10 современных композиторов, которых стоит послушать

Олафур Арнальдс

Исландский композитор, мультиинструменталист и продюсер Оулавюр Арнальдс (или Олафур, как его имя привыкли транскрибировать русскоязычные медиа) уже к тридцати годам добился такого признания, о котором многие современные композиторы только мечтают. В юности он вовсю увлекался хардкором и металлом, участвуя в соответствующих музыкальных коллективах, но вскоре его заинтересовала неоклассика. Новое увлечение оказалось плодотворным: в 2007 году он выпустил свой первый сольный альбом «Eulogy for Evolution» (2007), продолжил мини-альбомом «Variations of Static»(2008) и сборником «Found Songs» (2009), а следующие полноформатные студийники вышли в 2010 и 2013 году.


В перерывах Арнальдс ездил в турне с популярной во всем мире исландской группой Sigur Rós, а также участвовал в создании музыкального сопровождения к балету Dyad 1909.

Слушатели отмечают удивительную глубину его произведений, прекрасные мелодии, порой меланхоличные и спокойные, а порой неуемные, как шторм. Сложно поверить, что такие потрясающие вещи этот скромный исландец писал уже в возрасте 21 года. Мы, конечно, искренне советуем в дальнейшем познакомиться с полной дискографией Арнальдса, ну а пока вы можете послушать его дебютный альбом:

https://youtube.com/watch?v=D-shBRWlyCY

Джимми Хендрикс

Джимми Хендрикс — американский гитарист-виртуоз, которого журнал «Time» назвал величайшим гитаристом всех времен и народов. И весь мир единодушно согласился с этим званием, и согласитесь и вы, лишь раз увидев его виртуозную игру. Он один из тех немногих музыкантов, которого можно назвать не только талантливым и профессионалом, но и изобретателем.

Еще при жизни его признали гением, ведь Хендрикс открыл такие звучания электрогитары, о которых никто до него даже не догадывался. Он навсегда изменил историю рок-музыки, существование которой можно разделить на две части — до Хендрикса и после.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова — как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Рамин Джавади

Неудивительно, что творчеством Циммера вдохновляются разные современные композиторы – одним из них стал и ирано-немецкий композитор Рамин Джавади. Более того, Циммер является в некоторой степени его наставником – Джавади даже ассистировал ему при создании саундтрека к первому фильму трилогии о Темном рыцаре «Бэтмен: Начало» и первой части саги «Пираты Карибского моря».

Читать также:

Где можно найти новую музыку для плейлиста


Однако впоследствии и ему удалось достигнуть высот в карьере композитора музыки к фильмам и сериалам: Джавади является автором фонового сопровождения к таким популярным блокбастерам, как «Железный человек», «Тихоокеанский рубеж», «Дракула», и телесериалам «Побег», «Мир Дикого Запада» и, конечно, к признанному самым популярным и просматриваемым сериалом за последние годы – «Игра престолов».

Несмотря на то, что в целом работы Джавади обладают собственным характером и при этом не отвлекают от происходящего на экране, как и полагает саундтреку в кино, некоторые его композиции просто врезаются в память и пробирают до мурашек при первом же прослушивании. Слушатели рассказывают, что у этого автора есть такие саундтреки, услышав которые, хочется поставить фильм/сериал на паузу и срочно послушать мелодию еще раз.

Чтобы понять, о чем речь, непременно послушайте композицию «Light of the Seven», которая идеально вписалась в накаленную обстановку финала шестого сезона сериала «Игра престолов»:

6. Александр Николаевич СКРЯБИН (1872 — 1915)

Александр Николаевич Скрябин — русский композитор и пианист, одна из ярчайших личностей русской и мировой музыкальной культуры

Самобытное и глубоко поэтичное творчество Скрябина выделялось новаторством даже на фоне рождения многих новых направлений в искусстве, связанных с изменениями в общественной жизни на рубеже 20-го века. Родился в Москве, мать умерла рано, отец не мог уделять внимание сыну, так как служил послом в Персии. Скрябин воспитывался тетей и дедом, с детства проявил музыкальные способности

В начале учился в кадетском корпусе, брал частные уроки на фортепиано, после окончания корпуса поступил в Московскую консерваторию, его сокурсником был С.В.Рахманинов. После окончания консерватории Скрябин полностью посвятил себя музыке — как концертирующий пианист-композитр гастролировал в Европе и России, проводя большую часть времени за границей. Пиком композиторского творчества Скрябина стали 1903-1908 годы, когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения. «Поэма экстаза», состоящая из нескольких тем-образов, сконцентрировала творческие идеи Срябина и является ярким его шедевром. В ней гармонично соединились любовь композитора к мощи большого оркестра и лирическое, воздушное звучание сольных инструментов. Воплощенная в «Поэме экстаза» колоссальная жизненная энергия, огненная страстность, волевая мощь производит неотразимое впечатление на слушателя и до сегодняшнего дня сохраняет силу своего воздействия.  Ещё одним шедевром Скрябина является «Прометей» («Поэма огня»), в которой автор полностью обновил свой гармонический язык, отступив от традиционной тональной системы, а также впервые в истории это произведение должна была сопровождать цветомузыка, но премьера, по техническим причинам, прошла без световых эфектов.  Последняя незаконченая «Мистерия» была замыслом Скрябина, мечтателя, романтика, философа, обратиться ко всему человечеству и вдохновить его на создание нового фантастического миропорядка, соединение Вселенского Духа с Материей. Цитата А.Н.Скрябина: «Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его.» Цитата о А.Н.Скрябине: «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим». Г. В. Плеханов

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ (1873 — 1943)

Сергей Васильевич Рахманинов — крупнейший мировой композитор начала 20-го века, талантливый пианист и дирижер. Творческий образ Рахманинова-композитора часто определяют эпитетом «самый русский композитор», подчеркивая в этой краткой формулировке его заслуги в объединении музыкальных традиций Московской и Петербургской композиторских школ и в создании собственного уникального стиля, особняком выделяющегося в мировой музыкальной культуре. Родился в Новгородской губернии, с четырёх лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевёлся в Московскую консерваторию и закончил её с большой золотой медалью. Быстро стал известен как дирижёр и пианист, сочинял музыку. Провальная премьера новаторской Первой симфонии (1897) в Петербурге вызвала творческий композиторский кризис, из которого Рахманинов вышел в начале 1900-х со сформировавшимся стилем, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм, — и всё это насыщено сложной символикой. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра. В 1917 году Рахманинов с семьёй был вынужден покинуть нашу страну и осесть в США. Почти десять лет после отъезда ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижером. За всей бурной деятельностью, Рахманинов оставался ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Искренне любил и тосковал по родине, думая не совершил ли он ошибку, покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально

Его последнии сочинения — Симфония № 3 (1937) и «Симфонические танцы» (1940) стали итогом творческого пути, вобрав в себя все лучшее его уникального стиля и скорбное чувство невосполнимой утраты и тоски по родине. Цитата С.В.Рахманинова: «Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире.»  «Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность.»  «Большие композиторы всегда и прежде всего обращали внимание на мелодию, как на ведущее начало в музыке. Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки..

Мелодическая изобретательность, в высшем смысле этого слова, — главная жизненная цель композитора…. По этой причине великие композиторы прошлого проявляли столько интереса к народным мелодиям своих стран.» Цитата о С.В.Рахманинове:  «Рахманинов был создан из стали и золота: Сталь в его руках, золото — в сердце. Не могу без слёз думать о нём. Я не только преклонялся перед великим артистом, Но любил в нём человека.» И.Гофман»Музыка Рахманинова — это Океан. Его волны — музыкальные — начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают… что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание.» А.Кончаловский Интересный факт: во время Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько благотворительных концертов, денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами.

100 великих композиторов мира

Список композиторов в хронологическом порядке

1. Жоскен Депре (1450 –1521)2. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 –1594)3. Клаудио Монтеверди (1567 –1643)4. Генрих Шютц (1585 –1672)5. Жан Батист Люлли (1632 –1687)6. Генри Пёрселл (1658 –1695)7. Арканджело Корелли (1653 –1713)8. Антонио Вивальди (1678 –1741)9. Жан Филипп Рамо (1683 –1764)10. Георг Гендель (1685 –1759)11. Доменико Скарлатти (1685 –1757)12. Иоганн Себастьян Бах (1685 –1750)13. Кристоф Виллибальд Глюк (1713 –1787)14. Йозеф Гайдн (1732 –1809)15. Антонио Сальери (1750 –1825)16. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 –1825)17. Вольфганг Амадей Моцарт (1756 –1791)18. Людвиг Ван Бетховен (1770 –1826)19. Иоганн Непомук Гуммель (1778 –1837)20. Николло Паганини (1782 –1840)21. Джакомо Мейербер (1791 –1864)22. Карл Мария фон Вебер (1786 –1826)23. Джоаккино Россини (1792 –1868)24. Франц Шуберт (1797 –1828)25. Гаэтано Доницетти (1797 –1848)26. Винченцо Беллини (1801 –1835)27. Гектор Берлиоз (1803 –1869)28. Михаил Иванович Глинка (1804 –1857)29. Феликс Мендельсон-Бартольди (1809 –1847)30. Фридерик Шопен (1810 –1849)31. Роберт Шуман (1810 –1856)32. Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 –1869)33. Ференц Лист (1811 –1886)34. Рихард Вагнер (1813 –1883)35. Джузеппе Верди (1813 –1901)36. Шарль Гуно (1818 –1893)37. Станислав Монюшко (1819 –1872)38. Жак Оффенбах (1819 –1880)39. Александр Николаевич Серов (1820 –1871)40. Сезар Франк (1822 –1890)41. Бедржих Сметана (1824 –1884)42. Антон Брукнер (1824 –1896)43. Иоганн Штраус (1825 –1899)44. Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 –1894)45. Иоганнес Брамс (1833 –1897)46. Александр Порфирьевич Бородин (1833 –1887)47. Камиль Сен-Санс (1835 –1921)48. Лео Делиб (1836 –1891)49. Милий Алексеевич Балакирев (1837 –1910)50. Жорж Бизе (1838 –1875)51. Модест Петрович Мусоргский (1839 –1881)52. Петр Ильич Чайковский (1840 –1893)53. Антонин Дворжак (1841 –1904)54. Жюль Массне (1842 –1912)55. Эдвард Григ (1843 –1907)56. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 –1908)57. Габриель Форе (1845 –1924)58. Леош Яначек (1854 –1928)59. Анатолий Константинович Лядов (1855 –1914)60. Сергей Иванович Танееев (1856 –1915)61. Руджеро Леонкавалло (1857 –1919)62. Джакомо Пуччини (1858 –1924)63. Гуго Вольф (1860 –1903)64. Густав Малер (1860 –1911)65. Клод Дебюсси (1862 –1918)66. Рихард Штраус (1864 –1949)67. Александр Тихонович Гречанинов (1864 –1956)68. Александр Константинович Глазунов (1865 –1936)69. Ян Сибелиус (1865 –1957)70. Франц Легар (1870 –1945)71. Александр Николаевич Скрябин (1872 –1915)72. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 –1943)73. Арнольд Шёнберг (1874 –1951)74. Морис Равель (1875 –1937)75. Николай Карлович Метнер (1880 –1951)76. Бела Барток (1881 –1945)77. Николай Яковлевич Мясковский (1881 –1950)78. Игорь Федорович Стравинский (1882 –1971)79. Антон Веберн (1883 –1945)80. Имре Кальман (1882 –1953)81. Альбан Берг (1885 –1935)82. Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 –1953)83. Артур Онеггер (1892 –1955)84. Дариюс Мийо (1892 –1974)85. Карл Орф (1895 –1982)86. Пауль Хиндемит (1895 –1963)87. Джордж Гершвин (1898 –1937)88. Исаак Осипович Дунаевский (1900 –1955)89. Арам Ильич Хачатурян (1903 –1978)90. Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 –1975)91. Тихон Николаевич Хренников ( род. в 1913 году)92. Бенджамин Бриттен (1913 –1976)93. Георгий Васильевич Свиридов (1915 –1998)94. Леонард Бернстайн (1918 –1990)95. Родион Константинович Щедрин ( род. в 1932 году)96. Кшиштоф Пендерецкий ( род. в 1933 году)97. Альфред Гариевич Шнитке (1934 –1998)98. Боб Дилан ( род. в 1941 году)99. Джон Леннон (1940–1980) и Пол Маккартни (род. в 1942 году)100. Стинг ( род. в 1951 году)

ШЕДЕВРЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИЛучшие произведения классической музыки всех времен

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.  Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора.  Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник». Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский. Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Брайан Крэйн

Этот пианист с детства любил сочинять музыку: еще будучи маленьким мальчиком он постоянно насвистывал разные мелодии, которые на поверку оказывались им же и придуманными. Однако игра на фортепиано вводила его в скуку, парнишке больше нравилось импровизировать, а также играть в бейсбол. Но позже, в возрасте 15-ти лет Брайан окончательно предпочел музыку занятиям бейсболом и стал осмысленно изучать фортепиано и даже открыл собственную студию. С тех пор он выпустил более дюжины альбомов, до сих пор дает туры по всему миру, а его работы используются во многих фильмах, телесериалах и рекламных роликах.

Многие современные композиторы кажутся искушенной публике вторичными, а у противников академической музыки вызывают точно такую же зевоту, как и классики прошлых эпох. Однако творчество Брайана Крэйна пробивает на эмоции даже тех, кто считает фортепианную музыку чем-то скучным и бессмысленным. Кто знает, возможно, такая современная классическая музыка и на вас произведет неизгладимое впечатление! Особенно поклонники отмечают его альбом «Piano Opus» (2009) – предлагаем вам ознакомиться с одной из композиций оттуда:

10 «Я хочу быть с тобой» (1987)

Песни о любви

«Наутилус Помпилиус»

Вячеслав Бутусов


Илья Кормильцев

2125 голосов

Премьера песни состоялась 21 июня 1987 года на концерте в Таллине. Фанаты искали в тексте скрытый смысл. Ходили слухи о том, что это песня о девушке, которая долго писала Бутусову, а затем покончила с собой, не дождавшись от него ответа. А также о том, что песня посвящена жене исполнителя, якобы погибшей во время пожара.

На самом деле все было намного проще и прозаичнее. Как неоднократно признавался сам Бутусов, никакого особого подтекста в песню он не вкладывал — он даже не понимал, о чем она. Автор текста Илья Кормильцев сочинил стихи, ставшие припевом, за пятнадцать минут, пока ждал на улице девушку. А строчку «В комнате с белым потолком, с правом на надежду…» Бутусов взял из другого стихотворения Кормильцева.

Когда Бутусов впервые спел песню друзьям, они ее не приняли. Поклонники «Наутилуса» также поначалу критиковали песню, считая ее слишком попсовой. Первую студийную версию группа «Наутилус Помпилиус» записала в московской студии Аллы Пугачевой, которая участвовала в записи альбома «Князь Тишины» и даже подпела Бутусову в одной из песен.

Дэвид Боуи

Дэвид Боуи — певец, автор песен, художник, актер — все что бы он не делал, выглядело стильно и становилось популярным. Боуи – один из того небольшого количества исполнителей, которые всегда остаются «в тренде», из поколения в поколение. Он десятки раз за свою карьеру менял стиль, без опаски потерять популярность, потому что оставался и остается всегда узнаваемым благодаря особенному вкусу. Дэвид Боуи считается новатором в музыке 70-х годов и заслужил уважение и восхищение фанатов из-за необычного голоса и глубины смысла написанных им песен.

10. Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906 — 1975)

Дмитрий Дмитриевич Шостакович — один из самых значимых и исполняемых композиторов в мире, его влияние на современную классическую музыку неизмеримо. Его творения — это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи тяжёлых событий 20-го века, где глубоко личное переплетается с трагедией человека и человечества, c судьбой родной страны. Родился в Санкт-Петербурге, первые музыкальные уроки получил от матери, закончил Петербургскую консерваторию, при поступлении в которую её ректор Александр Глазунов сравнил его с Моцартом — так поразил он всех своей прекрасной музыкальной памятью, тонким слухом и композиторским даром. Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и встал в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к Шостаковичу после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.  До определённого периода, а именно до постановки оперы «Леди Макбет Мценского уезда», Шостакович творил как свободный художник — «авангардист», экспериментируя со стилями и жанрами. Жесткий разнос этой оперы, устроенный в 1936 году, и репрессии 1937 года положили начало последующей постоянной внутренней борьбы Шостаковича за стремление выразить свои взгляды своими средствами в условиях навязывания государством направлений в искусстве. В его жизни политика и творчество очень тесно переплетены, он был хвалим властью и ею же гоним, занимал высокие должности и снимался с них, награждался и был на грани ареста сам и его близкие.  Мягкий, интеллигентный, деликатный человек он нашел свою форму выражения творческих принципов в симфониях, где мог максимально открыто говорить правду о времени. Из всего обширного творчества Шостаковича во всех жанрах именно симфонии (15 работ) занимают центральное место, самыми драматически насышенными являются 5,7,8,10,15 симфонии, ставшие вершиной советской симфонической музыки. Совсем другой Шостакович открывается в камерной музыке. Несмотря на то, что сам Шостакович был «домашним» композитором и практически не выезжал за рубеж, его гуманистическая по сути и истинно художественная по форме музыка быстро и широко распространялась в мире, исполнялась лучшими дирижерами. Величина таланта Шостаковича столь необъятна, что полное постижение этого уникального явления мирового искусства ещё впереди. Цитата Д.Д.Шостаковича: «Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.»

8 «Город золотой» («Рай») 1972

Философские песни

Песни из кино- и мультфильмов

«Аквариум» / Алексей Хвостенко

Франческо да Милано (по другим данным — Владимир Вавилов)

Анри Волохонский

2415 голосов

Автор стихотворения «Рай» — поэт Анри Волохонский, скончавшийся в апреле этого года. С песней связана большая мистификация. В 1972 году фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Первая композиция была озаглавлена «Сюита для лютни: канцона и танец». Автором был указан итальянский композитор и виртуоз-лютнист XVI века Франческо Канова да Милано. Позже выяснилось, что, по всей видимости, автором является советский гитарист и лютнист Владимир Вавилов. Волохонский положил на эту мелодию свои стихи.

Первым исполнителем песни стал Алексей Хвостенко. Борис Гребенщиков включил ее в репертуар в 1984 году, услышав песню в спектакле «Сид» студии «Радуга». При этом вместо «Над небом голубым» он спел «Под небом голубым». Песня стала популярной после того, как была включена в фильм Сергея Соловьева «Асса».

Великие русские композиторы 20 века. Список


Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить величайших композиторов, а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности — ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так — великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.

  • Пахмутова Александра Николаевна.
  • Прокофьев Сергей Сергеевич.
  • Рахманинов Сергей Васильевич.
  • Свиридов Георгий Васильевич.
  • Скрябин Александр Николаевич.
  • Слонимский Сергей Михайлович.
  • Стравинский Игорь Федорович.
  • Хачатурян Арам Ильич.
  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич.
  • Шнитке Альфред Гарриевич.
  • Щедрин Родион Константинович.

7 «Что такое осень» (1991)

Гражданская лирика

Философские песни

«ДДТ»

Юрий Шевчук

Юрий Шевчук

2507 голосов

Песня была написана в конце сентября 1991 года, когда Юрий Шевчук гулял по Никольскому кладбищу Александро-Невской лавры в Петербурге, рядом с которой тогда жил в коммуналке. Музыкантам «ДДТ» песня поначалу не понравилась, и возник конфликт: группа не хотела играть эту «попсу». Но всем вместе удалось доработать первоначальный вариант, и через три дня переделанная версия была записана.

В клипе на эту песню снялись друзья-коллеги Шевчука, музыканты Вячеслав Бутусов из группы «Наутилус Помпилиус» и Константин Кинчев из «Алисы». Клип снимали 15 октября — в день рождения Бутусова. Кстати, магнитофон в клипе появился по случаю: Шевчук взял его у ребят, подошедших за автографом.

Песня вошла в альбом «Актриса весна» 1992 года и сразу стала хитом. На концертах ее просили исполнить по несколько раз: в начале и в конце. В итоге Шевчук издал мораторий, и группа вообще перестала исполнять песню, пока страсти вокруг нее не улеглись.

8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам. Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины. В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку».  Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели. Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера. В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни. Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе» Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович Интересный факт (байка):  Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию. — Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера. — Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…

Ли Рума

Более известен под именем Yiruma. С пяти лет занимался игрой на фортепиано, а будучи 11-летним мальчиком, попал в английскую школу для музыкально одаренных детей. Карьера Ли Румы складывалась очень успешно, и уже его первые альбомы хорошо продавались как в Азии, так и в Европе.

Даже если современные композиторы вам никогда не были интересны, вы наверняка могли слышать хотя бы одну из самых популярных работ этого южнокорейского пианиста: «River Flows in You», «May Be» или «Kiss the Rain». А если вы когда-нибудь смотрели экранизации подростковой саги «Сумерки», то точно знакомы с его творчеством – эти фильмы, кстати, вывели композитора на новый виток популярности, из-за чего некоторые предвзятые слушатели отказываются рассматривать его всерьез.

Другие же слушатели, в частности, те же подростки, благодаря появлению композиций Ли Румы в популярных фильмах, смогли узнать о том, что современные композиторы пишут не скучную музыку, которую их заставляли слушать на уроках музыки в школе, а приятные музыкальные альбомы, которыми можно наслаждаться не меньше, чем поп-песнями или электроникой. В общем, послушайте и убедитесь сами:


С этим читают