Социальная установка личности

Наработайте нейронные связи

Мозг не любит делать что-то новое. C его точки зрения это может быть небезопасно да и очень энергозатратно. Новая деятельность от привычной отличается меньшим количеством нейронных связей в мозге. А чтобы наработать новые связи, надо постоянно практиковаться

С этой задачей отлично справляется практика визуализации: мозгу не важно, делаете ли вы работу реально или лишь представляете, как трудитесь над новым делом. В обоих случаях новые нейропути будут построены

Эффективность визуализации смог доказать австралийский психолог Алан Ричардсон, проводя исследования на баскетболистах.


Только визуализируя свои тренировки с бросками мяча в корзину, игроки смогли улучшить свои результаты. Прогресс за это же время игроков, тренировавшихся в зале, был ненамного лучше. Если вам не хватает силы воли приступить к ежедневным необходимым действиям, мысленно представляйте, что занимаетесь этим делом, а главное, с удовольствием. Только необходимые нейронные связи будут наработаны минимум за 45 дней, но с каждым повторением действовать вам будет проще и проще.

Социальная установка

Социальной установкой называется потребность человека включаться в контактные группы. При этом возникают социальные поведенческие ситуации. Этот вид психологических установок возникает после оценки тех или иных общественных объектов. В этом случае учитываются социальные ситуации, во время которых человек совершает какие-либо поступки. Последние и становятся социально значимой единицей поведения.

Проще говоря, социальной установкой является отношение человека к окружающим и всем событиям и процессам, что происходят в обществе. Именно по поступкам и отношению дается личностная характеристика.

Важно понимать, что у этого термина нет единого значения, их несколько, и несут они в себе разную информацию. Раньше такой установкой называли готовность человека решать ту или иную задачу

При этом объектом социальной установки называли человека, его окружение, процессы и события, происходящие в обществе и прочее.

С течением времени термин поменял свое значение. Теперь социальной установкой называют незыблемое отношение человека или группы к какому-то явлению или процессу. Подобная установка относится больше к психологическому состоянию индивида, чем к психическому

Об этом важно знать каждому

Структура установки

Хоть мы и дали определение, установка в психологии — это не только набор слов, тут кроется глубинный смысл. Из чего же состоит установка?

  • когнитивный фактор;
  • чувственный образ или эффективный компонент;
  • поведенческий компонент или действия, которые относятся к объекту оценивания.

Многие ученые трактуют это понятие следующим образом: установка в психологии — это конкретное состояние, которое присуще целому объекту. Что это значит? Речь идет о том, что это состояние определяет психологическую и физическую организацию человека или поведение в той или иной ситуации. Сюда же относится готовность что-либо сделать, чтобы удовлетворить собственные потребности.

Психологи считают, что установка отражает психологическое состояние и внешнее ощущение человека. При этом именно она является своеобразным связующим звеном, которое соединяет отдельные состояния индивида и его функции.

Бытует мнение, что психологическая установка бывает двух видов — фиксированная и первичная. Это не значит, что они строго фиксированы, одна с легкостью перетекает в другую, но собственные функции сохраняются у каждой.

Рассмотрим каждый вид.

Основные функции

Аттитюды нужны для того, чтобы удовлетворить основные личностные потребности, и чтобы определить, какие именно, выделяют следующие функции социальных установок:

2. Адаптивная – эту функцию иногда называют приспособительной или утилитарной. Она определяет направленность, ориентированность личности на те объекты, которые являются мишенью ее желаний или намерений.

Рекомендуем: Мировоззрение — это

3. Защитная – с помощью этой функции индивид делает всё для разрешения своих внутренних противоречий, которые могут приносить дискомфорт, а порой вызывать депрессию. В связи с наличием внутреннего дискомфорта мы можем наблюдать значительное ухудшение поведения человека и его эффективности при сотрудничестве с другими.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡


4. Когнитивная – в этой функции установка способствует правильному выбору схемы поведения субъекта по отношению к определённой личности. У человека существует несколько личностей внутри, и изменение социальных установок происходит каждый раз, когда мы контактируем с человеком из другой социальной группы. При взаимодействии с мамой, братом, подругой, боссом наша модель поведения будет меняться в зависимости от ситуации.

6. Ригидная – из-за этой функции аттитюда человек с трудом приспосабливается к неожиданному положению. Когда происходят какие-либо внеплановые изменения, личность с трудом адаптируется, что может вызвать её не совсем адекватное поведение, поэтому стоит отметить, что установка и поведение напрямую связаны между собой.

Рекомендуем: Опыт: расшифровка понятия

7. Стабилизирующая – благодаря этой функции формирование аттитюдов происходит стабильно, последовательно, направлено на результат деятельности в резко меняющемся положении. Личность обладает высокой стрессоустойчивостью и выносливостью, что бы ни происходило.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Все вышеперечисленные социальные функции аттитюд выполняет в силу своей сложной структуры.

Подходы к формированию аттитюдов

Бихевиористский подход

В рамках данного подхода аттитюд понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Формирование аттитюда происходит практически без участия субъекта и может происходить за счет:

  • наблюдения субъекта за поведением других людей и его последствиями
  • положительного подкрепления
  • формирования ассоциативных связей между стимулами или уже существующими установками

Мотивационный подход

В отличие от бихевиористкого подхода, здесь человек выступает как абсолютно рациональный субъект, активно «управляющий» формированием аттитюдов. Формирование происходит за счёт взвешивания всех «за» и «против» принятия нового аттитюда.

Выделяют две теории, описывающие формирование аттитюда:

  • Теория когнитивного реагирования — формирование аттитюдов происходит в результате позитивного или негативного реагирования субъекта на новую позицию.
  • Теория ожидаемых преимуществ — формирование аттитюда происходит исходя из оценивания человеком собственной максимальной пользы от принятия или непринятия нового аттитюда.

Когнитивный подход

Подход включает в себя ряд теорий (теорию структурного баланса Ф. Хайдера, теорию коммуникативных актов Т. Ньюкома теорию конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Таннебаума, теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности. Таким образом, формирование аттитюдов происходит в результате стремления человека к разрешению возникших внутренних противоречий из-за несогласованности аттитюдов и когниций.

Структурный подход

Аттитюд представляется как функция структуры межличностных отношений. Предлагается рассмотрение формирования аттитюдов исходя из взаимодействия с социумом, из тесноты межличностного общения, в том числе и из наблюдения за аттитюдами окружающих нас людей. Человек сравнивает свои собственные установки с установками окружающих, «корректируя» их в соответствии со значимостью той или иной группы для него.

Генетический подход

В рамках этого подхода существует предположение о том, что формирование аттитюдов косвенно может быть обусловлено генетическими особенностями, проявляющимися во врождённых различиях темперамента, интеллектуальных способностях, биохимических реакциях и т. д.. Такие «врожденные» аттитюды являются гораздо более прочными по отношению к «приобретенным».

Этапы развития представлений о социальной установке

Открытие феномена аттитюда

Понятие «аттитюд» было введено социологами У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918 году. В это время авторы проводили совместное исследование «Польский крестьянин в Европе и Америке», которое заключалось в изучении адаптации польских крестьян, иммигрировавших из Европы. В процессе исследования учёные установили, что адаптация происходит в результате тесной взаимозависимости между индивидом и социальной организацией. Таким образом, ими было предложено ввести понятия «социальные ценности» и «социальная установка» для обозначения социальной организации и для обозначения индивида соответственно. Томас и Знанецкий определили социальную установку как психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта, состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности.

Открытие феномена аттитюда произвело настоящий фурор в психологической науке. Этот период ознаменован активным ростом дискуссий вокруг феномена аттитюда, принимаются многочисленные попытки формулирования его чёткого определения.

Американский психолог Г. Олпорт провел обзор и анализ всех предложенных и имевшихся на тот момент дефиниций понятия аттитюда и в 1935 г. предложил свое определение данного феномена, основанное на проведенном обзоре. Автор определил аттитюд как «состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан».

Вслед за этим активно велись предложения и поиск методов изучения аттитюдов.

Л. Терстоун и его сотрудники выполнили в конце 20-х — начале 30-х с помощью разработанной ими шкалы разных интервалов, базирующейся на методе экспертных оценок, серию исследований, посвящённых измерению отношения к войне, смертной казни, церкви, цензуре и другим общественным институтам, а также обычаям, традициям, проблемам расовой и национальной принадлежности. Разработка установочных шкал явилась огромным шагом в развитии социальной психологи и социологии, однако вскоре обнаружились трудности в использовании шкалы, которые упирались в неоднозначность самого понятия социальной установки и её структуры.

Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р. Лайкерта, предложившего альтернативу терстоуновской шкале. Задания для измерения аттитюдов теперь базировались на мнении испытуемых, а не на использования экспертных оценок.

1940—1950-е годы

В этот период происходит угасание интереса к феномену аттитюда, а также спад в исследованиях по данному вопросу. Однако в 1942 г. американский психолог М. Смит, описывая всю сложность феномена социальной установки, делает большой шаг на пути изучения социальной установки, определяя ее трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивный компонент, аффективный и поведенческий.

1950—1960-е годы

Возобновляется рост исследований аттитюдов. Наиболее волнующей областью в вопросе изучения социальной установки становится исследование процесса её изменения. В это время в Йельском университете проводится ряд исследований под руководством К. Ховланда на тему убеждающей коммуникации, делая акцент на изучение связи между компонентами аттитюда. Автор и его команда в своих исследованиях отталкивались от представлений о процессе изменения социальных установок.

1970-е годы

Очередной спад активности, застой в области изучения аттитюда. Накопившийся за весь период изучения феномена социальной установки материал не представлялось возможным собрать воедино в целостную картину. Таким образом, этот этап явился периодом признания кризиса в изучении аттитюдов, переосмысления полученных знаний по вопросу социальной установки, переоценки имеющихся на тот момент противоречий.

1980—1990-е годы


Интерес исследователей сосредотачивается на изучении аттитюдных систем как комплексных образованиях, которые включают в себя основные реакции человека на некоторый социальный объект.

Как бороться с должнонанизмом

Такая проблема будет усложнять жизнь не только окружающим, но и, в первую очередь, самому человеку . Он никогда не сможет чувствовать себя хорошо и комфортно даже с самим собой, если не избавиться от ужасного внутреннего голоска, который постоянно повторяет слово «должен». Как же с этим бороться?

Осознание проблемы

Первое, что следует сделать человеку, это осознать, что некоторые его «рамки» не поддаются логическому объяснению, и, соответственно, не являются истиной. Можно, например, попробовать вспомнить, откуда взялись эти убеждения, и, если этого сделать не удается, то пора приступить к решению проблемы.

Что было бы, если бы…

Что будет, если вы перестанете придерживаться своих, якобы, чрезвычайно важных убеждений? Например, женщина считает, что не должна плакать на людях. Это правило ей могли привить в детстве родители, бабушка или дедушка. Из-за этого она постоянно сдерживает себя, боясь показаться слабой, даже когда у нее случается что-то действительно страшное. Нужно задать ей вопрос – а что будет, если вы заплачете при людях? Вас кто-то обидит, или, наоборот, утешит? В общем, нужно, чтобы она сама поняла, чего она боится, и так ли это страшно на самом деле.

Помощь психотерапевта

Самому справиться с такой проблемой чрезвычайно сложно, поэтому можно обратиться за помощью к специалисту, который более качественно и профессионально поможет разобраться и разрешить ваши проблемы вместе с вами. Хоть должнонанизм и может не давать человеку комфортно жить, однако решить такую проблему все же можно, главное – вовремя начать действовать.

Разрешите себе избавиться от груза «Я должен» и станет сразу теплее, проще и радостней жить!

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы — разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков — психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов — нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке… Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Подражание

Наиболее популярный способ изменить поведение и мысли человека. Подражание может возникнуть потому, что у одного из собеседников большое количество комплексов. По этой причине он и выбирает для себя авторитетного человека, которого и будет копировать в поведении, жестах, речи и прочих качествах, присущих ему.

Подражают обычно маленькие дети или подростки, и это понятно. Они еще не имеют своих жизненных представлений, а потому копируют человека, который для них имеет вес. Такое подражание называется сознательным, но бывает и несознательное, которое заключается в том, что инициатор стимулирует подражание разными способами, пока человек не начинает делать то же самое, сам того не осознавая. В зависимости от того, какие цели преследует инициатор, подражание будет носить негативный или позитивных характер.

Наиболее простым примером для подражания является мода. Людям навязывают вкусовые предпочтения, а они с радостью их принимают.

Типы методов

Методика социально-психологического менеджмента – один из лучших подходов к координации деятельности организации. Она включает различные способы, объединенные в две большие группы:

  • социологические;
  • психологические.

К социологическим методам можно отнести три направления, в зависимости от охвата объекта воздействия:

  1. Управление массовыми операциями (координирование кадровых перемещений и распределение персонала, вопросы общей и специализированной подготовки работников и т.д.);
  2. Управление отдельными группами (способы достижения активной социальной деятельности индивидуумов путем социального планирования функционирования группы, создания благоприятной социально-психологической среды, распространения новых эффективных способов работы, прикрепление наставников и др.);
  3. Управление поведением индивидуумов в коллективе (забота о создании психологической атмосферы, способствующей комфортному состоянию работников: это правильный ритм труда и отдыха, надлежащая организация рабочего места, поддержание традиций, почитание лучших членов коллектива, ветеранов и др.).

Благоприятная атмосфера в коллективе

К психологическим методам относятся:

  1. Подбор группы на основе психологических характеристик личности;
  2. Создание условий труда, когда индивидуум действует в гуманной среде: поощрение творческих проявлений, уход от однотипной работы, применение влияния внешних цветовых сочетаний и музыкального сопровождения на психику;
  3. Психологическая мотивация (личный пример, убеждение, вовлечение в процесс, доверительное отношение, внушение и т.д.).

Социологические методы

Важно! Деление социально-психологических методов на две части очень условно, так как в команде человек не изолирован, а обязательно входит в группу, выполняющую общую работу с другими сотрудниками компании. Социологические методы способствуют выявлению ключевых фигур команды, могут гарантировать разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций и т.д

Они относятся к основным инструментам формирования коллектива и работы с командой, так как, пользуясь ими, можно получить лучшие данные для подбора, расстановки, оценки и обучения персонала

Социологические методы способствуют выявлению ключевых фигур команды, могут гарантировать разрешение и предотвращение конфликтных ситуаций и т.д. Они относятся к основным инструментам формирования коллектива и работы с командой, так как, пользуясь ими, можно получить лучшие данные для подбора, расстановки, оценки и обучения персонала.

Психологические

Психологические методы учитывают особенности индивидуума (свойства характера, поведенческие реакции и др.) и предполагают использование его потенциала наиболее эффективным образом для выполнения задач, стоящих перед трудовым коллективом.

Понятие и основные виды

Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.

Г. Олпорт

В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:

  1. Перцептивную. Аттитюд характеризуется готовностью индивида видеть то, что он хочет видеть.
  2. Ситуативную, при которой человек готов по-разному вести себя по отношению к одному и тому же объекту, в зависимости от обстоятельств.
  3. Социальную, нацеленную на объект. Для этого аттитюда характерны конкретные действия индивида вне зависимости от сложившейся ситуации.
  4. Генерализованную или общую. На возникновение аттитюда влияет совокупность одинаковых объектов.
  5. Частную или парциальную. Установка на счет определенного объекта возникает на основании личного опыта индивида.

В зависимости от модальности, аттитюды бывают:

  • положительными или позитивными;
  • отрицательными или негативными;
  • нейтральными;
  • амбивалентными.

Функции аттитюда

Функциональная теория М. Смита, Д. Брунера, Р. Уайта (1956)

1. Функция оценки объекта — упрощение оценки поступающей новой информации о социальном объекте.

2. Функция социального приспособления — опосредование межличностных отношений в группе; происходит идентификация с группой или противопоставление себя группе.

3. Функция экстернализации — воплощение в жизнь скрытых, глубинных мотивов человека.

Функции аттитюдов по Д. Кац (1960)

1. Приспособительная (инструментальная) — направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.

2. Выражение ценностей — аттитюды выступают как средство выражения личности, самореализации.

3. Эго-защитная — способствуют разрешению внутренних конфликтов личности; защита от негативной информации, защита самооценки.

4. Организация знаний — организация представлений об окружающем мире.

Принуждение

Влияние, оказанное этим способом, заставляет людей работать или что-то делать в угоду инициатору. Для принуждения используется лишение свободы, шантаж или угрозы. Самой грубой формой принуждения считается физическое насилие или ограничение свободы.

Кроме физического давления, может быть оказано еще и моральное. Инициатор высказывает критику в грубой форме, унижает или оскорбляет человека.

Принуждение воспринимается жертвой как лишение жизненных потребностей и психологическое давление

Причем неважно предупреждает инициатор или угрожает жизни жертвы всерьез. Для человека, который подвергается подобной тактике, это по меньшей мере неприятно, и вынуждает на несвойственные ему действия

Литература

на русском язке
  1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007.
  2. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  3. Белинская, Е. П., Тихомандрицкая О. А.. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. М.,2001 г.
  4. Дэвис Дж. Э. Социология установки // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972.
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: 2001.
  6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
  7. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004
  8. Шихирев П. Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979
на других языках
  1. Allport G. W. Attitudes// The handbook of social psychology / Ed. by C. Murchison,.Worcester. Clark University Press, 1935
  2. McGuire W. Attitudes and attitude change // The Handbook of social psychology/Ed. By G. Lindzey, A. Aronson. N.Y., 1985.
  3. Smith М. В. Attitude Change // lnternational Encyclopedia of the Social Sciences/Ed. by D. L. Sills. Crowell, 1968.

С этим читают