Психологический климат в семье и его влияние на отношения

Основы правильного общения

Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.


Полезные советы

Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:

  1. Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
  2. Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
  3. Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
  4. Избавьтесь от слов-паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
  5. Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.

Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.

Ошибки при общении

Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?

  1. Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
  2. Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
  3. Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.

Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.

Немного о детях

Как только на свет появляется ребенок, на него направляется вся любовь, забота родителей

Нового члена общества окружают вниманием. Психологический климат в семье определяет, как будет развиваться личность малыша

Культовые ценности в вашем доме во многом повлияют на ребенка. Вот факторы для благоприятного развития:

  • Хвалите малыша за его заслуги, он будет вам благодарен.
  • Организуйте доверительные отношения в семье, чтобы ребенок научился уважать окружающих.
  • Вы должны верить в малыша, чтобы он сам был в себе уверен.
  • В трудных для ребенка ситуациях поддерживайте его, чтобы он не чувствовал себя одиноким.
  • Подчеркивайте достоинства ребенка, чтобы он умел ценить себя.
  • Если вы будете сдержаны и терпеливы в отношении некоторых недостатков малыша, он научится принимать окружающий мир таким, какой он есть.
  • Будьте честными по отношению к членам своей семьи, тогда ребенок вырастет справедливым.
  • Давайте малышу любовь, будьте с ним дружелюбны, чтобы он умел находить позитив во всем мире.

Это положительные факторы, которые помогут ребенку развиваться в правильном направлении, быть в гармонии с собой и окружающим миром, любить жизнь и близких людей. А самое главное, в будущем он сможет выстроить собственную семью, полную заботы и любви.

Но есть и полностью противоположные факторы. Они, наоборот, будут способствовать тому, что ребенок не сможет стать полноценной личностью. Итак, знакомьтесь с пособием, которое подскажет, как не надо делать:

  • Критикуйте ребенка чаще, чтобы он возненавидел людей.
  • Упрекайте малыша по любому поводу, чтобы он всю жизнь чувствовал себя виноватым.
  • Ссорьтесь с партнером на виду у ребенка, тогда он научится быть агрессивным.
  • Когда у малыша что-то не получается, насмехайтесь над ним, чтобы выработать в нем чувство замкнутости и ненужности.

Как видите, психологический климат в семье играет фундаментальную роль в формировании личности ребенка. Устойчивая психика – это основа гармоничного развития. Как поступать и вести себя, решать вам, но для начала обдумайте возможные последствия ваших поступков.

Проблемы неполных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы

Если семья имеет один трудовой доход, она считается малообеспеченной. При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия.

Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца (СПК), при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов.

Проблема трудоустройства. Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.

Одинокий родитель берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.

В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.

Жилищная проблема. Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов.


Одинокая мать с ребенком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жилье минимальна.

Психологический климат семьи

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для любого коллектива, которые определяют его основное настроение. Прочитайте следующие утверждения. Если Вы согласны с утверждением поставьте «да», если несогласны — поставьте «нет». 1. Наша семья очень дружная. 2. По субботам и воскресеньям у нас принято завтракать, обедать и ужинать всем вместе. 3. Присутствие некоторых членов семьи обычно выводит меня из равновесия. 4. В своем доме я чувствую себя очень уютно. 5. В жизни нашей семьи есть обстоятельства, которые очень дестабилизируют отношения. 6. Лучше всего я отдыхаю в домашней обстановке. 7. Если в семье случаются раздоры, то о них все быстро забывают. 8. Некоторые привычки кого-либо из членов семьи меня очень раздражают. 9. С полным основанием я могу считать: мой дом — моя крепость. 10. Визиты гостей обычно благотворно влияют на отношения в семье. 11. В семье есть очень неуравновешенный человек. 12. В семье хотя бы кто-нибудь меня всегда утешит, ободрит, вдохновит. 13. В нашей семье есть член(ы) с очень трудным характером. 14. У нас в семье все хорошо понимают друг друга. 15. Замечено: визиты гостей обычно сопровождаются мелкими или значительными конфликтами в семье. 16. Когда я надолго уезжаю из дома, то очень скучаю по «родным стенам». 17. Знакомые, побывав у нас в гостях, обычно отмечают мир и спокойствие в нашей семье. 18. Время от времени в нашем доме возникают сильные скандалы. 19. Домашняя атмосфера часто действует на меня угнетающе. 20. В семье я чувствую себя одиноким и никому не нужным. 21. У нас принято отдыхать летом всей семьей. 22. Трудоемкие дела мы обычно выполняем коллективно — генеральная уборка, подготовка к празднику, работа на дачном участке и т. п. 23. Члены семьи часто вместе поют или играют на музыкальных инструментах. 24. В семье преобладает радостная, веселая атмосфера. 25. Обстановка скорее тягостная, грустная или напряженная. 26. В семье меня раздражает то, что все или почти все говорят в доме на повышенных тонах. 27. В семье принято извиняться друг перед другом за допущенные ошибки или причиненные неудобства. 28. По праздникам у нас обычно веселое застолье. 29. В семье настолько дискомфортно, что часто идти домой не хочется. 30. Меня часто обижают дома. 31. Меня всегда радует порядок в нашей квартире. 32. Когда я прихожу домой, у меня часто бывает такое состояние: никого не хочется видеть и слышать. 33. Отношения в семье весьма натянутые. 34. Я знаю, что кое-кто в нашей семье чувствует себя неуютно. 35. К нам часто приходят гости. Обработка данных. Определяется число правильных ответов по «ключу»: «да» — 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 31, 35; «нет» — 3, 5, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 25, 29, 30, 32, 33, 34. За каждый совпадающий с ключом ответ начисляется балл. Результаты : Показатель «характеристика биополя семьи» может варьироваться от 0 до 35 баллов. 0-8 баллов. Устойчивый отрицательный психологический климат. В этих интервалах находятся показатели супругов, принявших решение о разводе или признающих свою совместную жизнь «трудной», «невыносимой», «кошмарной». 9-15 баллов. Неустойчивый, переменный психологический климат. Такие показатели дают супруги, частично разочарованные в совместном проживании, испытывающие некоторое напряжение. 16-22 балла. Неопределенный психологический климат. В нем отмечаются некоторые «возмущающие» факторы, хотя в целом преобладает позитивное настроение. 23-35 баллов. Устойчивый положительный психологический климат семьи.

Этап №1. Сохраняя отношения в семье, решите вопросы «на берегу»

Многие допускают самую разрушающую ошибку – молчат до тех пор, пока ситуация не стала патовой и практически безвыходной

В начале отношений, вам важно установить диалог и обсудить следующие вопросы

Денежные и имущественные

Рано или поздно, подобный вопрос начнет фигурировать в любой семье. Чтобы не столкнуться с рядом неразрешимых противоречий, обсудите свои взгляды на этот вопрос в самом начале. Определитесь, как именно будет распределяться ваш бюджет.

Распределение обязанностей

Обсудите заранее вопросы, связанные с бытом. Вы должны твердо решить кто и какие обязанности на себя возьмет, чтобы избежать проблем в будущем, решая, кто будет готовить обед или убирать квартиру.

Если вы ратуете за разделение обязанностей поровну, то максимально подробно поделите роли. Психологи советуют таким семьям составить график и повесить его на видное место. В графике должны быть прописаны обязанности каждого по дому.

Ваше видение себя в будущем

Вы обязательно должны обсудить планы на будущее. Поделитесь друг с другом своими целями и мечтами. Если вы планируете долгосрочный проект, то обсудите его заранее, чтобы партнер могут под вас подстроиться или внести свои коррективы.

Если впоследствии вы будете ставить перед фактом вашего любимого человека, то таким образом, вы будете проявлять неуважение к его мнению, поэтому подобная модель поведения может привести к угрозе разрыва.

Ваше видение идеальных отношений

Если вы видите отношения определенным образом, то вы должны дать знать об этом своему возлюбленному. В силу разного воспитания, каждый человек имеет свое видение семьи, а оттого, каждый ищет определенные эмоции в отношениях. Обсудите семьи друг друга и скажите, чтобы вы хотели видеть в вашей.

Деторождение

Появление детей – самая острая тема в большинстве семей. Один видит себя в роли родителя в 40 лет, а кто-то желает обзавестись потомством не позднее 30 лет.

Факторы влияния на климат

Личные факторы, влияющие на психологический климат в организации:

Удовлетворение от работы. Кому-то нравится однотипная и монотонная деятельность. Кому-то нужна активность и работа в условиях многозадачности. Кто-то более усидчив, а кто-то менее. Кто-то мастерски креативит, а кто-то идеально работает по инструкции. Рабочие задачи должны соответствовать особенностям личности, тогда человек будет доволен собой, а это, в свою очередь, влияет на создание благоприятного психологического климата в коллективе. Перспективы в карьере. Конечно, есть люди, которым комфортно долгие годы быть на одной и той же должности, получать одну и ту же зарплату. Но большинству людей интересен карьерный рост. Это повышает мотивацию, как и адекватная система поощрений и наказаний. Чем больше у сотрудников свободы, прав, возможностей, тем благоприятнее психологический климат в коллективе. Удобное рабочее место. И речь идет не только о физическом удобстве, но и о психологическом комфорте

Кто-то может работать только в тишине, а кому-то важно постоянно обсуждать вопросы с коллегами. Кому-то нужно уединение, а кто-то не может работать в одиночестве

Кто-то не переносит жару, а кто-то не может терпеть кондиционеры и т.д. Условия труда должны соответствовать потребностям и особенностям сотрудника, тогда он будет доволен и счастлив, что, в свою очередь, позитивно отражается на общем психологическом климате в коллективе. Личное время. Нельзя недооценивать значимость выходных и работы строго по графику. Если и случаются переработки, работа в выходной, то это обязательно должно быть оплачено и компенсировано в следующий раз. У сотрудников должна быть личная жизнь, возможность строить планы, проводить время с друзьями или семьей. Право на личную жизнь способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Микроклимат в семье, особенности личной жизни сотрудников. Проблемы в семье или переживания из-за одиночества не могут не отразиться на настроении работника. Позже он принесет негатив с собой на производство. По этой причине крупные компании устраивают семейные отдыхи, спонсируют детям сотрудников поездки в санаторий и т.п. Работодатели стараются позаботиться не только о здоровье и счастье работников, но и о благополучии их семей.

Общие факторы, определяющие формирование социально-психологического климата в коллективе:

Совместимость взглядов, убеждений и установок, темпераментов и характеров. Чем больше у сотрудников общего, тем проще им взаимодействовать друг с другом и ориентироваться на общий результат дела. Притом не нужно стремиться к схожести всех сотрудников компании, достаточно грамотно распределить людей по отделам, кабинетам, да и просто по столам в пределах одной комнаты. Не бывает такого, чтобы абсолютно все люди были позитивно настроены, чтобы совпадали привычки и убеждения всех участников. Поэтому уместнее говорить о том, что нужно стремиться к гармонии, балансу в коллективе, а не к устранению всех негативных факторов. Психологическая сплоченность и сработанность. В дружном коллективе с благоприятным климатом все задачи решаются легко и быстро. Добиться сплоченности можно при помощи корпоративной культуры, психологических тренингов. Кроме этого, важен профессионализм, компетентность каждого из участников коллектива. Каждый человек должен понимать, что несет ответственность не только за себя, но и за других. Стиль руководства. Он бывает демократическим, авторитарным и попустительским

Для создания благоприятного психологического климата в коллективе важно придерживаться демократического стиля. Характер общения. Благоприятный психологический климат возникает в тех коллективах, где люди умеют открыто и честно общаться, сопереживать, помогать

Ценится умение предотвращать и решать конфликты, идти на компромиссы, смотреть на ситуацию глазами другого человека. Кроме этого, важно умение отстаивать свои интересы, но при этом не задевать интересы коллег. Нужно уметь принимать конструктивную критику и выражать ее.

При работе с факторами влияния на климат нужно избегать максимализма. Например, относительно последнего пункта это означает следующее: не нужно набирать исключительно общительных и активных людей. Молчуны и тихони тоже умеют отлично выполнять задания, выражать свое мнение, если их спрашивают об этом. По каждому пункту факторов важен баланс.

Признаки

Для диагностики состояния психологического климата в группе были разработаны специальные психологические тесты (о них мы поговорим в разделе «Диагностика» этой статьи), но кроме этого психологический климат в коллективе определяется по внешним общим признакам.

Признаки неблагоприятного психологического климата:

  • большая текучка кадров;
  • низкое качество продукта;
  • частые несчастные случаи на производстве;
  • негативные отзывы сотрудников.

Признаки благоприятного психологического климата в коллективе:

  • демократический стиль руководства;
  • адекватная система наказаний и поощрений;
  • конструктивная критика;
  • взаимопомощь и высокий уровень эмпатии;
  • чувство групповой сплоченности и ответственности за себя и все производство;
  • положительные отзывы сотрудников.

На психологический климат влияют личные и коллективные факторы. Рассмотрим их подробнее.

Как улучшить обстановку в доме

Создать гармоничные отношения не так просто, особенно если начинает задаваться этой целью всего один человек. И тем не менее, не стоит отчаиваться, он способен на многое. Чуть позже к нему обязательно присоединятся и другие.

Мне было бы трудно рассказать вам обо всем в одной небольшой статье, а потому я лучше посоветую вам книги. В этом случае руководство будет полным и исчерпывающим. Обрывочные знания все равно не столь полезны.

Одна из лучших книг на эту тему «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови. Этот автор многочисленных бестселлеров рассказывает о том, какие черты характера необходимо развить, чтобы добиться семейного счастья.

Еще одно интересное произведение отечественного психолога Артема Толоконина «Секреты успешных семей». Я уже не в первый раз рекомендую эту книгу своим читателям. Ее отличительная особенность заключается в том, что написана она на основе наших реалий. Российское общество не во всем похоже на иностранное, оно обладает своей спецификой, и, конечно же, развитие и жизнь у нас происходит по-своему.

Еще много полезных практик вы можете отыскать в книге еще одного отечественного психолога Ирины Гавриловой-Демпси «15 рецептов счастливых отношений без измен и предательства». Откуда берется любовь мужчины, как убеждения влияют на взаимоотношения партнеров, почему люди изменяются друг другу, как поступить если вы попали в любовный треугольник и ответы многие другие вопросы.

Межрегиональный Отцовский Комитет

1. Ф.И.О. (полностью) _____________________________________________________ 2. Дата рождения (число, месяц, год) ______________________________________ 3. Школа (последнее место учебы) _____________, дата поступления __________ 4. В каком классе обучается _________________ 5. В каком классе должен обучаться по возрасту __________________ 6.

Семьи обучающегося _______________________________________________ Мать _____________________________________________________________ Отец _____________________________________________________________ Опекун (попечитель) ______________________________________________ Адрес проживания семьи ___________________________________________ Состоящей на учете _______________________________________________ (дата постановки, основание, причины) __________________________________________________________________ В ходе проведения индивидуальной профилактической работы _________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________, а также по представлению _________________________________________ (ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства) предлагаем семью __________________ с внутришкольного учета снять.

Что такое межличностные отношения

Межличностными взаимоотношениями называют любой вид взаимоотношений с окружающими людьми. Как правило, они отражают внутренний мир человека, передают его эмоции и настроения. Межличностные отношений подразумевают под собой комплекс разных видов общения: вербальное и невербальное, мимика, жестикуляция, поведенческие особенности, эмоциональные проявления и многое другое.

Основной целью социальных связей между людьми является установка контакта с целью поделиться эмоциями, получить определенную выгоду, применить свои когнитивные способности, получить новые знания и опыт, а также ожидается получение поддержки со стороны оппонента. Все виды межличностных отношений должны базироваться на обоюдном доверии и понимании.

Формирование межличностных отношений начинается с самого рождения человека и длится на протяжении всей его жизни. Изначально индивид учится выстраивать правильные взаимодействия с социумом при помощи родителей, воспитателей и учителей. Но со временем, когда личность индивида окончательно сформировалась, построение межличностных контактов зависит сугубо от индивидуальных качеств человека и его умения общаться.

Социально-психологический семейный климат

Социально-психологический климат — качество отношений в группе людей. Оно может относиться к рабочим или семейным отношениям, поскольку семья — небольшая группа. Внутрисемейная атмосфера сказывается на дальнейшем умении человека вести себя неконфликтно на работе, в кругу друзей. По поведению отдельных личностей можно сказать об их отношениях с родителями.

Факторы, оказывающие влияние на формирование социально-психологического климата:

  • макросреда;
  • микросреда.

Макросреда — глобальные факторы, включающие:

  • экономик, степень развития государства;
  • общий уровень культуры в социуме;
  • отношения с людьми, не относящимися к данной группе;
  • уровень общественного сознания.

К микрофакторам относятся:

  • финансовый, социальный уровень семьи, группы;
  • характер деятельности — личная, рабочая;
  • распределение ролей по иерархии;
  • качество физических отношений в группе.

Психологический климат прямо влияет на социальное поведение людей.

Близкие связи

Каждая семья создает свой психологический климат. При этом он не является статичным соединением, так как зависит от поведения членов семьи. Очень часто основной вид климата, присущий конкретной семье, выступает как неустойчивый. Проблемы, к которым ведет неблагоприятный климат внутри семьи:

  • Подавленное настроение, усталость.
  • Постоянные споры, склоки.
  • Психическая напряженность.
  • Отсутствие положительного совместного опыта.

Функции семьи находятся под угрозой в условиях неблагоприятной атмосферы. При этом стоит выделить несколько ключевых моментов:

1. Благоприятный климат не обязательно зависит от бытового комфорта. Хотя в сумме с другими проблемами неустроенность быта может вызывать ухудшение общей атмосферы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

3. Восстановление эмоциональных и физических сил происходит через совместный отдых, организуемый сообща членами семьи. Общие яркие положительные переживания способствуют укреплению внутрисемейных связей.

Рекомендуем: Виды межличностных отношений

Неблагоприятная обстановка часто связана с определенными состояниями, которые наблюдаются в семье. Под ними подразумеваются:

  • Игнорирование проблем, нежелание разделять ответственность за проблемы внутри семьи.
  • Ограниченное взаимодействие с другими группами, за пределами семьи, при этом внутри семьи никто не принимает на себя ответственность за решение проблем.
  • Отсутствие открытости, спонтанного проявления эмоций.
  • Повышенная потребность в контроле друг за другом.

Благоприятный климат отличается сплоченностью, наличием возможностей для развития, чувством защищенности. В семьях с таким климатом царят взаимоуважение, доверие и любовь. Одним из ярких показателей того, что атмосфера в семье положительна, выступает желание каждого проводить свободное время в кругу родных, разделять домашние обязанности.

Что влияет на климат

На климат влияет ряд факторов:

Тип организации, коллектива. Открытая или закрытая, частная или государственная, научная или производственная организация. Семья, класс, преступная группа, благотворительное объединение. Образ и уровень жизни участников коллектива. Микро (повседневные для конкретного человека) и макро (город, страна, культура общества) условия: нормальные, осложненные, экстремальные. Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав, учет возможностей и особенностей каждого члена коллектива. Структура коллектива. Неформальные лидеры или группы в коллективе. Стиль и особенности руководства

Для благоприятного климата необходимо внимание со стороны руководителя не только к производственным вопросам, но и к личным проблемам участников коллектива. То есть демократический стиль. Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива

Личное мнение, настроение и поведение человека – вклад в общий климат. В основе этого – пропуск внешних факторов и событий через призму собственного характера и склада личности. Сочетание особенностей всех участников образует новое коллективное качество – психику коллектива. Потому большую роль играет психологическая совместимость участников, прежде всего по темпераментам. Психологически люди должны быть совместимы по психомоторным реакциям, эмоционально-волевым проявлениям, работе мышления и внимания, характеру. Несовместимость вызывает антипатии, неприязнь, конфликты. Самооценка каждого участника. Его самосознание и соответствие притязаний и достижений.

Большое влияние на формирование климата оказывает руководитель

Следует обращать внимание на его личностные качества, отношение к другим участникам, авторитет, стиль руководства. Положительный климат создает руководитель, который:

  • принципиален;
  • ответственен;
  • активен;
  • дисциплинирован;
  • добр, отзывчив и контактен;
  • обладает организаторскими способностями.

Отрицательно на здоровье климата сказывается грубость, эгоизм, непоследовательность, неуважение, карьеризм.

От руководителя зависят и условия, которые диктуют климат. Необходимо:

  • быть доброжелательным и уважительным в отношениях;
  • предоставлять сотрудникам возможность самим выбирать сферу деятельности;
  • замечать и отмечать активность и творчество сотрудников;
  • способствовать заинтересованности работников в саморазвитии;
  • мотивировать работников на продвижение по службе с целью не только материальной выгоды, но и получения престижа, признания коллектива;
  • быть хорошим квалифицированным руководителем и добрым наставником.

Что может делать руководитель для благоприятного климата:

  1. Обоснованно с позиции психологии подбирать кадры.
  2. Организовывать регулярное обучение и аттестацию.
  3. Изучить и практиковать теорию психологической совместимости, то есть хорошо разбираться в людях.
  4. Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений.

С этим читают