7 проблем современного подростка

Общение с подростками

Психология подростка объясняется становлением личности. Он полностью отделяет себя от родителей, на первое место для него ставятся коллектив и положение в нем. Появляется осознание того, что в мире существует много позиций, точек зрения, возможно существование собственного мнения. Подросток подвержен влиянию со стороны, если не может определиться со взглядами


Важно поддержать его, направить на верный путь. Делать это не через принуждения и насилие

Человек должен прийти к верному решению сам, нужно позволить ребенку разобраться, опираясь на советы.

Важно! Подростки часто сравнивают себя с другими, испытывают чувство неполноценности. Важно замечать в ребенке лучшие качества и делать на них акцент

Он должен знать сильные стороны, не зацикливаться на недостатках, стремиться их устранить.

Психика подростка неустойчива, важно поддерживать, чтобы он чувствовал опору и не опускал руки. Так как дети в этом периоде излишне эмоциональны, им нужно держать себя в руках, сохранять рассудок, не поддаваясь сиюминутным желаниям

Поддержка подростка

Грубость возникает как результат проявления самостоятельности. Подростки хотят справляться без помощи взрослых, но не понимают, как действовать. Нужно указать ребенку, что он переходит определенную черту, чтобы хамское поведение не укоренилось. Сохранить авторитет необходимо без давления и криков. Подросток должен понимать, что с ним говорят на равных, но сохранять уважение к взрослым. Объяснить, что грубость является признаком детского возраста.

14 лет

Значимость рассматриваемого этапа формирования ребёнка объясняется закладкой в данный период основ моральных, этических принципов и социальных установок.

Здесь наблюдаются многочисленные сдвиги, носящие характер ломки ранее привитых: интересов, особенностей, взаимоотношений. Трансформации, знаменующие рассматриваемый этап, сопутствуются субъективными проблемами подростка (душевные переживания, внутренняя сумятица, трудности физиологического характера) и осложнениями для педагогов и родителей взрослеющего чада (упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, раздражительность).

Психологи описываемый возраст именуют временем пяти «нет», поскольку подростки:

– не желают учиться, как позволяют их способности;

– не желают слушать советов;

– не делают бытовые дела;

– за собой не убирают;

– вовремя не приходят.

На рассматриваемом этапе также отмечаются следующие биологические сдвиги: увеличение роста, эндокринные изменения, преобразование моторного аппарата, несоответствие роста миокарда и капилляров (миокард растёт быстрее, нежели кровеносная система, что порой может порождать дисфункции сердечно-сосудистого аппарата).

Следствием биологических трансформаций является:

– формирование полового влечения;

– резкие перемены состояний, настроения и реакций (неуравновешенность, возбуждённость, периодическая апатия, вялость, слабость);

– неуклюжесть, угловатость, суетливость, яркое и непринуждённое проявление эмоций.

Главной потребностью данного возрастного этапа считается потребность в коммуникативном взаимодействии с товарищами. Общение для них является своеобразным средством познания собственной личности через других, самоутверждения личности, нахождения себя.

В связи с превалированием общения резко падает успеваемость, поскольку снижается мотивация к учебной деятельности. Юноши менее общительны, нежели девочки, которые тянутся к старшим мальчикам.

Психология подростка 14 лет осложняется ещё и возрастанием влияния эмоциональной сферы на разнообразные виды деятельности. Собственное отношение к педагогам, взрослым, сверстникам, учебной деятельности подросток выстраивает на основе эмоций. Разум здесь отходит на задний план.

История первая: секс в 12 лет

Инна Пасечник


Эти дети учатся в хороших школах, ходят на курсы и кружки. С познавательной деятельностью у них все прекрасно. Внешне успешны и интеллектуально развиты, отличные собеседники. Но однажды выясняется (я слышала эти истории от людей разного возраста: от подростков и от уже взрослых, когда вспоминали свои детские травмы), что лет в двенадцать случился первый сексуальный опыт.

Даже по нынешним меркам это сверх-рано. Двенадцать лет вовсе не тот возраст, когда сексуальность правильно сформирована, пусть взросление и становится очевидным. Еще печальнее, когда вовсе не из-за финансовой нужды или вынуждающих обстоятельств, а из-за жесткого внутреннего протеста, подростки могут начать заниматься проституцией.

В чем причина?

Обычно выясняется, что такие дети не сталкиваются с хорошим эмоциональным контактом. Они ищут, но не могут найти адекватной опоры и поддержки у взрослых. Нет, дело не в плохих родителях, которые “что-то не так и не то делали со своими детьми”.

Как правило, родители таких детей серьезно вкладывались в качественное образование: искали лучшую школу, сильных педагогов, не скупились на репетиторов и дополнительные занятия. Детям внушали, что от них ждут одного – достижений, результатов, успеха.

Но беда, что в это время сами дети нуждались в другой форме заботы: в теплом гнезде, где примут тебя любым и неуспешным тоже примут.

Довольно часто ранний сексуальный опыт случается у тех, кого в начальной школе травили. У кого не сложились отношения с первой учительницей. По какой-то причине ребенок ей не понравился. Она не поддерживала его, а подгнабливала и прессовала.

Ранний сексуальный опыт – это странный способ поиска человеческой близости и тепла. Опыт абсолютно неудачный, травматичный, по признанию большинства собеседников. Секс и теплые близкие отношения – а это одно и то же или разные истории? Увы, ребенок толком не понимает и пробует. Этот негативный опыт ложится на несформированные ценности и прорастает в человеке.

Каковы последствия?

Как правило, такие дети (внешне благополучные) начинают себя ненавидеть за этот опыт. Они негативно относятся к своему телу, личности. Начинают уничтожать себя разными способами. Саморазрушение носит систематический характер. Одни начинают потихоньку употреблять алкоголь и наркотики, другие – режут руки. Дети пытаются что-то сделать с ненавистью к себе.

Впрочем, режет руки сегодня каждый третий подросток. Не с целью суицида, а чтобы не чувствовать душевную боль. Когда по-настоящему болят ручонки, ты не замечаешь, что на самом деле болит душа.

Неужели родители совсем не виноваты?

Нельзя оголтело обвинять родителей в попустительстве. Но не последнюю роль играет заточенность взрослых на собственной карьере и формальной картинке, когда “внешне все нормально, учится хорошо, из школы не выгоняют, ну и славно”. Был ряд случаев, когда причиной ранних сексуальных связей являлось жесткое (чрезмерное строгое) обращение родителей. Они прибегали к физическим наказаниям, но скорее от бессилия, отчаяния, непонимания, как себя вести.

Случаи, с которыми я сталкивалась на практике, а ко мне приходят крайне сложные дети, происходили вовсе не в семьях, где родители систематически избивали детей. Обычно это происходило в семьях, где эмоциональная жизнь детей родителей просто не касалась.

Подросток нуждается в поддерживающей близости, в теплоте. Увы, взрослые не берут это в расчет, забывают, упускают. И тогда ребенок живет в сиротском сквозняке, испытывает чудовищный душевный дефицит и ищет тепла там, где искать его не следует.

Деятельность в подростковом возрасте

Не менее важна внеурочная, внеклассная деятельность в подростковом возрасте, занятия спортом, увлечения и хобби. Стоит прививать интерес к искусству, развивать и всячески поощрять таланты детей – пение, рисование, занятия определенными видами спорта, в которых подросток демонстрирует успехи. Подробнее об этом в статье . Полезными будут сообщества по интересам, различные волонтерские движения, социальная активность. Это помогает формировать целеустремленность и лидерские качества, навыки организаторской деятельности. Но нельзя заставлять подростка заниматься насильно, успехов в таком труде или творчестве не будет, если нет желания и усердия.

Психология девочек подростков

В периоде пубертата происходит интенсивный рост организма и гормональная перестройка. Поэтому многие девушки начинают прибавлять в весе, тело округляется, становясь более женственным.

Поскольку организм быстро адаптироваться к происходящим метаморфозам не успевает, ему приходится трудиться на износ. Отсюда у девочек наблюдается повышенная усталость, сонливость и апатия. Также могут обостриться недуги хронического течения или появиться новые.

Состояние кожи может ухудшаться из-за роста продукции эстрогена и прогестерона, что также негативно воздействует на эмоциональный настрой ребёнка. Также данный этап знаменуется появлением первых менструаций, которым нередко сопутствуют болезненные ощущения и слабость.

Все проистекающие в организме процессы, неизбежно отражаются и на детской нервной системе. Помимо того надуманные недостатки такие как: лишний вес, проблемная кожа, появление запаха пота, негативно влияют на самооценку девочки-тинейджера. Это благодатная почва для зарождения различных комплексов у девочки подростка.

Вследствие увеличенной продукции половых гормонов эмоциональный фон девочек нестабилен, его различные формы могут сменяться ежесекундно – от апатии до радостного беспричинного возбуждения, от плаксивости до явной агрессии.

Девочки-тинейджеры часто подвержены унынию. Они убеждены, что у них всё плохо. Девушки часто склонны к плаксивости. Нередко они ощущают ненависть и раздражение в отношении наиболее близких лиц.

У них ухудшается память, снижается концентрация, нарушается способность выражать свои мысли.


Девушки, находящиеся на описываемом этапе взросления, зачастую собственными действиями и словами напоминают трехлетних малышей. Часто от них можно услышать: «я сама», «не лезьте ко мне», «отстаньте от меня».

Физиология

Особенности поведения подростков, основные проблемы «сложного возраста»

Особенности подросткового возраста

Появление чувства «взрослости». Негативизм или упрямство.Стремление к самостоятельностиОтстаивание своих прав.Гормональные скачки

головокруженияповышенной потливостиСтремление к общению со сверстникамиТяга к противоположному полуПоиск себяи испытание своих возможностейВнимание к собственной личностиПовышенное внимание своей внешности

Какие проблемы возникают в подростковом возрасте

ТревогаСтрах и стыд.Агрессия и злостьНеуверенность в себе.Снижение успеваемости и трудоспособности.ухудшение памятиОсобенности физического и полового развития

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно  с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Что же является причиной подростковых проблем?

Перед тем, как попытаться нейтрализовать подростковые проблемы, нужно со всем вниманием вникнуть в их корни. Проблема считается решенной только тогда, когда обнаружена и устранена их причина

Основные причины сложностей в подростковом возрасте:

  1. Неправильное воспитание. Некоторые родители не считают нужным учитывать при выборе воспитательных мер психологические и физиологические особенности своего чада.
  2. Интенсивный рост организма. Физический облик ребенка меняется на глазах. Появляются проблемы с кожей.
  3. Половое созревание, сопровождающееся гормональной перестройкой. В конце этого периода будет окончательно сформирована репродуктивная система.
  4. Появление ощущения взрослости. Желание доказать себе и окружающим свою самостоятельность. Родительский контроль воспринимается как обуза, от которой нужно избавиться.
  5. Тяга к компании сверстников. Желание подростка стать таким же, как и все остальные подростки, составляющие его окружение.
  6. Отсутствие необходимого опыта жизни и взаимодействия с социумом. При этом подросток активно делает вид, что все знает и все умеет.

Чаще всего подростковые проблемы являются следствием неправильного воспитания. Многие родители предпочитают решать проблемы со своим ребенком при помощи давления, тогда как ребенок нуждается в поддержке и понимании.

13 лет

Считается, что в среднем именно в тринадцатилетнем возрасте подростки начинают напоминать картину глубоких контрастов. У них существует лишь белые и чёрные тона в суждениях и отношении к бытию, что обнаруживается в подростковом максимализме и духе бунтарства.

Физические особенности у уже не малышей, но и ещё далеко не взрослых индивидов, характеризуются большей развитостью юных барышень в сравнении с их младыми кавалерами. Особенно это выражено в росте, поскольку у девушек замедляется формирование мышечного корсета на фоне интенсивного роста костного скелета.

Считается, что в среднем юноши отстают в формировании от девушек на два года

Однако не зависимо от половой принадлежности, все взрослеющие дети делаются более мнительными, начинают уделять внимание собственной внешности, у большинства отмечается рост аппетита

Психология подростков 13 лет претерпевает резкие трансформации, поскольку знаменуется гормональной перестройкой. Помимо того вчерашние дети начинают отождествлять себя с взрослыми индивидами, имеющими собственные желания, мысли и позицию.

К особенностям эмоционального характера следует отнести:

– повышенную эмоциональность девочек;

– вспыльчивость;

– неуверенность, которую дети всем силами стараются научиться преодолевать;

– эмоциональный всплеск (подростки переживают более яркий спектр эмоций, они чаще нежели взрослые ощущают себя счастливыми либо безмерно несчастными);

– существование одновременно противоположных эмоций (подростки могут одновременно ненавидеть кого-то и любить);

– появляется увлечённость чем-то новым.

Среди особенностей социальной направленности выделяют:

– стремление к независимости от родительской опеки;

– появляется ценность дружбы;

– возникает негативизм и требовательность в отношении учителей, окружающих взрослых лиц и родителей;

– могут появляться кумиры (дети нередко влюбляются в кино-, поп-звезд).

Интеллектуальное развитие имеет следующие специфики:

– детям ближе делаются воззрения идеалистов;

– им требуется доказательное подтверждение любых мнений, высказанных родителями либо иными взрослыми, в противном случае подростки отвергают их без всяких сожалений;


– отрицают общепринятые взгляды (они скорее примут разительно отличающееся воззрение);

– интенсивно проявляется умение мыслить логически;

– логика формируется наряду с развитием абстрактного мышления, поэтому зачастую взрослые лица видят противоречия в рассуждениях подростков;

– здесь вчерашние дети уже начинают принимать самостоятельные решения, опираясь исключительно на индивидуальную систему ценностей.

16 лет

Шестнадцатилетний подросток является для родителей наиболее трудным испытанием. Именно этот период и обозначил понятие «трудный» применительно в целом к подросткам.

При этом, как полагает множество психологов, сложность рассматриваемого этапа обусловлена, как правило, трудностью «вписывания» самого подростка в среду.

Шестнадцатилетним ребятам довольно трудно примериться с качественно новым собой – ведь они уже перестали быть детьми, но взрослыми ещё не стали.

Ниже приведены характерные особенности, знаменующие рассматриваемый этап:

– у подростков на сознательном уровне активно вырабатывается мировоззрение, на фоне полной зрелости «концепции самости», вследствие чего оценивание окружающими 16-летних мало интересуют;

– формируются профессиональные интересы, обнаруживаются навыки управления окружающими нередко граничащие с откровенными провокациями;

– растёт потребность в сплочённой группе индивидов, которую объединяют общие интересы, именно этому возрасту присущи случаи массовых акций протестов;

– резко понижается авторитет родителей, причём зачастую причина не кроется во взрослых, она обусловлена процессами, происходящими с шестнадцатилетними детьми;

– происходит формирование привлекательности и индивидуальных позиций, выказывающих отношение к этой проблематике;

– на данном этапе созревания подростки делаются более эмоционально уравновешенными, а действия их становятся более последовательными и практически лишёнными импульсивности;

– шестнадцатилетки начинают стремиться к серьёзным взаимоотношениям, как в дружбе, так и в романтической связи;

– личностные взаимоотношения здесь выходят на передний план, возрастает интимность этих отношений;

– подростки начинают стремиться к самостоятельным заработкам.

– негативизм снижается.

Отличия психологии мальчиков-подростков от девочек

Мальчиков в 14, 15, 16 лет характеризуют следующие особенности:

  • сильное беспокойство по поводу того, что подумают окружающие;
  • переживания за свою внешность;
  • неуверенность, сомнения в собственных силах;
  • в рассуждениях проявляется категоричность;
  • самонадеянность;
  • неустойчивость эмоциональных реакций;
  • одновременное проявление противоположных черт, например, доброжелательности и цинизма;
  • юношеский максимализм;
  • желание узнать как можно больше по интересующим вопросам и т. д.

Особенно высока потребность в психологической близости. Девочки чаще формируют идеалы из числа певцов, актеров и других представителей публичных профессий, стараются им подражать.

Проблемы подросткового возраста

Психологические проблемы подростков, как и любые другие психологические явления, нельзя рассматривать в отрыве от контекста. Психологическая проблема является следствием воздействия огромного количества взаимосвязанных факторов, каждый из которых нужно обязательно учитывать при решении проблемы. Психологическая характеристика подросткового возраста включает в себя ряд проблем, с которыми сталкиваются взрослеющий ребенок и его родители.

Проявления гиперсексуальности, связанные с половым созреванием:

  1. Мастурбация как познание собственного тела и возникающее в связи с этим чувство вины.
  2. Ощущение девственниками своей неполноценности.
  3. Эротомания.
  4. Раннее начало половой жизни.

Попытки отгородить себя от окружения:

  1. Отказ от соблюдения гигиены и каких-либо обязанностей. Подросток не видит в этом никакого смысла.
  2. Нежелание идти на контакт с родителями. Попытки родителей сблизиться со своим ребенком воспринимаются последним как вторжение в личное пространство, в котором он так нуждается.
  3. Отсутствие друзей. У подростка возникает желание разобраться в себе, побыть одному.
  4. Потеря интереса к прежним увлечениям. Происходит некая переоценка ценностей, в ходе которой вполне возможна смена круга интересов.
  5. Уход в мир иллюзий. Подростка не всегда устраивает окружающая его действительность. Он может бороться с ней, а может бежать от нее в придуманный мир, который кажется ему гораздо уютнее настоящего.

Стремление к самоутверждению:

  1. Различные девиации. Ребенок может начать прогуливать занятия, убегать из дома, приобщаться к вредным привычкам, рано начать вступать в половую близость.
  2. Конфликты с родителями дома и учителями в школе. Ребенок может попробовать командовать окружающими.
  3. Нетерпимость к вмешательству в личное пространство. Попытки дать совет и помочь могут восприниматься как угроза.

Желание слиться с группой сверстников. За компанию ребенок может:

  1. Принимать участие в криминальных деяниях.
  2. Приобщаться к вредным привычкам.
  3. Вместе со своей компанией пропускать занятия.
  4. Вести себя развратно и участвовать в оргиях.

С этим читают