// шаблон контрольных кнопок роукс ?> рифмы для дошкольников

Попробуйте силы в хайку

Так называется коротенькое трёхстрочное стихотворение, родом из Японии. Короткая первая строка в классическом виде должна содержать 5 слогов, но можно допустить её просто короткой. Вторая строка должна быть чуть длиннее – 7 слогов или просто длиннее, чем первая. Завершается стих ещё одной короткой строкой


Сочиняя хайку, можно писать о происходящем прямо сейчас, обращать внимание на мелкие детали. Образы не нужно объяснять, пусть они сами говорят за себя

Нужно не говорить о предмете, а обращаться к нему

В конце может прятаться что-то смешное или неожиданное.Ну, и что немаловажно — в хайку отсутствует рифма

Вот классический пример хайку: 

Как ребёнку объяснить понятие рифмы?

В рифме имеется сочетание мелодики слов с совпадающими ударными гласными. В детских стишках обычно присутствуют наиболее точные рифмы: день – пень, рост – мост и т. д. В поэзии для более старших возрастов применяются намного более сложные рифмы.

Виды рифм

  • Мужская с ударением на последнем слоге (домой – молодой).
  • Женская с ударением на предпоследнем слоге (красоты – заботы).
  • Дактилическая с ударением на третьем от конца слоге (впадина – жадина).
  • Гипердактилическая с ударением на четвёртый от конца слог или следующий за ним (притрагиваются – протягиваются).

При объяснении понятия рифмы ребёнку лучше всего воспользоваться методом Незнайки из знаменитой сказки Н. Носова. Там Незнайка задумал стать поэтом и пытался подобрать к словам рифмы. Поэт сказал ему, что слова в рифму должны одинаково оканчиваться. Незнайка всё понял по-своему и придумал рифму «палка – селёдка». Отсюда ясно, что одинаковое окончание слов вовсе не гарантирует появление рифмы. Детям можно просто объяснить, что рифмой называются похожие по звучанию слова: чайка – гайка, каша – Маша, батон – клаксон

Но слова не всегда могут иметь одинаковые окончания, важно, чтобы между собой они сочетались – в гололедицу – не едется

Как последовательно обучать дошкольников придумыванию рифмованных текстов?

Дети 3-6 лет очень любят сочинять стишки, искать сочетания слов, при этом активно занимаясь словотворчеством и придумывая собственные слова, понятные лишь своему кругу. Нельзя мешать подобным словесным экспериментам, наоборот, сочинительство и поиск рифм в ребёнке нужно всячески поддерживать. Это развивает воображение, любовь к родному языку, учит понимать красоту речи. Если у ребёнка сформировался интерес к стихам, то в будущем он будет лучше воспринимать и ценить поэзию.

Игры на рифмы для дошкольников

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.

2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.

Я в густом лесу

Видел рыжую . (лису).

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал . (зайчик).

Все девчонки и мальчишки

Очень любят читать . (книжки).

3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.

Сначала нужно прочитать все слова, затем – выбрать те, которые между собой рифмуются.

— котик, домик, ротик;

— пастух, петух, пакет.

4. Игра для двух и более детей – придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.

5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

Бесплатная горячая линия: 8 800 250 62 49 (с 6 до 14 по Мск).

Совместное предприятие Нового Конкурса и Быстрого Конкурса Буриме http://stihi.ru/avtor/burimama . Ведущая и текст — весёлая и задорная Юлия Столовая http://www.stihi.ru/avtor/stolovka ! Буриме продолжается!

ПРАВИЛА КОНКУРСА-ИГРЫ БУРИМЕ

Буриме — литературная игра, заключающаяся в написании участниками стихов на одни и те же заданные рифмы и сравнении результатов. Буриме — название французское, означает, как ни странно, рифмованные концы. Игра была очень распространена в 19 веке. Существует легенда, что Пушкин некоторые из своих шедевров написал именно на заданные рифмы! Мы решили вдохнуть в эту игру новую жизнь! Ау, таланты! Мы ждём от вас не просто кое-как связанные по смыслу тексты, не использования всех заданных рифм, ждём настоящих интересных стихов, которые не стыдно будет даже в»Избранное» включить. Вот такая задача-максимум.

Наш конкурс прост. Мы даём 20 рифм, 10 — на последний слог(мужских рифм), 10 — на предпоследний(женских). Конкурсные тексты в объёме не ограничиваем, но использование дополнительных рифм, мягко говоря, не приветствуем!

Сдать работы надо в рецензиях под заданием до 6.00 утра 28 сентября 2009. 28 или 29 сентября — день публикации всех принятых стихов. Голосование — 4-5 дней. Потом — итоги.

20 рифм — для выбора, использовать, как вы поняли, можно не больше, чем надо для написания вашего стихотворения.

У нас нет никакого ограничения по теме и объёму, лишь бы текст был законченным самостоятельным произведением. (Как показал опыт, и 4-хстрочная миниатюра может быть достойным участником соревнования!)

Строить свои шедевры авторы могут как захотят! Хоть 2+2+2+2, хоть ломать строчки лесенкой по-маяковски, хоть ломать столбиком — по-рождественски!

Взносы по 50 баллов за каждое заявленное стихо! На логин burimama .

Три призовых места.

Победитель получает примерно 50% общего куша! За 2-е место — 30%, за 3-е — 20%!

Голосование простое. Хоть авторы, хоть зрители голосуют за лучшие (на их взгляд) 3 стиха с распределения мест и соответственно 3, 2, 1 баллов!

НОВОЕ ЗАДАНИЕ «РИФМЫ МИХАЛКОВА»

Ушёл из жизни патриарх детской литературы Сергей Михалков! Почтить его память считаем своим долгом! Но это не значит, что мы ждём рифмованных некрологов или стихов для детей! Мы ждём настоящих шедевров! И принцип наш — тема свободная! Чувство юмора не возбраняется! Рифмы можно склонять, видоизменять, но они должны узнаваться. Вперёд, к новым творениям!

1.гость-гвоздь 2.котят-хотят 3.газ-вас 4.бульвар-шар 5.например-милиционер 6.карнавал-узнавал 7.нужны-страны 8.диверсант-банд 9.обед-табурет 10.знаком-моряком

1.люди-(на)верблюде 2.обратиться-птица 3.благодарны-пожарным 4.было-мыло 5.океаны-пеликаны 6.ответьте-ракете 7.сена-несомненно 8.осмотрели-теле 9.по старинке-простынки 10.пистолетом-летом

Ау, таланты! Все, кто свободен! Новая битва в буриме начинается! Верю, что справитесь, хоть и не будет легко!

Конкурс двустиший для детей. Развиваем слуховое внимание: 35 рифм-миниатюр для детей

 Развитие слухового внимания у детей может проходить в виде веселой игры в рифмы. Для этого понадобятся простые двустишия для малышей.

Игра в рифмы для детей развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие. Также двустишия для малышей способствуют развитию речи у детей

С помощью рифм-миниатюр дети учатся корректно согласовывать слова в предложениях, развивают память.

Игра в рифмы для развития слухового внимания заключается в том, что взрослые читают двустишие, а ребенок должен дополнить его последним словом в рифму.

В кладовой шуршала мышка,Под сосной лежала…(шишка)

***

Живёт в нашем доме Гарик,У него есть синий…(шарик).

***

Капризуля наша Маша,У неё в тарелке …(каша).

***

Стоит в деревне старый дом,В сети к нам попался…(сом).

***

В библиотеке взяли том,Зимой ребята лепят…(ком).


***

Очень любят мыши сыр,В хорошем сыре много…(дыр).

***

Ветер очень сильно дул,Стоял повсюду страшный…(гул).

***

Мама мыла чисто пол,Папа ждал: когда же…(гол).

***

На палубу упала пачка,Потому, что была…(качка).

***

Пишет маме письмо дочка,В конце рассказа стоит…(точка).

***

Портной выбрал красный шёлк,Значит, знает в моде…(толк).

***

В КВН играли сутки,Залу нравились все…(шутки).

***

На берегу лежала гайка,Рыбёшку утащила…(чайка).

***

Дымится в миске кашка,С чаем стоит…(чашка).

***

Было в сказке очень худо,Пока не появилось…(чудо).

***

Очень громко плачет мальчик —Он поранил стеклом…(пальчик).

***

В огороде вырос лук,На грядке ползал майский…(жук).

Было мишке мёду мало,Пчёлка показала…(жало).

***

Ночью спал Аркадий чутко,Темноты боялся…(жутко)

***

Надел спортсмен свою жакетку,В руках держит он…(ракетку).

***

Ребятня каникул ждёт —Лето красное …(идёт).

***

В группе самый старший Веня,У него дружок есть…(Женя).

***

Петрушки зелёной пучокПрожорливый съел…(жучок).

***

В сказках очень любят пир,Всем на свете нужен…(мир).

***

На стройке делают бетон,В метро потребуют…(жетон)

***

Купил модный Клим жилет,Приобрёл в театр…(билет)

***

Жил на свете мальчик Жора,У него сестрёнка…(Лора)

***

Всех хвастливей Таня-крошка,У неё на шляпе…(брошка)

***

Мечтал о звёздах старый барс.Хотел он улететь на …(Марс).

***

Со стола упала банка,Теперь у Светы болит…(ранка)

***


Дежурным Вася в классе был,Полы он тряпкой чисто…(мыл)

***

Жил на свете старый пёс,Он исправно службу…(нёс)

***

Подарили Рэму дудку,И сторожевую…(будку).

***

У Ильи красивый волосИ приятный, звонкий…(голос).

***

Клич победный издал вождь,Не помеха ему…(дождь).

Рифмы для детей до 3 лет

Потешки и короткие стишки нужно читать ребёнку от рождения. Так будет не только ускоряться его речевое развитие, но и возникнет привычка совместного чтения. Во время чтения слова нужно проговаривать чётко, слегка растягивая гласные, которые малыш начинает чуть раньше выделять из речи. Хорошо также сопровождать чтение мимикой. Рифмы должны быть очевидными: мяч – вскачь, ротик – котик, бочок – бычок. Для формирования чувства ритма полезно пользоваться рифмами, годящимися почти к любому действию:

  • жу-жу-жу, я с котятами дружу;
  • ша-ша-ша, была каша хороша;
  • гу-гу-гу, к маме быстро убегу.

Здесь не важен смысл, важнее повторяющиеся слоги и ритмичность речи. Когда ребёнок подрастёт, то из таких «бубнилок» он может практиковаться в создании первых стишков. Благодаря наличию рифм дошкольники быстрее запоминают, поэтому в образовательных и воспитательных целях полезно применять коротенькие стишки. С их помощью можно выучить значения цветов светофора, названия овощей, фруктов, животных. Благодаря стихотворным текстам ребёнок может запомнить почти любую информацию.

Буриме: примеры рифм

Буриме называется сочинение стихов по заданным рифмам. Эту литературную игру придумали в XVII веке французы. Она быстро стала популярной среди европейской знати, которая любила соревноваться в остроумии. В наше время, к сожалению, эту игру подзабыли. Классическая игра в буриме требует, чтобы рифмы были разнородными, их нельзя было менять, а тему стихотворения провозглашалась заранее. Игру можно адаптировать под индивидуальные особенности и возраст детей. Начать можно с предложения дошкольнику придумать стихи. Взрослый должен подобрать пару рифм, которые ребёнку нужно вставить в придуманную фразу. Можно взять, например, слова «грызёт – ползёт». Вначале ребёнку предстоит придумать первое предложение – чаще всего это простое нераспространённое предложение, например, «Щенок грызёт». Взрослый задаёт наводящие вопросы, помогающие ребёнку усложнить предложение (какой щенок, что грызёт, какое у него настроение). По такому же образцу продолжается создание второго предложения. Получиться может примерно такое стихотворение:

Рыжий щенок лихо косточку грызёт Мышка серая проворно в домик свой ползёт.

Подобный собственный стишок ребёнок может запомнить надолго. Во время чтения вслух стихов можно, хлопая в ладоши, отбивать ритм. Благодаря этому ребёнку проще уловить, какие слоги являются ударными, а какие безударными. После того, как он в этом разберётся, ему будет проще объяснять стихотворные размеры. Ударные слоги можно даже специально подчёркивать. Для чтения лучше выбирать стихи с весёлыми яркими образами, способными быстрее развивать детское воображение. С ним также нужно обсудить, что он представляет во время чтения стихов. К стихотворению можно даже добавить самодельную картинку. Со стихотворной литературой дети знакомятся раньше, чем с прозаической. Им нравятся повторы звуков, мелодичность стихов, поэтому, даже ещё не понимая смысла стихов, крохи просят родителей перечитывать их вновь и вновь. Пусть ребёнок сам допишет двустишие или четверостишие, подобрав несколько рифм. Важна и тренировка воображения. Ребёнку можно предложить упражнение, в котором необходимо для получения нового образа соединить движение и форму с цветом.

  • Крадущийся на цыпочках, угловатый, коричневый.
  • Летящий кружевной зелёный.
  • Лежащий обкусанный красный.
  • Плотный круглый синий.
  • Стройный качающийся голубой.

Метафоры – такие весёлые и простые. Метафора является одним из вариантов сравнения, она переносит качества одного объекта на другой. Метафоры можно выдумывать весьма весёлые и остроумные.

  • У моей сестрёнки не язык, а ухабистая, мокрая, длинная просёлочная дорога.
  • У моего братика глаза, как две большие зелёные лягушки, нос как холм с парой тёмных пещер, в глубине которых спрятаны драгоценные камушки.
  • У моего приятеля уши – как большие воронки, в которые утекают любые шорохи.
  • Моя душа в прошлом была бабочкой, которая теперь может упорхнуть в любом направлении.

Ребёнку можно предложить придумать несколько метафор, касающихся разных частей тела – какие они есть или какими бы хотели бы быть. Также можно пофантазировать подобным образом о биении своего сердца, о своём воображении, кровеносных сосудах, голосе, дыхании, руках, ногах, лёгких и т. д.

Как объяснить ребёнку понятие рифмы

Рифма – это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце – оконце, котик – ротик, мост – рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.

Виды рифм

  • Мужская. Ударение падает на последний слог (домой – молодой).
  • Женская. Ударение находится на предпоследнем слоге (злато – богато).
  • Дактилическая. Ударение падает на третий слог от конца слова (ухабина – впадина).
  • Гипердактилическая. Ударение падает на четвёртый или последующий слог (протягиваются – притрагиваются).

Чтобы объяснить ребёнку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».

Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

Определение для детей! Рифма – это слова, похожие по звучанию: Маша – каша, гайка – чайка, бетон – жетон и другие.

Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково – главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица – не едется).

Значение рифм

Стихи являются первыми литературными произведениями, с которыми знакомятся дети. Сразу после рождения крохам начинают петь колыбельные, рассказывают прибаутки, потешки. Предки, хотя и не понимали механизма воздействия стихов на развитие психики малыша, но чувствовали это интуитивно. В прошлом веке учёные обнаружили воздействие на речевое развитие ребёнка ранних коммуникаций. Дети, которым книжки читали от рождения, говорить начинали раньше тех, кому этого не доставалось. Читать младенцам, по мнению скептиков, бесполезно, поскольку они ничего не могут понять

Но, хотя смысла прочитанного карапуз и правда не может постичь, но важно тут другое. Слыша материнскую речь, он к ней привыкает, чувствует её ритм и со временем начинает понимать отдельные слова

Больше детское внимание привлекает эмоционально окрашенная речь. Лучше всего воспринимаются рифмованные прибаутки и потешки

Это оказывает огромное влияние на формирование речи ребёнка, которое начинается чуть позже. Схожие по произношению слова ребёнок проще запоминает благодаря ассоциативным связям. Многих родителей удивляет, когда их дети запоминают стихи с ходу. На самом деле, это является отличной тренировкой мозга

Важно поддерживать стремление ребёнка к повторению, а затем и к подбору рифм. Это одновременно и полезно, и увлекательно

Рифмы развивают слуховое восприятие, фонематический слух и языковое чутьё.

Рифмовки для детей. Игры-рифмовки для развития речи детей!

Оксана Добродон Игры-рифмовки для развития речи детей!

Рифмы-миниатюры — отличный материал для развития у детей слухового внимания , фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.

Как играть?

Предложите ребенку дополнить последнее слово в двустишии.

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала- (шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик) .

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша) .

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался- (сом) .

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят- (ком) .

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много- (дыр) .

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный (гул) .

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает- (варан) .

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же (гол) .

На палубу упала пачка,

Потому, что была — (качка) .

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит- (точка) .

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде (толк) .

В КВН играли сутки,

Залу нравились все- (шутки) .

На берегу лежала гайка,


Рыбёшку утащила- (чайка) .

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит — (чашка) .

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось- (чудо) .

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом (пальчик) .

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский (жук) .

Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала (жало) .

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей (журчал) .

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся (жутко)

Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он (ракетку) .

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное (идёт) .

В группе самый старший- Веня,

У него дружок есть- (Женя) .

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел (жучок) .

Закричала громко баба-

Испугала её — (жаба) .

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен (мир) .

На стройке делают бетон,

В метро потребуют- (жетон)

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр (билет)

Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка (Лора)

Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе- (брошка)

Мечтал о звёздах старый барс.

Хотел он улететь на (Марс) .

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали (бант) .

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит (ранка)

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто (мыл)

Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу (нёс)

Подарили Рэму дудку,

И сторожевую (будку) .

У Ильи красивый волос

И приятный, звонкий (голос) .

Клич победный издал вождь,


С этим читают