Религиозные взгляды и представления. роль религии в жизни человека и общества

Что означает само слово? Как и где оно появилось?

Религия – слово, о происхождении и точном смысле которого спорили еще в древние времена. К примеру, Цицерон считал, что термин «religio» образовался от одного из латинских глаголов, а именно от «relegere».


Слово «religio» переводится на русский язык следующим образом:

  • предмет поклонения, культа;
  • набожность, верование;
  • благочестие.

Одним из смыслов этого термина является и совестливость, обусловленная традициями и представлениями исповедуемой веры.

У глагола «relegere» смысл следующий:

  • «опять собирать»;
  • «вновь соединять»;
  • «связывать»;
  • «особо употреблять».

Точно перевести это слово невозможно, аналога в русском языке, при всем его богатстве, не существует. Наиболее точным значением в контексте вероисповедания принято считать «связываться с Высшим», то есть принадлежать к какому-либо культу.

Разделяли точку зрения Цицерона Лактанций и Августин, трактуя религию как связь человека с Богом. Иными словами, огни определяли значение термина «религия» как связь или же воссоединение, слияние человека и Бога.

В санскрите родственным термином является слово «dharma». Его значение можно передать так:

  • порядок мироздания;
  • учение о высшем;
  • закон бытия;
  • образец, эталон образа жизни.

В исламских культурах религии соответствует термин «din». Его главное смысловое отличие — в том, что основным значением является «подчинение». Речь идет о подчинении человека воле Бога.

В каждом языке или культуре имеется термин, аналогичный слову «религия». Разумеется, есть отличия в тонкостях и нюансах значений, но общий смысл един.

В русском языке термин «религия» употребляется лишь с XVIII столетия. До этого в ходу были собственные славянские выражения, например, слово «вера».

Список использованной литературы

  1. Гараджа В.И. Религиеведение. М. “Аспект Пресс”, 1994.

  2. Данильян О.Г., Таренко В.М. Религиоведение: Учебник. – изд. Эксмо 2005.

  3. История мировых религий. Краткий курс лекций для вузов. Ю.Б.Пушнова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. 2005.

  4. Крывелев И.А. История религий. М. “Мысль”, 1975.

  5. Мень А.П. История религии. Т.1. — М.Слово, 1991.

  6. Мчедлов М.П. Религия и современность. М. Издательство политической литературы, 1982.

  7. Основы религиоведения. под ред. И.Н. Яблокова М. “Высшая школа”, 1994.

  8. Основы религиоведения: учеб.\ Ю.Ф.Борунков, И.Н.Яблоков, К.И.Никонов и др.; под ред. И.Н.Яблокова.- 4-е изд., переработ. и доп. – М.: высш. шк., 2002.

  9. Радуги А.А., Радуги К.А. Социология. М. “Центр”, 1997.

  10. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М.: Республика, 1992.

  11. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. — М.: Изд-во полит. лит., 1986.

  12. Тэнасе Э. Культура и религия. — М., 1989.

У нас была магистерская работа, посвященная роли религии в видеоиграх

– Какие-то темы, которые студенты сейчас разрабатывают, вам показались интересными?

– Было очень много всего интересного. У меня как у философа всегда вызывает внутренний отклик, когда студент начинает заниматься классическими философскими проблемами, исследует, например, платоновские представления о душе и то, как они интерпретировались в христианских текстах.


С другой стороны, у нас была магистерская работа, посвященная роли религии в видеоиграх. Ее автор поступила в Утрехтский университет в Нидерландах и, возможно, продолжит этим заниматься. Мы сталкиваемся с феноменом, который воспринимаем как абсолютно секулярный, цифровой. Что может быть более современным, чем видеоигра?

Если мы задумаемся, действительно во многих играх присутствуют религиозные мотивы, сюжеты.

Немало работ касаются практик современной жизни. У нас была работа, возможно, она разовьется в магистерскую диссертацию, посвященная исследованию жизни одной из иудейских общин в Москве. С одной стороны, это была практическая работа. Но также там был и философский компонент, исследование того, какими концепциями и теориями идентичности в этой общине пользуются. То есть попытка проверки теории на практике.

Я очень доволен нашими студентами, они на удивление воодушевленные люди, которые постоянно просят, чтобы ставили больше и больше занятий и которые учатся чуть ли не семь дней в неделю.

– Если обобщить, что вы хотите в итоге получить от студентов, прослушавших весь курс?

Чем являются религиозные центры?

У этого понятия несколько значений. Как правило, под ним подразумевается непосредственное место, в котором совершаются религиозные ритуалы, то есть – святилища, храмы, соборы, мечети и прочее.

Однако у понятия «религиозные центры» имеются и другие значения. Это органы управления, административные образования, которые регулируют духовную работу, определяют ее цели и фактически возглавляют церковную деятельность. Примером этого является Ватикан – религиозный центр католичества.

Также под этим термином понимаются определенные места в мире, являющиеся традиционными для паломничества. Например, монастыри Афона или же Иерусалим – места, которые стремятся увидеть многие христиане.

О легитимизирующей функции

Смысл этого термина – легальность, законность чего-либо. На практике это понятие выражается в ограничениях на конкретные действия, поступки и даже мысли. Примером ограничения мысли может являться средневековое религиозное образование и прочие гонения на научную деятельность.

В современном же мире эта функция сводится к соблюдению религиозных заповедей, которые и лежат в основе уголовного права любого из государств. Большую их часть описывают книги Нового Завета и прочие священные древние тексты. Это запреты на убийства, кражи, прелюбодеяния, распутство и прочие подобные действия.

Основные функции религии

 

Так как религия является неотъемлемой частью человеческого общества, несомненно, она выполняет ряд важных функций и влияет как на процессы, происходящие в социуме, так и на мировоззрение и жизнь каждого отдельного члена общества. И вопреки распространенному мнению, что религия оказывает влияние исключительно на жизнь верующих людей и не влияет на часть социума, придерживающуюся атеистического мировоззрения, это не так: мораль и порядки, установленные практически в любом гражданском обществе, имеют истоки в религиозных верованиях, а появление многих традиций и правил, которые известны каждому с раннего детства, также было обусловлено верованиями.         Функции религии за сотни веков практически не изменились, несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества. В наше время, как и задолго до рождения и Иисуса Христа, и Пророка Магомеда, во времена существования Древнего Египетского царства, роль религии в жизни общества сводится к 5 основным функциям религии:  

1. Регулятивная. Начиная с древних времен, когда цари определили, что могут влиять на народ жрецов, сильные мира сего стали использовать религию как один из высокодейственных методов регулирования общественных процессов и формирования нужного мировоззрения у подданных. Каждое религиозное верование содержит в себе свод норм и правил, которых должны придерживаться все адепты религии. Можно с уверенностью сказать, что религия во многом определяет точку зрения верующих касательно большинства важных аспектов жизни и таким образом регулирует поведение людей.   

2. Коммуникативная. Религия объединяет всех верующих в одну группу, внутри которой, как правило, налажены достаточно тесные социальные и коммуникативные связи. Верующие общаются между собой на богослужениях, между ними часто устанавливаются близкие и доверительные отношения, поэтому принадлежность к какой-либо религиозной группе зачастую дает человеку возможность удовлетворить свои коммуникативные потребности. Другим аспектом коммуникативной функции религии является общение человека с богом через молитву (медитацию, чтение мантр и т.д.).  

3. Интегративная. Данную функцию религии можно назвать продолжением коммуникативной функции, так как религия помогает каждому верующему интегрироваться в общество, стать его частью. Роль религии в жизни общества достаточно полно изучил историк Э.Дюркгейм, который занимался исследованиями жизни и верований аборигенов Австралии, и именно он определил зависимость между принадлежностью личности к религиозной группе и интеграции в общественную жизнь через участие в религиозных культах.   

4. Компенсаторная. Эту функцию религии также называют утешительной, так как верующие люди в сложных жизненных ситуациях черпают утешение и надежду на лучшее в своей вере. Однако нельзя сказать, что компенсаторная функция религии охватывает только людей, пребывающих в депрессии и переживающих сложный жизненный период, ведь для многих верующих именно их вера и служение богу является смыслом жизни.  

5. Воспитательная. Религия и вера формируют жизненные ценности каждого верующего, устанавливают для него моральные нормы и запреты. Особенно ярко воспитательная функция религии проявляется в тех случаях, когда к вере обращаются люди, совершавшие преступления или страдающие от пагубных зависимостей, ведь случаи, когда бывшие алкоголики, наркоманы и асоциальные личности под влиянием веры преображаются в добропорядочных граждан.   

Актуальность

Религия (лат.religare – связывать, соединять) особая форма мировоззрения, обусловленная верой в сверхъестественное, включая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культов действий и объединение людей в организации (церковь, умма, религиозная община).


Религия активно влияет на бытие человека, и это влияние отмечается на протяжении всей истории человечества. Ведь стабилизированное психическое состояние, ощущение целостности мира, а также четкое представление о смысле своей жизни является неотъемлемой частью в аспектах психического здоровья каждого человека. Поэтому изучение отношения человека к институту времени и религии способствует формированию представлений молодого поколения в условиях трансформации общества.

Задачи:

изучить литературу по данной теме.

узнать роль религии в современном мире;

провести анкетирование;

подвести итоги социологического опроса «Религия, ее роль в жизни человека».

Методы исследования:

Работа с источниками информации.

Анкетирование (социологический опрос).

Гипотеза:

В нашем обществе сохраняется достаточно важное влияние на человека его религиозных убеждений, при этом люди реже посещают религиозные храмы и меньше задумываются о соблюдении религиозных обрядов. Но также есть люди, которые отрицают свою причастность к религии

Чем являются религиозные центры?

У этого понятия несколько значений. Как правило, под ним подразумевается непосредственное место, в котором совершаются религиозные ритуалы, то есть – святилища, храмы, соборы, мечети и прочее.

Однако у понятия «религиозные центры» имеются и другие значения. Это органы управления, административные образования, которые регулируют духовную работу, определяют ее цели и фактически возглавляют церковную деятельность. Примером этого является Ватикан – религиозный центр католичества.

Также под этим термином понимаются определенные места в мире, являющиеся традиционными для паломничества. Например, монастыри Афона или же Иерусалим – места, которые стремятся увидеть многие христиане.

Религиозное воздействие

Религия и ее роль в жизни современного общества определяется функциями, которые она выполняет в социальной среде. Основных из них пять. Только посредством этих функций религия влияет на мировоззрение как отдельной личности, так и всего народа в целом.

Регулятивная функция


Заключается в ориентировании всех своих адептов на определённые нормы и правила, регламентирующие все стороны человеческой жизни. Верующие обязаны выполнять предписанные религиозные требования и соизмерять с ними личную и общественную жизнь.

Коммуникативная

В данную функцию входит объединение конфессией своей паствы в одно сообщество с тесными коммуникативными и общественными связями. Общение верующих происходит в атмосфере церковных богослужений и личных коммуникаций, совместных молитв, медитативного обращения к Богу.

Интегративная функция

По сути, становится эволюционной версией функции коммуникативной. Вера в единого Бога не только сближает людей, но также интегрирует их в религиозные группы, влияющие на поведение общества, а в некоторых случаях и государства.

Компенсаторная функция религии

Опирается на утешение верующих, оказавшихся в сложной ситуации. Вера в помощь Всевышнего даёт людям уверенность в своих силах, надежду на лучшую участь даже в безвыходной ситуации. Но и жизнь людей, пребывающих в относительном благополучии, вера в Бога и служение ему окрыляют великим смыслом.

У религиозности есть и воспитательная функция. Вера в Бога формирует духовный потенциал верующих, ограничивает их свободуопределённой моралью. Эта ограничительная особенность благотворно сказывается в применении к людям, страдающим пагубными пристрастиями, например, к алкоголю или наркотикам, а также в отношении к преступникам.

Можно ли классифицировать религию?

Религиозные взгляды, вне всякого сомнения, относятся к конкретному вероисповеданию человека. Однако, вне зависимости от нюансов, которые придаются данному явлению конкретным вероисповеданием, существует и общее разделение — на два крупных типа.

Согласно такому делению, каждое вероисповедание может относиться к двум типам:

  • объективный общий;
  • личностный.

Субъективный, личностный тип — это индивидуальные религиозные взгляды человека, его непосредственное восприятие Бога. То есть под данным типом понимается все, что относится к личным мыслям и чувствам, связанным с вероисповеданием. К примеру, то, как именно человек предпочитает молиться, к каким святым обращается, в большой храм ходит или в маленький – это элементы проявления религиозности, относимой к субъективному типу. Разумеется, то, что конкретный человек думает о Боге, степень его веры и прочее, что относится к мышлению, также входит в понятие субъективного типа религиозности.

Объективный, или же общий тип, включает в себя все те характеристики, которые касаются религии как института, социального и культурного явления. То есть этот тип включает в себя формирование общественного сознания, традиции, нормы морали и поведения, принятые в социуме, и многое другое. Все, что объединяет людей, является общим для них, можно включить в объективный тип религиозности.

Что такое религия?

Религия является совокупностью взглядов, мировоззрения, ощущений, основывающихся на абсолютной вере в нечто сверхъестественное. Помимо определенных эмоциональных проявлений и образа мыслей, она включает в себя и социальные, управленческие функции, а также является неотъемлемой частью культуры людей.

По причине многогранности этого явления определений у религии несколько. Основные из них таковы:

форма общественного сознания, в основе которой лежат сочетания убеждений, взглядов, возникших благодаря вере в одну и ту же сверхъестественную силу; вариант организации взаимоотношений между людьми, характеризующийся собственными правилами, традициями, этическими нормами и иными признаками, присущими социуму; духовная сущность — особый тип видения человеком себя, собственной личности и ценности жизни, окружающего мира, обыденности и прочего.

Точное и однозначное определение такого явления, как религия, дать невозможно. Оно напрямую зависит от того, какой именно ее аспект рассматривается.


С этим читают