Купе — горячие посты

Что входит в обязанности проводника

Прежде чем разбираться в вопросе, что представляет собой зарплата проводника пассажирского поезда, нужно понять, за что собственно платят. Главная обязанность ответственного за вагон — обеспечивать пассажирам комфортный и беспроблемный проезд в течение пути следования. Помимо этого, в обязанности проводников входит:


  • контроль посадки и высадки пассажиров;
  • проверка билетов и документов;
  • предоставление гражданам информации о том, что поезд прибыл в их точку назначения;
  • ответственность за санитарное состояние вагона;
  • предоставление пассажирам напитков, чая, постели и т. д.;
  • обеспечение порядка во вверенном вагоне и, в случае необходимости, вызов вышестоящих сотрудников.

Перечислены лишь основные обязанности проводников. Особенность профессии в том, что в пути нередко возникают непредвиденные ситуации. Часто приходится быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.

Проводник отвечает за безопасность пассажиров своего вагона

Ключи от всех дверей

А так выглядят служебные ключи «гранки».

Именно они, как любят шутить сами проводники, делают их властелинами вагона. Потерял ключ — готовься заплатить штраф. Правда, есть одна хитрость — купить новый вместо потерянного можно на станции с рук.

«Открыть ими можно все двери в вагоне. У проводников есть своя примета: нельзя ложить ключи на стол, иначе произойдет какая-нибудь подстава. Коли уж положил — то необходимо ключи положить на пол и наступить на них. Правда, и потерять их — как два пальца оросить. Или погнуть в двери, как у меня было. Благо на некоторых станциях у торгашей за символическую цену можно купить

Ключи эти настолько хороши в использовании, что некоторые проводники даже после ухода из профессии с ними не расстаются — берут с собой в железнодорожное путешествие на всякий случай. Например, если захочется в туалет, когда он будет закрыт.

«Дед возникал то там, то тут»

Казалось бы, какая мистика в стиле фильмов ужасов может приключиться в поезде, когда вокруг полно людей, а поток посетителей тамбура и туалета не иссякает даже ночью. Но оказывается, ситуации в стиле хоррора могут произойти даже в плацкартном вагоне.

«Ехал на поезде из Москвы в Уфу в плацкарте. В соседней ячейке ехал дед лет 70. Все время рассказывал своим соседям, что ему типа пришло время умирать — вот он и едет к родственникам, чтобы там умереть и они бы его похоронили. В общем, жуткий тип. Но рассказы — цветочки. Самый ад начался ночью. Я проснулся, решил покурить и пошел в тамбур. Проходя мимо деда, видел его спящим. А когда вышел в тамбур и закурил, увидел его же в окошке двери, отделяющей другой вагон! Сон как рукой сняло — метнулся к своему месту — вижу, дед спит. Подумал, показалось. Ладно, лег.

А скоро проснулся от того, что кто-то на меня дышал. Открыл глаза — надо мной этот дед! Ты чего, спрашивает, за мной следишь! Дед стал утверждать, что его душа путешествует отдельно от тела, когда он спит, а я якобы за ней подсмотрел. В общем, той ночью я больше не спал».

РИА Новости/Владимир Астапкович

Оплата труда

Зарплата на 17.08.2020

Россия 35000—38000 ₽

Москва 35000—38000 ₽

Заработная плата проводника зависит от количества накатанных часов за месяц. Кроме оклада начисляются премиальные надбавки, районные коэффициенты и другие бонусы. Зарплата проводников также зависит от сезона, типа поезда: в осенне-зимний период зарплата составляет от 15 тысяч рублей, летом — до 25 тысяч рублей в связи с увеличением пассажиропотока. В фирменных поездах зарплата выше, чем в обычных.

Каждые 5 лет непрерывной работы выдают премию за преданность компании в размере 3-4 окладов. При выходе на пенсию со стажем работы 20 лет и более за проводником сохраняется право на одноразовый проезд по всей сети железных дорог и дачный билет на пригородные поезда в 150 км от места жительства.

Кроме того, проводникам ежегодно выделяются бесплатные или частично оплаченные путевки в санатории и летние лагеря для детей. Проводники бесплатно обслуживаются в клиниках для работников железнодорожного транспорта. В случае серьезных заболеваний предприятие несет расходы по лечению.

Ступеньки карьеры и перспективы


Карьерный рост возможен по следующим ступеням: начальная позиция — проводник местных поездов, следующая ступень — проводник поездов дальнего следования; высшая позиция — проводник фирменных составов. В фирменных поездах более комфортные условия работы и выше оплата труда, красивая форма и интересный контингент пассажиров (знаменитости из разных сфер). Чтобы стать проводником фирменного поезда необходимо отработать на обычных поездах не меньше 1 года, зарекомендовать себя как хорошего работника, затем пройти курсы повышения квалификации.

Отработав 2-3 года проводником на поездах дальнего следования, получив средне-техническое или высшее образование в профильных учебных заведениях по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте» и окончив курсы ЛНП, проводник может стать начальником поезда. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник смены, начальник поезда.

«Загорелся? Рви стоп-кран, никто не заругает»

На станциях, где поезд стоит более пяти минут проводники не только следят за тем, чтобы пассажиры не разбрелись далеко и оповещают об отправлении поезда, но и ощупывают некоторые места под составом. Может показаться, что ничего особенного не происходит. Однако на самом деле эта процедура — одна из самых ответственных за все путешествие.

«Пока народ точит лясы на перроне, проводник проверят буксы на ощупь. Все нормально — курим, горячая — докладываем начальнику поезда. Если непорядок — дальше работают вагонники».

Если заглянуть в купе проводника можно увидеть на стене вот такой щит. Здесь, помимо множества разных лампочек-индикаторов, есть одна, которую сами проводники называют зеницей ока. Именно она может «дать указание» резко дернуть стоп-кран, перепугать и одновременно спасти всех пассажиров.

«На щите много тумблеров, лампочек, счетчиков. Напряжения батареи, свет, титан, вентиляция… Но есть одна главная лампочка — СКНБ (Сигнал Контроля Нагрева Букс). Зеница ока для проводника. Загорелась? Рви стоп-кран. Никто не заругает».

«Облегчился чуть ли не мне на голову»

Когда садишься в поезд, нужно быть готовым к разным неприятностям. Например, к тому, что одежда, которая до входа в вагон была чистой, к конечной станции потеряет свой первоначальный вид. Но одно дело — мятые штаны. И другое…

«Мы ехали с мамой и братом в купе, а четвертое место занимал этот… Выжрал перед сном пару баночек водки (тогда еще водка в баночках была) и завалился спать. А брат закрыл дверь купе на предохранитель сверху. Тот встал ночью в туалет, а дверь спьяну открыть не смог. Ну и облегчился чуть ли не мне на голову, потому как я спала головой к двери. Спасибо, что не покакал. Знаю, не очень приятно такое читать, рассказала это для того, чтобы некоторые поняли, что наши поезда доставляют не только моральные страдания».

РИА Новости/Кирилл Каллинников

«Су*и тупые! Хочу к бабуле!»

Дети, на которых часто жалуются авиапутешественники, могут стать настоящим кошмаром и для пассажиров поездов. Справедливости ради: получасовой плач малыша в ночи — ничто по сравнению с тем, что может учинить ребенок, которого разлучили с любимой бабушкой.

«Ехала на море, поезд «Самара-Адлер». Посадка в 4 утра, и все, естественно, сразу вырубились. На следующей станции такое ощущение, что врубили корабельный ревун или сирену повышенной громкости, а это в поезд садилась мамочка с дочкой 2-х лет, расстроенной от того что ее оторвали от бабушки. И садятся они в мое купе! Кроху заволокли волоком и тут она падает на пол и вопит на весь вагон: «Су*и тупые! Хочу к бабуле!» Тут проснулись даже те, кто спал богатырским сном. И концерт продолжался в течение всех 30 часов пути! Но, к большому счастью, дитя, наоравшись за день, ночью спала, как убитая».

Depositphotos

«Вы никогда не пробовали делать уколы годовалому ребенку в движущемся поезде?»

Приболеть во время путешествия может каждый. В первую очередь — ребенок. В самом плохом сценарии болезнь случайного малыша может обернуться ужасом для путешественников. А в особенности, если мама захворавшего младенца просит окружающих «поиграть во врачей».

«Захожу в купе. Очень приятная средних лет дама с двумя детьми. Одному лет пять, другому — чуть больше года. Мечта, а не соседи! Познакомились. Я смотрю: она такая вся взвинченная, расстроенная, чуть не плачет. Спрашиваю: в чем дело? Я, говорит, по всему поезду уже полдня не могу врача найти, малыш болеет, температура высокая. Его, говорит, колоть надо, а сама я боюсь. Я про себя подумала: какого ты с больным ребенком в поезд садилась? Ну да ладно, мало ли у кого какие обстоятельства. А вслух сказала: вам сильно повезло. У меня, в числе прочих, еще и среднее медицинское образование.

Поспать в ту ночь мне было не суждено. Вы никогда не пробовали делать уколы годовалому ребенку в движущемся поезде? И не пробуйте. Дай вам бог никогда этого не делать. Удовольствие ниже среднего. Но зато к утру малышу стало значительно лучше. Из поезда вышла с ощущением выполненного долга».

В тему: «Места есть всегда». Признания проводников о секретах поездов и работе

Depositphotos

Есть ли у проводника свой «секретный душ»?

Некоторые думают так: раз у проводника есть свое собственное купе, значит, должен где-то быть и специальный санузел. В самом деле, не может ведь проводник весь рейс обходится без душа?

Оказывается, еще как может.

«Никаких душевых нет. Моются все, как могут».

«Нету никакого душа. Даже больше: нет никаких условий, только твоя койка в лучшем случае, а может, и одна на двоих с напарником. Что до душа: берешь 2-х литровую бутылку с теплой водой и закрываешься в сортире — зимой, а летом — в этом же сортире есть шланг-душ за зеркалом».


«Знакомый ехал до Красноярска, с Москвы, хотел помыться, а проводница дала ему шланг и отправила в туалет, говорит, подключите к крану и будете мыться, а вода сама стечет, там дырка ведь есть в туалете! Так они и моются».

Средняя зарплата проводников России

На начало 2020 года средняя зарплата представителей профессии составила 34 000 рублей. Сравните со средними доходами в России. Это не означает, что все проводники зарабатывают столь незначительные деньги.

К примеру, если устроиться в вагон Сапсана, можно в месяц получать минимум 45 000 рублей. Зарплатный максимум без учёта положенных льгот, доплат и надбавок – 50 000 рублей. Посмотрите сколько получают представители разных профессий в ОАО РЖД.

Средняя зарплата колеблется в большую и меньшую стороны. Минимум на сегодняшний день равен 15000 рублям, максимум – 50 000 рублям. Получается, что такой сложный труд не особо ценится в нашей стране. Не лучше обстоят дела и в соседних государствах.

А есть ли «секретные» места?

Бывает, очень срочно нужно уехать, а на ближайший поезд билетов нет. По крайней мере, так говорят в кассе на вокзале, да и в системе бронирования при покупке через интернет доступные места тоже не отображаются. Значит ли это, что поезд действительно забит под завязку? Оказывается, на случай экстренной ситуации в составе все же есть несколько свободных мест. Распоряжается ими начальник поезда.

«У каждого начальника поезда есть в резерве четыре места. Для подтверждения срочности выезда пассажира нужен документ. Но в наш век телеграммы уже не шлют, поэтому верим на слово. Мне иногда приходилось выписывать и больше четырех билетов, когда люди очень просились».

Смотрите дальше: Путешествие по Транссибу: 12 «за» от британской телеведущей

Проводники о своей работе

Даже если вы не планируете работать проводником, вам будет интересно почитать отзывы представителей профессии о том, как им работается. Уже скоро вы сделаете вывод, что проводники — интересные позитивные люди, не лишённые чувства юмора. В сети много захватывающих историй, произошедших с ними в пути.

Даже негативные стороны профессии описываются с юмором. Оказывается, проводникам приходится делать план по продаже чая и сахара. Если план не выполните, заплатите из зарплаты. Ревизорам, которые подсаживаются по дороге, приходится платить взятки.

Не стоит забывать и о том, что в посылках, передаваемых гражданами, могут находиться запрещённые предметы. К примеру, наркотики. За героин, спрятанный в банке с вареньем или салом и найденный при проверке, уголовную ответственность понесёт проводник. Информацию о таких «нежданчиках» также можно найти в отзывах никогда не унывающих проводников.

Интересное видео. Профессиональные секреты проводника пассажирского вагона. Рекомендуем посмотреть.

«Решили, что мы будем счастливы замутить с ними поездную любовь»

Женщины, которым приходится часто путешествовать в поездах, знают, что такое «пассажирские подкаты». Мужчине скучно, он включает режим хищника, выбирает мишень и принимается атаковать. Но одно дело, когда пассажир проявляет знаки внимания и, получив отказ, ретируется на свою полку. А ведь бывают и более настырные кавалеры.

«В купе нас оказалось 4 девушки. Все почти до одной станции. В соседнем купе ехали пьяные «горячие азербайджанские парни», которые решили, что мы будем счастливы с ними замутить «поездную любовь». В общем, мы заперлись в своем купе, а нам под дверь сначала ставили бутылки с шампанским, а потом начали долбиться ногами и орать матюгами. Так мы и ехали всю ночь, молясь, чтобы дверь купе оказалась прочной, а проводница неподкупной и не продала им ключик, который открывает любое купе».

Из чего складывается доход проводника

У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2020 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.

Что влияет на уровень доходов проводников

Помимо оклада, проводники получают:

  • бонусы;
  • премиальные;
  • доход от неофициальной пересылки посылок граждан.

Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:

  • выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
  • компенсационная выплата при увольнении;
  • пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
  • пособие на второго ребёнка и последующих детей;
  • пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
  • единовременное пособие на рождение малыша;
  • ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.

Часть социального пакета работников РЖД

Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.

«Мужик бормочет, что с зоны едет, и у него давно женщины не было»

И еще одна история из той же серии, но с более острым сюжетом, достойным триллера.


«Сажусь в вагон, у меня нижняя полка, но на моей расположилась девушка с маленьким ребенком — не выгонять же? А на второй мужик, хоть и не старый, но весь больной какой-то и с палочкой ходит. Не сильно расстроившись, залезла на верхнюю полку, почитала да и спать.

Среди ночи будит хромой мужик: «спускайтесь, ваша полка освободилась!». Нет, бормочу сквозь сон, спасибо, я тут! Через какое-то время уже на ты: «спускайся, слышишь?». Я взревела: «отвяжитесь и дайте поспать!». И тут чую — он меня по ноге гладит! А можно, говорит, я к тебе залезу? Тут уж с меня сон слетел. Гляжу: в купе больше никого, и дверь на «язычок» закрыта! А мужик, меж тем, бормочет, что с зоны он едет, и у него давно женщины не было.

Слышишь, говорю, ты такого-то знаешь? И называю фамилию авторитета в нашем городе. Знаю, говорит. Учти, это мой кум! И муж у меня, если что, человек серьезный! Так что давай ты бабу себе в другом месте поищешь — зачем тебе проблемы, ты только с зоны… Вроде притих и даже извинился. Но лежала я до утра спиной к стене и вот с такими глазами…».

Кадр из фильма «Транссибирский экспресс»

А случается, адскую поездку в поезде устраивают и вполне безобидные пассажиры. Посмотрите, как это происходит. Подробнее: 7 надежных способов довести соседей по поезду до бешенства

Требования к соискателям на должность

Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.

Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона — необходимость длительного нахождения вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учёбу, ходить в спортзал и т. д. Многие чувствуют себя оторванными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что сложно соблюдать график питания, высыпаться и в целом следить за здоровьем.

Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на 1000 км. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.

Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится пересекать границы других государств, имеют доходы выше.

Что сегодня предлагает работодатель соискателям на должность «проводник пассажирского вагона» в разных городах

«Услышал один звук — пиши пропало»

Еще один момент по теме безопасности. Оказывается, проводники временами вместе с пассажирами тоже прислушиваются к стуку колес. Опытные сотрудники, если верить их же признаниям в Сети, могут безошибочно определить надвигающиеся неприятности, а именно – так называемый ползун на поверхности колеса (повреждение из-за которого создается несимметричность поверхности катания колеса).

«Если в шуме колес проводник услышал еще один звук, то это п**ец. При не правильном торможении вагона, на колесе может образоваться ровная и гладкая поверхность, чем она больше, тем больший п**ец настал. Это называется ползун, благодаря ему вагон может сойти с рельс.

Я ехал с ползуном глубиной в два миллиметра, это очень много поверьте. Я молился всем богам, чтоб поездка была удачной».

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Постоянная востребованность профессии
  • Достаточно высокая оплата труда на фирменных поездах и определенных направлениях в период массовых перевозок
  • Профессия не имеет возрастного ценза, проводниками работают и люди после пенсионного возраста, если позволяет здоровье
  • Бесплатный проезд в железнодорожном транспорте и другие льготы.

Минусы

  • Разъездной характер работы
  • Высокий уровень травматизма на железной дороге
  • Переизбыток общения с разными типами людей
  • Высокая ответственность за людей+материальная ответственность
  • Сменная работа, приходится работать в выходные и праздники по графику
  • Нехватка времени на отдых
  • Плохие условия работы на старых поездах устаревшего парка подвижного состава

Навязчивые чай, печенье и прочие сладости

Наверняка все замечали, с каким энтузиазмом проводники разносят по вагону чайные пакетики, печенье и другие сладости, не просто предлагая, а порой даже уговаривая пассажиров сделать покупку.

Происходит это, оказывается, не от большой заботы, а из-за «продажного плана», взваливаемого на плечи проводников начальством.

«Работал проводником в 2011-2012-м. Приходилось всем впаривать эти дурацкие сувениры, которые и я сам бы не стал покупать, выполнять план по выручке за чайную и сувенирную продукцию, из расчета 25руб на одного пассажира по-моему, уже подзабыл, итого набегает сумма где-то минимум 2500 руб, что не продашь — вычитают с твоей зарплаты».

«Выдают тыщ на 3-5 всякой редко кому нужной херни. Которая стоит втридорога. Так еще и нераспроданные остатки ты по этим втридорога ценам покупаешь своим детям. Т.к. есть план по реализации чайной продукции. А вот уже пару лет и по реализации благотворительной лотереи РЖД, сим-карт и сувенирной продукции».


С этим читают