Сократ

Биография (сер. V в. до н. э.)

Точные даты жизни Архелая неизвестны, сведения о его биографии крайне скудны, поэтому нам придется во многом отталкиваться от биографии Сократа, чтобы хоть как-то заполнить лакуны. Родился он в Афинах, а отца его звали то ли Аполлодор, то ли Медон. Будучи учеником Анаксагора, Архелай, скорее всего, был моложе его, а будучи учителем Сократа — старше последнего. Диоген Лаэртский сообщает нам, что Архелай «первый перенес из Ионии в Афины физическую философию» (II, 4). Это, конечно же, недоразумение — первым физику принес в Афины Анаксагор, о чем мы подробно говорили в другом месте. Равным образом Диоген ошибается, когда говорит, что с Архелаем «закончилась физическая философия». Если уж и говорить о некоем завершении физики ионийского типа, то обычно ее заканчивают Диогеном из Аполлонии и античным атомизмом в лице Демокрита — последний представляет собой высшую точку развития физической теории того времени вообще.


Аристоксен из Тарента (IV в. до н. э.), выдающийся теоретик музыки, столь же страстно приверженный Аристотелю, сколь и ненавидящий Сократа с Платоном, говорил (fr. 52a, 52b), что Сократ был не только учеником, но и возлюбленным (παιδικὰ) Архелая, причем очень жадным до любовных утех.

О том, что подобные отношения между старшими и младшими мужчинами в Античности являлись нормой и даже добродетелью, кратко можно почитать здесь, а более фундаментально здесь. Если учесть, что Сократ родился в 469 г. до н. э., то примерное время знакомства двух философов падает на сер. V в. до н. э. Также есть свидетельство Иона Хиосского, согласно которому Сократ в молодости путешествовал (ἀποδημῆσαι) с Архелаем на Самос (D.L. II, 5). В отношении того, что они там вдвоем делали, нет единства мнений.

Из множества свидетельств мы знаем, что Сократ был большим домоседом и выбирался за пределы города только несколько раз, да и то исключительно на войну. На основании анализа глагола ἀποδημέω, используемого в вышеприведенном свидетельстве Иона, который в редких случая мог употребляться как синоним похода на войну (ср. Аристофан. Лисистрата. 101), Леонард Вудбери (Woodbury) предположил, что Архелай вместе с Сократом участвовали в военной кампании Афин против о. Самос, в которой со стороны афинян главнокомандующим был Перикл, а со стороны самосских повстанцев — философ Мелисс. Но проблема в том, что Самосское восстание произошло в 440 году, когда Сократу было уже 30 лет, в тексте Иона же Сократ назван νέον — молодым человеком или даже юношей. С другой стороны, хоть νέος и означало в греческом любого человека, вышедшего из возраста эфеба, то есть старше девятнадцати-двадцати лет и вплоть до неопределенного максимума, тем не менее чаще всего значение этого слова ограничивалось либо возрастом эфеба, либо немного старше.

Смерть

Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа»

Сократ знаменит не только тем, как жил, но и тем, как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа:

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон.

Краткое жизнеописание

Биография Сократа отмечена тем, что он во время войны между Спартой и Афинами исполнял доблестно воинский долг. Он участвовал трижды в боях, в последний раз — в сражении при Амфиподе, произошедшем в 422 году до н. э. Тогда спартанцы разбили афинян. Данной битвой завершился первый период войны. В 421 году до н. э. был подписан Никиев мир. Философ Сократ (биография его может быть воссоздана лишь на основании косвенных источников) не участвовал во втором периоде этой войны, злосчастной для Афин. Однако она его все же коснулась трагическим событием. Афиняне в 406 году до н. э. одержали после целого ряда поражений долгожданную победу в морском сражении при Аргинусских островах. Однако стратеги Афин не смогли похоронить убитых из-за бури. В совете пятисот судили победителей. Будучи заседателем на нем, Сократ выступил против скороспелого суда, проходившего сразу над всеми стратегами. Однако совет ослушался этого мыслителя, и были казнены все 8 стратегов. Биография Сократа была затронута также Пелопоннесской войной, в которой Афины потерпели поражение, и последующей за ней тиранией тридцати. Будучи вновь пританом (заседателем в совете), мыслитель однажды отказался от участия в расправе над честным гражданином Афин, устроенной тиранами. Так этот философ исполнял общественные обязанности, которые были возложены на всех свободных афинян в условиях античной демократии.

Однако мыслитель к активной общественной деятельности не стремился. Он предпочитал жизнь философа. Биография Сократа свидетельствует о том, что он жил непритязательно. Он был плохим семьянином, о жене и 3 сыновьях, поздно родившихся у него, не заботился. Вся жизнь Сократа была посвящена многочисленным философским спорам и беседам. Множество учеников было у него. Мыслитель Сократ, в отличие от софистов, не брал за обучение денег.

Биография Сократа о главном

Сократ был выдающимся философом, занимающимся вопросами этики и эпистемологии. Родился он в 469 году до нашей эры.

Его родители были простыми людьми. Отец Софроникс был простым ваятелем, а  мать Фенарета – повитухой. У Сократа был еше старший брат, ставший наследником всего отцовского имущества. Но и будущий философ не остался в нищете.

За всю свою сознательную жизнь Сократ получил огромное количество образований в разных сферах науки, так как являлся активным Афинским деятелем. Его философия не имела типичного на те времена направления об изучении вопросов мироздания или глубокое изучение природы

Сократ старался уделять как можно больше внимание человеческому естеству, его личности. Все его мысли были выражены в виде бесед

Именно он является первооснователем диалектической методики.

Трижды за всю свою сознательную жизнь Сократ принимал активное участие в военных действиях. Он был мужественным и отважным воином. Особенно его храбрость проявила себя в тот день, когда им же был спасен военачальник Алкивиад. Но этот подвиг немного погодя поставили в вину великого философа, так как, придя к власти, Алкивиад установил диктатуру, которая заменила любимую всеми греками демократию.

Уже, будучи пожилого возраста, Сократ связал свою судьбу с Ксантиппией, которая подарила супругу троих сыновей. Если верить слухам, то великого ума своего мужа она не ценила, да и вовсе обладала достаточно вздорным нравом. Это и не удивительно, так как отец семейства совершенно не уделял внимания своим родным, никаким образом не участвовал в их жизни, не приносил средства на существование и никак не помогал им.


О том, как именно погиб великий мыслитель современному человеку известно из трудов его многочисленных учеников. Известно только то, что умер он в 399 году до нашей эры.

Для детей достижения

Интересные факты и даты из жизни

Основы философии Сократа

Три понятия, на которых строится философия Сократа – этика, добро и добродетель. Храбрость, знание и честность – основные принципы философа. Знание и добродетель взаимозаменяемы, без понимания нет добродетели, а следовательно, человек не может творить добро, быть справедливым и храбрым.

Сложно разобраться, что относил к понятию зло Сократ. Так один из его учеников Платон писал, что великий философ негативно относился к любому проявлению зла, даже если оно направлено против врагов. Ксенофонт же в своих трудах дает иную трактовку. У него Сократ говорит о возможном необходимом зле, например для защиты. Достовернее кажется трактовка именно Ксенофонта. Он так же, как и Сократ бывал на поле боя, был полководцем и много беседовал с ним о мире и войне. И вполне логично, что философ мог одобрять зло во имя спасения.

Важными особенностями сократовской философии являются: 1. Разговор, как форма познания. 2. Применение метода индукции, от частного – к общему. 3. Познание себя для поиска ответов.

Находя истину, Сократ задавал собеседнику противоречивые вопросы со скрытым смыслом и подтекстом. Отвечающий путался в ответах, делая неожиданные и противоречивые выводы. Сократ так строил диалог, что сам по сути никаких выводов не делал, а собеседник приходил к умозаключению самостоятельно. При этом философ часто говорил, что сам ничего не знает.

Это интересно: 783,Сократ (биография)

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт.

По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.

В 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа, и в результате философ был оправдан.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Метод Сократа

Античная философия
Предфилософская традиция (VIII—VII вв. до н. э.)

Акусилай · Гомер · Гесиод · Лин · Мусей · Орфей · Ферекид · Эпименид


Натурфилософия (VII—V вв. до н. э.)

Милетская школа: (Фалес · Анаксимандр · Анаксимен)

Пифагорейцы: (Пифагор · Алкмеон Кротонский · Архит · Тимей Локрский · Филолай)

Элеаты: (Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс)

Школа Гераклита (Гераклит · Кратил)

Школа Анаксагора (Анаксагор · Архелай · Метродор Лампсакский)

Атомисты (Левкипп · Демокрит · Метродор Хиосский)

Вне школ (Эмпедокл · Диоген Аполлонийский)

Софисты (V—IV вв. до н. э.)

Старшие софисты (Протагор · Горгий · Тисий · Антифон Афинский · Продик · Гиппий Элидский · Ксениад)

Младшие софисты (Фрасимах · Калликл · Критий · Ликофрон · Алкидам

Классический период (V—IV вв. до н. э.) Сократ

Платоники (Платон · Спевсипп  · Ксенократ из Халкидона  · Полемон  · Крантор · Кратет Афинский · Клеарх)

Мегарская школа (Евклид из Мегары · Стильпон · Диодор Крон · Евбулид · Клиномах)

Киники (Антисфен · Диоген Синопский)

Киренаики · (Аристипп · Арета Киренская · Аристипп, сын Ареты · Феодор-Атеист · Гегесий · Аникерид · Эвгемер)

Элидо-Эретрийская школа · (Федон из Элиды · Плистен из Элиды · Менедем)

Другие сократики (Главкон из Афин · Кебет · Критон · Симмий · Симон-кожевник · Эсхин)

Перипатетики (Аристотель · Теофраст · Эвдем Родосский · Стратон · Аристоксен · Дикеарх · Клеарх)

Эллинистическая философия (IV в. до н. э. — V в. н. э.)


Стоики (Зенон Китийский · Посидоний · Сенека · Марк Аврелий · Публий Клодий Тразея Пет)

Эпикурейцы (Эпикур · Тит Лукреций Кар)

Основная статья: Метод Сократа

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. При этом оппонент, познавая себя, часто сам вынужден был признать, что смешон.

Маевтический метод

Слово «маевтика» означает помощь при родах. Наводящие вопросы, которыми Сократ вытаскивал плод мысли у собеседника, нередко приводило людей в замешательство и вызывало злобу. Мало кому понравится выглядеть идиотом в глазах окружающих и знать, что тебя одурачил какой-то нищий бродяга. Но начинал Сократ издалека, прося разрешения задать вполне невинный вопрос. Получив ответ, он задавал следующий вопрос, который заставлял усомниться в очевидности сказанного, а затем еще и еще, до тех пор, пока собеседник не признавал свое поражение.

Но Сократ мог начать с провокации. Платон подробно описывает разговор с красивым юношей, рядом с которым Сократ смотрелся уродцем. Философ сказал, что он прекраснее юноши, чем вызвал у присутствующих веселый смех. Дело в том, что слово «прекрасный» в греческом языке означает не только «красивый», но и «полезный». Сократ сказал, что его выпученные глаза гораздо прекраснее глаз юноши, поскольку лучше приспособлены для обзора

Потом он обратил внимание на свои широкие растопыренные ноздри, которые позволяют вдыхать больше воздуха, а значит они прекраснее ноздрей красавца. Так, сравнивая каждую часть своего тела с аналогичными органами юноши, Сократ доказал последнему и всем присутствующим, что он прекраснее

В беседах Сократа рождалась диалектика, не случайно имеющая общий корень со словом «диалог». Диалектический метод формировался в столкновении двух точек зрения, которые выражали свободные греки на агоре, на базаре или в гимнасии. Сократ был любителем таких споров, в которых рождалась истина. Он не стеснялся признавать, что не знает чего-то. Вообще, многое из того, что он утверждал, принадлежало не ему. Из сочинений Платона очень сложно понять, где идеи Сократа, а где то, что принадлежит Платону или Пифагору. Так, например, обстоит дело с бессмертием души, о котором говорили пифагорейцы. Но одна сократическая фраза не вызывает сомнений: «Я знаю, что ничего не знаю».

Философский метод

Метод Сократа можно назвать в целом субъективной диалектикой. Этот философ, являясь любителем самосозерцания, любил вместе с тем общаться с людьми. Он был еще и мастером диалога. Обвинители Сократа не зря боялись, что ему удастся переубедить суд. Философ избегал использования внешних приемов. Содержание, а не форма, интересовало его прежде всего. Сократ на суде отметил, что говорить будет, не выбирая слов. Речи этого мыслителя, по мнению Алкивиада, кажутся на первый взгляд смешными, как будто он говорит об одном и том же одними и теми же словами. Однако если вдуматься в них, они окажутся весьма содержательными. Метод Сократа также преследовал достижение знания понятийного посредством наведения (индукции), восхождения к общему от частного в процессе собеседования.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» — те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа:

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин — обеда в пританее за государственный счёт.

По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорён к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.

Интересно, что в 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа и в результате философ был оправдан.

В поисках истины

Сократ (ок. 469– 399 до н. э.) родился в Афинах, прославился как мудрец и непобедимый спорщик. Был приговорен к смерти по обвинению в вольнодумстве. Добровольно принял яд и скончался.

Сократ был уверен, что истина, объективная, не зависимая от чьих-либо взглядов, существует и человек может ее постичь. В этом он противостоял софистам, которые пошатнули авторитет знания своими утверждениями, что все относительно. Философ называл истину своей возлюбленной и сравнивал с солнцем, которое освещает и согревает всех.

Смысл жизни, считал Сократ, заключается в поиске истины, все остальное не имеет значения. Свои взгляды он подтверждал образом жизни: его не интересовали деньги и почести, практически все свое время он проводил на улицах и площадях, где беседовал и спорил с людьми. Он был очень умерен в еде и носил ветхое рубище, при этом постоянно закалял свое тело долгими прогулками и упражнениями. У Сократа была жена — Ксантиппа, чей сварливый нрав вошел в историю. Когда его спрашивали, как он терпит рядом с собой женщину с таким дурным характером, он отвечал: «Хорошие наездники тренируются на горячих лошадях, я же, научившись ладить с ней, смогу иметь дело с любым человеком».

Человек всегда сомневается в том, что знает, и чем больше он узнаёт, тем сильнее его сомнения. Как же в такой ситуации можно познать истину? У каждого из нас, по мнению Сократа, есть помощник — даймон, дух-хранитель или внутренний голос, который подсказывает что истинно, а что нет.

Однажды Сократ шел по улице в окружении учеников. В какой-то момент он неожиданно остановился и свернул в переулок. На вопросы учеников, в чем дело, Сократ ответил, что так ему велел его даймон. Некоторые не поверили и остались на дороге, а через минуту их сбило с ног пробегавшее мимо стадо свиней. Вот так спорить с учителем!

Софисты

Главными врагами Сократа были софисты, группа опытных ораторов, платных преподавателей красноречия в Афинах. Их иногда уподобляли коммерческим адвокатам — никому особо не нравилось то, что они делали, но и обойтись без их помощи было невозможно. Софисты были профессиональными спорщиками. С их точки зрения, все было относительно — источник истины в том, что все может быть оспорено. В Сократе эта могущественная клика обнаружила спорщика-любителя, который снова и снова доказывал, что их утверждения ложны.


С этим читают