Систематическая десенсибилизация

Показания к применению метода

Метод систематической десенсибилизации, как правило, используется, если:

  • У пациента отмечаются монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности найти реальный стимул (страх полёта в самолёте, боязнь редких видов животных).
  • У пациента наблюдается повышенная тревожность, возникающая в ситуациях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической или личностной безопасности. Данная тревожность характеризуется достаточной продолжительностью или интенсивностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффективные переживания и субъективные страдания.
  • Реакции повышенной тревожности пациента приобретают специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу и т.д.
  • Высокая интенсивность тревожности и страхи пациента приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения (например, неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой).
  • У пациента наблюдается сильное желание избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, что приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты (например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала.)
  • Реакция избегания пациента замещается дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребёнок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева.

Этапы десенситизации

Существует три основных фазы, которые выделил Вольпе, чтобы успешно десенсибилизировать человека.


  1. Установите иерархию стимулов беспокойства. Индивид должен сначала идентифицировать предметы, которые вызывают проблемы. Каждому элементу, провоцирующему тревогу, дается субъективное ранжирование по степени тяжести вызванного беспокойства. Если человек испытывает сильную боязнь во многих разных триггерах, каждый предмет рассматривается отдельно. Для всех стимулов создается список для ранжирования событий от наименьшего беспокойства до вызывающего наибольшую тревогу.
  2. Исследуйте ответ пациента. Релаксация, такая как медитация, является одним из видов лучшей стратегии преодоления. Вольпе научил своих пациентов релаксационным ответам, потому что невозможно одновременно расслабиться и беспокоиться. В этом методе больные практикуют расслабление различных частей тела, пока пациент не достигнет спокойствия. Это необходимо, потому что дает возможность контролировать свой страх и не позволяет ему увеличиваться до невыносимых уровней. Для того чтобы пациент мог изучить соответствующие способы преодоления проблемы, требуется всего несколько сеансов. Дополнительные стратегии борьбы включают в себя антистрессовые лекарства и дыхательные упражнения. Другим примером релаксации является когнитивная переоценка воображаемых результатов. Терапевт может побудить пациентов исследовать то, что они представляют себе, когда подвергаются воздействию вызывающего тревогу стимула, а затем позволяет заменить воображаемую стрессовую ситуацию любым положительным результатом.
  3. Подключите триггер к несовместимой реакции или методу преодоления путем противодействия. На этом этапе пациент полностью расслабляется и затем помещается в ситуацию рядом элементом, который занимает низшую строчку иерархию тяжести стимулов тревоги. Когда пациент снова достиг состояния безмятежности после того, как ему были представлены первые стимулы, применяются другие триггеры более высокого уровня. Это поможет пациенту преодолеть свою фобию. Терапия длится до тех пор, пока все элементы иерархии стимулов беспокойства не будут применены без проявления тревоги у больного. Если в любой момент во время упражнения механизмы преодоления неудачи перестали работать или пациент не может завершить его из-за серьезного беспокойства, процедура прекращается и возобновляется после того, как больной успокоится.

Пример

Человек может обратиться к терапевту из-за их большой фобии змей. Специалист помогает клиенту использовать три этапа систематической десенситизации:

  1. Установить иерархию стимулов беспокойства. Терапевт начинает с просьбы пациента определить ее. В этом списке будут указаны различные способы взаимодействия с объектом фобии, вызывающие разные уровни беспокойства. Например, змея, изображенная на картинке, может вызвать не так много страха, по сравнению с живой и ползающей по телу пациента. Последняя ситуация становится самой высоким в иерархии страха.
  2. Изучить механизмы преодоления или несовместимые ответы. Терапевт будет работать с клиентом, чтобы исследовать соответствующие методы борьбы и релаксации, такие как медитация и релаксация глубоких мышц.
  3. Подключить стимул к несовместимой реакции или методу преодоления. Пациенту будут представлены все более неприятные уровни стимулов боязни — от низшего до самого высокого — с использованием ранее примененных методов глубокой релаксации (то есть прогрессирующей мышечной релаксации). Представляемые стимулы для борьбы с фобией могут включать: изображение змеи; нахождение маленького ужа в соседней комнате; змея на виду; касание объекта и т. д. На каждом этапе воображаемой прогрессии пациент удаляется от фобии через воздействие раздражителя, при этом находясь в состоянии расслабления. По мере того, как иерархия страха полностью охватывается на процедурах, беспокойство постепенно исчезает.

Десенсибилизация движением глаз

Одним из относительно новых и специфических методов данной терапии является десенсибилизация движением глаз. Эта техника основывается на определенной взаимосвязи моторики движения глаз и степени визуализации желаемых событий. Смысл в том, что когда осуществляется активное движение глазных яблок, это включает в организме специфическую обратную связь, и в результате включаются механизмы, схожие по своей сути с механизмом сновидения.

Почему же это действительно эффективно? Дело в том, что травмирующие ситуации, а также пережитые впоследствии негативные эмоции, больше всего усваиваются человеческим сознанием и подсознанием именно в фазе сна, когда происходит ее обработка и запоминание. А именно эта фаза сопровождается быстрым движением глазных яблок во сне, поэтому такая активная терапия приводит к своеобразному «обратному процессу».

То есть суть предлагаемого метода заключается в том, что сам пациент форсирует фазу сна с помощью движения глазными яблоками и погружения в расслабленной состояние, а с помощью специалиста, когда удается добиться качественной визуализации и активации скрытых в подсознании переживаний, избавиться от них. Таким образом можно получить гораздо более быструю и качественную доступность скрытых травмирующих факторов, а при их переработке в нейтральные переживания осуществляется достижение самоконтроля над эмоциями и чувствами индивида.

На самом деле, с помощью данной техники можно получить куда более качественные результаты, к тому же положительный эффект будет достигнут в более кратчайшие сроки, нежели при других техниках, предложенных Шапиро.

Причины столь высокой эффективности были изучены и даже научно обоснованы:

  • Когда происходит постановка цели отбора всех отрицательных, то есть травмирующих ситуаций, все воспоминаний и образы формируют группы отдельных «кластеров». Под «кластером» в данном случае подразумевается набор однотипных образов, событий, воспоминаний, ассоциаций. Таким образом, в ходе десенсибилизационой терапии, то есть обработки всех вышеперечисленных факторов, осуществляется переработка лишь одного, наиболее характерного для определенного кластера воспоминания.
  • Метод, основывающийся на обращении к процессам сновидения, обеспечивает самому больному, а также специалисту, доступ к наиболее «большим» травмирующим участкам памяти.
  • Поскольку происходят процессы равносильные сновидениям, точнее определенному их этапу, в сознании индивида одновременно активируются информационные и анализирующие центры. Благодаря этому переработка воспоминаний происходит мгновенно на нейрофизиологическом уровне.

Разумеется, одним из главных преимуществ такой техники является скорость без какой-либо потери качества терапии. Обычно сеанс длится в течении нескольких часов, но их не рекомендуется проводить слишком часто.

Также десенсибилизации посредством движения глаз хорошо зарекомендовала себя не только в терапии взрослых, но также и при лечении нарушений у детей. Ее активно применяют не только в отношении больных, переживших травмирующие ситуации, но даже в случае борьбы с волнениями, связанными с ближайшим будущим.

Техника (шаги)

Идея систематической десенсибилизации очень проста. Чтобы помочь человеку избавиться от страха или тревожной ситуации, нужно лишь постепенно сталкиваться с ним и в безопасной обстановке, одновременно учась расслабляться. Однако для правильного выполнения необходимо выполнить ряд шагов.

Диагностика проблемы


Прежде чем начать применять систематическую десенсибилизацию (или любую другую терапевтическую технику), психолог должен провести углубленную оценку состояния пациента..

Таким образом, обычно проводится структурированное интервью, в котором вы спрашиваете о природе проблемы, чтобы убедиться, что этот метод является наиболее подходящим.

Это структурированное интервью, психолог будет задавать вопросы о том, когда и как появилась проблема последнего пациента в связи с этим, семьи и истории болезни и лечения, полученных до сих пор, если он был протестирован с некоторыми.

Таким образом, вы можете проверить пригодность использования систематической десенсибилизации с человеком.

Изучение техники релаксации

После того, как было решено, что систематическая десенсибилизация действительно может помочь пациенту решить его проблему, можно начинать с самого процесса. Первый шаг — научить человека технике расслабления и практиковаться с ней, пока она полностью не овладеет им..

Наиболее часто используемые методы релаксации в терапии — это постепенное расслабление мышц, глубокое дыхание или медитация или осознанность. В принципе, пациенту необходимо овладеть только одним из них, прежде чем переходить к следующему этапу; но при необходимости, вы можете попробовать несколько, чтобы найти тот, который был идеальным.

Обучение релаксации есть одна главная причина: когда вы практикуете эти методы, из-за эффекта, известного как «взаимное торможение» физически невозможно, чтобы быть в состоянии тревоги, страха или беспокойства. Однако, релаксация работает только тогда, когда дискомфорт не слишком высок.

Создание иерархии анксиогенных ситуаций

На втором этапе систематической десенсибилизации пациент должен обдумать список возможных ситуаций, в которых он испытывает свой специфический страх..

Например, если человек идет на терапию из-за фобии змеи, некоторые из включенных ситуаций могут представлять себе одного из этих животных или близкого ему..

После того, как было обнаружено от пяти до десяти тревожных ситуаций, человека просят классифицировать их по страху, который вызывает каждая из них..


Кроме того, вам также предлагается классифицировать каждого из них числом от 1 до 10, где 1 означает «без дискомфорта», а 10 — максимально возможный страх..

Прогрессивная экспозиция

Последний шаг систематической десенсибилизации — самый длинный, а также самый важный из всех. Как только будет проведена классификация предыдущего пункта, терапевт поможет пациенту разобраться с каждой из ситуаций в списке, начиная с самой простой и заканчивая самой сложной..

В каждой из этих ситуаций человек должен применять технику расслабления, которая работала над первым пунктом, пока он не сможет жить без страха. Как только вы освоите один из списков, вы перейдете к следующему, повторяя процесс, пока беспокойство не будет полностью устранено..

Эту выставку можно сделать двумя способами. Первая, известная как «метод in vitro», состоит в том, чтобы пациент представлял каждую из ситуаций как можно более реалистично. Во-вторых, наоборот, человек должен действительно сталкиваться с ситуациями, которые ее пугают. Этот метод известен как «In Vivo».

Выбор того или иного метода будет зависеть от нескольких факторов. Например, реалистично или нет создавать жизненные ситуации или уровень страха, который испытывает человек при начале терапии. В любом случае, можно комбинировать и то, и другое в любое время..

История возникновения

Метод систематической десенсибилизации был разработан южноафриканским терапевтом Джозефом Вольпе на базе экспериментов И. П. Павлова по классическому обусловливанию. Психолог отталкивался от предположения, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.

В годы Второй мировой войны Дж. Вольпе был офицером медицинской службы Южноафриканской армии. Проходил службу в психиатрическом военном госпитале, отдельные пациенты которого страдали от так называемого «военного невроза», известного сегодня как посттравматическое стрессовое расстройство. Доктор Вольпе и его коллеги пытались использовать лекарственную терапию, чтобы помочь пациентам справиться с травмирующими воспоминаниями сражений, но результаты в целом были неудовлетворительными. Именно эти неудачи подтолкнули Вольпе к поиску новых методов лечения тревожных расстройств. В послевоенные годы Вольпе изучал модель тревожного невроза у котов. На подопытное животное воздействовали электрическим током в сочетании с сильными световыми и звуковыми раздражителями до тех пор, пока у животного не вырабатывалась стойкая паническая реакция на одно лишь приближение к клетке. После того, как фобия была сформирована, можно было исследовать эффективность различных методов лечения. Оказалось, что самым надёжным способом избавления от фобии было постепенное и систематическое предъявление вызывающих страх стимулов во время кормления животных. Вначале кота с фобией кормили в помещении, где находилась клетка, на определённом расстоянии от последней. Затем миску с едой ставили немного ближе к клетке, потом ещё ближе, потом внутри клетки… В конце концов, животное «переучивалось» и могло совершенно спокойно чувствовать себя в той самой клетке, которая совсем недавно вызывала панику. Таким образом, основой для терапевтических мероприятий стал принцип реципрокного торможения. Постепенно кошки теряли всякую чувствительность к электрическим ударам, которые ранее вызывали у них явное беспокойство. Тогда Вольпе предположил, что тревожность и неуверенность можно лечить, замещая страх в социальной ситуации другой, несовместимой со страхом, эмоцией или замещающим поведением. Психотерапевт доказал, что «если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги». Иными словами, страх может быть устранён, если заменяется состоянием, противоположным страху. В результате проведённых исследований доктор Вольпе затем пришёл к выводу, что для взрослых людей лучшим способом формирования состояния, противоположного страху и напряжению, является нервно-мышечная релаксация по Джейкобсону.

Первое поколение детских средств

  • «Фенистил» — его рекомендуют детям, которые старше одного месяца. Назначается в виде капель.
  • «Супрастин» — для детей старше года. Если ребенок младше года, то лекарство назначают в виде инъекций и только под пристальным наблюдением педиатра.
  • «Димедрол» может применяться для детей в возрасте старше семи месяцев.
  • «Фенкарол» — для детей старше трех лет.
  • «Клемастин» может применяться для терапии детей, которые достигли возраста шесть лет.
  • «Диазолин» — только старше двух лет.
  • «Тавегил» — для детей, которым более шести лет.

Десенсибилизирующее лечение должен назначать только врач-педиатр.

Синестезия

Наука, занимающаяся измерением ощущений, сравнивающая количественные показатели интенсивности раздражителей с силой воспринимаемой информации, называется психофизикой.

Из всех исследований выделены психофизиологические закономерности:

  1. пороги восприятия;
  2. адаптация;
  3. сенсибилизация;
  4. контраст ощущений;
  5. синестезия.

Наука эта решает задачи количественного соотношения физического и психического мира. Возможности ощущений человека ограничены, находятся между измеряемыми порогами.

Если сенсибилизация – это повышение чувствительности, то сенсорная адаптация – это приспособление к воздействию, снижение чувствительности. Например, резкая смена освещения, и глаза некоторое время привыкают либо к темноте, либо к свету. В адаптации наблюдают два вида: анестезию (привыкание до полного отсутствия ощущения) и притупление при интенсивном воздействии.

Синестезия – это возникновение ощущения одного анализатора при воздействии, которое характерно для других анализаторов. Например, появление образов при чтении или слушании музыки, «цветной слух», «вкус слов», «запах цвета» и другие варианты.


Сенсибилизация и синестезия ярче выражена у тех, кто обладает относительно слабой нервной системой, низкой выносливостью и устойчивостью. Состояние беременности и переутомления усиливают это психологическое явление.

Критика

Долгое время десенсибилизация считалась лучшим методом борьбы с тревогой и фобиями. Однако в настоящее время идеи Вольпе о трех этапах торможения реакций страха используются достаточно изолированно, а техники работы с тревогой несколько видоизменились. Например, большое распространение получила техника конфронтации с подавлением тревожной реакции. Конфронтация означает помещение пациента в пугающую ситуацию. Обычно при этом у пациента возникает выраженная реакция страха, сопровождающаяся поведением избегания. Согласно теории научения, поведение избегания закрепилось в силу негативного подкрепления, так как приводило к уменьшению реакции страха. Главная цель этого метода — предотвратить реакцию избегания. Запрет на избегание может быть, например, в форме контракта с пациентом на проведение эксперимента, цель которого — убедиться в необоснованности собственных опасений. Например, можно предложить пациенту с социальными страхами и ожиданием враждебных реакций со стороны окружающих спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. По мере проведения такого эксперимента и получения в основной массе доброжелательных или спокойно-равнодушных ответов пациент убеждается в необоснованности своих опасений (реакция страха не находит подкрепления) и его напряжение на улице спадает, то есть в результате конфронтации с пугающей ситуацией поведение меняется: меняются ожидания и происходит научение. Предполагается, что при форсировании реакции страха спонтанно прекратятся. При насыщении раздражителями пациента, который страдает, например, фобией змей, целеустремленно и чрезмерно его сталкивают поочередно с живыми змеями и интенсивным представлением о змеях. Есть много видов такого «лечения методом кавалеристского наскока», применение которых весьма широко (имплозивная терапия Стэмпфла и т.д.).

Джадд Мармор, профессор психиатрии Калифорнийского университета критиковал идеи Вольпе о создании единой психотерапевтической науки, основанной на бихевиоральном подходе и отрицании динамической психотерапии. Мармор ставил под сомнение веру Вольпе в оптимальность бихевиорального подхода и его убежденность в том, что любой невроз можно исцелить с его помощью, а также статистику, согласно которой у умелого бихевиорального терапевта состояние 80% пациентов улучшается в среднем после 26 сеансов. Также Арнольд Лазарус и Исаак Маркс указывают на ограниченность возможностей чисто бихевиорального подхода.

В массовой культуре

  • В фильме Джона Эмиэла «Имитатор» (1995) героиня страдает от агорафобии, однако вынуждена преодолевать свой страх через непосредственное нахождение в пугающих ее условиях
  • В фильме Тома Хупера «Король говорит!» (2010) главный герой преодолевает недуг заикания, выступая на публике
  • Различные телешоу используют погружение в пугающие ситуации как основную тему программы. Например, в телепередаче «Фактор страха» участники получали задания, суть которых заключалась в контакте с пугающими их объектами и ситуациями
  • В 10 серии 1 сезона мультсериала «Гравити Фолз» герой боится высоты, и, чтобы побороть его страх, девочка ведет его на вышку
  • В третьей части книги Дж.Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» и одноименном фильме есть эпизод, в котором на занятиях по защите от темных искусств ученики сталкиваются с боггартами, принимающими облик того, чего боится человек и чтобы побороть монстра нужно представлять противоположные по отношению к пугающим ситуациям образы, вызывающие смех
  • В серии «Океан страха» 1 сезона мультсериала «Время приключений» один из главных героев боится воды и, чтобы побороть свой страх, он постепенно увеличивает контакт с пугающей его стихией, одновременно пытаясь расслабиться

История

В 1947 году Вольпе обнаружил, что кошки в Университете Уитса могут преодолевать свои страхи постепенным и систематическим воздействием. Он изучил работу Ивана Павлова по искусственным неврозам и исследования Уотсона и Джонсона по устранению детских страхов. В 1958 году Вольпе провел серию экспериментов по искусственной индукции невротических нарушений у кошек. Он обнаружил, что постепенное успокаивание больных животных было лучшим способом лечения их нарушений. Учёный заставал невротических кошек врасплох в разных ситуациях кормления. Вольпе знал, что такое лечение не будет распространяться на людей, и вместо этого применил в качестве терапии постепенное расслабление, чтобы облегчить симптомы тревоги.

Он также обнаружил, что если представлял клиенту реальный стимул, вызывающий беспокойство, методы релаксации не срабатывали. Трудно было принести полный список объектов в его офис, потому что не все возбуждающие беспокойство стимулы являются физическими предметами. Вольпе вместо этого начал заставлять своих клиентов представлять себе тревогу, которую вызывает объект, или смотреть на картины тревожного стимула, подобно процедуре, который делается сегодня.

Разновидности методики и области применения

Десенсибилизация – довольно простой и действенный метод, используемый для лечения большого круга заболеваний, даже аллергических реакций у пациентов, плохо реагирующих на антигистаминные препараты. В этом случае пациенту под наблюдением врача вводится небольшая доза аллергена, а затем проводится курс десенсибилизации для снижения аллергической реакции.

Рекомендуем: Как избавиться от тревоги?

Психозы и неврозы – бич современного общества, приводящий ежегодно на прием к психологу около 11% населения цивилизованных стран. Систематическая десенсибилизация для таких пациентов является наиболее эффективным и быстрым способом достижения состояния душевного покоя.

Специалист проводит с пациентом, погруженным в состояние покоя, обучающие занятия, позволяющие человеку бороться с мышечными спазмами и выстраивать иерархию событий, вызывающих у него негативные переживания. Главным условием эффективности таких занятий является реальность переживания психотравмирующего события, поэтому часто занятия проводятся в группах, которые врач формирует по тематике фобии.


С этим читают