты целостности своих наций и их культурного достояния. По мнению стран Запада, разделение по национальному признаку порождает конфликты и противоречия между людьми разного происхождения.

Поэтому в большинстве европейских документов данное понятие истолковывается максимально корректно. «Национальность» в них подразумевает исключительно территориальную принадлежность к какому-либо государству. Гражданство, по сути

А антропологический, культурный и исторический факторы во внимание не принимаются

Значение и ценность


Этнические группы людей нельзя игнорировать ни в одной сфере: социальной, политической, духовной, экономической. В некоторых регионах на почве национального самосознания вспыхивают конфликты и даже локальные войны. Кроме того, несмотря на стремление рыночных игроков упростить и унифицировать культуру и ценности всех людей, маркетологам приходится ориентироваться на те или иные представления о прекрасном у разных народов, учитывать различные пределы допустимого, мораль, восприятие. В духовной сфере разделение совершенно очевидно: в мире существует огромное количество конфессий, как возникших совсем недавно, так и сопровождавших человечество издавна.

Этничность сама по себе ценна даже в условиях всеобщей глобализации и унификации. Каждый человек уникален сам по себе, и каждый имеет право на свой взгляд. Что уж говорить о целых группах людей, особенно если они обладают уникальными чертами.

Этничность и гены

Большим заблуждением является смешивание понятий этничности и генетического (расового) родства. По понятным причинам, эти категории часто совпадают, но это бывает далеко не всегда. На самом деле в одном этносе могут встречаться представители разных генетических ветвей. Часто это относится к полностью ассимилировавшим представителям других этносов: так, негр, полностью выросший в России, в местной культурной среде, является этническим русским.

У некоторых европейских этносов (французы, итальянцы, болгары, сербы и др.) широко распространены генетически разные типы: как с почти чисто европеоидными признаками (светлые кожа, волосы и глаза), так и с выраженными монголоидными чертами (смуглая кожа, тёмные глаза, чёрные волосы). Также, например, генетиками установлено, что татары и башкиры, которые почти не отличаются по языку и культуре, относятся в целом к разным генетическим ветвям.

Таким образом, выражение типа «славянская внешность» не имеет смысла: славяне ­– понятие этническое (этноязыковая общность), а не расовое (внешность славян очень разная, часто даже внутри одного этноса).

Классификация и примеры этноса

Классификация проводится по самым разным параметрам, наиболее простой из них – это численность. Этот показатель не только характеризует состояние этноса на текущий момент, но и отражает характер его исторического развития. Как правило, формирование крупных и малых этносов протекает по совершенно разным путям. От численности того или иного этноса зависит уровень и характер межэтнических взаимодействий.

Примерами наиболее крупных этнических групп можно назвать следующие (по данным от 1993 года):

  1. Китайцы, общая численность которых составляет 1 млрд человек.
  2. Хиндустанцы – свыше 200 млн человек.
  3. Американцы, проживающие на территории США – 180 млн человек.
  4. Бенгальцы – свыше 180 млн человек.
  5. Русские – свыше 170 млн человек.
  6. Бразильцы – около 130 млн человек.
  7. Японцы – порядка 125 млн человек.

Общая численность этих народов составляет 40% от общей численности всего населения земного шара. Существует также группа этносов с численностью от 1 до 5 млн человек. Они составляют около 8% всего населения.

Наиболее малые этнические группы могут насчитывать несколько сотен человек. В качестве примера можно привести юкагиру – этническую группу, проживающую в Якутии, и ижорцев – финская этническая группа, заселяющая территории в ленинградской области.

Другим критерием классификации является динамика численности населения в этнических группах. Минимальный прирост населения отмечается в западноевропейских этнических группах. Максимальный рост отмечается в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Народности и государства

По подсчётам учёных в мире существует 200 государств и около 5000 народов и народностей. Это может означать одно, что подавляющее количество государств многонациональные. Если, к примеру, рассмотрим Россию, то увидим, что на её территории проживает около 130 национальностей, небольших народностей и этногрупп. Самая высокая этническая принадлежность у русских, составляющих 90 миллионов человек, самая маленькая – это коряки, всего 1000 человек.

Есть такое понятие, как этническая структура, означающая проживание группы людей за пределами своей страны или не имеющих своего государства, но при этом сохранившей все этнические признаки. Она носит название группы, при условии проживания на территории компактно. Если она рассеяна по всей стране, то такая общность называется диаспорой.

Отсюда можно сделать вывод, что этническая группа – это малочисленная народность, находящаяся в составе более большого этноса (народа), как правило, она насчитывает от нескольких сотен человек, которые сохранили свой диалект, национальные признаки: уклад жизни, традиции, территорию проживания. Примером может служить северный народ ороки, который живёт на полуострове Таймыр. По мнению некоторых учёных, разновидность этнической группы, отличительной особенностью которой являются цвет кожи, черты лица, телосложение, принято считать расой.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОСА

Оригинальную концепцию происхождения и развития этносов разработал русский ученый Л.Н. Гумилев, которую он назвал пассионарной теорией этногенеза. Согласно его позиции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Ландшафт является как бы причиной и условием формирования этноса. Таким образом, здесь этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Пассионарии, эти «экстремальные особи», — завоеватели территории, создатели культуры, добивающиеся поставленных целей, формируют единство этноса, его ядро. пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Таким образом Л. Гумилев считает, что этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности.

Другой взгляд на происхождения этноса высказывает Ван ден Берг. Он полагает, что этнические группы произошли на основе генетического родства прошлом. Естественный отбор способствует сплочению организмов, ибо поддерживая себе подобных, тем самым содействует выживаемости. Этот исследователь объясняет этничность как «расширенную форму родственного отбора и связи». Ван ден Берг говорит о необыкновенной глубине этнических корней и утверждает, что по силе с ними не могут сравниться ни классовая, ни религиозная принадлежность.

Э. Смит, объясняет происхождение этносов на основе «коллективного бессознательного», тех архетипов (мифов, символов, воспоминаний, стереотипов), которые складывались в течение тысячелетней истории каждого народа и повлияли на образование различных этносов. У каждой этнической группы за всю ее историю накапливаются мифы, воспоминания, стереотипы, связанные с восприятием образов других народов. Корни враждебного отношения к чужим народам, по мнению Э. Смита, находятся на уровне этого «коллективного бессознательного».

Несмотря на различия и оттенки представленных точек зрения на проблему происхождения этносов, все они имеют общее. Он состоит в признании объективности процессов рождения, формирования этнических образований.

Этничность – это продукт человеческого сознания, и она имеет иррациональную природу.


С этим читают