Конфликт социальных ролей

Содержание

Ролевой конфликт в социологии

Ролевой конфликт в социологии рассматривается как столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду. Психология считает его негативным переживанием, затрагивающим внутренний мир. Чаще всего это показатель имеющихся у личности проблем взаимодействия с окружающими. Плохо это или хорошо, можно судить по тому, что дает ролевой конфликт человеку.


С одной стороны, благодаря ему, личность стремится к совершенству. К этому подталкивает роль, которую берет на себя человек, или какую предлагает общество. Например, молодой руководитель отдела старается соответствовать ожиданиям, которые возлагает на него высшее руководство. Это заставляет повышать квалификацию, изучать профессиональную литературу, то есть развиваться.

В то же время, как и любой конфликт, он вызывает отрицательные эмоции, заставляя делать определенные усилия против желания. Например, чтобы овладеть новыми технологиями, рабочего отправляют учиться на курсы. В душе он протестует против решения, но понимает, что без новых знаний не сможет выполнять работу.

Важно! Понимание того, что жизненные ценности легко не достаются, нежелательные усилия приходится совершать постоянно. Чтобы справиться с негативными проявлениями (столкновением понятий «не хочу», но «надо»), необходимо понять сущность ролевого конфликта и узнать выход из него

Определение ролевого конфликта

В обществознании трактуется, что ролевой конфликт – это процесс, обусловленный противоречиями между различными ролями, которые вынуждена выполнять личность. В довершение принято рассматривать такой конфликт как разновидность ролевого стресса, возникающего из-за перегрузки обязанностями.

К сведению. Краткий контекст ролевому конфликту – это ситуация, в которой человек сталкивается с двумя или более разными требованиями, и выполнение одних делает невозможным следование другим. От этого появляется внутреннее напряжение, как итог – конфликтная ситуация.

Сталкиваясь с требованиями нескольких ролей одновременно и не умея их совместить, человек может испытывать ролевой стресс

Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

  • Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

  • Групповая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

  • Межпоколенная мобильность — это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором — это межпоколенная мобильность.

  • Внутрипоколенная мобильность — это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

  • Организованная социальная мобильность — это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе — разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот — создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

  • Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Конфликтология

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, спором и угрозами. В результате бытует мнение, что конфликт – это явление нежелательное. А ведь у конфликта есть две стороны – негативная и позитивная. Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить проблемы.

Конфликты – это довольно распространенная ситуация в общении и причины их возникновения могут быть самыми разными.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (лат. Confliktus) означает столкновение противоположно направленных сторон, мнений, сил, поэтому конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами: лицами или группами.

Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.

Основные структурные элементы конфликта следующие:

  • Стороны конфликта – это те субъекты социального взаимодействия, которые находятся в соответствии конфликта.
  • Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт
  • Мотивы – внутренние и побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.
  • Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (или бездействие), которое могут привести к конфликту.

Конфликты по своей сути весьма многообразны, их можно классифицировать по разным признакам.

Классификация конфликтов
Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
      Сферы проявления конфликта Экономические В основе лежат экономические противоречия
Социально – бытовые В основе лежат противоречия социальной сферы
Идеологические В основе лежат противоречия во взглядах
Семейно — бытовые В основе лежат противоречия семейных отношений
  Степень длительности и напряженности конфликта Бурные быстротекущие конфликты Возникаю на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью.
Острые длительные конфликты Возникают при наличии глубоких противоречий
Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Связаны с поверхностными причинами либо пассивностью одной из сторон.
Слабовыраженные и быстротекущие конфликты Связаны с не очень острыми противоречиями и носят эпизодический характер
  Субъекты конфликтного взаимодействия Внутриличностные конфликты Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов внутри личности (конфликт в психике человека)
Межличностные конфликты Конфликт во взаимоотношениях людей
Конфликт «личность – группа» В конфликт вступают личность и группа (микрогруппа)
Межгрупповые конфликты Субъектами конфликта выступают малые социальные группы
  Социальные последствия Конструктивные конфликты В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия
Деструктивные конфликты Субъектами конфликта лежат объективные причины. Они создают социальную напряженность
  Предмет конфликта Реалистичные (предметные) конфликты Имеют четкий предмет
Нереалистичные (беспредметные) конфликты Не имеют предмета или имеющийся предмет не является важным для одного или обоих субъектов конфликта

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конструктивные конфликты отличаются тем, что у собеседников сохраняется направленность на предмет спора, и они осознают цели и средства совместной деятельности, адекватно оценивают свое состояние и состояние партнера, взаимные возможности. Их разногласия при этом не принимают необходимого характера, проявляется лишь взаимная неудовлетворенность ходом общения и друг другом.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Они возникают тогда, когда взаимная неудовлетворенность достигает «критического порога» и становится неуправляемой и необратимой. Он проявляется в стремлении партнеров завысить свои возможности, самоутвердиться за счет ущемления интересов оппонента, внеобоснованной критике, пренебрежительных репликах, жестах, взглядах в его адрес. Собеседником они могут восприниматься как личные оскорбления и вызывать противодействие с полным уходом от предмета обсуждения и переходом на личности и взаимные оскорбления.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и из-за того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает значения.

Определение и теория

Согласно определению ролевого конфликта одного из ведущих специалистов в области ролевых теорий, Брюса Биддла, «ролевой конфликт — это любое из нескольких возможных относительно продолжительных несоответствий между элементами ролей, проявляемых людьми в социальной ситуации, которые приводят к проблемам для одного или большего числа этих людей как индивидуумов».

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов: а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями); б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями); в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Типы ролевых конфликтов

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой — внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой — внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный — внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный — внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять её внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя своё ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, является невротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Зарубежная библиография по конфликтологии

  • Козер Л. Функции социального конфликта: пер. с англ. — М., 2000.
  • Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться или все о переговорах. М., 1995.
  • Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. СПб., 1997.
  • Лоренц К. Агрессия. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994.
  • Хорни К. Ваши внутренние конфликты. СПб.: Лань, 1998.
  • de Waal, Frans B. M. and Angeline van Roosmalen. 1979. Reconciliation and consolation among chimpanzees. Behavioral Ecology and Sociobiology 5: 55-66.
  • de Waal, Frans B. M. 1989. Peacemaking Among Primates. Harvard University Press, Cambridge, MA.
  • Judge, Peter G. and Frans B. M. de Waal. 1993. Conflict avoidance among rhesus monkeys: coping with short-term crowding. Animal Behaviour 46: 221—232.
  • Veenema, Hans et al. 1994. Methodological improvements for the study of reconciliation. Behavioural Processes 31:29-38.
  • de Waal, Frans B. M. and Filippo Aureli. 1996. Consolation, reconciliation, and a possible cognitive difference between macaques and chimpanzees. Reaching into thought: The minds of the great apes (Eds. Anne E. Russon, Kim A. Bard, Sue Taylor Parker), Cambridge University Press, New York, NY: 80-110.
  • Aureli, Filippo. 1997. Post-conflict anxiety in non-human primates: the mediating role of emotion in conflict resolution. Aggressive Behavior 23: 315—328.
  • Castles, Duncan L. and Andrew Whiten. 1998. Post-conflict behaviour of wild olive baboons, I. Reconciliation, redirection, and consolation. Ethology 104: 126—147.
  • Aureli, Filippo and Frans B. M. de Waal, eds. 2000. Natural Conflict Resolution. University of California Press, Berkeley, CA.
  • de Waal, Frans B. M. 2000. Primates—A natural heritage of conflict resolution. Science 289: 586—590.
  • Silk, Joan B. 2002. The form and function of reconciliation in primates. Annual Review of Anthropology 31: 21-44.
  • Weaver, Ann and Frans B. M. de Waal. 2003. The mother-offspring relationship as a template in social development: reconciliation in captive brown capuchins (Cebus apella). Journal of Comparative Psychology 117: 101—110.
  • Palagi, Elisabetta et al. 2004. Reconciliation and consolation in captive bonobos (Pan paniscus). American Journal of Primatology 62: 15-30.
  • Palagi, Elisabetta et al. 2005. Aggression and reconciliation in two captive groups of Lemur catta. International Journal of Primatology 26: 279—294.

Что такое социальный конфликт

В науке социальный конфликт имеет определение: это противодействие, в основе которого лежат разногласия между отдельными индивидами или социальными общностями. Ярким примером глобального социального конфликта стали события, связанные с судьбами многих людей в прошлом столетии и оставившие след в современной жизни: это известные факты Второй мировой войны.

Специалисты утверждают, что ни один день человеческого бытия не проходит без конфликтов: профессиональных, семейных и многих других, причем каждый неизменно становится его субъектом или участником.

В социологии конфликт (от лат. сonflictus – столкнувшийся) считается наиболее острым способом разрешения противоречий в интересах, целях, образе жизни. Основная его характеристика такова: противодействие участников обычно сопровождается негативными эмоциями, часто поведение участвующих выходит за рамки общественных правил. Кратко конфликт – это высшая стадия противостояния между несколькими сторонами.

Важно! Хотя соц конфликт является деструктивной формой взаимодействия, у него есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, он вносит негатив в отношения, с другой, несет позитив

Так, производственные столкновения высвечивают профессиональные проблемы, скрытые отношения коллектива, ускоряют прогресс.

Как проявляется личностный конфликт

Психологической наукой выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели.

Эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и психоэмоциональное напряжение.

ПРИМЕР: Депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.

Когнитивная сфера. В когнитивной сфере внутриличностный конфликт проявляется через нарушения в восприятии человеком себя.

ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.

Поведенческая сфера. В поведенческой сфере внутриличностный конфликт проявляется через отрицательные изменения в поведении человека.

ПРИМЕР: Отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п..

Интегральные показатели. Комплексные нарушения в психике человека.

ПРИМЕР: Усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п.


Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Они делятся на два вида:

  • внешние;
  • внутренние.

Первый вид заключается в том, что человек имеет возможность сам себя оградить от ролевых конфликтов. Он может уйти с работы, перестать общаться с прежними друзьями, поменять место отдыха и так далее.

Второй вид на бессознательном уровне хранит нас от лишних стрессов, связанных с ролевым напряжением и конфликтом. Здесь на первое место выступают классические защитные механизмы: вытеснение, изоляция, рационализация, идентификация и некоторые другие. Он начинает активно действовать, когда нет возможности решить ситуацию по-другому, человек либо не умеет это делать, либо не может. В этом случае меняется не ситуация конфликта или напряжения, а отношение человека к ней, его восприятие окружающей обстановки.

Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?

Утрата привычного социального статуса — тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше — вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.

Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.

В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.

Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.

В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.

Стадии развития социального конфликта

Ни один конфликт не вспыхивает мгновенно, а проходит определенные стадии развития. Многие были свидетелями такого развертывания событий в своих коллективах:

  1. Предконфликтная (скрытая) стадия, когда стороны осознают, что существует напряжение. Например, сотрудник сказал нелицеприятное по поводу работы другого. Остальные обсуждают назревающий скандал в кулуарах, но открыто не выступают.
  2. Непосредственно конфликт разгорается, когда напряжение достигает предела, и возникает инцидент. Согласие становится невозможным, формируется неприязнь друг к другу, соперники начинают открыто противоборствовать. В конфликт вовлекаются другие участники, что считается критической точкой конфликта и приводит к активным мерам (штрафные санкции).
  3. На стадии разрешения происходят завершение инцидента, устранение противоречий между сторонами (конфликтующие сотрудники уволены, бизнес продолжается).

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Социальная сфера. 4.6. Социальный конфликт и пути его решения

ПЛАН.

  • Социальный конфликт. Понятие.
  • Структура социального конфликта.
  • Участники социального конфликта.
  • Стадии общественного конфликта.
  • Причины социальных конфликтов.
  • Виды социальных конфликтов.
  • Классификации социальных конфликтов.
  • Роль социального конфликта (позитивная и негативная).
  • Разрешение социальных конфликтов.
  • Способы разрешения социальных конфликтов.

Социальный конфликт.

Социальный конфликт – это столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

Структура социального конфликта.

  • Субъекты конфликта – участники
  • Объект конфликта — из-за чего возник конфликт
  • Условия протекания
  • Стратегия и тактика сторон
  • Масштаб протекания
  • Последствия, результаты.

Стадии общественного конфликта.

  • Предконфликтная – складывание конфликтной ситуации. Осознание противоположными сторонами эмоционального напряжения, стремление преодолеть его, понимание причин конфликта, оценка своих возможностей, выбор способа нападения на противника.
  • Активная (непосредственно конфликтная) – недоверие и отсутствие уважения к противнику. Невозможность достичь согласия, наличие открытых и скрытых действий, направленных на изменение поведения соперников.
  • Разрешение конфликта. Прекращение действий, направленных на изменение поведения соперников, устранение причин конфликта, изменение установок соперников относительно друг друга.

Причины социальных конфликтов.

  • Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
  • Различия в уровнях дохода, власти, культуры, доступе к образованию, информации.
  • Различия в целях, представлениях и ценностях.
  • Религиозные различия.
  • Поведение человека, его социально-психологические черты (характер, интеллект, общая культура и др.)
  • Неумение общаться и договариваться.

ПОВОД – любое событие, поведение соперника, переполнившее чашу терпения.

Виды социальных конфликтов.

  • Внутриличностный – происходит на уровне индивидуального недовольства собой, своим образом жизни, неумением реализовать себя.
  • Межличностный – происходит между двумя или несколькими лицами.
  • Межгрупповой – конфликт между группами – между классами, представителями разных религий, национальностей, конфликт поколений отцов и детей.
  • Конфликт с внешней средой – давление на человека извне со стороны культурных, экономических норм и предписаний, конфликт с организациями, поддерживающими эти нормы и предписания.
  • Конфликты по отдельным сферам жизни – экономических (производственный), политический, этнический и др.
  • Конфликт в обществе в целом – социальная революция, то есть быстрый переход от одного общественно-политического строя к другому, война.

Классификация конфликтов.

По длительности:

  • краткосрочный
  • среднесрочный
  • долгосрочный

По форме проявления:

По используемым средствам:

  • насильственный
  • ненасильственный

По характеру развития:

  • преднамеренный (подготовленный)
  • спонтанный (стихийный)

По масштабам распространения:

  • глобальный (мировой)
  • общенациональный
  • региональный
  • локальный
  • групповой
  • личный

По результатам:

  • конструктивный – приводит к позитивным последствиям;
  • деконструктивный – препятствует дальнейшему позитивному развитию.

Роль социального конфликта.

Позитивная.

  • Происходит выявление проблем, требующих решения
  • Стимулирование дальнейшего развития
  • Снятие психологической напряжённости участников конфликта
  • Осознание интересов друг друга, переход к сотрудничеству.

Негативная.

  • Создание стрессовых ситуаций
  • Нарушение порядка общественной жизни
  • Нарушение устойчивости, стабильности.

Разрешение социальных конфликтов.

  • Анализ конфликтной ситуации
  • Выявление возможностей разрешения конфликта (осознание противоречий, интересов, целей)
  • Выбор способа разрешения конфликта.

 Способыразрешения социальных конфликтов.

  • Компромисс – соглашение путём взаимных уступок без ущерба коренным интересам сторон.
  • Переговоры – мирное обсуждение сторонами решения проблем.
  • Арбитраж (третейский суд) – обращение к наделённому специальными полномочиями государственному органу власти за помощью в решении проблемы.
  • Применение силы (власти) – одностороннее использование силы (власти) той из сторон, которая считает себя сильнее.

Умение предотвратить конфликт или правильно выйти из него — важнейшая задача как отдельного человека, так и общества в целом.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Ролевой конфликт как разновидность противостояния

Этот вид столкновения характеризуется тем, что возникает он только при определенных выполняемых обязанностях. Понятие предполагает несоответствие между некоторыми элементами одной или нескольких ролей. Чтобы было понятно, можно представить ситуацию из жизни. Психолог, работающий в школе, воспринимается детьми как учитель. Из-за этого возникает дистанция между ним и учениками. С другой стороны, он должен быть с детьми практически на равных отношениях, чтобы расположить их к себе и помочь им решить личностные проблемы.

В семье, на учебе или производстве часто проявляется ролевой конфликт. Примеры противостояний, столкновений может привести каждый из своей жизни. Одни смогли с ними справиться, другие не могут, но очень хотят. Для того чтобы решить любую психологическую проблему, необходимо осознать ее причины.

Определение и теория

Согласно определению ролевого конфликта одного из ведущих специалистов в области ролевых теорий, Брюса Биддла, «ролевой конфликт — это любое из нескольких возможных относительно продолжительных несоответствий между элементами ролей, проявляемых людьми в социальной ситуации, которые приводят к проблемам для одного или большего числа этих людей как индивидуумов».

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов: а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями); б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями); в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Типы ролевых конфликтов

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой — внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой — внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный — внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный — внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей.

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять её внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя своё ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, является невротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

Конфликт — что за явление?

Нужно отметить, что для выполнения социальной роли человеку необходимы определенные навыки и время, чтобы научиться это делать. Иногда получается так, что один и тот же субъект должен выполнять противоречивые обязанности. Ярким примером является жена-директор. Она дома должна быть в подчинении у мужа, а на работе указывать подчиненным. Из-за этого появляются противоречия внутри самой личности (внутренние конфликты) и напряженные отношения с окружающими. Именно по причине статуса, положения в обществе к человеку предъявляются определенные требования. Социальная роль — это поведение людей в зависимости от разных требований к ним. Один и тот же человек может одновременно быть братом, отцом, зятем, рабочим, другом.

Мы часто слышим слова «конфликт», «конфликтный человек», «внутриличностный конфликт», что же это за понятия такие? Это определенные противоречия, которые уже есть или могут быть между разными социальными субъектами. Они возникают на основе несоответствия интересов, мотивов поведения, ценностей, потребностей и так далее.

Конфликт — это нормальное явление в обществе. Нет одинаковых людей, поэтому иногда появляется столкновение мнений и интересов по поводу какой-либо ситуации.

Специалисты выделяют множество видов конфликта, одним из которых является ролевой конфликт. Противостояние может быть не только между двумя людьми, предприятиями или странами. Очень часто человек борется с противоречиями в самом себе.

Конфликтологическая культура личности

Независимо от того, имеют ли место международные конфликты, примеры которых наиболее ярко демонстрируют деструктивный характер конфликтного поведения сторон; или же речь идет о незначительной ссоре между коллегами по работе, чрезвычайно значимым представляется оптимальный путь выхода. Умение противоборствующих сторон находит компромиссы в сложной спорной ситуации, сдерживать собственное деструктивное поведение, видеть возможные перспективы дальнейшего сотрудничества с настоящими оппонентами – все эти факторы являются залогом возможного благоприятного исхода. При этом, как бы ни важна была тотальная роль государственной политики, экономической и культурно-правовой системы в обществе, истоки данной тенденции находятся в отдельных конкретных индивидах. Подобно тому, как река начинается с маленьких ручьев.

Речь идет о конфликтологической культуре личности. Соответствующее понятие включает в себя умение и стремление индивида к предупреждению и разрешению социальных конфликтов (Самсонова Н. В.). В данном случае целесообразно вспомнить понятие «конструктивный конфликт». Примеры современных конфликтов (учитывая их обостренный и широкомасштабный характер) демонстрируют, скорее, отсутствие всякой конструктивности конфликтного взаимодействия. В связи с этим понятие конфликтологической культуры личности должно рассматриваться не только и не столько как одно из условий оптимального разрешения спорных ситуаций в обществе, но и как важнейший фактор социализации личности каждого современного индивида.

Виды социальных ролей

Различие социальных ролей обусловлено множеством социальных групп, форм деятельности и взаимодействий, в которые вовлечён человек, и в зависимости от которых социальные роли могут быть индивидуальными и межличностными.

Индивидуальные социальные роли взаимосвязаны со статусом, профессией или деятельностью, которой занимается человек. Они являются стандартизированными безличными ролями, строящимися на основе обязанностей и прав, вне зависимости от самого исполнителя. Такими ролями могут быть роли мужа, жены, сына, дочери, внука и т.д. – это роли социально-демографические. Роли мужчины и женщины – это биологические определённые роли, которые предполагают особые поведенческие шаблоны, закреплённые социумом и культурой.

Межличностные социальные роли взаимосвязаны с отношениями между людьми, регулирующимися на эмоциональном уровне. К примеру, человек может занимать играть роль лидера, обиженного, кумира, любимого, осуждаемого и т.п.

В реальной жизни, в процессе межличностного взаимодействия все люди выступают в какой-либо доминирующей роли, типичной для них и привычной для окружающих. Изменить же устоявшийся образ может быть очень сложно, причём как для человека, так и для его окружения. И чем дольше существует конкретная группа людей, тем более привычными становятся для её членов социальные роли каждого, и тем сложнее подвергнуть изменению устоявшийся поведенческий стереотип.


С этим читают