Евгений евтушенко

Анализ стихотворения «Со мною вот что происходит» Евтушенко

Стихотворение Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит…» написано в 1957 году и посвящено поэтессе Белле Ахмадулиной. Произведение относится к числу лучших произведений русской и советской поэзии. Именно с него началось восхождение Евтушенко как поэта.


В стихотворении раскрывается тема душевного одиночества, обусловленного внутренним беспокойством. Лирический герой страдает из-за «разобщённости близких душ». Речь идёт и о дружбе, и о любви: «ко мне мой старый друг не ходит», «совсем не та ко мне приходит». Вместо близких по духу людей рядом оказываются люди случайные, «не те». Герой не ищет виноватых, но он не может понять причины происходящего, от этого его переживания и боль ещё острее: «наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним», «та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть». Страдания героя достигают кульминации в словах:

Расположение стихов лесенкой помогает лучше передать терзания героя, его нервное напряжение.

Герой, понимая и свою вину, мучается осознанием того, что не в силах разорвать порочный круг. В отчаянии он вопиет:

Накал чувств героя автор подчёркивает своеобразной структурой текста (лестничным построением), обилием восклицательных и вопросительных предложений во второй части произведения.

Стихотворение построено на рефлексии. Читая рифмованные строки, мы всё глубже и глубже проникаем в самые потаённые уголки души главного героя. Лейтмотивом звучат слова: «Со мною вот что происходит». Обнажённость чувств, характерная для этого произведения, объясняется необходимостью высказать то, что наболело, что тревожит и мешает спокойно жить.

Стихотворение «Со мною вот что происходит…» очень поэтично. Певучесть достигается за счёт анафорического написания союза и, дважды употреблённого междометия О в начале восклицательных предложений, передающих эмоциональность героя. Каждое последующее предложение в тексте как бы нанизывается на предыдущее, составляя неразрывную цепочку, — поток непрерывных мыслей и нескончаемых размышлений.

Произведение Евтушенко по праву можно назвать шедевром. Неслучайно стихотворение больше известно как песня. Эта песня, музыку к которой написал М. Таривердиев, звучит в известном фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром», вышедшего на экраны в 1975 году. Интересен тот факт, что в песне строчка «Куда от этого я денусь?!» заменена словами «Во мне уже осатанённость», ещё сильнее передающими душевную неустроенность героя.

Анализ стихотворения «Идут белые снеги» Евтушенко

Евгений Евтушенко написал яркое и самобытное стихотворение «Идут белые снеги». Снег изображается параллельно с жизнью людей, обозначая важные проблемы. Оно наполнено правдой и совестью всей России.

Повествование ведётся от первого лица. Главная мысль чувствуется с самого начала произведения. Она несёт философский смысл. Чтобы прочувствовать всю глубину, нужно вдумчиво читать каждую строчку стихотворения.

Лирический герой, ещё молодой парень, очень восхищён красотой зимы и тихим снегопадом. Он рассуждает о вечной теме, о жизни и смерти. Мужчине хочется жить и жить на этом свете, но приходит понимание, что невозможно делать это вечно и герой не ждёт бессмертие, надеясь на чудо. Когда-нибудь и он уйдёт из этого мира, поэтому его волнует мысль о том, что значимого он может оставить после себя. И речь не идёт о каком-то творческом наследии, потому что поэта тогда многие критиковали. Поэтому в этом стихотворении он отмечает своё особое достояние, которое заключалось в преданной и искренней любви к России, к ее разливающимся рекам, деревянным избушкам, старикам, лесам и полям. Герой подчеркивает, что хоть он и прожил несладко, но делал это ради России. Возлагает большую надежду, что жизнь не прошла зря, а творчество помогло в процветании и становлении родной страны.

Также из всех значимых поэтов он выделяет талантливого Пушкина. Он хочет выполнить хотя бы маленький вклад и чтобы Россия существовала всегда. Ему не страшно, если страна его забудет. Потом описывается, как идут белые снеги. Они шли до него, также пойдут и после главного героя. Главное — снег будет падать нескончаемо и во все времена. Снега заметают следы людей и лирический персонаж понимает неспособность жить вечно, но его успокаивает мысль: если будет Россия, значит, буду и я. Так читатель поймёт, что душа обретёт бессмертие лишь тогда, когда при жизни выразит уважение и любовь к своей дорогой Родине. В понятии писателя Родина является вечной и непоколебимой. Люди умирают, но великая держава остаётся, являясь символом власти и могущества народа. Образ снега введен для обозначения ускользания и растворения человеческой жизни.

Стихотворение «Идут белые снеги» приходится на период критики творчества Евгения Александровича

Но в дальнейшем оно обратило на себя внимание и показало, как поэт рассуждает о вечных вопросах и показывает искреннюю любовь к России

Анализ стихотворения «Цветы лучше пуль» Евтушенко

Стихи «Цветы лучше пуль» Евгения Александровича Евтушенко посвящены трагедии в Кентском университете.


Стихотворение создано в начале 1970-х годов. Автору его в эту пору около 40 лет, он один из самых популярных поэтов того времени, сборники его выходят регулярно и пользуются неизменным успехом. Он участник поэтических эстрадных вечеров, собиравших в те годы огромную аудиторию. В жанровом отношении – воззвание, клич, обвинительный акт. Рифмовка перекрестная, 9 строф. Графически текст расположен так, чтобы соответствовать и возмущению поэта, и сбивчивому ритму стиха. В центре внимания автора – события в американском университете, произошедшие весной 1970 года. Тогда погибли четыре человека, среди них студентка Э. Краузе. Сначала ничего не предвещало беды. Студенты собрались на антивоенный митинг против вторжения американских войск в Камбоджу. Однако власти, испугавшись нарастания протестного движения, приказали открыть по собравшимся огонь. Собственно, это событие впоследствии вызвало обратную реакцию: студенческие демонстрации стали еще более массовыми. Имя Э. Краузе стало синонимом этой трагедии: незадолго до гибели девушка вложила цветок в дуло наведенного на нее оружия. Поэт начинает с гневного обличения и горького сарказма. Он сразу называет героиню своего стихотворения по имени. «Пули – леди ревнивые»: сравнение с издевкой. Риторический вопрос о «доброте» уже взятого наизготовку оружия. В конце строфы подчеркивает он и возраст героини: девятнадцатилетняя. Метафора: за то, что любила цветы. Цветы в данном контексте – символ мира. Почти со слезами поэт описывает беззащитность девушки и ее ставшую знаменитой фразу. «Держимордово дуло» (Держиморда – герой «Ревизора» Н. Гоголя): олицетворение произвола властей. США он называет «государством, где правда карается». «Все яблони мира»: собственно, события произошли в мае, когда цветут деревья. Жестко прошелся в своем почти памфлете Е. Евтушенко и по американскому президенту. Он подчеркивает бессердечие фразы президента о студентах, участвовавших в митингах, собственной трактовкой: каждый мертвый – бездельник. Следующие строфы – обращения к молодежи всей Земли. Он зовет их на восстание против «общего врага», более того, сами цветы сзывает на войну. Эти строфы переполнены яростной звукописью (впейся, репей). «Защитите прекрасное!» — главный лозунг поэта-пацифиста. Град восклицаний, новаторских метафор, и даже призыв к погибшей столь несправедливо, нелепо, рано – восстать и присоединиться к протесту, который все сметет на своем пути. Сама как цветок, колючий бессмертник, она возглавит колонну цветов и молодежи в походе против «злого врага».

«Цветы лучше пуль» Е. Евтушенко – произведение с антивоенным пафосом.

Произведения

Произведения, не вошедшие в сборники (45)

(18)

(31)

(60)

(41)

(49)

(32)

(15)

(21)

(23)


(184)

(17)

  • Вчера узнал, кто спит с женой — иронические стихи, 30.01.2014 12:11
  • Мы снова в колее чужой — гражданская лирика, 01.02.2014 01:23
  • Темно-карие глаза — любовная лирика, 12.06.2013 09:15
  • Сизиф был счастлив — философская лирика, 06.02.2014 13:40
  • Она собирала мгновения — любовная лирика, 21.02.2014 23:08
  • Поэт он выше мелочей — гражданская лирика, 01.02.2014 01:01
  • Вопрос — иронические стихи, 19.05.2013 01:06
  • Жизнь, а что это такое? — философская лирика, 07.03.2013 00:20
  • Ворвется боль — философская лирика, 26.02.2013 12:32
  • Свои подонки, дорвавшиеся до власти — философская лирика, 19.05.2013 01:15
  • Если биться о стену лбом.. — философская лирика, 23.05.2013 11:06
  • Обратной дороги нет — философская лирика, 20.08.2013 22:39
  • Коротко — афоризмы, 15.09.2013 17:56
  • *** — философская лирика, 03.11.2013 23:16
  • Треть нашей жизни… — философская лирика, 24.11.2013 22:11
  • В век мобильников и планшетов — философская лирика, 29.01.2014 00:28
  • Я вернуться хочу в страну — гражданская лирика, 28.01.2014 00:00
  • В семь утра я встаю — философская лирика, 18.03.2013 16:24
  • Жить лучше мы не стали — философская лирика, 02.02.2014 00:49
  • Земля качнется и рванется — философская лирика, 01.12.2013 02:21
  • Листья пляшут — любовная лирика, 06.04.2013 23:23
  • Когда любовь в душе перегорела — любовная лирика, 12.09.2013 21:39
  • Упрекают женщины нас часто — иронические стихи, 19.05.2013 01:04
  • Мне б за строчку уцепиться — философская лирика, 21.05.2013 15:14
  • Городская женщина — городская лирика, 19.05.2013 23:39
  • Жизнь моя погрязла в быте — любовная лирика, 24.05.2013 08:59
  • Местный бомж — гражданская лирика, 06.05.2013 12:23
  • Вы сегодня, как мой босс ироничное — иронические стихи, 27.06.2013 00:05
  • По понятиям — иронические стихи, 17.09.2013 21:21
  • БОЙ ВО СНЕ — философская лирика, 23.09.2013 09:41
  • В почтовом ящике газета — гражданская лирика, 25.09.2013 00:09
  • В мире технического прогресса — философская лирика, 16.10.2013 20:14
  • Все же люди сволочное племя — гражданская лирика, 02.12.2013 01:04
  • Пьянчуги выпали в осадок — гражданская лирика, 12.12.2013 14:08
  • На воде живу и хлебе — без рубрики, 29.12.2013 17:38
  • Песенка корсара — без рубрики, 09.04.2013 11:25
  • Обвинять людей всех грех — философская лирика, 21.02.2013 13:50
  • Одиноко, тоскливо и холодно — любовная лирика, 20.02.2013 01:14
  • О любви — любовная лирика, 14.02.2013 01:37
  • Твои глаза пугающе строги — любовная лирика, 02.02.2013 13:16
  • Люди верят, счастье будет — философская лирика, 20.12.2011 14:30
  • Мы проживаем на задворках — философская лирика, 24.01.2013 02:40
  • Идей многочисленных ворох — философская лирика, 17.01.2013 10:40
  • Откровений, прозрений, мнений — философская лирика, 15.01.2013 13:17
  • События прошедших дней сотрутся в памяти — философская лирика, 14.01.2013 13:16
  • Где-то время, время наше — без рубрики, 13.01.2013 12:24
  • На второй я парте сзади — любовная лирика, 30.12.2012 20:16
  • Почему страдают души — философская лирика, 23.02.2013 14:23
  • Жизнь не кончается… — философская лирика, 28.12.2012 12:44
  • В любви мы можем обмануться — философская лирика, 09.04.2012 12:29

продолжение: 1-50   

(43)

(13)

Ссылки на другие ресурсы:

  • Евтушенко Александр Свет в окне: Стихи. – Николаев: Изд-во ЧГУ им. Петра Могилы, 2010. – 188 с.
  • Евтушенко Александр Я вернусь…: Стихи. — Николаев: Изд-во ЧГУ им. Петра Могилы, 2009. — 164 с.
  • Евтушенко Александр Город просыпается: Стихи. – Николаев: Изд-во НГГУ им. Петра Могилы, 2007. – 144 с
  • Евтушенко Александр. Мои пять копеек (сборник коротких стихов)Николаев : Изд-во ЧНУ им. Петра Могилы, 2016. — 148 с.
  • Персональная страница Александра Евтушенко

Анализ стихотворения «Людей неинтересных в мире нет» Евтушенко

Лирика Е. Евтушенко невероятно многообразна и посвящена самым различным темам. Большое место в ней занимают философские размышления. Одним из таких стихотворений является «Людей неинтересных в мире нет…» (1961 г.), посвященное известному журналисту С. Н. Преображенскому. В этом произведении Евтушенко размышляет над смыслом человеческой жизни и ее значимостью.

В советское время провозглашался приоритет общества над личностью. Отдельный человек заслуживал внимания, только если он действовал на благо всего общества или совершал общественно значимый поступок. Евтушенко выступает против такого одностороннего взгляда.

«Людей неинтересных в мире нет…» — так начинается размышление поэта. Судьбу каждого человека он сравнивает с судьбой планеты. Этим он подчеркивает ее масштабность и уникальность. Даже тот, кто прожил незаметно всю жизнь, ничем не выделяясь и не совершив ничего великого, заслуживает внимания именно за свою незаметность. Даже неинтересные люди разительно отличаются друг от друга.

Человек со своим чувствами и переживаниями представляет собой отдельный неповторимый мир, живущий по своим законам. Этот мир наполнен событиями, радостями и огорчениями, поражениями и победами. В нем есть свои торжественные и траурные даты. В отличие от общечеловеческого мира все эти события неизвестны окружающим. Поэтому смерть любого, даже самого незначительного человека, — огромная трагедия. Умирает не только он один, умирает целый мир.

Евтушенко не отрицает вклада известных людей. Даже в общепринятом смысле человек обязан оставить после себя дерево, дом и сына. Люди работают и наполняют мир продуктами своей деятельности. Замыслы человека обретают физическое воплощение. Но что может сказать о человеке построенный им мост или собранный автомобиль? Даже выдающиеся произведения искусства смогут под определенным углом осветить лишь одну из сторон многогранной человеческой личности. Большая и самая ценная часть внутреннего мира человека умирает вместе с ним.

Евтушенко переходит к философскому вопросу о познаваемости человека. О каждом складывается определенное мнение, которому очень далеко до истины. «Грешный и земной» человек остается в памяти по своим делам и поступкам. Но никто не знает, насколько они соответствовали его внутреннему миру. Поэт утверждает, что никто по-настоящему не понимает даже самых близких людей, даже «отца родного своего».

Евтушенко приводит в отчаяние мысль, что человечество открывает для себя космос, но спокойно воспринимает гибель целых неизведанных миров на своей планете. Их уже никогда не вернуть. У поэта только один выход: «от этой невозвратности кричать».

Анализ стихотворения «Одиночество» Евтушенко

В «Одиночестве» Евгений Александрович Евтушенко пытается разгадать женскую натуру, извлечь уроки, обращается к прошлому.

Стихотворение датируется 1959 годом. Поэту в эту пору исполнилось 27 лет, за свою дебютную книгу он был принят и в Литературный институт, и в Союз писателей. С успехом также проходили литературные вечера молодых поэтов, где, в том числе, выступала и его жена Б. Ахмадулина. В жанровом отношении – любовная лирика, размышления о природе одиночества и извилистых жизненных путях. Как бы невзначай поэт приоткрывает свою романтическую историю. В ней было много встреч, и много расставаний. Между тем, у стихотворения явно есть конкретный адресат. Та самая Б. Ахмадулина, отношения с которой к тому времени были практически разрушены. Начинается стихотворение почти философски. Оказывается, герой чувствует себя неприкаянным, если рядом нет «друга, подруги, жены». Все удовольствия теряют вкус, он чувствует себя чужим на празднике жизни. Далее поэт переходит на местоимение «мы», чтобы подчеркнуть всеобщность проблемы. Откровенно перечисляет три вида компаний, в которых ему доводилось побывать. С первыми нужно постоянно пить, со вторыми хвастаться покупками и новыми пассиями, с третьими гораздо лучше, однако после «идейных споров» они опять-таки пьют и хвастаются. Затягивающая суета, на которую герой явно не настроен размениваться. С трудом добытая свобода парадоксально не нужна. Он даже саркастически сравнивает ее с «верной, но нелюбимой женой». Дальше он забрасывает язвительными вопросами свою любимую. Видно, что их пути разошлись, отчета друг другу не дают. «Избавилась от суеты?»: то есть, в компаниях или, как он, мается постылой свободой. Есть и беглый, но вполне узнаваемый портрет этой женщины: глаза раскосые, плечи роскошные (Б. Ахмадулина). Реалии современного города: в такси куда-то мчу. Освободившись от всего, он — пленник героини. Новую жизнь с другими ему не удается построить. «Тебе принадлежу». Он даже называет адреса («на улице Сенной»), куда ходил за счастьем. Там чуткая женщина мгновенно распознала, что сердцем он с не с ней. Крымская девочка с «глазами-льдинками», несмотря на наивность, также кричала: ты не мой! В финале герой прощается с любимой, монолог завершается выстраданной благодарностью женщинам, с капелькой иронии. О чем свидетельствуют, например, эпитеты «прекрасным и неверным». Герой как будто проклят. Ни с кем не может он забыться, как и укрыться от женской проницательности. Впрочем, страдания эти он зовет «блаженными», а одиночество – возможностью разобраться в себе. Лексика разговорная, сложный синтаксис. Сравнения: как больная, как девочка. Инверсия: шла гроза, повесил я. Оксюморон: стон глухонемой. Нарочитые уменьшительные суффиксы: тускленькими, туфельками. Метафора: не тает вечно снег.

Стихотворение «Одиночество» Е. Евтушенко – образец ранней любовной лирики поэта, воображаемый диалог с женщинами, встреченными на пути.

Анализ стихотворения «Всегда найдется женская рука» Евтушенко


Произведение «Всегда найдется женская рука» Евгения Александровича Евтушенко – ода женщине и ее мудрости.

Стихотворение датируется 1961 годом. В этот период поэту исполнилось 29 лет, он автор нескольких сборников стихов, давно принят в члены Союза писателей, уже оправился после мучительного развода с Б. Ахмадулиной и вступил в брак с Г. Сокол-Лукониной. Еще недавно, кстати, она была женой его друга. В жанровом отношении – элегия, рифмовка смежная, 10 строф. Лирический герой – сам автор. В первом же четверостишии он признается, что «женская рука» способна исцелить любые душевные раны. Женщина, по уверению поэта, мгновенно откликается сочувствием. Уменьшительный суффикс «немножечко» подчеркивает, что и этого достаточно исстрадавшемуся сердцу героя. «Беспутной головой»: возможно, после кутежа. И тут появляется молчаливая, все понимающая «она», чтобы стеречь всю ночь его неровное дыханье. В третьем четверостишии воспевается чуткость. Действительно, не каждый способен различить за показным весельем «страдание твое». Впрочем, здесь еще образы разных женщин, встречаемых героем на жизненном пути. А вот в следующей строфе поэт славит уже женское самопожертвование. «Неведомо за что»: всепрощение – то, о чем молит герой, однако, как сильно обличает совесть каждый раз, когда приходится обманывать эти кроткие глаза. Собственно, с каждым четверостишием все явственнее проступает образ Женщины, именно с большой буквы. Той самой, одной единственной, что всегда рядом, которая вдохновляет, оберегает, верит в силы и талант своего избранника, готова вместе с ним противостоять всему миру. Впрочем, трактовка стихотворения позволяет различить в некоторых строфах и образ матери. Действительно, поэт всегда тепло отзывался о своей матери Зинаиде Ермолаевне, прожившей долгую жизнь. Однако в этих строчках рисуется и образ той самой идеальной возлюбленной (а может, утраченной возлюбленной – как знать, не Б. Ахмадулиной ли?). «Предатель!» — в этом хлестком рефрене самобичевание героя, признание в своей слабости. «Простит, хотя обида тяжка»: вот потому и появляется на свет эта ода самоотверженности женщин. «Чего прощать нельзя»: по собственному кодексу чести, принципов. Множество перечислительных градаций (например, в предпоследней строфе), эпитеты (усталое, измученного, мятежный), олицетворение (дождь бьет), сравнение (как брата), лексические повторы, восклицания и многоточия.

Стихи «Всегда найдется женская рука» Е. Евтушенко созданы поэтом в кризисный период его личной жизни.

Анализ стихотворения «Дай бог!» Евтушенко

Стихотворение «Дай бог» написал один из самых неординарных поэтов нашего времени – Евгений Евтушенко. Из всего многообразия поэтов, он выделялся среди всех, благодаря своему бунтарскому духу и особенным взглядом на жизнь. Такую популярность это произведение приобрело после того, как его исполнил Александр Малинин. Строки этого стихотворения-молитвы были понятны и просты для всех людей.

В начале 90-х годов, в то время, когда Советский союз уже начал распадаться, Евтушенко написал свое произведение, после чего оно стало гимном для нескольких поколений жителей страны.

В самом стихотворении автор обращается к Богу с самыми простыми желаниями, которые могут показаться даже немного наивными, но при этом, они звучат очень искренне. Автор просит о том, чтобы в мире воцарилась гармония и все люди смогли сохранить в себе достоинство и честь, в такой сложный для страны период.

С самого начала Евтушенко просит всего самого лучшего даже для тех людей, которые живут в мире собственных иллюзий и верят в то, что этот вымышленный мир идеален и в нем нет изъянов.

Вместе с этим, поэт хочет и сам быть Богом, ведь он уверен и точно знает, что необходимо сделать для распадающейся на части страны. Но так же, он знает, что на каждого Бога есть свой крест, на котором он будет распят. И, в любом случае, за такой подарок придется платить.

Но всемогущества автор не желает, говоря: «Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно».

Поэту хотелось бы стать богатым, но не хотелось «ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой».

При соединении всех просьб автора, можно предположить, каким является образ героя, на которого он хотел быть похожим. Этот человек обязан быть мужественным, чтобы суметь удержать порядок в стране, которая уже разделена на определенные классы. В то же время, поэт не хочет принимать участие в политической жизни, но знает, что ему придется обозначить свою позицию. Евтушенко не боится этого, но ему страшно из-за того, что его родная страна может отвернуться от него, поэтому в стихотворении есть такая фраза: «Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем».

Евтушенко совершенно уверен, что сможет быть патриотом своей родины, но при этом, у него есть сомнения, что страна это оценит по достоинству и не предаст тех, кто является ее частью.

Автор хочет, чтобы каждый человек смог получить то, что нужно и необходимо для спокойной и счастливой жизни, но просит: «дай бог всего, но лишь того, за что потом не будет стыдно».


С этим читают