Что такое проза

Роды и жанры литературы

А что такое жанр литературы как таковой?


Чтобы разобраться, начнём с рода. Род литературы — это настроение, которое автор вкладывает в своё произведение.

Традиционно все произведения делятся на три рода: драму, эпос и лирику.

Роду же присущ определённый жанр, т. е. уникальный стиль изложения мыслей на бумаге: драматический, эпический и лирический.

Какие произведения относятся к каким жанрам, вы можете увидеть в таблице ниже.

Драматический жанр

Эпический жанр

Лирический жанр
Трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, скетч Рассказ, повесть, легенда, очерк, сказка, роман, новелла, былина, эпопея, басня, биография, эссе, манифест, притча, парабола

Стихотворение (а также стихотворение в прозе), ода, романс, гимн, сонет, песня, элегия, инвектива, эпитафия, послание, стансы, эпиграмма, мадригал

К драматическому жанру относятся произведения, которые насыщены эмоциями, в них происходит какая-то драма. То есть событие, полное переживаний, как правило, горестных.

Эпический жанр включает произведения, повествующие о чём-либо: событии, герое.

Лирический жанр объединяет творчество поэтов. Их произведения наполнены эмоциями, волнениями. На первое место ставится именно чувственный мир героя, а не событие или факт.

Подводя итог, эпический жанр литературы включает в себя прозу. Лирический — в основном поэзию (если произведение написано в форме стиха). Драматический — может включать обе формы (например, трагедия в стихах, что делает её поэзией. Или комедия в прозе).

История

Первыми авторами сочинений в прозе указывают Ферекида Сиросского и милетцев. Ранее также назывался Кадм из Милета.

В Древней Греции наряду с поэзией существовала и художественная проза: мифы, предания, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

Современные авторы

Большая часть современных авторов хотят получить читателей, оценки, отзывы и критику, но не готовы прикладывать достаточные для этого усилия. Они хотят просто разместить свое произведение в интернете и сразу получить известность и признание. Так не бывает, ребята! Для того чтобы стать известным, нужно работать, работать и еще раз работать. Продвигайте свою прозу! Как минимум, после размещения произведения покликайте по иконкам социальных сетей, на которых вы зарегистрированы. Проявляйте активность на сайте, где вы публикуетесь, обсуждайте чужое творчество, заводите знакомства, прислушивайтесь к советам.


Многие наши постоянные авторы не хотят ничего делать для продвижения своей прозы. Они не понимают, что это такое проза, они хотят чтобы все делали за них. Многие даже не могут написать нормальный анонс, пишут либо «**********», либо какую-то постную ерунду, которая уж точно никого не заинтересует. Пишите грамотные, интересные анонсы, иначе, как бы вам не хотелось, читать вас будут только случайно.

Происхождение

В древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией. Однако само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, бо́льшая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противопоставление речи, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, стали называть её прозой. У Квинтилиана встречается выражение ōrātiō prōsa, у Сенеки — просто prōsa для обозначения речи свободной, не связанной ритмическими повторениями.

Само лат. prōsa (ōrātiō) образовано от прилагательного prōsus «прямой», «свободный» < prōrsus то же < др.-лат. prōvorsos «повёрнутый вперёд», «прямой», причастие др.-лат. глагола prōvortere «поворачивать вперёд» (> лат. prōvertere). Термин противопоставлялся иногда названию стиха — лат. versus (prōrsā et vorsā «в прозе и стихах» у Апулея).

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий «проза» и «поэзия» не существует. Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см. Ритмическая проза).

Примечания

  1. Walde A., Hofmann J. B. Lateinisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1954. — Т. II, c. 374.
  2. Проза и поэзия // Энциклопедия «Кругосвет».
  3. Биография // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  4. Биография //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Новелла //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  6. Очерк // Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 1-е изд. — М. : Большая российская энциклопедия, 1991. — ISBN 5-85270-160-2.
  7. Приходько Т. Ф. Парабола // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 267
  8. Повесть // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  9. См., например: Мищенко В. Г. Страшные притчи Стивена Кинга // Кинг С. Воспламеняющая взглядом. Минск, 1992. С. 351; Чамеев А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Бог-скорпион. СПб., 2001. С. 5—29
  10. Рассказ //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  11. роман // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  12. Эпопея //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  13. Эпопея — статья из Большой советской энциклопедии. 
  14. Эссе //  :  / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Понедельник

Ой, да ладно, я вас умоляю. Да, я убил птицу. Ну так повесьте меня! В конце концов, я же кот. По сути дела, это моя работа – подстерегать в саду пухлые, нежные – нямр-ням – пернатые пирожки, которые с трудом перепархивают с одной живой изгороди на другую. И что, скажите, мне было делать, когда один такой утыканный перьями малыш прямо-таки ринулся мне в пасть? Говорю вам, он приземлился мне на лапы. Он мог меня поранить! Ой, ладно, ладно. Ну, сбил я его. Но это не повод, чтобы Элли рыдала в меня, как в подушку, так что я едва не утоп, и так сжимала, что я чуть было не испустил дух. – О, Таффи! – причитала она (тут вам и всхлипы-хлюпы, и покрасневшие глаза, и горы мокрых от слёз салфеток). – О, Таффи! Как ты мог! Как я мог? Я же кот. Откуда мне было знать, что поднимется такой тарарам и мама Элли помчится за старыми газетами, а папа Элли притащит ведро с мыльной водой? Ой, ладно, ладно. Может, и не стоило приносить её в дом и укладывать на ковре. Может, на нём и в самом деле теперь останутся пятна. Ну так повесьте меня!

Среда

Ой, ладно, я вас умоляю! Ну хотите – выдерите меня! Я принёс мёртвую мышь в их «дом, милый дом». Да я даже не убивал её, нашёл уже мёртвой. Здесь же опасности на каждом шагу. Дороги по колено засыпаны крысиным ядом, в любое время суток туда-сюда снуют машины, и я тут, между прочим, не единственный кот. Даже не знаю, что с бедняжкой стряслось. Я просто шёл мимо и наткнулся на неё. Она к тому времени уже испустила дух. Недавно, но испустила. И тут мне пришла в голову мысль, что неплохо бы принести её домой. Не спрашивайте, почему эта мысль пришла мне в голову. Видимо, временное помешательство. Я же не предполагал, что Элли схватит меня и начнёт читать нотации. – О, Таффи! Второй раз за неделю! Я этого не вынесу. Я знаю, что ты кот, что у тебя инстинкт и всё такое. Но прошу: перестань ради меня! И смотрит мне в глаза. – Перестанешь? Я одарил её взглядом. Вернее, попытался, но она мой дар не приняла. – Я серьёзно, Таффи, – сказала она. – Я тебя люблю и понимаю, но ты должен всё это прекратить, ладно? Она держала меня на весу. Что я мог сказать? Тогда я попытался придать себе виноватый вид. Она снова разрыдалась, и мы устроили ещё одни похороны. Здесь становится всё забавней. Прямо цирк какой-то.

Графомания в современной прозе, что это такое?

Только работая совместно с вами мы сможем как-то повлиять на мир современной прозы, никак по другому этого не осуществить. Современная проза очень подвержена графомании. Графоманы пишут по одной главе, недописывают выкладывают свои недописанные произведения в интернет. На нашем сайте такая проза запрещена. Только полностью законченные творения могут навсегда остаться здесь.

Проза, которую вы пишите и размещаете в интернете на нашем сайте может принести вам известность только в случае если вы ежедневно работаете над улучшением стиля написания и пишите действительно для читателей, а не для себя. Ведь проза — это тяжелый труд!

Наш литературный портал не содержит графоманов!

Отсутсвие графомании обеспечивается постоянной модерацией и просмотров почти всех публикуемых текстов современными авторами на нашем литературном сайте. Читайте онлайн и получайте удовольствие от чтения современной прозы без графоманов!

Жанры в прозе

Какое произведение может называться прозой?

То, которое составлено не в стихотворной форме. Отсюда следует, что к прозе могут относиться следующие жанры произведений:

  • рассказ — произведение небольшого размера, имеет ярко выраженное начало и конец, повествует о чём-либо, как правило, реалистичном;
  • повесть — произведение о жизни героев; повесть сравнивают с романом по построению, но размером она меньше;
  • роман — большая повесть;
  • очерк — сравнивают с рассказом, так как очерки описывают реальные события/проблемы, как правило, социальные;
  • сказка — повествует о придуманных персонажах и несуществующих обстоятельствах;
  • легенда — произведение, имеющее отношение к религии, чудесам или описывающее жизнь исторических личностей, но в очень приукрашенном виде;
  • новелла — рассказ небольшого размера, слово пришло из итальянского языка;
  • былина — историческая пecнь-сказание, воспевающая богатырские подвиги;
  • басня — имеет чётко выраженную фабулу, т. е. описывается определённый случай или инцидент, и конец с явно выраженной моралью;
  • притча — похожа на басню, но может не иметь концовки. Притчи считаются более возвышенными произведениями, потому что часто содержат истории из Библии;
  • эпопея — произведение об каком-либо событии в истории;
  • биография — произведение о жизни какого-то человека;
  • эссе — содержит мысли автора о каком-либо предмете, явлении, проблеме;
  • парабола — то же, что притча, слово пришло из греческого языка;
  • манифест — письменное или устное обращение, имеющее особую цель и аудиторию.

Этот перечень может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от точек зрения разных лингвистов. Так, некоторые учёные включают сюда также детективы, антиутопии, анекдоты, памфлеты и др.

Редакторские анонсы:

nature morte vivante —   Лирика пейзажная

Плюсы и минусы —   Шуточные стихи

Кто виноват —   Авторская песня

Две звезды —   Стихи для детей

Прогулка —   Авторская песня

Совесть. Мы хорошо с тобой знакомы… —   Стихи, не вошедшие в рубрики

Мы наблюдали —   Лирика любовная

говорили…Стеклянный Дым. —   Лирика любовная

красивая. Стеклянный Дым. —   Лирика любовная

Письмо к папе —   Рассказ

Старые вещи —   Мир души

На выход —   Авторская песня

СТИХИ, СТУЧАЩИЕ В ВИСКАХ —   Лирика философская

Старушка и Бог —   Лирика религиозная

Храм поэзии —   Лирика философская

Чем дальше, тем наивнее запросы… —   Иронические стихи

Таня (быль) —   Лирика военная

Август — ровно середина —   Стихи, не вошедшие в рубрики

когда звонит нежданно друг —   Стихи, не вошедшие в рубрики

Это — лето —   Стихи, не вошедшие в рубрики

Популярные жанры современной прозы

Антиутопия — оригинальный жанр прозаической литературы, который является своеобразным отзывом автора на давление нового порядка. Как правило, антиутопия становится популярной в момент политического или гражданского переворота, во время войны, революции, митингов и других событий, которые переворачивают привычную жизнь народа. Здесь общее представление о мире передается через жизнь одного человека. Читатель наблюдает конфликт личности и государства. Как правило, главный герой старается сломать привычные стереотипы и идет наперекор законам.

Детская литература занимает особое место среди современных творцов. Как правило, детские произведения ведут читателя в таинственный волшебный мир и окутывают невероятными сказочными событиями. Часто, незамысловатое произведение для детей скрывает не только проблемы добра и зла, но и актуальные вопросы современного общества. Таким образом автор пытается подготовить будущих подростков к суровой действительности. Такая книга кроме развлекательной, несет и образовательную функцию. Написание детских произведений требует особой ответственности, мастерства и таланта.

Популярностью среди авторов и читателей пользуется эзотерика — литература, которая способна изменить восприятие реального мира. Основными направлениями эзотерики являются книги о способах гадания, нумерология, астрология и многое другое. Наиболее востребованной среди читателей остается фантастика. Такие произведения затрагивают множество философских вопросов и раскрывают глаза читателей на различные несовершенства мира. Иногда, современная фантастика — это оригинальная подборка развлекательных сюжетов, которые позволяют отвлечься от повседневной суеты и погрузиться в мир неизведанного.

Литература

  • Проза // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 811—814 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Тамарченко Н. Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Николюкин А. Н.. — ИНИОН РАН: Интелвак, 2001. — С. 263—265. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Дарвин М. Н., Магомедова Д. М., Тюпа В. И., Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров / Тамарченко Н. Д.. — М.: Академия, 2011. — 256 с. — (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6936-4.
  • Лозинская Е. В. Жанр // Западное литературоведение XX века. Энциклопедия / Цурганова Е. А.. — ИНИОН РАН: Intrada, 2004. — С. 145—148. — 560 с. — ISBN 5-87604-064-9.

С этим читают