Краткая история мировых религий

Монотеизм как ответ на кризис политеизма

Поздним политеистическим системам был характерен акцент на женском первоначале. Ритуалы почитания женских богинь (имевших в своей основе образ Великой Матери) носили оргиастический характер и пагубно влияли на общественную нравственность. Это приводило к ослаблению общества и к неспособности здорового воспроизводства.


Ответом на кризис политеизма стал монотеизм, который предавал женское первоначало полному богословскому, ритуальному и иконографическому забвению. Мужское же первоначало абсолютизировалось и очищалось от оргиастических наслоений политеизма.

Иудейский монотеизм развивался около 2-х тысячелетий внутри одного народа на Ближнем Востоке. В начале нашей эры монотеизм в виде христианства выплеснулся за пределы еврейского народа и за сравнительно короткое историческое время завоевал почти весь мир, став самой распространенной религией наряду с более поздним монотеистическим исламом.

↑ Функции религии

Функция Содержание функции Мировоззренческая Создает религиозную картину мира, задаёт критерии и абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание. Компенсаторная Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей

Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение. Коммуникативная Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д. Регулятивная Регулирует поведение людей, устанавливая заповеди, предписания, обязательные для верующих Интегрирующая Объединяет индивидов, группы, если ими признаётся более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Культурная Способствует развитию определённых основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства

Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению. Легитимизация Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция)

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.

Шаманизм


Нельзя рассматривать первобытные религии и при этом не выделить служителей культа. Наиболее остро это просматривается в шаманизме. Как самостоятельная религия он появляется намного позже, чем рассмотренные выше, и представляет собой веру в то, что посредник (шаман) может связываться с духами. Иногда эти духи были злыми, но чаще всего — добрыми, дающими советы. Шаманы зачастую и становились предводителями племен или общин, поскольку люди понимали, что они связываются со сверхъестественными силами. Следовательно, в случае чего смогут их защитить лучше, чем какой-то король или хан, которому под силу только естественные движения (оружие, войска и так далее).

Элементы шаманизма присутствуют фактически во всех современных религиях. Верующие люди особенно относятся к священникам, мулле или другому служителю культа, считая, что они находятся под прямым влиянием высших сил.

Примечания

  1. История религии. / Под общей ред. проф. И.Н.Яблокова. — 2-е. — Москва: Высшая школа, 2004. — С. 5. — 464 с. — ISBN 5-06-004507-2.
  2. О.В.Шубаро. Религиоведение. Учебное пособие. Часть 1.. — Минск, 2011. — С. 4. — 105 с.
  3. Эллинские поэты VIII-III века до н. э. Эпос, элегия, ямбы, мелика / М. Л. Гаспаров.. — Ладомир. — 1999.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Избр. психол. произв.: в 2 т.. — Т.2.. — Москва, 1983.. — С. С. 166-175..
  5. О.В.Шубаро. Религиоведение. Учебное пособие. Часть 1.. — Минск, 2011. — С. 4−7. — 105 с.
  6. Гайдуков А.В. Религиоведение: Учебно-методический комплекс. — Спб., 2009. — С. 15. — 104 с.
  7. Магомедрасулова Р.Б. КУРС ЛЕКЦИЙ. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ, ЭВОЛЮЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ. — Махачкала, 2016.
  8. О.В.Шубаро. Религиоведение. Учебное пособие. Часть 1.. — Минск, 2011. — С. 26. — 105 с.)
  9. Гайдуков А.В. Религиоведение: Учебно-методический комплекс. — Спб., 2009. — С. 15. — 104 с.
  10. О.В.Шубаро. Религиоведение. Учебное пособие. Часть 1.. — Минск, 2011. — С. 26−42. — 105 с.
  11. Гайдуков А.В. Религиоведение: Учебно-методический комплекс. — Спб., 2009. — С. 16−20. — 104 с.
  12. А.С. Тимощук, И.Н. Федотова, И.В. Шавкунов. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. — 2014. — С. 14−15.
  13. Леонид Васильев. История религий Востока. — КДУ, 2001. — ISBN 5-8013-0136-4.
  14. W. Schmidt. Der Ursprung der Gottesidee. V.1-12. 1912—1955
  15. Jensen, Adolf E., Myth and Cult among Primitive Peoples.
  16. * Eliade Mircea, «The Quest for the ‘Origins’ of Religion». — P.162

    Eliade Mircea, Patterns in Comparative Religion. — P.54-58


    ;

  17. Dhavamony Mariasusai. Phenomenology of religión. Editrice Pontificia Università Gregoriana, 1973. — P. 60-64 — ISBN 88-7652-474-6
  18. .
  19. «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, с. 415.
  20. .
  21. М. И. Зильберман. Н. НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА. // ВЕСТНИК БГУ. : Гуманитарные исследования Внутренней Азии. — 2017. — № 2. — С. 47−77.
  22. Макс Мюллер. Шесть систем индийской философии. / (перевод). — Москве: К.Т. Солдатенков, 1901. — С. 397.
  23. А.С. Тимощук, И.Н. Федотова, И.В. Шавкунов. ВВЕДЕНИЕ В РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. — 2014. — С. 12−13.
  24. О.В.Шубаро. Религиоведение. Учебное пособие. Часть 1.. — Минск, 2011. — С. 18−19. — 105 с.)
  25. В ТУРЦИИ НАЙДЕН САМЫЙ ДРЕВНИЙ В МИРЕ ХРАМ. — 2013.
  26. Александрова Е.В. ТЕКСТЫ ПИРАМИДЫ УНИСА: ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПАМЯТНИКА РАННЕЙ ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ // Москва. — 2013.
  27. В. И. Гараджа. Социология религии.. — Москва: Наука, 1995. — С. 186-195. — 223 с.

Литература

на русском языке
  • Жуковский В. И., Копцева Н. П., Пивоваров Д. В. Визуальная сущность религии: монография. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2006. — 460 с. — ISBN 5-7638-0628-X.
  • Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. — М.: МГИМО-Университет, 2006. — 436 с. — ISBN 5-9228-0243-7.
  • Зубов А. Б. Лекции по истории религии. — М.: Альпина нон-фикшн, 2016. — 202 p. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91671-602-3.
  • Элбакян Е. С. Религия // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — С. 488.
на других языках
  • Eliade, Mircea, and Joan P. Couliano. The HarperCollins Concise Guide to World Religion: The A-to-Z Encyclopedia of All the Major Religious Traditions (1999) covers 33 principal religions, including Buddhism, Christianity, Jainism, Judaism, Islam, Shinto, Shamanism, Taoism, South American religions, Baltic and Slavic religions, Confucianism, and the religions of Africa and Oceania.
  • Ellwood, Robert S. and Gregory D. Alles. The Encyclopedia of World Religions (2007) 528pp; for middle schools
  • Gilley, Sheridan; Shiels, W. J. History of Religion in Britain: Practice and Belief from Pre-Roman Times to the Present (1994) 590pp

Кризис монотеизма

С развитием международных торговых и финансовых рынков монотеизм стал ослабевать, так как строгие монотеистические нравственные нормы и патриархальный традиционалистский семейный уклад стали мешать обогащению стремительно усиливавшейся экономически и политически международной буржуазии.

Капиталы, которые были заработаны на ростовщичестве, пиратстве, работорговле и эксплуатации колоний, стали вкладываться в борьбу с монотеистическими религиями. В результате возникли такие широкие общественные течения как Ренессанс (Возрождение язычества, неоязычество), масонство, оккультизм, каббала и атеизм.

Начало неизвестно?

Религиозные системы, которые были сформированы в дописьменный период человечества, уходят в непроглядную древность. Когда и кто положил начало какой из этих религий, мы не знаем. Мы знаем то, что эти системы могут иметь отношение к пещерным святилищам палеолита, мегалитам (менгиры, кромлехи, дольмены и др.), палеолитическим венерам и другим широко распространенным артефактам неписьменных культур. 


Общее, что можно выделить у всех этих систем, — явные признаки стереотеизма (акцент на соединение мужского и женского первоначал для творения мира). 

  • Индуизм — Дьяус (день, небо) Пита (отец) и Притхиви (земля)
  • Синтоизм — божественная пара
  • Месопотамская рел. — Ану и Инанна (мама, мать)
  • Финикийская рел. — Баал (белый (день)) и Астарта
  • Древнегреческая (римская) рел. — Зевс (Дьяус) и Гера (земля), (Юпитер (Дьюс—пита) и Юнона (Дьюс—нанна)
  • Древнеегипетская рел. — Пта (пита, отец) и Маат (мать), позднее Озирис и Изида.
  • Хараппская рел. — Пашупати (папа, отец) и Каликамата (чёрная земля мать)
  • Тянь-ди/тенгрианство — Тьянь-ди (Небо-Первопредок, «тьянь» — день, Тенгри) и Умай (мать)

Таком образом, по всей видимости, мужское первоначало символизировали фаллические мегалиты кромлехов и менгиров, а женское первоначало — вульварные дольмены и палеолитические венеры.

Можно также предположить, что поклонение мужскому началу, которое ассоциировалось с нематериальным духом, светом, небом, огнём и т.п. отправлялись на высоких вершинах гор, а женскому, которое ассоциировалось с материальной и тёмной землей, тьмой и влагой — в сырых горных пещерах. Люди рисовали животных в пещерах, которые (пещеры) символизировали утробу Матери-Земли, — Мать-Земля рожает из себя всё живое многообразие. Мать даёт материальное тело, Отец даёт нематериальную душу.


С этим читают