Сон (картина сальвадора дали)

Метаморфозы Нарцисса (1937)


Сюрреалистичное полотно «Метаморфозы нарцисса» написано вод впечатлением от разговора двух рыбаков, который Дали случайно услышал, путешествуя по Италии со своей женой Галой. Мужчины бурно обсуждали своего знакомого, который обожал смотреться в зеркало. Это веселило рыбаков, и они называли его не меньше как чудаком «с луковицей в голове», то есть слегка больным на голову. В Древнегреческой мифологии Нарцисс был как раз самовлюблённым типом, которого боги превратили за это в цветок. А нарциссы — растения луковичные. Весь этот сюжет и воплотился на полотне Дали.

На переднем плане картины изображена рука, сжимающая яйцо, из которого произрастает цветок нарцисса. А с лева, сидящий на корточках и любующийся своим отражением человек, как бы повторяет форму руки с яйцом. Это отражение повторяется на вершине горы. Кстати, на most-beauty.ru вы можете посмотреть на фотографии самых красивых сортов нарциссов.

7

«Ба-бах!» (2010)

Kaboom

Восемнадцатилетний Смит необременительно учится на киноведа (и смотрит «Андалузского пса»), дружит с невозмутимой лесбиянкой Стеллой и вожделеет своего соседа по общаге Тора, тупого блондина с мускулами и серферской доской. Съев на вечеринке галлюциногенного печенья, Смит спит с девушкой по имени Лондон. Стелла тем временем заводит роман с неземной красавицей Лорелеей, обладающей способностью дарить паранормальные оргазмы. На протяжении этих волнующих событий Смиту снится повторяющийся сон о конце света.

Когда в 90-х Грегг Араки выпустил адово мрачную подростковую «апокалиптическую» трилогию, казалось, что на этом он закончил с угрюмыми пророчествами для мира и переключился на личные истории тинейджеров. Но спустя годы режиссер все-таки устроил планете большой «ба-бах!». И как весело у него это получилось! Опустошенная потерянная молодежь с выпендрежными именами вдруг стала радоваться жизни: бисексуальность, необязательная учеба, море и пляжи, огромные пластиковые серьги. Разумеется, Большой Брат из правительства и СМИ держит руку на Большой Красной Кнопке (она показана в фильме буквально), но Избранный еще может это остановить. Ну, а если не остановит — отлично оттянулись, и сны у нас были интересные.

Сонник — Крестик и иконка

Вы считаете себя христианкой? Большое значение имеет, крещёная ли вы, верующая ли? Ваш сон о том, что вы нуждаетесь в защите, вам предстоит пережить трудные обстоятельства и тяжёлые времена. Видеть крест – предупреждение о приближении долгих испытаний, в которое Вас вовлекут окружающие; Ваши неблаговидные поступки послужат причиной ваших душевных страданий. Такой сон советует молодой девушке — соблюдать скромность и доброжелательность в поведении, чем, в результате — завоевать любовь других и вызвать благосклонность судьбы; Таким образом, опять же — пережить испытание на смирение и прилежное поведение. Этот символ означает прошение, защиту от зла, обновление. Сон, в котором вы увидели у себя на шее крест с цепочкой, символизирует Библейские Заветы — покаяние, всепрощение и любовь к ближнему. Эти мощнейшие религиозные символы олицетворяют собой — утешение и осуждение, исцеление и боль одновременно! » Не бывает худа без добра и добра — без худа! » — народная мудрость. Распятие, безусловно, имеет и положительное начало — оно несет спасение и чувство безопасности. Многие религиозные иконы являются для нас » положительным» запретом или табу! Христиане, увидев во сне распятие или икону, могут достигать внутреннего очищения, обновления и примирения — великое воздержание от соблазнов — отсюда и радость обновления! Толкование снов из Сонника Дома Солнца

Сальвадор Дали: лучшие работы художника

События

2 44527

11 мая 2015

Сегодня, 11 мая, день рождения у великого испанского живописца и скульптора Сальвадора Дали. Его наследие навсегда останется с нами, ведь в его работах многие находят частичку себя — ту самую «безуминку», без которой жизнь была бы скучна и однообразна.

«Сюрреализм — это я», — беззастенчиво утверждал художник, и с ним нельзя не согласиться. Все его работы пропитаны духом сюрреализма — как картины, так и фотографии, которые он создавал с невиданным мастерством. Дали провозглашал полную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и шел до самых пределов в любом творческом эксперименте. Он не гнушался воплощать в жизнь самые провокационные идеи и писал все: от любви и сексуальной революции, истории и техники до общества и религии.

Великий мастурбатор

Лицо войны

Расщепление атома

Загадка Гитлера

Христос святого Хуана де ля Крус

Дали начал рано интересоваться искусством и еще в школе брал частные уроки живописи у художника Нуньес, профессора академии художеств. Затем, в Школе изящных искусств при Академии художеств он сблизился с литературными и художественными кругами Мадрида — в частности, с Луисом Бунюэлем и Федерико Гарсиа Лоркой. Однако в Академии он надолго не задержался — за некоторые чересчур смелые идеи его отчислили, что, впрочем, не помешало ему организовать первую небольшую выставку своих работ и быстро стать одним из самых знаменитых художников Каталонии.

Молодые женщины

Автопортрет с рафаэлевской шеей

Корзина с хлебом

Молодая женщина, увиденная со спины

После этого Дали встречает Гала, ставшую его «музой сюрреализма». Приехав к Сальвадору Дали со своим мужем, она тут же воспылала страстью к художнику и оставила супруга ради гения. Дали же, поглощенный своими чувствами, словно даже и не заметил, что его «муза» приехала не одна. Гала становится его спутницей жизни и источником вдохновения. Она также стала мостиком, соединявшим гения со всем авангардистским сообществом — ее такт и мягкость позволили ему поддерживать хоть какие-то отношения с коллегами. Образ возлюбленной нашел отражение во множестве работ Дали.

Портрет Гала с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече

Моя жена,обнажённая, смотрит на собственное тело, ставшее лесенкой, тремя позвонками колонны, небом и архитектурой

Галарина

Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в карпускулы, из которых неожиданно сотворяются Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала

Безусловно, если говорить о живописи Дали, нельзя не вспомнить его самые известные работы:

Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения

Постоянство памяти

Пылающий жираф


Лебеди, отражающиеся в слонах

Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)

Антропоморфный шкафчик

Сон

Содомское самоудовлетворение невинной девы

Вечерний паук… надежда

Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом

Скульптуры Дали вывели его сюрреалистический талант на новый уровень — с плоскости холста они перескочили в трехмерное пространство, обретя форму и дополнительный объем. Большинство работ стали интуитивно знакомы зрителю — мастер использовал в них те же образы и идеи, что и в своих полотнах. Для создания скульптур Дали приходилось по несколько часов заниматься лепкой из воска, а затем создавать формы для отливки фигур из бронзы. Некоторые из них затем были отлиты в увеличенном размере.

Кроме всего прочего, Дали был отличным фотографом, и в век самого начала развития фотографии вместе с Филиппом Халсманом он ухитрялся создавать совершенно невероятные и сюрреалистические снимки.

Любите искусство и наслаждайтесь работами Сальвадора Дали!

«Очарованный берег с тремя жидкими грациями» (1938)

Фото: artchive.ru: UGC

Многим известны образы трех Харит, или Граций, из греческой мифологии. Они олицетворяют веселье, изящество и вдохновение. Это не удивительно, потому что они служат богине любви Афродите. Но есть и другие три богини в греческой мифологии, от которых зависит судьба человека и продолжительность его жизни. Это Мойры.

Сальвадор Дали решил соединить эти два образа, создав образ жизни души человека. Первая героиня, в руках которой длинное веретено, начинает плести кружево судьбы. Вторая — символ зрелости человеческой души, когда приходит осознание себя, своей личности. Поэтому только у нее проступают четкие черты облика.

Кстати, если внимательно присмотритесь к чертам, то увидите мчащегося на коне всадника и бегущего за ним человека. Эти очертания символизируют человеческое стремление быстрее прожить жизнь, вечную погоню за мечтой.

Третья — олицетворение умирания, поэтому ее лицо — камень. Так застывает душа после смерти. Поэтому же фигура третьей Грации-Мойры практически сливается с пейзажем, тогда как две другие имеют четко очерченные женские формы.

Сам фон, на котором они изображены, также символичен: песчаный берег — мимолетность человеческой жизни, а море — вечность.

Хранится эта картина в Фигерасе, в созданном автором музее-театре.

«Пробуждение жизни» (2001)

Waking Life

Безымянный студент встречается с разными людьми, рассуждающими о разных вещах: творчестве и науке, эволюции и социуме, реинкарнации и философии. Один красный мужик в клетке рассуждает о том, как отрежет кому-то веки, но это так, интермедия. Безымянный парень все это время осознает, что существует во сне, не понимая, как из него выбраться, чтобы полететь, как было в детстве.

Анимационный фильм Ричарда Линклейтера — культурологическая лекция из разряда «понемногу обо всем». Одновременно это попытка перенести на экран осознанное сновидение, воссоздав то измененное состояние сознания, при котором можно управлять течением сна. Изменение сознания, в общем, удалось: сюжет основан на рассказах людей, употреблявших ЛСД, а визуальный ряд демонстрируется с частотой в два раза меньше обычного. Картинка расплывается, растекается, дублируется, предоставляя все шансы отправиться в настоящий трип. Беспрерывные монологи усиливают эффект погружения: творчество рождается из несовершенства, экзистенциализм — философия действия, плохо, что продаешь наяву свою жизнь так дешево, но сны-то приходят бесплатно, а вот еще Кьеркегор говорил, парень входит в бар и видит карлика. Название фильма взято из стихотворения По, но, когда происходит финальный отрыв от земли, на ум приходит Гете:

«Мир духов рядом, дверь не на запоре,

Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.

Умойся в утренней заре, как в море,

Очнись, вот этот мир, войди в него».

Женская фигура у окна (1925)

Во время учёбы в Королеской Академии, которую он так и не окончил, Дали создаёт потрясающее полотно «Женская фигура у окна». Моделью послужила сестра художника Анна Мария. Это самая значимая работа того периода, выполненная в стиле реализма. Видно влияние на автора работ знаменитых реалистов конца XIX — начала XX века.

Стоящая спиной к зрителю женщина вглядывается в бесконечную гладь моря. Игра света и тени прекрасно передают формы женского тела, а пейзаж за окном и интерьер комнаты как бы существуют сами по себе в различных реальностях. Неповторимая манера автора уже становится неподражаемой. Это первый шедевр Дали.

2

Постоянство памяти?

Что мы видим на этой небольшой картине размером 24х33 сантиметра? Давайте посмотрим на фон. А там расположился незыблемый пейзаж каталонского побережья с видом на мыс Креус. А само действие разворачивается уже новыми слоями. Так на картине появилась сухая олива и знаменитые текучие часы, созданные под впечатлением от камамбера, которым Дали ужинал накануне с Галой. Давайте взглядом пройдёмся слева снизу направо вверх, как привычно нашему взгляду. И по пути мы увидим ещё одни часы на ярком ребре геометрически правильного камня, в нижней части мы натыкаемся на нечто похожее на голову с длинными ресницами, поверх которой расплавились ещё одни часы. Завершаем мы путешествие взгляда на залитых солнцем скалах.

Фрагмент картины, муравьи пожирающие настоящее время и муха на мягком времени.

Достаточно пустынный пейзаж, с несколькими явными акцентами и тревожной цветовой гаммой, выполненной преимущественно в коричневых и бежевых тонах. Но вот взгляд при повторном просмотре цепляется за детали, которые сначала и не замечаются. В левом нижнем углу муравьи пожирают бронзовый циферблат времени настоящего. В системе символов Дали муравьи всегда означают разложение, поэтому данную часть достоверно интерпретировать проще всего. Рядом стекают расплавленные позолоченные часы, на которых удобно примостилась муха.

Так говорил Сальвадор Дали о сне, и именно спящую голову расплавил на картине, набросив сверху текучее время в виде расплавленных часов. Быть может, ему хотелось скрыться от своей мигрени и «перемотать» время при помощи сна, чтобы скорее избавиться от недуга.


Спящая текущая голова Сальвадора, укрытая текущим временем.

Так говорил Дали об одном из самых частых сюжетов своих картин — пейзаже родного края, на котором в данном случае он разместил море, незыблемые скалы и яйцо — символ жизни и перерождения.

А вот и часть картины с каталонскими скалами. Ну и фирменный символ Дали — яйцо!

И что же у нас осталось из не рассмотренного на холсте? Самый запоминающийся его фрагмент — олива с часами на фоне зеркала и моря. Олива в интерпретации является символом греческой философской мысли, которая уже отмерла и поддерживает на своей засохшей ветви время, которое течёт и изменяется.

А вот и та самая, запоминающаяся часть Постоянства памяти, которая стала визитной карточкой Дали

Ну что, давайте завершать изучение Постоянства памяти с его относительностью времени. Про это полотно рассуждал не один десяток искусствоведов, поэтому если у вас появится желание глубже окунуться в смыслы и символы Дали — у вас полно источников для изучения 😉

Дезинтеграция постоянства памяти, 1952-1954г Спустя двадцать лет Дали решил дезинтегрировать свою самую знаменитую работу, но об этом мы поговорим в следующий раз 😉

Дали по Фрейду: «Сон, вызванный полетом пчелы…» с точки зрения психоанализа

«Кажется, они считают меня своим святым покровителем», — посмеивался Фрейд над сюрреалистами, которых называл придурками. Дали же зачитывался книгами отца психоанализа и многократно пытался воспроизвести на картинах образы, порожденные во сне бессознательным

У художника был особый метод — он спал на работе. Если верить рассказам Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника.

И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд ассоциативных образов.

Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический фрейдистский сон — о противостоянии мужского и женского начал, подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.

Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны друг другом.

1 Женщина. Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров — реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.

2 Полет. Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», — писал Дали.

3 Пчела. Насекомое и плод — часть реального мира; жужжание пчелы — первопричина и сна, и пробуждения.

4 Гранат. В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», — комментировал картину сам художник.

5 Ружье со штыком. Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду — символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», — отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.

6 Тигры. Полосатые рычащие хищники — отражение в мире снов жужжания и окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.

7 Рыба. Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз пчелы из реального мира.

8 Слон. «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», — художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги — символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.

9 Обелиск. Камень на спине слона — знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала.

10 Луна. Это символ женского начала, а также атрибут ночи — времени сновидений.

11 Море. В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.

Художник Сальвадор Дали

1904 — Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя получил в честь умершего до его рождения брата. 1922–1925 — Учился в Королевской академии искусств в Мадриде. 1929 — Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни — Галу (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор». 1931 — Создал «Постоянство памяти». 1934 — Зарегистрировал отношения с Галой во Франции. 1940–1948 — Жил в США. 1944 — Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». 1947–1949 — Работал над «Атомной Ледой». 1969 — Придумал логотип . 1989 — Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией, похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.


Фото: Alamy / Legion-Media, Carl Van Vechten / Library of Congress

Пейзажи

В самом начале своего творческого пути Дали написал серию пейзажей своей родины. Позже он отказался от общепринятых в живописи правил, однако испанские ландшафты часто присутствовали и на его сюрреалистических полотнах. В «Горном озере», 1939 полоса воды списана с озера возле Рекесенса в Пиренеях, а скалы напоминают мыс неподалёку от Кадакеса. Телефон намекает на телефонные переговоры между Адольфом Гитлером и британским премьер-министром Невиллом Чемберленом, закончившиеся Мюнхенским соглашением 1938 года. Позже пейзажи Дали стали совсем фантастичными — пример тому «Сюрреалистический пейзаж», 1968.

История картины. Сальвадор Дали. Сон

Картина «Сон» написана в 1937г.

Эта картина Дали считается одной из его самых успешных.

Сон был очень важен для Дали, через него он описывал свои параноидальные фантазии.

На ее написание повлияла скала, увиденная Дали в Кадакесе. Дали показал «Сон» как огромную тяжелую голову на длинном тонком теле, балансирующую на костылях реальности. Он писал: «Если костыли эти ломаются, мы чувствуем, что падаем: это всем знакомое чувство падения в бездну в тот момент, когда на нас накатывает сон. Когда же мы внезапно пробуждаемся, мы не всегда обязательно осознаем, что вновь переживаем чувство отторжения, которое когда-то так травмировало нас при рождении»; «Сон – это равновесие; это чудовище, которому оставили только голову, а тело отняли. И голова держится только на подпорках, а их множество. Но стоит хотя бы одной подпорке шелохнуться, спящий… проснется. И только при полном равновесии, практически недостижимом, Бог Сна смежает нам веки».

Подпорки говорят о хрупкости реальности, — даже собаке, нарисованной в левом нижнем углу картины, необходима подпорка, чтобы не упасть на землю. Голубой цвет картины усиливает обособленность от рационального мира.

На дальнем плане: образ ренессансного города – воспоминание о поездке в Италию, которая вернула Дали из жестокого внутреннего кризиса, образ блаженного сна о царстве гармонии. Дали писал: «Пейзаж – это состояние души». Зыбкий, как мираж, почти пустынный пейзаж картины «Сон» — образ состояния души, ищущей свои истоки на пути к целостности.

«Расщепленный атом» (1947)

http-equiv=»Content-Type» content=»text/html;charset=UTF-8″>class=»article-image»>

Фото: art-assorty.ru: UGC

Сальвадор Дали интересовался достижениями науки, потому что стремился познать загадку жизни. Эта картина посвящена самому прекрасному и ужасному изобретению человеческого разума — ядерному расщеплению. Творческим импульсом для написания полотна послужил взрыв в Хиросиме.

Художник восхищен, удивлен и одновременно угнетен этим достижением науки. Центральный образ — гранат, закованный в обработанную гранитную глыбу, на которой написаны греческие письмена. Это символ научного прогресса от античности до нашего времени. Автор как бы говорит людям: «Вы же именно этого хотели». Человечество хотело познать тайну мироздания и поставить себя на службу силы природы. Оно этого достигло и ужаснулось.

В немом изумлении застыли три фигуры — средневекового рыцаря, пажа и молящейся женщины. Они выражают интерес, преклонение и страх перед открытой силой. Сам образ атома угрожающий. Гранат — символ жизни, плоти, которую разделила человеческая мысль, человеческое познание. Недаром возвышается над этой экспозицией бюст Нерона — одного из самых жестоких правителей Рима, на котором завершилась история великой Римской империи.

Сейчас полотно находится в музее-театре в Фигерасе.

Огромное количество картин Сальвадор Дали посвятил своей музе — Гале (Елене Дьяконовой). Не забывал художник и о себе. Стремясь познать самого себя, живописец создал ряд сюрреалистических автопортретов. «Кубистический автопортрет», «Автопортрет с рафаэлевской шеей», «Обнаженный Дали», «Солнце Дали», «Автопортрет с L Humanite», «Сон», «Мягкий автопортрет…» дают пространство для психоаналитического изучения личности Дали.

Большинство картин гения сюрреализма — это исследование всего, что человек стремится спрятать под маской культуры. Дали выворачивает это наизнанку и дает возможность заглянуть в глаза собственным страхам, комплексам и угнетенным состояниям. Такая позиция автора формирует актуальность и интерес к его творениям.

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

2020-08-23

«Лебеди, отраженные в слонах» (1937)

Фото: a-nasta-siya.livejournal.com: UGC

Тема иллюзии всего сущего (любимая тема художника) нашла отражение в этом творении. Здесь представлен особенный параноидально-критический метод художника.

На полотне запечатлена его детская травма, загнанная глубоко в подсознание и напоминающая о себе образами-символами животных. Композиция построена таким образом, чтобы раскрыть суть иллюзии, в которой живет человек и которая подавляет его.

Известно, что у Сальвадора Дали непросто складывались отношения с родителями. Они очень горевали о первом ребенке, которого потеряли в младенчестве. Поэтому второго сына назвали так же, как и первенца, — Сальвадор. Будущий художник в юном возрасте столкнулся с иллюзией реальности: окруженный детскими вещами и игрушками брата, он не мог понять, жив или умер, это он существует или его брат.

Эти ощущения и обиду на родителей гений сюрреализма выразил в картине «Лебеди, отраженные в слонах». Лебеди — иллюзия добропорядочной и любящей семьи, а слоны — воплощение настоящей родительской любви.

Дали превозносил слонов за то, что они самоотверженно заботятся о своем потомстве. Кроме того, слоны — это доминирование и власть, чего явно не хватало маленькому Сальвадору, чтобы почувствовать себя защищенным.

Скорбящий человек, изображенный слева на фоне скал, — сам автор, который не готов расстаться с обидой, не готов повернуться к ней лицом.

На сегодняшний момент эта картина — собственность частного коллекционера.

Великий мастурбатор

В 1929 году Сальвадор Дали встретил свою музу, которая позже стала его женой. Это полотно было создано в том же году, и как полагают, отражает эротическую трансформацию, которую художник претерпел благодаря ее приходу в его жизнь. Главная желтая область на картине представляет собой сон художника. Из его головы появляется видение, вероятно, представляющее эротическую фантазию, обнаженной женской фигуры, напоминающей его музу, притянутой к гениталиям человека, по-видимому, художнику.

Как и многие другие работы автора, странный автопортрет также страдает от добавок, таких как крючок с рыбой, кровоточащие порезы, муравьи, ползающие по его лицу, и кузнечик, который привязан к его лицу. Данное произведение представляет собой прославлением чего-то, что обычно высмеивается и относится к самым противоречивым картинам Дали.

7

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • стихи (2414)
  • цитаты (498)
  • политика (462)
  • живопись (333)
  • природа (322)
  • интервью и комментарии (316)
  • мудрые мысли (260)
  • забавно (250)
  • юмор (228)
  • психология (225)
  • видео (180)
  • ЖЗЛ (175)
  • из жизни людей (165)
  • города и страны (162)
  • книги (154)
  • мужчина и женщина (147)
  • музыка (146)
  • кулинария (140)
  • это интересно (136)
  • красиво (125)
  • фото (101)
  • фотоальбомы (100)
  • кино (91)
  • архитектура (85)
  • притчи (81)
  • осень (79)
  • фразы в картинках (76)
  • советы (52)
  • ссылки (47)
  • полезные вещи (46)
  • коллажи daath (31)
  • цитаты на английском (29)
  • мои любимые рассказы (23)
  • здоровье (20)
  • мультфильмы (18)
  • наши заблуждения (12)
  • новость дня (9)
  • Радиоспектали (9)
  • домоводство (8)
  • тесты (8)
  • Свежая газета (7)
  • проба пера (4)

Дали, Фрейд и символизм

Произведение Сальвадора Дали «Сон. » базируется на работах австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда, в которых он говорит о таком явлении, как длительное осмысленное сновидение. Фрейд описал его как сон, сюжет которого вызван каким-либо раздражителем извне: подсознание спящего человека идентифицирует этот раздражитель и превращает его в образы, которые имеют определенное сходство с источником раздражения. Если раздражитель несет угрозу в реальности, то и во сне он примет угрожающий облик, который спровоцирует пробуждение.

На холсте Дали мы видим сон, вызванный полетом пчелы — так, словно одновременно являемся и наблюдателем, и сновидцем. В нижней части картины изображена спящая обнаженная женщина, будто бы парящая над каменной плитой, которая по форме похожа на какой-то континент. Плита со всех сторон окружена пространством синего оттенка, которое многие исследователи творчества живописца трактуют как символ подсознания.

Можно предположить, что, перед тем как заснуть, женщина держала в руках спелый гранат — теперь в ее сне он парит внизу, привлекая своим ароматом пчелу-сладкоежку. Женщина слышит во сне жужжание пчелы. Подсознание сигнализирует, что насекомое может быть опасным, и мозг реагирует, вызывая образы желто-черных (под стать расцветке насекомого) тигров. Одно животное выпрыгивает из пасти другого, а то в свою очередь возникает из распахнутого рта рыбы, выныривающей из огромного граната, который повис над спящей. Острые когти и зубы — символ страха перед жалом насекомого, как и винтовка, чей штык вот-вот вонзится в руку женщины. Чтобы защитить себя от укола, спящая должна проснуться.

Сальвадор Дали часто изображал на своих картинах причудливых слонов с длинными тонкими ногами, и полотно «Сон. » не стало исключением — этот персонаж отлично вписывается сюда не только из-за своего необычного вида. Его также называют слоном Бернини — по имени итальянского скульптора XVII века, создавшего скульптуру, которая изображает слона с египетским обелиском на спине. Искусствоведы полагают, что Бернини почерпнул эту идею из старинного романа, в котором описываются различные сновидения главного героя. В одном из снов появляется образ слона, сквозь которого проходит обелиск. Рисунок слона на картине Дали является отсылкой как этому роману, так и к фрейдовской теории сновидений.

Сегодня картина Дали «Сон. », написанная гениальным сюрреалистом в 1944 году, хранится в Музее Тиссена-Борнемисы (г. Мадрид, Испания).


С этим читают