Тайны xviii века: от чего умер моцарт, и почему он был похоронен дважды

Произведения

Оперы

  • «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст
  • «Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун»
  • «Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони
  • «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
  • «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
  • Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
  • «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
  • «Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
  • «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
  • «Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф
  • «Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
  • «Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)
  • «Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781
  • «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
  • «Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783
  • «Обманутый супруг» (Lo sposo deluso)
  • «Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
  • «Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • «Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787
  • «Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
  • «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791
  • «Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
  • «Коронационная» До мажор, K.317 (1779)
  • «Большая месса» До минор, K.427/417a (1782)
  • «Реквием» Ре минор, K.626 (1791)
  • Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема
  • Более 50 симфоний, в том числе:
  • № 21 Ля мажор, K.134 (1772)
  • № 22 До мажор, K.162 (1773)
  • № 24 Си-бемоль мажор, K.182/173dA (1773)
  • № 25 Соль минор, K.183/173dB (1773)
  • № 27 Соль мажор, K.199/161b (1773)
  • № 31 «Парижская» Ре мажор, K.297/300a (1778)
  • № 34 До мажор, K.338 (1780)
  • № 35 «Хаффнер» Де мажор, K.385 (1782)
  • № 36 «Линцская» До мажор, K.425 (1783)
  • № 38 «Пражская» Ре мажор, K.504(1786)
  • № 39 Ми-бемоль мажор, K.543 (1788)
  • № 40 Соль минор, K.550 (1788)
  • № 41 «Юпитер» До мажор, K.551 (1788)
  • 27 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе:
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 20 Ре минор, K.466 (1785)
  • концерты для двух и трёх фортепиано с оркестром
  • 6 концертов для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром До мажор, K.190/186E (1774)
  • Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром Ми-бемоль мажор, K.364/320d (1779)
  • 2 концерта для флейты с оркестром (1778)
  • № 1 Соль мажор, K.313/285c
  • № 2 Ре мажор, K.314/285d
  • Концерт для флейты и арфы с оркестром До мажор, K.299/297c (1778)
  • Концерт для гобоя с оркестром До мажор K.314/271k (1777)
  • Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K.622 (1791)
  • Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор, K.191/186e (1774)
  • 4 концерта для валторны с оркестром:
  • № 1 Ре мажор K.412/386b (1791)
  • № 2 Ми-бемоль мажор K.417 (1783)
  • № 3 Ми-бемоль мажор K.447 (1787)
  • № 4 Ми-бемоль мажор K.495 (1787)
  • 10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
  • Cеренада № 6 «Serenata notturna» Ре мажор, K.239 (1776)
  • Cеренада № 13 «Маленькая ночная серенада» Соль мажор, K.525 (1787)
  • 7 дивертисментов для оркестра
  • Различные ансамбли духовых инструментов
  • Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
  • 19 сонат для фортепиано, среди которых:
  • Соната № 10 До мажор, K.330/300h (1783)
  • Соната № 11 «Alla Turca» Ля мажор, K.331/300i (1783)
  • Соната № 12 Фа мажор, K.332/300k (1778)
  • Соната № 13 Си-бемоль мажор, K.333/315c (1783)
  • Соната № 14 До минор, K.457 (1784)
  • Соната № 15 Фа мажор, K.533/494 (1786, 1788)
  • Соната № 16 До мажор, K.545 (1788)
  • 15 циклов вариаций для фортепиано, в том числе:
  • 10 вариаций на тему ариетты «Unser dummer Pöbel meint», К.455 (1784)
  • Рондо, фантазии, пьесы, в том числе:
  • Фантазия № 3 Ре минор, K.397/385g (1782)
  • Фантазия № 4 До минор, K.475 (1785)
  • Более 50 арий
  • Ансамбли, хоры, песни, каноны

Кому была нужна смерть Моцарта?

Кто был заинтересован в преждевременной кончине композитора? Бытует мнение, что его патологически ненавидел Антонио Сальери (1750-1825). Это был хороший композитор и музыкант. С 1774 года он числился придворным композитором при дворе Иосифа II – императора Священной Римской империи. Среди аристократов Вены он считался лучшим музыкантом.

Это продолжалось в течение 7 лет, пока в город не приехал молодой Вольфганг Амадей. В нём Сальери сразу же разглядел огромный талант, с которым он никогда не смог бы сравниться. Со временем в музыкальных кругах поняли, что Антонио завидует Моцарту чёрной завистью. А тот относился к придворному композитору с откровенным презрением. С учётом этих фактов можно допустить, что Сальери и был тем самым зловещим отравителем.

Однако существует свидетельство Игнаца Москелеса. Этот человек был учеником Бетховена, а тот, в свою очередь, считался учеником Сальери. В 1823 году Москелес посетил старого и больного Антонио в клинике. Тот перед лицом наступающей смерти поклялся, что не имел никакого отношения к отравлению великого композитора и музыканта. Прошёл месяц после этой встречи, и Сальери попытался совершить самоубийство. Врачи объяснили это галлюцинациями, вызванными расстройством психики.

Сальери

Существует также свидетельство сына Вольфганга Амадея. После смерти отца мальчик стал брать уроки музыки у Антонио Сальери. И однажды учитель якобы произнёс: «Я сожалею, что твой отец умер таким молодым. Однако для всех нас это к лучшему. Если бы он прожил ещё хотя бы 10 лет, то все другие композиторы остались бы без работы».

В наши дни официальная версия гласит, что Сальери не был отравителем. В 1997 году в городе Милане состоялся суд по этому щепетильному вопросу. Он рассмотрел его по существу и снял все обвинения с Антонио, поставив точку в этом деле оправдательным вердиктом.

Однако завистливый итальянец был не единственным подозреваемым в смерти великого композитора. Существовал ещё один человек – Франц Хофдемель. Он являлся членом масонской ложи и писал музыкальные произведения. Здесь вызывает интерес тот факт, что его жена Магдалина – красивая молодая женщина – брала уроки музыки у Вольфганга Амадея.

Буквально через неделю после его кончины Хофдемель с яростью набросился на свою жену, которая на тот момент была беременной. В руках у Франца была бритва, и он полоснул ею несколько раз по красивому женскому лицу. Порезал жене также руки и горло. После этого покончил с собой. Бедная женщина выжила, а через 5 месяцев на свет появился ребёнок. По слухам его отцом был никто иной как Моцарт.

Для объективности следует заметить, что Вольфганг Амадей частенько влюблялся в молодых женщин. Причём уроки музыки давал только тем особам, к которым испытывал определённые чувства. В то же время многие люди, близко знавшие талантливого композитора, утверждали, что он был беззаветно предан своей Констанце, а с другими женщинами ограничивался лишь ни к чему не обязывающим флиртом.

Доказательством невиновности Магдалины также служит отношение к ней императрицы Марии-Луизы. Та, узнав о трагедии, проявила огромное человеческое участие к изуродованной женщине

Если бы история с отцовством вызвала у императрицы какие-то сомнения, то она бы никогда не окружила Магдалину теплотой, заботой и вниманием

I период – «годы странствий» – 1762-1773

Многочисленные биографы повествуют о феноменальной одаренности чудо-ребенка, о его уникальном слухе и необыкновенной памяти. Гениальная одаренность позволила Моцарту уже с четырехлетнего возраста сочинять музыку, очень быстро овладеть искусством игры на клавире, скрипке, органе. Занятиями сына руководил Леопольд Моцарт – обожаемый отец («За Богом сразу идет Papa»). Разносторонне образованный человек, талантливый композитор, прекрасный педагог, скрипач (автор знаменитой «Скрипичной школы»), он всю свою жизнь прослужил в капелле при дворе зальцбургского архиепископа.


Для творческого роста В.А

Моцарта очень важное значение имело раннее знакомство с музыкальной жизнью крупнейших городов Западной Европы. Мечтая о достойной будущности для своего гениального сына, Леопольд Моцарт на протяжении длительного времени совершал гастрольные поездки со своими детьми

«Завоевание Европы» шло сначала в пределах родной Австрии и Германии; затем последовали Париж, Лондон, города Италии и другие европейские центры. Артистические поездки принесли юному Моцарту бесчисленное множество впечатлений. Он знакомился с музыкой разных стран, осваивая характерные для эпохи жанры. Например, в Вене, где «семейное трио» побывало трижды (1762, 1767, 1773), он имел возможность быть свидетелем реформаторских постановок Глюка. В Лондоне он услышал монументальные оратории Генделя, познакомился с замечательным мастером оперы-seria Иоганном Кристианом Бахом (младший сын И.С. Баха). В Италии, в Болонье, 14-летний Моцарт получил несколько консультаций у крупнейшего знатока полифонии падре Мартини, которые помогли ему блестяще выдержать специальные испытания в Болонской академии .

Чутко воспринимая все импульсы, юный композитор по-своему воплощал в музыке то, что слышал вокруг. Под впечатлением музыки, услышанной в Париже, он пишет свои первые камерные ансамбли. Знакомство с И. К. Бахом вызвало к жизни первые симфонии (1764). В Зальцбурге, в возрасте 10 лет, Моцарт написал свою первую оперу «Аполлон и Гиацинт»), а чуть позже, в Вене – оперу-buffa «Мнимая простушка» и немецкий зингшпиль «Бастьен и Бастьенна». В Милане он выступил в жанре seria, создав оперы «Митридат, царь понтийский» (1770) и «Луций Сулла» (1771). Так постепенно рождался универсализм Моцарта – важнейшее качество его творческой индивидуальности.

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Краткая биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе Зальцбург. Его отец Леопольд был композитором и скрипачом в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать Анна Мария приходилась дочерью комиссара попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Анна Мария родила 7 детей, но лишь двоим из них удалось выжить: дочери Марии Анне, которую также называли Наннерль, и Вольфгангу.

При родах Моцарта его мать едва не погибла. Врачи приложили максимум усилий для того, чтобы она выжила, и будущий гений не остался сиротой.

У обоих детей в семье Моцартов проявлялись прекрасные музыкальные способности, так как их биографии с детства были напрямую связаны с музыкой.

Когда отец решил обучить маленькую Марию Анну играть на клавесине, Моцарту исполнилось только 3 года.

Но в те моменты, когда мальчик слышал доносящиеся звуки музыки, он зачастую подходил к клавесину и пытался что-то играть. В скором времени у него получалось проигрывать некоторые отрывки музыкальных произведений, услышанные им ранее.

Отец сразу же заметил необыкновенный талант сына и тоже стал его учить игре на клавесине. Юный гений схватывал все на лету и уже в пятилетнем возрасте сочинял пьесы. Спустя год он овладел игрой на скрипке.

Никто из детей Моцартов не посещал школу, поскольку отец решил сам обучать их разным наукам. Гениальность маленького Вольфганга Амадея проявлялась не только в музыке.

Он ревностно познавал любые науки. Так, например, когда начиналось изучение математики, он настолько увлекался предметом, что исписывал весь пол разными числами и примерами.

Гастроли по Европе


Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он так великолепно играл, что мог без труда выступать перед публикой. Это сыграло решающую роль в его биографии. Дополнением безупречной игры было пение старшей сестры Наннерль, обладавшей великолепным голосом.

Отец Леопольд был чрезвычайно счастлив тем, насколько способными и одаренными оказались его дети. Видя их возможности, он решает ехать с ними на гастроли в крупнейшие города Европы.

Вольфганг Моцарт в детстве

Глава семейства питал большие надежды на то, что это путешествие сделает его детей известными и поможет улучшить финансовое положение семьи.

И действительно, в скором времени мечтам Леопольда Моцарта было суждено сбыться.

Моцартам удалось выступить в самых крупных городах и столицах европейских государств.

В каком бы месте не появлялись Вольфганг с Наннерль, их ожидал ошеломительный успех. Зрители были обескуражены талантливой игрой и пением детей.

Первые 4 сонаты Вольфганга Моцарта, были изданы в Париже в 1764 г. Будучи в Лондоне, он познакомился с сыном великого Баха – Иоганом Христианом, от которого получил много полезных советов.

Композитор был потрясен способностями ребенка. Эта встреча пошла юному Вольфгангу на пользу и сделала его еще более искусным мастером своего дела.

Вообще надо сказать, что на протяжении всей своей биографии Моцарт постоянно учился и совершенствовался, даже тогда, когда казалось, что он достиг пределов мастерства.

В 1766 г. Леопольд серьезно заболел, поэтому они решили возвратиться с гастролей обратно домой. Тем более что постоянные переезды чрезмерно утомляли и детей.

Месть поэта. Великий хан татарский

Прижизненный портрет Антонио Сальери. Художник Йозеф Мелер

В 1788 году Сальери написал героико-комическую оперу, которая чуть не стоила ему карьеры. Поэт Джованни Баттиста Касти, побывав в Санкт-Петербурге, сочинил «Татарскую поэму», где в иносказательной форме высмеял нравы и обычаи двора Екатерины II. Вене нужны были хорошие отношения с Российской империей, и произведение запретила цензура.

Но экзотический сюжет приглянулся Сальери, и они с Касти сочинили либретто по мотивам поэмы. Опера «Хубилай, великий хан татарский» тоже была пародией на Россию, только уже эпохи Петра I, с набором стереотипов от повсеместного пьянства до дикой жестокости.

Сюжет с насильственной стрижкой боярских бород тоже не был забыт. Оперу, как и поэму, запретили. Исследователь творчества композитора Марио Корти задается вопросом:

Однако эта версия, как и все прочие, остается неподтвержденной: не хватает данных, много контраргументов. Нет и документа, в котором Сальери лично зафиксировал признание в убийстве. В то же время, по словам музыканта Игнаца Мошелеса, в апреле 1823 года Сальери говорил ему, что невиновен в смерти Моцарта.

Исследователи жизни и творчества двух композиторов — Марио Корти, Людмила Кириллина, Сергей Нечаев и многие другие — доказывают, что никакого повода для зависти у итальянца к австрийцу быть не могло. Критерии гениальности у публики зыбки; Сальери был успешным, востребованным автором, тогда как Моцарта на родине и во всей Европе по-настоящему оценили после смерти.


Между Моцартом и Сальери в 1786 году даже прошло состязание композиторов, и выиграл его итальянец. Так что скорее Моцарт, который никак не мог получить доходное место и не вылезал из долгов, имел причины завидовать Сальери, а тому, даже если между ними случались трения, совершенно незачем было устранять зальцбуржца.

К тому же Сальери был современником и учителем других будущих классиков — Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Ференца Листа, но почему-то не попытался отравить ни одного из гениальных учеников. И Констанца, когда подрос младший сын, не побоялась доверить музыкальное образование мальчика все тому же Сальери.

Моцарт на вилле в Каленберге близ Вены. Литография

Пушкин, главный в нашей стране «популяризатор» версии о виновности Сальери в смерти Моцарта, выбирая сюжет для пьесы, руководствовался слухами. В записи, сделанной после ее создания, летом 1832 года, он пересказывает не подтвержденный ничем эпизод с премьеры оперы Моцарта «Дон Жуан», которую Сальери якобы в одиночку освистал и покинул зал в бешенстве.

— с сомнительной логикой подытоживает поэт.

Современник Пушкина литератор Павел Катенин в своих воспоминаниях заочно упрекал за это собрата по перу:

Виновность Сальери не может быть доказана за отсутствием убедительных данных и мотива, однако стараниями поэта у каждого, кто знаком с русской классической литературой, имя Сальери неизбежно ассоциируется со смертным грехом зависти.

В 1997 году в Милане в главном зале Дворца юстиции состоялся судебный процесс по делу о гибели Моцарта, на котором Сальери официально оправдали. Но если не он, то кто мог быть повинен в ранней кончине композитора, причину которой явно пытались скрыть?

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

Жизненный и творческий путь

Трудно назвать другого художника, личность и творчество которого породили так много противоречивых представлений, как Моцарт. Каждая эпоха, каждое поколение открывает в его музыке новые грани и воспринимает по-своему. «Беспечный гений», вечно юный, ясный, гармоничный, влюбчивый. Многие считали, что трагическая жизнь композитора осталась за пределами его творческого мира. Романтики создали другую легенду о Моцарте. «Романтизированный» Моцарт – это композитор, который «касается сверхчеловеческого» (Гофман), чей музыкальный мир непостижимо загадочен.

Для многих русских композиторов музыка Моцарта стала «высшей точкой красоты» (С.Танеев). «Солнечный свет в музыке» (А.Г.Рубинштейн). Кстати, в России о Моцарте вышла первая крупная монография А. Улыбышева.

Как человек и художник, Моцарт – далеко не гармоничная личность. Его письма, высказывания ясно демонстрируют двойственность его мироощущения. При венском дворе у него сложилась репутация человека неуживчивого: он не отличался светской обходительностью, не умел ладить с императором, льстить и угождать вкусам светской публики. Известен его краткий разговор с императором Иосифом II по поводу «Похищения из сераля»: Слишком хороша для наших ушей и невероятно много нот – заявил император. – Ровно столь, сколько нужно – ответил композитор.


Первым из великих музыкантов Моцарт порвал с полукрепостной зависимостью от знатного вельможи, предпочтя ей необеспеченную жизнь свободного художника, тем самым проложив дорогу Бетховену. По тем временам это шаг безумно смелый. Хорошо известны слова Моцарта, сказанные в период разрыва с зальцбургским архиепископом: «Сердце облагораживает человека. И пусть я не граф, но чести во мне, вероятно, больше, чем у иного графа».

Двойственность мироощущения Моцарта отчетливо ощущается в его лучших творениях. Композитор одинаково типичен как в «Свадьбе Фигаро» и симфонии «Юпитер», так и в полярно противоположных им «Дон Жуане» и симфонии g-moll. Эти сочинения, созданные почти в одно и то же время, показываю Моцарта с совершенно разных сторон: и как одного из представителей классицизма, и как прямого предшественника раннего романтизма (особенно в 40-й симфонии).

Молодые годы Моцарта совпали с прогрессивным антифеодальным движением Sturm und Drang («Буря и натиск»). Возникнув в немецкой поэзии 70-80х годов, оно вышло далеко за ее пределы. «Штюрмеры» протестовали против отсталых порядков современной им Германии, сочувствовали французским революционерам, прославляли сильную личность, борющуюся за свободу.

Моцарт тысячами нитей связан с накаленной атмосферой «Бури и натиска», с тревожной эпохой «брожения умов», предшествующей Великой французской революции 1789 года. Его музыка пронизана мятежным и чувствительным духом немецкого штюрмерства. Подобно Гёте в «Вертере», он сумел передать настроения и предчувствия своего времени.

По сравнению с творчеством Гайдна его музыка более субъективна, индивидуальна и романтична. В ней соединились благородная простота и спокойное величие классицизма и «вертеровские» настроения эпохи «Бури и натиска».

Моцарт прожил очень короткую жизнь – всего 35 лет. Но как много дал он миру на века!

6 декабря 1791 года: Очень подозрительные похороны

Хоронили Моцарта по третьему, низшему разряду (за 8 гульденов 56 крейцеров плюс 3 крейцера за перевозку), «так как ван Свитен, — по словам Ниссена, — заботился о максимальной экономии для семьи».

6 декабря тело композитора перенесли в часовню собора Святого Стефана, где под звон колоколов состоялся краткий заупокойный обряд. Затем на катафалке Моцарта отвезли в предместье Вены на кладбище Святого Марка.

Композитора похоронили в могиле для простолюдинов, из тех, что перекапывались и снова использовались каждые несколько лет, без всякого надгробного знака.

Странно, что богач ван Свитен не нашел средств, чтобы обеспечить почитаемому им композитору надгробие. Заболевшая Констанца Моцарт осталась дома с детьми. За гробом шли, кроме барона, ученик Моцарта Франц Ксавер Зюсмайр и несколько музыкантов, в их числе и главный придворный капельмейстер, директор венской Итальянской оперы Антонио Сальери.

Но до места погребения ни один из сопровождавших не добрался: у городских ворот Штубентор они разбрелись по домам. Через много лет в прессе появились сведения, что в тот день была метель и все продрогли, но, судя по записям в дневнике другого венца, графа Карла фон Цинцендорфа, на самом деле 6 декабря было безветренно и относительно тепло. До кладбища от городских ворот было три с половиной километра — меньше часа пешим ходом.

Памятник Моцарту в бывшем Императорском саду Бурггартене, Вена. Создан в 1896 году по эскизу Виктора Тильгнера. На пьедестале изображены сцены из опер композитора, а у подножия — клумба в форме скрипичного ключа

Когда 17 лет спустя Констанца наконец решила посетить могилу мужа, то с удивлением выяснила, что место погребения никак не отмечено, друзья не могут ничего рассказать, а могильщик, который закапывал умершего, сам давно скончался. Значит ли это, что кто-то постарался сделать невозможной потенциальную эксгумацию?

Многие ученые, в частности немецкие врачи и историки музыки Дитер Кернер, Иоганнес Дальхов и Гунтер Карл-Хайнц Дуда, анализируя симптомы и ход болезни Моцарта, говорят о хроническом отравлении соединениями ртути.

По их мнению, яд не раз поступал в организм музыканта небольшими дозами на протяжении месяцев. На это, как считают, указывает и тот факт, что Моцарт сохранял ясное сознание почти до самой смерти.


С этим читают