Религия индии

«Мусульман можно спокойно игнорировать»

В свою очередь, колумнист Bloomberg Михир Шарма напоминает, что «две выразительные победы Моди на выборах, как считают националисты, доказали Индии, что мнение живущих в стране мусульман может быть спокойно проигнорировано». По оценке автора, церемония в Айодхье стала свидетельством «трансформации Индии из секулярно-националистической республики в этнонационалистическое государство». «Двадцать, даже десять лет назад в прессе и в обществе начались бы вопли по поводу той руководящей роли, которую премьер-министр сыграл в подобном религиозно-политическом представлении», — пишет Шарма, добавляя, что сейчас «индуистский национализм настолько захватил саму душу Индии, что телеведущие предавались религиозным песнопениям, а первые полосы газет больше напоминали религиозные календари».


Укрепили веру

Фото: Global Look Press/Hindustan Times/imago stock&people

По оценке старшего научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Куприянова, после официального начала сооружения индуистского храма в Айодхье волнения среди мусульман возможны, однако каких-то мощных протестов, скорее всего, не будет. «Мусульмане, которые и так не особенно поддерживают Моди, на следующих выборах будут голосовать за него еще меньше, — полагает эксперт. — Но ничего опасного в этом премьер для себя не видит, поскольку большинство населения Индии — это индуисты. Дав старт строительству, Моди получает больше голосов, чем теряет».

В Индии «всегда было очень специфическое понимание светского государства», это «совершенно не секулярная по европейской модели» страна, отмечает специалист. Показательным в этом плане является, например, отсутствие в стране единого гражданского кодекса. «Когда создали страну, получилось, что каждая из религий жила по собственному закону. То есть не было, например, единого брачного права, а было отдельное брачное право для индуистов, отдельное для мусульман и отдельное для христиан — в зависимости от их религиозных обычаев», — напомнил индолог.

Завершение спора по Айодхье — это «очередной шаг в процессе, который никогда и не прекращался, а полвека назад стал особенно заметным». Сейчас это «попытка Моди создать национальное в его понимании государство, которое отнюдь не обязательно должно быть секулярным», говорит Куприянов. Политика премьера, по его словам, — это новые шаги по «превращению Индии из конгломерата народов с массой разных языков и религий в государство, которое держится на индуистском большинстве».

Тадж-Махал, рассвет

История создания Тадж-Махала имеет характер романтический. Возвести его приказал Шах-Джахан I в память о любимой жене Мумтаз-Махал после того, как она скончалась при родах 14-го по счету ребенка Фото: Getty Images/Prasit Chansareekorn

Тадж-Махал

Само строительство заняло больше 20 лет — начавшись в 1632 году, оно завершилось лишь в 1653-м Фото: depositphotos.com

Тадж-Махал, архив

Здание Тадж-Махала, окруженное четырьмя минаретами, в мае 1910 года Фото: Getty Images

Тадж-Махал, интерьер

Над возведением архитектурного шедевра работали больше 20 тыс. ремесленников и мастеров и около 30 тыс. простых рабочих Фото: depositphotos.com

Тадж-Махал

Основной материал, из которого исполнен дворец — полупрозрачный мрамор, который меняет цвет в зависимости от времени суток. Рано утром он кажется розовым, днем — белым, а ночью — серебристым Фото: depositphotos.com

Тадж-Махал, закат

Сначала мрамор добывали почти в 300 км от места строительства, на подходе к будущему Тадж-Махалу построили специальный пандус, по которому тяжелые блоки тянули упряжки, каждая из которых состояла из 30 быков Фото: Getty Images

Тадж-Махал

Внутри стены дворца инкрустированы бирюзой, агатом, малахитом и сердоликом Фото: Getty Images/Zanariah Salam

Тадж-Махал, Индия

Вскоре после завершения строительства, в 1658 году, в Тадж-Махале был похоронен и сам Шах-Джахан Фото: Getty Images/Amir Ghasemi

Тадж-Махал, интерьер, Индия

Ежегодно памятник архитектуры посещают несколько миллионов туристов, в день их число может достигать 10 тыс. человек. Весной 2018-го власти страны заявили, что ограничат время посещения, опасаясь за сохранность здания Фото: depositphotos.com

Тадж-Махал, Индия

Впрочем, страдает древний Тадж-Махал не только от наплыва людей — на стенах появились трещины из-за обмеления протекающей поблизости реки (потенциально оно также может привести к проседанию грунта под зданием), кроме того, из-за загрязнения воздуха они потеряли свой белый цвет Фото: depositphotos.com

Общественная система варнашрама-дхарна

Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии – индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь – Грихастха, последующий уход от мирского – Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением — Санньяса.

Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.

К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.

Ритуалы сикхов

Сикхи не придают большого значения ритуалам и церемониям в целом. Ритуалы и обряды есть в жизни сикхов как форма действия для сплочения людей, ритуалы помогают изучать писания и традиции, способствуют развитию любви среди ближних и братьев.

В ритуалах нет большой необходимости, но иногда они помогают приблизиться к идеалу, и почувствовать его. Главное считают сикхи, чтобы ритуалы и обряды не становились самоцелью, не привязывали к местным традициям, и не уменьшали духовность среди братьев. Каждая душа неповторима, и каждая индивидуальна, и в том случае, когда ритуалы приносят пользу, имеет смысл их применения. Читайте про золотой храм.

Сикхизм могут исповедовать любые люди, это не зависит от пола или происхождения человека, так же от его национальной принадлежности. Каждый может прийти и стать сикхом, пройдя процедуру, аналогичную крещению у христиан, которая называется «Амрит».

Каждый сикх должен при себе всегда иметь пять предметов, так называемые пять «Кеш». Это нетронутые волосы, которые сикхи прячут под чалмой, «(Kesкi)». «Kangsha», это гребешок, с помощью которого поддерживаются волосы. Это «кarа», стальной браслет, «Kachla» -нижнее белье, и Kirpan это короткий меч, спрятанный под накидкой. Этому правилу придерживаются сикхи неукоснительно. Каждый сикх знает, что у другого сикха тоже есть меч, и как говорится сикх – сикха уважает. При этом меч не может быть применен для угроз или насилия.

Еще ода церемония сикхов, это кремация. Тело сжигают, а пепел развеивают над рекой. Душа умершего возвращается к богу и не положено строить никаких памятников и склепов.

Основные религии зародившиеся в Древней Индии

В древней Индии зародилось несколько национальных религий: индуизм (а также предшествующий ему ведизм), джайнизм, буддизм и сикхизм, в том числе все, связанные с ними религиозные школы, течения и традиции. Особенностью этих религий является то, что они обладают схожей системой базовых понятий, методов поклонения и религиозных обычаев, связанных и общим историческим развитием, и взаимным влиянием, это и объединяет все религии древней Индии.

3.1 Ведизм — древнейшая религия Индии кратко

Одна из самых древних религий, возникших в древней Индии, называется ведизм. По сути, ведическая религия — первая религия в Индии, это ранний этап индуизма. Большая часть религиоведов, сходится во мнении что основу религии древней Индии в те далекие времена поставили арийские племена, передвигавшиеся на Восток примерно во втором тысячелетии до нашей эры. Хотя в наше время остается точно неизвестным, откуда именно мигрировали эти племена и где обосновались в последствии. Арии, народ со светлыми волосами и светлыми, синими или голубыми глазами, ассимилировались с локальными, почти чернокожими народностями, и образовали новые племена.

Адепты религии древних ариев обожествляли природные явления, животных, растительным мир, горы, социальные феномены и отдельные события. Не обходилось и без человеческих жертвоприношений. После себя арии оставили Веды — собрания священных гимнов и песен — складывавшихся из 4-х частей. На протяжении многих столетий был наложен запрет на записывание Вед. Систематизацию Вед, а также комментарии к самхитам написал лишь Вьясадев. Три центральные произведения называются: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Четвертая книга «Архартваведа» стала причисляться к священным писаниям позднее

Ведические священные тексты позволяют проследить, как внимание религии древней Индии переходило с природных явления на мир человека и всей общности. Веды и по сей день считаются священными и продолжают влиять на индуистские философские школы и религиозные течения.


Это интересно! Один из особо примечательных отделов Вед называется Веданта (Конец Вед) – богословские тексты, которые описывают сочетание души человека – Атмана, с душой мира – Брахмой. Для финального соединения души человека с душой мира, требуется понять всю информацию, сообщенную в Ведах и исполнить ритуалы.

Считается, что ведизм – древнейшая религия в Индии — большей частью был распространен в Уттаре и Восточном Пенджабе.

3.2. Мировая древнейшая религия, возникшая в Индии

Мировая религия, зародившаяся в Индии – это буддизм. Несмотря на широкое распространения индуизма, а также число последователей превышающем 1 миллиард человек, индуизм остается национальной религией, так как большая часть его исповедующих проживает на территории республики Индии.

3.3. Религия и философия в Индии в Средние века

В южной части Индии в VIII в., и в северной к XII в. происходит «индуистский ренессанс» и индуизм становится доминирующей религией в средневековой Индии. Это популярное вероисповедание не является единой религией, скорее это система религиозных, мифологических, философских, правовых и этических принципов, соединенных с культом трех богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Помимо прочего, индуизм проповедует кастовую систему, как божественную установку. А рождение человека в той или иной касте, зависит от его поступков, плохих и хороших, в прошлой жизни. Другими словами, если вести порочную жизнь, есть не малый шанс в следующей жизни родиться неприкасаемым (представителем низшей касты) или каким-либо мерзким существом.

Феодализм, также упрочил позиции индуизма в Индии. Буддизм, который отвергал кастовое деление, окончательно был вытеснен к XI—XII вв.

С религиозными понятиями были связаны и философские течения в Индии в Средние века. К Х вв. сформировались традиционные брахманские концепции философии: ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта.

Веды

О том, что представляет собой самая старая религия Древней Индии, кратко мы с вами поговорили. Далее разберемся с тем, что такое Веды – ее основополагающее священное писание.

На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно – от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) – «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».

Содержит в себе это произведение мантры и гимны, записанные в стихах и служащие руководством для индийских священнослужителей (правила проведения свадебных, похоронных и других обрядов). Также в ней есть заклинания, предназначенные для лечения людей и выполнения разного рода магических ритуалов. Мифология и религия Древней Индии связаны между собой самым тесным образом. К примеру, в дополнение к Ведам идут Пураны. В них описывается история сотворения вселенной, а также генеалогия индийских царей и героев.

Шиваизм

В основе шиваизма лежит культ Шивы, распространенный в основном в Южной и Восточной Индии. Культ Шивы содержит элементы, восходящие к доарийской древности (власть над животными, поклонение лингаму, практика йоги). Ведийским прообразом Шивы является Рудра, бог грома и грозы. Этот бог наводил ужас и порчу на людей. Одним из эпитетов Рудры был Шива (Благосклонный), употреблявшийся с целью задабривания. Рудра понимался древними ариями как воплощение дикой природы, ее стихийной разрушительной силы; вместе с тем это была сила, на которую можно опереться и к которой можно прибегнуть для защиты.

Шиваизм как культовая система складывается, по всей вероятности, во И-I вв. до н.э. Тогда же появляются скульптурные изображения Шивы, завершается формирование его иконографического облика: развевающиеся волосы с полумесяцем, в которых течет река Ганг, тигровая шкура на бедрах, змеи и ожерелье из черепов на шее, третий лобный глаз, огонь которого испепелил бога любви Каму. Число рук может доходить до десяти. Образ и мифология Шивы в основных чертах формируется в «Махабхарате». В целом этот образ многолик и противоречив. Одним из важнейших атрибутов Шивы является лингам, ставший в шиваизме главным объектом поклонения. В храмах число каменных лингамов достигает иногда нескольких сотен. Сочетание лингама и йони (мужского и женского начала) — также типичная композиция в шиваитских святилищах.

Шива — примерный семьянин. Его жена Парвати — дочь царя Гималаев, сыновья — Ганеша с головой слона и Сканда — предводитель войска богов. В развитии шиваизма жена Шивы олицетворяет собой женскую ипостась энергии бога — шакти, на основе которой возник особый культ — шактизм. Воплощением этой энергии стали также многочисленные богини плодородия, наиболее популярные из которых — Дурга и Кали. Шакти — это духовная энергия, которая проявляется при особых обстоятельствах, она тесно сплетена с мужской животворящей силой Шивы.

Большую роль в жизни индусов играют брахманы или священники. Их авторитет беспрекословен. Они занимаются отправлением культа, ухаживают за храмом, занимаются теоретической работой. Однако наряду с брахманами существуют и колдуны, особенно в сельской местности. Широко распространено произнесение мантр (молитв), которым приписывается сверхъестественная сила.

Особое своеобразие придают индуизму многочисленные праздники и обряды, в которых принимает участие огромное количество людей. Это могут быть массовые паломничества к святым местам или грандиозные ритуально-драматические действия, связанные с популярными древнеиндийскими героями, праздник светильников, зажигаемых в честь богини Лакшми, праздники в честь богини Сарасвати и многие другие.

Существует множество семейных праздников и обрядов: свадьба, рождение сына, вручение юноше шнура для «дважды рожденных», похороны. В Индии существуют священные места, где сжигают умерших, а обгорелые останки топят в реке. Десять дней семья носит траур — кусок белой ткани или белые одежды. Долгое время в Индии практиковался обычай сати, согласно которому вдова должна взойти на погребальный костер мужа, чтобы тоже сгореть. Если она этого не делала, это считалось позором не только для нее, но и для всей семьи. С этим обычаем в Индии долгие годы велась борьба. До сих пор здесь большую роль играет кастовая система, определяющая жизнь и судьбу человека.

Философия

Религия

Брахманизм

Касты в брахманизме

На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Из уст Пурушу возникла высшая каста — брахманы (жрецы, знатоки священных текстов), из плеч — кшатрии (воины и правители), из бедер — вайшьи (земледельцы, торговцы), из ступней — шудры (слуги, зависимые люди). Существовала и еще более низкая прослойка, называемая неприкасаемыми. Члены первых трех каст, считавшихся высшими, по достижении зрелости проходили обряд посвящения и назывались «дваждырожденными». Применительно к ним формируется учение об обязанностях человека в разные периоды жизни (варна-ашрама-дхарма). В детском возрасте человек ведет жизнь ученика, потом должен вступить в брак и стать примерным домохозяином; вырастив детей, он должен покинуть дом и вести жизнь монаха, отшельника-санньясина. В брахманизме формируется понятие о Брахмане — безличном Абсолюте, сущности, основе и причине мира, а также Атмане — индивидуальном, духовном начале в человеке, его сокровенной сути, тождественной Брахману и стремящейся к слиянию с ним. Постепенно возникает идея о круговращении бытия — сансаре, о перерождениях — инкарнациях индивидуальной души во все новые телесные оболочки, о карме — законе, определяющем следующее рождение, о мокше — идеале, к которому должна стремиться каждая душа, заключающемся в избавлении от перерождений и воплощений.

Однако в брахманизме было слишком жесткое кастовое разделение, при котором религиозными, мистическими проблемами могли заниматься только представители высшей касты — брахманы. В связи с этим, а также в результате дальнейшего развития общества появляются религиозные направления, которые провозглашают более демократические порядки и находятся в оппозиции к официальному брахманизму. К таким направлениям прежде всего относились джайнизм и буддизм. Но буддизм скоро был вытеснен за пределы Индии и стал мировой религией, а джайнизм в силу своих особенностей никогда не получал широкого распространения и остался религией национальной, не слишком популярной, но очень влиятельной.

Еда

Многие индийцы являются вегетарианцами, что определяет их питание. В основном они питаются рисом, лепешками и овощами. Также используются фрукты, орехи, бобовые. Несмотря на это, еда очень разнообразна и питательна. Индийцы применяют множество специй, пряностей, что придает блюдам специфический вкус и аромат. В индийской кухне очень популярны соусы с разнообразными вкусами (острые, сладкие, кисло-сладкие). Популярными блюдами являются:

  1. Сабджи — овощное рагу.
  2. Чапати — лепешки из пшеничной или кукурузной муки.
  3. Дал — густая похлебка с добавлением пряностей на основе бобовых.
  4. Бирьяни — плов.
  5. Джалеби — десерт наподобие хвороста.

Пьют индийцы фруктовые соки, молокопродукты, шербет, чай. Существует много рецептов чая, его готовят с пряностями, молоком, специями.

Положения сикхизма


Религия сикхов учит братским отношениям между людьми на земле, какой расы и пола они бы не были.

Следует любить друг друга, относится друг к другу с уважением и вниманием, так как в принципе ничего другого нам, людям не остается. Отравляя себя злостью и ненавистью, завистью и тщеславием, мы сами погружаем себя в зыбкую трясину перерождений, полную страданий – считают сикхи

Природа с ее законами создана богом, и человек может либо следовать, либо не следовать законам природы и законам Бога. Никто не принуждает нас насильно, к каким ни было действиям, человек, обладая собственной волей свободен в выборе своих поступков, хорошие и плохие дела, и мысли все во власти у самого человека. Однако, открывшись Богу, маленькая крупинка которого есть в каждом человеке, обнаружишь что только в любви и есть смысл этой жизни, все остальное приходит и уходит не оставляя в конечном счете ничего, считают сикхи. Человек как рыба в реке может плыть по течению, а может плыть и против него, однако против естественных законов выйти нельзя, как рыба не может покинуть реки, так и человек не сможет идти против законов Бога, говорят сикхи

Если ты сикх ищи, то, что дал тебе Бог – Любовь и Веру. Уважай свободу других, будь свободен сам. Проявляй любовь в каждом повседневном деле, в каждом мгновении, в каждом помысле, потому что в этом и выражается настоящая природа и человека и Бога.

Сикхи всегда стараются жить в радости, надежде и с улыбкой на лице.

В сикхской религии много похожего на религию евреев, но сами сикхи не признают родство своей религии с еврейской религией.

Бог сикхов не провозглашает неравенства рас и неравенства в кастах, никого не наказывает и не кого никуда не водит. Сикхский бог не проявляется в виде «голоса с неба или знамений пророкам. Бог не требует для себя войны «глаз за глаз», не накладывает на свой народ большое количество обязательств, как в традиции евреев. Сикхи не разделяют людей на своих и чужих, а относятся ко всем как к братьям.

Сикхи говорят, что нужно считаться со свободой и волей остальных людей, и не в коем случае не манипулировать другими людьми. Страх перед смертью, это очень сильное чувство, с помощью которого учителя других религий пытаются зацепить людей на крючок. Одни предлагают спасение, пугая раем или адом после жизни, другие предлагают хорошие перерождения в следующей жизни. Однако что стоит за порогом смерти не может знать никто, и поэтому пугать людей смертью, а тем более играть этим обстоятельством себе на корысть «большой грех», учит религия сикхов.

Развивай в себе внутреннюю уверенность, данную богом, потому что в трудной ситуации, когда нужно мгновенно сориентироваться, никакие знания не помогут, решение принимается мгновенным импульсом – учат индусы. Когда сикхи молятся, они просят у бога участи, которая подобна собаке, не бездомной собаке, а собаке у которой есть хороший и справедливый хозяин, которая сможет служить своему хозяину верой и правдой.

КАСТОВОЕ ОБЩЕСТВО

Каждый индуист принадлежит от рождения к определенной касте и не может поменять свою кастовую принадлежность. Жену он должен взять из своей же касты; род его занятий также будет традиционным для этой касты. Все касты занимают определенное место в кастовой иерархии. Верхнюю ступень этой лестницы обычно занимают касты священнослужителей, брахманов, ниже располагаются касты торговцев, земледельцев, ремесленников и слуг.

В одном из позднейших гимнов Ригведы, наиболее чтимой из священных книг индуизм, описано возникновение четырех основных социальных классов (варн): при сотворении мира в жертву богам был принесен первочеловек, при этом из головы расчлененного тела появились священнослужители и духовные учителя (брахманы), из рук – воины (кшатрии),из торса – купцы, земледельцы и ремесленники (вайшьи), а из ступней – люди низшего сословия (шудры). Вероятно, эта четырехступенчатая система не отражает подлинной структуры индуистского общества ни на одном отрезке его истории. Вполне возможно, что систему выдумали брахманы много веков назад для укрепления своего положения в кастовой иерархии. Священные тексты утверждают, что варна человека определяется его кармой, точно так же большинство индуистов в соответствии с этим считают, что положение человека в кастовой иерархии непосредственно зависит от его поведения в предыдущих жизнях. Если человек добросовестно выполняет долг, предписываемый ему его кастой (джати-дхарма), то в следующей жизни он может улучшить свое положение и стать членом более высокой касты.

Жизнь членов высших каст, согласно предписаниям индуизма, подразделяется на четыре стадии. Первая начинается с достижения половой зрелости, когда мальчик начинает изучать священные тексты под руководством гуру. На второй стадии он женится, становится главой семьи и производит на свет сыновей. Примерно ко времени появления внуков мужчина вступает в следующую фазу – уходит в леса, ведет жизнь отшельника, оставляя общество ради созерцания и медитации. Наконец, он делается санньясином, бездомным странником, живущим на подаяния, свободным ото всех уз мира. В действительности мало кто следует этим предписаниям, однако случается, что состоятельные люди, достигнув середины жизни, удаляются от дел и оставшиеся годы проводят в медитации.

Взаимодействие с западной культурой

Для европейцев культура и религия Древней Индии долгое время оставались тайной за семью печатями. Начало взаимодействию двух этих совершенно разных миров было положено лишь в конце позапрошлого века. Свой неоценимый вклад в этот процесс внесли такие знаменитости, как Е. Блаватская, Николай и Елена Рерихи и другие.

Сегодня широко известно одно из предсказаний Ванги, касающееся Индии. Знаменитая прорицательница считала, что скоро в мир вернется самое древнее учение. И придет оно именно из Индии. О нем напишут новые книги, и распространится оно по всей Земле.


Кто знает, возможно, основой будущих новых верований действительно станет древняя религия Индии. «Огненная библия», как предсказывает Ванга, «точно белым цветом укроет Землю», благодаря чему люди спасутся. Может быть, речь идет даже и об известном произведении, написанном Рерихами – Агни-Йоге. «Агни» в переводе значит «Огонь».

Веды

О том, что представляет собой самая старая религия Древней Индии, кратко мы с вами поговорили. Далее разберемся с тем, что такое Веды — ее основополагающее священное писание.

На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно — от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) — «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».

Содержит в себе это произведение мантры и гимны, записанные в стихах и служащие руководством для индийских священнослужителей (правила проведения свадебных, похоронных и других обрядов). Также в ней есть заклинания, предназначенные для лечения людей и выполнения разного рода магических ритуалов. Мифология и религия Древней Индии связаны между собой самым тесным образом. К примеру, в дополнение к Ведам идут Пураны. В них описывается история сотворения вселенной, а также генеалогия индийских царей и героев.

Общественная система варнашрама-дхарна

Таким образом, еще одна древнейшая религия Древней Индии — индуизм, стала наследницей многих традиций и обрядов предыдущих верований. В частности деление индийского общества на варны возникло еще во времена ведизма. Кроме четырех социальных групп (брахманы, кштарии, вайшьи и шудры), согласно этой религии, существует четыре уклада духовной жизни человека. Стадия обучения называется Брахмачарья, социальная и семейная жизнь — Грихастха, последующий уход от мирского — Ванапрастха и завершающий этап жизни с окончательным просветлением — Санньяса.

Кто бы ни создал варнашраму-дхарну, подобный упорядоченный уклад жизни сохраняется в мире до сих пор. В любой стране имеются священнослужители (брахманы), администраторы и военные (кштарии), бизнесмены (вайшьи) и рабочие (шудры). Подобное деление позволяет упорядочить общественную жизнь и создать для людей максимально удобные условия существования с возможностью развиваться и самосовершенствоваться.

К сожалению, в самой Индии варнашрама-дхарна к нашему времени сильно деградировала. То жесткое деление на касты (причем в зависимости от рождения), которое существует здесь сегодня, противоречит основной концепции этого учения о необходимости духовного роста человека.

Первые контакты с европейскими христианами

В IX веке Альфред Великий, первый король Англии, дал обет, что в случае победы над викингами отправит богатые дары к дальним христианским святыням. В том числе и к месту упокоения апостола Фомы. И англосаксы, добравшиеся с этой целью до побережья Индии, нашли здесь вполне процветающую и уважаемую общину местных христиан. Их сообщения вошли в Англосаксонские хроники. Насрани также упоминаются Марко Поло в его «Книге чудес света» (конец XIII в.). Великий путешественник сообщает о том, что посетил в Индии гробницу апостола Фомы. Примерно к этому же времени относится свидетельство неутомимого францисканского миссионера Джованни Монтекорвино, который посетил «страну апостола Фомы» и обратил в христианство около сотни индийцев. Чуть позже в Индии появились французские католические миссионеры. Проповедь Иордануса Каталани, в будущем первого католического епископа Индии, имела огромный успех. С его именем связывают оживление религиозной жизни местных христиан и обращение ко Христу тысяч индийцев.

Первые христиане Индии

Общепризнанный факт: христианство попало в Индию задолго до того, как распространилось по территории большинства европейских стран. Однако вопрос о том, кто принес сюда Благую весть, многие считают открытым.

Предание связывает появление первых христиан в Индии с апостолом Фомой. Считается, что апостолы распределили территории для проповеди с помощью жребия, и Индия выпала именно Фоме. В 52 году он прибыл в Кодунгаллур на малабарском берегу (сейчас это штат Керала), проповедовал там и основал несколько христианских общин. По этой версии апостол закончил свою земную жизнь мученически — был убит брахманом (представителем высшего слоя индуистского общества, возможно, священнослужителем) и погребен на месте нынешнего католического собора святого Фомы в Мадрасе.

Святитель Димитрий Ростовский, который также связывает его миссию с территорией Индии, предлагает более конкретную версию мученической кончины апостола: Фома был убит местным правителем Муздием за то, что его проповедь внесла в раздор в царскую семью: жена Муздия отказалась от супружеского общения со своим мужем. Как бы то ни было, христиане апостола Фомы верят, что именно он был первым проповедником Евангелия в Индии. Кстати, второе их название — «насрани» — предположительно происходит от слова «ноцрим» («которые из Назарета» на иврите, по родному городу Иисуса Христа). На Ближнем Востоке это слово применялось для обозначения христиан.

У древних историков и таких церковных писателей, как Григорий Богослов и Иероним Стридонский, сомнений в том, что первым проповедником христианства в Индии был апостол Фома, не было. А вот современные историки связывают появление христианства в Индии с именем другого Фомы — Канского (на языке малаялам — Кнай Томман). Этот торговец из Эдессы по благословению Патриарха Антиохийского в середине IV века отправился в морское путешествие с 72 христианскими семьями и епископом Иосифом и высадился на малабарском побережье, спасаясь от преследований персидского царя Шапура II, проводившего антихристианскую политику.

Исследователи считают, что этого человека «спутали» с апостолом Фомой, и результатом этой путаницы стало особое отношение к последнему со стороны индийских христиан. А этот временной разрыв в 300 лет между деятельностью апостола Фомы и Фомы Канского дает повод говорить о том, что ни одна церковь в Индии не может считать себя прямой наследницей апостола, ведь все это время в ней не было священства.Так или иначе, к моменту первых контактов с европейскими христианами и Великих географических открытий христианские общины Индии пребывали в каноническом единстве с Сирийской церковью уже почти тысячу лет.

Альфред Великий


С этим читают