Средневековые города европы: 25 самых атмосферных мест старого света

Город

Города в средневековой Европе были довольно малы.


Наши привычные масштабы «мегаполиса» совсем не применимы к ним.

Возникают разночтения в оценке населения средневековых городов, связанные с тем, что в тогдашних документах как правило указывалось не все население, а только взрослые, а иногда — только взрослые мужчины.

Городские ворота запирались с заходом солнца и отпирались на рассвете.

Городские ворота на миниатюре 15в. Франция.

Средневековые ворота в английском городе Кентербери, в графстве Кент. Этот символ города привлекает многочисленных туристов в город.

60-ти футовые ворота являются самыми большими из сохранившихся до нашего времени городских ворот в Англии.

Западные ворота в Кентербери были построены из песчаника в 1379-ом году, и до сих пор находятся в превосходном состоянии, являясь важным туристическим символом города.

Дорога все еще проходит через арки этих ворот, так что они до сих пор сохраняют свою главную первоначальную функцию.

Изображение города на миниатюре 15в.

Совершая прогулку по средневековому городу, вы тщетно искали бы на домах того, что нам кажется столь необходимым, к чему мы так привыкли,— номеров.

Халльштатт (Австрия)

Еще одна деревушка, привлекающая путешественников живописными видами и духом старины, — это расположенный в Верхней Австрии Халльштатт. Поселок будто сошел с картинки. Его сказочный внешний вид настолько поражает, что в 2012 году на юге Китая создали точную копию Халльштатта. История деревни тесно связана с добычей каменной соли. Больше всего в деревушке поражает спокойная, умиротворяющая атмосфера и неспешный темп жизни. Любителям исторических достопримечательностей придется по душе построенная в XIII веке башня Рудольфстурм, церковь Вознесения Богоматери и Костяной дом с коллекцией черепов.

Фото: Getty Images

Дома средневековой деревни

Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.

Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.

Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.

Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.

Внутреннее убранство украинского средневекового дома, фото из музея «Шевеченковский гай».

Последние статьи

  •   Свежие идеи для ремонта, которые сделают интерьер запоминающимся и эффектным сегодня, 22:16
  •   15 советских развлечений, с которыми непонятно, как дети смогли остаться живы сегодня, 20:33
  •   15 якобы полезных хитростей, от которых на деле никакого толку сегодня, 19:06
  •   Хотел компост — получил отраву: какие ошибки превращают полезное удобрение во вредное сегодня, 17:36
  •   Британский мебельщик превратил грузовой бус в комфортный дом на колесах сегодня, 15:49
  •   Зачем у некоторых моторных самолетов на крыльях делали характерный излом сегодня, 14:13
  •   Бюджетное средство из аптечки, которое защитит мебель от пыли на месяц сегодня, 12:25
  •   Какую информацию можно узнать о машине, взглянув на ее госномер сегодня, 10:43
  •   «Дырявые» небоскребы, или Зачем в Гонконге строят здания со сквозными отверстиями сегодня, 09:21
  •   Как быстро появляются грибы после дождя, и сколько они растут сегодня, 08:00

Все статьи

Налог

Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.

Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.


При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.

За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.

Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.А это портовый город Брюгге на изображении 15 в.

Город Париж на изображении 15 века.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция

Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

По материалам: worldatlas.com

ТЕГИ история путеводитель путешествия

5. КРЕПОСТЬ ХОЭНЗАЛЬЦБУРГ

Где: Австрия, Зальцбург

Общая площадь: 54 523 кв. м

Крепость Хоэнзальцбург расположена в Зальцбурге и считается одним из немногих полностью уцелевших исторических объектов в Европе. Строительство замка началось в 1077 году и продолжалось до 1519 года. Около 1500 года в замке был построен первый в мире фуникулёр Райсцуг, предназначенный для доставки товаров. Сегодня из центра Зальцбурга до крепости Хоэнзальцбург можно добраться по канатной дороге.

Интересно, что за всю историю своего существования крепость ни разу не покорилась захватчикам. Лишь  во время Наполеоновских войн она была захвачена без боя и превратилась из замка в казармы и склады. В 20-м веке в также располагалась тюрьма для военнопленных.

В наше время на территории крепости расположены роскошные Княжеские палаты и Золотой зал со средневековым убранством, леденящий кровь музей марионеток со страшными куклами, масками средневековья и орудиями пыток. Есть тут и музей с коллекцией древнего оружия и доспехов.

В местном кафе, выдержанном в средневековом стиле, туристам предлагают национальные блюда, в том числе знаменитые венгерские бублики – «брецель» с солью. После посещения музеев можно подняться на смотровую площадку крепости и полюбоваться панорамными видами Зальцбурга.

Нумерация

Нумерация домов и вывески с названиями улиц, вся эта система, понятная нам сегодня, была учреждена только в XVIII веке.

До того местоположение дома на улице можно было определить по вывескам – нарисованным или вырезанным на стене, намалёванным на подвешенной доске, но в Средневековье они имелись не на каждом доме, и мы не знаем точно, как побирались такие изображения.

Большинство исследователей полагают, что владельцы устанавливали и меняли вывески совершенно свободно; однако, редкие свидетельства показывают, что здесь мог вмешаться сеньор и разрешить или запретить перемену вывески, затеянную новым владельцем в угоду собственному вкусу или ради отражения своей деятельности.

Но изменение могло вызвать и путаницу, потому что дом нельзя будет узнать под новой вывеской или потому , что такое изображение уже имелось на этой улице.

Несмотря на попытки контроля со стороны сеньоров и увеличение числа идентифицирующих изображений к концу Средневековья, такая система не давала полного охвата домов во всём городе. Улицы сделались живописнее, но удобнее от этого не стало, поскольку на них встречались одинаковые вывески.

Точный адрес – одновременно прогресс и утрата свободы, ибо судьи, сборщики налогов и прочие представители власти могут вас узнать и найти. Даже в XVIII веке таблички с названиями улиц так часто срывали по ночам, что названия решили высекать в камне.

Со стороны площади доносится музыка. Всё верно, в городах всегда ошивались жонглёры, менестрели, вертепщики, стремившиеся заработать на жизнь своими талантами.

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Устройство средневекового дома

В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

Так выглядит схема средневекового дома.

Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

Село и город

И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками. Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.

Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.

Въезд английского сеньора в город

Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь. Эти „башмаки» играли роль современных галош. Собственно говоря, эта до­полнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы, прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.

Выглядело это вот так

Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.

Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»

«Ворот же ровным счетом шесть, Притом еще два малых входа; Десяток рынков для народа. Прилавки не бывают пусты: Хоть отбавляй зерна, капусты, Плодов и сала и вина; На всяк товар своя цена, Обилен торг – куда ни глянь! Еще тут есть тринадцать бань Общественных и храмов восемь, Где Богу мы хвалу возносим. Река по городу бежит, Семь дюжин жерновов вертит… Здесь трудятся под каждой кровлей; Иные заняты торговлей, И бойко их идут дела! А большинство от ремесла Приобретает свой доход И припеваючи живет. А сколько в городе ремесел – Я было стал считать, да бросил»

Канберра, Австралия

Еще одна столица в нашем рейтинге. Как и Бразилия, она была построена для решения спора о статусе главного города государства между двумя мегаполисами. В данном случае ими были Сидней и Мельбурн.

В основу проекта легла концепция города-сада: многочисленные зеленые насаждения стали неотъемлемой частью Канберры. По задумке чикагских архитекторов Уолтера и Мэрион Гриффин (супруги), столица Австралии должна была стать городом будущего, не похожим ни на один из существоваших на тот момент.

Как и в случае с Бразилией, называли Канберру Канберрой неспроста: с древнего языка местного племени «канбарра» переводится как «место для собраний».

Средневековый замок внутри

Важной частью внутреннего устройства замка было наличие в нем колодка, а поскольку замки часто строились на скалистых возвышенных местностях, порой колодец приходилось прокладывать на глубину более 100 метров. (Например, колодец замка Кенигстайн в Саксонии был проложен на глубину в 140 метров)


По той причине, что вода добывалась с таким трудом, вопросы личной гигиены и санитарии для жителей замка оставляли желать лучшего.

Также в замке находился ряд построек, призванных полностью обеспечить быт его жителей при долгой осаде: пекарня, паровая баня и кухня.

Хозяин замка обычно жил в его центральной башне, которая в зависимости от его богатства и временного периода, могла быть, как роскошно обставленной, так и весьма аскетичной.

Так, например, выглядит палата в немецком замке Марксбург.

Также в замке часто имелась тюрьма, она же темница, где содержались разные преступники из простолюдинов, в то время как знатные пленники, взятые в плен с целью получения выкупа (обычная практика в средневековье) содержались в специальных охраняемых «VIP покоях» главной башни замка.

Также обязательным атрибутом замка было наличие маленькой часовни, а то и церкви (если замок побольше). А среди жителей замка всегда был капеллан или священник, который помимо своих священнических обязанностей выполнял роль писаря и учителя (в те времена даже далеко не каждый дворянин был грамотным).

А вот так интересно выглядит туалет в замке – в виде такой пристройки к стене. Интересно знать, что туалеты в средневековых замках не отапливались, и посещение их зимой было особенно малоприятным действом.

Да и в целом жизнь в средневековом замке, особенно с точки зрения нас, избалованных благами современной цивилизации, была не простой – в первую очередь в каменных замках было очень темно и холодно, частыми гостями там были сквозняки. Окна средневекового замка в силу своего фортификационного характера пропускали мало солнечного света, а часто они даже не были застеклены. Каминное отопление немного выручало, но все равно имейте ввиду, что стены средневековых замков покрывались различными толстыми коврами и гобеленами не только лишь из эстетических побуждений, но и банально, чтобы сохранить больше тепла.

Средневековый романский замок

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания


С этим читают