Стихи фета о природе

Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Морская даль во мгле туманной…»

«Морская даль во мгле туманной…» (1857) — одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фетпришел не сразу


Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время поездки в Италию

Произведение «Морская даль во мгле туманной…» доказывает безграничные возможности литературы в изображении окружающего мира, максимально точного воспроизведения его особенностей: света, звука, динамики, цвета, атмосферы. Видно, что написано оно человеком, хорошо чувствующим и понимающим природу, бесконечно влюбленным в нее. Для передачи глубины пейзажа Фет использует прием, позже широко распространенный в кинематографе, — взгляд лирического героя, а вместе с ним и читателя, движется плавно, от дальнего плана к ближнему. Выражено это в пристальном наблюдении за единственной волной — от условного ее зарождения до момента, когда она разбивается и ветер на лету разбрасывает подкинутую пену.

Неслучайно появление в произведении чайки. Птицы у поэта часто «озвучивают» пейзаж. Например, на фоне осеннего пейзажа появляются грачи, снегири, синицы, на фоне летнего — малиновки и стрижи, на фоне зимнего — вороны, на фоне весеннего — соловьи, журавли, касатки.

В стихотворении Фет осмысляет глубокую связь человека и моря. При этом море предстает стихией одушевленной. Оно способно транслировать мощную духовную энергию и заряжать ей людей. Море может оказывать сильнейшее влияние на настроение человека, позволяет ему познать свой внутренний мир, обрести гармонию с самим собой и близким окружением.

Фет посвятил морской теме более десятка стихотворений. При ее разработке поэт опирался на достижения европейских романтиков. Тем не менее, в лирике Афанасия Афанасиевича присутствуют явные новаторские черты. Самое главное — Фет едва ли не первым пишет стихотворения, которые можно с небольшой долей условности отнести к жанру марины в его живописном смысле. Многие произведения поэта на морскую тематику — самодостаточный пейзаж, лишенный морально-нравственных и социальных посылов, не служащий антитезой внутреннему миру лирического героя и не выступающий в роли сопоставления с ним. Первостепенная их задача — показать читателям «красоту моря и море красоты».

Стихи Фет Афанасий ДАЛЬ. («Морская даль во мгле туманной…», Певице, Ревель)

Стихи Фет Афанасий ДАЛЬ. («Морская даль во мгле туманной…», Певице, Ревель)

«Морская даль во мгле туманной…»

Морская даль во мгле туманной;Там парус тонет, как в дыму,А волны в злобе постояннойБегут к прибрежью моему.

Из них одной, избранной мною,Навстречу пристально гляжуИ за грядой ее крутоюДо камня влажного слежу.

К ней чайка плавная спустилась, —Не дрогнет острое крыло.Но вот громада докатилась,Тяжеловесна, как стекло;

Плеснула в каменную стену,Вот звонко грянет на плиту —А уж подкинутую пенуРазбрызнул ветер на лету.

Уноси мое сердце в звенящую даль,Где как месяц за рощей печаль;В этих звуках на жаркие слезы твоиКротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбейДоверяться мне песне твоей:Выше, выше плыву серебристым путем,Будто шаткая тень за крылом…

Вдалеке замирает твой голос, горя,Словно за морем ночью заря, —И откуда-то вдруг, я понять не могу,Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,Где кротка, как улыбка, печаль,И всё выше помчусь серебристым путемЯ, как шаткая тень за крылом.

Ночь весенней негой дышит,Ветер взморья не колышет,Весь залив блестит, как сталь,И над морем облаками,Как ползущими горами,Разукрасилася даль.

Долго будет утомленныйСпать с Фетидой Феб влюбленный,Но Аврора уж не спитИ, смутясь блаженством бога,Из подводного чертогаС ярким факелом бежит.

Опять в душе минувшая тревога,Вновь сердце просится в неведомую даль,Чего-то милого мне больно-больно жаль,Но не дерзну его просить у бога.

И вновь маню высокий идеал,И снова жизнь мне грезится иная:Так грешник-праотец, проснувшися, искалЗнакомых благ утраченного рая!

Жди ясного на завтра дня.Стрижи мелькают и звенят.Пурпурной полосой огняПрозрачный озарен закат.

В заливе дремлют корабли, —Едва трепещут вымпела.Далеко небеса ушли —И к ним морская даль ушла.


Так робко набегает тень,Так тайно свет уходит прочь,Что ты не скажешь: минул день,Не говоришь: настала ночь.

«Морская даль во мгле туманной…» А.Фет

«Морская даль во мгле туманной…» Афанасий Фет

Морская даль во мгле туманной; Там парус тонет, как в дыму, А волны в злобе постоянной Бегут к прибрежью моему.

Из них одной, избранной мною, Навстречу пристально гляжу И за грядой ее крутою До камня влажного слежу.

К ней чайка плавная спустилась,- Не дрогнет острое крыло. Но вот громада докатилась, Тяжеловесна, как стекло;

Плеснула в каменную стену, Вот звонко грянет на плиту — А уж подкинутую пену Разбрызнул ветер на лету.

Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле туманной…»

«Морская даль во мгле туманной…» (1857) — одно из наиболее выдающихся описаний морского пейзажа в русской лирике девятнадцатого столетия. К морской тематике в творчестве Фет пришел не сразу

Интерес к ней возник в 1840-е годы вместе с повышенным вниманием к античной поэзии. Впечатления, положенные в основу большинства стихотворений о море, получены Афанасием Афанасиевичем во время поездки в Италию

Произведение «Морская даль во мгле туманной…» доказывает безграничные возможности литературы в изображении окружающего мира, максимально точного воспроизведения его особенностей: света, звука, динамики, цвета, атмосферы. Видно, что написано оно человеком, хорошо чувствующим и понимающим природу, бесконечно влюбленным в нее. Для передачи глубины пейзажа Фет использует прием, позже широко распространенный в кинематографе, — взгляд лирического героя, а вместе с ним и читателя, движется плавно, от дальнего плана к ближнему. Выражено это в пристальном наблюдении за единственной волной — от условного ее зарождения до момента, когда она разбивается и ветер на лету разбрасывает подкинутую пену.

Неслучайно появление в произведении чайки. Птицы у поэта часто «озвучивают» пейзаж. Например, на фоне осеннего пейзажа появляются грачи, снегири, синицы, на фоне летнего — малиновки и стрижи, на фоне зимнего — вороны, на фоне весеннего — соловьи, журавли, касатки.

В стихотворении Фет осмысляет глубокую связь человека и моря. При этом море предстает стихией одушевленной. Оно способно транслировать мощную духовную энергию и заряжать ей людей. Море может оказывать сильнейшее влияние на настроение человека, позволяет ему познать свой внутренний мир, обрести гармонию с самим собой и близким окружением.

Фет посвятил морской теме более десятка стихотворений. При ее разработке поэт опирался на достижения европейских романтиков. Тем не менее, в лирике Афанасия Афанасиевича присутствуют явные новаторские черты. Самое главное — Фет едва ли не первым пишет стихотворения, которые можно с небольшой долей условности отнести к жанру марины в его живописном смысле. Многие произведения поэта на морскую тематику — самодостаточный пейзаж, лишенный морально-нравственных и социальных посылов, не служащий антитезой внутреннему миру лирического героя и не выступающий в роли сопоставления с ним. Первостепенная их задача — показать читателям «красоту моря и море красоты».

Анализ стихотворения «Поэтам» Фета

Произведение «Поэтам» Афанасия Фета – обращение автора к родственным ему по духу художникам слова.

Стихотворение датируется июнем 1890 года. Поэт в эту пору уже находится в летах, автор нескольких книг (среди которых – мемуары), хозяин старинной усадьбы в Воробьевке. В жанровом отношении – элегия, гимн творцам, преодолевающим косность мира. Рукопись стихотворения автор отправил в письме, где сообщил, что оно посвящено таким поэтам как К. Р. (великий князь К. Романов) и Я. Полонский. Интонация исповедальная, с почти предсмертной благодарностью (автора не станет через два года) перед гениями человеческого духа, украсившими его жизнь бессмертными мгновениями. Впрочем, уже в первой строфе лирический герой признается, что восторг всегда ходит рука об руку со страданием: «отрадно и больно». Для чуткого сердца «вечное золото» гармонии – еще одно напоминание о несовершенстве мира, пропастях собственной души. Герой (а это сам автор) «невольно» встает на колени, пораженный чистой, благоуханной поэзией. Чужое творчество стало его путеводной звездой, он осознал собственное предназначение в мире: «мой дух окрылился». Правды на земле он уже не ищет, она открывается ему в лирике. Записана она не золотыми буквами на дорогой бумаге, голос ее звучит недолго, да и слышат его немногие. В третьей строфе он объясняет дары, преподносимые поэтами тленному миру: в стихах мечты живут вечно, не увядают розы, а годы и смерть не властны над чувствами. В заключительной строфе поэт со вздохом корит суету, пожирающую время, отведенное отнюдь не для нее. Можно даже смириться с «торжищами житейскими», если до сих пор, словно из ниоткуда, возникают жизнеутверждающие «песнопенья», «радуги» смыслов и прозрений. В самых возвышенных выражениях, столь свойственных А. Фету, проводится мысль о миссии поэзии: возвышать душу, запечатлевать исчезающую красоту быстротечной жизни, дарить надежду, поднимать упавшего на трудном пути к самому себе. Стихотворение музыкально, хрустально, с обилием средств художественной выразительности. Эпитеты: мимолетные грезы, неба родного, радугах прозрачно-воздушных (этот эпитет еще и индивидуально-авторский). Лексика местами устаревшая (очи, воздеты, чертогах). Инверсия (чудятся ласки, провидит он), перечислительные градации, метафоричность, анафора (только), повторы, сравнения (грезы друзьями, розы слезами). Четыре строфы с перекрестной рифмовкой. Восклицаний нет, но сам ритм стиха выдает максимальную эмоциональность этого лирического высказывания.

В поздней лирике А. Фет все также верен идеалам искусства, в котором видит высшую правду жизни.

Кто может помочь? Пожалуйста помогите сделать анализ стихотворения А. А, Фета «Морская дальво мгле туманной. » ++++

Васятка Ученик (104), закрыт 4 года назад

Трудность составляет определение стихотворного размера и его схематическое изображение, а так же я не смогла найти год написания стихотворения. Все большое спасибо.

Ольга OLD Высший разум (290009) 4 года назад

Стихотворение написано в 1857 г. Размер — 4-х-стопный ямб. Двусложная стопа. Фет, безусловно, один из лучших поэтов-пейзажистов. Картины, которые он рисует словом в воображении читателей, надолго остаются в памяти, хотя в стихотворении запечатлено одно мгновение. Фрагментарность, свойственная Фету, даёт возможность читателю самому домыслить эпизод, вырванный автором из обыденности.

Таким является стихотворение «Морская даль во мгле туманной…». Пейзажная зарисовка начинается описанием «туманной мглы». Представляется тихое, спокойное, безмятежное море. Сравнение тумана с дымом предаёт пейзажу некоторую призрачность: невозможно разобрать, что происходит вдалеке, но, тем не менее, всё спокойно. Но это спокойствие мнимое. Противительный союз «а». которым начинается третья строка, обнаруживает наличие антитезы в стихотворении. «А волны в злобе постоянной/ Бегут к прибрежью моему». Волны одухотворены, олицетворяя врожденное человеку начало, и контрастируют с первоначально нарисованной картиной, где представляется тихое, умиротворённое море.


Лирический герой следит за «избранной» волной. Но он не просто наблюдатель, он – участник событий. Он пленён морем, он во власти стихии, что выявляют глагольные формы: «пристально гляжу». «слежу». Даже чувство опасности не останавливает его.

Необычно сравнение волны со стеклом в сочетании с эпитетом «тяжеловесна» — явный оксюморон. Волна представляется нам прозрачной, светлой, хрупкой и мощной, тяжеловесной одновременно. Но встреча с «каменной стеной» обращает волну в пену: «А уж подкинутую пену/ Разбрызнул ветер на лету».

Для Фета особенно примечательны эти мгновения преображения, перехода явления в противоположное.

МурррКа Гений (51973) 4 года назад

Оля, спасибо. Второй ответ для закрытия вопроса. НО СХЕМАТИЧЕСКОЕ изображение остается открытым вопросом. (((

Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» Фета

Стихотворение «Я тебе ничего не скажу» было написано Фетом в 1885 г., когда он все чаще с грустью оглядывался на прожитые годы. Считается, что в нем он обращается к своей жене, а тайный намек относится к давней любви поэта – М. Лазич.

В молодости поэт был крайне беден. Девушка, которую он горячо полюбил, была также небогата. Фету надо было сделать мучительный выбор между любовью и благосостоянием. Поэт выбрал М. Боткину – невесту с большим наследством. В скором времени его возлюбленная трагически погибла. Фет посчитал это наказанием свыше за свое предательство и до конца жизни не мог простить себе необдуманного поступка. Он был богат и известен, с большим уважением относился к жене, но постоянно вспоминал М. Лазич и мечтал встретиться с ней в другой жизни.

Вероятно, супруга догадывалась, что брак состоялся далеко не по любви. Она видела задумчивость мужа, которая только усиливалась к старости. Неизвестно, признался ли Фет в своей любви или унес секрет в могилу. Стихотворение начинается со слов: «Я тебе ничего не скажу». Поэт понимает, что признание ничего не изменит. Оно может только внести тревогу в душу жены. Ради спокойствия и сохранения семьи поэт должен до конца скрывать свои тайные мечты и не касаться их даже в намеках. Хотя многие произведения Фета посвящены М. Лазич. Близкие и знакомые поэта и без явных указаний догадывались об их тайном смысле.

Во второй строфе автор переходит к излюбленной теме, связывая свое состояние с природой. Печаль и тоска поэта сравнивается с «ночными цветами», которые днем погружены в сон. Фет окружен заботами и лаской семьи, он занят литературной и общественной деятельностью. Его душа забывается за будничными делами. Но как только заходит солнце, «раскрываются тихо листы». В душе поэта просыпаются воспоминания о прошлом, которое уже невозможно вернуть.

Для описания своего состояния Фет использует контраст: «сердце цветет» — «в больную усталую грудь». Это подчеркивает мучительность переживаний поэта. Воспоминания уносят его к далеким кратким мгновениям первой любви, за которыми следуют несбывшиеся мечты. Это возвращает его к действительности, к тому роковому поступку, который навсегда изменил его жизнь.

Последние две строки в зеркальной последовательности повторяют первые. Это замыкает композицию стихотворения. Фет не может рисковать спокойствием жены, поэтому он твердо решает: «Я тебе ничего не скажу».

Шепот, робкое дыханье

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Анализ стихотворения

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей романтической школы. Его произведения представляют собой «искусство ради искусства». Отличительной особенностью творчества Фета стало удивительное сочетание пейзажной и любовной лирики. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» (1850 г.) – одно из лучших творений лирического поэта. Оно посвящено трагически погибшей первой возлюбленной поэта – М. Лазич.

Публикация стихотворения вызвала массу критических отзывов. Многие упрекали поэта в полном отрыве от действительности и беспредметности. В вину Фета ставилась легкость и воздушность образов. Некоторые критики утверждали, что за неясными образами скрывается излишний эротизм.

Самыми несправедливыми были заявления о том, что стихотворение – просто технически слабая безделка, достойная лишь бездарного рифмоплета. Время показало, что за видимой простотой скрывался огромный поэтический талант.

Оригинальная особенность произведения заключается в том, что автор не использует ни одного глагола. Даже эпитеты не играют большой роли, они лишь подчеркивают характерные свойства предметов и явлений: «робкое», «ночные», «дымных». Главный эффект достигается особым сочетанием существительных.

Их разнообразие и делает стихотворение динамичным и образным. «Человеческие» понятия («дыханье», «слезы»), переплетаются с природными, создавая ощущение неразрывной связи. Между ними невозможно провести границу. Любовные отношения вплетены в мир. Чувство страсти растворяется в окружающих красках и звуках. Утренние перемены в природе сразу отражаются на человеке в виде «изменений милого лица».

Стихотворение состоит из одного непрерывного предложения. Это компенсирует отсутствие глаголов и повышает динамику. В целом произведение является сочетанием звуков, визуальных образов и чувственных переживаний.

Автор дает читателю лишь общий контур картины, недостающие детали должно дорисовать воображение. Это открывает безграничные возможности для полета фантазии. Кульминацией произведения становится наступающая заря, символизирующая высшую точку любовной страсти.

Я пришел к тебе с приветом

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь — но только песня зреет.


Анализ стихотворения

А. Фет считается одним из самых лиричных русских поэтов. Его творчество целиком посвящено описанию природы и радостных человеческих чувств. В нем нет напыщенных фраз, сложных философских конструкций, политических и социальных требований. Это поистине «искусство ради искусства». Одним из ярких примеров лирики Фета является стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», написанное молодым поэтом в 1843 г.

Стих представляет собой восторженный монолог лирического героя, обращенный к своей возлюбленной. Молодого человека переполняет жажда жизни. Опьяненный любовью, он видит ее проявления повсюду. Восход солнца и начало нового дня заставляют его спешить к любимой с первым утренним приветствием.

Для многих утро – начало трудового дня со своими проблемами и трудностями. Лирический герой еще не отягощен заботами. Он встречает утро с широко раскрытыми глазами и душой, каждый раз словно бы рождаясь заново. Так же неповторима для него очередная встреча с любимой, способной полностью разделить его радость.

Фет использует характерный для него мотив единения человека с природой. Вместе с лирическим героем просыпается лес, наполняясь пением птиц. Автор указывает на неизменность своего чувства к любимой, свою готовность так же верно быть ее покорным слугой.

Лирический герой не может передать человеческими словами всю величину охватившего его восторга. В его душе «песня зреет», содержание который ему самому еще неизвестно. В этом усматривается ожидание творческого вдохновения поэта, которое захлестнет его и выльется в очередное прекрасное произведение.

Фет блестяще владел русским языком. В стихотворении он использует минимум выразительных средств: олицетворения («солнце… затрепетало», «лес проснулся»), эпитеты («горячим», «весенней»). Они не являются определяющими

Важно само построение стихотворения

Четырехстопный хорей создает ощущение плавности и мелодичности. Особый замысел Фета состоит в том, что все произведение представляет собой одно предложение. Четыре четверостишия должны восприниматься на одном дыхании, легко и свободно. Таким образом, не только содержание, но и форма стихотворения символизируют молодость и новые творческие силы.

«Я пришел к тебе с приветом» — настоящий гимн лирического поэта. Стихотворение было высоко оценено современниками и остается очень популярным в наше время.

Стихи Фета для детей

Ель рукавом мне тропинку завесила…

Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, — Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудет и колышется, Листья кружатся у ног, Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.

Мама! глянь-ка из окошка…

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Учись у них — у дуба, у березы…

Учись у них — у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.

Уж верба вся пушистая…

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны.

Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою Мечта распалена — И над душою каждою Проносится весна.

Бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.

Вечер

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном, — Но зарница уж теплится ярко Голубым и зеленым огнем.

Сосны

Средь кленов девственных и плачущих берез Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грез, И трезвый вид мне их несносен.

В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают.

Когда уронит лес последний лист сухой И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, — Они останутся холодною красой Пугать иные поколенья.

Превращения

Давно, в поре ребяческой твоей, Ты червячком мне пестреньким казалась И ласково, из-за одних сластей, Вокруг родной ты ветки увивалась.

И вот теперь ты, куколка моя, Живой души движения скрываешь И, красоту застенчиво тая, Взглянуть на свет украдкой замышляешь.


С этим читают