Будущее человечества. эволюция разума

Содержание

Содержание понятия

Под развитием обычно понимают:

  1. увеличение сложности системы;
  2. улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);
  3. увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);
  4. качественное улучшение экономической структуры;
  5. социальный прогресс.

В теории Ф.Гегеля принцип развития универсален, источником развития выступает возникновение, борьба и преодоление противоположностей. В марксистской концепции (В.Ленин) развитие понимается как универсальное свойство материи, всеобщий принцип, движение как бы повторяющее уже пройденные ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное;-перерывы постепенности, превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием; столкновение различных сил и тенденций, взаимосвязь и теснейшая неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики как более содержательного (чем обычное) учения о развитии (ППС, Т.26, с.55).

Характеристики

  1. Качественное изменение. Переход от одного состояния к другому (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), интенсивное развитие (эпигенез).
  2. Количественное изменение — экстенсивное развитие как проявление и увеличение уже имевшегося.
  3. Необратимость развития. Развитие предполагает стабильность (постоянство, стабильность регулярных явлений, сохранение индивидуальных различий).
  4. Направленность развития. Развитие в направлении усовершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации:прогресс, а развитие в направлении упадка, деградации и распада: регресс.
  5. Время, развитие протекает во времени, только время определяет направленность развития. Однако развитие объекта не является функцией времени и служит результатом жизнедеятельности самого объекта.
  6. Экзогенное развитие— имитация, неподлинное развитие, определяемое только извне, окружающим миром.
  7. Эндогенное развитие — настоящее развитие, источник которого находится внутри развивающегося.
  8. Специфичность объекта развития как целостного образования (психика и сознание или человек в системе его социальных отношений, природа, общество, Вселенная и т. д.).

Закономерности

  1. Неравномерность и гетерохронность:
    • Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.
    • Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.
  2. Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)
  3. Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям
  4. Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую.
  5. Дивергентность-конвергентность
    • Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития
    • Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.

Составляющие развития человека

Развитие человека можно условно разделить на три составных части:

  1. Материальное (физическое) развитие:
    • телесной составляющей (сила, выносливость, гибкость);
    • технической составляющей (аграрная, промышленная, информационная);
    • финансовой составляющей (личная, корпоративная, публичная).
  2. Духовное (психическое) развитие (самосознание: самооценка, самопознание, саморазвитие) культуры мышления:
    • бытовой;
    • этичной и моральной;
    • интеллектуальной и научной культур (естественная, гуманитарная, техническая);
    • интуиции и культуры искусства (выразительное, зрелищное, изобразительное).
  3. Социальное развитие (социальный статус).

Юность – размножение и подготовка к зрелости

Из юности человек полностью переходит в социальное настоящее. Он, наконец, догоняет в своем развитии человечество.  Мужчина и женщина к 35-40 годам выполнили первую социальную функцию. Дети выросли и стали самостоятельными.  Здесь опять появляется семья, но уже новая – семья бывших детей и с точки зрения воспроизводства и размножения все начинается сначала.

И мужчина, и женщина словно поднимаются с какой-то глубины, через этапы, через промежуточные функции, и вот – вы поднялись на самую поверхность, вы догнали, наконец, человечество, вам около 35-40лет и вы готовы полностью исполнить свою социальную функцию человека.


Каждый новый этап в развитии человечества приводит к появлению еще одного этапа в жизни человека. Развитие человечества продлевает жизнь человеку.

Первый заключается в следующем. Появление каждого нового этапа в развитии человечества необходимо приводит к появлению еще одного социально значимого, то есть имеющего социальную функцию, этапа в жизни конкретного человека. То есть у конкретного человека после возраста зрелости теперь должен будет появиться новый этап социальной активности. Исходя из простого расчета длительностей предыдущих этапов детства, юности и зрелости можно предположить длительность нового активного этапа около 60-70 лет. Тем самым возраст наступления старости должен продлиться до примерно 130 лет, а средняя продолжительность жизни не менее чем до 150 лет.

С этим связан вывод о предстоящем изменении демографического состава человечества. Все авторы работ по «демографическому переходу» указывают на это изменение и возрастание количества людей в возрасте после 60 лет как следствие перехода, но они рассматривают это как негативный результат для общества. Они не рассматривают это, как возрастание активной доли человечества. Для нас же это именно так. То есть изменение демографического состава во время демографического перехода это не просто увеличение доли пенсионеров. Это именно появление новой активной фазы для человека и появление новой и многочисленной прослойки социально активных людей.  

Но вход в этот возраст будет связан для человека с большей свободой выбора. Кто-то продолжит играть социальную роль, выполнять какие то функции в обществе, но многие выберут другое. Это будет возраст где человек заново определяет себя.  

Второй вывод связан с новым содержанием понятия«поколение». Рассмотренная нами связь этапов развития человечества и человека позволяет нам ввести понятие «социально-исторического поколения». Мы вкладываемв это понятие смысл, который отличается об принятого сегодня смысла для этоготермина в теории поколений.  Так, вработах К.Мангейма и Х.Ортега-и-Гассет, «понятие социально-историческогопоколения – это особая динамическая целостность, формирующаяся в процессесоциализации входящих в жизнь индивидов и отражающая особенности организациижизнедеятельности данного человеческого сообщества, доминирующие в данныйпериод». Наша логика связывает выделение поколений с теми выделенными этапами вразвитии человечества, которые выделяет теория демографического перехода. Какуже говорилось, в истории человечества таких этапов всего четыре. (Пятый этап,этап демографического перехода –он пока только переходный). Но так как этап антропогенеза это по сути утробный этап развития человечества, то реальных социально-исторических этапов всего три. Каждое социально-историческое поколение людей состоит из множества биологических поколений. (Кроме последнего переходного этапа, который длится не более двух биологических поколений.)Объединены эти поколения людей социально-исторической парадигмой, то есть состоянием человеческого сознания и мышления в то время. Таким образом можно сделать вывод, что в настоящее время мы должны присутствовать при формировании нового поколения людей, соответствующих 4 этапу. Так как это будет очень длительныйэтап, можно говорить, что в настоящее время должно появиться переходное между 3-и  4- поколением. Назовем егопоколение  3+. Тогда мы должны сделать вывод, который не сделала теория «демографического перехода». Предугадав вобщем изменение возрастного состава человечества, увеличение доли людейвозраста за 60 лет, авторы теории посчитали это чем –то негативным. Однако учет связи общечеловеческой истории с развитием отдельного человека приводит к пониманию того, что это увеличение является требованием и условием самого перехода. Именно люди  нового поколения должны будут осуществить переход человечества на новый этап развития.    

2 стадии развития человека, как личности

Любая личность проходит два шага развития, взаимодополняющих друг друга.

Стадия 1

Придя в этот мир, человек динамично его изучает. Это происходит путем самовосприятия через отношение окружающих людей. Младенец, чувствует себя частью мамы, воспринимает ее эмоции и чувства как свои собственные. Каждый раздражитель, несущий эмоциональные или физические изменения вызывает соответствующую реакцию. Проявляются нормы функционализма. Однако в них нашли свое отражение не все психические процессы, имеющие место в жизни человека.

Стадия 2

Постепенно личность перестает обращать внимание на суждения окружающих и начинает осознано воспринимать себя. Делая самоанализ, индивид определяет свои слабые и сильные стороны, перестает реагировать на мнение окружающих так остро и категорично, как это делал раньше

Человек начинает понимать, что в нем заложен бесконечный потенциал, который можно продуктивно проявить, лучше познав себя.

Половое разделение – способ выживания и победы вида в естественном отборе.

С помощью генного и других биологических механизмов в материнской утробе создаются условия для воспроизводства условий и процессов, в которых происходило зарождение и развитие жизни миллиарды лет. То есть, в материнской утробе миллиарды и миллиарды раз воспроизводился и воспроизводится процесс появления и развития жизни на земле, вплоть до появления человека. Это необыкновенно и поразительно. Это реальная, существующая и не оцененная пока человеком настоящая Машина Времени. (К тому же это самое простое и наглядное доказательство естественного зарождения жизни. Без инопланетного Разума)

В самых основах, в фундаменте действия механизмов этой Машины Времени положены некоторые принципы, на которые мы тоже пока мало обращаем внимания, хотя важность их для нашего развития невозможно переоценить.И первый из них это простой и давно установленный факт – женщина рождается с уже сформированными (но не созревшими!) яйцеклетками. Ее будущие яйцеклетки закладываются еще внутриутробно

После ее рождения новые яйцеклетки уже не появляются. В мужском организме сперматозоиды воспроизводятся все время его жизни. Почему, зачем это различие? Более того – почти все клетки в организме человека, кроме клеток мозга, коротко живущие, почти все обновляются. Почему не обновляются именно яйцеклетки?  Этот факт имеет прямое отношение к тому, о чем мы говорили в предыдущем разделе – к делению нашей истории на поколения. К дискретности нашей жизни и истории вообще.Только в данном случае этот механизм делит нашу историю не на социально-исторические поколения, а на биологические.  Формирование яйцеклеток в организме женщины только ОДИН РАЗ, приводит к сохранению накопленной ее родителями генетической информации на все время репродуктивной жизни женщины. В этом и состоит главное,фундаментальное назначение и роль полового разделения. Один из полов накапливает в процессе жизни изменения, второй сохраняет полученную при рождении информацию. Тем самым, на самом нижнем фундаментальном уровне Жизни,ее история становится дискретной.

Эволюционная Бирюзовая парадигма

Следующая стадия человеческого развития соответствует «самореализации» по Маслоу и называется по-разному — аутентичной, интегральной или Бирюзовой. Этой стадии соответствуют «Интегральная» (Integral) Гебсера (Gebser); «Интегрированная» (Integrated) Левинджер (Loevinger); «Конструктивно-сознательная» (Construct- Aware) Кук-Гройтер (Cook-Greuter); «Интер-индивидуальная» (Inter-individual) Кигана (Kegan); «Стратег» (Strategist) и «Алхимик» (Alchemist) Торберта (Torbert); «Спиральная динамика: Желтая» (AN, Spiral Dynamics’ Yellow) Грейвза (Graves); «Самоактуализация» (Self-actualization) Маслоу (Maslow); «Аутентичная» (Authentic) Уэйда (Wade) и др. Часто ее называют просто интегральная.

Эта ступень — последняя в созданной Маслоу иерархии потребностей (хотя позже он упоминал еще об одной потребности — «превзойти себя»). Однако другие исследователи и мыслители абсолютно уверены, что на этом эволюция не останавливается.

Как бы там ни было, Маслоу и другие авторы согласны с тем, что на пути человечества подъем от Зеленой парадигмы к Бирюзовой — момент исключительной важности. Он важен настолько, что Грейвз и другие ученые после проявления признаков Бирюзовой парадигмы стали использовать термин «первый виток сознания» для всех стадий вплоть до Зеленой и «второй виток» — для стадий, начинающихся с Бирюзовой

Те, кто находится на стадиях «первого витка», полагают, что их мировоззрение — единственно верное, а все остальные опасно заблуждаются.

Если упростить до предела, то люди, которые видят мир иначе,

  • для Красных — слабаки, слабостью которых надо воспользоваться;
  • для Янтарных — еретики, которых надо вернуть на путь истинный;
  • для Оранжевых — дураки, которые не знают, как играть в игру успеха и победы;
  • для Зеленых — нетерпимые, которые не желают дать право голоса каждому.

Фредерик Лалу. Открывая организации будущего. — М., 2016.

4 главных совета для личностного развития

Развитию личности могут помочь созданные на протяжении многих лет советы. Вот они:

Козырь в рукаве

Для каждого человека очень важно понять себя и определить свой главный дар, свои основные таланты и индивидуальные достоинства. Именно это и следует развивать в течение всей жизни, отбросив все, что не приносит удовлетворения

Это является залогом успеха. Дело, которым занимаются с любовью —  источник радости и финансовых доходов;

Холодный рассудок

Четкое понимание всего, что происходит — играют немаловажную роль в развитии человека, как личности. Это позволяет правильно видеть ситуацию и не совершать непродуманных поступков;

Власть над эмоциями

Чтобы одержать победу над низкими наклонностями и обстоятельствами — необходимо контролировать эмоции. Власть над собой значительно увеличит силу духа;

Стремление к совершенству

На пути саморазвития обязательным условием является борьба с собственными недостатками и желание стать совершенным. Очень часто одно только понимание своих отрицательных качеств и принятие их помогает измениться в лучшую сторону

Связь этапов развития человечества и человека

Первая граница – появление человечества и появление конкретного человека. Здесь думается, все просто. Это граница окончания предродового, утробного 9-тимесячного этапа развития зародыша и превращение его в человека. Для человечества это, видимо, этап антропогенеза, который начался примерно 6-6,5 миллионов лет назад и закончился примерно 1,5 – 2 миллиона лет назад. Капица и некоторые другие авторы называют конкретно 1,6 миллиона лет назад. Это и есть дата рождения человечества.

  Разделить детство и юность конкретного человека гораздо проще, чем детство и юность человечества. Но, я думаю, есть некоторые признаки, которые позволяют это сделать. Детство человечества, как и детство человека было и сейчас связано с экстенсивным этапом развития сознания. То есть это этап, когда человек и человечество просто расширяют свой словарный запас. Это создание слов и понятий.  Юность должна быть больше связана с изучением и появлением конкретных умений и знаний. Поэтому, примерным началом юности человечества можно считать неолит, когда человечество перешло от просто присваивающего образа жизни (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство).

Этапы развития человека

С психологической точки зрения развитие человека широко изучалось швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896). Анализируя поведение своих собственных дочерей, Пиаже определил различные фазы развития человека:

Сенсорно-моторный период (от 0 до 2 лет)

Предыдущая стадия к языку. В этот период человек начинает приобретать двигательный контроль, создавать аффективные связи и развивать первые рефлексы и движения.

Предоперационный период (от 2 до 7 лет)


Развитие языка, речи и физических способностей. Однако на этом этапе дети все еще не могут выполнять конкретные операции. В течение этого периода человек все еще не способен испытывать эмпатию, поэтому эгоцентризм все еще примечателен.

Период конкретных операций (от 7 до 12)

Развитие способности рассуждать. Улучшение мышления, когда дети начинают мыслить более логично и решать некоторые менее сложные проблемы.

Период формальных операций (12 лет и более)

Все навыки и компетенции развиты. Область логического мышления. Люди добавляют моральные ценности в свое поведение и думают, чтобы принимать более сложные решения.

Демографический переход – следствие неравномерности развития

Теперь обратим внимание на ту неравномерность и нелинейность развития человечества, о которой говорит Капица С.П и другие авторы. Он выделяет четыре основных этапа, где первое- антропогенез, начался примерно 4,5 миллиона лет назад

Затем каменный век, начался 1, 6 миллиона лет назад, до-  или включая неолит. Третий этап – историческое время, начался примерно с неолита, включая древний мир, средние века, новую и новейшую историю. Длительность около 10 тысяч лет. И, наконец, демографический переход. Начался примерно в 1960 году. Примерный срок окончания -2050 год

То есть это такое же деление, как и в жизни человека. Только наоборот, если у человека эти периоды удлиняются, то у человечества сокращаются. Утробный, предродовой этап, это антропогенез, затем детство -юность до древнего мира и появления религий, зрелость –с Древнего мира до наших дней, и демографический переход    

Обратим внимание – скорости развития человека и человечества разнонаправлены. Неизбежно можно предсказать момент, когда они станут примерно равными

Именно так этот момент я высчитал в 80-х. Я считал длительность перехода равным примерно одной активной человеческой жизни, то есть около 50 лет, начало примерно в 50-х, 60-х годах прошлого века.

Мы коротко ответили на два вопроса, которые задали вначале- о какой теории и о каких расчетах идет речь. Мы коротко показали связь развития человечества с развитием каждого конкретного человека.

Теперь попробуем сформулировать основные переходные границы этапов развития человечества в их связи с этапами  развития конкретного человека.

Индекс человеческого развития

Чтобы измерить и оценить качество жизни людей в разных обществах, Организация Объединенных Наций (ООН) создала Индекс человеческого развития (ИЧР).

Индекс человеческого развития анализирует три основных фактора, которые представляют основные требования к качеству жизни людей: здоровье, образование и доход.

Достигнув этих трех аспектов ИЧР, человек может иметь долгую и здоровую жизнь, доступ к знаниям (что важно для обеспечения реализации его индивидуальных свобод) и финансовые условия для поддержания стабильного уровня жизни например, за еду, оплату основных счетов и обеспечение жильем). ИЧР был разработан экономистами Махбубом уль Хаком и Амартией Сен, которые представили первые результаты в Докладе о развитии человеческого потенциала Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в 1990 году

ИЧР был разработан экономистами Махбубом уль Хаком и Амартией Сен, которые представили первые результаты в Докладе о развитии человеческого потенциала Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в 1990 году.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

Согласно этой теории человечество пережило пять основных этапов своего развития:

Австралопитек (“южная обезьяна”). Это переходное звено от приматов к человеку. Тело австралопитека было покрыто густой растительностью, и внешне он больше напоминал примата, нежели человека, однако уже передвигался на двух ногах, использовал орудия труда, а его мозг по объему превосходил обезьяний.

Рис. 2. Австралопитек.

  • Человек умелый (homo habilis). Первый полноценный представитель человеческой расы. Он обладал большей подвижностью тела и зачатками речи, его мозг на одну треть был больше мозга австралопитека, однако его внешний облик по-прежнему был далек от человеческого.
  • Человек прямоходящий (homo erectus). Отличался хорошо развитым мозгом, что позволяло ему изготавливать сложные орудия и вести коллективную охоту, умело использовать огонь, быстро реагировать на меняющиеся условия среды.

Местом, где археологами были найдены останки первобытных людей, оказалась Восточная Африка, пещера Олдувай. Именно там произошло зарождение человеческой расы, которая постепенно освоила всю планету. По этой причине Африку часто называют “колыбелью цивилизации”.

  • Неандерталец. Мозг был развит так же хорошо, как и у современного человека. Для него характерны социальные связи, достаточно хорошо развитая культура, искусство, ритуалы.
  • Человек разумный или кроманьонец. Его внешность практически не отличалась от внешнего облика современного человека. Накопленный жизненный опыт и усовершенствованные орудия труда помогли в развитии хозяйственной деятельности – земледелии и одомашнивании диких животных. Пещерная живопись, скульптура, гравировки, ювелирные украшения – лишь часть достижений кроманьонца.

Рис. 3. Кроманьонец.

Что мы узнали?

При изучении темы «Этапы эволюции человека» мы узнали, что существует несколько основных теорий появления и формирования человечества. Мы познакомились с основными этапами эволюции человека, которые были выдвинуты английским ученым Чарльзом Дарвином, узнали, какими особенностями и навыками обладал древний человек на каждом этапе своего развития.

Реактивная, или Инфракрасная парадигма

Термин «Реактивная» (Reactive) заимствован у Уэйда. Этой стадии соответствует «Архаическая» (Archaic) Гебсера; «Пре-социальная» (Pre-social) и «Симбиотическая» (Symbiotic) Левинджер и Кук-Гройтер; «Спиральная динамика: Бежевая» (AN, Spiral Dynamics’ Beige) Грейвза, «Сенсоримоторная» (Sensorimotor) Пиаже и др.

Это самая ранняя стадия развития человечества, приходящаяся на период примерно 100-50 тысяч лет до н. э., когда мы жили небольшими группами, связанными узами родства (подобные сохранились до наших дней в отдаленных уголках мира; им мы и обязаны нашими знаниями об этой стадии).

Такие группы обычно объединяли не более нескольких десятков человек. Если их становилось больше, группа утрачивала дееспособность, поскольку возможности людей поддерживать сложные отношения были весьма ограниченны. Человеческое «я» (эго) сформировалось не полностью, люди не вполне отделяли себя от других и от окружающей среды (этот момент побуждает многих романтизировать древнейший период, видеть в нем блаженную свободу от жесткого дуализма. При этом игнорируется чрезвычайно высокий уровень насилия и убийств).

Основой существования служило собирательство, для чего не требовалось никакого разделения труда (за исключением того, что на женщинах лежало вынашивание и воспитание детей). Таким образом, никакой модели организации на этой стадии не имелось. Кроме того, внутри группы не существовало иерархии, не было старшего, вождя, лидера.

В нашем мире только очень немногие группы существуют по законам Инфракрасной парадигмы. Детская психология изучает то, что сохранилось от этой стадии у младенцев, исследующих мир на сходном уровне самосознания, когда понятие своего «я» еще не отделено полностью от матери и от окружающей среды.


С этим читают