Верования наших предков. славянские боги

Пантеон славянских богов

В древней Руси люди верили разным Богам и поклонялись им, приносили дары, обращались за помощью. В разных частях необъятной страны были свои кумиры, свой состав небожителей в которых верили и почитали особо. Даже списки богов принадлежащих к темному и светлому миру не были едины. В одном городе особо почитаем был Перун, в другом — Велес, в третьем большую славу воспевали Макошь или Ладе, тем не менее везде был свой состав, пантеон в котором устанавливались определенные кумиры.


Если посмотреть восточных и западных славян, можно встретить различие в именах богов и их составе. Попробуем сделать обобщенный список почитаемых божеств с описанием их сферы влияния на жизнь язычников. Были ли за каждым образом реально живущие люди — это еще один вопрос и откуда люди изначально получили те знания. Возможно спустя какое то время человечеству станет известно намного больше, чем открыто ныне. Однако на данный момент мы изучаем вопрос в доступном для нас ключе.

Последствия реформы Владимира

Основная суть языческой реформы — предание иерархической структуры религиозным верованиям восточных славян. Необходимое Владимиру народное единство не могло быть создано в ситуации полнейшего хаоса в вопросе вероисповедания.

Каждый мог почитать своего бога за верховного. Различные славянские племена выбирали себе своё божество, и уровень конфронтации и идеологической раздробленности в языческой державе не снижался.

Реформа язычества была первой попыткой государственной власти вмешаться в мировоззрение и духовный мир общества. Даже в измененном виде славянский политеизм не отвечал запросам времени. Язычество отражало преимущественно отношения человека с природой, но не общественные отношения в условиях начала государственности и имущественного неравенства.

Политеизм в идейном плане вообще не соотносится с концепцией централизации власти и сосредоточения её в одних руках.

Восьмилетнее поклонение Перуну, капище которого было построено Владимиром возле княжеского терема, вошедшее в летописи своими обильными требами и жертвоприношениями в честь божества, закончилось символично. Разочаровавшийся в язычестве Владимир, приказал выкинуть идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон.

Хоть реформа и не удалась, но резкое сокращение количества языческих божеств и изменение картины мира, которая веками не менялась, подготовили социум к последовавшему принятию христианства.

КУПАЛО

Купало (Купайла) — плодотворящее божество лета, летняя ипостась бога Солнца.

«Купало, яко же мню, бяше бог обилия, яко же у еллинь Цересъ, ему же безумный за обилие благодарение приношаху въ то время, егда имяше настати жатва».

Его праздник посвящен дню летнего солнцестояния, самому долгому дню в году. Священной была и ночь, накануне этого дня – Ночь накануне Купало. Всю эту ночь продолжались пирования, игрища и массовые купания в водоемах.

Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св. Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке.

В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища.

Основная информация

ID

586674259

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

id586674259

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Арт

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Фамилия

Славян

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет


Отчество

не указано

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

мужской

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Дата рождения

9 декабря

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Кайрос

Кайрос – почитаемое божество у древних греков. Он был покровителем шанса – счастливого мига, который может подарить удачу и процветание, если вовремя за него ухватиться. Он всегда где-то рядом с Хроносом – покровителем последовательности времени. Но в отличие от Хроноса Кратоса очень сложно встретить и уловить: он появляется лишь на секунду и мгновенно исчезает.

Греки верили, что Кайрос может указать им на счастливый миг, в который удача им улыбнется, а боги будут благосклонны во всех начинаниях.

Бог бесшумно и быстро перемещается среди простых смертных, столкнуться с ним лицом к лицу – большая редкость и удача. В этот момент главное — не растеряться, схватить Кайроса за длинный чуб и попросить у судьбы всего, что пожелаешь. Упускать шанс – большой грех, так как он дается всего один раз в жизни.

Кайроса изображают молодым юношей с крыльями за спиной и в сандалиях. На голове у него — длинный золотой локон, за который его можно попытаться ухватить. В руках у Кайроса — весы, что свидетельствует о том, что он справедлив и посылает удачу тем, кто упорно трудится и желает успеха.

Ход работы

Для начала, конечно, нужно определиться с образом, который вы хотите изготовить, и зарисовать его на бумаге в виде эскиза. Некоторые пытаются выбрать себе бога, близкого по гороскопу – это, конечно, абсурд. Чтобы выбрать себе кого-то подходящего, стоит всего лишь подумать, кто из богов ближе вам по духу, или кто мог бы стать вашим покровителем. Можно сделать подвеску с изображением божества и носить на груди как оберег.

Далее понадобятся стамески различных видов и острый нож для резьбы по дереву.

Заранее необходимо сделать заготовку подходящего размера – идеальным материалом для работы станет кусок липы. Здесь могут быть свои тонкости: так, некоторые мастера уверяют, что для каждого божества необходимо подобрать свое дерево. Считается что темные сорта древесины нужны для темных богов, таких, например, как Мара или Чернобог, соответственно, светлые – для светлых сил. Но ориентироваться все же лучше на то, насколько доступна та древесина, которую вы выбрали для работы, и, конечно, насколько она, вообще, поддается резьбе.

И затем, переходя от более грубых и общих деталей к более мелким, можно начинать вырезать чура, согласуясь с эскизом. Безусловно, с первого раза не получится идеальная фигурка, в таком кропотливом деле необходима сноровка. Главное, соблюдать технику безопасности: острыми инструментами легко пораниться.

Когда фигурка будет готова, нужно придать ей цвет. Для этого стоит использовать морилку на водной основе, которую можно дополнительно развести водой, чтобы получить нужный оттенок. После того как вы покроете чура морилкой и дадите ей полностью высохнуть, нужно пройтись крупно-, а затем мелкозернистой наждачной бумагой по фигурке, чтобы высветлить выступающие детали. Это делается для того, чтобы изделие выглядело более декоративно и хранилось дольше, однако современные последователи славянского язычества говорят, что не следует покрывать чуров славянских богов лаками и морилкой. Дерево должно дышать, а всевозможные покрытия будут этому препятствовать.

Наконец, изделие необходимо покрыть воском и отполировать мягкой тряпочкой.

Мокошь

В пантеоне славянских Богов было и женское божество Мокошь, или Макошь, олицетворяющая земное и женское плодородие. К тому же Мокошь выступала покровительницей домашнего хозяйства и женского рукоделия, ткачества.

Одной из важных функций Мокоши была также охрана водных источников и родников. Она покровительствует беременным, помогает им выносить плод и успешно разродиться, а женщины в свою очередь возносили молитве любимой богине у колодцев, рек и озер. Этимология имени богини тесно связана с выражением «Мать — сыра земля», буквально Мокошь.


Почитали славяне Мокошь, как мать урожая, жизненных благ и домашнего изобилия. Исконно днем Мокоши считалась пятница, и по преданию, в этот день, чтобы не разгневать богиню, нельзя было начинать новых дел.

Как видим, славянские боги уникальны и своеобразны, и у каждого свой особый статус и предназначение. Под влиянием других культур религиозные представления у славян менялись, появлялись новые божества, новые мифические сюжеты. Но это было не слепым заимствованием, новые верования гармонично вписывались в уже устоявшиеся традиции, попадали на благодатную почву своеобразной и уникальной славянской культуры.

Советуем посмотреть: Неразгаданные тайны древних сооружений.

Многое из языческой веры потом закрепилось в христианстве, и многие православные церковные праздники имеют глубокие языческие корни. Славянская культура богата и многообразна, и именно она выступает фундаментом развития общества, основой жизни.

Макошь

Одна из главных богинь восточных славян, жена громовержца Перуна.

Имя ее составлено из двух частей: «ма» — мать и «кошь» — кошелка, корзина, кошара. Макошь — мать наполненных кошей, мать хорошего урожая.

Это не богиня плодородия, а богиня итогов хозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее еще почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении — рог изобилия.

Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие «пряха» связывалось с метафорическим: «прядение судьбы».

Макошь покровительствовала браку и семейному счастью. Представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам в избе: поверья запрещают оставлять кудель, «а то Макоша опрядет».

Царь Мидас и золото

В Древнегреческой мифологии Мидас был царем Фригии. С самого детства он знал, что будет богатым и влиятельным человеком: ему на это указывали все знаки судьбы. Даже маленькие муравьи приносили зернышки и складывали их ему в рот.

Однажды во владения Мидаса попал Силен – учитель Диониса. Он заблудился в лесу, когда Дионис вел свое войско через Фригию. Царь Мидас увидел это и подлил вина в ручейки, проходившие через лес. Силен напился воды, смешанной с вином, и сразу же опьянел. Неспособный выбраться из леса, он долго по нему блуждал, пока Мидас его не встретил и не отвел к Дионису.

Счастливый Дионис предложил Мидасу загадать любое желание. Тот пожелал «золотое прикосновение»: чтобы все, к чему притронется его рука, становилось золотым.

Дионис покорился желанию царя, и тот устроил пышное празднование, накрыв стол разными напитками и блюдами. Но за столом он понял, что умрет от жажды и голода, ведь еда и напитки в его руках становились золотом.

Царь кинулся к Дионису с просьбой лишить его дара, и тот приказал ему выкупаться в реке Пактол. Мидас потерял способность превращать все в золото, а река после этого стала золотой.

В наше время выражение «прикосновение Мидаса» означает способность быстро зарабатывать деньги «из воздуха» и быть успешным во всех начинаниях.

Отношение к богатству в Древней Греции

В Древней Греции скептически относились к богатству: считалось, что заработать деньги гораздо проще, чем заслужить доброе имя и славу. В древнегреческой мифологии нередко встречаются случаи, когда бедный человек из народа брал верх над богатой аристократией, которая не имела авторитета и уважения среди греков. Прежде чем Греция стала экономически развитым государством, приоритет отдавался нематериальным сферам: медицине, философии, науке и спорту.

Позже начало активно развиваться сельское хозяйство, ремесло и торговля. Именно тогда на первый план пантеона вышли древнегреческие боги богатства, плодородия и торговли: Деметра, Меркурий, Гермес и Плутос.

Сначала древние греки выращивали зерновые культуры, но с развитием торговли это стало неприбыльным занятием, и предприимчивый народ начал торговать культурами, которыми богата Греция, – оливковым маслом и виноградом. Вместе с развитием торговли стали появляться греческие боги денег.


Параллельно развивался рабовладельческий строй: рабы были предметом торговли, их труд применялся в ремесле.

Бог богатства у греков — Плутос. С его появлением становится популярным такое понятие, как «деньги». К ним относились уважительно и старались сохранить каждую монету. Каждый полис вытачивал свои собственные деньги, и торговля растянулась далеко за пределы Греции. Передвижными посредниками выступали странствующие колонии, следы которых были найдены в Черном море, недалеко от нынешнего Севастополя, Керчи и Феодосии.

С развитием экономики появились перекупщики, меняющие деньги среди полисов. Они делали ставки под проценты, давали взаймы и принимали вклады. У банкиров собирались огромные суммы, и они имели возможность зарабатывать на перекупках.

Как было сказано ранее, первой богиней, имеющей отношение к обогащению, была Деметра.

История славян

Славянский народ сравнительно молодой. В письменных источниках упоминания о нем можно встретить с 6 в. н. э., и родиной появления этого народа, судя по всему, была территория к северу от Карпат. Проблема возникновения и расселения славян до сих пор остается спорной в научной среде, но в целом картина такова: в середине первого тысячелетия нашей эры на территории восточной Европы сложился круг восточнославянских племен – словене, вятичи, кривичи, дреговичи и многие другие.

Нельзя сказать, что у них был четкий сложившийся круг верований. Информации о некой единой мифологии древних славян на данный момент нет, и вряд ли она когда-то появится. Язычество славян не дошло до такой же высокой точки, что и, например, греческое или индейское, и не выработало собственных мифов и сказаний. Однако сохранились обрывочные сведения о низших представителях (леших, домовых и кикиморах) и славянских богах. В исследовании верований наших предков – древних славян – ученые опираются как на данные этнографии и фольклористики, так и на археологию. Последняя нередко предоставляет нам материальные свидетельства тех времен, когда язычество еще было живо и широко распространено – в частности, это деревянные статуи славянских богов.

Книжный шкаф

Марина ПОЛЯКОВА. Близкое, почти своё. О книге «Покатилось жизни колесо. Женские истории». М.: Вече, 2020. 2020.04.11

Ирина УШАКОВА. Свидетельство русского духа. Книга Владислава Кассина посвящена нашим добровольцам, воевавшим за Сербию в 1990-х. 2018.08.09

Фёдор КУЗЬМИЧЕВ. Вышла новая книга Лидии Сычёвой «Мы всё ещё русские». 2018.06.25

Татьяна КУВАРИНА.  «Мы строим храм своей души…» 2018.05.21

Ирина ЗАЙЦЕВА. Многоцветье судеб в судьбе Натальи Советной. 2018.05.21

Валентин СОРОКИН. Опыт вдохновения. О книге Елки Няголовой «Шесть граммов». 2018.03.19

Александр ЧЕРНЯК. Ольгина и Рогнедина ветвь, или Узы брачные, оставившие след в нашей истории. Славянство — Форум славянских культур. 2017. 2017.10.16

Илья ЧИСЛОВ. О духовном возрождении Европы. 2017.10.14

Максим СКОРОХОДОВ. Рецензия на курс лекций А. Боброва. 2017.07.27

Денис АХРЕМЕНКО. Происхождение русинов. Начало галицко-русского движения. Глава из книги. 2016.12.15

Анатолий АНДРЕЕВ. Поэзия тишины. Читая книгу стихов Натальи Советной «Увидеть ветер». 27.04.2016

Юрий ГОЛОВИН. Нечестная полемика и неославянство. 15.01.2016

 

Презентация книги протоиерея Савы Йовича о геноциде славянской культуры на Косове и в Метохии. 2014.12.16

Иван ГОЛУБНИЧИЙ. Взгляд на современную Белоруссию. Екатерина ГЛУШИК. «В центре Европы. Рассказы о Белоруссии». — М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014. 10.02.2014

Лидия СЫЧЕВА. Трагедия славянского духа. 10.02.2014

Екатерина ГЛУШИК. Бороться необходимо. Борислав Милошевич. «Балканский излом». Москва, Магистр, 2012,  656 с.09.07.2013

Екатерина ГЛУШИК. Борислав Милошевич о новейшей истории Балкан. 10.12.2012

Анна БЕЛОКРЫЛОВА. Памятник герою. Непобеждённый. К 70-летию со дня рождения Слободана Милошевича. 184 с. Москва. 2011. 31.01.2012

Фёдор КУЗЬМИЧЁВ. Мы знаем, кто мы. А вы? 20.09.2011

Портрет русской нации. С.Д. Баранов, Д.В. Конов: «Русская нация. Современный портрет». 08.02.2011

Народная демонология Полесья. 12.01.2011

Для историков и дипломатов. 13.12.2010

Светлана ЗАМЛЕЛОВА. Певец белоснежных вишен. 12.11.2010

Светлана ЗАМЛЕЛОВА. Великая подвижница Руси. 18.10.2010

Екатерина ГЛУШИК. Моё признание в любви. 15.09.2010

России и Сербия: как это было. Е. П. Кудрявцева. Россия и становление сербской государственности (1812-1856). Серия: Исторические исследования. Квадрига, 2009.  26.04.2010

История сербов издана на русском. Чиркович С.М. «История сербов» Пер. с сербскохорв.  2009. Оригинальное издание: Срби међу европским народима Сима М.Ћирковић.  26.04.2010

Николай ЯРЁМЕНКО. Украина перед рассветом? О книге Дмитрия Табачника «Мир без Украины?» 15.02.2010

Анна СЕРАФИМОВА. Песнь славянству. 15.02.2010

Ольга КОЛПАКОВА. Обрыв связи. Юрий Нечипоренко. Начальник связи. М., Издательство «Арт Хаус медиа», 2010 – 136 с., ил. (Для взрослых и детей). 25.01.2010

Символы и обереги

Существует ряд символов, которые посвящены Сварогу и использовались в качестве амулетов и оберегов:

  1. Конегонь – основной символ бога-кузнеца. Он немного напоминает символ небесного светила – свастику, только в середине находится ромб с равными сторонами. Этот знак сложен из четырех фигур, которые являются схематичным изображением плуга. Конегонь издревле считался очень мощным талисманом, дарующим своему владельцу защиту и силу. Его форма символизирует безграничную власть Сварога.
  2. Звезда Сварога (другие названия «Кузня» или «Крест Сварога»). Он представляет собой квадрат с вписанным в него ромбом, оплетенным по сторонам заостренными лепестками. Этот талисман часто использовался славянами – считалось, что он позволяет реализовать созидательный, творческий потенциал.
  3. Алатырь – восьмиконечный символ, символизирующий мистический камень, который дал начало миру. Это загадочный и сильный талисман, даже при взгляде на фото такого амулета чувствуется сила и мощь, которую он в себе таит. Алатырь носят при себе те, кто хочет получить сильную защиту от темных сил и действий недоброжелателей.

К оберегам, посвященным Сварогу, славяне обращались, когда требовалось справиться с порчей или дурным глазом, прибавить отваги и смелости, их носили на груди воины, отправляясь на поля сражений. Также их использовали в магических обрядах те, кто хотел укрепить супружеские взаимоотношения.

Обычно такие талисманы выполняли из металла, но часто их вышивали на одежде или просто носили с собой маленькие картинки с нужным знаком, надежно спрятанную от посторонних глаз.

Полудница

Были и шутливые, игривые славянские боги, список возглавляет Полудница, богиня славянских мифов. Представала в образе игривого духа. Считали, что она морочит путников, наводит на них морок. Также в обязанности Полудницы входило присматривать за тем, чтобы в полдень никто не работал. Нарушивших запрет она жестоко наказывала, могла защекотать до смерти.

Итак, можно сделать вывод, что боги не были плохими или хорошими. Они были олицетворением природы и окружающего мира, во всех его проявлениях. Каждый бог имел две ипостаси. Так, например, Ярило дарит тепло, согревает землю, но при случае может и наказать (солнечный удар). Морена, хоть и приносит холод и лютую стужу, не едининожды помогала Руси, так, например, холод остановил войска Наполеона в 1812 году, а во время Великой Отечественной войны значительно осложнил движений войск Гитлера. Также можно вспомнить и русскую народную сказку, где Мороз щедро одарил хорошую девочку и наказал плохую. Здесь перечислены далеко не все славянские боги, список составить довольно тяжело. У каждого явления, у каждого аспекта жизни было свое божество, которое отвечало не только за свое пространство, но и за жизнь в целом.

Деметра и Персефона — древнегреческие боги богатства и плодородия

Персефона переняла эстафету своей матери и стала богиней плодородия и земледелия. Деметра очень любила свою единственную златовласую дочь и передавала ей свою мудрость. Та отвечала матери взаимностью.

Однажды случилось невероятное горе, подкосившее Деметру: ее дочь похитили. Сделал это бог подземного царства Аид, брат Деметры. Разрешение на это дал сам Зевс, пообещавший брату свою дочь в качестве супруги.

Ничего не подозревающая Персефона прогуливалась со своими подругами по зеленым лугам, и тут ее похитил будущий супруг. Он упрятал девушку глубоко под землей, а убитая горем мать скиталась по землям, разыскивая ее. Деметра не ела и не пила несколько месяцев, урожайные пастбища высохли, а дочь все не появлялась. Зевс рассказал о договоре Деметре, но та отказалась делить любимую дочь с братом, которого ненавидела с самого детства.

Зевс обратился к Аиду с просьбой вернуть дочь матери, но тот согласился с одним условием: две трети года Персефона будет проводить со своей матерью плодородия, а на одну треть года она будет спускаться в подземное царство, проглотив перед этим зернышко граната. Таким образом древние греки объясняли смену сезонов и посевных.


С этим читают