Содержание
Анализ стихотворения «Телега жизни» Пушкина
Литературное творчество Пушкина затрагивает практически все стороны нашей жизни. Философская тематика, наблюдения о законах Вселенной, о месте в ней человека, является одной из самых обширных в произведениях поэта.
Стихотворение «Телега жизни» было написано в 1823 году, в период службы Александра Сергеевича в канцелярии одесского генерал-губернатора. Ежедневная рутина не добавляла ему хорошего настроения, вгоняла в депрессию и способствовала философскому подходу к восприятию реальности. О состоянии внутреннего мира поэта в этот период ярко говорит тот факт, что перед печатью этого стихотворения, по его же просьбе, из текста были изъяты некоторые нецензурные выражения, которые автор иногда позволял себе, находясь не в лучшем расположении духа.
С первых же строк стихотворения мы видим определенную долю пессимизма в символике: жизнь человека Пушкин сравнивает не с запряженной тройкой лошадей или роскошной каретой, а именно с телегой, где в роли неумолимого, несговорчивого времени выступает «лихой ямщик».
В «Телеге жизни» поэт очень метко описывает психологию всех этапов бытия человека. Утро, символизирующее юность, несет в себе радость и полноту жизни: «телега на ходу легка», и садимся мы в нее «презирая лень и негу». Далее следует период зрелости — полдень — в котором «нет уж той отваги». Накопленный опыт диктует необходимость трезвой оценки ситуации, решения становятся более обдуманными, подчиненными логике и ямщику мы кричим «полегче!». И, наконец, наступает вечер, время, когда человек настолько привыкает к своей телеге и уже пройденному пути, что особой радости от поездки не испытывает. Оптимистичный настрой отступает, а на смену ему приходит раздражение от частых попаданий в ухабы.
Последняя строка стихотворения символизирует неизбежный круговорот жизни. Законы времени неумолимы, люди рождаются, умирают, а на смену им приходят другие. И изменить что-либо в существующем порядке человеку не по силам. Все предусмотрено заранее.
Обобщенный характер предложений в стихотворении, с использованием личных местоимений 1-го лица во множественном числе, свидетельствует о том, что герой является самым обыкновенным человеком. Он не противопоставляет себя общей массе и, так же как все, подчиняется законам Вселенной.
«Телега жизни» относится к ранним философским произведениям Пушкина и, как и большинство его стихотворений, наполнена удивительным пониманием реальности и ее законов, присущей всему творчеству поэта любовью к жизни.
Дельвигу (Друг Дельвиг, мой парнасский брат)
Друг Дельвиг, мой парнасский брат,Твоей я прозой был утешен,Но признаюсь, барон, я грешен:Стихам я больше был бы рад.Ты знаешь сам: в минувши годыЯ на брегу парнасских водЛюбил марать поэмы, оды,И даже зрел меня народНа кукольном театре моды.Бывало, что ни напишу,Все для иных не Русью пахнет;Об чем цензуру ни прошу,Ото всего Тимковский ахнет.Теперь едва, едва дышу!От воздержанья муза чахнет,И редко, редко с ней грешу.К неверной славе я хладею;И по привычке лишь однойЛениво волочусь за нею,Как муж за гордою женой.Я позабыл ее обеты,Одна свобода мой кумир,Но все люблю, мои поэты,Счастливый голос ваших лир.Так точно, позабыв сегодняПроказы младости своей,Глядит с улыбкой ваша сводняНа шашни молодых «бл*дей».
Сосед
Пришёл сосед к Петрову,
Сказал: — Петров, привет. —
Петров сказал: — Здорово.
Садись на табурет. —
Сосед приободрился,
Сказал: — Смотри, Петров,
Как твой башмак раскрылся:
Он съесть меня готов! —
Петров привстал немножко,
Сказал: — Да, это так, —
И выкинул в окошко
Разорванный башмак.
Сосед не удивился,
Сказал: — Смотри, Петров,
Пиджак твой износился
От плеч до рукавов. —
Петров привстал немножко,
Сказал: — Да, это так, —
И выкинул в окошко
Поношенный пиджак.
Сосед не удивился,
Сказал, помяв берет:
— Смотри, как накренился
Твой старый табурет. —
Петров схватил за ножку
То, что назвал сосед,
И выкинул в окошко
Соседа и берет.
Йога
Я получил замечание.
Папа пришёл в восторг,
А мама в отчаяние.
«Поведение вашего сына
Внушает тревогу:
Он изучает йогу
И вместо руки подает ногу.
Детям, конечно, полезно
В движениях разнообразие,
Но бегать по потолку —
Это уже безобразие!
Законов физики
Не признаёт он совсем,
В коридоре на люстре качается,
За партой сидит в позе Дзен,
Терпенье моё кончается.
И хоть он учится на отлично,
Поведенье его неэтично.
Даже, можно сказать, разлагающе:
Физрук под его влиянием
Ходит как-то летающе.
А учитель ботаники цветами порос.
Химик на уроке превращается
То в ртуть, то в купорос.
А учитель истории —
То в Цезаря, то во льва,
А то в гладиатора.
Но у нас же школа,
А не подмостки театра.
Вот и я поддался йоге немножко —
Улетаю из класса прямо в окошко,
Хоть в школу вхожу
Через парадные двери…
Прошу принять против йоги
Самые строгие меры!»
Комментарии:
Валерий Белов (29.01.2013 11:46:32) «Мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери» (Сальери). Добавить комментарий
Алексей Алексеев (29.01.2013 13:39:19) Если слово классика стало поговоркой, можно. Возможно, я ошибаюсь, но в Горе от ума Чацкий цитирует строку из Державина о дыме отечества. Пушкин предрекал некоторым строкам из Горе от ума долгую жизнь и не ошибся. Да и многие классические строки могут цитироваться в художественных произведениях без ссылки: «две вещи несовместные», «как мимолетное виденье», «глаголом жги сердца людей», «распалась связь времен», «рукописи не горят», «большое видится на расстоянье» (кстати, у Высоцкого — Та, что поменьше, в том же состоянье/Шепнула, что и он неотразим:/»Большое видится на расстоянье,/Но лучше, если все-таки — вблизи»). Добавить комментарий
Даная Дан (29.01.2013 14:47:57) Оскар Уайльд: «Больше же всего я сожалею о том, что в Оксфорде до сих пор так много молодых людей, которые готовы считать свое собственное невежество мерилом, а свое собственное самомнение критерием любого произведения, порожденного творческим воображением и чувством прекрасного.» Изречение английского философа, выдающегося драматурга, писателя и поэта — эпиграф к нижеизложенному: Никого не обвиняю в невежестве, но чтобы не стать таковым в глазах другого, следует в спорных вопросах заглядывать в справочную литературу. Ремейк или переделывание стиха допустимы в поэзии, если упоминается автор оригинала. Никто же не отвергает такой жанр, как пародия. И не ставит под сомнение, что пародист — плагиатор. Почему же стих-интерпретация по мотивам произведения известного классика вызвал возмущение у отдельных лиц? Сложно было набрать в строке поиска жанр? Заодно и посмотреть типы стихосложений? «Как на это посмотрели бы классики?» — думаю, что классики отнеслись к ремейку с юмором. Думаю и во время древних классиков существовало нечто подобное. Может кто приведет пример? Современная поэзия полна ремейков — переделывают стихи Пушкина, других классиков. Самый известный в современной литературе ремейк: повесть Веры Чайковской «Новое под солнцем» (Р. романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»). Добавить комментарий
Наталья Анвип (30.01.2013 13:13:54) (Ответ пользователю: Даная Дан) Хотелось бы, прежде чем с Вами разговаривать, Узнать, чей Вы клон? Добавить комментарий
Даная Дан (30.01.2013 13:47:05) (Ответ пользователю: Наталья Анвип) Само обращение к автору клон является оскорблением его личности. А утверждающая форма клон относится к разряду клеветы. По вышеизложенным причинам и того, что данный вопрос не связан с темой, не вижу необходимости отвечать, ни тем более удовлетворять ваше нездоровое любопытство. Добавить комментарий
Астсергей (31.01.2013 09:28:32) — В искусстве всё допустимо и возможно, кроме недопустимого и невозможного.. Это просто происходит постоянно и в песнях, и в других видах искусств. Возмущаться следует недопустимым и невозможным. А также присваиванием авторства крылатых и авторских фраз и выражений.. Добавить комментарий
С этим читают
- Евгений евтушенко
- Самые веселые конкурсы для взрослых на новый год 2020
- Андрей белый: стихи
- Прыгать с крыши высокого здания
- Анекдоты про романа
- Почему пищат мыши?
- Бондаж, стопы ног и запах пота. какие фетиши в топе у женщин?
- «сонник слова приснились, к чему снятся во сне слова»
- Душа молчит. в холодном небе
- Ученые наконец-то установили механизм извлечения звуков у слонов