Сколько извилин в мозге

Содержание

Строение

Схема извилин и борозд головного мозга лучше всего видна на схематических изображениях. Углубления, разделяющие кору на две части (полушария) называются первичными. Кроме этого, существуют и другие фундаментальные ограничители отделов коры, а именно:


  • Сильвиева борозда (латеральная, боковая): разделяет височную и лобную кору.
  • Роландова впадина (центральная): отделяет теменную от лобной.
  • Теменно-затылочная впадина: разграничивает затылочную и теменную долю мозга.
  • Поясная впадина, переходящая в гиппокампальную: отделяет поверхность обонятельного мозга от других отделов.

Эти структуры также носят и другое название: борозды первого порядка головного мозга.

Всякий отдел конечного мозга вмещает в себя несколько извилин, разделяющихся вторичными впадинами. Третичные же углубления развиваются сугубо индивидуально: их наличие зависит от личностных особенностей человека и его умственных способностей. Третий тип выемок придает индивидуальный рельеф складкам.

Верхнелатеральная часть полушария

Эта область конечного мозга ограничена тремя бороздами: латеральной, части затылочной и центральной. Боковая впадина берет свое начало от латеральной ямки. Развиваясь немного вверх и назад, образование заканчивается на верхнелатеральной поверхности.

На верхнем краю одного из полушария начинается центральная борозда. От его середины она идет кзади и частично вперед. Спереди от этой выемки располагается лобная доля мозга, а сзади – теменная кора.

Конец затылочной области служит краем теменной области. Эта канавка не имеет четкой границы, поэтому разделение осуществляется искусственно.

Медиальная поверхность мозга

Данная часть полушарий обладает постоянными глубокими бороздами. Говоря об образованиях медиальной поверхности, в первую очередь, как правило, вспоминают о борозде мозолистого тела (1). Выше этой канавки располагается поясная впадина (2), образующая колено и в последующем ветвь. Также в этой области находится гиппокампальная борозда (3) или борозда морского коня. Ближе к затылочной доле располагается коллатеральная борозда (4). На территории задней части срединной поверхности лежит шпорная борозда (5).

Между первыми двумя образованиями располагается опоясывающая извилина. А гиппокампальная и коллатеральная канавка ограничивает извилину, принадлежащую височной коре полушария.

Борозды и извилины нижней поверхности коры

Эта часть мозга распространяется на разных отделах коры – височной, затылочной и лобной. Нижняя поверхность включает в себя следующие борозды:

  • Обонятельная (1)
  • Орбитальная (2)
  • Прямая (3)
  • Нижняя височная (4)

Эта область полушария не обладает выдающимися извилинами, однако, все же одну отметить следует – это язычковая извилина (5).

Мысли и память

Споры о том, что такое мысли, где находится память и каков принцип интеллектуальной деятельности, ведутся второй век, как минимум, но ответов на вопрос нет. Одни ссылаются на отсутствие необходимой аппаратуры, которая ещё и не создана, скорее всего, вторые утверждают, что людям на нынешней ступени развития не дано многого понять, третьи доказывают, что ответ нужно искать не только под черепом. Мозг – это приемопередатчик, который принимает информацию из вешней среды, обрабатывает её, вырабатывает реакции организма на её основе, а также посылает часть данных куда-то, во внешнюю среду.

До сих по не найдены центры или участки, в которых хранится весь наш опыт, отвечающие за память. Предположения того, что ячейки памяти находятся где-то далеко, а не в голове, становится всё более интересными научным кругам.

Ответ, как работает эта система, скрывается в молекуле ДНК, она является ключом к пониманию многих процессов во Вселенной, в том числе и в мозгу. Как объяснить общение клеток между собой, если пропускной способности нервных волокон для передачи сигналов явно недостаточно. Вывод: головной мозг человека работает на совершенно иных принципах, чем предполагают учёные. И тут необходимо присмотреться к основам квантовой механики.

Примечания

  1. Ho, KC; Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G (1980). “Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age”. Archives of pathology & laboratory medicine. 104 (12): 635—9. PMID .
  2. .
  3. Paul Brouardel. Procès-verbal de l’autopsie de Mr. Yvan Tourgueneff. — Paris, 1883.
  4. Кузина С., Савельев С. . Наука: тайны мозга. Комсомольская правда (22 июля 2010). Проверено 11 октября 2014.
  5. Intelligence and brain size in 100 postmortem brains: sex, lateralization and age factors. Witelson S.F., Beresh H., Kigar D.L. Brain. 2006 Feb;129(Pt 2):386-98.
  6. Brody, Nathan. Jensen’s Genetic Interpretation of Racial Differences in Intelligence: Critical Evaluation // The Scientific Study of General Intelligence: Tribute to Arthur Jensen. — , 2003. — P. 397–410.
  7. Дробышевский С. В. .
  8. O’Brien, Jodi. Encyclopedia of Gender and Society. — Los Angeles : SAGE, 2009. — P. 343. — ISBN 1-4129-0916-3.
  9. (1999). Sex and Cognition. Cambridge, MA: MIT Press. ISBN 978-0-262-11236-9
  10. Ho, KC; Roessmann, U; Straumfjord, JV; Monroe, G (1980). “Analysis of brain weight. I. Adult brain weight in relation to sex, race, and age”. Archives of pathology & laboratory medicine. 104 (12): 635—9. PMID .
  11. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста. — Питер, 2008.
  12. Лурия А. Р., 1973

Строение коры головного мозга

Кора мозга представляет собой огромное скопление нервных клеток: по разным данным – от 10 до 14 млрд. Толщина коры составляет от 1,2 до 4,5 мм, а площадь поверхности у взрослого человека – от 1700 до 2200 см2, причем по сравнению с периодом новорожденности она увеличивается примерно в 30 раз. Нервные клетки расположены в коре слоями и имеют определенный порядок. В эволюционно новой коре выделяют 6–7 слоев нейронов. Многочисленными отростками нейроны связаны между собой как в пределах каждого слоя, так и между слоями. Длинные отростки крупных (так называемых пирамидных) нейронов III и V слоев выходят за пределы коры и обеспечивают передачу информации в различные отделы головного и спинного мозга. Вставочные нейроны (интернейроны) осуществляют внутрикорковые взаимодействия, что необходимо для обмена информацией между нейронами, лежащими в разных извилинах, долях и полушариях, а также для хранения и воспроизведения информации (память).

Группы интернейронов образуют замкнутые цепочки, длительная циркуляция импульсов по которым и обусловливает процессы памяти. Считают, что ко второй сигнальной системе имеют отношение наиболее поверхностные слои коры, в которых нейроны обладают возможностью создавать неограниченное число ассоциаций. Скрытая активность множества нейронов, приводящая к длительной циркуляции возбуждения в коре и связанных с нею отделах мозга, сопровождает познавательную и другие высшие формы психической деятельности человека. Исследования микроскопического строения коры мозга как материального субстрата высшей нервной деятельности человека имеют гигантский потенциал и во многом зависят от совершенствования методов исследования.

Основные извилины

Хотя форма и величина некоторых борозд и извилин полушарий головного мозга отличается от индивидуума к индивидууму, их количество в норме неизменно. У каждого человека, вне зависимости от возраста и пола, присутствуют такие борозды:

  • сильвиева борозда – отделяет лобную долю от височной;
  • латеральная борозда – разделяет височную, теменную и лобную долю, а также является одной из самых глубоких в головном мозге;
  • роландова борозда – отделяет лобную долю мозга от теменной;
  • теменно-затылочная борозда – отделяет затылочный участок от теменного;
  • поясная борозда – расположена на медиальной поверхности мозга;
  • круговая – является границей для островковой части на базальной поверхности больших полушарий;
  • борозда гиппокампа – является продолжением поясной борозды.

Рельеф коры головного мозга очень сложный. Он состоит из многочисленных извилин разных форм и размеров. Но можно выделить самые главные из них, выполняющие наиболее важные функции. Основные извилины головного мозга представлены ниже:

  • ангулярная извилина – находится в теменной доле, участвует в распознавании предметов посредством зрения и слуха;
  • центр Брока – задняя часть нижней лобной извилины слева (у правшей) или справа (у левшей), которая необходима для правильного воспроизведения речи;
  • центр Вернике – расположена в задней части верхней височной извили слева или справа (по аналогии с зоной Брока), участвует в понимании устной и письменной речи;
  • поясная извилина – находится на медиальной части головного мозга, принимает участие в формировании эмоций;
  • гиппокампальная извилина – расположена в височной области мозга, на внутренней ее поверхности, необходима для нормального запоминания;
  • веретенообразная извилина – расположена в височной и затылочной областях коры головного мозга, участвует в распознавании лиц;
  • язычная извилина – размещена в затылочной доле, играет важную роль в обработке информации, поступающей с сетчатки глаза;
  • прецентральная извилина – расположена в лобной доле перед центральной бороздой, необходима для обработки чувствительной информации, поступающей в головной мозг;
  • постцентральная извилина – находится в теменной доле позади центральной борозды, необходима для осуществления произвольных движений.

Есть ли связь между гендером человека и числом извилин?

Давно известный факт, гласящий, что мужской мозг по весу превосходит женский, породил немало нелепейших шуток и стереотипов. Однако достойный ответ шутникам дали ученные, выяснившие, что женский мозг, в противовес мужскому, имеет более сложную структуру со значительно большим числом извилин, что и возмещает меньший вес. По этой же причине нейроны в голове мужчин расположены на большем расстоянии. Таким образом, по площади мозг человека, вне зависимости от пола его обладателя, равен.


Мозг человека – наибольший элемент центральной нервной системы, что обуславливает сложность его строения. Именно он делает человека самим собой, дарит ему чудо сознания. Естественно, ученых давно интересует, есть ли связь между внешним видом мозга – и тем, какой личностью он делает своего обладателя. Пока что можно сказать наверняка: ни его масса, ни то, сколько извилин у человека в мозгу, не определяют индивидуума как умного или глупого. Бороздки в сером веществе – всего лишь складки огромного по площади органа, втиснутого в человеческий череп. Попытки посчитать их среднее количество бессмысленны, ведь для каждого человека это число индивидуально, а по строению и внешнему виду они могут быть как глубокими, так и едва различимыми глазу, что делает процесс подсчета невозможным.

Развитие головного мозга

Пренатальное развитие

Развитие, происходящее в период до рождения, внутриутробное развитие плода. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем.

Натальное состояние

Дифференциация систем коры головного мозга происходит постепенно, что приводит к неравномерному созреванию отдельных структур мозга.

При рождении у ребенка практически сформированы подкорковые образования и близки к конечной стадии созревания проекционные области мозга, в которых заканчиваются нервные связи, идущие от рецепторов разных органов чувств (анализаторных систем), и берут начало моторные проводящие пути.

Указанные области выступают конгломератом всех трех блоков мозга. Но среди них наибольшего уровня созревания достигают структуры блока регуляции активности мозга (первого блока мозга). Во втором (блоке приема, переработки и хранения информации) и третьем (блоке программирования, регуляции и контроля деятельности) блоках наиболее зрелыми оказываются только те участки коры, которые относятся к первичным долям, осуществляющим приём приходящей информации (второй блок) и формирующие исходящие двигательные импульсы (3-й блок).

Другие зоны коры головного мозга к моменту рождения ребенка не достигают достаточного уровня зрелости. Об этом свидетельствует небольшой размер входящих в них клеток, малая ширина их верхних слоев, выполняющих ассоциативную функцию, относительно небольшой размер занимаемой ими площади и недостаточная миелинизация их элементов.

Период от 2 до 5 лет

В возрасте от двух до пяти лет происходит созревание вторичных, ассоциативных полей мозга, часть которых (вторичные гностические зоны анализаторных систем) находится во втором и третьем блоке (премоторная область). Эти структуры обеспечивают процессы перцепции и выполнение последовательности действий.

Период от 5 до 7 лет

Следующими созревают третичные (ассоциативные) поля мозга. Сначала развивается заднее ассоциативное поле — теменно-височно-затылочная область, затем, переднее ассоциативное поле — префронтальная область.

Третичные поля занимают наиболее высокое положение в иерархии взаимодействия различных мозговых зон, и здесь осуществляются самые сложные формы переработки информации. Задняя ассоциативная область обеспечивает синтез всей входящей разномодальной информации в надмодальное целостное отражение окружающей субъекта действительности во всей совокупности её связей и взаимоотношений. Передняя ассоциативная область отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включающую выбор необходимой, существенной для этой деятельности информации, формировании на её основе программ деятельности и контроль за правильным их протеканием.

Таким образом, каждый из трёх функциональных блоков мозга достигает полной зрелости в разные сроки и созревание идет в последовательности от первого к третьему блоку. Это путь снизу вверх — от нижележащих образований к вышележащим, от подкорковых структур к первичным полям, от первичных полей к ассоциативным. Повреждение при формировании какого-либо из этих уровней может приводить к отклонениям в созревании следующего в силу отсутствия стимулирующих воздействий от нижележащего поврежденного уровня.

Как обучение влияет на мозг

Есть знаменитая история о лондонских таксистах. Не знаю, как сейчас, но буквально несколько лет назад для того, чтобы стать настоящим таксистом в Лондоне, нужно было сдать экзамен по ориентации в городе без навигатора — то есть знать как минимум две с половиной тысячи улиц, одностороннее движение, дорожные знаки, запреты на остановку, а также уметь выстроить оптимальный маршрут. Поэтому, чтобы стать лондонским таксистом, люди несколько месяцев ходили на курсы. Исследователи набрали три группы людей. Одна группа — поступившие на курсы, чтобы стать таксистами. Вторая группа — те, кто тоже ходил на курсы, но бросил обучение. А люди из третьей группы вообще не думали становиться таксистами. Всем трем группам ученые сделали томограмму, чтобы посмотреть плотность серого вещества в гиппокампе. Это важная зона мозга, связанная с формированием памяти и пространственным мышлением. Обнаружилось, что если человек не хотел становиться таксистом или хотел, но не стал, то плотность серого вещества в его гиппокампе оставалась прежней. А вот если он хотел стать таксистом, прошел тренинг и действительно овладел новой профессией, то плотность серого вещества увеличилась на треть — это очень много.

И хотя до конца не ясно, где причина, а где следствие (то ли люди действительно овладели новым навыком, то ли у них изначально была хорошо развита эта область мозга и поэтому им было легко научиться), совершенно точно наш мозг — дико пластичная штука, и индивидуальное обучение серьезно на него влияет — в значительно большей степени, чем врожденные предрасположенности

Важно, что и в 60 лет обучение оказывает воздействие на мозг. Конечно, не так эффективно и быстро, как в 20, но целом мозг в течение всей жизни сохраняет некоторую способность к пластичности

Общие сведения о головном мозге

Головной мозг состоит из более чем 100 миллиардов нервных клеток. В структуре органа анатомически различают большой мозг, который состоит из правого и левого полушария, мозжечок и ствол мозга. Покрыт мозг 3 оболочками и занимает до 95% емкости черепной коробки.

Масса мозговой ткани у здоровых людей различная и в среднем находится в пределах 1100-1800 грамм. Никакой связи между способностями человека и весом головного мозга не установлено. У женщин, как правило, центральный орган НС весит на 200 грамм меньше, нежели у мужчин.

Головной мозг покрыт серым веществом – основным функциональным шаром, где находятся тела практически всех нейронов, которые и образуют кору головного мозга. Внутри находится белое вещество, которое состоит из отростков нейронов и являет собой проводящие пути, по которым информация попадает в кору для анализа и вслед за этим команды передаются вниз.

Не только в коре головного мозга находятся центры управления, которые называют экранными, они присутствуют и в глубине мозга, окруженные белым веществом. Такие центры называют ядерными или подкорковыми (скопления тел нервных клеток в виде ядер).

Внутри мозга находится полая система, которая состоит из 4 желудочков и нескольких проток. Она соединяется с каналом спинного мозга. Внутри этой системы циркулирует ликвор, или спинномозговая жидкость, которая выполняет защитную функцию.

Извилины мозга: что это такое, и почему они образуются

Головной мозг человека является наиболее сложным органом. Он состоит из более чем ста миллиардов нейронов. Это не удивительно, ведь именно этот орган является главным управляющим центром, контролирующим все процессы в нашем теле, он даёт самосознание, делающее человека личностью, индивидом.

Сохраняя в себе все это количество элементов при ограниченном пространстве, поверхность мозга, называемая корой больших полушарий, закономерно покрывается бесчисленным количеством борозд. Подобная анатомия – следствие адаптации организма к «тесноте», то есть ограниченному пространству черепа.

Механизм образования извилин легко проиллюстрировать следующим образом: квадратный листик проще просунуть в маленькую круглую коробочку, скомкав его. При этом комок, в который превратился некогда квадратный лист, становится набором борозд, аналогичных тем, что находятся в мозговой толще, когда орган компактно размещается в черепной коробке.

Вопреки бытующему мнению, количество бороздок на сером веществе у человека не может ни прибавиться, ни убавиться, вне зависимости от того, какой деятельностью он занимается на протяжении жизни. Структура мозга, внешне схожая с ядрами грецкого ореха, формируется у человека ещё в состоянии эмбриона. Так, гладкая поверхность серого вещества начинает испещряться бороздками на двадцатой неделе беременности, а перестают они появляться у ребенка в возрасте полутора лет. То есть с этих самых пор количество и положение складок сформировано окончательно и на всю жизнь, так что и разговоры о том, что извилины могут со временем выпрямляться, полностью не обоснованы.

Интересно, что нормальный вес головного мозга новорожденного составляет порядка 0,3 кг – это примерно 1/8 от общего веса его тела. У зрелого здорового человека вес головного органа должен становиться больше в пять раз при средней площади 2200 см 2 .

Основное значение


Как уже было отмечено, головной мозг — сложная структура, выполняющая множество функций. Что же помогает такому относительно небольшому органу контролировать работу всего организма? Здесь стоит ответить на вопрос о том, каково значение борозд и извилин головного мозга. По сути своей, такая выпукло-вогнутая структура головного мозга увеличивает его поверхность, что повышает количество возможных для выполнения задач на единицу поверхности коры. Стоит отметить, что наибольшее количество серого вещества сконцентрировано именно под бороздами.

Можно выделить такие основные функции борозд и извилин головного мозга:

  • Височные извилины необходимы для осуществления речевых функций, а именно для понимания и осмысления речи. В височной доле расположен специальный речевой центр Вернике, который и отвечает за понимание письма и устной речи. При повреждении этого центра (при инсульте, травме, опухоли) возникает специфическое расстройство под названием сенсорная афазия. Это означает, что хотя пациент может нормально произносить слова и писать, он абсолютно не понимает значение того, что ему говорят.
  • Нижняя лобная извилина необходима для формулирования речи. Здесь находится другое образование — речевой центр Брока. При нарушении его работы возникает моторная афазия — человек понимает, что ему говорят, однако сам не может произнести ни слова. При некоторых заболеваниях, например, нарушении кровообращения в средней мозговой артерии, возможно повреждение как лобной, так и височной доли. Тогда возникает полная афазия — больной не может ни понимать речь, ни произносить слова.
  • Передняя центральная извилина является частью пирамидной системы, то есть системы, отвечающей за осуществление сознательных движений.
  • Задняя центральная извилина входит в состав чувствительной системы организма. Благодаря ней мы ощущаем прикосновения, боль, разницу температур.

Вам будет интересно:Основные свойства нервной системы человека и их характеристика

Обычно нарушение работы извилин наступает обособленно, в патологический процесс включаются лишь несколько образований. Однако существуют патологии, которые вызывают нарушение функций сразу всех или почти всех извилин головного мозга — это их атрофия. Для данной патологии характерно уменьшение количества извилин при расширении борозд. Клинически это проявляется нарушением интеллекта, психики, двигательными расстройствами.

В строении полушарий головного мозга доли, борозды и извилины имеют неразрывную связь. Борозды ограничивают собой извилины, а группа извилин организованы в доли, разделенные между собой все теми же углублениями — бороздами. Сложная организация со всеми перечисленными в статье структурами просто необходима головному мозгу. Без нее невозможно было бы выполнение всех его функций.

Та же серия:

Серый мозг человека в качестве иконки цифровой платы линии на белом фоне. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Установите значок в цветные пуговицы ромба. Векторная миграция

Белый человеческий мозг как значок цифровой платы, выделенный на белом фоне. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Кнопка цвета прямоугольника. Векторная миграция

Цвет линии Голова человека с надписью 18 плюс значок изолирован на цветном фоне. 18 плюс знак содержания. Взрослые довольствуются только значком. Круглая белая кнопка. Векторная миграция

Белый человеческий мозг как значок цифровой платы на белом фоне. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Оранжевый круг. Плоский дизайн. Векторная миграция

Белый человеческий мозг как иконка цифровой платы, изолированная с длинной тенью. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Розовая шестиугольная кнопка. Векторная миграция

Цвет Bitcoin think line иконка выделена на цветном фоне. Криптовалютная голова. Технология блокчейн, биткойн, рынок цифровых денег, кошелек с криптомонетами. Круглая белая кнопка. Векторная миграция

Красный человеческий мозг как иконка цифровой платы изолированы на белом фоне. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Элемент шаблона логотипа. Векторная миграция

Серый мозг человека в качестве иконки цифровой платы линии на белом фоне. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Установите значок на кнопки цветного круга. Векторная миграция

Зеленый человеческий мозг в виде значка цифровой платы, выделенной на белом фоне. Искусственный интеллект. Очертания головы человека с внутренними линиями. Кнопка белого круга. Векторная миграция

Основные функции

Существование твердой мозговой оболочки — большое преимущество для выживания человека , Основные функции этой мембраны, хотя ранее можно было это увидеть, заключаются в следующем.

1. Защищает головной и спинной мозг

Основная функция твердой мозговой оболочки и других мозговых оболочек заключается в защите нервной системы. , Эта защита происходит как на биологическом уровне, так как она действует как фильтр, который препятствует проникновению внешних вредных агентов, так и физически, поскольку между наличием черепа, самой мембраны и спинномозговой жидкости трудно ударить повлиять и повредить мозг.

2. Способствует поддержанию формы мозга

Деление на клетки полости черепа, которое происходит благодаря стенкам твердой мозговой оболочки, позволяет поддерживать структуру различных мест и частей мозга , а также его общий вид.

3. Предотвращает движение мозговой ткани


Наличие мозговых оболочек заставляет мозг оставаться на месте , ограничивая смещение, которое может произойти до простого движения тела.

4. Орошение мозга

В твердой мозговой оболочке много кровеносных сосудов особенно те, кто отвечает за возвращение в сердце крови, из которой мозг уже потребляет питательные вещества, то есть вены. Таким образом, этот слой мозговых оболочек играет важную роль в обеспечении хорошей части функции центральной нервной системы, как он должен и может эвакуировать лишнюю кровь.

Однако эта функция твердой мозговой оболочки также подвергает ее риску в виде патологий, таких как очень опасные аневризмы, менингитоподобные инфекции или ишемия.

5. Восприятие боли и напряжения мозга

И твердая мозговая оболочка, и остальные мозговые оболочки иннервируются разными нервами, содержащими большое количество рецепторов. Эти рецепторы представляют собой механизм физиологического выявления проблем с мозгом. , Они позволяют, например, воспринимать боль, связанную с давлением мозга на череп, и они даже являются основной причиной страданий от головной боли.

Эта функция особенно важна для выживания, так как сам мозг не имеет рецепторов, которые могли бы предупредить о возникновении внутреннего зла. Другими словами, без наличия мозговых оболочек мы не смогли бы обнаружить головные боли, которые могут предупредить о проблемах и дать нам время для реагирования незадолго до того, как очень деликатные участки нервной системы повреждены.

Библиографические ссылки:

  • Кандел Е.Р .; Schwartz, J.H .; Джесселл, Т.М. (2001). Принципы нейробиологии. Мадрид: Макгроу Хилл
  • Мартинес, Ф.; Завтра Г.; Panuncio A. и Laza S. (2008). Анатомо-клинический обзор менингиев и внутричерепных пространств с особым акцентом на хроническую субдуральную гематому. Revista Mexicana de Neurociencia: 9 (1): 17-60.

Влияет ли количество извилин на уровень интеллекта?

На сегодняшний день научно доказано: число извилин, равно как и масса головного мозга, никак не могут влиять на умственное развитие человека. И даже если с утра до ночи читать труды древнегреческих философов, извилин отнюдь не прибавится так же, как и граммов веса. Это логично, ведь извилины человека в таком виде, в каком они пребывают всю жизнь, формируются ещё в период внутриутробного развития, а вес мозга зависит от комплекции организма.

Некоторые ученые и рядовые граждане, жертвующие свое тело после смерти науке, позволили неоднократно провести исследования, установившие, что физиологические различия между мозгами обычных людей и научных деятелей не коррелируют с демонстрируемым при жизни интеллектом.

Чем люди похожи на моллюсков

Мы привыкли считать, что чем больше связей между разными нейронами, отделами человеческого мозга, тем лучше. Это так, но с определенными оговорками. Нужно не просто чтобы связей было много, а чтобы они имели какое-то отношение к реальной жизни. У полуторагодовалого ребенка синапсов, то есть контактов между нейронами в мозге, гораздо больше, чем у профессора Гарварда или Оксфорда. Проблема в том, что эти нейроны связаны хаотично. В раннем возрасте мозг быстро созревает, и его клетки формируют десятки тысяч синапсов между всем и всем. Каждый нейрон раскидывает отростки во все стороны, и они цепляются за все, до чего смогли дотянуться. Но дальше начинает работать принцип «Используй, или потеряешь». Мозг живет в окружающей среде и пытается справляться с разными задачами: ребенка учат координировать движения, хватать погремушку и т. д. Когда ему показывают, как есть ложкой, у него в коре остаются связи, полезные, чтобы есть ложкой, так как именно через них он гонял нервные импульсы. А связи, которые отвечают за то, чтобы расшвыривать кашу по всей комнате, становятся менее выраженными, потому что родители такие действия не поощряют.

Процессы роста синапсов довольно хорошо изучены на молекулярном уровне. Эрику Канделу дали Нобелевскую премию за то, что он догадался изучать память не на людях. У человека 86 миллиардов нейронов, и, пока ученый разобрался бы в этих нейронах, ему пришлось бы извести сотни испытуемых. А поскольку никто не позволяет вскрывать мозги стольким людям ради того, чтобы посмотреть, как они научились держать ложку, Кандел придумал работать с улиточками. Аплизия — суперудобная система: с ней можно работать, изучив всего четыре нейрона. На самом деле у этого моллюска больше нейронов, но на его примере гораздо проще выявить системы, связанные с обучением и памятью. В ходе экспериментов Кандел понял, что кратковременная память — это временное усиление проводимости уже существующих синапсов, а долговременная заключается в росте новых синаптических связей. Это оказалось применимо и к человеку — похоже на то, как мы ходим по траве. Сначала нам все равно, куда идти на поле, но постепенно мы протаптываем тропинку, которая потом превращается в грунтовую дорогу, а затем в асфальтированную улицу и трехполосное шоссе с фонарями. Похожим образом нервные импульсы протаптывают себе дорожки в мозге.

Формирование коры в эмбриогенезе

Борозды и извилины в нейроанатомии, придающие головному мозгу морщинистый вид, служат двум важнейшим функциям. Они помогают увеличить площадь поверхности коры, что позволяет большему количеству нейронам уплотняться в неё и усиливать способность мозга обрабатывать информацию. Борозды и извилины головного мозга образуют деления, создавая границы между долями мозга, разделяя его на два полушария.

Основные борозды:

  1. Межполушарная щель – глубокая борозда по центру мозга, в которой находится мозолистое тело.
  2. Сильвиевая щель (латеральная борозда) разделяет теменную и лобную доли.
  3. Роландова щель (центральная борозда), отделяющая веретенообразную извилину и извилину гиппокампа на нижней поверхности височных долей.
  4. Теменно-затылочная — разделяет теменную и затылочную доли.
  5. Шпорная щель (шпороподобная борозда или выделяющаяся фиссура) – расположена в затылочных долях, делит зрительную кору.

Основные извилины мозга:

  1. Ангулярная извилина теменной доли помогает в обработке слухового и визуального распознавания.
  2. Извилина Брока (центр Брока) – область мозга, расположенная в левой лобной доле у большинства людей, которая контролирует функции, связанные с воспроизведением речи.
  3. Поясная извилина – арочная складка, расположенная над мозолистым телом, является компонентом лимбической системы и обрабатывает сенсорный ввод относительно эмоций, регулирует агрессивное поведение.
  4. Веретенообразная извилина находится в височной и затылочной долях и состоит из боковых и медиальных частей. Считается, что играет роль в распознавании слов и лиц.
  5. Гиппокампальная извилина складывается на внутренней поверхности височной доли, которая граничит с гиппокампом. Играет важную роль для памяти.
  6. Язычная извилина в затылочной доле, участвующая в зрительной обработке. Она ограничена коллатеральной бороздой и шпорной щелью. Спереди соприкасается с парарпопампальной извилиной, и вместе они образуют медиальную часть веретенообразной извилины.

За ней следует центральная, отделяющая моторную кору (прецентральную извилину) от соматосенсорной коры (постцентральной извилины). Большинство кортикальных борозд и извилин головного мозга, анатомия которых начинает складываться между 24 и 38 неделями беременности, продолжают расти и развиваться после того, как новорожденный появится на свет.

Раннее состояние головного мозга оказывает сильное влияние на конечный уровень гирификации. В частности, существует обратная связь между корковой толщиной и гирификацией. Участки мозга с низким значением толщины имеют более высокий уровень гирификации. Также верно и обратное, что участки мозга с высоким значением толщины (например, утолщение коры гиппокампальных извилин головного мозга) – низкий уровень гирификации.

Эмбриогенез – это внутриутробное развитие плода с момента зачатия до рождения. Сначала на коре головного мозга формируются неравномерные углубления, которые дают начало бороздам. В первую очередь формируются первичные борозды. Это происходит примерно на 10 неделе внутриутробного развития. После этого образуются вторичные и третичные углубления.

Самая глубокая борозда – латеральная, она формируется одной из первых. За ней по глубине следует центральная, которая отделяет моторную (двигательную) и сенсорную (чувствительную) зоны коры головного мозга.


С этим читают