Сикхи в индии

Гатка боевое искусство сикхов

Сикхи-кесадхари являются воинами как по духу, так и по умениям. Основным боевым искусством хальсы является гатка — умение вести бой против одного или нескольких противников. Традиционными для гатки считаются три предмета: шест, окованный по концам железом, меч и небольшой круглый щит. Гатка основана на двух принципах. Первый — стремительность и мощь удара. Сикхи тренируют скорость и реакцию при любой возможности. Для увеличения силы часто используются высокие прыжки. Второй принцип — непрерывность движения. В своё время мастера боя заметили, что скорость и сила минимальны в начальной фазе замаха и в конечной, когда оружие приходится извлекать из тела врага. Сикхи решили эту проблему интересным способом. Гатка похожа на непрерывный танец, состоящий из стремительных вращений. Вращается оружие, вращается воин, вращение происходит даже во время прыжков. Самыми доблестными и умелыми, даже в среде сикхов-кесадхари, считаются ниханги. Этот воинский орден возник ещё при гуру Гобинде. Ниханги давали обет умереть только в бою и отказывались от семьи. Посвящая все время военным тренировкам, они не занимались ничем другим, зато до совершенства оттачивали свой стиль, называемый «нарамхай-ниханго». Им не было равных в копейном бою и джигитовке. Легендарным оружием нихангов считается чакра — метательное кольцо с внешним краем, отточенным до бритвенной остроты. Броском такого снаряда сикх мог запросто обезглавить противника. Есть мнение, что боевые искусства сикхов не предусматривают боя голыми руками, но это не так. Даже в среде нихангов существовала своя элита, владеющая рукопашной борьбой шастра-видья. Сведения об этой системе скудны и противоречивы, хотя сомнений в её эффективности не возникает.


Направления сикхизма

Музыканты — «намдхари».

Основным ортодоксальным направлением в сикхизме является «Хальса» («кешдхари»), то есть все те кто проходит посвящение в хальсу и помимо всего следуют правилам внешнего отличия сикха, установленным 10-м гуру Гобинд Сингхом (не стригут волосы, не бреются, носят кинжал и т. д.). Кешдхари составляют подавляющее большинство последователей сикхизма.

Другое, малочисленное направление — «сахаджхари» («нанакпантх»). Они не приемлют воинственности хальсы и нововведений Гобинд Сингха, следуя в большей мере порядку при первом гуру Нанаке, бреются и лояльно относятся к индуистскому влиянию. В свою очередь это направление делится на такие течения, как: «удаси» — признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари» с «ниранкари» — верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх. Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Следует отметить, что ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма.

Хальса и современный сикхизм.

Все члены хальсы должны были безоговорочно слушаться гуру и идти на самопожертвование во имя веры. Употребление алкоголя и табака категорически запрещалось. Чтобы стать членом хальсы, необходимо было пройти особый обряд посвящения. Говинд Сингх дал хальсе простой кодекс поведения – рахат. По сей день члены сикхской хальсы соблюдают каккар («правило пяти К»), основу рахата: кес – запрет на стрижку волос, кангха – деревянный гребень, кара – железный браслет, кирпан – короткий меч, качхх – штаны до колен. В хальсу входили мужчины и женщины, получая при этом дополнительное имя Сингх («лев») или Каур («львица»). Хальса сохраняла доминирующее положение в сикхской среде до конца 20 в., и большая часть различий внутри пантха относится к хальсе. На одном конце спектра находятся амритдхари, получившие амрит, или воду инициации, и являющиеся полноправными членами хальсы. За ними следуют кес-дхари, не посвященные в орден, но отмеченные его внешней символикой, в первую очередь длинными волосами. На другом краю спектра – сахадж-дхари, которые чтут Гуру Грантх Сахиб, но не соблюдают рахат. Между ними стоят, не имея особого имени, те, кто происходят из хальсы, но стригут волосы. В эту группу входило большинство сикхов, живших за пределами Индии в 1990-е годы.

Амрит-дхари и кес-дхари считаются членами хальсы, совместно обе группы доминируют в жизни пантха. Хотя лишь незначительное меньшинство из них рассматривают остригших волосы как несикхов, в целом в хальсе существует недовольство по поводу наличия в пантхе такого большого количества членов, не соблюдающих рахат. Однако официально исключают только амрит-дхари, преступивших запреты: если они совершают любой из четырех больших грехов (обычно это стрижка волос или курение), то их изгоняют из хальсы и называют патит («падшие»). В сикхской среде наблюдалось несколько миграций, в 1880-х годах многие выехали в Юго-Восточную Азию и Австралию, после 1900 – в США. Начиная с 1947 число сикхских эмигрантов сильно возросло, и к началу 1990-х годов за пределами Индии проживало около миллиона сикхов (главным образом в Великобритании).

Центром религии сикхов остается гурдвара («храм»). Там хранится Гуру Грантх Сахиб, предмет трепетного почитания, которому поклоняется каждый входящий в храм. У сикхов нет священнослужителей, поэтому службу может проводить всякий, кто обладает хорошей репутацией в пантхе. Гуру Грантх Сахиб признается одним из лучших сборников средневековых гимнов Северной Индии, богослужение состоит главным образом в пении этих гимнов. При каждом гурдваре должен быть лангар (бесплатная трапезная), где может совершить трапезу каждый, независимо от его кастовой принадлежности. Большинство сикхов входит в касту джатов, крупнейшую сельскую касту Пенджаба. Хотя внутри храма кастовые различия не соблюдаются, вне храма они сохраняют известное значение, например при выборе брачных партнеров.

Литература

на русском языке
  • Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии: Сб. ст. — М.: Наука (ГРВЛ), 1972. — 200 с. — 1800 экз.
  • Козловский В. Д. // Религии и атеизм в Индии. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973. — С. 56—85. — 208 с. — 10 000 экз.
  • Кочнев В. И. Гуру Говинд Сингх — реформатор сикхизма // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии / отв. ред.: Г. Г. Стратанович; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1973. — С. 70—88. — 224 с.
на других языках
  • Ahiuwalia M. M., Kukas, the freedom fighters of the Panjab, Bombay, 1965.
  • Cunningham J., A history of the Sikhs, Delhi, 1966.
  • Duggal, Kartar Singh (1988), Philosophy and Faith of Sikhism, Himalayan Institute Press, ISBN 978-0-89389-109-1
  • Kaur, Surjit, Amongst the Sikhs: Reaching for the Stars, New Delhi, Roli Books, 2003 ISBN 81-7436-267-3
  • Banga, Indu (2017), Knut A Jacobsen et al, ed., Brill’s Encyclopedia of Sikhism, Brill Academic, ISBN 978-90-04-29745-6
  • Khalsa, Shanti Kaur, The History of Sikh Dharma of the Western Hemisphere, Sikh Dharma, Espanola, NM, 1995 ISBN 0-9639847-4-8
  • Singh, Khushwant (2006), The Illustrated History of the Sikhs, Oxford University Press, India, ISBN 978-0-19-567747-8
  • Macauliffe M. A., The Sikh religion. Its gurus sacred writings and authors, v. 1—6, Oxf.,1909.
  • . Encyclopædia Britannica. Дата обращения 28 ноября 2018.
  • Singh Gopal. Guru Nanak, New Delhi, 1967.
  • Singh, Patwant (1999), The Sikhs, Random House, India, ISBN 978-0-385-50206-1
  • Takhar, Opinderjit Kaur, Sikh Identity: An Exploration of Groups Among Sikhs, Ashgate Publishing Company, Burlington, VT, 2005 ISBN 0-7546-5202-5
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2008), Sikh Twareekh, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2008.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2012), Sikh History (in 10 volumes), publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2010–12.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (1997), The Sikh Reference Book, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 1997.
  • Dilgeer, Dr Harjinder Singh (2005), Dictionary of Sikh Philosophy, publisher Sikh University Press & Singh Brothers Amritsar, 2005.

Литература

  • Альбедиль М. Ф. Сикхи // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / М. Ф. Альбедиль. — М., 1996. — С. 161—164.
  • Володин А. Индия: становление системы буржуазной демократии // Народы Африки и Азии. — 1989. — № 1. — С. 214.
  • Захарьин Б. А. Эволюция религиозного самосознания сикхов в XV — первой половине XIX вв. — М., 2000. С. 40.
  • Котовский Г. Индия // Энциклопедия для детей. Т. 13. Страны. Народы. Цивилизации / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 2001. — С. 371
  • Кочнев В. И. Сикхи // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — С. 482.
  • Ethnologue: Languages of the World, Fifteenth edition. — 2009. — P. 96.
  • Cheema I. K. Sikh Communal Consciousness and State Violence in India // Pakistan Horizon, Vol. 59, No. 3 (July 2006), pp. 67–82.
  • Chilana R. S. Sikhism: Building a Basic Collection on Sikh Religion and Culture // Reference & User Services Quarterly, Vol. 45, No. 2 (Winter 2005), pp. 108–116.
  • Murphy A. History in the Sikh Past // History and Theory, Vol. 46, No. 3 (Oct., 2007), pp. 345–365.
  • Singh Sangat, Quinton King Noel The Sikhs In History: A Millennium Study / Sangat Singh Noel Quinton King. — New York, 1995. — P.105.

Морально-этические нормы сикхизма[править]

Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения.

Что следует делать правоверным сикхам? В первую очередь — быть хорошими людьми. Искать и проявлять в себе данное Богом — Веру и Любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Никто не принуждает ни к совершению добрых дел ради каких-то выгод в этой или следующей жизни (никто не учитывает специально «добрые дела»), ни к пожертвованиям, ни к сложным ритуалам, ни к накоплению знаний, ни к целомудрию, ни к покаянию. Искренние и добрые деяния возникают сами по себе как естественное существование, даруемое Богом, которого можно открыть внутри себя. Человек свободен в своей воле. Бог создал Природу с ее законами — можно сознательно следовать или не следовать им. Как рыба, которая может плыть по течению, а может плыть и против течения. Иногда даже рыбе требуется преодолевать огромные расстояния против течения, чтобы отложить икру в верховьях рек. Но рыба не может выйти из реки. Так же и мы не можем выйти за пределы воли Божьей, обладая своей собственной волей. Течение показывает природные законы, созданные Богом, а взаимодействие с ними — это уже дело собственной воли человека. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно и невыгодно, действуя так, человек встречает сопротивление Природы. Любовь следует проявлять в любом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи — и в этом выражается природа Бога. Сикхи всегда живут в оптимизме, радости и надежде.


Малый гребень (кангха), браслет (кара) и церемониальный кинжал (кирпан)

Хотя многое в сикхской религии похоже на еврейскую, сикхи отказываются признать свое «родство» с иудаизмом. Бог сикхов не связан с «избранным народом» и не провозглашает национального или кастового неравенства, никого не ведёт и никого не наказывает. Бог не проявляет себя в виде «голосов с неба», знамений и требований. Бог никого не призывает к священной войне и не накладывает на людей такое множество ежедневных обязанностей, как в еврейской традиции. Бог не призывает народ изолировать себя от других — наоборот, сикхи относятся к другим народам как к своим братьям.

Сикхи считают, что необходимо уважать свою свободу, и также свободу и волю других людей. Страшный грех — манипулирование другими людьми, их принуждение и насилие — это отвратительное проявление эгоизма. Не давай никому манипулировать своим страхом перед смертью. Учителя других религий все время стараются зацепить тебя за крючок страха перед смертью, предлагая «спасение», рай или хорошее перерождение, и пугая адом в следующей жизни. Это большой грех — никто не знает куда ты попадешь и не имеет право об этом рассуждать, чтобы принудить тебя.

Развивая внутри себя веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям. Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.

В своих молитвах сикхи просят себе участи, подобной собаке — но не бездомной собаке, а собаке, у которой есть хозяин, который заботится о ней, и которому следует служить.

Все люди одинаковы — у всех по две руки, две ноги, два глаза… Натура людей одна и та же, независимо от их происхождения, религии, касты или духовного уровня развития. Поэтому сикхи почитают всех людей как своих братьев. Сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог и есть возможности духовного роста и развития.

Численность

См. также: Численность последователей основных религий

В XXI веке численность сикхов доходит до 25 миллионов, а в 1991 году сикхский пантх (религиозная община) насчитывал около 16,2 млн человек. Большинство сикхов (83 %) проживает в Индии в штатах Пенджаб (14 млн человек, 76 % индийских сикхов и 64 % населения от населения штата), Харьяна (1 млн), Раджастхан (0,7 млн), Уттар-Прадеш (0,6 млн). Это девятая по числу последователей религия в мире.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром страны в 2004—2014 годах Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии. После разгрома британцами сикхского государства в начинается массовая эмиграция сикхов. Британцы оказывали сикхам предпочтение при наборе в госаппарат (Индийская Гражданская Служба) и в войска, что повлекло за собой перемещение в другие части Британской Индии. Часть сикхов были привлечены в Британскую Восточную Африку для оказания помощи в строительстве железных дорог. После Второй мировой войны началась эмиграция в Британию и в Северную Америку. В 1972 году сикхи, вместе с индусами, были изгнаны из Уганды диктатором Иди Амином.

Основными центрами сикхской диаспоры являются Великобритания (0,5 млн), Канада (250 тыс.), США, Малайзия, Восточная Африка, Австралазия и Таиланд. В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман.

Сикхи показывают самый низкий коэффициент рождаемости среди других общин Индии. Ежегодное увеличение их численности составляет около 400 тыс. чел.

Основы веры

Сикхизм — самостоятельная монотеистическая религия, возникшая в среде индуизма и ислама, являющаяся частью североиндийского движения Бхакти (учителя которого проповедовали преданность Богу, не требующую обрядов и жрецов), но не признающая преемственности.

Сикхи отреклись от ортодоксального индуизма, но не приняли ислам, а создали свою особую религию. Советы, даваемые Гуру Нанаком, не ставили каких-то ограничений. Он учил, что Бог един и что нам нужно любить Бога, что Бога нельзя ограничить до размера какой-либо одной страны. Во всем космосе нет ничего такого, что было бы сотворено без его приказа.

Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего творца. Его настоящее имя никому не известно.

Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена любви. Это не Бог одного народа — он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, лишен ненависти и пристрастий. Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого человека). До творения Бог существовал как абсолют сам по себе, но в процессе творения он выразил себя. До творения не было ни книг, ни учения, ни добра, ни зла, ни славы, ни доблести, ни мужского, ни женского. Когда Бог захотел выразить себя, он сначала нашёл свое выражение через имя, и таким образом появилась природа, в которой Бог растворён и присутствует повсюду, распространяясь во всех направлениях. Бог никем не рождён и не перерождается ни в какой форме — он повсеместно присутствует как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию, но при этом он непостижим и неописуем. Поклоняться Богу можно только посредством медитации его именем и пением молитв. Никакие другие божества, демоны и духи не достойны поклонения.

Человек, по учению сикхов, уже существовал до своего рождения. Его прошлое существование, семья в которой он родился и его народ определяют его индивидуальность. Но, кроме того, ему дана свободная воля, и он сам несет ответственность за свои деяния. «Расширяя» свое сознание, человек воспринимает других как часть самого себя. Сикхи не разделяют традиционных представлений о загробной жизни, рае и аде, грехах и карме. Учения о воздаянии в грядущей жизни, покаянии и очищении от грехов, аскетизме и целомудрии — это, с точки зрения сикхизма, попытка одних смертных манипулировать другими. На самом деле посты, обеты и «благие деяния» не имеют значения. После смерти душа человека растворяется в природе и возвращается к творцу, но не исчезает, а пребывает, как всё сущее.

Сикхское государство

Основная статья: Сикхское государство

В —1799 годах у сикхов существовало собственное государство — Сикхская конфедерация, с центрами в Амритсаре и Лахоре. Государство разделялось на мисали, общее количество которых дошло до 12 (около 70 тыс. кавалерии). С 1799 году лидер сикхов, Ранджит Сингх, объединил разрозненные мисали в империю, в 1849 году уничтоженную британскими колонизаторами в результате второй англо-сикхской войны.

Появление сикхского государства стало возможным благодаря упадку Империи Великих Моголов, который обозначился к началу XVIII века. Сикхи Пенджаба начали серию атак против власти Моголов, которые, в конце концов, завершились успехом. Территориально Сикхская империя в период наибольшего своего расширения включала в свой состав:

  • Провинцию Пенджаб, современный Пакистан
  • Штат Пенджаб, современная Индия
  • Союзную территорию Чандигарха, Индия
  • Штат Харьяна, Индия
  • Штат Химачал-Прадеш, Индия
  • Бывшее «туземное государство» Джамму, Индия
  • Дели
  • Северо-западную пограничную провинцию, Пакистан
  • Зону племён, Пакистан
  • Исламабадскую столичную территорию, Пакистан
  • Части северо-восточного Афганистана

После аннексии Великобританией Сикхской империи она была разделена на несколько частей, частично — «туземных государств», частично — территорий под прямым управлением Британской Короны. Резиденцией губернатора был избран Лахор.

Центральная власть Сикхской империи была сосредоточена в происходившем раз в два года собрании хальсы (сикхской общины) — Сарбат Хальса. Сарбат Хальса контролировала сердаров (военачальников), определяла основы военной политики, избирала лидера сикхов. Структура регионов (мисалей) соответствовала военным группировкам; главы регионов ежегодно собирались в Амритсаре или Лахоре.

С 1762 года военная мощь Сикхского государства резко усиливается, и, как следствие, происходит значительный рост его территории. С приходом к власти Ранджита Сингха и его коронацией в , конфедерация преобразовывается в империю, доходившую от Кабула и Кандагара до границ Тибета, с населением, на 80 % состоявшим из мусульман, 10 % индуистов и 10 % сикхов. Сердцем государства оставался Пенджаб.

После смерти Ранджита Сингха в 1839 году государство погрузилось в раздоры между сердарами, которые к тому времени де-факто превратились в крупных феодалов. Ослабление сикхов позволило британцам уничтожить их государство в 1849 году в результате двух англо-сикхских войн.

Политическая структура сикхизма прошла три основных этапа. Для ранних сикхов характерна фактически неограниченная власть гуру (духовных лидеров). Раннему сикхизму вскоре пришлось столкнуться с мусульманским завоеванием Индии (1556—1707), следствием которого становится нарастающая милитаризация сикхов. Начиная с десятого гуру, Гобинда Сингха, власть была передана непосредственно сикхской общине, хальсе. Для позднего же Сикхского государства характерно перемещение центра силы от хальсы к сердарам (военачальникам, и, де-факто, крупным феодалам), враждовавшим между собой.

С разделом бывшей Британской Индии в на Индию и Пакистан вспыхивают конфликты между мусульманами и сикхами, повлёкшие за собой взаимные массовые изгнания сикхов из Западного Пенджаба, и мусульман из Восточного. Противоречия между сикхами и индуистами нарастают с 1970 годов; сикхи обвиняют индуистское большинство в дискриминации, а Индиру Ганди — в диктатуре. В Пенджабе появляются сепаратисты, требующие создания независимого сикхского государства Халистан. Решение Индиры Ганди в 1984 году провести зачистку священного для сикхов Золотого Храма в Амритсаре привела к тому, что она была убита собственными телохранителями, набранными из сикхов. Результатом стала серия антисикхских погромов, которая прокатилась по всей Индии, и унесла жизни тысяч сикхов.

В настоящее время сикхи представлены в Индии рядом политиков, в частности, премьер-министром Манмоханом Сингхом. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех офицерских должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Самым высоким званием, до которого удалось дослужиться сикху, было звание маршала авиации (маршал авиации Индии Аржан Сингх). 4 ноября 2015 года сикх Харджит Сингх Саджан был назначен на пост министра обороны Канады.

Большинство сикхов являются земледельцами. В Пенджабе в сельском хозяйстве занято 39 % местной рабочей силы (меньше, чем в среднем по Индии). Сикхские хозяйства являются более прибыльными, чем в среднем по Пенджабу, и в три раза более эффективными, чем средний показатель по Индии.

Золотая цепь

Десять учителей сикхов

Основы сикхизма были заложены учителем Нанаком Дев Джи (глубокоуважаемым учителем Нанаком). Учитель Нанак Дев Джи, вместо того, чтобы передать лидерство его учения своим собственным сыновьям (как это было принято в то время) искал кого-то, кто проявит себя как наиболее заслуживающий возглавить общину. Выбрав преемника, учитель Нанак возложил на него руку и объявил его «Ангад» (частью его собственного тела). Впоследствии свет высшего Учителя передавался таким же образом, переходя к человеку, который проявил себя достойным стать новой заменой Нанака.

Каждый из десяти учителей воплощает божественный аспект:

Учитель Нанак Дев — Смирение Учитель Ангад Дев — Послушание Учитель Амар Дас — Равенство Учитель Рам Дас — Служение Учитель Арджан Дев — Самопожертвование Учитель Харгобинд — Справедливость Учитель Хар Рай — МилосердиеУчитель Харкрисхан — Чистота Учитель Тег Бахадур — Спокойствие Учитель Гобинд Сингх — Мужество

Учитель Гобинд Сингх, десятый учитель, воплощает сикхский идеал святого воина. Он также был вдохновенным и плодовитым писателем, мужественным солдатом и источником Божественной мудрости для своих сикхов. «Если никакие другие средства не дали результата, только тогда следует браться за меч» — сказал он. Он был защитником бедных, кротких и угнетенных масс Индии.

Шри Гуру Грантх Сахиб (Священная книга — учитель)

Шри Гуру Грантх Сахиб (ШГГС для краткости) или Ади Грантх Сахиб – это больше, чем писание сикхов. Сикхи относятся этой Грантх (священной книге) как к живому учителю. По приказу учителя Гобинда Сингха лидерство над общиной сикхов было передано священной книге, одиннадцатому и вечному учителю сикхов. Шри Гуру Грантх Сахиб хранится в глубоком почтении со стороны сикхов и к ней относятся так же, как к живым учителям и оказываются те же почести, что оказывались десяти живым учителям. ШГГС занимает центральную часть сикхского храма, который называется гурдвара. В дневное время Священное Писание помещается на возвышающуюся плиту (трон, покрытый прекрасными и кромочными тканями) в главном зале гурдвары. Уважение, проявляемое к ШГГС, лучше всего иллюстрирует Хирмандир Сахиб, более известный во всем мире как Золотой храм. Ранним утром звук царственных труб возвещает явление священной книги, переносимой в украшенном серебром и золотом Палки Palki от места ночного отдыха в Акал Такхат в Хирмандир Сахиб в Дарбар Сахиб (двор Господа). В пути сикхсхие добровольцы обмахивают ШГГС с помощью Чаур Сахиб, как если бы это был живой учитель — человек. Внутри святилища, Манджи (трон) ШГГС расположен так, «сидение» священной книги расположено выше любых других сидений в Дарбаре («царском дворе»). Каждый вечер процесс повторяется с точностью до наоборот. Чаур Сева — одна из основных традиций, соблюдением которых сикхи чествуют своего учителя и проявляют всё то уважение, которое Гурбани (мудрые цитаты из священной книги) заслуживают.

Сикхи не поклоняются ШГГС, потому что это запрещено — только один Всемогущий Бог достоин поклонения, ибо Он есть Создатель всего.

Во времена первых десяти учителей члены общины (сангат) и паломники (севадар) приехавшие издалека, чтобы увидеть учителя, хотели находиться ближе к учителю и слушать его советы и рекомендации (шабад). Они садились рядом с учителем и слушали слова мудрости от учителя и проводили Чаур Сева для учителя (как это описано в предыдущем абзаце про ШГГС). Этот ритуал проводили шаг за шагом многими членами общины, чтобы быть к учителю как можно ближе.

История сикхизма

См. также: Сикхи (народ)

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо-Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб).

Гуру Нанак много путешествовал, и хотя точное количество путешествий является спорным, общепризнанными являются

  • в Бенгалию и Ассам;
  • в Андхра-Прадеш и Тамилнад;
  • в Кашмир, Ладакх и Тибет;
  • в Багдад и Мекку.

После примерно четверти века путешествий, во время которых он проповедовал свою идеологию, гуру Нанак основал «обитель веры» в Картапуре в Пенджабе, где и сформировалась сикхская община. Чётко организованная религиозная община сикхов со временем превратилась в самостоятельную группу, своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.

Десятый гуру сикхов, Гобинд Сингх (с до ), упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его преемники в качестве временного вождя избрали некоего Банда, но в 1716 году он был казнён в Дели. После этого ученики Гобинд Сингха разделили территорию, занятую сикхами, на двенадцать мисалей (объединений воинов).

Сикхи также вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов. Сначала это была конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями. Постепенно военные вожди сикхов превратились в обычных феодальных князей, между которыми развернулась борьба за власть. К 1820-м годам глава мисаля Сукерчакья Ранджит Сингх подчинил своей власти весь Пенджаб. К 1849 году сикхи потерпели поражение в войнах с англичанами, которые аннексировали Пенджаб. Последний сикхский князь, Далип (Дхулин) Сингх (с до ), был смещён ими с престола и далее получал пенсию.

История сикхизма

Религиозное течение, проповедующее равенство всех людей, возникло в начале 16 в. в Индии, стране, в которой и по сегодняшний день классовое деление не упразднено. Основателем данной религии, считающейся чем-то усредненным между иудаизмом и исламом, стал странствующий гуру Нанак.


Отец-основатель сикхизма путешествовал по Индии и близлежащим странам около 15 лет, призывая людей к равенству и служению на благо других людей. Гуру мечтал о том, что бы индийские жрецы (брахманы) и неприкасаемые могли сидеть за одним столом, как люди, имеющие одинаковые права.

Завершив свое путешествие, духовный учитель Нанак основал сикхскую общину в Пенджабе, назвав это место «обителью веры». Община сикхов была настолько хорошо организована и структурирована, что со временем переросла в отдельное государство в государстве, имеющее своих вождей, законы и идеологию.

Первое время должность гуру переходила по наследству, но в 17 в. 10-й по счету гуру упразднил эту традицию, передав власть коллективному органу – религиозной общине, называющейся хальса. Однако, уже в 18 в., сикхи вынуждены были разделить общину на 12 мисалей – объедиений воинов. Правда позже, после кровопролитных войн с моголами и афганцами, сикхи вновь добились объединения мисалей в конфедерацию. В 1820 году одному их сикхских князей удалось собрать под сенью своей власти все 12 объединений воинов. Но, к сожалению, сикхский союз потерпел поражение в войне против колонизаторов из Великобритании и распался окончательно.

Борьба за святыню

Начало строительства индуистского храма в Айодхье — финал межконфессиональной драмы, которая длилась на протяжении нескольких столетий. В XVI веке императором династии Великих Моголов Бабуром там была сооружена мечеть, получившая его имя (другие варианты названия — мечеть Бабри или мечеть Джанмастан). При этом, согласно индуистской легенде, именно там 900 тыс. лет назад был рожден бог Рама и там же находился его храм, который мусульмане уничтожили.

Укрепили веру


В конце ХХ века стало окончательно понятно, что конфликт вокруг Айодхьи носит не только религиозный, но и политический характер. В 1980-х индуисты-радикалы начали требовать сноса мечети. В декабре 1992 года радикальные индуисты, в том числе видные члены партии националистической партии «Бхаратия джаната парти» (BJP), разрушили мусульманскую святыню.

Уничтожение мечети подлило масла в огонь межконфессиональной напряженности. Конфликт вокруг храма стал причиной Гуджаратского погрома: в феврале-марте 2002 года в штате Гуджарат индуисты, разъяренные гибелью десятков паломников в сгоревшем поезде, атаковали мусульманские кварталы в Ахмадабаде и других населенных пунктах. Жертвами погрома стали не менее 2 тыс. мусульман. Главным министром штата в то время, кстати, был Нарендра Моди.

Перед выборами 2014 года строительство индуистского храма на месте мечети Бабура было одним из ключевых обещаний BJP. По результатам голосования партия возглавила победивший альянс, а Моди был избран премьером.

Юридические разбирательства о принадлежности культового участка в Айодхье шли несколько десятилетий. Управление археологических исследований Индии на основании сделанных на месте раскопок определило, что под разрушенной мечетью находятся остатки здания «не исламского характера». В итоге в ноябре 2019 года Верховный суд республики постановил передать спорную территорию индуистам, а мусульманам для постройки новой мечети отвели альтернативный участок в Айодхье.


С этим читают