Задачи и методы возрастной психологии

Дети с задержкой психического развития

ЗПР (задержка психического развития) на физическом уровне может не проявляться, поэтому до определенного возраста родители даже не подозревают о таком диагнозе. Однако проблемы с социальной адаптацией и обучением в школе должны их насторожить. Поставить диагноз ЗПР сможет только специалист, но родители могут определить его по нескольким характерным признакам.


  • Во-первых, при нарушениях внимания. Ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться на конкретной задаче, показывает повышенную двигательную активность.
  • Во-вторых, при нарушениях восприятия, когда ему сложно определить давно знакомые предметы в новом ракурсе, обстановке. Или же ребенок может не запоминать имена людей, которых часто видит. Наблюдается и отставание в развитии форм мышления, особенно, в выстраивании логических цепочек. Сюда же относятся и проблемы с речью, недоразвитие лексико-грамматической стороны.

Сам диагноз ЗПР препятствием к обучению по общеобразовательным программам не является, однако, требует корректировки с учетом особенностей развития ребенка. 

Пиктограмма как способ общения

При тяжелой или умеренной степени болезни, для облегчения коммуникации разработаны пиктограммы для детей с умственной отсталостью. Малыш общается символом как письмом, который выражает его мысли. Пиктограммами пользуется весь мир, вспомним хотя бы дорожные знаки, спортивные символы и т.д. Метод был создан в Советском Союзе еще в 30-х годах 20-го века.

Каждая картинка должна быть простой, конкретной, соответствовать банальным желаниям ребенка. Всего система пиктографии для умственно отсталых состоит из шестидесяти картинок для 10-ти разделов:

  • общие символы, предназначенные для взаимосвязи;
  • качественные обозначения: плохо, хорошо, очень хорошо;
  • знаки, выражающие состояние ребенка, его здоровья;
  • знаки, обозначающие еду, посуду;
  • предметы быта;
  • знаки, указывающие на гигиену;
  • занятия, игры;
  • ощущения, чувства;
  • отдых, работа;
  • вера, религия.

К развитию детей с умственной отсталостью следует подходить с особенным вниманием

Важно уделять любимому чаду больше внимания, совершать прогулки, лучше в красивых местах, начиная с ближнего расстояния, двора, улицы, затем на берегу реки, моря, в зеленой зоне. По ходу можно говорить с ним на доступные темы, пытаться вызвать у него реакцию на беседу, пусть это будет мимика, жесты, глухие звуки

Благодаря легкому променаду, у ребенка будет развиваться внимание, наблюдательность, память

Для того, чтобы как можно раньше выявить и начать ее лечение, мама должна знать симптомы данной патологии. При этом причины данного явления еще окончательно не изучены.

Из-за чего возникает умственная отсталость у малышей?

Условно все факторы, приводящие к развитию умственной отсталости у детей, можно поделить на эндогенные и экзогенные. При этом, они могут воздействовать на ребенка как на этапе внутриутробного развития, так и в течении первых месяцев, и даже лет с момента рождения малыша.

Наиболее распространенными причинами, вызывающими умственную отсталость у детей являются:

  1. Различные интоксикации, к которым относят, прежде всего, все болезненные состояния, испытываемые женщиной в период вынашивания ребенка. Как правило, возникают они под влиянием ядовитых веществ, образование которых происходит в результате нарушения процесса обмена. Довольно часто интоксикация может являться следствием чрезмерного и длительного применения лекарств во время беременности.
  2. Тяжелые инфекционные процессы.
  3. Травмы плода при беременности
  4. Родовые травмы.

Из внутренних причин, наиболее главной является наследственный фактор.

Как самостоятельно определить умственную отсталость у малыша?

Из-за того, что в большинстве случаев признаки умственной отсталости у детей скрыты, патология выявляется довольно поздно. При этом, в зависимости от , симптомы ее различны, т.е. каждый из видов умственной отсталости у детей имеет собственные симптомы.

Так, при легкой форме, по внешним признакам дети ничем не отличаются от других. Как правило, они имеют небольшую сложность в процессе обучения, однако обладают достаточно хорошей и точной памятью. Отличительным признаком является привязанность, зависимость от взрослых и воспитателей.

При средней форме (имбицильность)дети очень привязаны к взрослым, и способны лишь различать наказание и похвалу. Их можно обучить элементарным навыкам обслуживания. Как правило, такие дети обучаются письму, чтению и простому счету.

При тяжелой форме (идиотия) ребенок практически нечему не обучается. Речь при этом отсутствует, а движения являются нецеленаправленными, довольно неуклюжи. Все эмоции проявляются в примитивном выражении недовольства или же радости.

Как проводят лечение умственной отсталости?

Из-за того, что признаки умственной отсталости у грудничков слабо выражены, лечение патологии у детей такого возраста практически не проводится.

При постановке подобного диагноза старшим детям, назначают различные препараты, в зависимости от того, что стало причиной развития болезни. При этом могут применяться гормоны, препараты йода и другие, назначенные врачом лекарства.

Разделы возрастной психологии (ВП)

ВП призвана изучить следующие разделы психологии:

  • детство;
  • юношество;
  • средний возраст (взрослый);
  • старость (геронтопсихология).

В раздел детской психологии входят следующие возрастные категории:

  • младенческая;
  • ранняя;
  • дошкольная;
  • школьника младших классов;
  • подростка.

Иными словами, раздел детской психологии изучает детей в возрасте от нуля до достижения ими 14-15 лет. Подотрасль отслеживает образование условий и движущих сил, которые управляют развитием детской психики. Рассматривается деятельность ребёнка как личности, и устанавливаются особенности его развития.

Структура ВП

Кстати

На этапе детства особое внимание уделяется кризисам развития, приводящим к физическим, психическим и умственным отставаниям в развитии. Изучаются трудности утверждения ребёнка как личности в социальном окружении

Выявляются скрытые и явные комплексы, и прорабатываются пути избавления от них.

В разделе юношества психология работает с особенностями психики старших подростков, у которых наступает подростковый кризис. При этом ломается психика в результате переходного периода

В это время важно изучать спектр детских жизненных позиций и выявлять суть порывов к самоопределению. Для психологии здесь интересно познание таких моментов, как:

  • нюансы познавательной и эмоциональной деятельности;
  • образование позиций мировоззрения;
  • изменение самосознания.

В поле зрения попадают все ситуации социального развития юношей и девушек, а также их возрастные новообразования. Людьми зрелого возраста занимаются психологи с целью познания личности взрослого человека и сопровождающих её в эти годы кризисов.

Интересно. Изучение психологами сложной ситуации под названием «кризис среднего возраста» позволило максимально сгладить последствия жизненных проблем, вызванных изменениями в психике взрослого человека.

На этом этапе рассматриваются люди в возрасте от 30 до 60 лет. Средняя взрослость у всех наступает по-разному, в зависимости от скорости взросления, на которую действуют следующие факторы:

  • семейное положение;
  • социальный статус;
  • уровень личного психологического развития.

В этот момент человек ещё не старый, но и уже не слишком молодой. Кроме негативных мыслей о смысле жизни, упущенных возможностях, возраст даёт возможность достичь понимания своей сущности. В этот период происходит переоценка жизненных ценностей, душа жаждет достичь равновесия, и разум может ей в этом помочь.

Важно! Возрастная психология утверждает, что человек к 30 годам созрел для разумных позитивных изменений. Юность позади, а старость ещё далеко

Есть время для долгосрочных обдуманных проектов, в осуществлении которых могут помочь накопленные знания и опыт.

Кризис среднего возраста

Геронтопсихология – раздел ВП, отвечающий за выявление и изучение тенденций инволюционного характера. В старом возрасте происходит затухание некоторых физиологических функций: репродуктивности, свойства регенерации тканей, обмена веществ, образования в мозгу нейронных связей и т.д.

Со стороны психики снижается психическая устойчивость, наблюдается спад активности и защитных реакций

Изучая индивидуумов этого возрастного периода, геронтопсихология заостряет внимание на особенностях поведения, связанных с позициями:

  • семейных отношений;
  • оценки жизни;
  • социальной активности;
  • профессиональной сферы;
  • тревог и различных фобий.

На основании этих исследований осуществляется практическая психологическая помощь старым людям, разрабатываются меры, обеспечивающие условия их личной безопасности.

Старость

Неравномерность психического развития

Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер.

Неравномерность психического развития проявляется:

  1. В гетерохронности (неодновременность) отдельных сторон психического развития;
  1. В гетерохронности появления индивида и личности в человеке;
  2. В темпе развития.

Гетерохронность отдельных сторон психического развития подразумевает, что разные психические функции изменяются в онтогенезе неравномерно, периоды подъема сменяются периодами спада.

Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы идут впереди, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые отставали, приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности. Период, когда функция доминирует — это период ее оптимального развития.

В раннем детстве восприятие выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. В дошкольном возрасте у детей доминирует память. В младшем школьном — мышление. Остальные функции зависят от доминирующей, как бы обслуживают ее.

Немецкий психолог Эрнст Мейман выявил такую закономерность: чем важнее функция, тем раньше она развивается. Значение функции для жизни, ее востребованность обеспечивает долговечность этой функции.

Гетерохронность появления индивида и личности в человеке подразумевает, что индивид возникает задолго до рождения личности. Личность может деформироваться и даже умереть при сохранном индивиде. И наоборот, индивид может умереть, а как личность продолжать жить (речь идет о наследии известных людей, о которых помнят даже после их смерти).

Неравномерность психического развития проявляется в темпе развития. Это было замечено американским психологом Арнольдом Гезеллом: чем младше ребенок, тем выше темп его развития.Косвенно на это указывает обмен веществ: до 3 месяцев он составляет 400% уровня обмена веществ взрослых, от 3-6 месяцев — 300%.

Кроме возрастных особенностей есть и половые особенности темпа развития. Девочки обгоняют мальчиков на 2-3 года в психическом и физическом развитии (к концу подросткового возраста). Таким образом, женщины приближаются к зрелости и старости раньше, чем мужчины.

Индивидуальные различия неравномерности психического развития проявляются в акселерации и ретардации.Ретардация — это замедление развития.Акселерация — это ускорение развития.

Давайте сравним 1910 и 2010 годы. Рост новорождённых за указанный период увеличился в среднем на 0,5-1 см. Вес малышей стал больше на 200-300 грамм.Семилетний ребёнок начала XXI века выше своего ровесника из начала прошедшего столетия в среднем на 1,5 см и тяжелее на 500 грамм. Но самые поразительные различия у подростков. Рост современного 13-летнего юноши превосходит аналогичный параметр предка на 10-15 см.

Причины акселерации и ретардации

Расширение и сужение круга брачных связей: у родителей разных этнических групп чаще рождаются акселераты, а у родителей-родственников чаще рождаются ретарданты.

Влияние на растущий организм дозированных факторов природной среды, при этом мужской организм более чувствителен.

  • Социально обусловленные явления, например, жизнь в мегаполисе, особенности питания, физические нагрузки.
  • Влияние геомагнитной активности: низкая солнечная активность ведет к акселерации, а высокая — к ретардации.

Акселерация и ретардация касаются прежде всего физического развития детей. В младенчестве физическое и психическое развитие неразрывно. Они начинают расходиться в более старшем возрасте.

Предмет и задачи

Предметом возрастной психологии является изучение становления различных психических процессов, выявление закономерностей, возрастной динамики изменений психики.

Задачи этого направления психологической науки можно разделить на две группы — практические и теоретические.

Теоретические:

  1. Изучение психического развития, происходящего на протяжении всей сознательной жизни. При этом учитываются движущие силы, источники, механизмы, которые влияют на процесс.
  2. Периодизация развития психики в онтогенезе.
  3. Определение возможностей, которые изменяются с возрастом. Это позволяет узнать для чего пригоден человек на каждом этапе жизни, какие задачи он может решить.

Практические задачи:

  • клиническая диагностика;
  • создание служб, которые контролируют психику, систематизируют полученные данные;
  • помощь людям в критические периоды жизни;
  • переработка, модернизация учебно-образовательных процессов для улучшения качества обучения;
  • выявление творческого потенциала индивида.

Возрастная психология делится на несколько разделов, которые занимаются изучением разных возрастных периодов:

  1. Детская психология. Это направление занимается изучением факторов, условий, которые влияют на развитие детской психики.
  2. Психология юности. Направление, занимающееся изучением особенностей психики старших детей. В этот период может возникнуть кризис, который интересует исследователей.
  3. Психология зрелого возраста. Изучение развития людей на этапе зрелости. Дополнительно к этому исследуются кризисы среднего возраста.
  4. Геронтопсихология — направление, изучающее психические процессы, возникающие под воздействием факторов старения.

Влияние игр на психическое развитие ребенка

Доказано, что игровая форма лучше воспринимается в любом возрасте. Даже привлечение к спорту лучше всего делать через игровые виды Постоянный интерес к тому, что происходит, поддерживает внимание и психическую активность Поэтому в игры, направленные на развитие, закладывают специальные функции

Это может быть развитие внимательности, мелкой или крупной моторики, способность к образному мышлению, развитие творческих способностей Без игр невозможно добиться правильного и своевременного развития При этом первые несколько лет важно, чтобы с ребенком играли его родители. Только в позднем возрасте допускается самостоятельно изучение игр и самообразование с их помощью

Психические процессы развития ребенка дошкольного возраста

Следующий этап приходится как раз к окончанию кризиса трех лет. К этому моменту ребенок имеет уже определенную самооценку, уверенно себя чувствует на ногах и может более или менее нормально разговаривать. Иногда он даже чувствует себя «на одной волне» со взрослыми. Вот только понять, для чего взрослые совершают те или иные поступки, малыш все еще не может. И в этом ему помогут сюжетно-ролевые игры. При моделировании различных жизненных ситуаций в игре ребенок лучше усваивает информацию и развивает свое абстрактное мышление. Родителям нужно взять на заметку эту особенность психического развития детей.

В отличие от ребенка 4-5 лет старший дошкольник имеет свои особенности психики. В этом возрасте у него возникает большая потребность в общении с ровесниками. Этот возрастной период непосредственно связан со следующими психическими процессами развития ребенка:

Память – усвоение новых знаний, приобретение полезных умений и привычек. Мышление – развитие логики, способность устанавливать связи между различными явлениями и их причинами. Речь – умение справляться с правильным произношением всех звуков родного языка, регулировать громкость и темп, выражать эмоции

Внимание – способность концентрировать сознание на определенном объекте. Воображение – умение создавать в голове различные образы с помощью уже известных фактов и манипулировать ими

Восприятие – развитие способности воспринимать цвета, формы, звуки, предметы в пространстве и целостное изображение.

Развитие представленных выше психических процессов – залог успешного обучения в школе.

Кризисные периоды

Развитие человека на протяжении жизни можно разделить на стабильные, кризисные периоды

У кризисов есть некоторые особенности, которые психологи принимают во внимание при проведении исследований:

  1. Кризис — кратковременное явление, которое длится меньше стабильного периода. Если обстоятельства будут неблагоприятными, это может привести к продлению кризисного периода до нескольких лет.
  2. Границы, которые отделяют период кризиса от стабильности, размыты. Из-за этого общее положение изменяется незаметно. Обострение кризисного периода можно заметить только в середине нестабильного периода.
  3. При кризисе на детей сложно воздействовать. Они проявляют строптивость, упрямство. Замедляется работоспособность, успеваемость в школе. При этом ребенка беспокоят мучительные переживания.

Во время кризисных периодов большая часть рабочих процессов являются разрушительными. Исчезают привычные интересы, начинаются постоянные ссоры с близкими. Виды возрастных кризисов:

  • от 2 до 12 месяцев — кризис одного года;
  • от 1 до 3 лет — кризис трех лет;
  • от 3 до 7 лет — кризис семи лет;
  • от 7 до 13 лет — кризис 13 лет;
  • от 13 до 17 лет — кризис 17 лет;
  • кризис 30 лет;
  • кризис 40 лет.

Последний из периодов кризиса — уход на пенсию.

Разобраться с кризисными ситуациями различных возрастов помогут психологи.

Возрастная психология актуальна среди современных исследователей. Ученые изучают психику людей в различные временные промежутки на протяжении жизни. Для проведения исследований применяются различные методики. На основе полученной информации формируются рекомендации, которые помогают людям преодолевать кризисные ситуации, продолжать развитие.

Методы, которые применяются

Возрастная психология использует те методологические разработки, которые применяются в других психологических науках. С их помощью изучаются возрастные изменения в психике и психических процессах. Основными методами исследования данной дисциплины являются наблюдение и эксперимент.

С помощью наблюдения удаётся получить разностороннюю и точную информацию о человеке. Поведение индивида исследуется систематически и в связи с конкретной целью. Впоследствии оно анализируется, описывается и объясняется. Наблюдение даёт объективное описание поведения индивидуума. С помощью подобного метода психолог получает информацию об объекте исследования как о целостной личности в связи с его высказываниями, поступками и разного рода действиями. Благодаря наблюдению удаётся системно проанализировать психологическое развитие индивида. Методика исследования может охватывать определённые вопросы или полностью поведение личности. В ходе наблюдения специалист не имеет права корректировать изучаемое явление. Подобная методика исследования лишь фиксирует, но не формирует психические особенности индивида.

Наблюдение часто сочетается с экспериментом. Оба этих метода помогают изучить возрастные психические изменения. Экспериментальная методика исследования изучает реакции индивидуума, а не спонтанные проявления его психики. В ходе эксперимента психолог специально вызывает изучаемое явление, меняет условия исследуемого процесса. Благодаря этому методу определяется степень развития личности, уровень интеллекта. С помощью целенаправленной формирующей методики можно так воздействовать на исследуемого человека, чтобы у него выработались определённые навыки и умения.

В возрастной психологии применяются такие методы: моделирование (воссоздание требуемой психической ситуации), методика изучения условных рефлексов (глотательных, сосательных, хватательных и других), психогенетические (близнецовый, анализ родословной), исторический (изучение жизненных путей индивидуумов) и другие. Нужную информацию об объекте изучения психолог собирает с помощью беседы, анкетирования, тестирования. Определённые методы возрастной психологии применяются на каждом этапе развития личности. С их помощью с учётом возраста исследуются особенности психики и поведения индивидуума.

Особенности развития психики в младенчестве

В период от рождения до одного года происходит развитие основных моторных функций ребенка. С каждым месяцем беспомощный малыш становится все более активным, с интересом изучает свое тело и двигательные возможности. Кроха учится взаимодействовать с окружающими людьми, выражая свои желания и реагируя на внешние раздражители разными способами: звуками, мимикой, интонацией.

Самыми значимыми для него фигурами на этом этапе являются его родители – мама и папа. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить ребенку и физическое и психическое развитие. Именно родители учат малыша «общаться» с окружающим миром, познавать его

На этом этапе важно уделять достаточно внимания ребенку, способствовать развитию крупной и мелкой моторики, восприятию цветовой гаммы, формы, объема, текстуры предметов. Даже с полугодовалым малышом обязательно нужно заниматься

Правильно подобранные игрушки и регулярные упражнения, направленные на развитие сенсорно-моторных функций, будут стимулировать дальнейшее развитие органов чувств. Но не нужно требовать от ребенка выполнения установленных родителями правил. Пока он еще слишком мал, чтобы их усвоить.

Общие сведения

История возрастной психологии как самостоятельно оформившейся науки начинает отсчет в 1882 году. Тогда немецкий психолог Вильгельм Прейер выпустил книгу «Душа ребенка», положившую начало систематическому изучению детской психики.

Возрастная психология тесно связана с общей психологией, биологией, генетикой. Имеет эта дисциплина точки пересечения с культурной антропологией и другими социальными науками. Конечно, очень близка к этой дисциплине педагогика. В вузах нередко читаются лекции по предмету «Возрастная и педагогическая психология», который объединяет две эти отрасли знаний.

Что прежде всего выясняет любой, кто начинает изучать новую науку? Правильно, ее объект, предмет и задачи. Не будем отступать от этой традиции и мы.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Какого типа могут быть изменения? Количественные и качественные, эволюционные (происходят постепенно) и революционные (коренной перелом в развитии). Кроме того, предметом дисциплины являются индивидуальные особенности личности, характерные для того или иного периода жизни.

Рекомендуем: Что такое акселерация?


Задачи науки вытекают из ее объекта и предмета. Так, например, важнейшей выступает задача установить механизмы перехода с одной стадии развития на другую, классифицировать эти стадии, обосновать закономерности и принципы развития психики человека. Также возрастная психология ставит своей задачей определение ведущих и второстепенных движущих сил, влияющих на психику личности и создание достоверной психологической картины каждого периода ее жизни.

Мы определили объект, предмет и задачи возрастной психологии. Теперь можно перейти к структуре науки. Фундаментальные разделы возрастной психологии традиционно охватывают три больших периода человеческого существования: психология детства, взрослости и старости (геронтопсихология).

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Однако чаще всего структура возрастной психологии предстает более дробной. Так, в отдельную отрасль выделяется пре- и перинатальная психология, изучающая психическую жизнь еще не рожденного младенца и новорожденного, отдельно изучаются специфические особенности процессов психики подростка.

Речь ребенка и психическое развитие

Правильное формирование речи вместе с возрастом – важнейший этап понимания правильности психического развития. Большинство родителей понимают интуитивно, когда стоит ожидать связной речи. В первое время ребенок издает только звуки, затем начинает говорить простые слова, связывать их в односложные конструкции.

  • В это время активно развивается спонтанность речи и память. Ребенок может наизусть воспроизводить стихи, отрывки из книг, но их запоминание происходит не специально, у него не было стремления запомнить и рассказать
  • В старшем дошкольном возрасте проявляется умение четко формировать конструкции предложений, которые построены на собственных мыслях. Своевременное речевое развитие способствует общему росту социальной и психической стабильности

Связь возрастной психологии с другими отраслями психологии

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Психическое развитие и деятельность ребенка

Деятельность человека всегда влияет на его развитие

У детей это проявляется особенно остро Самый характерный пример – изменение поведения в школьном возрасте при вовлечении в компанию друзей с неправильными моральными идеалами В таком случае происходит торможение естественного и правильного психического развития, потому что его мыслительная деятельность направлена в другую сторону Важно отслеживать интересы детей, проявлять внимание к совместному времяпрепровождению с уклоном в игровые формы. Полезные и интересные идеалы помогут правильно направить мышление и продолжать развиваться, как физически, так и духовно

Какие аспекты рассматривает возрастная психология?

Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни. Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления. Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.

Дисциплина изучает изменения в психологии индивидуума по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.

Разделы возрастной психологии:

  • пре – и перинатальная;
  • детская;
  • юношеская;
  • зрелого возраста;
  • геронтопсихология.

Задания науки:

  • выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
  • создание психологической картины всех этапов взросления;
  • выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
  • решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.

На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология. Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям особенностей психологического развития индивида учёными были установлены закономерности становления личности. Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.

Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.

На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.

В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую. Подобные перемены охватывают какой-то период времени — пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых. Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его положения в социуме, приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.

Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.

Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.

Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий. На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера. Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.

Педагогическая психология

Предмет ее изучения – выявление закономерностей обучаемости человека и их зависимости от психологических факторов. Вопреки распространенному мнению, этот раздел описываемой науки затрагивает далеко не только детей дошкольного и школьного возраста.

Мы учимся в течение всей жизни. Многие, отучившись в школе, идут в институт, а затем, в зрелом возрасте, в аспирантуру, получать дополнительное образование или на курсы повышения квалификации. Самому старому выпускнику вуза, согласно книге рекордов Гиннеса, 96 лет.

Преподаватели не понаслышке знают, насколько различается преподавание одного и того же предмета ученикам различных возрастных групп. У многих даже есть свой «любимый возраст», и они предпочитают обучать именно учеников, попадающих под это описание.

У каждого возраста свое восприятие учебного материала, свои интересы, различные отвлекающие факторы и методы борьбы с ними, а также своя скорость обучения. Педагогическая психология рассматривает человека любого возраста с точки зрения ученика и его восприятия обучения, поэтому она напрямую пересекается с интересующим нас разделом, ведь предмет изучения возрастной психологии – это мировосприятие, особенности и изменения, происходящие в психике человека в течение его жизни.

Как формируется нервная система

Когда ребенок рождается, масса его головного мозга составляет около 1/8 массы тела. К первому году жизни мозг увеличится вдвое, а к трем годам он уже будет в три раза больше, чем при рождении и составит 1/13 массы тела. Отсюда следует понимать, что после рождения головной мозг не просто не перестает расти, а он продолжает активно формироваться. Так, образуются извилины, мелкие и крупные, бороздки. Активно развивается слабый от рождения мозжечок. Незрелость мозга новорожденного, тем не менее, не влияет на систему безусловных рефлексов. Врожденные навыки не только помогают малышу питаться, контактировать с окружающим миром, но и позволяют в дальнейшем формировать более сложные формы деятельности. Так, с самого раннего возраста малыш будет проявлять недифференцированный характер реакций. Однако развитие нервной системы в первый год его жизни будет самым быстрым и энергичным. Дальше темпы развития будут более замедленными, но приобретут иной характер и будут направлены уже не на формирование и развитие рефлекторной системы, а на развитие психических навыков.


С этим читают