Ритм. рифма

Что такое рифма

Рифма — это соответствие звука между словами, особенно когда они используются в конце стихотворных строк. Два слова, оканчивающиеся на один и тот же звук, считаются рифмованными. Например, такие слова, как свет а также ночь разделить одно и то же окончание. Таким образом, они рифмуются слова. Рифма часто используется в поэзии, чтобы придать поэзии приятный эффект, который делает ее приятной.


Слова рифм также помогают нам запомнить. Вот почему многие детские стишки используют рифмы. Например,

Мерцание, мерцание немного звезда

Как мне интересно, что вы являются”

В большинстве стихов рифмующиеся слова встречаются в конце строк. Это называется внешним ритмом. Рифмованные слова можно найти и в середине строки. Этот тип рифмы называется внутренней рифмой.

Рифма — распространенный литературный прием, используемый в поэзии. Это делает поэзию типичной симметрией и делает чтение поэзии приятным опытом. Ниже приведены некоторые примеры рифмы в поэзии.

  ” Однажды в полночь тоскливыйпока я размышлял, слабый и утомленный,

За многие странные и любопытные объемы забытых знаний .. »-(«Ворон» Эдгара Аллана По)

«Должен ли я сравнить тебя с летом день?

Ты прекраснее и больше умеренный:

Сильный ветер сотрясает дорогие бутоны май,

И летняя аренда слишком коротка Дата..” – (Сонет Шекспира 18)

Чувство ритма

Ритм всегда имеет воздействие на человека. Монотонная речь, ритмически состоящая из идентичных по громкости слогов, составляет невыразительное речевое полотно. Только ударение в словах позволяет отличать их друг от друга.

Через короткое время, непроизвольно, звуки структурируются мозгом и воспринимаются как повторяющиеся тихие и громкие слоги, чередующиеся между собой. Записав более громкий слог как «/», а тихий как «-», получим следующую схему:

/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/.

Скучно и нудно, не правда ли? Легко отключиться от собеседника и улететь мыслями далеко-далеко. Или вообще заснуть. Как известно, самая убаюкивающая вещь – это лекция. Тем не менее определились самые маленькие элементы стиха – слоги. Их называют единицами ритма первого уровня.

Чтобы речь перестала быть монотонной, читают с выражением. Выделяют ударные слоги и ставят смысловое ударение во всей фразе.

Примеры предложений с лексическим повтором из русской литературы

Клянусь я первым днем творенья,Клянусь его последним днем,Клянусь позором преступленьяИ вечной правды торжеством.Клянусь паденья горькой мукой,Победы краткою мечтой;Клянусь свиданием с тобойИ вновь грозящею разлукой.М.Ю. Лермонтов

Лениво дышит полдень мглистый,Лениво катится река -И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака. Ф.И. Тютчев

Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что Господь ни пошлет!Н.А. Некрасов

И вечный бой! Покой нам только снитсяСквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылицаИ мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…Останови!Идут, идут испуганные тучи,Закат в крови!Закат в крови! Из сердца кровь струится!Плачь, сердце, плачь…Покоя нет! Степная кобылицаНесется вскачь!А.А. Блок

Не для меня придет весна,Не для меня Дон разольётся,Там сердце девичье забьетсяС восторгом чувств — не для меня.


Не для меня цветут сады,В долине роща расцветает,Там соловей весну встречает,Он будет петь не для меня.А. Молчанов

Вы слышите: грохочет барабан. Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней. Уходит взвод в туман, туман, туман А прошлое ясней, ясней, ясней.Б.Ш. Окуджава

И увиделось впервые,Не забудется оно:Люди теплые, живыеШли на дно, на дно, на дно…А.Т. Твардовский

Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.К.М. Симонов

Не волнуйся, Не плачь, Не трудись, Сил иссякших и сердца не мучай. Ты жива, Ты во мне, Ты в груди, Как опора, Как друг и как случай.Б.Л. Пастернак

Разнообразие чередований звуковых элементов

Как ритм помогает восприятию стихотворения? Чередование звуков в строфах может быть изменчивым, чтобы ощущалось благозвучие. Ведь постоянное однотонное звучание действует на человека угнетающе.

Чтобы стих был приятным для слуха, ритм должен подчиняться законам гармонии. Стихотворения, чтобы они отличались от армейского марша, должны дополняться диссонансами или ассонансами.

Размеры и ритмы в одном куплете могут быть разными. Все зависит от замысла автора, жанра и выбранного способа рифмовки. Например, авангардный стих будет иметь свое звучание, соответствующее теме образного повествования. А одическая строфа имеет свой особенный ритм, так как строф здесь 6, а мужская и женская рифма чередуются особым образом.

В больших произведениях, особенно в детских сказках, сочиненных в стихах, допускаются вольно рифмованные строки. Это дает больше свободы автору в формировании сюжета. Но основное правило вольной рифмовки — это благозвучие.

Слова должны сочетаться на звук, а не визуально. В сложных строфах нужно подбирать рифму на слух. Как дирижер определяет по звуку качество исполнения фуги, так и поэт подбирает слова для поэмы так, чтобы они поддерживали ритм, а не сбивали его.

Виды повтора

Этот сти­ли­сти­че­ский при­ем осу­ществ­ля­ет­ся на раз­ных уров­нях тек­ста и сло­ва как еди­ни­цы речи. В лите­ра­ту­ре раз­ли­ча­ют несколь­ко видов повто­ра:

  • фоне­ти­че­ский (повтор оди­на­ко­вых глас­ных и соглас­ных);
  • мор­фем­ный (повтор мор­фем и частей сло­ва);
  • лек­си­че­ский (повтор сло­ва);
  • син­так­си­че­ский (исполь­зо­ва­ние оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций).

Если в поэ­ти­че­ской стро­ке повто­ря­ют­ся одни и те же глас­ные зву­ки, то в нем исполь­зу­ют­ся ассо­нанс. Повторение соглас­ных зву­ков — это алли­те­ра­ция.

Наиболее часто исполь­зу­ют­ся повто­ры лек­си­че­ских средств язы­ка:

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • сим­пло­ка
  • ана­ди­пло­сис

Все эти сти­ли­сти­че­ские при­е­мы объ­еди­ня­ют­ся одним тер­ми­ном — «лек­си­че­ский повтор».

1. Анафора, или еди­но­на­ча­лие, состо­ит в повто­ре началь­ных частей сло­ва, мор­фем, отдель­ных слов и групп слов. Вот как исполь­зу­ет ана­фо­ру поэт А. Фет в сти­хо­тво­ре­нии «Первый лан­дыш»:

Анафора может быть лек­си­че­ской, то есть выра­жа­ет­ся в повто­ре одно­го и того же сло­ва в нача­ле стро­ки:

В. С. Высоцкий

2. Эпифора воз­ни­ка­ет там, где автор повто­ря­ет конеч­ные сло­ва или выра­же­ния на гра­ни­це смеж­ных строк, пред­ло­же­ний

К. Бальмонт

3. Сочетанием ана­фо­ры и эпи­фо­ры явля­ет­ся сим­пло­ка. Симплока — это слож­ный сти­ли­сти­че­ский при­ем, кото­рый выра­жа­ет­ся в одно­вре­мен­ном исполь­зо­ва­нии ана­фо­ры и эпи­фо­ры в пре­де­лах одно­го и того же отрез­ка тек­ста. При сим­пло­ке повто­ря­ют­ся началь­ные и конеч­ные сло­ва в сосед­них фра­зах или смеж­ных сти­хо­твор­ных стро­ках:

М. Цветаева

4. Анадиплосис (греч. «удво­е­ние») — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, заклю­ча­ю­ща­я­ся в повто­ре заклю­чи­тель­ной части сти­хо­твор­но­го тек­ста в нача­ле сле­ду­ю­ще­го. Анадиплосис обра­зу­ет смыс­ло­вую цепоч­ку, свя­зан­ных и после­до­ва­тель­но раз­вер­ты­ва­ю­щих друг дру­га частей тек­ста. Такой при­ем поз­во­ля­ет пока­зать внеш­нее тече­ние собы­тий, их замед­лен­ность и причинно-следственную обу­слов­лен­ность.

Р. Рождественский

Разные виды повто­ра широ­ко исполь­зу­ют­ся худож­ни­ка­ми сло­ва для при­да­ния тек­сту экс­прес­сив­ной выра­зи­тель­но­сти.

Произведения

  • На краешке лета — без рубрики, 15.08.2020 23:40
  • Я слышу тебя… — любовная лирика, 13.08.2020 20:17
  • Не может не сбыться — любовная лирика, 08.08.2020 21:32
  • Утро начинается с тебя — любовная лирика, 01.08.2020 07:41
  • Август — не осень… — любовная лирика, 07.08.2018 00:20
  • А выше лишь синие звёзды… — без рубрики, 24.07.2020 20:03
  • И сбывается сон… — любовная лирика, 20.07.2020 21:45
  • Что-нибудь сотворю — без рубрики, 10.07.2020 07:07
  • Летний дождь по лужицам танцует — без рубрики, 04.07.2020 13:02
  • Бабочка — без рубрики, 22.06.2020 20:12
  • Июльский дождь совсем недолгий — любовная лирика, 02.07.2020 21:35
  • Кораблик счастья — любовная лирика, 22.06.2020 21:45
  • Мир подождёт — любовная лирика, 19.06.2020 18:54
  • Не мешай мне любить тебя… — любовная лирика, 18.06.2020 12:20
  • Останусь… — любовная лирика, 12.09.2018 18:41
  • Если рядом есть ты… — любовная лирика, 24.09.2017 17:38
  • Если б не было… — любовная лирика, 07.06.2020 16:23
  • Мгновение, замри… — любовная лирика, 24.05.2020 12:25
  • Всё в жизни начинается с любви — любовная лирика, 13.04.2019 15:07
  • Без тебя… — любовная лирика, 22.05.2020 20:58
  • Исполнит май — любовная лирика, 16.05.2020 09:14
  • Обещаю лето — без рубрики, 02.06.2019 14:43
  • У краешка счастья — без рубрики, 04.05.2020 09:14
  • Если верить и ждать… — любовная лирика, 25.04.2020 09:59
  • Я читать тебя не перестану — любовная лирика, 13.04.2020 22:27
  • Что б ни случилось — без рубрики, 21.06.2019 19:57
  • Учись танцевать под дождём — без рубрики, 09.04.2020 20:41
  • Кантилена — без рубрики, 07.04.2020 23:39
  • Впустить весну в распахнутые окна — без рубрики, 04.04.2020 08:06
  • Только ты — любовная лирика, 02.04.2020 22:27
  • Я не помню… — любовная лирика, 28.03.2020 23:11
  • Привыкаю… — любовная лирика, 19.11.2019 23:21
  • Не верить нельзя, не любить невозможно — любовная лирика, 13.05.2018 21:25
  • Не перестану ждать тебя — любовная лирика, 17.02.2018 11:09
  • Расскажи… — любовная лирика, 27.03.2020 01:59
  • Я буду… — любовная лирика, 22.03.2020 11:38
  • Бесполезности и неслучайности — без рубрики, 13.04.2019 00:23
  • В ромашковый рай — без рубрики, 20.03.2020 22:24
  • Качели — без рубрики, 18.03.2020 00:49
  • Я тебя никогда не покину — любовная лирика, 09.03.2020 20:01
  • Слушаю сердцем… — без рубрики, 29.10.2019 21:15
  • Мне туда бы сейчас… — без рубрики, 28.10.2019 23:30
  • А мы ещё станцуем под дождём — любовная лирика, 19.03.2018 17:48
  • На струнах дождя — любовная лирика, 07.03.2020 22:23
  • Только туда… — любовная лирика, 05.03.2020 21:35
  • Волшебный микс реальности и снов — любовная лирика, 29.02.2020 15:18
  • А оно вдруг случается… — без рубрики, 22.02.2020 13:28
  • Всё будет — без рубрики, 20.02.2020 17:52
  • День без тебя… — любовная лирика, 18.12.2019 22:46
  • Подари мне… — любовная лирика, 27.07.2018 21:22

продолжение: 1-50  51-100  101-150  → 

Избранные авторы:


Мягкое Время, Наш Счастливый Берег, Сергей Вячеславович Дроздов, Шолом Ицко, Алекс Литвинов, Валерий Дукельский, Ирина Лавренова, Рей Журавлёв 57, Покровский Павел, Артем Степнов, Александр Петров-Приземцев, Валентина Некрасова

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добраГляжу вперед я без боязни:Начало славных дней ПетраМрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие

Собрались люди мудрыеВокруг постели Гостомысловой.Смерть над ним летает коршуном!Но, махнувши слабою рукою,Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Произведения

  • Другу — без рубрики, 14.04.2020 22:15
  • Привычки — любовная лирика, 10.03.2020 20:55
  • Третий Рим — гражданская лирика, 26.01.2020 12:54
  • *** — без рубрики, 03.08.2019 17:24
  • Нечто большего — без рубрики, 14.07.2018 19:48
  • Нечто большего 2 — авторская песня, 14.07.2018 19:44
  • СК — могущество — гражданская лирика, 02.05.2018 10:00
  • Русские своих на войне не бросают — гражданская лирика, 20.10.2014 20:57
  • Тайны явь — пейзажная лирика, 23.01.2018 20:55
  • Грёза — пейзажная лирика, 18.02.2017 18:58
  • Ничего святого — философская лирика, 18.01.2017 23:35
  • Люблю — любовная лирика, 17.12.2016 21:49
  • Исканья не случайны — философская лирика, 31.10.2016 21:36
  • Русь моя — религиозная лирика, 30.05.2016 19:00
  • Прекрасное далёко — без рубрики, 27.05.2016 22:03
  • *** — без рубрики, 28.10.2015 18:52
  • *** — без рубрики, 27.10.2015 20:25
  • Льстецы — без рубрики, 26.10.2015 22:13
  • Без унынья и печали — любовная лирика, 23.10.2015 23:05
  • *** — любовная лирика, 01.05.2015 20:26
  • Черный буратино — гражданская лирика, 15.11.2014 22:52
  • Суд любви — философская лирика, 19.11.2013 12:28
  • Команданте — гражданская лирика, 14.11.2013 01:02
  • К звёздным мирам — философская лирика, 10.11.2013 14:39
  • Дуэль — любовная лирика, 06.11.2013 08:30
  • Предначертанье — религиозная лирика, 02.11.2013 19:52
  • Сон — религиозная лирика, 02.11.2013 14:45
  • Предостережение — гражданская лирика, 01.11.2013 00:00
  • Навечно — любовная лирика, 27.10.2013 20:29
  • Ночная бабочка — городская лирика, 21.10.2013 21:24
  • Предрассудки — любовная лирика, 16.10.2013 09:56
  • Жеманная Европа — гражданская лирика, 15.10.2013 20:58
  • Лебединая песнь — любовная лирика, 13.10.2013 19:25
  • Мой путь — без рубрики, 01.10.2013 21:28
  • Небеса не обманешь — любовная лирика, 29.09.2013 22:19
  • Мосты сгорели — любовная лирика, 28.09.2013 16:43
  • Знамение — любовная лирика, 27.09.2013 21:09
  • Осень — пейзажная лирика, 27.09.2013 00:01
  • Залог бессмертия или Глобальное потепление — философская лирика, 24.09.2013 23:03
  • Взыскующие истину — гражданская лирика, 23.09.2013 20:29
  • Тандем, или Второе пришествие мессии — гражданская лирика, 22.09.2013 00:30
  • Заложники надежды — гражданская лирика, 15.09.2013 09:59
  • Трюизмы — гражданская лирика, 10.09.2013 22:32
  • Директива СНБ США 20 дробь 1 — гражданская лирика, 09.09.2013 21:54
  • Криптократы — гражданская лирика, 06.09.2013 21:47
  • Белая ворона — гражданская лирика, 03.08.2013 22:35
  • На страже — гражданская лирика, 01.08.2013 23:22
  • Служитель Бога — религиозная лирика, 22.06.2013 22:02
  • Пробили куранты — гражданская лирика, 02.06.2013 00:13
  • Краснеет зелёная бронза — гражданская лирика, 24.04.2013 00:23

продолжение: 1-50  51-89 

Влияние гармонии на восприятие произведения

Что такое ритм в стихотворении? Это звучание, образующееся упорядоченным повторением слогов. Чередование ударных и безударных элементов в строфах — это сердцевина всей системы сложения русского силлабо-тонического стиха.

Конечно, есть верлибры, белые стихи, в которых ритмический рисунок не столь важен, как образное повествование. Но это можно назвать исключением из правил. Есть еще такая разновидность, как античный стих. Этот способ стихосложения ввел в поэзию Асклепиад Самосский более чем за триста лет до нашей эры. В простом (коротком) античном стихе используют дактиль, спондей и трохей. Сейчас эти строфы мало употребляются, так как больше популярны свободные верлибры. Но знаменитый стих Горация «Памятник» написан именно античным стихом с уникальной ритмикой.

Когда начинающий поэт делает первые пробы пера, ориентироваться нужно на ритм. Чтобы лучше понять, выдержан он или нет, нужно прочесть свое сочинение вслух (самому себе). Так становится более очевидно, если в строчках сбои или все написано хорошо.

Мы рассмотрим, как образуется ритм, какие его уровни различают в литературоведении. Также приведем некоторые примеры поэтических произведений.

Ритм

Ритм – соразмерность, чередование каких-либо элементов, периодическое повторение звуковых, синтаксических, интонационных элементов в стихотворной речи.

Ритм в стихотворении создается упорядоченным чередованием пиррихиев и ударных мест.

Еще задолго до развития письменности человек воспринимал ритм в окружающем мире, в своем организме (биение сердца, дыхание). С развитием труда ритм начал проявляться с работой человека во всех отраслях  (гончарный круг, кузница). Еще в античности люди выяснили, что ритм благотворно влияет на деятельность, ускоряя мышечные процессы. Именно в связи с этим появились рабочие песни, интенсивные и ассоциирующиеся с динамикой (для примера была взята рабочая песня времен СССР):

Распроклятый наш завод Перепортил весь народ:

Кому палец, кому два, Кому по локоть рука…

Грудь расшиб себе два раза У мартыновских печей,

Я ослеп на оба глаза – Хоть бы голову с плечей!

Управитель наш, подлец, Всех замучил нас вконец.

Постепенно, с развитием человека, стали появляться песни для народного исполнения, исключающие работу. Затем их стали исполнять на сцене, появились хороводы, танцы. Они сохранили свою ритмичную составляющие, но стали самостоятельными частями фольклора.

Рифма

Некоторые слова одинаково заканчиваются. В таком случае одно слово для другого является рифмой. С ними человек знакомится с самого рождения: колыбельные песенки и детские считалочки, поговорки, прибаутки и присказки содержат рифмующиеся слова. Особенностью рифмы в современном стихосложении стало то, что она может быть взята из другого языка.

Земфира спокойно рифмует к слову «дискотеки»:

Меньше всего нужны мне твои comeback’и…

Более того, рифмовать можно слова, которых вовсе нет ни в одном языке. Именно так поступил Льюис Кэрролл, вставив в свою сказку стишок о Бармаглоте:

«Варкалось… Хливкие шорьки…».

С его легкой руки пошло экспериментирование поэтами начала двадцатого века. Хармс, например, написал:

  • Люди спят:
  • урлы-мурлы.
  • Над людьми
  • парят орлы.

Здесь рифма «орлы – мурлы». От того, что такого слова нет, стихи не перестали быть стихами. Выдержан размер стиха, ритм и рифма. Хотя ее может и не быть. Есть несколько форм, где стихи составляются без рифмы.

Ритм и рифма

Рассмотрим два основных критерия, без которых нельзя написать поэтическое произведение. Что такое ритм и рифма в стихотворении? Это два понятия, которые тесно между собой связаны. Вся строфа объединяется общим ритмом. Размер определяется после анализа строфы. Они бывают трехстопными, четырехстопными, пятистопными и так далее.

Основных размеров рифмовки существует пять. Это те размеры, которые получаются, если строго выдерживать чередование слогов. Среди них выделяют два двусложных и 3 трехсложных. Ямб и хорей отличаются друг от друга тем, что в первом случае ударение падает на слог под номером 1, во втором случае — под номером 2. Без разделения куплета на строки было бы не ясно, какой из слогов первый, какой второй. Ритмика разграничивает элементы строфы.

Среди трехсложных размеров выделяют также бакхий, антибакхий и амфимакр. Их наличие в стихах оправдано, если нужно эмоционально выделить какой-то сюжет в длинной поэме. Какой ритм в стихотворении, можно определить при разборе произведения и выявлении его размера.

Стихотворный размер


Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

  1. Первый пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
  2. Второй пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы.

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

  • дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
  • амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
  • анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

  • Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
  • Ямб: ИвАн-ИвАн-ИвАн-ИвАн
  • Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
  • Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
  • Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Смотри также:

  • Проза и поэзия
  • Язык художественного произведения
  • Содержание и форма. Поэтика

Ассонанс и диссонанс в поэзии, как способ создания ритма

Поясним эти основные понятия. Ассонанс — это такой троп, при котором употребляются одинаковые гласные в стихе. Этот прием усиливает эмоциональность сказанного автором. Строки с такими часто повторяющимися звуками легко читаются и быстро учатся.

Очень часто ассонанс можно встретить в стихах С. Маршака, есть эти тропы и у М. Лермонтова. Этот троп схож с аллитерацией, но при ее использовании таких повторных звукосочетаний на порядок больше.

Что такое диссонанс? Этот троп характеризуется тем, что в последних слогах строк здесь совпадают именно согласные звуки, а ударные гласные совершенно разные. Это придает своеобразную изюминку стихам. Автор выигрывает на интересе, который испытывает читатель, пытающийся понять, почему стих звучит гармоничный, хотя стандартной рифмы на слух не слышно.

И аллитерация, и диссонанс, и ассонанс делают ритм интереснее, вносят разнообразие в общую картину, созданную художником слова. Но употребление этих тропов требует хорошей теоретической подкованности и опыта в поэзии.

Сложные строфы и ритмика

Попробуем по-другому объяснить, что такое ритм в стихотворении, своими словами. Для среднестатистического читателя и для учеников средней школы вовсе не обязательно знать ритмические рисунки. Также не требуется определять размер каждого прочитанного стиха. Скажем просто, что ритм — это чередование ударных и безударных слогов. В некоторых произведениях авторы ставят их несколько необычно. Например, встречается 2 ударных слога подряд или 2 безударных. Это несколько сбивает ритм, но тоже является допустимым приемом в литературе.

Сложные размеры, где учитывается масса нюансов, — это особый уровень гармонии звучания. Если ритм в них будет не выдержан, то все старания напрасны. Новые виды строф нужно осваивать постепенно.

Определение ритма

В учебных заведениях, где учат актерскому мастерству, есть такое упражнение: прочитать четверостишие или скороговорку с разными выражениями. Например, как прочитала бы его Б. Ахмадуллина, В. Маяковский, Р. Литвинова. Ритм в стихе будет меняться в зависимости от характера чтеца.

Рубленые фразы В. Маяковского позволяют предположить выделение почти каждого слова и многозначительные паузы. Б. Ахмадуллина, скорее всего, прочитала бы его мечтательным тоном, делая акцент только в конце строки. А Р. Литвинова, возможно, выделяла бы начало и конец строки, остальной текст произнося тихо, как бы про себя.

Можно сделать вывод: ритм – это творческий подход к тексту. Выделяя определенные фразы, делая паузы, расставляя другие акценты, чтец делает текст живым, динамичным. Ритм в стихе – непостоянная величина. Он меняется в зависимости от настроения декламатора. Вопросительная интонация или восклицание не изменят ни текста стиха, ни его размера, но создадут противоположное впечатление от творения автора

Вот почему очень важно уметь владеть передачей ритма при чтении стихов

Размер стиха

Сальери говорил Моцарту, что он «алгеброй гармонию измерил». В этом есть глубокий смысл: стихи можно измерить, и единицей измерения станет размер стиха.

Существуют пять основных размеров в русском стихосложении:

  1. /-
  2. -/
  3. /- —
  4. -/-
  5. — — /
  • — /- — /- — /- -/-
  • — /- — /- — /- -/-.

Это как нотная запись. Играть ли с большим чувством, выразительно, или отбивать такт, как играют на занятиях танцами, – это зависит от концертмейстера. Ноты остаются те же в обоих случаях.

То же самое и с декламатором стихов: он может прочитать их с большим подъемом, выделяя некоторые слова и делая паузы. Тогда его выступление станет похожим на хорошее исполнение музыкальной пьесы. А теперь представьте себе школьного зубрилу, который вышел к доске и прочитал стихотворение на одной ноте, монотонно. Он отразил размер стиха, но не придал ему ритма. Стихи без ритм-деления безжизненны.


С этим читают