Виды и функции рефлексии в психологии

Как правильно использовать рефлексию

Первым советом является постоянная смена приемов. Если бесконечно используется одна и та же техника, вероятность, того, что детям перестанут быть интересны уроки педагога является высокой, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми.

Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзина идей проходила этапы обновления, а класс постоянно развивался и думал, а не сидел на одном месте.

Справка! Важно обеспечить не только комфорт работы учителя с детьми, но и обратную связь. Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту

Конечно, такие методы как смайлы или вагончики у учеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять, упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс должен получиться максимально творческим

Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту. Конечно, такие методы как смайлы или вагончики у учеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять, упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс должен получиться максимально творческим.

Применение одинаковых маркеров хорошо/плохо. В рамках одного из уроков учитель сказал школьников, что яблоко красного цвета говорит об успехе, а в рамках другого – свидетельствует о не усвоении материала.

Такие приемы только запутают учеников, особенно в начальной школе. В связи с этим перед началом профессиональной деятельности стоит выработать для себя характерные признаки рефлексии.

Больше о приемах рефлексии Вы узнаете в следующем видео:


Виды Рефлексии.

Систематизация рефлексий, приводимая ниже, одна из самых признанных и распространенных в психологии. Каждый вид характеризуется присущими лишь ему оригинальными свойствами, несхожим набором черт и достоинств:

  • рефлексия личностная. Объект познания – личность рефлексирующего человека. Объект комплексно анализирует себя, свои деяния, все признаки и проявления души, интеллекта, отношение к себе, другим членам социума, социуму в целом и к Космосу;
  • рефлексия коммуникативная. Человек пытается познать «братьев по разуму». Оценивает и анализирует их поступки, поведенческую линию, распознает реакции и эмоции. Исследует причинно-следственные связи, чтобы разобраться в подоплеке поступков окружающих – для лучшего понимания их внутреннего мира;
  • рефлексия интеллектуальная. Возникает «по вызову», когда «хозяину» приходится решать какую-либо «умную» задачу. Польза данной саморефлексии в том, что можно её «вызывать» многократно, возвращаться к начальным параметрам задания или проблемы, доискиваясь самого рационального решения;
  • рефлексия научная. Правильнее сказать, науковедческая, поскольку занимается изучением знаний, составляющих научные базы, методов и инструментов получения результатов научных работ, теорий и обоснований, гипотез, точек зрения, доказанных законов;
  • рефлексия социальная. Редкий, нечасто встречающийся вид. Похож на эмпатию: и тут, и там намерение понять чувства и деяния других людей, размышляя и ощущая за них, «влезая в их шкуру». Этот вид называют еще «внутренним предательством». Точно так же, как актер, играющий роль, человек «входит в образ» выбранного им объекта из окружающих, пытаясь уяснить, что думает о нем объект, как он его представляет, его отношение.

Есть еще пару видов рефлексий, которых одни психологи не выделяют как вид, а относят к частным случаям иных видов, другие же включают в общую классификацию:

  • рефлексия философская. Естественное «орудие труда» для размышлений о смысле жизни;
  • рефлексия психологическая. В социологической практике изучение общения и совместных действий отдельных личностей в социуме.

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):

  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние.»

Что это такое

Рефлексия — занятие, направленное на избавление человека от стереотипных и бездумных реакций. Сегодня слово порядком поистрепалось. В мире с развитой индустрией доступных развлечений, одновременно помешанном на личностном росте, эффективности и непрерывном самообучении, без рефлексии никуда.

На игровых тренингах, образовательных курсах, психологических погружениях и даже откровенно шарлатанских сборах вроде «Прокачай эмоциональный интеллект и мышцы таза» ей уделяется много времени.

Каждая наука трактует интересующий нас предмет по-своему. Скажем, в рамках философского подхода под рефлексией принято понимать рассуждения об изначальном замысле бытия, основаниях человеческой культуры, поисках бога и о прочих высоких материях.

В психологии термин связан с анализом чувств, душевных состояний и разных нервных порывов. В педагогике рефлексия — обязательная часть образовательного процесса, тот момент, когда нужно поставить галочку, отмечающую, в какой части пути ты находишься

«Ну-с, ребята, сегодня мы изучили равнобедренный треугольник» — попытка Марьи Ивановны заняться рефлексией, обратить внимание на произошедшее: еще утром о диковинных фигурах ты не имел ни малейшего понятия, а теперь всё про них знаешь!

Американский философ и педагог Джон Дьюи говорил об этом так: «Мы не учимся на опыте… мы учимся на размышлениях об опыте». Действительно, любой опыт может быть обучающим, если мы правильно применяем рефлексию

Скажем, дети поиграли в прятки. Кажется, образованнее они не стали. Но пусти к ним грамотных педагогов и психологов — и внезапно выяснится, что ребята научились ориентироваться на местности; разобрались с инстинктивными реакциями «замри — беги»; нашли кратчайшую траекторию между двумя объектами; выработали эффективную поведенческую стратегию в стрессовой ситуации; поняли, как отсчитать минуту без часов, и т. д.

Рефлексия имеет практический смысл и интересна как взгляд на себя: как опыт меня формирует? развиваюсь я или деградирую? что я ощущаю прямо сейчас? почему при слове «гусь» я заплакал и убежал? Она позволяет понять, как наши странности и убеждения влияют на манеру вести себя и принятие решений. И это вовсе не критическое мышление. Последнее помогает добираться до цели и преодолевать трудности, видеть несоответствия во внешнем мире, а рефлексия представляет собой размышления о внутреннем опыте. Такая способность формируется у нас, по мнению ученых, не раньше 9–10 лет.

Вместо того чтобы импульсивно махнуть рукой: «Нет, мне никогда не забраться на это дерево!» — человек начинает задумываться: «Может, я всё-таки способен? Чего мне недостает? А если попробовать придвинуть скамейку? А вот на забор я легко запрыгиваю…» Окружающая нас реальность очень динамична и с каждым днём становится еще быстрее. И самолеты, и информация, и мы сами — всё здесь теперь носится с огромной скоростью. Кроме того, появились и другие вселенные, виртуальные.

Как сосредоточиться на внутренних монологах, если окружающий мир настойчиво требует жертв в виде нашего внимания?

Рефлексия позволяет мозгу сделать паузу прямо посреди хаоса, распутать свои наблюдения, разложить их по полочкам интерпретаций и вообще взглянуть на всё как-то осмысленно. Это удобный инструмент, помогающий жить.

Главное — найти время и возможность его применить.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

— способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

— базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.


Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия — это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль — классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Как развить рефлексию

Лучшее, что можно сделать для развития рефлексии – это практиковать ее. Для этого есть множество способов:

  1. Просто контактировать с этим миром и проводить активное время, а затем провести анализ минувшего дня;
  2. Пообщаться с кем-то мыслящим иначе или прочесть что-то необычное для себя;
  3. Уделить время глубокому размышлению над конкретным объектом;
  4. Составить список важнейших вопросов и проанализировать его.

Нельзя выбрать один лишь способ – использовать нужно все, но в разных пропорциях. Далее подробнее о каждом из них.

Не избегать внешнего мира

Рефлексировать – означает реагировать на внешнее воздействие. Каждый день человек сталкивается с трудностями, конфликтами, сомнениями, выбором, мнениями, критикой и т.д.

Чем больше человек переживает таких внешних раздражителей, тем его сильнее растягивается его границы. Соответственно и диапазон рефлексии будет шире, глубже и богаче. Вот и первая возможность развить рефлексию – не нужно прятаться от внешнего мира и контрактов.

После насыщенного дня можно воспроизводить все прошедшее в голове словно кинофильм. Попутно сделать выводы, подумать каковы были ваши мысли или каковы мысли другого яркого персонажа дня. Найти ошибки и подумать, как их избежать — это привычка успешного человека.

Проточная вода

Озеро имеет особенность застаиваться, так и человек, который постоянно общается в одном и том же кругу. Но проточная вода — свежая и чистая. Отличная тренировка рефлексии – общение с человеком, который имеет прямо противоположную точку зрения и способ жизни.

Не менее полезно прочесть необычную литературу, посмотреть фильм из той категории, которую постоянно игнорировал. Это не означает нарочито смотреть ужасы, но выйти за пределы наскучившего сериала и мелодрам. Существует множество хороших жанров, которые полны новой информации.

Остановить и подумай

В век соцсетей люди стали питаться информацией, не пережевывая ее. Все это напоминает МакДоналдьс, пища из которого не славится своей пользой — быстрые калории и тучность. Здесь массы новостей, картинок, роликов, лайфхаков, страшилок, комментариев и прочего. Большинство из этого мусорная информация, не приносящая никакой пользы.

Ученые, которые исследуют мозг заявляют, что для человека весьма вреден такой информационный «винегрет». Ни один из компонентов не усваивается, но создает только шум и помехи в мышлении. Наш мозг устроен для сосредоточенного размышления над чем-нибудь одним.

В качестве тренировки рефлексии полезно подумать над прочитанной книгой, фильмом, диалогом, прошлым или какой-либо будущей задачей. Следует выбрать что-то одно и детально «разжевать» это:

  • Полезная ли это вещь?
  • Что нового я узнал?
  • Как мне это использовать?
  • Симпатичен ли мне этот персонаж?
  • На кого похожу я из этой книги?

Все это приносит удовольствие, расслабляет, делает умнее и учит сосредотачиваться.

Листок с вопросами

Выписывайте на лист или в блокнот наиболее значимые вопросы, которые волновали вас на протяжении всей жизни. Затем составленный список сортируем по группам:

  1. Вопросы о смысле бытия;
  2. О предназначении;
  3. Об отношениях с другими людьми;
  4. О духовном мире;
  5. О прошлом;
  6. О будущем;
  7. О вещах материальных и т.д.

Теперь нужно посчитать, что превалирует в этом списке. Этот эксперимент может рассказать о личности то, о чем она и не догадывалась.

Рефлексия является мощнейшим источником познания. Она является толчком к изменениям и прогрессу. Важнейшая способность рефлексивной деятельности в том, чтобы от автоматизма перейти к осознанности. Привычка к осознанности приносит намного больше плода, нежели жизнь на «автопилоте».

Рефлексивность как психологическая часть личности

Рефлексивность в психологии – это умение человека размышлять и анализировать собственную личность с включением:

  • уже произошедших событий;
  • проделанных действий (поступков);
  • осуществимых успехов либо неудач;
  • текущего эмоционального состояния;
  • характеристики присущих качеств характера.

Глубина рефлексивного самоанализа индивидуальна. Зависит она от степени духовного развития субъекта, уровня его самоконтроля, моральных качеств, степени образованности. Также рефлексия уточняет (поддерживает либо купирует) происходящее действие.

Рефлексия играет огромную роль в становлении личности

Для внутренней гармонии важно, чтобы эти понятия были связаны между собой. Это подтверждается следующими фактами:

  1. Рефлексия без действования ведет к зацикливанию личности на собственном «Я».
  2. Действие без рефлексии приводит к бестолковым, легкомысленным и необдуманным поступкам.

В области психологии рефлексия является важным ключевым моментом. На рефлексологии выстроено большинство психологических исследований. Изучение этого феномена (ее структуры, динамики развития) помогает понять глубокие механизмы формирования человеческой личности.

Для полного раскрытия рефлексивных процессов в психологии, этот феномен рассматривается с уровня различных подходов в исследовании:

  • личности;
  • сознания;
  • мышления;
  • творчества.

Упражнения на рефлексию

Очень эффективными называют такие упражнения на рефлексию в тренинге:

Автопортрет – способствует формированию умений распознавать незнакомую личность, развитию навыков описания людей по разным признакам. Здесь необходимо вообразить, что нужно встретиться с незнакомцем и нужно описать себя так, чтобы он смог вас узнать. Такая работа должна проходить в парах.

Без маски – помогает снять эмоциональную и поведенческую закрепощенность, сформировать навыки искренних высказываний с целью анализа своего «я». Каждый участник получает карточку, на которой есть фраза без окончания. Без подготовки необходимо закончить фразу. Ответ должен быть искренним.

Да – способствует усовершенствовать навыки эмпатии и рефлексии. Группе необходимо разбиться по парам. Одному из участников нужно сказать фразу, выражающую его состояние, настроение или же ощущение. После этого второй участник должен задать вопросы.

Карусель – поможет сформировать навыки быстрого реагирования во время контактирования. Данное упражнение предполагает серию встреч, при том каждый раз с новым человеком

Здесь важно легко начать контактировать, поддержать разговор и попрощаться.

Качества – будет способствовать выработке у участников объективной самооценки. Каждому предстоит написать не менее десяти положительных и не менее десяти отрицательных собственных качеств, а потом их проранжировать Важно обратить внимание на первые и последние качества.

Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя). Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики[источник не указан 2739 дней]. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма. Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя[источник не указан 2739 дней]. В этом смысле рефлексия производна от практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов), а также выделять разные формы рефлексии (индивидуальная и коллективная) и типы (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная).

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т. н. «задач на соображение») привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена (например, рефлексия фантазии сама должна быть фантазией, рефлексия воспоминания — воспоминанием).

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:


Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям. Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия. Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний. Интеллектуальная

Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Литература

  • Вощинин А. В. Психология рефлексии в деятельности тренера. 2013. — 216 с. — ISBN 978-5-9908063-0-6.
  • Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
  • Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. — М.: ИП РАН, 2002.
  • Ладенко И. С. Модели рефлексии. — Новосибирск.: Изд-во «Институт философии и права СО РАН», 1992. — 80 с. — ISBN 5-85618-043-7
  • Россохин А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. — М.: «Когито-Центр», 2010. — 304 с. — ISBN 978-5-89353-271-5.
  • Семёнов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности
  • Шаров А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
  • Шаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 5-8149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
  • Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М.: Наследие ММК, 2005. — 800 с. — ISBN 5-98808-003-0.

Инструменты рефлексии

Для командной рефлексии нужно больше инструментов для систематизации мнений, обобщения, структурирования.

Метод «Start, Stop, Continue»

Метод предназначен для быстрой генерации идей и поиска решений проблем. Вместо того чтобы перечислять все темы, группировать их, а затем проводить анализ каждой из них, вы можете сразу перейти к конкретным действиям.

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как , , .

Задайте следующие вопросы:

  • Что команда должна начать делать?

  • Что команда должна прекратить делать?

  • Что команда должна продолжать делать?

Добавьте свои ответы в виде цифровых заметок в соответствующие столбцы. Найдите совпадения, расхождения. Результатами станут конкретные действия, которые необходимо совершить для улучшения работы.

Метод «Mad, Sad, Glad»

Покажите команде шаблон, разделенный на три области, помеченные как Mad, Sad и Glad. Дайте каждому участнику 15 минут, чтобы составить список наблюдений, которые они сделали за определенный вами период обучения. Попросите каждого участника описать свои наблюдения и поместите заметку на доске — это должно быть место, которое соответствует ощущениям участника, делая его счастливым, грустным или безумным (то есть какой-то процесс выводит человека из себя). Наблюдения должны быть сгруппированы по сходству. Определите, какие повторяются чаще: именно они и оказывают сильное влияние.

Метод «Quick Retrospective»

Это быстрый метод рефлексии, который можно проводить несколько раз в неделю — в зависимости от интенсивности обучения. Нужно ответить на четыре главных вопроса:

  • Что было хорошо?

  • Что вызывает дискомфорт?

  • Как мы можем исправить проблему?

  • Какие идеи я могу предложить для будущего развития?


С этим читают