Басни для детей

Анализ / мораль басни «Любопытный» Крылова

В основе басни «Любопытный» Ивана Андреевича Крылова – не переделка чужого сюжета, не аллегория, а живая сценка из русской жизни той эпохи.


Басня создана в 1814 году. Ее автору за сорок, он трудится в Публичной библиотеке, регулярно публикуется и считается именитым баснописцем, превзошедшим своих предшественников в этом жанре. Отсюда – одна из возможных причин написания басни: некто сочинил дифирамб лучшим баснописцам, не преминув добавить, что каждого из них зовут Иваном. Однако в этом ряду не оказалось как раз И. Крылова. Басня с крылатым выражением в конце и стала ответом на это недоразумение. Впрочем, более достоверной считается совсем другая причина. В основе ее – эпизод, действительно произошедший с одним любознательным приезжим. История попала в «Русскую старину», а затем и вовсе приобрела литературную форму под пером И. Крылова. Остается добавить, что слон как экспонат и сейчас находится в одной из коллекций Кунсткамеры.

Здесь нет привычных действующих героев – прямиком из животного царства, нет отсылок к историям, восходящим еще к античности. Не дает писатель и имен собеседникам. Наконец, отсутствует и мораль. В произведении нет социальной заостренности, есть лишь комический случай, в герое которого каждый может узнать себя. Традиционно построение басни в виде диалога. Впрочем, большую часть ее составляет восторженный монолог провинциала, передающего свои впечатления от посещения Кунсткамеры (музей, начало коллекции которого положил еще Петр Первый). Скорее всего, интерес его неподдельный, искренний. Однако нельзя не улыбнуться простодушию гостя столицы. Начинается рассказ с парентезы (обращений): приятель дорогой, мой друг. Беседуют люди образованные, эрудированные. Идет перечислительная градация: видел, высмотрел. Идиома: чудес палата. Колоритные вводные слова: чай, право. «Таровата»: богата. С этого момента начинаются сплошные восклицания. «Какие» выступают в роли частиц с экспрессивным оттенком: какие бабочки. Обилие уменьшительных суффиксов усиливают растроганность говорящего и комизм ситуации: мушки, таракашки, коровки. «Крохотны»: типичная для языка И. Крылова усеченная форма прилагательного. Два сравнения: как изумруд, коралл. Он уверяет, что были и «менее булавочной головки» экземпляры. Вопрос про слона на контрасте с букашками ставит героя в тупик. «Слона-то я и не приметил». Герой сбит с толку и смеется. Если искать у басни сей мораль, то она в том, что большое видится на расстоянии

Увлекшись мелочами, можно пропустить что-то важное в своей жизни

Журнал «Сын Отечества» предоставил свои страницы для публикации басни И. Крылова «Любопытный».

Стихотворения и басни для детей.Стихи для детей любого возраста. Список авторов

 Блок А.А.Стихи Агнии БартоСтихи Афанасия ФетаБасни Сергея МихалковаСтихи Сергея МихалковаСтихи Сергея ЕсенинаБасни КрыловаБасни ЛафонтенаБасни Ивана ДмитриеваСтихи Бориса ЗаходераСтихи Алексея ПлещееваСтихи Елены БлагининойВалентин БерестовСтихи Генриха СапгираСтихи Александра ПушкинаСтихи Корнея ЧуковскогоСтихи Ивана БунинаСтихи Марины ЦветаевойСтихи Николая НекрасоваСтихи М.Ю.ЛермонтоваСтихи Романа СефаСтихи Самуила МаршакаСтихи Саши ЧёрногоСтихи Ивана СуриковаЭдуард УспенскийСтихи Юнны МорицСтихи Фёдора ТютчеваСтихи Алексея Плещеева  Мишка косолапый по лесу идетТоп, топ, топает малыш  

Форма речи басни


Продолжая изучать этот жанр литературы, остановимся на следующем вопросе. Какова же форма речи басни? Чаще всего авторы произведения обращаются к аллегории и прямой речи. Но также встречаются и произведения в жанре дидактической поэзии, в коротком повествовательном виде. Но обязательно это произведение, сюжетно законченное и подлежащее аллегорическому истолкованию. Обязательно присутствует мораль, которая завуалирована.   Самобытна форма речи басни Крылова. Русский литератор, конечно же, опирался на работы своих предшественников – Эзопа, Федра, Лафонтена. Однако он не старался подражать их произведениям, переводить их, а создавал свои оригинальные басни. Как правило, использовал он прямую речь и аллегорию, диалоги.  

Читать все басни Ивана Андреевича Крылова:

АлкидАпеллес и ОсленокБедный БогачБезбожникиБелкаБелкаБогач и ПоэтБочкаБритвыБулатБулыжник и АлмазБумажный ЗмейВасилекВельможаВельможа и ФилософВодолазыВодопад и РучейВолк и ВолченокВолк и ЖуравльВолк и КотВолк и КукушкаВолк и ЛисицаВолк и МышонокВолк и ПастухиВолк и ЯгненокВолк на псарнеВолки и ОвцыВоронаВорона и КурицаВорона и ЛисицаВороненокВоспитание ЛьваГоликГоспожа и две СлужанкиГребеньГусиДва ГолубяДва извозчикаДва МальчикаДва МужикаДве БочкиДве СобакиДемьянова ухаДеревоДикие КозыДобрая ЛисицаДуб и ТростьЗаяц на ловлеЗеркало и ОбезьянаЗмеяЗмея и ОвцаК другу моемуК соловью (Отчего сей свист унылый…)Камень и ЧервякКартинаКвартетКлеветник и ЗмеяКолосКомар и волкКомар и ПастухКоньКонь и ВсадникКот и ПоварКотел и ГоршокКотенок и СкворецКошка и СоловейКрестьяне и РекаКрестьянин в бедеКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЗмеяКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛисицаКрестьянин и ЛошадьКрестьянин и ОвцаКрестьянин и РаботникКрестьянин и РазбойникКрестьянин и СмертьКрестьянин и СобакаКрестьянин и ТопорКукушка и ГорлинкаКукушка и ОрелКукушка и ПетухКупецЛань и ДервишЛарчикЛебедь, Щука и РакЛевЛев и БарсЛев и ВолкЛев и КомарЛев и ЛисицаЛев и МышьЛев и человекЛев на ловлеЛев состаревшийсяЛев, Серна и ЛисаЛещиЛжецЛисаЛиса-СтроительЛисица и ВиноградЛисица и ОселЛисица и СурокЛисты и КорниЛюбопытныйЛягушка и ВолЛягушка и ЮпитерЛягушки, просящие ЦаряМальчик и ЗмеяМальчик и ЧервякМартышка и ОчкиМедведь в сетяхМедведь у ПчелМельникМеханикМешокМиронМирская сходкаМор ЗверейМот и ЛасточкаМузыкантыМуравейМуха и ДорожныеМуха и ПчелаМышиМышь и КрысаНапраслинаНовопожалованный ОселОбед у медведяОбезьянаОбезьяныОбозОвцы и СобакиОгородник и ФилософОда Уединение (Среди лесов, стремнин и гор…)Олень и ЗаяцОракулОрел и КротОрел и КурыОрел и ПаукОрел и ПчелаОселОсел и ЗаяцОсел и МужикОсел и СоловейОсёлОткупщик и СапожникОхотникПавлин и СоловейПарнасПастухПастух и МореПаук и ГромПаук и ПчелаПестрые ОвцыПетух и Жемчужное ЗерноПирПисьмо о пользе желаний (Наскуча век желаньями терзаться…)Пловец и МореПлотичкаПодагра и ПаукПодсвечник и ОгарокПожар и АлмазПослание о пользе страстей (Почто, мой друг, кричишь ты так на страсти…)ПохороныПрихожанинПрохожие и собакиПруд и РекаПустынник и МедведьПушки и ПарусаПчела и МухиРазбойник и ИзвозчикРазборчивая НевестаРазделРоди́ныРоща и ОгоньРучейРыбья пляскаРыцарьСвиньяСвинья под ДубомСиницаСкворецСкупойСкупой и КурицаСлон в случаеСлон и МоськаСлон на воеводствеСобакаСобака и ЛошадьСобака, Человек, Кошка и СоколСобачья дружбаСовет МышейСокол и ЧервякСоловьиСонет к Нине (Нет мира для меня…)Сочинитель и РазбойникСтарик и трое МолодыхСтрекоза и МуравейСтыдливый игрок (Случилось некогда мне быть в шумливом мире…)Судьба игроков (Вчерась приятеля в карете видел я…)Тень и ЧеловекТри МужикаТришкин кафтанТроеженецТрудолюбивый МедведьТучаУбогий этот дом Василий Климыч Злов…Федул твердит, что Фока плут…Филин и ОселФортуна в гостяхФортуна и НищийХмельХозяин и МышиЦветыЧервонецЧервонец и ПолушкаЧиж и ГолубьЧиж и ЕжЩукаЩука и КотЭпиграмма рецензенту поэмы «Руслан и Людмила» (Напрасно говорят, что критика легка…)Ягненок

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Басня в русской литературе

В 15-16 столетиях в России успех имели те басни, которые пришли с Востока через Византию. Хотя и до этого времени у читателей уже сложилось кое-какое мнение по поводу того, что это такое. Немного позже люди уже начали изучать произведения Эзопа, а в 1731 году Кантемир даже написал шесть басен. Правда, в этом он заметно подражал работам древнегреческого автора, но все же произведения Кантемира можно считать русскими.   Хемницер, Сумароков, Тредиаковский, Дмитриев усердно трудились над созданием своих собственных и переводами иностранных басен. В советское время особую популярность имели работы Демьяна Бедного, Михалкова, Глибова.   Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России. Наверное, потому его скульптура среди прочих выдающихся личностей заняла свое место на памятнике «Тысячелетие России» в древнейшем городе – Великом Новгороде.   Подведем итог Итак, мы разобрались с тем, что такое басня, как она произошла, где жили и как назывались творцы этого жанра. Мы выяснили, кем были лучшие в мире баснописцы, и изучили особенности их произведений. А еще мы знаем, какова структура этого литературного шедевра и чему она учит. Теперь читатель знает, что говорить, получив задание: «Раскрой понятие басни». Форма речи и особенный язык этих произведений никого не оставят равнодушным.  

Что такое басня

Перед тем как выяснить, какова форма речи басни, разберемся, что это такое. Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе.   Басня – это какая форма речи? Об этом мы узнаем позже, а сейчас поговорим о ее структуре. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами. Поэтому на вопрос: «Что такое басня?» — можно ответить, что это литературное произведение с обоснованным и поучительным выводом.  

Какой смысл в баснях Крылова?


У Крылова немало басен, где главными действующими лицами чаще выступают животные, а также растения. При этом автор высмеивает их недостатки, плохие черты характера. Очень часто один персонаж противопоставляется другому. Например: глупость, недалекость и тупость свиньи и мудрость дуба («Свинья под дубом). Или же излишняя самоуверенность и прямота, несгибаемость Дуба и гибкость, приспосабливаемость Тростинки («Дуб и Тростинка»). Немало басен, где высмеивает автор сразу всех участников, указывая на их общую проблему. Это басни «Квартет» или «Лебедь, щука и рак». Все эти персонажи их характеристики легко переносятся на людей. Среди знакомых и в наши дни очень много «обезьян с очками» или таких коллективов как рак со щукой и лебедем. Возможно, Крылов надеялся, что в некоторых его персонажах люди узнают самих себя и задумаются над своими пороками, недостатками.  

Анализ / мораль басни «Музыканты» Крылова

Басня «Музыканты» Ивана Андреевича Крылова впервые была представлена читающей публике в театральном журнале «Драматический вестник».

Басня написана примерно в 1808 году. Ее автору исполнилось в тот момент 39 лет, он занимает должность в департаменте, пишет пьесы и является начинающим баснописцем. По жанру – басня с парадоксальным подтекстом, по размеру – вольный ямб с прихотливой рифмовкой, где нашлось место и охватной, и смежной, и перекрестной. Произведение относится к социально-бытовым. Уже с первых строк вскрывается двойное дно приглашения в гости. Впрочем, никакой корысти, только желание разделить эстетическое удовольствие. Меломан под соблазнительным предлогом «откушать» зовет соседа подивиться на его хор. «Хозяин музыку любил»: это утверждение впоследствии дополняется почти противоположным выводом. Человек тешился наличием собственного хора, его исполнительностью, «прекрасным поведеньем». Покровительственная нота позволяет предположить, что хор составлен из крепостных. «Певчих слушать»: современная ассоциация связывает это слово с церковным хором, однако во времена И. Крылова под ним подразумевались собственно певцы. «Заманил»: выходит, соседа можно было привлечь только сытным обедом. Значит, ценителем певческого искусства его считать не стоит. Впрочем, этот вывод преждевременен. «Запели молодцы» (инверсия): хор, видимо, был мужским. Следом – фразеологический оборот «кто в лес, кто по дрова» (о нестройном пении). «Что силы стало»: некоторые почти ревели, стремясь произвести лучшее впечатление. «В ушах затрещало»: не звон, а именно треск. «Закружилась голова»: приступ мигрени. «Помилуй меня»: мольба, взятая из церковной лексики. Герой изрядно удивлен: чем любоваться? Ведь хор «горланит вздор». Хозяин умильно соглашается: то правда. Оказывается, достоинство хора не в мастерстве пения, талантах, выучке, а в трезвом образе жизни («хмельного в рот не берут») и степенном поведении, не доставляющем хозяину никаких хлопот. «Немножечко дерут» (перевирают ноты): ласкательный уменьшительный суффикс комично соединен с грубым просторечием. Мораль припасена лукавым автором на финал: уж лучше пей, да дело разумей. Эта чуть видоизмененная поговорка в данном контексте по-разному трактует смысл басни. Во-первых, прилежание не синоним таланта, во-вторых, лучше проявить терпение и такт по отношению к одаренным людям, чем создавать видимость искусства с теми, кто одарен только послушностью. Наконец, есть мнение, что именно эта басня – не лучший вклад в педагогическую копилку, поскольку требует щекотливого разъяснения для детей.

«Музыкантов» И. Крылова за нетривиальность суждения особенно ценил Н. Гоголь.

Произведения

  • Ильич и помидор. Автор Туби Континьед — басни, 20.03.2012 11:54
  • Прометей и люди. Автор Максим Советов — басни, 20.03.2012 01:25
  • Окно и Рогатка. Автор Раиса Смирнова — басни, 19.03.2012 15:00
  • Выборы. Автор Эдмар — басни, 30.11.2011 15:46
  • Пирог и мухи -Автор Станиславская Г. — басни, 09.11.2011 16:16
  • Микробы! Автор Николай Супрун — басни, 24.10.2011 23:44
  • Воронья басня. Автор Мария Плет — басни, 08.10.2011 18:16
  • Сосна и Подлесок. Автор Марина Чекина — басни, 27.09.2011 02:48
  • Подруги. Автор Марина Чекина — басни, 20.09.2011 17:14
  • Театральный дивертисмент. Автор Виктор Хатеновский — басни, 04.09.2011 14:10
  • Осел и колодец. Притча. Автор — Викина Вика — басни, 16.08.2011 11:40
  • Ворона и Лисица. Автор — Ленка Орлова — басни, 10.08.2011 18:08
  • 90-60-90. Автор Галина Байкова — басни, 05.08.2011 15:26
  • Риторика о Старой Паучихе. Авт. Александр Лихолет — басни, 22.07.2011 15:54
  • Вол. Автор Татьяна Матюшкина-Рашова — басни, 02.07.2011 16:02
  • Мотылёк. Автор Татьяна Матюшкина-Рашова — басни, 28.06.2011 20:04
  • Пирожок и Плюшка. Автор Ирланда — басни, 05.06.2011 18:11
  • Кот-переселенец. Автор Анатолий Гришин — басни, 08.05.2011 11:59
  • Дискриминация. Автор Андрей Трифонов — басни, 01.03.2011 19:51
  • О завистливой улитке — Елена Толстенко — басни, 12.02.2011 14:32
  • Павлинья песня. Притча. Ольга Уваркина — басни, 23.12.2010 13:34
  • Индюк и Свинья. Автор Анатолий Гришин — басни, 21.12.2010 12:25
  • Хорёк. Автор Аркадий Абрамов — басни, 20.12.2010 11:58
  • Маскарад. Автор Рута Марьяш — басни, 19.12.2010 11:26
  • Морока. Автор Елена Костакова — басни, 02.12.2010 14:22
  • Басня про зайца. Автор Протоиерей Игорь Кобелев — басни, 30.11.2010 09:19
  • Лось и Львица. Автор Анжелика Беляева — басни, 27.11.2010 08:41
  • Критика-почти по Крылову-Автор Ник. Кровавый — басни, 20.11.2010 10:44
  • Дрянь и Пьянь. Автор Леонид Дьяченко — басни, 11.11.2010 20:00
  • Про Китайскую Вазу и Консервную Банку- С. Сухарева — басни, 01.11.2010 15:33
  • Мартышка и Крокодил. Автор Е. Шаулов — басни, 05.07.2010 14:58
  • Почти как у Крылова. Автор А. Гончаров — басни, 30.06.2010 11:48
  • Любовь земная. Автор Светлана Сухарева — басни, 24.06.2010 15:17
  • Два беглеца. Автор Николай Кровавый — басни, 22.06.2010 17:51
  • Из жизни пчел. Автор Валентин Савченко — басни, 03.06.2010 04:51
  • Свинья решила похудеть. Автор Л. Дьяченко — басни, 24.05.2010 02:04
  • Ода женскому долготерпению — Автор Н. Черкашина — философская лирика, 01.03.2007 14:01
  • Притча о трех кедрах. Автор Наталья Кротова — философская лирика, 26.11.2008 01:00
  • Учил Петух Кукушку куковать. Автор Н. Кротова — басни, 27.12.2009 19:28
  • Путями Гиппократа. Автор Роман Зудилкин — басни, 19.05.2010 00:32
  • Уроки мудрости. Притча. Автор Сергей Курдюков — философская лирика, 23.01.2010 14:53
  • Тех в Рай не пускают… Притча. Автор С. Курдюков — философская лирика, 21.11.2009 12:32
  • Дятел. Автор Игорь Боронин — басни, 16.05.2009 11:58
  • Берёза с Топором. Автор Рашит Потайной — басни, 15.05.2009 12:28
  • Лев и Змей. Автор Рашит Потайной — басни, 28.04.2009 10:33
  • Про Попугая-воришку. Автор Лина Томчи — басни, 05.03.2009 09:53
  • Козёл и казино. Автор Евгений Теребин — басни, 31.01.2009 10:22
  • Злая басня. Автор Ольга Панчишкина — басни, 23.12.2009 16:30
  • Бочонок и Пробка. Автор Ольга Панчишкина — басни, 03.03.2009 09:44
  • Белая Ворона. Автор Ольга Панчишкина — басни, 24.01.2009 18:49

продолжение: 1-50  51-100  101-129 

Стихотворение

Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.


Стихи – это литературные произведения, написанные по законам стихосложения. Под последним подразумеваются использование рифмы, составление строф, созвучие определенных слогов и так далее.

Стихи – это мелодия чувств, выраженная на бумаге. С давних времен люди пытались с их помощью выразить все то, что творилось в душе: печаль, радость, горе, счастье, и конечно же, любовь. За всю историю человечества было написано столько этих произведений, что проще счесть все звезды на небе, нежели составить их полный каталог.

При этом следует отметить, что существует множество видов стихов. Одни из них длинные, другие совсем короткие. И все они имеют собственные названия и особенности. Например, японские короткие стихи – это хайку, а самые длинные считаются поэмами. —————————————————————- Стихи и басни для детей. Читаем бесплатно онлайн

Читать авторские сказкиЧитать авторские рассказы

Известные баснописцы

Басня пришла к нам еще из времен Древней Греции. Отсюда нам известны такие имена, как Эзоп (самый великий автор древности), второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен (семнадцатый век).

Сонник — Случайно убила маленькую девочку ножом

Маленькая Девочка во сне — это символическая модель самой Сновидицы (эмоциональная неосознанность). Ругаться с маленькой девочкой — это признак серьёзного внутреннего конфликта, неумелая попытка разобраться с внутренним ребёнком и понять его. Не понимать причины своего раздражённого поведения и самого скандала — это признак потери душевного равновесия наяву, когда Эмоции берут верх над Разумом. Схватить Девочку и усадить её к себе на Колени, трясти её за плечи, пытаясь успокоить — это хорошая подсказка Сновидице, поЗаботиться о своей Эмоциональной сфере и не обрекать себя на эмоциональные потрясения, поскольку это чревато потерей всесторонней псих/стабильности и уверенности в себе. Случайно заРезать Девочку ножом поперёк Груди — ещё одна прекрасная подсказка Сновидице, не размениваться на случайные, ничего не значащие чисто-эмоциональные отношения, поскольку они идут кардинально вразрез с истинными желаниями Сновидицы — любить и быть любимой, что и олицетворяет собою Маленькая Девочка. С уважением Ливия. Толкование снов из Сонника Дома Солнца


С этим читают