Основные религии мира

Содержание

Язычество как течение дохристианской эпохи

Религиозное верование восточных славян схоже с течениями и убеждениями других древних народов. Как и многие племена, славяне выживали только лишь с помощью земледелия, охоты и рыбалки. Их урожай, добыча, прокорм домашних животных всецело зависел от природы, на которую люди не смогли подействовать самостоятельно. Чтобы в их жизни было изобилие всего необходимого для успешной деятельности, они стали обращаться к духам. Древние славяне верили, что их защищают боги, и именно по этой причине нужно их оберегать, радовать и благодарить.


Восточнославянские племена были язычниками, и они придерживались простой истины: религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность, что их окружают сущности, превосходящие земных жителей по силе и уму. Именно так в язычестве стали рождаться божества. Например, у Велеса просили защитить скот от хищников, Ярило — подарить солнечный свет и тепло, Перуна — помиловать их и не карать молниями. Славянские народы верили, что все вокруг населено духами, которые могут и разгневаться. Поэтому у них стали появляться традиции: весной приветствовать Рода и просить у него подарить жизнь всему живому, а заходя в лес, людям необходимо было получить благословение у лешего.

Можно отметить удивительное течение язычества. Постепенно люди переходили к единобожию, считая, что у людей не может быть несколько покровителей. На сегодняшний день язычество не является основным религиозным верованием, но то мировоззрение и мироощущение, которому поклонялись наши предки, дошло до нашего поколения. Мы по-прежнему отмечаем языческие праздники, например, Масленицу или день Ивана Купалы.

Таблица

Религия Священные тексты Язык(и) Объект поклонения Философия религии Первые упоминания Географические регионы
Шумеро-аккадская религия «Энки и Нинмах», Энума элиш, Эпос о Гильгамеше Аккадский язык, Шумерский язык Анум (отец богов), Энлиль (бог воздуха), Энки (сотворил людей из глины), Зиусудра, Ашшур IV тыс. до н. э. Месопотамия
Западносемитская религия Угаритский язык, Семитские языки Илу (отец богов и людей), Баал, Йаву, Сим IV тыс. до н. э.
Праиндоиранская религия Ригведа, Авеста Авестийский, Санскрит Одновременное поклонение ведическим и др. богам Индия, Иран

Зороастризм

Авеста Авестийский Ахура Мазда, Зороастр Философия зороастризма, дуализм (Добрый Бог, Злой Бог) X-VIII вв. до н. э. Большой Иран
Праиндоевропейская религия Праиндоевропейский язык Общие индоевропейские боги Более 6000 лет назад Индоевропа
Ведийская религия Веды Санскрит , Брахман См. индуизм, следующую стадию развития ведизма и брахманизма Пакистан, Индия

Индуизм

Веды, Дхармашастры Санскрит 10 Аватар Вишну (Кришна, Рама и др.), Шива, Шакти, и др. Индийская философия (Веданта), карма, реинкарнация, вегетарианство, Генотеизм Около 1500-1000 гг. до н.э. (появляется Ригведа) Индия, Юго-Восточная Азия

Древнеегипетская религия

Древнеегипетская Книга мёртвых Египетский язык Ра (бог солнца) Древнеегипетская философия, политеизм 6-е тысячелетие до н. э. Древний Египет

Иудаизм

Танах (Тора, Пророки, Писания) (Ветхий Завет) Иврит, Арамейский Иегова Еврейская философия, монотеизм Около XIII век до н. э. Древний Египет, Израиль

Христианство

Библия (Ветхий и Новый Завет) Арамейский, Греческий, Латинский, Коптский, Церковнославянский и др. Бог Отец, Иисус Христос, Святой Дух Христианская философия, монотеизм I век н. э. Палестина, Ватикан

Ислам

Коран Арабский Аллах Исламская философия, монотеизм 610 год (571 год) Мекка
Джайнизм Канон шветамбаров Махавира Философия джайнизма, отвержение Вед IX век до н. э. Индия

Сикхизм

Гуру Грантх Сахиб Панджаби , Гуру нанак Философия сикхизма, синтез Вед и ислама 1469 год Пенджаб (Индия)

Буддизм

Трипитака Пали Буддийская философия, нирвана, карма, реинкарнация, вегетарианство (ахимса) VI век до н. э. Индия, Китай, Индокитай

Синтоизм

Кодзики, Нихон сёки Японский Аматэрасу Японская философия Япония

Даосизм

Дао дэ цзин Китайский Изначальный небесный владыка, Лао-цзы Философия Даосизма, дуализм (Инь-Янь) IV век до н. э. Китай
Конфуцианство У-Цзин Китайский Конфуций Китайская философия VI в. до н. э. Китай
Славя́нское язы́чество Не сохранились; имеет значение более поздний эпос, «Слово о полку Игореве» Старославянский язык Дажьбог, Перун, Велес, Мокошь; Святовит, Ругевит, Жива, Прове и др. Родноверие, инглиизм, другие течения VI в. н.э. (первое описание верований сделал Прокопий Кесарийский) Славянские страны, Восточная и Центральная Европа
Рели́гия Дре́вней Гре́ции Теогония, тексты Гомера Греческий язык Зевс, Титаны, Олимпийские боги, Хаос Древнегреческая философия, политеизм Микенский язык Греция
Древнеримская религия Энеида Латинский Совет богов, Марс, Юпитер Философия Древнего Рима, политеизм VIII в. до н.э. Рим
Кельтская Рели́гия Уладский цикл, Мабиногион и т.д. Ирландский язык, валлийский язык Дагда (бог), Луг, Таранис, Езус, Цернунн Друидизм I половина I тысячелетия до н.э. Западная Европа, Центральная Европа
Германо-скандинавская мифология Старшая Эдда, Младшая Эдда, Круг Земной Древнескандинавский язык Один, Фрейр, Асы, Ваны Асатру и др. V век до н. э. Древняя Германия, Скандинавия
Религия майя Пополь-Вух и т.д. Майяские языки Кукулькан около 2000 г. до н. э. Мезоамерика
Австралийская религия Австралия
Армянская религия Арамазд
Балтийская религия Диевас, Земес-мате
Румынская религия
Скифская религия 1-е тысячелетие до н. э. Северное Причерноморье
Гиндукушская религия
Хеттская религия 1000 хеттских богов
Литовская религия дайны Диевас, Перкунас
Латышская религия дайны, Лачплесис Диевас, Перконс

Восточные верования: буддизм, индуизм

Эти две практики тесно переплетаются друг с другом, несмотря на то, что развивались у разных народов. Начнем с индуизма — современное религиозное верование, зародившееся более 4000 лет назад. Суть его проста: есть физический мир, где обитает человек, и существует вечный мир, находящийся за рамками восприятия. Последний называется Вселенной, где обитают и боги, и духи, и души. Люди — ее часть, а наша энергия заточена в физическом теле. Когда человек умирает, душа освобождается, и она может выбрать себе путь: либо начать новую жизнь в любом физическом теле, либо покинуть нашу планету. Возможность перемещения дается лишь тем, кто прожил свою физическую жизнь правильно. При этом все плохие поступки оставляют след на карме, и в конечном итоге она покажет, заслужил ли человек перерождение или боги должны его покарать. В индуизме есть такие божества, как Вишну и его инкарнации (Кришна и Рама), Шива и Брахма.

Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.

О регулирующей функции

В контексте данной функции религия воспринимается в качестве ориентационной, нормативной системы, придающей целостность обществу.

Иными словами, религиозные отношения становятся фундаментом отношений светских во всех сферах и областях жизнедеятельности людей. Они регламентируют даже далекие от духовности сферы, к примеру, типичный рацион питания. В странах с мусульманской культурой в меню ресторанов или кафе невозможно найти блюда из свинины. В Индии не подадут в заведениях общественного питания салат с говядиной.

То есть регулирующая функция религии заключается в общепринятых стандартах, ориентирах, которым следует каждый член общества.

Неоязычество

Основная статья: Неоязычество

Неоязычество представляет собой новые учения и духовные практики (ромува, асатру, викка) или же реконструированные древние языческие учения (родноверие, диевтуриба). Неоязычество необходимо отличать от непрерывавшихся языческих традиций, таких как шаманизм.

Идеологи и последователи межнационального неоязычества, как правило, не скрывают синкретический характер своих учений, хотя и возводят их основы к традициям, корни которых уходят в глубокую древность.

В июне 1998 года в Литве, по инициативе делегатов из 16 разных стран Европы, Азии и Америки основан Европейский конгресс этнических религий (ECER).

К неоязычеству резко отрицательно относится Русская православная церковь. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года в своём выступлении назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный Синод Русской Православной Церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в ОВЦС Московского Патриархата. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности».

История религии: начало священного пути

Религиоведение — наука, изучающая формирование древней культуры. Она выискивает истоки, сравнивая все факты, теории, вымыслы и различные трактаты. Наука тесно связано с философией и теологией, ведь, прежде всего, история религии началась с извечных вопросов: «Кто я?», «Откуда я появился?», «Какое у меня предназначение?». В поисках смысла жизни в обществе стали зарождаться теории, которые обрели со временем форму и описание.

Начался священный путь с духовности: человек стал верить в существование души и ее проявления – духов. Теорию, которая утверждает, что анимизм был первоисточником в зарождении истории религиозных верований, предположил Э. Тэйлор. Избрав гипотезу ученого и полагаясь на нее, за ним последовали и Л. Штернберг, и Дж. Фрейзер, и Л. Леви-Брюль. Вместе они предположили, что возникновение религиозного верования можно отнести к бессилию нашего сознания. Ученые предложили: принятие существования сверхъестественного обусловлено лишь тем, что человек не был способен выдержать ни людской, ни природный мир.


Наука предполагает, что история религии зародилась не только с анимизма, но и с мистицизма. Появилась вера в необычное, божественное, сверхъестественное более двух миллионов лет назад. Об этом говорят археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы народов и первобытных людей.

Фетишизм как таинственное религиозное течение

Еще одно ответвление древнего вероисповедания. В фетишизме люди верят, что окружающие предметы наделены таинственной силой. Чтобы доказать это, народы и племена искали вещи, обладающие особой отметкой. Например, камень в форме полумесяца. Нередко в фетишизме рукой человека создавались талисманы, которые бы символизировали стихии, желания, духовность.

Не стоит путать религиозный фетишизм с сексуальным. Название произошло от французского fétichisme, что в переводе означает идолизм. Такое течение предполагает, что люди поклонялись неодушевленным предметам, которые нередко назывались просто — фетишем. Они были тотемами и талисманами, выглядящими как небольшие амулеты. Племена верили, что такие вещи, даже если это обычный камень, могут помочь выжить людям в жестоком мире, наградить пищей и теплом.

Главная особенность всех религиозных верований — это их живучесть. Тот же шаманизм до сих пор присутствуют в нашем мире, но уже в абсолютно ином облике. Люди по-прежнему поклоняются идолам и тотемам, верят в духовный мир и в жизнь после смерти. Теперь вы знаете, как у первобытных людей появились религиозные верования, поэтому давайте рассмотрим, как произошло их развитие и в каком виде они предстают перед нами на сегодняшний день.

Новейшие религиозные течения

Что такое религиозное верование? Это течение, которое находится в постоянном развитии. На замену старых вероисповеданий приходят новые понятия, которые абсолютно отличаются от старых направлений. На сегодняшний день насчитывается более 10 неорелигий. Как правило, они создаются на основе старых течений, но с изменением канонов, заповедей и имен. Стали появляться и оккультные группы, и мистические, и феноменальные, и психологические. Например, один молодой человек верит в Макаронного Монстра, он носит дуршлаг и поклоняется ему. За последние несколько лет его религия собрала тысячи человек по всему миру, стали выпускаться аналоги Библии и других священных писаний.

Теперь вы знаете, что такое религиозное верование. История каждого течения началась с простого шага: вера в душу и духов. Дальше все направления пошли своим путем и искажались, видоизменялись, дополнялись вместе с развитием народа.

Религия — отражение человеческой натуры. По большей части она необходима для того, чтобы поддерживать устои и нормы нашего социума

В современном мире ведутся споры о важности религии: одни утверждают, что это отличный способ управлять людьми, сплотив их единой целью; другие считают, что божества существуют, и узнаем мы об этом лишь на смертном одре

Неважно, какому богу вы поклоняетесь, ведь все течения призваны для того, чтобы сплотить народы, избавиться от ненависти и войн, сделать нашу расу счастливой, дружелюбной и добродушной

Эпоха аниматизма

Предположение о том, что религиозным верованием первобытных людей был анимизм, выдвинул Г. Шталь. Как и Тэйлор в будущем, он предположил, что вера в души и духов является началом развития всего учения о теологии. Несомненно, анимизм — это самое древнее вероисповедание, ведь народы были уверены, что нашему глазу неведом тайный и мистический мир, где обитают высшие божества, обладающие силой. Эпоха аниматизма также показывает и происхождение понятия рая и ада, но только в совершенно иной интерпретации.

Причина проста: если есть тайный мир с бессмертными сущностями, а человек имеет душу, то после гибели тела эта энергия вырывается на свободу и попадает к остальным духам. Эти мысли зародили верование в нематериальный мир и жизнь после смерти.

Интересный факт, но изначально древние народы верили, что окружающий их природный мир живой, обладает чувствами и памятью. Проявление стихий приравнивали к голосу божьему, благословению или каре. Все, что происходило вокруг: смена времен года, дожди и снега, наводнения и засуха — это не просто биологический процесс, а именно глас бессмертных духов. А с развитием социума, в процессе эволюции, люди стали передавать эти поверья. Со временем религиозные верования первобытных людей укрепились настолько, что на сегодняшний день это является неотъемлемой частью человеческой культуры.

Средства вызова религиозных переживаний

Существуют разнообразные способы достижения состояний сознания, присущих религиозному опыту. Во многих религиозных текстах описаны медитативные техники, ведущие к религиозным переживаниям. Тексты йоги и тантры упоминают особые методы, ведущие к определённым типам религиозного опыта, в том числе: физические упражнения, этические предписания, рекомендации по питанию, психотехнические процедуры

Традиция Мантра Марги (Путь мантры) подчёркивает особую важность постоянного повторения вслух или про себя особых мантр, полученных от учителя. Существует множество практик, использующих янтры

В число методов достижения религиозных переживаний, не ограниченных рамками какой-либо религиозной традиции входят следующие:

  • Медитация
  • Молитва
  • Музыка
  • Танец

    Сама

    , в том числе:
  • Пост
  • Интенсивная боль

    умерщвлении плоти (англ.)русск.

    , например, при:
  • Сексуальное возбуждение,
  • Использование энтеогенов, в том числе:
    • Айяуаска (Диметилтриптамин)
    • Бханг (Каннабиноиды)
    • Шалфей предсказателей (Сальвинорин A)
    • Лофофора Уильямса (Мескалин)
    • Psilocybe cubensis (Псилоцибин)
    • Мухомор красный (Мусцимол)

В качестве причин религиозных переживаний выступают также психологические или нейрофизиологические аномалии, например:

  • Глубокая депрессия или Шизофрения
  • Височная эпилепсия
  • Инсульт
  • Околосмертный опыт
  • Возбуждение нейронов определённых частей мозга, например, переменным магнитным полем

В авраамических религиях попытки искусственным путём вызвать религиозные переживания, достижения вдохновения или откровения от духовной силы могут оцениваться отрицательно (связываться с демонизмом и спиритизмом) и противопоставляться «истинному» духовному опыту.

Христианство, мусульманство и католицизм


Христианство начало развиваться в Римской империи, а позже перешло и в Грецию, Палестину и Израиль. До сих пор между учеными ведутся споры о возникновении религиозного верования. При этом христианство в настоящее время является мировым вероисповеданием и придерживается единобожия, которое предстает перед нами в трех обличьях: в виде Отца, Сына и Святого Духа. Данное течение рассказывает о мессии, который был сыном Божьим. Он странствовал по свету и проповедовал истину. В христианстве есть понятие ада и рая, Бога и Дьявола. Те, кто следует религиозному верованию, должны выполнять свод правил и законов, например, «не согреши», «не убий», «не укради» и другие. Заповеди Божьи несут в наш социум добродушие, простоту, любовь и свет. Христианство, как и многие другие вероисповедания, стремится искоренить злобу.

Католицизм — это одно из направлений христианства, которое придерживается таких же правил и устоев. В данном течении также есть Иисус Христос, а местом поклонения является тоже церковь. Причина, почему в мире люди верят одному Богу и соблюдают его заповеди, но относятся к разным вероисповедания проста: в начале 11 века произошел раскол церкви. Народы, проживающие некогда на территории Восточной Европы, исповедуют православие. В Западной Европе распространился католицизм, от которого впоследствии отделился протестантизм.

Мусульманство в некотором роде схоже с христианством, ведь в этом течении также поклоняются единому божеству — Аллаху. Однако мусульмане обладают своим представлением о Боге. Проповедником данной религии был пророк Мухаммед, который однажды услышал глас Аллаха. Мусульмане поклоняются в собственном духовном центре — мечети. По канонам они должны читать намаз, совершать паломничество, помогать нуждающимся. Как и во многих верованиях, мусульманам необходимо соблюдать заповеди и не нарушать их.

« Локальные мировые религии и религиозные течения»

В начале развитые религиозные системы классовых  обществ, как правило, не выходят  за пределы этнической территории того народа, среди которого они сложились. Такие верования обычно называют национальными  религиями , хотя это название не вполне удачно: неправомерно считать нациями те ранние этнические общности, у которых появились подобные  религии . Кроме того, иногда такая  религия  распространяется не среди какого-нибудь одного народа, а среди группы связанных в политическом и культурном отношении народов. Видимо, лучше называть  религии  подобного рода не национальными, а  локально  ограниченными (местными)  религиями  классового общества, отличая их от местных традиционных культов, свойственных первобытнообщинному строю.  Локально  ограниченными были древнеегипетская  религия ,  религия  вавилонян и др. Одни из этих  религий  исчезли, ушли в прошлое. Другие дожили до нашего времени.

Одни из самых  известных религиозных систем человечества.

Адвентизм                                                                                                                 Адвентизм (от лат. adventus — «пришествие») — течение в протестантизме, возникшее в США в 30-е гг. XIX в. Основатель А. — фермер Уильям Миллер — предсказал близость конца света и наступления тысячелетнего Царства Христа (он считал, что это произойдёт в сороковых годах XIX в.). В настоящее время вера в близкое второе пришествие остаётся основой А. Его последователи не считают душу бессмертной; по их мнению, она умирает и воскресает имеете с телом. Адвентисты уверены в том, что Бог воскресит всех людей, Но праведники получат вечную жизнь, а грешники будут уничтожены вместе с Сатаной после Страшного Суда. Самое крупное течение А. — адвентисты «Седьмого дня», образовавшееся в 1844 г. в Нью-Гемпшире (США).

Анабаптизм                                                                                                             Анабаптизм (от греч. anabaptizo — «вновь погружаю», «вновь крещу») — течение в протестантизме, возникшее в Швейцарии в 30-е гг. XVI в. Анабаптисты выступали за крещение в сознательном возрасте (крещённые во младенчестве крестились повторно), ставили личную веру выше авторитета Священного Писания, требовали полного разделения Церкви и государства, призывали к введению общности имущества.

Англиканская  церковь                                                                               Англиканская церковь — протестантская церковь Англии. В IS34 г. король Генрих VIII разорвал отношения с Папой Римским и объявил себя главой Церкви, доктрина которой была провозглашена и 1562. Многие её ритуалы приближаются к католическим (церковная иерархия с епископатом и безбрачным духовенством; пышный культ; литургия и т. д.). Англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви с протестантским учением о спасении личной верой. С конца XVII в. в англиканстве обозначились три партии: «высокая» (ближе к католицизму), «низкая» (ближе к протестантизму) и «широкая» (занимает промежуточное положение).

Другие значения

Однозначного общепринятого определения язычества не существует, термин может обозначать:

  1. Религиозные представления, обряды и праздники первобытных племён (анимизм, культ предков, магия, теротеизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм и др.), а также религиозные системы цивилизованных народов древнего мира: индо-иранцев, египтян, ассиро-вавилонян, евреев, греков, римлян, кельтов, скандинавов, тюрков, славян и так далее.
  2. С точки зрения авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама) — все остальные, не авраамические религии.
  3. Политеистические религии вообще.
  4. Идолопоклонство, поклонение творению (созданию), а не Творцу (Создателю), то есть почитание или поклонение кому-либо или чему-либо, кроме единого Бога. Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения иудеев и христиан, не существующему богу.
  5. Новые религиозные движения неоязыческого толка (родноверие, ромува, асатру, викка, сейд), реконструирующие верования и возрождающие обряды разных народов, существовавшие у них до распространения всемирных монотеистических конфессий.
  6. Иноверие[неизвестный термин], в том числе «монотеистическое».
  7. Обрядоверие, когда некоторые православные с жадностью запасаются множеством свечей, святой воды, верб, просфор и других предметов внешнего религиозного культа, не зная, при этом, даже основных принципов христианских вероучения и нравственности.

Что означает само слово? Как и где оно появилось?

Религия – слово, о происхождении и точном смысле которого спорили еще в древние времена. К примеру, Цицерон считал, что термин «religio» образовался от одного из латинских глаголов, а именно от «relegere».

Слово «religio» переводится на русский язык следующим образом:

предмет поклонения, культа; набожность, верование; благочестие.

Одним из смыслов этого термина является и совестливость, обусловленная традициями и представлениями исповедуемой веры.

У глагола «relegere» смысл следующий:

«опять собирать»; «вновь соединять»; «связывать»; «особо употреблять».

Точно перевести это слово невозможно, аналога в русском языке, при всем его богатстве, не существует. Наиболее точным значением в контексте вероисповедания принято считать «связываться с Высшим», то есть принадлежать к какому-либо культу.

Разделяли точку зрения Цицерона Лактанций и Августин, трактуя религию как связь человека с Богом. Иными словами, огни определяли значение термина «религия» как связь или же воссоединение, слияние человека и Бога.

В санскрите родственным термином является слово «dharma». Его значение можно передать так:

порядок мироздания; учение о высшем; закон бытия; образец, эталон образа жизни.

В исламских культурах религии соответствует термин «din». Его главное смысловое отличие — в том, что основным значением является «подчинение». Речь идет о подчинении человека воле Бога.


В каждом языке или культуре имеется термин, аналогичный слову «религия». Разумеется, есть отличия в тонкостях и нюансах значений, но общий смысл един.

В русском языке термин «религия» употребляется лишь с XVIII столетия. До этого в ходу были собственные славянские выражения, например, слово «вера».

Этимология

Славянский термин происходит от церк.-слав. ꙗ҆зы́къ, то есть «народ», «племя», которым в славянском переводе Библии переведены еврейские термины гой (‏גוי‏‎) и нохри (‏נָכְרִי‏‎). Последние соответствуют в греческом переводе слову (этнос), а в Вульгате — лат. . С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.

В большинстве европейских языков используются термины, производные от лат. paganismus. Это слово произошло от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина», по причине того, что христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера». Латинское слово было заимствовано и в церковно-славянскую литературу в форме поганый «языческий», со временем приобретшей значение «нечистый, грязный».

В армянском языке закрепился древний, воспринятый от греков термин «հեթանոս» ( от «этнос»), в то время как сами греки восприняли от латинян иной, более поздний термин παγανισμός, ранее же язычество в греческом языке обозначалось словом Εθνισμος.

Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных терминов «язычник» и «языческий».

Роль религии в жизни человека

Религия играет огромную роль во всех социальных сферах. Что такое религия, если она влияет на культуру, развитие науки, медицину, социальные институты и многое другое? Это — удивительная духовная общность, которая возникает у людей с разным культурным наследием, разными взглядами и традициями. Даже такие сферы, как брак и создание семьи не обходятся без участие религиозных воззрений человека. Так, например, католическому духовенству запрещено вступать в брак. Медицинская этика сформирована не без участия религии. Многочисленные споры о возможности клонирования во многом были связаны с тем, что Церковь не считает должным брать на себя роль Творца. Иногда люди, живущие в одном государстве и имеющие одну культуру и историю могут быть совершенно разными и жить по-разному лишь, потому что они исповедуют разные религиозные взгляды.

Религия часто определяет психологическое состояние человека. Так, попадая в деструктивные секты, люди часто начинали вести себя агрессивно или проявляли не свойственные им прежде черты характера.

Религия влияет даже на политику и образование отдельных государств, а также на управление ими. К сожалению, именно религиозными взглядами часто покрывались преступные деяния. Такие, как инквизиция. Но к истиной религиозности это не имеет никакого отношения, так как все мировые религии миролюбивы и исповедуют любовь и уважение к ближнему. Любовь к Богу и ближним — это основа христианства.

Если говорить научным языком, то у религии существуют регулятивная, коммуникативная, интегративная, воспитательная и компенсаторная функция в жизни общества. Регулятивная устанавливает сложные общественные процессы и влияет на поведение людей и их жизнь в обществе. Коммуникативная заключается в объединение людей в группы по религиозному признаку. Интегративная позволяет каждому последователю той или иной религии стать частью целого и считается продолжением коммуникативной функции. Компенсаторная функция помогает человека справиться с жизненными трудностями, религия поддерживает людей в трудные моменты их жизни, объясняя, с чем могут быть связны неприятности, как их преодолеть или научиться с ними жить. Воспитательная формирует нравственные ценности у отдельно взятого человека или у целой группы людей.

Большинство религий помогает человеку побороть страх смерти и неизвестности, декларируя бессмертие человеческой души или перерождение. Религия помогает человеку пережить боль от потери близких и найти новый смысл в земном существовании.

Шаманизм и мистицизм

Во время зарождения религиозных верований появились два схожих направления — мистицизм и шаманизм. Эти течения совмещают в себе и философское учение, и теологию. На сегодняшний день такие вероисповедания считаются иррациональными, ведь они в первую очередь основываются на внутренних ощущениях и восприятии мира.

Мистицизм и шаманизм начали свое развитие с веры в сверхъестественное, а также в то, что человек способен сам познать эту таинственную сторону жизни. Учения доказывают, что мы способны постигнуть иные реальности. Так, из мистицизма появилось новое течение — магизм, где племена вступали в контакт с неведомой силой, перенимали ее и проявляли в реальном мире. Магическая проторелигия предполагала проведение таинственных ритуалов и обрядов, которые нередко напоминают нам другое течение — шаманизм.

Шаманизм — это древнейшая религия, которая также верит и в духов, и в божества. По их представлениям, наш мир делится на две части: духовную (мистическую) и реальную (материальную). Шаманы в религиозном течении являются проводниками, поэтому они способны одновременно находиться и в мире душ, и среди нас. Они проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, используя инструменты и другой таинственный инвентарь.

Примечания

  1. Религиозный опыт/Василенко Л. И. Философский словарь. М., 1999
  2. Batson, C. D., Schoenrade, P., & Ventis, W. L. Religion and the individual: A social psychological perspective.. — Oxford University Press, 1993.
  3. Habel, Norman, O’Donoghue, Michael and Maddox, Marion (1993). ‘Religious experience’. In: Myth, ritual and the sacred. Introducing the phenomena of religion (Underdale: University of South Australia)
  4. Charlesworth, Max (1988). Religious experience. Unit A. Study guide 2 (Deakin University)
  5. Moore, B and Habel N (1982). Appendix 1. In: When religion goes to school (Adelaide: SACAE), pages 184—218.
  6. Otto, Rudolf (1972). Chapters 2-5. In: The idea of the holy (London: Oxford University Press), pages 5-30. .
  7. Lewis, Ioan M (1986). Religion in context: cults and charisma (Cambridge: Cambridge University Press).
  8. Charlesworth M. Religious experience. Unit A. Study guide 2 (Deakin University, 1988).
  9. Иван Ильин. Аксиомы религиозного опыта. Глава 14. О вырождении религиозного опыта
  10. Торчинов Е. А. Мистический (трансперсональный) опыт и метафизика.
  11. Annemarie Schimmel, Mystical Dimensions of Islam (1975) pg.99
  12. Issues in Science and Religion, Ian Barbour, Prentice-Hall, 1966, page 68, 79
  13. Issues in Science and Religion, Ian Barbour, Prentice-Hall, 1966, page 114, 116—119
  14. Хант Г. Т. О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г. Т. Хант; Пер. с англ. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 555, с. ISBN 5-17-022758-2
  15. Newberg A. B. Neuroscience and Religion: Neurotheology / Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion.— 2nd ed., 2005.— vol.10.— pp.6492—6495.— ISBN 0-02-865743-8
  16. Daniélou, Alain: Yoga, methods of re-integration
  17. Deida, David. «Finding God Through Sex» ISBN 1-59179-273-8
  18. Кейти Байрон. «Loving What Is» xi ISBN 1-4000-4537-1
  19. Реймонд Муди. «Life After Life» ISBN 0-06-251739-2

С этим читают