Психологическое состояние человека. лечение

Тест: 17 вопросов, которые раскроют правду

Перед тем, как пройти тест, возьмите карандаш и лист бумаги. В процессе прохождения пишите номер вопроса и ответ.


1. Вы чувствуете, что за вами наблюдают, следят другие люди?

2. У вас существуют определенные ритуалы, которые вы прибегаете, чтобы о утихомирить снедающее вас беспокойство?

3. Окружающие часто говорят вам, будто вы:

  • Беспокойный.
  • Одержимый.
  • Параноик.
  • Слишком часто находитесь в своем мире.
  • Двуличный.

4. Вы подвержены перепадам энергии и жизненного тонуса?

5. Окружающие часто раздражаются от того, что вы погружаетесь (уходите) в свой мир?

6. Вы повторяете различные занятия строго определенное число раз (например, делаете ровно 4 глотка из питьевого фонтана, считаете до 4, скажем, прежде, чем начать что-то делать).

7. Ваши ладони часто потеют, а вы ощущаете трепетание под ложечкой?

8. Если кто-то пропадает из вашей жизни, думаете, что он сделал это нарочно, чтобы позлить вас?

9. Одна из ваших особенностей:

  • Стараетесь все делать идеально.
  • Слишком часто бываете рассеянным.
  • Беспокоитесь о том, что говорят о вас окружающие.
  • Приходите в неописуемое волнение из-за мелочей.
  • Пребываете в угнетенном состоянии.
  • У меня нет никаких особенностей.

10. Вы испытываете к окружающим противоречивые чувства, сегодня любите, завтра — ненавидите?

11. Вы причиняете себе вред, чтобы почувствовать себя лучше, спокойнее?

12. У вас мало друзей?

13. Вы боитесь обязательств?

14. Иногда вы чувствуете себя гиперактивно и доводите себя до сумасшествия?

15. Вы тихий и сдержанный?

16. Вы пропускаете различные мероприятия по той причине, что не можете ни с кем пообщаться, вам кажется, вас подслушивают?


17. У вас есть потребность дотрагиваться до вещей? Если не можете ее удовлетворить, вы становитесь крайне беспокойным?

Состояния человека как следствие его трудовой деятельности

В психологии труда и эргономике широко используется понятие «праксические состояния» (от лат. praxis — труд). Это психические состояния, периодически возникающие в процессе труда и обусловленные его специфическими характеристиками, связанными с наличием целевого и материальноинформационного обеспечения (в терминах, описывающих важнейшие условия деятельности в трехкомпонентной ее структуре: «цель — средство — результат»).

В зависимости от соотношения указанных элементов деятельности (в структуре «цель — средства — результат») у человека в процессе труда возникают различные праксические состояния. Лишь при одном варианте, когда человек располагает всеми необходимыми для деятельности условиями (осознанность цели, достаточность средств, достигаемость результата), можно говорить о функциональном комфорте как благоприятном психическом состоянии. Но в реальности человек вынужден:

  • (a) самостоятельно формулировать конкретную цель своих действий в данных условиях (находить ее в должностных или технических инструкциях, вникать в полученную от руководителя, принимать ответственные решения и т. д.);
  • (b) вести самостоятельный поиск средствспособов) деятельности, «конструировать» их или «реконструировать» имеющееся оборудование, знания, информацию применительно к конкретной производственной ситуации;
  • (c) добиваться положительного результата сколь угодно долго, прилагая большие усилия, работать в условиях дефицита информации об итогах своей деятельности (а в ряде случаев — даже о назначении своих действий).

Затруднение в выполнении человеком отдельных условий (a, b, c) или их комбинаций приводит продуцируют у него одного из следующих психических (праксических) состояний: психического утомление; психической напряженности; монотонии; тревожности; психологического (эмоционального) стресса; отсутствия мотивации; индифферентного состояния.

Все многообразие психических состояний человека в труде (праксических состояний) разделяют на два класса: благоприятные (мобилизующие, организующие) и неблагоприятные (дезорганизующие, деструктивные) для деятельности. Наиболее благоприятными (оптимальными) психическими состояниям в труде являются, по мнению Л. Г. Дикой и В. И. Щедрова, состояние функционального комфорта и психической напряженности (продуктивной — по уровню выраженности). К неблагоприятным состояниям относятся эмоциональная возбужденность, психическая напряженность (повышенная), психическое утомление, эмоциональный стресс. С. А. Дружилов к числу неблагоприятных состояний относит также состояния монотонии, тревожности, отсутствия мотивации, а также индифферентное состояние.

Неблагоприятные (негативные) психические состояния человека в труде, являясь следствием особенностей выполняемой трудовой деятельности и ее организации в конкретных условиях, выступают в роли индикатора недостаточной адаптации человека в его трудовой деятельности. Они свидетельствуют либо о несоответствии свойств работника требованиям профессиональной деятельности (например, его недостаточной неподготовленности), либо о несоответствии условий труда — возможностям человека (низкий уровень организации труда).

Неблагоприятные состояния, которые возникают и поддерживаются изо дня в день месяцами и даже годами, негативно влияют на самочувствие работающего человека. Наличие таких состояний говорит о профессиональном неблагополучии человека и является фактором риска возникновения соматических заболеваний.

Ведущие свойства и эмоции

Свойства типично положительных психических состояний определяются уровнем повседневной жизни человека, его основным типом деятельности. Им присущи положительные эмоции в виде любви, счастья, радости, творческом вдохновении, искренней заинтересованности в изучаемом деле. Позитивные эмоции наделяют человека внутренней силой, вдохновляя на более активную работу, реализацию своего энергетического потенциала. Положительные психические состояния обостряют ум, сосредоточенность, концентрацию внимания, решимость в принятии важных решений.

Типичные отрицательные проявления содержат антонимичные положительным эмоциям понятия. Тревожность, ненависть, стресс, фрустрация являются неотъемлемыми составляющими отрицательных эмоций.

Специфические психологические самоощущения определяются уровнями сна, бодрствования, изменения сознания. Бодрствование у человека может проявляться в спокойной, активной, напряжённой форме. Это усиленное взаимодействие личности с окружающим миром. Во сне сознание личности пребывает в полном состоянии покоя, не реагируя на внешние проявления.

Изменённое состояние сознания является суггестивным, может оказывать как благоприятное, так и деструктивное воздействие на психику человека. К гетеросуггестивным аспектам относятся гипноз и внушение. Одним из ярких примеров массового внушения считаются рекламные ролики, оказывающие сильное визуальное и слуховое воздействие на зрителя при помощи специально выстроенного видеоряда, внушающие потребителю купить тот или иной товар. Гипнотическое внушение, исходящее от одного субъекта к другому, погружает человека в особое состояние транса, где он может реагировать исключительно на команды гипнотизёра.

Специфическим состоянием психики считается осознанное и неосознанное самовнушение, при помощи которого индивид избавляется от вредных привычек, неприятных ситуаций, излишних эмоций и т.д. Неосознанное самовнушение чаще всего происходит под влиянием внешних ситуативных, предметных проявлений.

Признаки

Резервы сил для преодоления стрессов индивидуальны. Их именуют стрессоустойчивостью. Отсюда стресс, представляющий собой фактор риска, который угрожает здоровью, необходимо рассматривать по проявлениям, затрагивающим психоэмоциональное состояние. Дистресс (характеризуется продолжительным воздействием стресс-факторов и отрицательным действием на организм) вызывает сбой адаптивных функций. При возникновении стрессовых условий, индивид может испытывать страх, вследствие чего будет действовать неорганизованно, ощущать сложности с интеллектуальной деятельностью. Проявления стресса обусловлены степенью стрессоустойчивости. Воздействие стрессоров вызывает психоэмоциональные, поведенческие и физиологические трансформации.

Наиболее опасными считаются физиологические проявления, которые угрожают адекватному функционированию организма. Находясь в эмоциональном стрессе, человек нередко утрачивает аппетит, страдает бессонницей, могут наблюдаться аллергические реакции, нарушения пищеварения, гипергидроз, головные боли.

Эмоциональные признаки стресса обнаруживаются в изменениях эмоционального настроя. Избавиться от них проще, нежели от других проявлений, поскольку они управляются волей и желанием индивида. Вследствие воздействия негативных эмоций и социально-биологических факторов, могут возникнуть такие проявления, как плохое настроение, уныние, депрессивный настрой, беспокойство, тревожность, агрессивность, ощущение одиночества, гнев. Перечисленные эмоции возникают внезапно и характеризуются насыщенностью. Также наблюдаются и трансформации в характере: понижение самооценки, усиление интроверсии.

Переживать сильнейший стресс без эмоционального реагирования невозможно. Именно эмоциональные реакции определяют состояние индивида.

Поведенческие признаки проявляются в снижении работоспособности, речевых изменениях, утрате интереса к профессиональной деятельности, сложностях коммуникативного взаимодействия. Эмоциональный стресс, выражаемый поведенческими изменениями, легко определяется при продолжительном общении с индивидом и наблюдении за ним. Человек, пребывающий в стрессе, характеризуется импульсивностью, быстрой и неразборчивой речью, совершением необдуманных поступков.

Психологические признаки эмоционального стресса чаще всего возникают и обнаруживаются при долговременном пребывании вне комфортной зоны при неспособности приспособиться под возникшие условия. Вследствие чего возникают нарушения памяти, проблемы концентрации, расстройства сексуального поведения. Человек ощущает себя беспомощным, отчуждается от близких, погружается в депрессивное состояние.

Спектр формирования

Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.

Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.

Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.

Разнообразие эмоций


Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.

Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.

В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:

  • Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
  • Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
  • Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.

Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.

Причины эмоционального напряжения

Причина эмоционального напряжения одна

– неумение выплескивать негативные эмоции, избавляться от них. Они накапливаются, и постепенно у человека могут развиться различные невротические расстройства – от легкой депрессии до серьезного психического заболевания. Страдает и физическое здоровье. Ни для кого не секрет, что постоянный психологический стресс негативно воздействует на работу всего организма. Почему, когда человек сильно переживает за что-то, говорят «сердце рвется на части»? Потому что во время сильного стресса нагрузка на этот орган действительно колоссальная. К чему может привести долгосрочноеэмоциональное напряжение , несложно догадаться.

Конечно, помимо внутренних причин есть и внешние. Это так называемые стрессовые факторы – ситуации, которые вызывают у нас негативные эмоции. Это может быть нелюбимая работа, проблемы в семье, несбывшиеся мечты и многое другое. И если бороться с внутренними проявлениями можно, то внешние факторы изменить довольно сложно.

Мои рекомендации

Ко мне часто обращаются клиенты с жалобами на хроническую усталость, снижение аппетита, отсутствие желания заниматься каким-либо делом. Они не понимают, что с ними происходит, сообщают о том, что были у многих врачей, сдали кучу анализов, а причину снижения работоспособности и апатии установить так и не удалось. «Что со мной?» – спрашивают они меня. Мой ответ о том, что эти симптомы относятся к аномалиям в психическом состоянии личности их обычно удивляет. Однако первоначальные мои предположения подтверждаются результатам психологических тестов. На следующем этапе работы с клиентом я рассказываю ему о том, какие виды психических состояний выделяют в современной психологии, так как часто, ознакомившись с результатами диагностики, они говорят: «Укажите, что относится к психическим состояниям личности».

В большинстве случаев для коррекции психологического состояния, какое бывает при сниженном настроении, достаточно 5-10 занятий с психологом. Я даю рекомендации по развитию навыков рефлексии, обучаю техникам релаксации. Основным методом в моей работе является арт-терапия. На мой взгляд, этот метод – ключ к внутреннему миру личности. Через арт-терапевтические упражнения человек обретает гармонию с собой, учится управлять своим эмоциональным полем.

Проблемы психологических состояний

Проблем психологических состояний в настоящий момент только начинают плотно изучаться. Возникновение нарушений часто бывает связано с внешними симптомами. Но они способны становиться основанием дискомфорта и возникновения ощущения психологического неблагополучия.

Возникновение проблем психических состояний приводит к резкому снижению качества жизни. Пациенты ощущают общую неудовлетворенность. Психологические проблемы способны становиться основанием формирования психосоматических заболеваний. На уровне общей неудовлетворенности жизнью пациенты часто чувствуют бессимптомные головные боли или боли в ЖКТ. Часто возникает бессонница. Психосоматические состояния способны проявляться в виде головокружений и обмороков, приводить к нарушениям в питании. Самым частым нарушением становится снижение уровня работоспособности и готовности к социальной адаптации в коллективе.

Состояние центральной нервной системы

Оценка работоспособности всех органов производится во время осмотра и по результатам целого комплекса биохимических анализов. Однако что касается нервной системы, то здесь у специалистов возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью инструментального исследования.

Для того чтобы определить функциональное состояние ЦНС, специалисту важно выяснить характеристики сна пациента. Дело в том, что у ночного отдыха есть две фазы

Это сон медленный и быстрый. На протяжении ночного времени эти фазы меняются местами, повторяясь от 3 до 5 раз. При нарушении такого чередования диагностируют расстройство сна, что свидетельствует о психических и невротических нарушениях в организме.

Немаловажным показателем функционального состояния ЦНС является и координация движений. Для определения данного показателя используют специальные пробы. С их помощью выявляется статическая и динамическая координация движений пациента.

Расстройство данной функции свидетельствует о переутомлении организма или о наличии патологических изменений, возникших на отдельных участках нервной системы.

Также для уточнения функционального состояния ЦНС применяются:

— ЭЭГ, или электроэнцефалограмма, регистрирующая электрическую активность мозговой ткани;- РЭГ, или реоэнцефалограмма, исследующая церебральный кровоток сосудов мозга;- ЭМГ, или электромиография, регистрирующая электрическую активность скелетных мышц;- хронаксиметрия, исследующая возбудимость нервной ткани в зависимости от периода действия раздражителя;- проба Ромберга, выявляющая нарушения равновесия при нахождении человека в положении стоя;- тест Яроцкого, определяющий порог чувствительности, которым обладает вестибулярный анализатор;- пальцево-носовая проба, для которой пациент должен своим указательным пальцем дотянуться до кончика носа (непопадание может свидетельствовать о неврозе, травме головного мозга, переутомлении и других нарушениях функционального состояния).


Исследования нервной системы способны выявить некоторые ее патологии. Это неврозы или неврозоподобные состояния, неврастении и т. д.

↑ Как выявить симптомы этого вида стресса

Так как все подвержены воздействию ежедневно изменяемого эмоционального фона, а некоторые и ежечасно, вследствие некорректной работы эндокринной системы, то необходимо периодически сканировать свое состояние.

Человек убирает свое жилище, придирчиво следит за чистотой одежды, за тем, вымыта ли машина, но в арсенале привычек почти начисто отсутствует понимание того, что необходимо осознавать, какие эмоции довлеют в данный конкретный момент или под воздействием каких чувств было принято какое-либо решение.

Симптомы эмоционального стресса выявить довольно легко, но для этого нужно честно рассматривать себя и свои поступки со стороны. А сделать это непросто, потому что человек, порой, не готов вспоминать какие-то события или действия, потому что они несут с собой:

  • боль;
  • страх;
  • ненависть;
  • грусть;
  • печаль.

А это тянет за собой дублирование переживаний, и получается эффект замкнутого круга. Поэтому порой полезно рассматривать себя со стороны. Так психологически легче отгородиться от своего «Я» и разглядеть поближе события ближнего и дальнего временного отрезка.

Тем более если найти в себе смелость и описывать все переживания, сопутствующие внутреннему разбирательству, то довольно скоро можно понять, что катализатором нервозного состояния послужил сломанный зонтик. Именно чувство досады и повлекло за собой цепочку последствий, подпитанных:

  • усталостью;
  • переработкой на месте службы, вследствие того, что падает КПД;
  • плохим самочувствием.

И с течением времени, когда накапливаются негативные подробности, все больше и больше психоэмоциональное состояние катится к настоящему бедствию, а именно – к возникновению депрессии, которую лечить уже нужно под наблюдение специалиста.

Взаимодействие с функциями организма

Психические состояния взаимодействуют с соматическими функциями организма. Их проявления связаны с динамичностью нервной системы, сбалансированной работой обоих полушарий мозга, чётким функционированием коры и подкорки головного мозга, индивидуальными особенностями психической саморегуляции.

Структура проявления психологических аспектов содержит в себе несколько основополагающих компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Сюда относятся такие уровни:

  • Физиологический. Выражается в частоте сердцебиения, измерении кровяного давления;
  • Моторный. Изменения ритма дыхания, мимики, тембра и громкости речи;
  • эмоциональный – проявление позитивных или негативных эмоций, переживаний, лабильного настроения, тревожность;
  • Когнитивный. Ментальный уровень, куда входят логика мышления, анализ прошедших событий, прогнозы на будущее, регулировка состояния организма;
  • Поведенческий. Чёткость, верные действия, соответствующие потребностям человека;
  • Коммуникативный. Проявления психических свойств при общении с окружающими, возможность услышать собеседника и понять его, определение конкретных задач и их исполнение.

Определение слова «Состояние» по БСЭ:

Состояние (status)в семито-хамитских языках, грамматическая категория имени, характеризующая его в отношении определённости, наличия/отсутствия связи с др. членами предложения (в особенности наличия/отсутствия генитивного определения при имени), наличия категорий личной притяжательности (араб.-i — «мой»)или указательности (сомалийское -k-an — «этот», -t-an — «эта») и т.п. Существует в семитских, коптском, берберских, кушитских и чадских языках. С. выражаются суффиксами, различиями в падежных парадигмах, префиксами и внутренней флексией.Лит.: Дьяконов И. М., Семито-хамитские языки, М., 1965. Tucker A. N., Bryan М. A., Linguistic analyses. The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa, L., 1966.

Профилактика эмоциональной сферы

Практикующие психологи выделяют 4 основных способа профилактики эмоционального стресса и иных сбоев в эмоциях человека:

  1. Релаксация – тут все средства хороши и каждый пациент выбирает для себя сам, как и при помощи чего он способен расслабиться и восстановить эмоциональное равновесие. Танцы, спорт, музыка или йога – все зависит от человека.
  2. Оказание помощи извне — тут на помощь могут прийти знакомые, родные или же профессиональная помощь психолога или же психиатра.
  3. Переделка режима собственного дня. Придя домой с работы или же учебы отвлекитесь от тех переживаний и эмоций, которые вы пережили за день. Просто расслабитесь и выпейте чашечку ароматного чая или кофе, послушайте музыку, пообщайтесь с любимым котом.
  4. Каждый день проводите анализ собственного, личностного стресса – это позволит понять первопричину развития эмоциональных негативных переживаний. Оптимально будет, если вы будете вести свой дневник. И главное помните – оградиться от стресса, его негативного влияния полностью не получиться, поскольку жизнь вокруг нас течет, бурлит и меняется. Стоит просто учиться ему противостоять.

Система Шелдона

Данная классификационная система разработана американским специалистом Уильямом Шелдоном в довоенные годы прошлого столетия. Система разрабатывалась для узкой систематизации монет номиналом 1 цент, однако, вышла за пределы данной области и в настоящее время находит все более широкое применение для определения состояния не только металлических, но и бумажных денег. В отличие от вышеописанных девяти международных категорий, имеет 70 оценочных градаций. При этом оценка производится не только с точки зрения изношенности банкноты, как в международной системе, но и с учетом брака и попыток исправления этих дефектов.

Максимальный показатель по шкале Шелдона равен 70. На высшую категорию идеальной сохранности «артикулейтед» по данному каталогу приходится целый десяток степеней в пределах 60-70. На более низкие категории число градаций постепенно уменьшается с 9-ти у качества ABOUT UNCIRCULATED (нумерация 50-59) до POOR, которое соответствует собственно единице.


С этим читают