Стихи 18 век

Поэзия

В XVII веке поэзия стала одним из главных жанров литературного творчества во Франции. Поэзия использовалась для разных целей. Поэзия могла быть «стихами на случай», что означает, что стихи были написаны для празднования определенного события (брак, рождение или военная победа) или как оформление трагического случая (смерть или военное поражение). Поэзия была главной формой в театре XVII века; подавляющее большинство пьес того времени писались в стихах. Поэзия использовалась в фельетонах Николя Буало и др. Буало являлся также автором трактата «Поэтическое искусство». Его авторитет теоретика классицизма сыграл большую роль не только в развитии литературы в последующие литературные эпохи, но и в оценке тех или иных авторов и произведений.

Стихи стали частью социальной игры в аристократических салонах, где писались эпиграммы, сатирические стихи, поэтические описания.

В 1660-х годах наиболее известными были три поэта. Это Жан де Лафонтен, известный благодаря своими произведениями Эзоп и Федр, которые были написаны в сложной стихотворной форме. Лафонтен был также автором стихотворных новелл, сказок и басен. Жан Расин стал известен своей трагедией. В своем творчестве Расин обращался преимущественно к античным сюжетам. Николя Буало известен как поэт классицизма. «Классицизм» в поэзии доминировал до французской революции.

Наиболее известными французскими поэтами XVII века были также:


Пьер Корнель. Портрет работы Шарля Лебрёна, 1647 год

Жан де Лафонтен

  • Франсуа де Малерб (1555—1628)
  • Оноре д Юрфе (1567—1625)
  • Жан Ожье де Гомбо (1570?-1666)
  • Матурин Ренье (1573—1613)
  • Франсуа де Мейнард (1582—1646)
  • Онора де Бюэй (1589—1670)
  • Теофиль де Вио (1590—1626)
  • Франсуа де Буаробер (1592—1662)
  • Жерар Антуан де Сент-Амант (1594—1661)
  • Жан Шаплен (1595—1674)
  • Венсан Вуатюр (1597—1648)
  • Жак Валле (1599—1673)
  • Тристан Л’Hermite (1601?-1655)
  • Пьер Корнель (1606—1684)
  • Павел Скаррона (1610—1660)
  • Исаак де Бенсерад (1613—1691)
  • Жорж де Brébeuf (1618—1661)
  • Жан де Лафонтен (1621—1695)
  • Николя Буало (1636—1711)
  • Жан Расин (1639—1699)
  • Гийом Амфри де Шольё (1639—1720)
  • Жан Франсуа Реньяр (1655—1709)

Во Франции в XVII веке развивается также барочная поэзия, известная поэтическими находками в области интеллектуально-философской лирики (Т. де Вио) и бурлескная поэзия (Сент-Аман).

Общим стремлением барочных и классицистических поэтов этого времени было стремление к творческой независимости от литературных авторитетов. Расходились поэты разных направлений в оценке возможности в поэзии общие правил или их отсутствии.

Проза

Любовные и исторические традиции

Во Франции после религиозных войн появилась новая форма повествования — «сентиментальный роман», который быстро стал литературной сенсацией благодаря энтузиазму читающей публики, ищущей развлечений. Эти короткие и реалистичные сентиментальные романы о любви включали в себя любовные диалоги, письма и стихи, вставленные рассказы и др. Многие из них не переиздавались с XVII века и остаются в настоящее время часто неизвестными.

Приключенческие романы в стиле барокко

С 1610 годов мода на короткие романы о любви в основном исчезла, вкусы читателей вернулись к приключенческим романам, описывающим пиратов, бури, похищения девиц и др. Произведения Амадис Галлии были любимым чтивом Генриха IV. Самым известным из длинных приключенческих романов был Polexandre (1629-49) молодого автора Марен Леруа де Гомбервиль.

В начале XVII века зарождается форма романа — «эпопея в прозе». Действие романов часто происходило в Древнем Риме, Египте или Персии. Многие из этих романов на самом деле описывали фактически современные отношения того времени, замаскированные под вымышленными именами и символами.

Мадлен де Скюдери. Мало на холсте. Выставка Le Havre City Library, Normandy.

Самыми известными были приключенческие романы:

  • Мадлен де Скюдери(1607—1701)
    • Ibrahim, ou l’illustre Bassa (4 vols. 1641)
    • Artamène, ou le Grand Cyrus (10 vols. 1648—1653)
    • Clélie, histoire romaine (10 vols. 1654—1661)
    • Almahide, ou l’esclave reine (8 vols. 1661—1663)
  • Roland Le Vayer de Boutigny
  • Gauthier de Costes, seigneur de la Calprenède
    • Cassandre (10 vols. 1642—1645)
    • Cleopatre (1646-57)
    • Faramond (1661)

Классика

С 1660 годов многотомные, барочные исторические романы в значительной степени вышли из моды. Появился интерес в романах к теме любви, психологическому анализу, моральным дилеммам. Действие романа помещалось в историческую обстановку недавнего прошлого.

Примерами этих романов были:


Мадам Мари Мадлен де Лафайет

  • Jean Renaud de Segrais Nouvelles françoises (1658)
  • Madame de Lafayette La princesse de Montpensier (1662)
  • Madame de Villedieu Journal amoureux (1669)
  • Jean Donneau de Visé Nouvelles galantes et comiques (1669)
  • Madame de Villedieu Annales galantes (1670)
  • Madame de Lafayette Zaïde (1671)
  • Madame de Villedieu Amour des grands hommes (1671)
  • César Vichard de Saint-Réal Don Carlos (1672)
  • Madame de Villedieu Les Désordres de l’amour (1675)
  • Jean de Préchac L’Héroïne mousquetaire (1677)
  • Jean de Préchac Le voyage de Fontainebleau (1678)
  • Madame de Lafayette La Princesse de Clèves (1678)
  • Jean de Préchac L’Illustre Parisienne, histoire galante et véritable (1679)

Самый известным из всех этих романов является роман Мари Мадлен де Лафайет La princesse de Montpensier, описывающей жизнь замужней дворянки во время правления Генриха II, которая влюбляется в другого мужчину, но при этом показывает эту ее страсть своему мужу. Хотя роман включает в себя несколько вставленных историй, в целом повествование концентрируется на невысказанных сомнениях и страхах двух людей. Роман Мари Мадлен де Лафайет «Принцесса Клевская» (La Princesse de Clèves) считается основополагающим в аналитической психологической традиции европейской литературы.

Русские поэты и писатели XVIII века

Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство. Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Биография:

Избранные стихотворения:

  • Стихотворение «Властителям и судиям»
  • Стихотворение «Признание»

Денис Иванович Фонвизин

Пьеса Фонвизина – классический образец комедии с соблюдением традиционных правил создания пьес:

  • Триединством времени, места и действия,
  • Примитивной типизацией героев (классицизм предполагал отсутствие психологизма и глубины характера героя, поэтому они все делились либо на хороших и плохих, либо на умных и глупых)

Комедия была написана и поставлена в 1782 году. Прогрессивность Дениса Фонвизина как драматурга заключается в том, что в классической пьесе он объединил несколько проблематик (проблема семьи и воспитания, проблема образования, проблема социального неравенства) и создал не один конфликт (любовный конфликт и социально-политический). Юмор Фонвизина – не легкий, служащий исключительно для развлечения, а острый, направленный на высмеивание пороков. Таким образом, автор привнес в классическое произведение черты реалистического.

Биография:

Избранное произведение:

Д.И. Фонвизин «Недоросль»: описание, герои, анализ произведения

Александр Николаевич Радищев

Время создания – 1790 год, жанр – путевой дневник, типичный для французских сентиментальных путешественников. Вот только путешествие оказалось наполненным не светлыми впечатлениями вояжа, а мрачными, трагическими красками, отчаянием и ужасом.

Александр Радищев издал «Путешествие» в домашней типографии, а цензор, видимо, прочитав заглавие книги, принял её за очередной сентиментальный дневник и выпустил без прочтения. Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: в форме разрозненных воспоминаний автор описал кошмарную действительность и быт людей, встречавшихся ему на каждой станции по пути следования из одной столицы в другую. Нищета, грязь, запредельная бедность, издевательства сильных над слабыми и безысходность – таковы оказались реалии современного Радищеву государства.  Автор получил многолетнюю ссылку, а повесть запретили.

Повесть Радищева нетипична для чисто сентиментального произведения – вместо слез умиления и чарующих дорожных воспоминаний, так щедро рассыпаемых французскими и английскими сентиментализмы, тут нарисована абсолютно реальная и беспощадная жизненная картина. 

Биография:

Избранное произведение:

А.Н. Радищев  «Путешествие из Петербурга в Москву»: описание, герои, анализ произведения

Николай Михайлович Карамзин

Повесть «Бедная Лиза» – адаптированный европейский сюжет на русской почве. Созданная в 1792 году, повесть стала образцом сентиментальной литературы. Автор воспел культ чувствительности и чувственного человеческого начала, вложил в уста героев «внутренние монологи», раскрывающие их мысли

Психологизм, тонкая прорисовка характеров, большое внимание к внутреннему миру героев – типичное проявление сентиментальных черт

Новаторство Николая Карамзина проявилось в оригинальном разрешении им любовного конфликта героини – русская читающая публика, привыкшая, в основном, к счастливому концу повестей, впервые получила удар в виде самоубийства главной героини. И в этой встрече с горькой жизненной правдой оказалось одно из основных достоинств повести.

Биография:

Избранное произведение:

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: описание, герои, анализ произведения

На пороге Золотого века русской литературы

Путь от классицизма до реализма Европа прошла за 200 лет, России пришлось поторопиться с освоением этого материала за 50-70 лет, постоянно нагоняя и учась на чужом примере. В то время как Европа уже читала реалистические повести, России предстояло освоить классицизм, и сентиментализм, чтобы перейти к созданию романтических произведений.

1770—1790-е ГОДЫ

209. Похвальные стихи полустихотворцам 415
210. Ода похвальная автору «Мельника», соч<иненная> в Туле 1781 года 416
211. Ответ на вопрос, что есть пиит 419
212. Письмо к татарскому мурзе, сочинившему «Оду к премудрой Фелице» 419
213. Ода («Хочу к бессмертью приютиться…») 422
214. Письмо к Ломоносову 1784 года 425
215. Письмо к другу 428
216. «Пегаса не взнуздав и с музами не знаясь…» 431
217. Подражание Овидиевой элегии противу завистников и на продолжительную славу стихотворцев. С французского перевода  433
218. Образец новейшей Венеры 435
219. Совет друзьям моим 437
220. Жалоба Пегаса 440
221. Послание к сочинителю сатир 441
222. К поэту 442

Другие жанры


Роже де Рабютен. Портрет худ. Claude Lefèbvre

Мемуары и письма

XVII век известен своими биографическими «мемуарами». Первые мемуары писали во времена Фронда. Авторы сочетали в своих мемуарах описания своих политических взглядов с пережитыми приключениями.

Известны мемуары Роже де Рабютена, граф де Бюсси под названием Histoire Amoureuse де Gaules, описывающие любовные интриги придворных дам. Мемуары историка Поля Пеллисона История-де-Луи XIV охватывают период французской истории с 1660 по 1670 годы. Таллеман де Рео, Жедеон описывал в Les Historiettes биографические очерки современников.

Мемуары Мадам де Севинье (1626—1696) считаются важным документом, описывающим французское общество и литературные события при Людовике XIV. Самые известные мемуары XVII века принадлежат Луи де Рувруа, герцогу Сен-Симон (1675—1755). Эти мемуары были опубликованы лишь столетие спустя после их написания.

Исторические мемуары писали:

  • Jean-François Paul de Gondi, cardinal de Retz (1613—1679),
  • Roger de Bussy-Rabutin (1618—1693),
  • Gaspard de Tende (1618—1697),
  • Gédéon Tallemant des Réaux (1619—1692, Historiettes,
  • Paul Pellisson (1624—1693),
  • Louis de Rouvroy, duc de Saint-Simon (1675—1755).

Важные произведения экономического или политического анализа писали: кардинал Ришельё, Мазарини, Кольбер, Фуке, Вобана, Кантильон и др.

СТИХОТВОРНАЯ ПОЛЕМИКА

1750—1760-е ГОДЫ

176. Самохвал 371
177. Сатира на Самохвала 371
178. Эпистола г. Елагина к г. Сумарокову 372
179. Защищение петиметра 377
180. Эпистола к творцу Сатиры на петиметров 380
181. Возражение, или Превращенный петиметр 384
182. Возражение на сатиру против петиметров, чрез Тредиа<ковского> 386
183. Эпиграмма на Ел<агина> («Тебе не сродно то, Гораций что имел…») 386
184. «Куда с копытом конь, туда и рак с клешней…» 387
185. Ответ на Сук<ина> («Тебе ли сродно то, твоей ли музе сметь…») 387
186. «Жалею сердцем я, что ты не столь богат…» 388
187. Ответ Тред<иаковского> на Л<омоносова> («Бесстыдный родомонт, иль буйвол, слон, иль кит…») 388
188. На Телелюя. Ел<агину>. Ответ неизвестной («Развратных молодцев испорченный здесь век…») 388
189. Стихи на эпистол И. П. Е<лагина> («Какой ужасный крик и вопль мой дух пронзает…») 389
190. В ответ на сию («Коль Феб тебе сквозь грома с небес сам говорил…»)  390
191. Стихи на стихи, похвальные эпистоли («Какой ужасный крик и вопль мой слух пронзает…»)  391
192. «Не знаю, кто певцов в стих вкинул сумасбродный …» 392
193. Сатира II чрез Тред<иаковского> («Что бешенство ввелось у нас между писцами?..») 394

586

194. Сатира на употребление французских слов в русских разговорах 394
195. Сатира, соч<иненная> чрез напольного поручика Бра… («Довольно не могу я людям надивиться…») 395
196. «Хоть глотку пьяную закрыл, отвисши зоб…» 399
197. Эпистола от водки и сивухи к Л<омоносову> 399
198. «Пронесся слух: хотят кого-то будто сжечь…»  400
199. «Цыга́носов, когда с кастильских вод проспится…» 401
200. Вывеска («Сим объявляется…») 402
201. Бой стихотворцев. Эпическая поэма 403
202. Дружеское увещание Княжнину  409
203. Рассуждение 410
204. Эпитафия («Не много времени «Ни то ни сё» трудилось…»)  410
205. Задача 410
206. Решение 411
207. К г. издателю «Трутня» 412
208. Пословица: «Стихи точет, как блины печет» 413

АНОНИМНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

223. Ода по примеру Анакреонта к живописцу 447
224. Элегия («Прошли веселы дни, настало время слезно!..») 448
225. Сонет («Красуйся, о Нева! град славный протекая…») 449
226. Элегия («Оплакивать злой рок пред всеми я дерзаю…» 450
227—228. Эпиграммы
1.  «Калигул не смешон, сколь глупым он ни слыл…» 451
2.  Атеист («Педрил хоть Библию и церковь презирает…») 451
229—230. Эпитафии
1.  «Здесь Лелио лежит, от злобы умер он…» 452
2.  «Лежит тут старый поп, он всё кутью едал!.. » 452

587

231. Ода («Напитай водою ниву…») 452
232. Принужденный проповедник 455
233. Стихи анакреонтические. Превращенная любовь 457
234. Ревностный стихотворец 458
235. К соловью («Вспевай ты, соловей, приятные часы…») 458
236. Молитва прусскому королю Фридериху Вильгельму от подданных его за уничтожение табачного откупа  458
237. Песня («Разлучившися с тобою…») 459
238. Эклога («Где снеги вечные и стужи где несносны…»)  460
239. Житие славного Клеанта 461
240. Плачевные стихи 463
241. Песня («Ты, кровь мою встревожа…») 464
242. Сонет («Писатели! вы нам открыли просвещенье… ») 465
243. Станс («О град! ты пышностью своей не величайся…») 465
244. Кому приятен здешний свет 467
245. Стихи к самому себе 468
246. Стихи («Боярин некакой в довольстве обитал …») 468
247. Стихи на изображение Фелицы 470
248. Осел и лира 471
249. Прогулка 471
250. Доброму приятелю. Быль 477
251. Вкусу  478
252. К А. А. П *** 483
253. Стихи к N. N 488
Примечания 489
Словарь мифологических имен и названий 548
Словарь устаревших и малоупотребительных слов 563
К иллюстрациям 579
РВБ: XVIII век: Поэты ХVIII века. Версия 1.0, 22 апреля 2008 г.

Французское общество и литература в XVII веке

В эпоху Возрождения французская литература (в широком смысле этого слова) в значительной степени следовала традициям энциклопедического гуманизма. Во французскую литературу, по образцу итальянского Возрождения, внедряется понятие благородства.

Создание литературных произведений — стихотворений, пьес, критических произведений стало считаться необходимым для дворян, искусство служило средством социального прогресса. В середине XVII века во Франции литературным творчеством нанимались около 2200 авторов (преимущественно дворян и священников). Читающая же аудитория составляла всего несколько десятков тысяч человек.

Салоны

Слово салон впервые появилась на французском языке в 1664 году от итальянского слова салы — большой приемный зал особняка. До 1664 года литературные вечера часто называли по названию помещения, в котором они проходили кабинет, alcôve и руэллия. Например, термин руэллия вытекает из литературных встреч, проведенных в спальне. Эти встречи были популярны со времен Людовика XIV. Дворяне, лежа на своей кровати, встречали близких друзей и предлагали им места на стульях или табуретках вокруг кровати. Руэллия («маленькая улица») — пространство между кроватью и стеной в спальне; этим названием и стали называться проводимые литературные встречи.

Влияние аристократии

Французское дворянство сыграло важную роль в литературе XVII века. В Версальском дворце давались придворные балеты и представления. Дворяне были обязаны быть щедрыми, великодушными, совершать поступки бескорыстно (статус требовал щедрости без ожидания финансовой или политической выгоды), должны были обуздать свои эмоции (особенно страх, ревность и желание мести).

Статус дворян обязывал их строить престижные городские особняки, носить дорогую одежду, покупать картины, серебро, дорогую посуду и другие предметы обстановки, подобающие их званию. Они обязаны были также показывать свое благородство финансированием искусства. Эти аристократические ценности начали критиковаться во Франции с середины XVII века.

Классицизм

«Классицизм» (применительно к литературе) предполагал представление о порядке, ясности, нравственных целях и хорошем вкусе. Многие из этих понятий были вдохновлены произведениями Аристотеля и Горация, классическими греческими и римскими литературными шедеврами. Выступления в театре придерживались трех Единств:

  • Единство места действия: например «Интерьер замка». Сражения происходили вне сцены.
  • Единство времени: в идеале, вся игра должна проходить в течение 24 часов.
  • Единство действия: в пьесе должен быть один сюжет, а все второстепенные отступления должны ссылаться на него.

Единство места и времени было необходимо для полного погружения зрителя в драматическое действие.

Театральные постановки должны были придерживаться следующих правил:

  • Литература должна уважать принятые в обществе моральные принципы и хороший вкус; ничто не должно попирать эти принципы, даже исторические события.
  • Действие должно быть правдоподобным.

Этих правила исключает многие элементы стиля барокко: летающие лошади, рыцарские бои, магические походы в чужие земли и др. Эти классические правила редко соблюдались полностью, многие шедевры XVII века нарушали их намеренно, чтобы усилить производимый эмоциональный эффект:

  • Пьесу Корнеля Le Cid критиковали за убийство отца двушки, что было нарушением моральных норм.
  • Пьесу La Princesse de Clèves’ герцога де Немур с откровениями жены мужу ее прелюбодеяниями на стороне критиковали за невероятное.

Термин «классицизм» связан также с визуальными видами искусств и архитектурой этого периода. В это время в стране строился Версаль. В дальнейшем дворец Версаля стал постоянным домом короля. Путем переезда в Версаль Людовик избегал опасности Парижа (в молодости, Людовик XIV страдал во время гражданской войн и восстаний, известных как Фронда).

Литература

  • Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.
  • Европейская поэзия XVII века. М., 1977.
  • Сент-Бев Ш. Пьер Корнель — Лафонтен // Ш. Сент-Бев. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.
  • Утопический роман XVI—XVII веков. М., 1956.
  • Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // В. Бахмутский. В поисках утраченного. М., 1994.
  • Гриб В. Р. Мадам де Лафайет // В. Р. Гриб. Избранные работы. М., 1956.
  • Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1971.
  • Кржевский Б. А. Театр Корнеля и Расина // Б. А. Кржевский. Статьи о зарубежной литературе. М.-Л., 1960.
  •  (фр.) Adam, Antoine. Histoire de la littérature française au XVIIe siècle. First published 1954-56. 3 vols. Paris: Albin Michel, 1997.
  •  (фр.) Dandrey, Patrick, ed. Dictionnaire des lettres françaises: Le XVIIe siècle. Collection: La Pochothèque. Paris: Fayard, 1996.

Проза

  •  (фр.) Adam, Antoine, ed. Romanciers du XVIIe siècle. (An anthology). Collection: Bibliothèque de la Pléiade. Paris: Gallimard, 1958.
  •  (фр.) Coulet, Henri. Le roman jusqu’à la Révolution. Paris: Colin, 1967. ISBN 2-200-25117-3

Театр


 (фр.) Scherer, Jacques, ed. Théâtre du XVIIe siècle. (An anthology). Collection: Bibliothèque de la Pléiade. Paris: Gallimard, 1975.


С этим читают