Какая религия в корее?

Официальный статус

В соответствии с Конституцией КНДР, «Гражданам гарантируется свобода совести» (глава 5, статья 68). В соответствии с ней, все верующие должны пользоваться равными со всеми другими гражданами правами в социально-политической области. В стране действует Совет корейских верующих — общерелигиозная организация, защищающая свободу вероисповедания и демократические права всех верующих. Председатель ЦК Корейской христианской федерации Кан Ен Соб, председатель ЦК партии молодых друзей Чхондоге Кореи Рю Ми Ен и другие верующие являются депутатами Верховного Народного Собрания и местных народных собраний.

В Северной Корее существует культ личности «Великого вождя» Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира. Их портреты находятся повсеместно на улицах, в школах, офисах и домах. Идеологическое учение этих двух человек является основой школьного обучения.

Этот культ личности вместе с идеологией чучхе («опора на собственные силы») потеснил традиционные религиозные верования корейцев КНДР. Согласно докладам западных правозащитников, де-факто правительство Северной Кореи не обеспечивает гражданскому обществу свободу вероисповеданий, создавая лишь её иллюзию поддержкой нескольких религиозных групп.

По итогам исследования международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2015 год, КНДР занимает в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан.

Другие религии

Ислам


Минареты центральной мечети Сеула.

Появление ислама на территории современной Кореи связывают с именами турецких имамов — Абдуррахмана, Абдульгафура Караисмаилоглу и Зубейра Коча, которые участвовали в составе турецкой армии от миссии ООН в Корейской войне 1950-53 годов. Палаточные мечети изначально предназначались для турецких солдат, но стали одновременно и просветительскими религиозными центрами для корейцев.

Благодаря гуманитарной миссии турки оставили очень хорошее впечатление среди местного населения. После окончания войны в Корее сформировалась немногочисленная, но активная умма, и в сентябре 1955 года здесь появилось Корейское исламское общество для дальнейшего обучения и распространения религии. Посещавшие мечети в военных лагерях корейцы принимали ислам большими группами: после впечатляющей лекции имама Караисмаилоглу сразу 57 корейцев засвидетельствовали свою веру, а год спустя, при открытии временной мечети в военном лагере Сеула, 58 человек произнесли шахаду. К середине 1957 года количество мусульман-корейцев возросло уже до 208 человек.

В 1967 г. была официально зарегистрирована Корейская Исламская Организация, которая стала представлять интересы мусульман страны. Чтобы понять упорство корейских мусульман в деле распространения религии, достаточно ознакомиться с принципами давата, утверждёнными Корейской Исламской Организацией. Так, каждый верующий ежемесячно должен был привести с собой трёх человек на намаз, активно посещать дома друзей-немусульман, заниматься распространением информации об исламе и изучать арабский язык.

Мусульманское сообщество Кореи налаживало контакты с братьями по вере в Малайзии и Пакистане; последние старались помогать в образовательном и материальном аспектах. Дальнейшее распространение ислама в стране получило новый толчок в связи с развитием корейско-арабских отношений, когда в 1970-х годах корейские строительные фирмы начали работать на Ближнем Востоке. Более миллиона рабочих уехали на заработки в арабские страны, многие из них приняли ислам и, вернувшись на родину, пополнили ряды коренных мусульман. Венцом сотрудничества стало строительство долгожданной мечети в Сеуле в 1976-м, а два года спустя первая группа корейских мусульман численностью в 132 человека совершила хадж в Мекку.

Сейчас в Корее уже около 150 тысяч мусульман, из них около 40 тысяч корейцев. Люди, исповедующие ислам, — часть общества: о них говорят в СМИ, о них спорят в интернет-блогах. В Корею приезжают учиться студенты из Малайзии, Саудовской Аравии; здесь работают выходцы из Пакистана, Индонезии и Узбекистана. В начале нового тысячелетия, несмотря на множество дискредитирующих мусульман событий — взрыв башен-близнецов в Нью-Йорке, захват в заложники корейских миссионеров в Афганистане, война в Ираке и т. д., — отношение к мусульманам в Корее осталось достаточно нейтральным, а умма стабильно растёт. Корейцы приходят в ислам благодаря знакомству и общению с верующими, а также любознательности и интересу к арабской культуре. В 2004 году 37 корейских военнослужащих в Ираке объявили о принятии ислама. Сегодня мусульман Южной Кореи представляет Федерация мусульман Кореи.

Индуизм

Ортодоксальный индуизм исповедуется небольшим индийским сообществом. Однако многие индуистские традиции, такие как йога и философия Веданты широко распространены. Также распространён вишнуизм, в частности Сознание Кришны.

Иудаизм

Еврейское присутствие в Южной Корее усилилось после начала Корейской войны в 1950 году, когда в страну прибыло много солдат-евреев, а также капеллан Хаим Поток. Сегодня еврейское сообщество в Корее весьма невелико и ограничено районом Сеула и пригородов. Корейцев-иудеев также очень мало.

Традиционные религии

Основная статья: Религия Кореи

Религия в Северной Корее
Атеисты    64,31 %
Шаманизм    16 %
Неоконфуцианство    13,50 %
Буддисты    4,50 %
Христиане    1,69 %
Религия в КНДР

Традиционные религии КНДР схожи с традиционными религиями Южной Кореи, так как до 1945 года обе эти страны составляли единое целое. Большая часть населения исповедовала буддизм и конфуцианство, также было значительное количество христиан и последователей Чхондогё (религия «Небесного пути»). Из религиозных сооружений главными являются Чанчхунский христианский храм в Пхеньяне, Понсуская и Чильгорская церкви, буддийский храм Кванбоб в Пхеньяне, буддийские храмы Рентхон (в Кэсоне) и Похен (на горе Мёхян). В них регулярно исполняются религиозные обряды.

Буддизм

Официальные источники КНДР говорят о 10 тысячах последователей буддизма в стране. Буддизм исповедуется под контролем официальной Корейской буддистской федерации. По всей стране разбросано около 300 буддистских храмов, однако подавляющее большинство из них расценивается только как исторические и архитектурные памятники. В стране существует институт буддизма с трёхлетним курсом обучения.

Христианство

Основная статья: Христианство в КНДР

Протестантская церковь в Sorae (сейчас Ryongyon County, Хванхэ-Намдо) в 1895.

Собор Чханчхун — кафедральный собор Епархии Пхеньяна.

Северокорейское правительство рассматривает христианство (особенно протестантизм) как американское влияние и борется с его распространением. И для этих опасений есть основания: так, 27 октября 2015 г. телекомпания CNN сообщила об использовании американскими спецслужбами сотрудников христианской благотворительной организации Humanitarian International Services Group (HISG) для доставки в КНДР радиомаяков и другого шпионского оборудования. При этом северокорейские власти идут на контакт с южнокорейскими католиками, выступающими за объединение полуострова. Так, 28 октября 2015 г. КНДР посетила католическая делегация в составе 12 южнокорейских священников из Ассоциации католических священников за справедливость, которые провели совместное богослужение с северокорейскими коллегами.

В Пхеньяне расположены четыре христианские церкви. Одна из них (собор Чханчхун) официально является католической, хотя священника в ней нет, две являются протестантскими. В 2003 году была построена православная церковь; она была готова в 2006. В стране действует под наблюдением государственных органов православная организация «Православный комитет КНДР».

Христианство в Северной Корее официально представлено Корейской христианской федерацией, государственным органом, ответственным за контакты с религиозными организациями за границей.

Чхондогё

Религия Чхондогё («Небесный путь») возникла во время движения Тонхак в XIX веке. Она сочетает элементы, присущие буддизму, шаманизму, конфуцианству, даосизму и христианству. В парламенте КНДР существует Партия молодых друзей небесного пути из членов этой секты.

Буддизм

Эта религия в Корее имеет особенности. Большая часть верующих объединилась в орден Чогё, который появился почти тысячу лет назад на базе чань-буддийских направлений. Это сообщество выпускает издания, а также имеет университет в столице. В 1994 г. течение объединяло почти 2 тысячи храмов, 10 тысяч священнослужителей. Орден Чогё считается традиционной и официальной буддийской общиной.

Это также основная религия Кореи, которая особенно развита в восточных регионах – Йонамме и Канвондо. Здесь приверженцы буддизма составляют половину местных верующих. Действуют школы буддизма, в том числе школа Сон. Для распространения веры общины создают в городах свои центры. Программы включают принципы проведения церемоний, изучение медитации и сутр, понимание Дхармы. В центрах осуществляются ночные и дневные медитации, ведется благотворительная деятельность.

Часть корейцев не называют себя буддистами, но придерживаются соответствующих взглядов. Многие из тех, кто выбирает это верование, не всегда серьезно относятся к предписаниям буддизма и редко заглядывают в храмы. Однако почти все жители страны участвуют в празднике Дня рождения Будды, который отмечается в мае.


Накануне проводятся своеобразные субботники, которые организовывают храмы. Участники праздника создают многочисленные бумажные фонарики в виде лотоса. Уже за месяц до Дня рождения Будды их развешивают повсюду – не только в храмах, но и на улицах. Проводится торжественное шествие и народное гуляние у храма Чогеса.

Конфуцианство

Долгое время главную роль играло конфуцианство, которое находило отклик у народа. Религиозное направление дало новый толчок культу предков. Это идеологическая система сильно отражена в сознании местных жителей. Ее отголоски видны в многочисленных мероприятиях, в традициях и стиле жизни. В стране есть более 200 хянге – так называются конфуцианские академии со святилищами. В их стенах обучают традиционным ценностям и манерам. Также здесь пытаются объединить конфуцианские идеалы с задачами, которые выдвигает современный мир. Конфуцианское учение потеряло свою роль, но образ мышления остался.

  • Корейцы почтительно относятся к преклонному возрасту.
  • Уважают образование и самосовершенствование.
  • Придерживаются социальной иерархии.
  • Идеализируют прошлое.

Конфуцианской церкви не существует, но действуют организации. Проводятся памятные церемонии и ритуалы, направленные на поминовение предков. Если говорить о том, какая религия в Корее наиболее повлияла на образ жизни, это будет прежде всего конфуцианство.

Буддизм

Основная статья: Буддизм в Корее

Здание Samgwangsa (храм, построенный в 1969 году) в Пусане

Алтарь женского бодхисаттвы в Геямсе, уезд Пусан, Чолла-Пукто

Трёхэтажная каменная пагода Пунхванса в Кёнджу, Кёнсан-Пукто

Позиции буддизма более сильны в более консервативных восточных районах страны, таких как Йоннам и Канвондо, где его приверженцы составляют более половины всех верующих. Существует большое число различных школ корейского буддизма, включая школу Сон. Однако, большая часть буддистских храмов Кореи являются частью монашеского ордена Чоге. Многие последователи буддизма сочетают буддистские верования с шаманизмом.

Превалирующее течение буддизма в Южной Корее — орден Чоге, тесно связанный со школой Сон. Большая часть наиболее древних и известных храмов, таких как Пульгукса и Помоса, принадлежат этому ордену. Его штаб-квартира находится в Сеуле, в храме Чогеса.

Сопротивление


После того как в 1910 году Корея стала колонией Японии, с христианством случилась еще одна важная и очень полезная для его последующего успеха метаморфоза. Оно стало восприниматься не только как религия прогресса, но и как национальная корейская религия, как важная составляющая идеологии антиколониального протеста. Немалую роль тут сыграло, конечно, то обстоятельство, что Корея была колонизована нехристианской (и даже отчасти антихристианской) Японией. Японская колониальная администрация относилась к христианству, особенно к иностранным миссионерам, с подозрением, не без некоторых оснований полагая их агентами западного влияния, и даже в меру сил пыталась насаждать в Корее синтоизм. Христиане демонстративно отказывались участвовать в синтоистских обрядах, в том числе в обрядах поклонения императору, считая их идолопоклонством. Результатом для лидеров христианских общин становились тюремные сроки, но также репутация бесстрашных защитников национального достоинства. 

В конце концов, христиане едва ли не преобладали среди лидеров антиколониального движения. Убежденным христианином, в частности, был Ли Сын Ман, будущий основатель южнокорейского государства. Многие видные корейские коммунисты первого поколения тоже вышли из христианских семей. Сам Ким Ир Сен родился в семье видных христианских активистов и, по его собственным словам, немало скучал, когда бабушка водила его в церковь. Кстати, до 1945 года главным центром корейского христианства был Пхеньян, треть населения которого составляли протестанты. 

В 1919 году в Корее вспыхнуло антияпонское восстание, и среди всех арестованных 22% были христиане (в основном протестанты). Иначе говоря, уже тогда среди активистов движения за независимость христиан было примерно в 15 раз больше, чем среди населения в целом. 

Восстановление независимости в 1945–1948 годах означало приход к власти новой элиты, которая состояла частично из технократов, а частично из лидеров национально-освободительного движения. И среди тех, и среди других христиан было куда больше, чем среди всего населения страны. Больше половины членов первого корейского кабинета министров были христианами, а Ли Сын Ман даже пытался сделать молитву обязательным ритуалом в корейском парламенте. В 1952–1962 годах христиан среди южнокорейской элиты (высшее чиновничество и армейский генералитет) был 41%, в то время как в начале 1960-х доля христиан в общей численности населения составляла лишь 5,3%. 

Христианство

Католические миссионеры не посещали Корею до . За десять лет до этой даты из Пекина вернулась миссия корейцев-христиан, проходивших там обучение. Однако записи иезуитского миссионера Матео Риччи, который жил при императорском дворе Пекина, появились в Корее в XVII веке. К середине XIX века в стране было около 17 500 католиков. В то время государство всеми силами боролось с ними, гонения продолжались до 1884 года.

Протестантские миссионеры попали в Корею в 1880-х годах и, наряду с католическими священниками, сумели обратить в христианскую веру значительное число корейцев. Методистская и пресвитерианская миссии были особенно успешными. Им удалось основать церкви, школы и университеты, дома приюта в Корее. Они играли важную роль в модернизации страны.

Большое количество христиан жило на севере страны, где влияние конфуцианства было не столь сильным. До 1948 года Пхеньян был крупнейшим центром христианства Кореи. Примерно одна шестая часть всего населения Пхеньяна, или 300 тысяч человек, была крещена. После установления коммунистического режима на севере, большая часть христиан была вынуждена уехать в Южную Корею.

Православие пришло в Корею из России в конце XIX века и насчитывает на сегодняшний день порядка 3000 православных.

Христианство

Основная религия Кореи – христианство, и это становится сюрпризом для многих гостей страны. Корейскую столицу называют городом «сорока сороков церквей», но их здесь более 1600. В темноте кресты подсвечивают, поэтому пейзаж спящего Сеула впечатляет. Еще в XVIII веке это направление почти отсутствовало, но позже корейские аристократы обратились к католической литературе, которую привозили из Китая.

В конце XIX столетия община уже объединяла 10 тыс. человек. Тогда же в страну проник протестантизм – из США. Именно протестанты сделали перевод Библии на корейский язык. Силу христианство набрало в 70-80-х гг. прошлого века, и уже в 90-х обогнало буддизм. Быстрое развитие этой религии в Корее связывают с удачным наложением на традиционный шаманизм. В наши дни христианство включает три основных направления.

Православие

Наименее развито православие – на 2011 г. количество последователей направления составило около 0,005% жителей. Из православных церквей представлены:

  • Корейская духовная миссия (относится к Русской православной церкви).
  • Константинопольский Патриархат – представлен Корейской митрополией.

Прихожане в основном представлены православными, которые приехали в страну на заработки. Также сюда относятся россиянки, вышедшие замуж за местных мужчин. Службы посещают и корейцы, которые вернулись на историческую родину из России и стран СНГ.

Католицизм

Католики составляют относительно небольшую часть населения – 11%. Однако на деле лишь 23% из них посещают св. Мессу каждое воскресенье. Сегодня в стране есть 16 церковных округов, примерно 1,6 тысяч церковных приходов и более 800 пасторских центров. Самыми знаменитыми считаются соборы:

  • Консэри (г.Асан).
  • Чондон (г.Чончжу).
  • Кэсандон (г. Тэгу).
  • Мендонский католический собор в столице.

Протестантизм

Протестантизм получил распространение в конце правления династии Чосон, опираясь на учебные заведения и больницы. До сих пор существует много больниц, школ и институтов, проповедующих христианство. Сегодня в Южной Корее религия развита. Создается впечатление, что протестантские церкви соревнуются между собой по месту расположения и красоте убранства. Некоторые из них расположены даже на небоскребах. Количество протестантов составляет около 18%.

Тонкий баланс

Впрочем, христианство не оставалось религией элиты. После Корейской войны оно пошло в массы и за два-три десятилетия стало главной силой, определяющей корейский религиозный ландшафт. Немалую роль тут сыграла активная деятельность американских проповедников, а также косвенная поддержка властей, шире говоря, элиты, к тому времени в основном христианской. Многим было памятно и единство, которое христиане продемонстрировали в годы Корейской войны. В 1950–1955 годах в огромных лагерях беженцев именно христианские церкви часто становились главными центрами самоорганизации и самоуправления. Наконец, сыграло свою роль и окончательно закрепившееся к тому времени восприятие христианства как религии прогресса и развития — тогда мало кто из корейцев сомневался, что только экономический рост и технический прогресс могут решить проблемы страны. 

Массовая евангелизация привела к тому, что доля христиан в населении Южной Кореи выросла с 5,3% в 1962 году до 12,8% в 1972-м. А в 1984 году достигла 23%. С тех пор рост числа христиан замедлился, возможно, потому, что все, кто в принципе был склонен к религиозной активности, были к тому времени уже охвачены миссионерскими усилиями. 

Кстати, недавно скончавшийся Мун Сон Мен, основатель пресловутой Церкви Объединения, в самой Корее известен мало и воспринимается скорее как фигура одиозная и одновременно курьезная. В корейском протестантизме доминируют куда менее экзотические направления — баптисты, пресвитериане, методисты. При этом религиозное влияние христианства не означает, что оно является заметной политической силой. Во-первых, при всех прохристианских симпатиях южнокорейской элиты Корея — светское государство. Во-вторых, корейский протестантизм разобщен, он состоит из множества направлений, групп и церквей, которые не слишком склонны к совместным политическим демаршам. Хотя большинству корейских протестантов свойственны умеренно правые взгляды и симпатии к США, среди христианских лидеров есть немало политических активистов самого разного толка. Однако в целом на политику как таковую христианская община Кореи влияет мало. 

Андрей Ланьков, Эксперт

Христианство

Основная статья: Христианство в Корее

Католические миссионеры не посещали Корею до . За десять лет до этой даты из Пекина вернулась миссия корейцев-христиан, проходивших там обучение. Однако записи иезуитского миссионера Матео Риччи, который жил при императорском дворе Пекина, появились в Корее в XVII веке. К середине XIX века в стране было около 17 500 католиков. В то время государство всеми силами боролось с ними, гонения продолжались до 1884 года.

Протестантские миссионеры попали в Корею в 1880-х годах и, наряду с католическими священниками, сумели обратить в христианскую веру значительное число корейцев. Методистская и пресвитерианская миссии были особенно успешными. Им удалось основать церкви, школы и университеты, дома приюта в Корее. Они играли важную роль в модернизации страны.

Большое количество христиан жило на севере страны, где влияние конфуцианства было не столь сильным. До 1948 года Пхеньян был крупнейшим центром христианства Кореи. Примерно одна шестая часть всего населения Пхеньяна, или 300 тысяч человек, была крещена. После установления коммунистического режима на севере, большая часть христиан была вынуждена уехать в Южную Корею.

Православие пришло в Корею из России в конце XIX века и насчитывает на сегодняшний день порядка 3000 православных.


С этим читают