Игорь северянин: стихи — страница 15

Источники[править]

  1. ↑ «Литературные манифесты от символизма до наших дней». — М.: Издательский дом «Согласие», 1912 г.
  2. «От символизма до «Октября», сборник (составители Н. Л. Бродский, Н. П. Сидоров). ― М.: «Новая Москва», 1924 г.
  3. Ходасевич В.Ф. «Колеблемый треножник: Избранное» / Под общей редакцией Н.А.Богомолова. Сост. и подгот. текста В.Г. Перельмутера./ Москва, «Советский писатель», 1990 г.
  4. Б.К.Лившиц. «Полутороглазый стрелец». — Л.: Советский писатель, 1989 г.
  5. Саша Чёрный. Собрание сочинений в пяти томах. Москва, «Эллис-Лак», 2007 г.
  6. И. Сельвинский. «Из пепла, из поэм, из сновидений». Сборник стихотворений М.: Время, 2004 г.
  7. Кропивницкий Е.Л. Избранное. — Москва: «Культурный слой», 2004 г.

Неприязнь атрибутов буржуа

Маяковский, как истинный поэт революции, испытывал стойкую неприязнь к буржуазному обществу, казино же является одним из его атрибутов. На него и вывернуто ведро красок футуризма. Автор специально прячет смысл за яркими красками, чтобы не сорваться на грубость и дать понять читателю, что также смысл напрочь отсутствует в существовании буржуя.


Богатая прослойка общества может за ночь промотать в казино деньги, которые помогли бы год безбедно жить рабочему, при этом завсегдатаю клуба не надо потом поливать каждую копейку. Это возмущает Маяковского, он вызывает образ жизни буржуя на дуэль и поливает его из ведра футуризма.

Посетители казино сами не знают, что они похожи на каторжников, которые связаны цепями, чтобы не убежали на свободу. Кандалы игрокам заменяет страсть к игре и эти «браслеты» не менее прочны, чем железные цепи.

Владимир Маяковский пытается показать игрока, как человека-раба, находящегося под властью зеленого сукна. Он зависим и слаб, он гнида на теле нового общества и его время уходит в небытие.

Из-за сложности стиля написания говорить о морали стихотворения «Ночь» не приходится, но и не советуем забрасывать стих на самую дальнюю полку памяти. Он слишком ярок для этого, а настоящий ценитель поэзии извлечёт из него понимание того, как происходило становление Маяковского поэта.

Главные черты футуризма

  1. Основной идеей футуристов было полное отделение от “классической” культуры. Им было свойственно пренебрежение по отношению к традиционным правилам и канонам в искусстве. Они высмеивали старую школу даже в стихах.
  2. Они стремились совершить революцию в творчестве, поэтому нередко воспевали политические перевороты и бунты. Отсюда вытекает картина современного мира, изображенного постоянно в движении, меняющимся изо дня в день.
  3. Само творчество представлено как изобретение, продукт человеческого труда. На первый план выходит эстетика большого города и технического прогресса в противоположность естественному, природному миру, который так любили идеализировать поэты старой школы.
  4. Авторы экспериментировали со словообразованием, создавали причудливые словосочетания, неологизмы, размеры. Их творчество радикально отличалось от всего того, что было сделано ранее.
  5. Для идейно-тематического содержания работ футуристов характерна неприязнь к капитализму и всему, что с ним связано: господствующему классу, общепринятым моральным нормам, конформистской позиции церкви и т.д.

«Ночь», анализ стихотворения Маяковского

Ночь – время тайн и страхов. В какой-то степени это отголосок верований древних людей, которые, провожая солнце за горизонт, не были уверены в том, что оно появится из-за горизонта вновь. Не случайно Федор Тютчев. поэт XIX века, сравнивал ночь с бездной, полной страхов, а день – с «золототканым покровом». Для поэтов-модернистов ХХ века ночь была очень притягательна. Например, в раннем творчестве Владимира Маяковского есть свое стихотворение «Ночь» (1912), об анализе которого и пойдет речь далее.

Произведение по праву можно считать футуристическим. его язык не всем понятен – это та самая «заумь», с которой начинали почти все футуристы.

Что такое ночь для романтика? Время свиданий, время любви. Но для Маяковского ночь – это, скорее, время человеческих страстей и не только любовных. Начинается стихотворение «Ночь», как многие другие его стихи, вполне эпатажно. Первое четверостишие содержит почти одни эпитеты. Только к чему они относятся, остается загадкой. Например, «багровый и белый отброшен и скомкан». О чем это? Можно предположить, что это день — контрастное с ночью время суток. Белый день и багровый закат вполне сочетаются друг с другом, а «отброшен и скомкан» день, разумеется, ночью, ведь небо темнеет неравномерно, что и вызывает подобную ассоциацию.

Однако следующая строка до сих пор рождает споры:

В зеленый бросали горстями дукаты …

Кто-то представляет небо, начинающее темнеть и как бы зеленеть, а дукаты должны напоминать о звездах, появлявшихся горстями. Но есть и те, кто проводит параллель с зеленым сукном игрового стола, куда богатые люди щедро бросали золотые монеты в надежде обогатиться не обременительным для себя способом. Этот образ игрового дома. казино дополняют и «горящие желтые карты». которые раздали «черным ладоням сбежавшихся окон» .

Так возникает атмосфера чего-то запретного, доступного не каждому. Ведь большинство официальных зданий уже закрыто, на них наброшены «синие тоги» — одежда священников, по крайней мере, именно в таком цветовом исполнении. Увеселительные заведения раскрывали свои двери для страждущих, а они, как можно догадаться, имели возможность отоспаться позже, когда другие уже оправлялись на службу. В свое время это была аристократия, которая еще со времен «Евгения Онегина» «полночь в утро обратя», могла позволить себе веселиться всю ночь, чтобы днем отдыхать.

Однако в начале ХХ века такую богемную жизнь вели и другие сословия: буржуа, промышленники, биржевые маклеры. Не случайно для всех этих героев автор выбирает интересный образ – «толпа – пестрошерстая быстрая кошка». Толпа, вливающаяся в двери очередного ресторана или казино, напоминает герою гибкую, изворотливую кошку, которая всегда падает на лапы.


Такой образ даже симпатичен: неологизм «пестрошерстая» создает в воображении читателя яркую картину. Хотя речь и идет о толпе, она не воспринимается враждебно, ведь «каждый хотел протащить хоть немножко громаду из смеха отлитого кома». Позже в стихотворении «Нате!» появится другой образ толпы — агрессивный, страшный, отвратительный: «стоглавая вошь». ощетинившая ножки. Толпа-вошь пугает, а толпа-кошка вызывает желание погладить. Толпа-вошь – огромное чудовище, а толпа-кошка как будто распадается на множество мягких и пушистых зверьков. Возможно, поэтому герой представил себе их «зовущие лапы» и «в глаза им улыбку притиснул». Но зрительный и телесный контакт прерван «ударами в жесть» хохочущих арапов.

Мозаика ночного города у Маяковского весьма причудлива. Казалось бы, откуда взяться арапам в ночном городе? Но ведь еще героиня пьесы А. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлёстова хвасталась своей арапкой-девкой. А это начало XIX века. В ХХ веке увидеть чернокожего человека на улице крупного города было делом обычным. Поэтому многие владельцы ресторанов или казино использовали их в качестве швейцаров у входа в свое заведение. Те привлекали публику не только своим необычным для европейца видом, но и соответствующим антуражем: красный костюм с золотыми позументами, шапочка с яркими перьями попугая, национальные инструменты.

Эта футуристическая картина ночного города позволяет в очередной раз посочувствовать герою ранней лирики Маяковского: он одинок и ощущает себя чужим на этом празднике жизни.

Произведения

  • сынишке беспокойному — без рубрики, 28.07.2007 02:12
  • жертва — без рубрики, 28.07.2007 02:00
  • курумбум — без рубрики, 28.07.2007 01:52
  • пока — без рубрики, 28.07.2007 01:44
  • Отрывок из моей духовной жизни — религиозная лирика, 27.07.2007 01:58
  • исписался — гражданская лирика, 24.07.2007 01:57
  • Все скоро будут так писать как Я — философская лирика, 11.12.2005 01:44
  • Добавить новое произведение, да делать нефиг — без рубрики, 11.12.2005 01:32
  • стихия музыки неведома сначала до конца — без рубрики, 10.12.2005 05:11
  • выдыхаю дым из носа — шуточные стихи, 10.12.2005 02:55
  • Пень я мой трухлявый весь пропитан лирой — без рубрики, 10.12.2005 02:55
  • Великий гимн сну и всему, что с ним связано — философская лирика, 09.12.2005 03:58
  • Поэзия и я, я и поэзия моя — любовная лирика, 09.12.2005 02:57
  • Бессмыслица — философская лирика, 09.12.2005 03:03
  • Красное, красное, красное, ещё краснее красного — экспериментальная поэзия, 09.12.2005 02:35
  • малчу малчу не мешайте тужиться щас полезет кое что вам кокраз н — гражданская лирика, 23.11.2005 17:53
  • Моя супруга это написала совместно со мной — без рубрики, 14.11.2005 00:36
  • Чуть не умер я сегодня…жду. — любовная лирика, 13.11.2005 18:22
  • ночная любовь или про тебя, или про меня, вообще про ночь и любо — любовная лирика, 13.11.2005 01:22
  • ЧерезпятыйнадесятыйяхвостатыйилюблювасОльгадевочкамоя — любовная лирика, 12.11.2005 23:47
  • продолжение пьяного дебоша на трезвую голову про любовь — настоя — любовная лирика, 12.11.2005 22:46
  • Я ль не люблю тебя, как ты меня не любишь??? Диалог с читателем. — любовная лирика, 12.11.2005 22:14
  • стыдно — любовная лирика, 12.11.2005 21:40
  • в единственном экземпляре написанный текст мною сегодня по состо — любовная лирика, 12.11.2005 21:28
  • ГИМН ПОТРЕБЛЕНЧИСКОМУ БУМУ — любовная лирика, 20.05.2005 22:41
  • ТЕМ КТО ПРОЧИТАЕТ ЭТОТ СТИХ — Я НЕ ЗАВИДУЮ — без рубрики, 15.05.2005 01:15
  • ГЕРБАРИЙ СЛОВ В МОЕЙ ТЕТРАДИ ИЗНЕМОГ БЕЗ ВАС ЧИТАТЕЛЬ — без рубрики, 15.05.2005 00:03
  • НЕ ХОЧУ ВРЙНЫ И СЕКСА (пессимистическое) ПРОСТИТЕ братья-сёстры — без рубрики, 14.05.2005 03:25
  • НЕпРИГЛЯДНАЯ КАРТИНА БУДУЩЕГО (роботы мои друзья) хит — без рубрики, 14.05.2005 02:37
  • И МЯГКИМ СТАНЕТ МИР, КАК ВАТА (мысли о смерти) — без рубрики, 14.05.2005 00:16
  • ВИЗГИ РАНЕНОЙ БЛОХИ — без рубрики, 14.05.2005 00:13
  • Я — ЛЕТЯЩИЙ КРЕМЛЬ (Надежда) — без рубрики, 14.05.2005 00:10
  • Про ЛЮБОВЬ — без рубрики, 14.05.2005 00:12
  • БЛЕФУЮ ПЕРЕД всеми — без рубрики, 13.05.2005 01:18
  • Колкая РОССИЯ — без рубрики, 12.05.2005 22:49
  • ПРЕДО МНОЮ НЕБО МГЛОЮ — без рубрики, 12.05.2005 22:16

Ночной футуризм

Незнакомому с футуризмом читателю покажется, что смысл в стихотворении не предусмотрен по умолчанию и это не стих, а перевёрнутые на холст вёдра разноцветных красок. Понятно только то, что Маяковский описывает ночь, но что он хочет сказать большой вопрос.

Не будем обвинять в анализе автора строк, ибо таков футуризм – в нём внешнее доминирует над внутренним, при этом даже увиденное можно трактовать по-разному. По одной из версий, стихотворение описывает ночное казино, на что есть определённые предпосылки.

В сонном городе именно казино не спит и тянет магнитом любителей острых ощущений. Подтверждает версию про игровой клуб строка:

Именно на зелёное сукно бросают деньги в казино, зеленея в ожидании выигрышной ставки. Отсыл к азартному заведению мы видим и дальше, где поэт показывает горящие жёлтым светом ночные окна:

Это ли не сравнение с раздачей карт в игровом клубе?

Футуризм в музыке

В музыке футуризм — это прежде всего шум.

Манифест «Искусство шумов» итальянского художника, композитора и поэта-футуриста Луиджи Руссоло (1885–1947) призывал посвящать свою музыку промышленности, машинам, пароходам, поездам.

Так создавались шумовые произведения — какофония звуков, которые обозначали стремительное движение мира вокруг.

Впечатление о футуристической музыке поможет создать видео с записью музыкального произведения Луиджи Руссоло.

Представители музыкального футуризма: Луиджи Руссоло, Артур Лурье (1892–1966), Иван Вышнеградский (1893–1979), Николай Кульбин (1868–1917) и др.


Узнайте также, что такое Импрессионизм.

Примеры из поэзии Маяковского

Небольшая пейзажная зарисовка, в которой примитивная констатация факта сменяется сложным религиозно-философским объяснением, это создано для нарушения баланса стихотворения, избавления от гармонии, чтобы читавшим было труднее воспринять написанное, — это один из способов выражения антиэстетизма. Кроме того, здесь очевиден издевательский тон автора, когда речь заходит о религиозных предрассудках, пытающихся объяснить природные явления. Иронично перечисляя их, поэт пропагандирует антиклерикальные настроения.

Здесь мы видим все отвращение, испытываемое поэтом к людям, он называет их попросту жиром, когда как себя он наоборот ставит выше остальных, представляясь носителем и владельцем слов и языка, да еще и тем, кто бесцеремонно швыряет их на ветер.

В данных строках происходит попытка донести до читавших одну из идей футуризма, про которую писалось выше, а именно приравнять искусство к продукту труда, а поэтов – к солдатам.

Ну и наконец, та самая игра со словами в попытках придать им абсолютно разные формы, не существующие в речи.

Русский футуризм в сравнении с итальянским

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством. С другой стороны, футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.

С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями; ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова).

Манифест русского футуризма

Составлен был в 1912, призывает забыть все, что было до этого, избавиться от классических произведений под авторством Пушкина, Толстого, Горького и так далее и провозгласить футуристов единственными представителями их времени. Манифест требует уничтожить существующий русский язык, образ мыслей, сложившиеся ценности, чтобы заменить их на новые. Отрицает наличие здравого смысла и фальшивой красоты, предпочитая им эксперименты. Просит  увеличить словарь с помощью произвольно составленных производных от уже имеющихся слов. Впоследствии текст манифеста увеличился, и в нем появились лозунги отделения искусства от государства, а также передача всех театров, музеев, художественных академий и так далее в руки самим деятелям искусства.

«Ассоциация эгофутуристов»

(И. Северянин, И. Игнатьев и другие). «Эгофутуризм» в переводе с латыни «Я – будущее»). Он просуществовал очень мало: с 1911 до начала 1914 г.

В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Севереняна.Совместно с К.Олимповым он в 1911 году в Петербурге создаёт кружок «Ego», с которого и начался эгофутуризм.

Сам И. Северянин так отмечал особенности своего направления:

  • Душа – единственная истина.
  • Самоутверждение личности
  • Поиски нового без отвергания старого.
  • Осмысленные неологизмы.
  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
  • Борьба со «стереотипами» и «заставками».
  • Разнообразие метров».

1912 год. В Петербурге была создана «Академия эгопоэзии», к И. Северянину присоединились Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров).

Позже присоединился И. Иванов, котрый создал «Интуитивную ассоциацию эгофутуристов», в неё воли П. Широков, В. Гнедов и Д. Крючков. Их программный манифест «Грамата» (именно такое написание слова) характеризовал эгофутуризм как «непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем посредством развития эгоизма».

Поэтика русского футуризма

Для футуристов практически не имело значения содержание их работ, все ставки были сделаны на форму повествования, и чем она необычнее, тем лучше. Все свои идеи они пытались донести до читателей посредством диалога, именно поэтому большинство футуристских стихотворений сделаны в виде разговора, или же обращения к кому-либо. Все они писались с целью шокировать, эпатировать слушателей, в декламационном стиле (выразительное чтение, удобный ритм) для большего удобства публичных выступлений. Лирический герой был практически не важен, ему не уделялось достаточно внимания, куда интереснее была стремительно меняющаяся реальность вокруг него.

Текст:

Вы ушли, как говорится, в мир иной. Пустота… Летите, в звезды врезываясь. Ни тебе аванса, ни пивной. Трезвость. Нет, Есенин, это не насмешка. В горле горе комом — не смешок. Вижу — взрезанной рукой помешкав, собственных костей качаете мешок. — Прекратите! Бросьте! Вы в своем уме ли? Дать, чтоб щеки заливал смертельный мел?! Вы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел. Почему? Зачем? Недоуменье смяло. Критики бормочут: — Этому вина то… да се… а главное, что смычки мало, в результате много пива и вина.- Дескать, заменить бы вам богему классом, класс влиял на вас, и было б не до драк. Ну, а класс-то жажду заливает квасом? Класс — он тоже выпить не дурак. Дескать, к вам приставить бы кого из напостов — стали б содержанием премного одарённей. Вы бы в день писали строк по сто, утомительно и длинно, как Доронин. А по-моему, осуществись такая бредь, на себя бы раньше наложили руки. Лучше уж от водки умереть, чем от скуки! Не откроют нам причин потери ни петля, ни ножик перочинный. Может, окажись чернила в «Англетере», вены резать не было б причины. Подражатели обрадовались: бис! Над собою чуть не взвод расправу учинил. Почему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил! Навсегда теперь язык в зубах затворится. Тяжело и неуместно разводить мистерии. У народа, у языкотворца, умер звонкий забулдыга подмастерье. И несут стихов заупокойный лом, с прошлых с похорон не переделавши почти. В холм тупые рифмы загонять колом — разве так поэта надо бы почтить? Вам и памятник еще не слит,- где он, бронзы звон, или гранита грань?- а к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь. Ваше имя в платочки рассоплено, ваше слово слюнявит Собинов и выводит под березкой дохлой — «Ни слова, о дру-уг мой, ни вздо-о-о-о-ха » Эх, поговорить бы иначе с этим самым с Леонидом Лоэнгринычем! Встать бы здесь гремящим скандалистом: — Не позволю мямлить стих и мять!- Оглушить бы их трехпалым свистом в бабушку и в бога душу мать! Чтобы разнеслась бездарнейшая погань, раздувая темь пиджачных парусов, чтобы врассыпную разбежался Коган, встреченных увеча пиками усов. Дрянь пока что мало поредела. Дела много — только поспевать. Надо жизнь сначала переделать, переделав — можно воспевать. Это время — трудновато для пера, но скажите вы, калеки и калекши, где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легше? Слово — полководец человечьей силы. Марш! Чтоб время сзади ядрами рвалось. К старым дням чтоб ветром относило только путаницу волос. Для веселия планета наша мало оборудована. Надо вырвать радость у грядущих дней. В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.

О футуризме в стихах[править]

Художник в парусиновых штанах,Однажды сев случайно на палитру,Вскочил и заметался впопыхах:«Где скипидар?! Давай, ― скорее вытру!» Но рассмотревши радужный каскад Он в трансе творческой интуитивной дрожи Из парусины вырезал квадрат И… учредил салон «Ослиной Кожи».

  — Саша Чёрный, «Рождение футуризма», 1912

Не смешно ли, сворой стадной Так назойливо, так жадно За штаны толпу хватать ― Чтоб схватить, как подаянье, От толпы пятак вниманья, На толпу же и плевать!

  — Саша Чёрный, «Эго-черви» (На могилу русского футуризма), 1914

В рядах футуристов пусто. Футуристов возраст — призыв. Изрубленные, как капуста, мы войн,революций призы.

  — Владимир Маяковский, «Той стороне», 1918

Друзья и враги, как говорят, объявили конкурс, Но все дуэлянты, будучи в эмиграции, Не могли получить даже куцой транзитной визы И вождь футуризма заживо бронзовел, Я был подавлен. Я был окончательно подавлен Всем виденным и слышанным.

  — Илья Сельвинский, «Я пришел в восхищенье и тем самым в полную ничтожность…» (из цикла «Записки поэта»), 1925

Возрожденье в стихах футуризма Полно комизма. Бекать, Мекать, Задавать шарады Иные рады… Откровенно говоря ― Это зря.

  — Евгений Кропивницкий, «Возрожденье в стихах футуризма…», 1965

2 вариант

В первой половине двадцатого века появилось современное направление, при котором прогрессисты отрицали предшествующие ценности, становились идеологами нового мира, а именно считали, что будущее страны именно должно зависеть от молодого поколения. Запоминающейся и влиятельной личностью являлся Владимир Маяковский, который присоединился к идеям футуризма в 1912 году и отличался от единомышленников  стремлением   искоренить изжившие уклады жизни прямо  сейчас, а не просто иметь  надежду.


Стихотворения поэта до 1917 года посвящены  обличению  распространённых человеческих  пороков ,неординарному отношению автора к искусству и религии, господствующему классу с консервативными взглядами на жизнь. Произведение «Нате» отражает идеи футуризма. Маяковский смело и дерзко раскрывает недостатки людей своего времени, а его лирический герой противостоит толпе, осуждает низкий культурный уровень граждан страны. У писателя возникает ненависть к обществу ,которая трансформируется в глубокое разочарование из-за того, что он выделялся от других людей  поэтическим слогом и неподдельной справедливостью. Владимир презирает толпу, так как они не способны оценить по достоинству творческого труда поэта, а лишь считают важным иметь материальную благополучность и их не волнует бедность и горе нищих. Благодаря неологизмам «стоглавая вошь», «поэтиного»  стихотворение обретает мощную силу слова и показывает трудную борьбу писателя за права простых людей.

Поэма «Облако в штанах» является бунтарским по содержанию и непохожим на другие стихотворения прошлых поколений, то есть новаторство поэта поражает отрицанием великих идеалов: Бога, любви, искусства. Каждая часть произведения имеет особую смысловую нагрузку, но центральной темой остаётся преданная любовь, при которой страстный монолог доказывает трагичность внутреннего состояния лирического героя , вызванного из-за неразделённых чувств. Начало стихотворения раскрывает умение героя сильно и искренно любить, но сопровождается с нарастающей неконтролируемой ревностью, мучающей болью и стрессовым положением: «…уже у нервов подкашиваются ноги…». Отказ  женщины  порождает его защищаться грубостью и дерзостью, что  говорит о исступленном  разочаровании  в подлинных чувствах ,в прекрасном смысле романтических отношений.

Творческим работам поэта В.Маяковского свойственна гиперболизация слов, внедрение собственных оригинальных неологизмов и использование умело экстравагантных метафор, цепляющих чрезмерностью, наличием большого количества сравнений удивляют читателей грубостью и прямотой футуриста. Писатель смог внести в литературную историю свой неординарный вклад, выделяясь от других поэтов широкой богатой душой, погасшей, как вспышка, быстро от сложной судьбы.

Кубофутуристы – «Гилея»

(В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых

и другие).

Их сборники: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна* (1913), «Взял» (1915).

Наиболее распространённая группа. В основу течения положены принципы кубизма в живописи: стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его затем в единое целое, изобразить  объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Призывали сбросить с «Парохода современности» всю классическую литературу от Пушкина до символистов и акмеистов.

По их мнению, «Новую Грядущую Красоту» может выразить толок раскрепощённое искусство, «Самоценное Слово».

Они почти полностью отрицали все законы и правила грамматики и поэтики.

СЛОВО против:

  • содержания,
  • языка (литературного),
  • ритма (музыкального, условного),
  • синтаксиса,
  • этимологии.

История

Возникновение

Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово «футуризм», предложив термин «эго-футуризм»; он выпустил в 1911 году сборник «Пролог. Эго-футуризм».

Но до этого уже были «будетляне», первый сборник которых «Садок судей 1» вышел в 1910 году, примерно тогда же, когда и манифест Маринетти. Летом 1910 года в Санкт-Петербурге, будетляне во главе с Давидом Бурлюком также стали называть себя группой «Гилея».

Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. В декабре 1912 года они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу». Этот манифест призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:

Расцвет

«Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северяниным (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.

Окончание периода «бури и натиска»

Некоторый кризис футуризм испытывал уже к концу 1914 года, после периода «бури и натиска».

Окончание этого периода было связано также и с тем, что в 1913—1914 годах добровольно ушли из жизни несколько поэтов-футуристов. Как например Иван Игнатьев, Надежда Львова, Всеволод Князев (1891—1913), Василий Комаровский (был близок к кругам футуристов) и Богдан Гордеев (Божидар), оба последних осенью 1914 года.

Исчезновение

С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.

Многие из авторов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой ( — Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак). Крученых с 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, отходит от литературы и живёт продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось.

Список авторов

Илл. ФИО Год рожд. Год смерти Группировка Примечание
А
Аксёнов, Иван Александрович Центрифуга и Лирень Произведения в Викитеке
Алымов, Сергей Яковлевич Творчество
Асеев, Николай Николаевич Центрифуга и Лирень Сталинская премия (1941)
Б
Баян, Вадим
Бобров, Сергей Павлович Центрифуга и Лирень
Божидар Центрифуга и Лирень Покончил с собой. Произведения в Викитеке
Большаков, Константин Аристархович Мезонин поэзии Произведения в Викитеке
Бурлюк, Давид Давидович Кубофутуризм Также художник. Произведения в Викитеке
Бурлюк, Николай Давидович Кубофутуризм Расстрелян в Гражданскую войну Произведения в Викитеке
В
Вечорка, Татьяна (Толстая)
Г
Гнедов, Василиск Эгофутуризм
Гольцшмидт, Владимир Робертович
Грааль-Арельский Эгофутуризм
Гуро, Елена Генриховна Кубофутуризм Также художник.Произведения в Викитеке
З
Зак, Лев Васильевич (Хрисанф, М. Россиянский) Мезонин поэзии Также художник.
Зданевич, Илья Михайлович (Ильязд) Бескровное убийство, 41° Также художник. с 1920
Золотухин, Георгий Иванович
И
Иванов, Георгий Владимирович Эгофутуризм с 1922.Произведения в Викитеке
Ивнев, Рюрик Мезонин поэзии Произведения в Викитеке
Игнатьев, Иван Васильевич Эгофутуризм Покончил с собой.
К
Каменский, Василий Васильевич Кубофутуризм Также художник.
Катанян, Василий Абгарович
Кирсанов, Семён Исаакович
Кокорин, Павел Михайлович Эгофутуризм
Кручёных, Алексей Елисеевич Кубофутуризм, 41° Также художник. Произведения в Викитеке
Крючков, Дмитрий Александрович Эгофутуризм
Кушнер, Борис Анисимович Центрифуга и Лирень
Л
Лавренёв, Борис Андреевич Мезонин поэзии Сталинская премия (1946, 1950)
Лившиц, Бенедикт Константинович Кубофутуризм Произведения в Викитеке
М
Марр, Юрий Николаевич
Март, Венедикт Творчество
Мартынов, Леонид Николаевич «Червонная тройка» Государственная премия СССР (1974)
Маяковский, Владимир Владимирович Кубофутуризм Покончил с собой. Также художник.Произведения в Викитеке
Н
Незнамов, Пётр Васильевич Творчество Погиб в бою во время Великой Отечественной войны, находясь в рядах
Низен, Екатерина Генриховна
О
Олимпов, Константин Константинович Эгофутуризм Сидел в сумасшедшем доме
Оредеж, Иван (Лукаш) Эгофутуризм
П
Пастернак, Борис Леонидович Центрифуга и Лирень Произведения в Викитеке
Петников, Григорий Николаевич Центрифуга и Лирень
Петровский, Дмитрий Васильевич Также художник.
Платов, Фёдор Фёдорович Центрифуга и Лирень Также художник.
Пруссак, Владимир Владимирович
Р
Розанова, Ольга Владимировна Кубофутуризм Также художник. Произведения в Викитеке
Рубин, Неол
С
Игорь Северянин Эгофутуризм с 1918 года. Произведения в Викитеке
Силлов, Владимир Александрович Творчество
Спасский, Сергей Дмитриевич
Станевич, Вера Оскаровна
Т
Терентьев, Игорь Герасимович 41° Также художник.
Третьяков, Сергей Михайлович Мезонин поэзии Произведения в Викитеке
Туфанов, Александр Васильевич
Ф
Филонов, Павел Николаевич Также художник.
Фиолетов, Анатолий
Х
Хабиас, Нина
Хлебников, Велимир Кубофутуризм Сидел в сумасшедшем доме Также художник. Произведения в Викитеке
Ч
Чернявский, Николай Андреевич 41°
Чичерин, Алексей Николаевич
Чужак, Николай Фёдорович(Насимович) Творчество
Чурилин, Тихон Васильевич Сидел в сумасшедшем доме
Ш
Шенгели, Георгий Аркадьевич
Шершеневич, Вадим Габриэлевич Эгофутуризм, Мезонин поэзии
Широков, Павел Дмитриевич Эгофутуризм
Шкловский, Виктор Борисович Кубофутуризм до 1923 года
Я
Якобсон, Роман Осипович Кубофутуризм

С этим читают