Лирические стихи блока

Анализ стихотворения «Шаги командора» Блока

В духе символизма, макабрического действа развиваются события в стихотворении Александра Александровича Блока «Шаги командора».


Точная датировка стихотворения неизвестна. Предполагается, что оно написано между 1910-м и 1912 годами. Его автору в это время примерно 30 лет, он один из вождей символизма, женат, много путешествует, пишет для театральной сцены. Собственно, последним обстоятельством навеян и антураж «Шагов командора». Жанр – аллегория, почти романтическая баллада с философским подтекстом. Размер – хорей с перекрестной рифмовкой, 10 строф. Первая строфа — словно театральные подмостки, на которых разыгрывается финальная сцена. Три действующих лица: Дон-Жуан, «познавший страх», Командор, входящий «тихими, тяжелыми шагами», и донна Анна, «дева Света» (уж не та ли блоковская Прекрасная дама?). Сюжет классический, многократно обыгранный в мировой литературе, в том числе, А. Пушкиным. «Что изменнику блаженства звуки?»: неверный соблазнитель, когда-то триумфатор, теперь раздавлен и дрожит. Игра страстей, в которой он с упоением принимал участие, привела его к страшному финалу. Игра человеческим сердцем, чувствами обнаруживает его ничтожество, тот самообман, которым он питал свои иллюзии. Весь мир погружен в сон, «видит сны» и она, Донна Анна. Вдова, возлюбленная, чьего покойного мужа он дерзко вызвал из могилы, чтобы сделать стражем отношений с его женой. Сон героини схож со смертным, в ее стесненное сердце приходят неземные, кошмарные сновидения. «Жизнь пуста, безумна и бездонна!»: пожалуй, лейтмотив всего стихотворения. В нем чувствуются те же ноты, что владели поэтом и при создании цикла «Пляски смерти». Между тем, мимо окон едет «мотор», то есть, автор описывает современную себе эпоху, а не условную. Герои меняются местами в какой-то фантастической реальности. Идет и говорит давно мертвый Командор, спит сном могилы донна Анна (да полноте, жива ли она?), а виновник всего произошедшего словно растворился в тумане, стал тенью. «Бьют часы в последний раз»: это заключительный акт драмы. «Анна встанет в твой смертный час»: призраки, укоряющие совесть, выпущены из могил. Сравнение: как сова. Эпитеты: непомерной, пышной, грозном, жестокий. Метафора с олицетворением: хриплый бой. Олицетворение: ночь бледна. Лихорадка вопросов, восклицаний и многоточий.

Свои «Шаги командора» А. Блок посвятил В. Зоргенфрею, поэту и переводчику, другу.

Анализ стихотворения «В ресторане» Блока

Стихотворение «В ресторане» было написано Блоком в 1910 г. Считается, что оно посвящено актрисе О. Судейкиной. У поэта были очень сложные взаимоотношения со своей женой. Они уже давно не жили вместе, короткие встречи напоминали мимолетные свидания. Блок продолжал считать жену своей поэтической музой, но это не мешало ему заводить новые романы. Поэт уже был достаточно известным человеком, поэтому часто проводил вечера в богатых ресторанах. В один из таких вечеров он встретил таинственную незнакомку и описал эту встречу в стихотворении.

Хотя Блок и описывает реальный случай из жизни, вечер в ресторане сразу же приобретает мистический оттенок («он был или не был»). Тем самым поэт подчеркивает, что случившееся вполне могло быть просто сном или плодом разгоряченного воображения.

Лирический герой находится в ресторане. Зал переполнен, но он все равно ощущает свое духовное одиночество. Автор одинок, потому что не может никому поведать о своих чувствах. Окружающая его толпа не способна понять сложный внутренний мир поэта. Внезапно в нем просыпается надежда в образе незнакомой женщины. Он делает ей символический подарок – черную розу в бокале вина. Этим он выражает свою глубокую печаль и надеется встретить в женщине понимание.

Лирический герой и незнакомка встречаются глазами. Ее взгляд, как и полагается приличной женщине, надменный, а у него – «смущенный и дерзкий». Такое противоречивое сочетание указывает на то, что душевное равновесие автора нарушено. Он не ожидал, что женщина произведет на него такое впечатление. Но и строгое равнодушие незнакомки поколеблено: ее замечание своему кавалеру звучит «намеренно резко». Этого мимолетного обмена взглядами хватило, чтобы главные герои почувствовали свое душевное родство. Вероятно, женщина также испытывает острое одиночество. Ее кавалер – всего лишь попытка скрыть одиночество от окружающих.

Внезапно грянувшая музыка подтвердила, что роковая встреча произошла. С этого момента лирический герой и незнакомка существуют только друг для друга. В иллюзорном мире никого уже нет кроме них. Автор замечает это по едва уловимым изменениям в облике женщины («презрении юном», «дрожанье руки»). Незнакомка, стремясь избавиться от наваждения, поспешно направляется к выходу. На ее порывистое движение отзываются все прежде дремавшие чувства и ощущения лирического героя.

В воображаемом мире их общение не прекращается. Отражение женщины в зеркалах ведет с автором своеобразную игру: один за другим бросает взгляды и кричит: «Лови!». Даже музыка подхватывает эту игру. В ней и в песне цыганки звучит мотив любви.

У Блока и О. Судейкиной любовные отношения все же не сложились. Но поэт не зря придавал встрече большое значение. Со временем они стали очень близкими друзьями.

Любовь — вечна!

Большинство своих суждений я делаю, глядя на своего дедушку с бабушкой. Они прожили в браке 52 года. У меня эта цифра вызывает восхищение, искреннее недоумение: неужели это возможно? Видимо, да

Но важно не то, что они вместе так долго, а то, что они любят друг друга до сих пор. Фредерик Бегбедер сказал о том, что любовь живет только три года

А я в это не верю. Она вечна. Любовь в нашем мире -крепкий фундамент для мирового искусства и культуры. О ней пишут, ее восхваляют, показывают по телевизору. Она вдохновляет и расстраивает, показывает, что ты кому-то небезразличен и наоборот. Неоднозначное чувство, однако без него никак. Так будем же счастливы, пока это возможно. Рекомендуем к ознакомлению с красивыми, лучшими стихами о любви известных, великих поэтов классиков русской и зарубежной поэзии!


Стихи о любви классиков: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Анализ стихотворения «Твое лицо мне так знакомо» Блока

На протяжении всего жизненного пути единственной и неповторимой Музой Блока была его супруга — Л. Менделеева. Их отношения всегда были очень сложными. Девушка не понимала мистически настроенного поэта и вышла за него скорее из жалости. Брак оказался несчастливым. Менделеева уходила от Блока, потом вновь возвращалась. Оба заводили многочисленные романы на стороне. Если цикл «Стихи о Прекрасной Даме» был полностью посвящен Менделеевой, то адресаты дальнейшей любовной лирики Блока до сих пор точно не установлены. В 1908 г. поэт написал стихотворение «Твое лицо мне так знакомо…», оставив после себя еще одну загадку.

Главная отличительная особенность произведения — его простота и искренность. Блок уже давно порвал с мистицизмом. Его стихи стали доступнее и душевнее.

Лирический герой обращается к неизвестной женщине, которая ему вроде бы знакома. Он постоянно ощущает ее присутствие, пытается разглядеть среди прохожих, слышит звук ее шагов, голоса. Наиболее точная характеристика самого Блока — «полувоздушна и незрима».

По одной версии это и есть Л. Менделеева. Блок заводил множество романов, но лишь для удовлетворения естественных потребностей. К супруге он с самого начала относился как к божеству. Даже по прошествии многих лет образ Прекрасной Дамы витал в его воображении. Л. Менделеева оказалась слишком «земной», но Блок все равно верил, что в ней живет Вечная Женственность, которая когда-нибудь проявится.

Есть мнение, что в образе незнакомки Блок изобразил смерть. Раннее увлечение мистицизмом не могло пройти даром. Поэт был очень нервным и впечатлительным человеком, находящем во всем тайные (чаще дурные) предзнаменования. Попытка самоубийства, кровавые события 1905 г. сильно повлияли на Блока. Он вполне мог бояться близкой смерти. Характерно, что в произведении незнакомка предстает перед лирическим героем сидящей на могиле, причем на ее голос «колокола откликнулись».

Самый главный вопрос Блок оставляет на финал. На протяжении всего произведения он обращался к неизвестной с положительными интонациями: «легкою стопою», «подобна… сну», «милый голос». Создается ощущение, что лирический герой жаждет наконец-то встретиться с ней («и плакал я, и робко ждал»). Но, предчувствуя неизбежную встречу, он говорит: «знаю горестно». Довольно-таки странной кажется горечь от столь ожидаемого события. Скорее всего, поэт действительно имеет в виду свою предполагаемую смерть, которая хоть и страшна для каждого человека, но избавляет от всех земных страданий.

Анализ стихотворения «Незнакомка» Александра Блока

Чтобы понять смысл стихотворения «Незнакомка», надо знать историю его создания. Блок написал его в 1906 г. в тяжелый период, когда от него ушла жена. Поэт был просто раздавлен отчаянием и проводил целые дни в беспробудном пьянстве в грязных дешевых заведениях. Жизнь Блока катилась под откос. Он это прекрасно осознавал, но не мог ничего исправить. Измена жены поставила крест на всех надеждах и устремлениях поэта. Он утратил цель и смысл своего существования.

Стихотворение начинается с описания обстановки, в которой сейчас находится лирический герой. Он уже давно привык к мрачной атмосфере грязных ресторанов. Автора окружают постоянно пьяные люди. Вокруг ничего не меняется, сводит с ума своим однообразием и бессмысленностью. Даже источник поэтического вдохновения, луна, — всего лишь «ко всему приученный… диск».

В этой обстановке к лирическому герою приходит надежда на избавление в образе таинственной незнакомки. Из стихотворения непонятно, реальна ли эта женщина, или только плод воображения, искаженного непрерывным употреблением вина. Незнакомка в одно и то же время проходит между пьяными рядами и занимает свое место у окна. Она представляет собой существо из другого, чистого и светлого мира. Глядя на ее величавый облик, ощущая запах духов, автор понимает всю мерзость своего положения. В мечтах он уносится из этого душного зала, начинает совершенно новую жизнь.

Финал стихотворения неоднозначен. Вывод, к которому приходит автор («Истина в вине!»), может трактоваться двояко. С одной стороны, Блок не уподобился окружающим его пьяницам, окончательно утратившим надежду на будущее. Он осознал, что продолжает хранить душевное «сокровище», которым вправе распорядиться. С другой стороны, видение незнакомки и пробуждение веры в лучшее может быть просто пьяным бредом, за которым последует тяжелое похмелье.


Стихотворение написано образным языком. Эпитеты отражают душевную опустошенность автора («тлетворный», «бессмысленно», «сонные»). Мрачность обстановки усилена метафорами («влагой терпкой и таинственной», «с глазами кроликов») и олицетворениями («правит… тлетворный дух»).

Резкий контраст грязному ресторану представляет описание незнакомки. Автор выделяет только отдельные детали, имеющие для него символическое значение («упругие шелка», «узкая рука»). Мимолетность образа подчеркивает нереальность происходящего. В сознании автора стирается грань между мечтой и действительностью.

Стихотворение «Незнакомка» занимает особое место в творчестве Блока. В нем отражены искренние ощущения и размышления автора в период острого душевного и жизненного кризиса. Сделана попытка найти выход из этой губительной ситуации.

Анализ стихотворения «Предчувствую Тебя» Блока

В раннем возрасте А. Блок находился под значительным влиянием философских идей В. Соловьева. Философ повлиял и на творчество молодого поэта. Одна из центральных идей Соловьева, которой придерживался Блок, — победа Вечной Женственности. Юноша стремился отыскать свой женский идеал, которому был готов поклоняться на протяжении всей жизни. Идеалистические представления о любви нашли свое воплощение в Л. Менделеевой. Блок был знаком с дочкой знаменитого химика еще с детства, но сознательные отношения между ними начались в 1898 г. Со стороны девушки это была просто игра, поэт же влюбился не на шутку. Он наконец-то нашел ту единственную, к которой бессознательно стремилась его душа. В 1901 г. он написал стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», которое во многом стало пророческим.

Эпиграфом к стихотворению стали слова «учителя» Блока – В. Соловьева. Они означают, что пришедшая к поэту любовь разбудила его, освободила от оков будничной жизни.

В 1901 г. Блок был поглощен охватившем его чувством. Он, не переставая, писал стихи, посвященные исключительно Менделеевой. Сразу стоит отметить, что любовь юноши была слишком уж идеалистической. Он не допускал даже мысли о плотских отношениях. Возлюбленную он ставил на недосягаемый пьедестал, относился к ней, как к богине, но даже не собирался признаваться в своей любви. Девушке это казалось странным и непонятным.

Блок уже давно близко общался с Менделеевой, вместе они совершали длительные прогулки. Но в стихотворении он еще только «предчувствует» ее. Поэт имеет в виду не живую девушку, а свой идеальный образ. Вечная Женственность должна воплотиться в Менделеевой. Блок так и не уверен до конца, произойдет ли это в реальности. Его охватывает страх: «изменишь облик Ты». Речь идет не о том, что девушка откажет юноше в любви. Поэт боится разочароваться в собственных идеалистических мечтах. Он считает, что это приведет его к «горестному и низкому» падению.

Все приметы («ясен горизонт», «лучезарность близко») указывают на счастливый исход ожидания. Но Блока так и не оставляют сомнения. Стихотворение, начинаясь предчувствием, заканчивается неуверенностью: «изменишь облик Ты».

В реальной жизни сомнения поэта полностью оправдались. Он фактически вынудил Менделееву выйти за него замуж. Придя от этого в восторг, он заявил жене, что считает физическую близость низким и недостойным занятием. Менделеева была поражена таким заявлением. Она не желала жить в иллюзорном мире и тем самым не оправдала идеальных ожиданий Блока. Вечная Женственность изменила свой облик. Впоследствии она ушла от поэта к другому, что стало причиной его «горестного и низкого» падения. Блок все же продолжал считать Менделееву образцом добродетели, и их странные отношения продолжались до самой его смерти.

Биография

Родилась в семье русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева и Анны Ивановны Менделеевой (урождённой Поповой).

После окончания Бестужевских курсов брала уроки актёрского мастерства у актрисы Александринского театра А. М. Читау.

Недолго служила в театре В. Ф. Комиссаржевской, затем в театре Л. Б. Яворской и в провинциальных театрах. Выступала под сценическим псевдонимом Басаргина.

Любовь Дмитриевна известна как «Прекрасная Дама» Александра Блока. Также в неё много лет был влюблён поэт Андрей Белый. Любовный треугольник Блок — Менделеева — Белый тесно связан с пьесой Блока «Роза и Крест». В 1903 году она вышла замуж за Блока, свадьба состоялась в имении её отца Боблово.

В Первую мировую войну была сестрой милосердия.

В 1920—1921 годах неоднократно выступала с чтением поэмы Блока «Двенадцать» в Театре народной комедии С. Э. Радлова перед рабочими и красноармейцами.

Позже занималась изучением балетного искусства, автор многих статей на балетную тему.

Написала книгу «Классический танец: История и современность», которая считается фундаментальной в области советского балетоведения, а также воспоминаний «И быль, и небылицы о Блоке и о себе».

Скончалась в Ленинграде в 1939 году. Похоронена на Волковском лютеранском кладбище, в 1944 году прах перенесён на Литераторские мостки.

Сочинения

Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме»? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.

Стихи о Прекрасной Даме история создания

Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой — слуга, порою — милый; и вечно — раб»,- как пишет в стихах поэт.


Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую.

Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге. Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?

Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.

Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме

Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.

Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А

4 (80%) 1 vote

Анализ стихотворения «Сытые» Александра Блока

1905 г. стал годом великого перелома в сознании многих людей. Революционные события нарушили привычный уклад жизни, с беспощадной силой напомнили о том, что в российском обществе назрели серьезные проблемы. Особое влияние оказал 1905 г. на А. Блока

Поэт начинает отходить от «чистого» символизма, обращая свое внимание на социальные проблемы. В это время он пишет стихотворение «Сытые», прозвучавшее как панихида по старому обществу

В самом названии произведения заложено огромное презрение к представителям высшего общества. «Сытость» — отличительный признак тех, кто не обращает внимания на бедственное положение большей части населения России. С самого начала Блок описывает господствующий класс, бесцельно проводящий жизнь в обильных приемах пищи. Им незнакомо чувство настоящего голода. Перечисление в одном ряду «рюмок, дам, старух» указывает на то, что в этих людях уже не осталось ничего человеческого. Роскошные обеды стали целью и смыслом их жизни. Блок прибегает к излюбленному приему в образе внезапно погасшего света, который символизирует революционные выступления. Незначительное с точки зрения обычного человека событие становится настоящей трагедией. Характерно, что исправить ситуацию «сытые» пытаются с помощью полумер — зажжением свечей. Старое общество до конца цепляется за свое благополучие, пытаясь что-то исправить («с трудом шевелятся мозги»). «Сытые» даже не понимают, что уже обречены («опрокинуто корыто»). Прямое сравнение высшего общества со свиньями («прогнивший хлев») — суровый приговор автора.

Блок не требует мести и вообще каких-либо насильственных действий. Поэт считает, что старому обществу надо просто дать спокойно умереть. Проникающий в «неосвещенный дом» «красный смех» — лучшее наказание для тех, кто всю жизнь закрывал глаза на суровую действительность. В финале звучит надежда на то, что новое общество никогда не повторит прошлых ошибок. «Чистые дети» построят свою жизнь на совершенно других основаниях. Блок резко противопоставляет представителей разных социальных слоев, считая, что такое же противопоставление лежит в основе отношений старого и нового миров. Он идеализирует революционные силы, будучи уверен в том, что в них нет ничего отрицательного.

Благородный душевный порыв поэта вполне понятен. К сожалению, в реальности все произошло иначе. После Октябрьской революции месть была страшна. К тому же через какое-то время появилось уже новое поколение «сытых».


С этим читают