Ади шанкар

Дискография

Студийные и концертные альбомы
  •  — Three Ragas
  •  — Anuradha (soundtrack)
  •  — Improvisations (studio album)
  •  — India’s Most Distinguished Musician In Concert
  •  — India’s Master Musician
  •  — In London (studio album)
  •  — Ragas & Talas
  •  — Portrait of Genius
  •  — Sound of the Sitar
  •  — Live at Monterey (Ravi Shankar album)
  •  — In San Francisco
  •  — West Meets East (with Yehudi Menuhin)
  •  — At the Monterey Pop Festival
  •  — The Exotic Sitar and Sarod
  •  — A Morning Raga / An Evening Raga
  •  — The Sounds of India
  •  — In New York
  •  — At the Woodstock Festival
  •  — The Concert for Bangladesh
  •  — Raga (Soundtrack)
  •  — In Concert 1972
  •  — Transmigration Macabre (Soundtrack)
  •  — Ragas with Ali Akbar Khan
  •  — Shankar Family & Friends
  •  — Music Festival From India
  •  — Concerto for Sitar & Orchestra (with London Symphony Orchestra & Andre Previn), при участии Иегуди Менухина и Жана-Пьера Рампаля
  •  — Shankar In Japan
  •  — Homage to Mahatma Gandhi
  •  — Raga—Mala (Sitar Concerto No. 2), при участии Иегуди Менухина
  •  — Pandit Ravi Shankar (album)
  •  — Tana Mana
  •  — Inside The Kremlin
  •  — The Sounds Of India (Remastered)
  •  — Passages (with Philip Glass)
  •  — Ragas
  •  — Tana Mana
  •  — Ravi Shankar: The Doyen of Hindustani Music
  •  — At The Woodstock Festival (Remastered)
  •  — From India
  •  — Genesis
  •  — Concert For Peace Royal Albert Hall
  •  — In Celebration Highlights
  •  — Pandit Ravi Shankar
  •  — In Concert
  •  — Chants Of India
  •  — Raga Tala
  •  — Portrait Of Genius (remastered)
  •  — At The Monterey International Pop Festival (live)
  •  — Raga Jogeshwari
  •  — Ragas Varanasi
  •  — Shankar: Sitar Concertos and Other Works
  •  — Raga—Mala
  •  — Improvisations
  •  — India’s Master Musician
  •  — West Meets East
  •  — Three Ragas
  •  — Sound Of The Sitar
  •  — From Dusk To Dawn
  •  — In New York
  •  — Full Circle (at Carnegie Hall)
  •  — In San Francisco
  •  — Ravi Shankar: Between Two Worlds (Documentary—directed by Mark Kidel)
  •  — Master Of Sitar
  •  — In London
  •  — Homage To Mahatma Gandhi
  •  — The Rough Guide To Ravi Shankar
  •  — Transmigration Macabre
  •  — Flowers of India
  •  — Symphony (with London Philharmonic Orchestra and David Murphy)

Биография


Джордж Харрисон, Джеральд Форд и Рави Шанкар в Овальном кабинете, 1974 год

Рави Шанкар, вероятно, является самым известным в мире индийским музыкантом. Он внёс большой вклад в популяризацию в западных странах индийской классической музыки в целом и её инструментов и исполнителей в частности. Важную роль при этом сыграли как знакомство с группой The Beatles и долгая дружба с их гитаристом Джорджем Харрисоном (Харрисон учился у Рави игре на ситаре), так и личная харизма Рави Шанкара.

Выступал на легендарных фестивалях в Монтерее (1967 год) и Вудстоке (1969 год), в -х концертировал вместе с Иегуди Менухиным.

Работал в кино с Сатьяджитом Раем, Мриналом Сеном, Норманом МакЛареном, Оливером Стоуном, Ричардом Аттенборо и др., ему принадлежит музыка более чем к 30 игровым и документальным фильмам. Музыкальная карьера Рави Шанкара длилась более шести десятилетий, а его международная карьера, согласно «Книге рекордов Гиннесса», являлась самой продолжительной в мире. Носил почётное звание пандит.

От первой жены Аннапурны Деви имел сына Шубхендра Шанкара (1942—1992), композитора, музыканта и художника. Отец певицы Норы Джонс (от Сью Джонс, р. 1979) и её сестры Анушки Шанкар (от Суканьи Шанкар, р. 1981), американской ситаристки и композитора.

Рави Шанкар был индуистом и вегетарианцем. Жил в Калифорнии. 09 декабря 2012 года, после жалоб на затруднённость дыхания, Шанкара поместили в одну из клиник благотворительной сети в Ла-Холье, Сан-Диего, штат Калифорния. Он умер через два дня, 11 декабря 2012 года, около половины пятого пополудни, находясь в реанимации после операции по пересадке сердечного клапана. Ему было 92 года.

5—6 января 2013 года в Калькутте, в большом концертном зале Nazrul Mancha прошёл фестиваль мастеров классической индийской музыки, посвящённый памяти Рави Шанкара. Фестиваль был организован культурным обществом Shreeranjani, которое возглавлял известный сародист . Почтить память «учителя» с разных концов Индии и мира в Калькутту приехали такие мастера, как пандит , пандит , Харипрасад Чаурасия, пандит Джасрадж, устад , доктор , пандит и устад Закир Хуссейн.

Дыхание

Он возродил древние методы, которые традиционно хранились в религиозных учениях, и сделал их доступными для всего мира. Так появилась его техника дыхания — Сударшан Крия Йога. Она позволяет использовать связь между дыханием и эмоциями, в том числе определенные ритмы дыхания, которые гармонизируют тело, ум и эмоции и помогают людям снизить уровень стресса.

Известно, что электросудорожная терапия (ЭСТ) помогает людям с депрессией избавиться от болезни в более чем 80% случаев. Исследование, опубликованное в International Journal of Yoga, показало, что Сударшан Крия Йога показала схожую эффективность в клинических исследованиях. Эта методика помогала выравнивать уровни сна и значительно уменьшать кортизол — так называемый «гормон стресса».

Примечания

  1. Vidyasankar, S.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 июня 2006.
  2. ↑ Y. Keshava Menon, The Mind of Adi Shankaracharya 1976 pp 108
  3.  (недоступная ссылка). encyclopedia of authentic hinduism. Дата обращения 30 января 2012. This site claims to integrate characters from the epics into a continuous chronology. They present the list of Dwarka and Kanchi Acharyas, along with their putative dates.

    However, the succession of acharyas at these two mathas were often disrupted by geopolitical realities and these records are not considered as reliable as the Sringeri chronology. Also, such an early date would be in conflict with much else in Indian chronology. According to these revisionist models, these are the actual dates, and it is other collateral dates, such as the date of Gautama Buddha (which serves as an anchor for modern academic history of India), that need to be moved back.

  4. В. С. Костюченко, «Классическая веданта и неоведантизм», М., 1983, стр. 111
  5. Ф. М. Мюллер Шесть систем индийской философии стр. 162 «Хотя и утверждали, что некоторые ведантисты отстаивали такое же мнение, и потому их называли тайными буддистами, сам Шанкара сильно восстает против такого крайнего идеализма. Он не только допускает реальность объективного мира для практических целей (вьявахарартхам), но и аргументирует против нигилизма буддистов»
  6. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 89
  7. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 63
  8. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 64
  9. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 66
  10. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 87
  11. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 87-88
  12. Н. В. Исаева, Шанкара и индийская философия — М.: Наука, 1991 — ISBN 5-02-016897-1 — стр. 88

Международные награды

  • 2016 — «Падма Вибушан» вторая из высших государственных гражданских наград Индии
  • 2015 — ‘Diploma de Honor’ от Национального Конгресса Республики Перу
  • 2009 — Награда «Культура в равновесии», Всемирный Культурный Форум, Германия
  • 2009 — Награда «Мяч Мира» от организации «Голуби мира», Норвегия
  • 2008 — Национальная награда «Свет Востока», Индия
  • 2008 — Награда «Архитектор Мира во Всем Мире», Индия
  • 2007 — Награда Национального Фонда Ветеранов за выдающееся служение по реабилитации ветеранов и их семей, США
  • 2007 — Премия Варшада Каннадига, Индия
  • 2007 — Премия «За выдающиеся заслуги в деле укрепления мира и гармонии», Университет Амити, Индия
  • 2006 — «Гуманитарная награда» от города Брэмптон, Канада
  • 2006 — «Пламенная Всемирная Любовь Жизни», Тайвань
  • 2006 — Международная Ежегодная Награда от Организации «За любовь к детям», провинция Альберта, Канада
  • 2006 — Орден Полярной Звезды — наивысшая военная и гражданская награда Монголии от Президента Намбарина Энхбайяра, Монголия
  • 2006 — Награда Премьер-Министра Монголии, г. Улан-Батор, Монголия
  • 2005 — Национальная награда Дара Шикох «За гармонию», Индия 2005 Всемирная Гуманитарная Награда, штат Иллинойс, США
  • 2004 — Награда «Бхарат Широмани», Индия
  • 2004 — Награда «Прославленный гость» за распространение мира по всему миру, Аргентина
  • 2002 — Благодарственное письмо «За содействие в проявлении лучших человеческих черт и качеств и достижении устойчивого развития в беднейших сельских сообществах», Парламент штата Нью-Джерси, США
  • 2002 — Награда «Птица Феникс» города Атланта.
  • 1986 — Награда Президента Индии и высшее Звание «Верховный Учитель Йоги»

Лекции Шри Шри Рави Шанкара

Во время лекций студентам в Городском кампусе Mindvalley в Таллине Шри Шри Рави Шанкар говорил о том, как сострадание может остановить войны и изменить мир. Вот семь главных уроков из его лекции:


Замешательство — первый шаг к росту, ведь мы в состоянии отойти от «земли известного» и пройти в «землю неизвестного». Путаница заставляет пересмотреть все, что мы знаем, она порождает начальное движение. Многие из нас опасаются, что если мы откроемся путанице, то навсегда останемся в этом состоянии. Но на самом деле это временное состояние. Оно приходит и неизбежно уходит. В разгар даже самого дезориентирующего замешательства наступает ясность. Не упустите момент замешательства и вынесите из него важные уроки.

Мы можем узнать больше через наши вибрации, чем через слова. Когда стюардессы говорят: «Хорошего дня», они ничего не имеют в виду. Они делают это механически. Вы можете говорить все, что хотите, но если ваши слова не соответствуют вашим вибрациям, они перестают иметь смысл. Вибрация, напротив, говорит сама за себя. Вся вселенная — это именно вибрация: в том числе вы, люди, идущие по улице, пространство, в котором вы сидите прямо сейчас, даже экран, на котором вы читаете это. Положительные вибрации возникают в вас будто по щелчку… Влюбленность, неуклюжий щенок, добрая улыбка, запах цветов… Все это может спровоцировать этот щелчок. Но что еще может вызвать щелчок? Вы сами. Независимо от всех этих магических мирских явлений, вы можете включить щелчок внутри себя в любой момент с помощью медитации. Медитация и дыхание — это ключ к изменению вибраций вокруг вас.

Шри Шри Рави Шанкар получает награду за достижения в области гуманитарной помощи в Центре толерантности Лос-Анджелеса

Любовь может изменить мир. Когда Шри Шри Рави Шанкара спрашивают о том, как он может ездить в зоны военных конфликтов по всему миру и помогать людям, Шри дает ответ, который так же глубок, как и прост… Приезжайте с искренностью и любовью. Внутри каждого преступника есть жертва, и внутри каждой жертвы есть призыв о помощи. Глубоко внутри людей, которые причиняют боль другим, находятся люди, которым очень больно.


Нам нужна ясность ума, чистота сердца и искренность действия. Эти основы порождают сострадание. Когда мы спросили Шри Шри, как, по его мнению, Mindvalley следует обучать молодежь, он сказал, что мы должны учить их расти без предрассудков. Он говорит, что предрассудки мешают развитию, и что нужно учить состраданию. Мы должны воспитывать молодежь с пониманием, что весь мир — это семья.

Не требуйте любви. Если вы требуете любви, вы разрушаете любовь. Делитесь любовью и состраданием свободно — не спрашивая. Не просите любви и сострадания, просто давайте их другим. Это порождает энтузиазм. Энтузиазм — это признак жизни, который порождает любовь и сострадание в ответ. Это цикличный процесс.

Мы должны стремиться к обществу, свободному от насилия. Свободному от болезней телу, дыханию без дрожи, разуму без стресса, интеллекту без медлительности, памяти без пробелов и свободной от печали душе. Все это — неотъемлемые права человека. Мы можем начать с напоминания себе о наших первородных правах и коллективно работать во имя любви и здоровья нашей глобальной семьи. Нам нужно одухотворить политику, социализировать бизнес, секуляризировать религию. Тогда наш мир изменится — к лучшему — поразительными темпами.

Многие политики сегодня воспринимают свою сферу как профессию или путь к славе. Мы должны перейти к модели политики ради человечества, ради улучшения общества. Политики должны следовать примерам таких людей, как Ганди, Кинг, Мандела. Бизнесмены должны расширять возможности своих клиентов и сотрудников. Каждый бизнес должен заниматься какой-то социальной деятельностью и нести социальную ответственность. В мире появляется больше всего террора из-за того, что некоторые религиозные лидеры считают, что у них есть единственный ключ к небесам. Мы прийти к концепции коллективного сознания, где ни у кого нет единственного ключа к небесам — мы все должны молиться за всех существ на нашей планете, независимо от того, какой религии они придерживаются или каким убеждениям следуют.

Mindvalley

Mindvalley — это глобальное сообщество людей, увлеченных идеей совершенствования: предпринимателей, новаторов, мыслителей, художников, цифровых кочевников. Нас объединяет желание получать эффективное и практичное образование во всех сферах своей жизни. Программы Mindvalley посвящены развитию мыслительных способностей, тому, как построить карьеру и сохранить востребованность в условиях развития робототехники, стать более счастливым в отношениях, создать тело мечты, развить интуицию и при этом сделать мир лучше.

Показать все статьи Mindvalley »


Поделиться

Определение слова «Шанкара» по БСЭ:

Шанкара (предположительно 788-820)индийский религиозный философ и поэт, реформатор Индуизма, создатель последовательно монистической системы — адвайта-веданты (недуалистической веданты). Родился в Малабаре (ныне шт. Керала) в брахманской семье. С раннего детства стал аскетом, учился у Говинды, ученика Гаудапады. Основал несколько религиозных общин. Основные труды — комментарии к«Брахма-Сутре» («Веданта-Сутра») Бадараяны, к Упанишадам, «Бхагавадгите». По Ш., единая и всепроникающая реальность — Брахман, высшее объективное начало, тождественное «я» (душе, Атману, субъективному началу). Видимая множественность мира объясняется майей, особой силой божества. майя выступает как иллюзия, которая то скрывает истину, то искажает её. Наше незнание (авидья, аджняна) препятствует постижению единого Брахмана, создаёт мир множественности и связанное с ним движение, изменение. Ш. не признаёт реальности изменений, объясняя их видимостью, и отказывает эмпирическому миру в статусе реальности, хотя он и объективен, т.к. за любой видимостью кроется её субстрат — чистое бытие (Брахман). Ш. проводит последовательное различие эмпирической и трансцендентной точек зрения, дающих две разные картины, и вводит правила перехода от одной к другой, приводящие к устранению всех тех атрибутов (сотворение, движение, изменение, качества и т.п.), которые суть функции нашего незнания. Учение об имманентном и трансцендентном божестве, лишённом признаков, и о спасении (мокша), достигаемом свободным осуществлением бесконечности и абсолютности«я», осознанием его сверхэмпиричности и единосущности Брахману, завершает систему Ш. Труды Ш. положили начало множеству комментариев внутри веданты, знаменитейший из них — «Панчападика» Падмапады, ученика Ш. Учение Ш. оказало исключительное влияние на разработку традиционного индуистского мировоззрения вплоть до настоящего времени. с деятельностью Ш. связывают победу учений, исходящих из Вед, над буддизмом, вскоре после Ш. вытесненным из Индии.Соч.: Vedanta explained. Sankaras commentary on the Brahma-sutras, ed. by V. Н. Date, 2 ed., v. 1-3, New Delhi, 1973. Selected works of Sri Sankara-Charya, ed. S. Venkata-ramanan, Madras, 1947. в рус. пер. — Атма-бодха, в кн.: Идеологические течения современной Индии (вступ. ст., пер. и прим. А. Я. Сыркина), М., 1965.Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957. Glasenapp Н. von, Der Stufenweg zum Gцttlichen. Shankaras Philosophie der All-Einheit, Baden-Baden, 1948. Hacker P., Die Schuler Sankaras, Wiesbaden, 1951. Sen Н. К., Acharya Sankara, . Karmarkar R. D., Sankara&rsquo.s Advaita, Dharwar, 1966.В. Н. Топоров.

Биография

Традиционные описания жизни Шанкары в основном описывают чудесные и легендарные события. Его родители (брахманы) были бездетны много лет. Они молили Шиву в шиваитском храме Вришадринатха в горах Тричурa даровать им ребёнка. Шива явился во сне супругам и предложил выбор: множество посредственных сыновей, которые жили бы длинной жизнью во внешнем богатстве и удаче, или одного сына, который не будет жить долго, но станет великим мудрецом. Родители выбрали последнего, которого назвали в честь бога Шанкарой (один из эпитетов Шивы). Его отец умер, когда Шанкаре исполнилось пять лет. В этом возрасте он приступил к изучению четырёх Вед, показав поразительные способности и вскоре превзошёл в учёности своих учителей. В возрасте восьми лет, когда истёк срок отпущенный изначально Шанкаре для земной жизни, на глазах матери его в реке схватил крокодил и отпустил только тогда, когда женщина согласилась, чтобы её сын стал санньясином. Шанкара отправился в поисках гуру на север Индии, где на берегах реки Нармады он встретил Говинду, ученика Гаудапады. Здесь Шанкара постиг основы адвайты, написал большинство шиваитских и вишнуитских гимнов, создал ряд философских трактатов и комментарий к «Брихадараньяка-упанишаде». Существовало пророчество Бадараяны, согласно которому лучшее толкование его текста суждено написать усмирителю вод. Говинда вспомнил о нём, когда Шанкара, исполнив специальную мантру на «привлечение вод», усмирил вышедшую из берегов Нармаду. Шанкара, получив благословение своего учителя, за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройного канона»: к «Брахма-сутрам» Бадараяны, «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам. Шанкара совершил паломничество на священную гору Кайлас, где ему явился Шива в ипостаси подателя высшего знания (Дакшинамурти), и в Бенарес. После смерти Говинды, которого погребли на одном из островов Нармады и впоследствии возвели храм, Шанкара в сопровождении учеников, часть из которых была учениками Говинды, отправился в Праягу, гдё провёл немало диспутов и приобрёл новых приверженцев. Затем Шанкара вновь отправился в «город двух тысяч храмов» и поселился в гхате (святилище для совершения погребальных обрядов) на берегу Ганга. Однажды он встретил на улице чандалу (сына шудры и женщины-брахманки, наиболее презираемая часть индийского общества) и приказал тому уступить дорогу, опасаясь ритуальной нечистоты, но чандала, ссылаясь на учение адвайты о единстве Атмана, сказал о изначальном единстве всех живых существ, после чего Шанкара припал к его ногам и просил прощения.

В последние годы перед смертью Шанкара странствовал по Индии и организовал ряд монастырей (Дварака, Джошиматх в 45 км от Бадринатха, Пури, Шрингери, Канчи), некоторые из которых действуют и поныне. Умер он на 33 году жизни в окружении многочисленных учеников и приверженцев. Ряд мест претендуют на место его захоронения (Канчи, Кедарнатх), но есть предание о его божественном преображении (дематериализации в радужное тело) на горе Кайлас[источник не указан 376 дней]

Версии датировки жизни

Существует несколько версий датировки жизни Шанкары:

  • 788—820 н. э.: Эта версия является общепризнанной в науке. Она основывается на сведениях, задокументированных , единственной матхой, которая полностью сохранила историю передачи учения Шанкары через «джагад-гуру» (вселенских гуру), начиная с VIII века н. э.Макс Мюллер, Макдонелл, , Дойссен и Радхакришнан придерживались именно этой версии.
  • 509—477 до н. э.: эта датировка, относящая годы жизни Шанкары более чем на тысячу лет ранее по сравнению с другими версиями, основана на записях и . Однако такая ранняя датировка не согласуется с тем фактом, что Шанкара цитировал буддистского логика Дхармакирти.
  • 44—12 гг. до н. э.: По мнению Анандагири, Шанкара родился в Чидамбарам в 44 г. до н. э. и скончался в 12 г. до н. э.
  • VI век н. э.: Эта версия выдвинута . Р. Г. Бхандаркар полагал, что Шанкара родился в 680 г. н. э.
  • 805—897 гг. н. э.: А. Д. Венкитешвара не только относит время жизни Адишанкары к более позднему периоду, чем большинство исследователей, но и придерживается мнения, что Шанкара прожил 92 года, поскольку иначе не смог бы создать все приписываемые ему труды.

Адвайта Шанкары

Адвайта является монистической системой, которая утверждает Брахмана началом и единством сущего, а многообразие мира объясняет проявлением творческой энергии Брахмана (майя), которую «среднее» сознание, в силу омрачённости и незнания (авидья), воспринимает как разрозненные объекты, хотя между ними и Брахманом нет никакого отличия. Учение Шанкары исходит из традиционных для индуизма текстов: Веды, Упанишады, Бхагавад-гита и Веданта-сутры. Предшественники: Пурва-миманса, санкхья, йога, джайнизм, буддизм. «Мандукья-карики» Гаудапады написаны под влиянием буддийских идей. В религиозно-социальном отношении, Шанкара выступал как консерватор. Изучение ведической литературы традиционно запрещалось шудрам: этот «запрет и соответствующие наказания (вплоть до заливания ушей расплавленным оловом) Шанкара и поддерживает самым решительным образом (БСБ 1.3. 34-38)» По поводу обвинений адвайты Шанкары в «замаскированном буддизме» В. С. Костюченко отмечает, что «в современной Индии это тема ряда философских симпозиумов и конференций. Дискуссии эти показали, что, во всяком случае, утверждения о „замаскированном буддизме“ адвайты являются упрощением и огрублением реального взаимоотношения обоих учений. Уже начиная с Шанкары (яростно критикующего буддизм во всех его вариантах) пути вновь начинают расходиться». По мнению Сарвепалли Радхакришнана «не подлежит сомнению, что Шанкара развивает всю свою систему из упанишад, а „Веданта-сутру“ разрабатывает безотносительно к буддизму»Ф. М. Мюллер аналогично отрицает влияние буддизма на Шанкару.

Ряд индологов считает адвайта-веданту Шанкары естественной, логичной и наиболее точной трактовкой Упанишад.

Рудольф Отто указал на сходство в словаре и формулировках между Мейстером Экхартом и Шанкарой.

Шанкара отождествлял неведение-авидью и творческую силу Абсолюта, майю. Авидья-майя в его философии не определяется ни как реальная сила (в отличие от шакти кашмирского шиваизма), ни как голая иллюзия, не имеющая к Абсолюту никакого отношения: майя для Шанкары сила sad-asad-anirvacaniya, ни-реальная ни-иллюзорная. Майя, проявляясь как вселенная, скрывает за собой неизменную сущность: лишённый свойств, самотождественный, единый — ниргуна (непроявленный) — Брахман. Майя оказывается наложением (adhyasa) на неизменный Брахман. Будучи подверженной развёртыванию, трансформации (parinama) Майя является и оборотной стороной Брахмана, его творческой силой, шакти, которая включает в себя омрачение, неведение (авидью) — основу индивидуального характера опыта. Духовная реализация понимается Шанкарой как растворение в Брахмане субъекта, объекта и самого процесса познания. Ниргуна-Брахман, основа всего, лишён любых качеств. «Нельзя помыслить то, что пронизывает собою мысль», — говорит о ниргуна-Брахмане Шанкара. На самом деле, в мире нет никаких изменений, все новые названия являются обозначением для уже существующего: для Брахмана. Утверждая всеобщую причину, Брахман, Шанкара отрицает следствие, сводя его только к обозначению: «Следствие — только словесная форма, оборот речи». При этом, Брахман как основа мира, то есть наделённый качествами, является сагуна-Брахманом (что объяснение более низкого уровня, нежели учение о бескачественном ниргуна-Брахмане).


С этим читают