Первые уроки игры в шахматы

Содержание

Что такое шахматные фигуры?

Во время шахматной партии вы передвигаете фигуры по доске. В шахматах шесть различных фигур. В начале партии у каждого их противников по 16 фигур: восемь пешек, два слона, два коня, две ладьи, ферзь и король. Знакомимся с ними! 


Пешка

В начале партии у каждого из противников по восемь пешек. Белые пешки занимают вторую горизонталь, а черные пешки — седьмую.

Пешка — самая слабая из фигур. Ее ценность принимается за один балл. Еще не ходившая пешка может пойти вперёд на одно или два поля. Уже ходившая пешка может передвигаться только на одно поле за ход. Пешка может брать только по диагонали на одно поле влево или вправо перед собой. На диаграмме пешка только что сделала ход с поля e2 на e4, и взяла под бой поля d5 и f5.

Слон

У каждого из противников по два слона, один на белых полях, а другой — на черных. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и  f1, а черные — c8 и f8.

Слон считается легкой фигурой (как и конь) и стоит три балла. Слон может ходить на любое число полей по диагонали, если на пути не стоят собственные или вражеские фигуры. Легко запомнить, что, если отметить  возможные ходы слона, расположенного в центре доски, получится буква «X». Слон может взять фигуру противника, заняв поле, где та находится. 

Конь

В начале партии у каждого из противников по два коня: один на королевском и другой на ферзевом фланге. Белые кони занимают поля b1 и g1, а черные кони — на b8 и g8.

Конь считается легкой фигурой (как и слон) и стоит три балла. Конь — единственная шахматная фигура, способная перепрыгивать через другие фигуры! Конь проходит два поля в одном направлении, потом поворачивает и проходит одно поле в перпендикулярном направлении. Иначе говоря, его ход похож на букву «Г». Конь берет ту фигуру противника, чье поле он занимает а не фигуры, которые он перепрыгивает!

Ладья

В начале партии у каждого из противников по две ладьи, одна на ферзевом и  одна на королевском фланге. Все четыре ладь расположены по углам доски. Белые ладьи в начале партии занимают поля a1 и h1, а черные — a8 и h8.

Ладья считается тяжелой фигурой (как и ферзь) и стоит пять очков. Она может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (если на пути не стоят другие фигуры). Легко запомнить, что, если отметить  возможные ходы ладьи, расположенной в центре доски, получится знак «+».

Ферзь

Ферзь — самая сильная шахматная фигура! В начале партии у каждого из противников по одному ферзю. Белый ферзь стоит на поле d1, а черный —  на поле d8.

Ферзь считается тяжелой фигурой (как и ладья) и стоит девять очков. Он может ходить на любое число полей влево и вправо по горизонтали и на любое число полей вверх и вниз по вертикали (как ладья). Он может ходить на любое число полей по диагонали (как слон). Легко запомнить, что ферзь ходит как ладья и слон одновременно! 

Король

Король — самая важная шахматная фигура. Помните, что цель партии — дать мат королю! В начале партии у каждого из противников по одному королю. Белый король занимает поле e1, а черный — поле e8.

Король — не самая сильная фигура. Он может ходить (или брать) только на одно поле в любом направлении. Заметим, что короля нельзя взять! Если король под боем, говорят, что ему «шах».

Название шахматных фигур с картинками

Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.

Король

Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

Ферзь

Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

Ладья

Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

Слон

Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

Конь

Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

Пешка

Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Итак, теперь вы познакомились со всеми фигурами на шахматной доске. Советуем продолжить обучение и до конца разобраться с правилами шахмат. Мы постарались составить наиболее понятное руководство, чтобы после его изучения можно было сразу приступить к осмысленной игре.

(134983)

Сравнительная сила и ценность фигур


Основная статья: Сила шахматных фигур

Проблема сравнительной силы и ценности тех или иных групп фигур постоянно возникает в шахматных партиях, когда стоит вопрос о размене. В шахматной теории ценность фигур принято измерять в пешках. Общеприняты следующие соотношения:

Фигуры Символ Ценность
Пешка 1
Конь ~3
Слон ~3,5
Ладья ~5
Ферзь ~9
Король

Эти соотношения вовсе не достаточны для объективной оценки тех или иных действий в конкретной партии. В игре к ним добавляются многочисленные дополнительные соображения. На сравнительную ценность фигур может влиять тип разыгрываемой позиции, этап партии, на котором производится размен, положение конкретных фигур. Так, практически любая фигура в центре доски держит под ударом больше полей, чем на стороне и, тем более, в углу, поэтому размен своей угловой фигуры на равнозначную центральную фигуру противника может быть выгодным. Конь и слон формально считаются равноценными, но на практике их сравнительная ценность очень сильно зависит от позиции. Два слона почти всегда сильнее двух коней. Слон сильнее коня в игре против пешек, слон и пешки сильнее в игре против ладьи противника, чем конь и то же количество пешек. Слон и ладья обычно сильнее, чем конь и ладья, однако ферзь и конь часто оказываются сильнее, чем ферзь и слон. Двумя слонами можно дать мат одинокому королю при точной защите слабейшей стороны, двумя конями — нет. Действия дальнобойных фигур почти всегда ограничены другими фигурами, в то время как конь может перепрыгивать через них. От шаха коня невозможно закрыться — нужно либо отходить королём, либо забирать коня.

Особым вопросом является относительная сила короля. С одной стороны, неустранимая угроза взятия короля (то есть мат) означает проигрыш партии, и поэтому его ценность равна бесконечности. В дебюте и миттельшпиле неприкрытый король легко уязвим, и поэтому он не принимает активного участия в шахматном сражении, стремясь находиться под защитой других фигур; для этого обычно проводится рокировка

С другой стороны, ближе к концу партии король проявляет бо́льшую активность и становится важной атакующей и защищающей фигурой, и его сила равна 3–4 пешкам.

Шахматные фигуры

 

Шахматы Картинки и изображения шахматных фигур для распечатывания. Названия: Король, ферзь, слон, конь, ладья, пешки. Расстановка (расположение) фигур, описание, как ходят.

Эти фигуры подходят к вот этой классической шахматной доске.Скачать шахматную доску >>>

В шахматах существует шесть разных фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. Всего в шахматах два набора фигур отличающихся по цвету: черные и белые. В каждом наборе 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня, и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске по-своему.

Фигуры подразделяются на тяжелые и легкие. К легким относятся конь и слон, к тяжелым — ладья и ферзь, пешки фигурами называть не принято, и король из-за своей особой роли в партии ни к тяжелым ни к легким не относится.

Для того, чтобы распечатать картинку нажмите для увеличения. (Откроется в новом окне)

Король

King

  Король — самая важная фигура на поле, так как невозможность защитить короля от противника может привести к мату, а значит к проигрышу. Ходит он только на одно поле по вертикали, горизонтали или диагонали. Кроме того, может участвовать в рокировке.

Ферзь

Queen

  Ферзь — вторая по важности фигура на поле. У этой фигуры самые большие возможности в плане передвигаться по полю

Ходит на любое число полей по вертикали, горизонтали или диагонали. Фигура обычно увенчана небольшим шариком в отличие от короля, который, как правило, увенчан крестом.

Ладья

Rook

  Ходит на любое число полей по прямой, то есть только по вертикали или горизонтали. Может участвовать в рокировке. Фигура обычно имеет вид стилизованной круглой крепостной башни.

Слон

Bishop

  Ходит на любое число полей по диагоналям. В начале игры у игрока два слона, и каждый ходит по своим диагоналям, один по светлым, второй по темным. Верхняя часть имеет вид капли с заострением вверх, представляет собой стилизацию одеяния католических и протестантских священников (капюшона), что соответствует английскому названию «bishop» — «епископ».

Конь

Knight

  Ходит русской буквой «Г». Коня называют «прыгающей» фигурой, так как при ходе он может перешагивал через свои и чужие фигуры. Фигура имеет вид головы коня на подставке.

Пешка

Pawn

  Ходит на одно поле по вертикали только вперёд. Из исходного положения может сделать один ход сразу на два поля вперёд. Бьёт на одно поле по диагонали тоже только вперёд. При выполнении хода на два поля может быть следующим ходом взята на проходе пешкой противника ( взятие «энпассан»). У каждого игрока по восемь пешек, которые в начальной позиции пешки стоят на второй от игрока горизонтали, прикрывая фигуры. Если в процессе игры пешка достигает последней горизонтали, то она превращается в любую фигуру, по желанию игрока, кроме короля.

Расстановка шахматных фигур

Первый горизонтальный ряд занимают фигуры, второй — пешки. Начиная с крайней левой клетки фигуры расставляются так: Белые фигуры — Ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья. Черные фигуры — Ладья, конь, слон, король, ферзь, слон, конь, ладья. Разница в местоположении короля и ферзя. Чтобы запомнить расстановку обычно говорят, что Ферзь любит свой цвет, то есть белый ферзь стоит на белом поле, черный — на черном.

Ссылки:Шахматы на ВикипедииРоссийский шахматный портал

Как сделать шахматы из глины

Время на создание фигур из этого пластичного материала уйдет немного больше, чем на стандартные из дерева, но конечный результат поразит ваше воображение. Готовые шахматы будут невероятно привлекательными потому, что внешнему виду каждой фигурки можно придать высокую детализацию, где будут видны лица персонажей и их одеяния. Лепка шахмат из полимерной глины может оказаться привлекательным занятием для прекрасного пола.

Большое преимущество этого материала заключается в том, что его можно сделать самостоятельно. В этом случае обладатель будущих изделий сможет сэкономить еще и на глине. Все, что в дальнейшем понадобится для изготовления — это специальные инструменты для лепки и обычная пищевая фольга для выполнения каркасов.

Первоклассная мастерица под никнеймом в Ютубе Света Вредная демонстрирует в своих видео правильную последовательность изготовления фигурок:

создание каркаса:

создание пешки:


создание ладьи:

создание коня:

создание слона:

создание короля:

создание ферзя:

Отличие русских шахмат от обычных

Передвижение

До завершения партии ни одна из фигур-таврелей не убирается с доски. Фигура, находящаяся под ударом, не удаляется, а «берется в плен», это выражается тем, что на нее ставится фигура соперника. Фигуры могут передвигаться как на свободные поля, так и на занятые другой фигурой, причем как своей, так и противника. Волхв не имеет право перемещаться или находиться на поле, атакованном фигурами противника. Ратник, попавший в процессе игры на исходную горизонталь (для белых вторую, для черных седьмую), лишается права хода на две клетки.

Башни: образование, передвижение и разделение

Если таврель перемещается на поле, на котором уже стоит другая таврель, независимо от ее цвета, в этом случае образуется башня, вверху которой находится башня, сделавшая последний ход; снизу же остается таврель, стоявшая на этом поле до нее. Теоретически может образоваться башня из 31 таврели с Волхвом наверху. На самого Волхва не может ставиться таврель. Правила передвижения башни обусловлены тем, какая таврель находится вверху. При совершении хода башня может разделиться надвое в любой пропорции.

Превращение ратников

Ратник, достигший последней горизонтали противника, может стать только той таврелью, за которой он стоял в начале партии. Если ратник находился перед фигурой Волхва, он превращается в хелги, эта фигура может перемещаться одновременно как князь и как всадник.

Превращение ратника может быть осуществлено лишь в том случае, если он становится на поле превращения единственной фигурой, либо верхней в башне. Таврель при этом переворачивается нижней стороной с изображением соответствующей новой таврели. В случае взятия в плен превращенная таврель становится снова обычным ратником.


Запись партии

Запись осуществляется с помощью традиционной шахматной нотации со следующими специальными дополнениями:

  • х — означает образование башни
  • – — перемещение на свободные поля
  • (3) — деление башни (с указанием в скобках количества снятых сверху таврелей)

Как ходит конь в шахматах

Конь известен тем, что ходит по необычной траектории, которая при очерчивании напоминает букву «Г». То есть, он передвигается на два поля вперед и после этого на одно в сторону. И передвигаться так он может в любую сторону, а значит, в центре поля имеет целых 8 вариантов ходов, и два — при ходе из угла. Что интересно, только конь имеет право перескакивать через фигуры (и свои, и чужие) во время хода. Он бывает очень опасен для фигур соперника даже если как будто закрыт от них. А при бое конь становится на то место, где была сбитая фигура.

Кстати, эта особенность фигуры перешла и в разговорную речь. Фраза «Сделать ход конем» означает необычный шаг, хитрый неожиданный план.

История облика Править

Чатуранга и шатрандж Править

Обычно (ещё со времён чатуранги и шатранджа) шахматные фигуры представляли изображения соответствующих «персонажей» игры, выполненные в более или менее реалистичной манере. Издавна известны исключительные наборы, в которых фигуры представляют собой настоящие мини-скульптуры, подробно и со множеством деталей изображающих солдат-пехотинцев (пешки), боевые колесницы (ладьи), кавалеристов (кони), боевых слонов (слоны), короля и советника или главного визиря (ферзь) в соответствующих одеяниях. Такие наборы фигур делались, как правило, по заказу, и нередко из очень дорогих материалов (например, слоновой кости). Естественно они были (и есть) редки и дороги. При создании «массовых», относительно дешёвых игровых наборов фигуры делались сильно упрощёнными или «условно-знаковыми» (задача достижения внешнего подобия реальным объектам для них не ставилась, — существеннее было лёгкое опознание фигур).

Дальнейшая эволюция Править

На Русь шахматы попали из Персии около X века. Это повлияло на русские названия фигур, а вот традиционный русский облик полностью уступил место западно-европейскому дизайну.

Стандартизация Править

В середине XIX века, когда начали проводиться международные шахматные турниры, потребовалось стандартизировать дизайн шахматных фигур. Специально для Лондонского турнира 1851 года был разработан новый стиль шахматных фигур, — так называемые «стаунтоновские» шахматы, которые создал британский художник Натаниэль Кук.

Художник сделал простые осесимметричные (за исключением коня), но достойно выглядящие фигуры. Осесимметричность большинства фигур даёт возможность изготавливать их на токарном станке. Одной из характерных особенностей являются гривы коней, сделанные по образцу одного из коней с фриза Парфенона, увиденного художником в Британском музее. Облик фигур опирался на британские традиции: так, шишечка слона («епископа») напоминала александрийскую Папскую митру. Организатор турнира — Говард Стаунтон, — и заказчик нового дизайна фигур, разрешил ставить на коробках с наборами своё факсимиле, в результате дизайн получил его имя. Стаунтоновские шахматы были запатентованы 1 марта 1849 года. Исключительным производителем сначала была фирма «Джон Жаке и сын», но когда истёк срок действия патента, их стали изготавливать повсеместно, в результате стаунтоновские шахматы стали стандартом де-факто, турнирные наборы по сей день следуют именно этому образцу.

Названия

Русские

На территорию России шахматы приходили дважды: около IX века из Персии и уже в XVIII веке с Запада. Потому общепринятые русские названия фигур (за исключением короля) старинные и зачастую не отвечают облику.

В дореволюционной России встречались следующие названия фигур: Ладья — тура, король — генерал, слон — офицер, ферзь — королева:

В других языках

На Запад шахматы приходили разными путями, и обычно от арабов, а не от персов. Арабские фигуры часто были весьма схематичны, и их облик могли интерпретировать как угодно. Потому названия фигур бывают самые разные.

  • Король — титулы местных монархов (шах, малик, царь)
  • Ферзь — высший офицер (гетман, визирь), жена короля (королева, царица, дама).
  • Ладья — башня, тура, пушка, корабль, колесница, замок.
  • Слон — алфил (арабское название слона), бегун, гонец, охотник, стрелок, шут, епископ.
  • Конь — прыгун, рыцарь, всадник.
  • Пешка — солдат, крестьянин.

Классификация Править

Фигуры делятся на:

  • Лёгкие фигуры — конь и слон.
  • Средние фигуры — змея, птица и рыба.
  • Тяжёлые фигуры — дракон, ладья, медуза и ферзь.
  • Король — из-за своей особой роли в партии не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.
  • Пешка — так же, как и король, не относится ни к лёгким, ни к тяжёлым фигурам.

В терминологии имеется неоднозначность: в узком смысле фигурами называются все шахматные фигуры, кроме пешек. Обычно слово «фигура» в комментарии к шахматной партии употребляется именно в этом смысле, например, выражение типа «потеря фигуры» означает потерю лёгкой или тяжёлой фигуры, но не пешки.

Легенда о братьях Гаве и Талханде

Одним из известных памятников древней персидской литературы является сказание поэта Фирдоуси. Оно гласит, что в Индии очень давно жила царица, у которой было 2 сына-близнеца. Звали мальчиков Гав и Талханд. Годы детства прошли, и они стали говорить матери о необходимости передачи власти им. Царица встала перед дилеммой: как выявить более достойного из сыновей-близнецов? Она одинаково любила каждого, потому не смогла выделить одного. Видя это, царевичи решили сами определить сильнейшего путем боя. Для него они отправились на берег моря. Там они создали площадку между кромкой воды и вырытым рвом, призванным отрезать путь к отступлению для побежденного. При этом братья изначально договаривались, что убивать друг друга не стремятся. Целью каждого была победа над войском другого.

По случайности во время сражения погиб близнец Талханд. Узнав об этом, мать сильно горевала и винила его брата — Гава — в его смерти. Как оказалось, тот не был напрямую виновен: смерть его брата была вызвана губительными ожогами солнца. Чтобы понять, что именно случилось на месте сражения, мать Гава попросила его в подробностях показать ей всю последовательность событий. Чтоб выполнить волю матери и снять с себя обвинения в гибели брата, Гав продемонстрировал все события битвы на деревянной доске. На нее он поместил фигурки обоих войск с царевичами во главе. Каждого их них сопровождала пехота, конница и советники. Это решение Гава положило начало игре с фигурками на доске, которая спустя столетия превратилась в шахматы.

Как ходит ладья в шахматах

Эта фигура по тяжести сходна с ферзем, она перемещается по доске строго вертикально или горизонтально и бьет так же.

С ладьей связан один необычный шахматный прием, который называется «рокировка». Он выполняется сразу двумя фигурами. Его суть заключается в том, что король внезапно для противника меняет свое местоположение, оказываясь в более безопасном месте и под защитой других фигур. В ходе этой операции король перемещается на две клеточки в сторону ладьи, а сама ладья становится за короля. Есть несколько важных условий для выполнения такого хода:

  • рокировка доступна только тем королю и ладье, которые прежде были неподвижны;
  • на линии между этими фигурами не должно быть препятствий, поля должны быть пустыми;
  • рокировка не делается, если король под ударом;
  • то же касается полей: король, естественно, не может идти под шах, однако есть загвоздка — клеточка, которую корол «перепрыгивает» , тоже должна быть чистой от прицелов врага.

Интересно, что рокировку можно делать в обе стороны: и к ладье возле ферзя, и к ближайшей к королю.

Есть у хода и еще одно правило. Первым покинуть свое место должен король. Дело в том, что если первой пойдет ладья, второй игрок имеет полное право сказать, что ход уже завершен.

Шаг 2. Как ходят фигуры

Каждая из шести фигур ходит по-своему. Фигуры не могут перепрыгивать через другие фигуры (за исключением коня) или вставать на поле, где уже стоит фигура того же цвета. Однако они могут встать на место фигуры противника, которая считается взятой. Фигуры обычно размещают так, чтобы они угрожали фигурам противника взятием (встать на поле, где стояла взятая фигура, заменив её), защищали свои собственные фигуры, которым грозит взятие, или держали под боем важные поля доски.

Как в шахматах ходит король

Король — самая важная фигура, но при этом и одна из самых слабых. Король может ходить только на одно поле в любом направлении: вверх, вниз, в стороны и по диагонали. Король никогда не может вставать на битое поле (где его может взять фигура соперника). Когда король атакован другой фигурой, это называется «шах».

Как в шахматах ходит ферзь

Ферзь — самая сильная фигура. Он может ходить по прямой в любом направлении — вперёд, назад, в стороны или по диагонали на любое число полей, но при этом он не может перепрыгивать через другие фигуры. Если ферзь или любая другая фигура берёт фигуру соперника, ход заканчивается. Смотрите, как белый ферзь берёт чёрного, вынуждая чёрного короля сделать ход.

Как в шахматах ходит ладья

Ладья может ходить на любое число полей, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали). Ладьи особенно сильны, когда они защищают друг друга и действуют сообща!

Как в шахматах ходит слон

Слон может ходить на любое число полей, соединенных углами по диагонали. Каждому слону доступна только половина полей доски (одного цвета, белого или черного). Слоны хорошо действуют сообща, идеально дополняя друг друга.

Как в шахматах ходит конь

Кони ходят иначе, чем другие фигуры — на два поля в одном направлении и далее на одно поле под углом 90 градусов, буквой «Г». Конь — единственная фигура, способная перепрыгивать через другие фигуры.

Как в шахматах ходит пешка

Пешка — необычная фигура, она ходит и берёт по-разному: ходить пешка может лишь вперёд, а брать — лишь по диагонали. Пешка может передвигаться только на одно поле за ход. но еще не ходившая пешка может пойти вперёд на одно или два поля. Пешка может брать только по диагонали на одно поле перед собой. Пешка не может ходить или брать назад. Если другая фигура находится прямо перед пешкой, та не может сделать ход вперёд и не может взять эту фигуру.

 Рекомендуем -> Одиночные шахматы (возьмите все свои фигуры)

Легенда о шахматах и зерне

Эта легенда, по данным историков, претендует на звание самой популярной. Она гласит, что В Индии правил царь Баграм. Он был очень богат и постоянно вел войны с соседними странами, стремясь поработить их. Войско царя с колесницами и слонами побеждало во всех схватках, и вскоре воевать попросту стало не с кем. баграму стало скучно, и он созвал своих слуг. Им он велел придумать для него достойную царя забаву, способную избавить его от тяжких дум. Сначала слуги предлагали Баграму игры с использованием золотых и алмазных вещиц. Однако, даже самые шикарные и дорогие безделушки не смогли увлечь его по-настоящему. Но чуть позже слуга принес царю что-то на вид совсем не шикарное.

Это была деревянная коробочка, в которой лежали такие же фигурки. Увидев ее, царь тут же разгневался дешевизной подарка. Но слуга сразу же сказал ему, что ценность данной игры — не в ее дорогом материале, а в мудрости, которую она дает. Услышав это, Баграм принялся играть. Слуга показал ему фигурки, копировавшие его всадников, слонов, офицеров, стрелков и пр. Царь обрадовался, решив, что легко обыграет оппонента. Конечно, ведь до этого с тем же войском он сумел захватить весь мир. Каково же было удивление правителя, когда он потерпел поражение от какого-то слуги. Тот объяснил, что царь привык побеждать врага силой, что в шахматах невозможно. Тогда Баграм стал тщательно обдумывать все свои шаги. Ему удалось одержать новую победу, и с тех пор он играл со своими фигурками каждый день. Мир шахмат увлек его на всю оставшуюся жизнь.

Испытывая благодарность к своему слуге, подарившем ему игру, царь предложил ему горы золота. Однако, тот отказался, предложив правителю заменить золото простым зерном. Царь обрадовался такой возможности дешево вознаградить слугу и согласился. Тогда слуга сказал ему, чтобы он положил первое из зерен на клетку шахматной доски. А далее клал на каждую следующую клетку из 64 существующих вдвое больше, чем в предыдущий раз. На первый взгляд, все казалось просто и дешево. Но потом придворные математики царя удивились: получаемое таким путем количество зерна невозможно будет найти во всем мире! Оно выражается 20-значным числом, превышающим количество песчинок в Сахаре.

Требуемое слугой зерно можно было бы истратить на то, чтобы засеять всю поверхность Земли, включая покрытую океанами и ледниками, целых 9 раз! Поняв это, царь осознал всю безграничность тайн шахмат и навсегда полюбил их. Игру стали использовать все шире и чаще не только в его государстве, но и по всему миру.


С этим читают