Стихи про смерть

Содержание

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно

И это повторение жизни часто является и повторением смерти.


Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью»

И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами

Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно

Текст, фото: Мария Строганова

Впервые опубликовано на «Правмире» в феврале 2015 года

Смерть в искусстве и литературе

И может быть, на мой закат печальный Блеснёт любовь улыбкою прощальной

Пушкин

Смерть в изобразительном искусстве

Камилла Моне на смертном одре. Клод Моне 1879 г.

В живописи и графике существует целое ответвление портретного жанра — «портрет на смертном одре». Чаще всего на портретах изображались умирающие или умершие члены семьи художника, а также царственные или известные персоны: монархи, поэты, композиторы и др.

  • Иван Никитин. Пётр I на смертном ложе, 1725
  • И. Н. Эндер. Наполеон II на смертном одре, 1832
  • Аполлон Мокрицкий. Пушкин на смертном одре, 1837
  • М. Штоль. Портрет Н. В. Шаховской на смертном одре, 1847
  • Неизвестный художник вт. пол. XIX в. Портрет торопецкой купчихи на смертном одре.
  • Иван Крамской. Н. А. Некрасов в период «Последних песен», 1877—1878
  • Клод Моне. Камилла Моне на смертном одре, 1879
  • Константин Маковский. Портрет Александра II на смертном ложе, 1881
  • Э. К. Липгарт. И. С. Тургенев на смертном одре, 1885

Проблема смерти завораживала художников позднего средневековья. Часто она представала в антропоморфном образе. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения Пляски Смерти и более редкие, характерные больше для Северной Европы, изображения Смерти, играющей в шахматы.

В скульптуре обычай снимать с покойников посмертные маски существует очень давно и ведет свою историю от погребальных масок, не требовавших сходства с покойником. Кроме портретов, маски используются для создания бюстов, памятников и надгробий.

С развитием фотографии функцию посмертного портрета стала выполнять фотография post mortem.

Смерть в музыке

Образ Смерти, сметающей всё на своём пути, является основой «Пассакальи о жизни», приписываемой, хотя и без достаточных на то оснований, итальянскому композитору Стефано Ланди (1587—1639).

Особенно широко образ смерти представлен в рок- и байк-культуре: различные изображения черепов. Но особенно стоит выделить жанр музыки дэт-метал (смертельный металл), названный так в честь одного из родоначальников данного направления — группы Death. Особенно темы смерти были характерны для творчества групп, игравших в данном музыкальном стиле в конце 80-х — начале 90-х годов XX века.

Также темы смерти не чужды для Трэш-метала и Хэви-метала.

Образ смерти

Образ смерти, выкашивающей смертельно больных холерой. Обложка журнала начала XX века

В искусстве образ смерти чаще всего представляют в виде костлявого существа (живого скелета) в чёрном балахоне с косой. В Европе до Раннего Средневековья и начала монополии христианской церкви в вопросах погребения, индивидуализации смерти и превалирования христианских ритуалов над народными обрядами покойников изображали в виде иссушённых, обескровленных трупов. Постепенное усиление темы страха смерти и загробной жизни, призывов к покаянию, распространение макабра превратили образ смерти из высохшего тела в зловещий остов, живой человеческий скелет.

Поэт конца XIX — начала XX века Максимилиан Волошин в стихотворении «Мятеж» писал:

Чтобы не дать материи изникнуть, В неё впился́ сплавляющий огонь. Он тлеет в «я», и вещество не может Его объять собой и задушить. Огонь есть жизнь. И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье. Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —

Творящий ритм мятежного огня.

Духовная смерть

В литературе, искусстве и религии имеется понятие духовной смерти — психической деградации личности. Примеры:

  • Живой труп, пьеса Льва Толстого
  • Мертвые души — Гоголь
  • Библиография Ф. М. Достоевского
  • Живой труп (фильм, 1968), фильм по пьесе

Понятие смерти в религии

Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

  • Реинкарнация в индуизме предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные» (Бхагавадгита, II.22).
  • О реинкарнации также идёт речь в почитаемом буддистами «Тибетской книге мёртвых», служащей своего рода инструкцией для умирающих.[источник не указан 115 дней]
  • В буддизме существует, однако, Анатмавада — доктрина, согласно которой душа не существует.
  • В христианстве смерть — это следствие грехопадения человека. Согласно поучениям христианских святых смерть бывает телесной (прекращение жизнедеятельности тела) и душевной (нечувствие души при живом теле). Кроме того, для бессмертной души смерть — это ещё и граница между земной жизнью и небесной. Поэтому многие христианские мученики принимали свою смерть с радостью — для них день смерти на земле становился днем рождения на небесах. В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. ).
  • Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.
  • В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Смерть святых

  • В христианстве и некоторых других религиях существует представление о том, что смерть праведных, святых людей может быть связана с особыми обстоятельствами. К примеру, смерть Еноха и Илии согласно Библии отсрочена и произойдет незадолго до Страшного Суда, а сами они живыми вознесены на небо. Другой пример: св. Лазарь, умирал дважды (в первый раз — был воскрешен Иисусом Христом через несколько дней после смерти). Кроме того, останки некоторых святых — мощи — могут проявлять необычные свойства (благоухать, мироточить и т. п.).
    • Вознесение Господне
    • Вознесение Богоматери
    • Вознесение Бахауллы празднуется 29 мая См. Календарь бахаи
    • Вознесение Абдул-Баха празднуется 28 ноября См. Календарь бахаи
    • Успение Богородицы
    • Мощи

Смерть и воскрешение

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира

Во многих религиях описываются случаи чудесного воскрешения после смерти.

В Библии описано девять случаев воскресения после смерти:

Джотто ди Бондоне. Воскрешение Лазаря

  • Воскрешение отрока Ильёй. (3 Цар. )
  • Воскрешение ребёнка Елисеем. (4 Цар. )
  • Воскрешение человека от прикосновения к костям Елисея. (4 Цар. )
  • Воскрешение дочери Иаира Иисусом. (Марка. )
  • Воскрешение Иисусом сына вдовы у ворот Наина. (Лк. )
  • Воскрешение Лазаря Иисусом. (Иоан. )
  • Воскресение Иисуса Христа
  • Воскрешение Тавифы Петром. (Деян. )
  • Воскрешение Евтиха Павлом. (Деян. )

Русский философ Н. Ф. Фёдоров проповедовал, что человечество само должно научиться тому, как воскресить всех когда-либо живших людей, благодаря дальнейшему развитию научно-технического прогресса[источник не указан 2195 дней].

Мария Парр «Вафельное сердце»

Книга про первую в детстве смерть любимого человека

В книге про детство — едва ли не лучшей или уж точно одной из лучших в мире  — про детство мальчика Трилле и девочки Лены в бухте Щепки-Матильды — есть несколько драматических событий  и одно трагическое: смерть двоюродной бабушки главного героя. Когда читаешь этот кусок, становится ужасно грустно жить

И неважно, сколько тебе лет, — все равно во время чтения этой книги становишься ребенком и не можешь понять: как любимый человек может умереть? Как вообще такое может быть? И, конечно, не помогают ни слова, ни утешения. Сидишь, забившись в угол, и плачешь, потому что иначе пережить свое горе просто нельзя

Петра Соукупова «Кто убил Снежка»

Книжка про смерть собаки


Где-то в деревне, сегодня, у девочки Мартины умирает собака — огромная, белая, непослушная и глухая. Это не собака, а сплошное мучение — она лает даже на своих, то и дело убегает за забор, таскает кур у соседа и вообще приносит одни неприятности. Но девочка ее любит, защищает, заботится о ней. И пристраивает ее жить к соседям, когда мама велит убрать ее навсегда из дома. И вот собаку сбивает машина. Девочка со своими друзьями начинает расследование, чтобы понять, кто убил Снежка. И пока она, как завзятый Пуаро, записывает версии в блокноте, пока залезает с друзьями в чужие дома, чтобы найти улики, пока подслушивает у соседей под окнами, боль — уходит, и со смертью собаки хоть как-то, но удается смириться.

Представить себя мертвым не получится

— Насколько сегодня ушло из нашей жизни такое понятие, как «память смертная»?

— Память смертная — это особенное чувство. Человек не может помнить о смерти, это неестественно для него. Знать о смерти человек не может, потому что он не имеет этого опыта. По крайней мере, мы понимаем, что такое болезнь, к болезни мы можем готовиться, можем ее лечить. У нас есть опыт болезни, опыта смерти у нас нет.

Это еще связано с тем, что человек не предназначен для смерти, не задуман для нее. Это одно из доказательств, может быть, бессмертия нашей души — то, что мы не можем представить себя мертвыми. Можем, конечно, как-то по-детски говорить: «Как я буду лежать в гробу». Но все равно это будет по-игрушечному для живого человека. Реально он не может представить себя мертвым, не может описать смерть, описать, как он не будет жить.

Для того чтобы понимать, что такое смерть, человеку необыкновенно важно знать, что такое жизнь. Часто есть лишь имитация жизни

Человек во многом имитирует свое бытие и думает, что он живет, что он чувствует, что он каким-то образом устраивает свою жизнь. А на самом деле ровно ничего не происходит, кроме той самой имитации: имитации отношений, мыслей, деятельности, творчества. Поэтому человек часто не очень понимает, что такое жизнь. Особенно — современный человек.

Древний, средневековый человек очень хорошо это понимал, потому что жизнь у него была абсолютно конкретно обозначена. Он жил всегда зачем то, для чего-то. Какой-то простой смысл жизни для него присутствовал всегда. Человек как религиозное существо даже в своем самом примитивном бытии все равно существует осмысленно. Его связь с иным бытием очевидна. А раз у тебя есть связь с инобытием, значит, ты через это инобытие можешь осмысливать свое бытие. То есть тогда, так или иначе, человек существовал в категориях смысла.

Чем меньше человек связан с иным бытием, тем меньше у него экзистенциального принятия жизни. Появляется имитация.

Ульф Нильсон «Прощайте, Господин Маффин!»

Книжка про смерть морской свинки

Книжка-картинка одного из главных сказочников — о том, как умирает старенькая морская свинка, Господин Маффин. У него есть картонный домик — и почтовый ящик, где однажды вместе с его любимыми миндальными орешками оказывается письмо его маленькой хозяйки, которой папа рассказал, что морские свинки иногда умирают. Еще у Господина Маффина есть воспоминания — о его чудесной жене и шестерых детях. После непродолжительной болезни и еще нескольких писем девочки (которые он по традиции съедает) Господин Маффин умирает, и его хоронят в саду.  Проиллюстрировала книгу Анна-Клара Тидхольм.

Как психика человека может защитить себя перед смертью

Те, кто сталкивался с больными людьми могли заметить, что длительное пребывание в лежачем положении, тяжелые заболевания, болевые ощущения или длительная инфекция способны изменить поведение человека до неузнаваемости. Зачастую пациенты начинают себя вести не так, как обычно. Они могут заговариваться (говорить фразы, полностью лишенные смысла), не узнавать близких и даже самого себя. Такое поведение нередко можно встретить у больных, когда они практически находятся в состоянии, перед тем, как умереть. Подобное поведение имеет термин, который известен, как «энцефалопатия» и встречается не только у психически больных людей.

Тело человека и психика настроены таким образом, что, когда организм испытывает чрезмерные нагрузки, а, например, длительная инфекция и является непомерно тяжелым испытанием для тела человека – организм старается защититься и происходят так называемые «сбои в поведении». Как правило, после того, как тело «приходит в себя», человек не помнит, что происходило и искренне недоумевает, как же с ним могло такое произойти. Увы, но такое проявление психики возникает довольно часто.

Статистика проявления энцефалопатии у пациентов с разными заболеваниями:

Инфекционные заболевания Токсические проявления Тяжелые травмы Длительная гипертермия Шоковые состояния Агония
85% 60% 16% 8% 37% 5%

Если до смерти имело место изменение сознания человека из-за заболевания (неадекватное поведение, агрессия или галлюцинации), перед тем, как умереть человек осознаёт, что болезнь отступила и даже может пообщаться со своими родственниками и близкими, а также рассказать, что чувствует умирающий человек.

смерть II

Морфологические и синтаксические свойства

смерть

Наречие, также предикатив; неизменяемое.

Корень: -смерть-.

Семантические свойства

  1. нар., прост. очень, очень сильно, в высшей степени ◆ Курить смерть как хочется. А. Т. Аверченко, «Резная работа»
  2. в знач. сказуемого оценка чего-либо как очень большого, бесчисленного ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. ужасно, страшно, чертовски
  1. еле-еле, чуть-чуть, слегка, немного

Гипонимы

Родственные слова

См. смерть I.

Этимология

См. смерть I.

Урысон Е. В. «Смерть 1», «кончина», «конец 3», «гибель 1» // Апресян Ю. Д. (рук.) Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Проспект, М.: Русские словари, 1995, с. 452–460.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. сме́рть сме́рті
Р. сме́рті смерте́й
Д. сме́рті смертя́м
В. сме́рть сме́рті
Тв. сме́ртю смертя́ми
М. сме́рті смертя́х
Зв. сме́рте* сме́рті*

смерть

Существительное, неодушевлённое, женский род, тип склонения 8e.

Корень: -смертʲ-.

Семантические свойства

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • уменьш.-ласк. формы: смерточка, смертонька
  • пр. существительные: смертоносність, смертність, смертник, смертниця; безсмертя
  • прилагательные: смертельний, смертний, смертоносний
  • наречия: смертоносно, смертельно, смертно

Этимология

Происходит от праслав. *sъmьrtь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. съмрьть (греч. θάνατος); русск., укр. смерть, белор. , болг. , сербохорв. смр̏т (род. п. смр̏ти), словенск.  (род. п. smȓti), чешск. , словацк. , польск. , в.-луж. , н.-луж. sḿerś. Праслав. *sъmьrtь наряду с *mьrtь (в чешск. mrt, род. п. mrti ж. «отмершая часть чего-либо, мертвая ткань на ране, бесплодная земля») родственно лит. mir̃tìs, род. п. mir̃čiо м., лит. mirtìs, род. п. mirtiẽs ж. «смерть», латышск. mir̃tе «смерть», др.-инд. mr̥tiṣ ж. «смерть», лат. mors, род. п. mortis — то же, готск.  (maúrþr) «убийство»; слав. *sъ-mьrtь следует связывать с др.-инд. su- «хороший, благой», первонач. «благая смерть», т. е. «своя, естественная», далее связано со *svo- (см. свой). Ср. русск.: умере́ть свое́й сме́ртью; лит. sãvо smerčiù mir̃ti.

Противопоказания

Перед прививкой врач направляет на общий анализ крови и мочи, консультацию к узким специалистам (неврологу), проводит тщательный осмотр, выясняет у родителей информацию об общем самочувствии малыша, о реакциях на уже проведенные вакцинации, о возможной аллергии. Если видимые противопоказания отсутствуют, ребенка направляют на инъекцию.

В отдельных случаях дается медицинский отвод, который длиться от месяца до года и более. Различают временные и постоянные (абсолютные) противопоказания.

К абсолютным противопоказаниям относятся:

  • сильная реакция/осложнение на ранее сделанную вакцину;
  • ослабление иммунитета;
  • новообразования разной этиологии;
  • вес менее 2000 г для прививки БЦЖ;
  • аллергия на аминоглигозиды, дрожжи;
  • афебрильные судороги, заболевания нервной системы;
  • аллергические реакции на яичный белок, желатин, стрептомицин.

Среди временных противопоказаний выделяют:

  • острая респираторная или вирусная инфекция, сопровождающаяся повышением температуры;
  • расстройство кишечника;
  • обострение хронических болезней.

Существует группа риска – дети, имеющие сопутствующие патологии: пороки сердца, низкий гемоглобин, дисбактериоз, энцефалопатия, аллергия, наследственные болезни. Вакцинация проводится строго по индивидуальному графику.


К группе риска относятся и дети, больные сахарным диабетом. Многие из обязательных инъекций врачи советуют делать диабетикам с оговоркой: нельзя ставить поливакцины из-за сильной нагрузки на иммунитет. От процедуры стоит отказаться при обострении какого-либо заболевания или высокого уровня сахара в крови.

Социальные похороны

В Федеральном законе оговорен необходимый минимум услуг по погребению граждан. Организация социальных похорон осуществляется за счет предоставления безвозмездного пособия. Его размер составляет 16 946 руб. 47 коп..

Социальные похороны могут предоставляться при смерти определенных категорий граждан. К ним относятся: 1. Пенсионеры, не работающие на день смерти. 2. Лица, нигде не работающие и не являющиеся пенсионерами на день смерти.

Также безвозмездное погребение проводится в случае рождения мертвого ребенка, если срок беременности был более 154 дней.

При смерти человека, относящегося к любой из указанных категорий, родственники получают пособие в размере 11 000 рублей, которые в Москве выплачивается УЗСН. Территориальные подразделения ПФР выплачивают компенсацию в размере 5 946 руб. 47 коп..

В случае смерти работающего человека или несовершеннолетнего ребенка, родственники получают пособие в размере 5 946 руб. 47 коп.. Выплаты проводятся либо по месту работы усопшего, либо по месту работы одного из родителей ребенка.

Актуальность цифр стоит проверять по факту, потому что размер безвозмездного пособия периодически меняется.

Луис Пратс «Хатико. Пес, который ждал»

История про смерть хозяина — и про верность его собаки

Грустная, трогательная, бесконечно нежная история про то, как у собаки умирает хозяин — а она продолжает ходить на станцию и ждать его. И никто ей не нужен — только бы снова увидеть его. Вернее, не так. Это история про то, как в жизни одного профессора (реально жившего когда-то в Японии, а потом сыгранного в Голливуде Ричардом Гиром в фильме «Хатико, всегда рядом с тобой») за год до смерти появляется собака, щенок, который становится его лучшим другом, — по выходным они гуляют в парке, профессор рассказывает собаке про бабочек и звезды, а по будням он ездит в Токио, и пес каждый день ждет его на станции, чтобы вместе пойти домой, и они оба — счастливы. А потом профессор умирает, а его собака живет еще много-много лет, чтобы каждый день приходить на станцию и ждать своего хозяина. И в конце концов профессор приходит — чтобы забрать Хатико с собой туда, где они снова будут гулять вместе и рассуждать о бабочках и звездах и будут счастливы.

Предприятия и коммерческие перевозки

Если я должен продолжать рабочую деятельность, при этом я индивидуальный предприниматель или самозанятый, какой ИНН мне указывать?

Для оформления пропуска для поездок на работу таким гражданам нужно указать свой ИНН.

Я работодатель. Могу ли я оформить цифровые пропуска на всех своих сотрудников?

Работники должны оформлять цифровые пропуска самостоятельно. Вы поможете своим сотрудникам, если дадите им всю информацию о компании, необходимую для получения цифрового пропуска.

Нужно ли оформлять цифровой пропуск водителям коммерческого грузового транспорта, въезжающего в Москву из другого региона для доставки груза в столицу или забора груза из города?

Да, необходимо оформить пропуск, выбрав цель передвижения «Цифровой пропуск для работающих». Это можно сделать, заполнив форму заявки на портале mos.ru, позвонив по телефону: +7 (495) 777-77-77 или отправив СМС на номер 7377.

Нужно ли оформлять цифровой пропуск водителям коммерческого грузового транспорта, чья компания зарегистрирована в Москве, для доставки/забора груза в пределах Москвы или для выезда из города?

Если деятельность организации не приостановлена на период действия режима повышенной готовности, необходимо оформить рабочие пропуска. Каждый сотрудник оформляет пропуск самостоятельно. Для этого необходимо заполнить электронную форму на портале mos.ru, позвонить по телефону: +7 (495) 777-77-77 или отправить смс на номер 7377. Для оформления рабочего пропуска обязательно нужно указать название и ИНН работодателя

Обращаем внимание на то, что все сведения будут проверены. В случае указания недостоверной информации пропуск будет аннулирован

Большегруз повезет товары первой необходимости из Москвы в Московскую область. Есть документ о том, что предприятие, куда он едет, работает. Нужно ли водителю оформлять цифровой пропуск?

Да, нужно.

Могут ли работники подрядчика находиться в помещении заказчика, например, продуктовом магазине или салоне связи, для проведения строительно-монтажных или ремонтных работ?


Если организация осуществляет строительную деятельность, то следует руководствоваться нормами указа, касающимися именно строительной деятельности. Такая деятельность в очном формате приостановлена, за исключением некоторых специальных случаев.

Как получить цифровой пропуск индивидуальному предпринимателю?

Если деятельность вашего ИП не ограничена указом Мэра Москвы № 12-УМ, оформите цифровой пропуск для работающего на портале mos.ru. Пропуск выдается на срок до 30 апреля и не ограничивает число поездок.

Нужны ли пропуска сотрудникам охраны?

Сотрудники охранных предприятий могут передвигаться по городу без пропуска – с действующим удостоверением охранника. При этом цель передвижения должна соответствовать указу Мэра Москвы № 12-УМ.

Имитация жизни

Существо, ходящее на двух ногах и говорящее по-человечески, может быть и не человеком (в том высоком смысле, каким его задумал Бог). Например, это — высокотехнологическое человекообразное существо, как многие сейчас. Осознание себя в человечестве не происходит. Человек думает, что он любит, а на самом деле он не любит, у него просто такие инстинкты. Человеку кажется, что он становится родителем, а на самом деле он никаким родителем не становится, потому что в данном случае он исполняет некую функцию. Человеку кажется, что у него есть папа с мамой, а на самом деле никаких папы с мамой у него нет.

— В итоге он все равно столкнется с реальностью смерти.

— Если он столкнется со смертью людей, которые были названы его родителями, но по существу они ими так и не стали, то он и смерть их пережить по-настоящему не сможет.

— Это потому, что потеряны все связи?

— Потому что потеряны все связи, в том числе, между людьми. Лишь присутствуют связи между существами, которые выглядят как люди, поступают как люди, действуют как люди, одеваются как люди, заключают какие-то союзы, исполняют законы как люди, но внутренняя сущностная острота этих вещей потеряна.

Раз она потеряна, значит, потеряна некая настоящая связь с жизнью, с бытийностью. Прежде всего, потеряна связь со смертью. Потому что жизни почти нет, если она не осмысляется в категориях смерти, и здесь мы говорим о памяти смертной («Помни день последний и вовеки не согрешишь», — учат нас святые отцы или, как говорил преп. Антоний Великий, «Смерть для людей, которые понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надо погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души»)…

Просто переворачивается некая страничка и ластиком вымарывается какое-то имя или какой-то человек, который был до этого. Все, был, и его нет. Нет его в тебе, нет в твоем бытии. Поэтому такие понятия, как «вечная память», «вечный покой» — и все, что связано с вечностью — перестают существовать. Раз нет вечности, значит, нет бытийности, значит, нет вообще ничего.

— Этим можно объяснить равнодушие к больным, умирающим, которое есть в нашем обществе?

— Когда нет этого бытийного смысла, тогда с умирающими вообще никаких проблем. Тогда выходит на главный план то понимание, которое не побоялся озвучить Александр Никонов, председатель Атеистического общества Москвы, писатель. Это абсолютно правильная, честная — дикая, конечно, но, с точки зрения потери бытийности, абсолютно правильная позиция — если есть те люди, которые скоро умрут, значит, пусть себе умирают. Нежизнеспособных следует просто убивать, чего с ними возиться.

Если жизнь — только биология, то тогда нет понятия смерти.

В природе нет смерти в том смысле, в котором она есть для человека. Смерть в природе не трагична. Иначе бы получалось, что мы только и питаемся смертью — от куска баранины в борще до сорванного помидора. Но все-таки смерть — это не про помидоры, это про нас…

Биологическая смерть бессмысленна сама по себе, но не трагична. В нас ежесекундно умирают клетки, и ничего. Как и во всей природе — что-то умерло, что-то родилось. Одна травинка засохла, другая — выросла. Но мы же не травинки…


С этим читают