Стихи про океан

Мотив прощания

Как и большинство произведений «южного» цикла, стихотворение Пушкина «К морю» преисполнено романтики. Она чувствуется и в теме, и в идее, и в стиле. Но в то же время только здесь присутствует мотив прощания, что придает романтике немного житейской грусти.


Это прощание не только с морем, что так поразило воображение поэта, но и расставание с югом и всем, что связывало поэта с этим периодом его жизни. Стихотворение написано в жанре элегии, и в этом своем последнем «южном» произведении Пушкин прощается с романтизмом как жанром повествования. Уже в Михайловском его стихотворения приобретают жизненный, реалистичный оттенок, а флер легкой и чарующей романтики остается в далеком прошлом.

Стихотворение Пушкина «К морю»: художественные средства

Описывая море, поэт использует метафоры и метафорические эпитеты, которые всенепременно связаны с темами свободы и заточения. Яркими тому примерами могут послужить встречающиеся в стихотворении словосочетания: «свободная стихия», «блещешь гордою красой», «мой поэтический побег», «я был окован» и другие.

Помимо этого, Пушкин пользуется таким приемом, как перифраз – любимое средство поэтов-романтиков. Море он описывает как «свободную стихию» и «моей души предел желаний». Об острове Святой Елены говорит, что это «одна скала, гробница славы». Байрона описывает словами «другой властитель наших дум».

Само произведение создано при помощи излюбленного поэтом размера – четырехстопного ямба. Также в стихотворении прослеживается присутствие ассонанса, литературного приема, основанного на чередовании открытых и закрытых звуков, что имитируют шум морского прибоя. К тому же присутствуют аллитерация и анафора.

История создания

А теперь можно переходить к анализу стихотворения «К морю». Оно неразрывно связано со смертью Байрона, что приключилась в апреле. Пушкин узнал о трагическом событии в июне и уже в июле набросал черновой вариант произведения. Выходит, что год написания Пушкиным «К морю» – тот, в который умер Байрон – 1824-й.

За период создания чернового варианта с поэтом много чего приключилось. П. А. Вяземский несколько раз обращался к Пушкину с просьбой написать стихи в память о Байроне. Он хотел одновременно печатать свою прозу и стихи поэта. Вот только в тот момент Пушкин стоял на рубеже своего творчества. Осенью того же года (1824) поэта вынуждают покинуть Одессу и переехать в Михайловское. На этом закончилась его южная ссылка и началась новая. И уже здесь, в Михайловском, он закончил писать стихотворение «К морю», где не забыл упомянуть о смерти Байрона, своем одиночестве и море, которого ему будет так не хватать. Вот такая история создания «К морю» Пушкина А. С. Это произведение еще считают последним «южным» стихом поэта.

Значимость

Это произведение стало переломным не только в творчестве поэта. Оно олицетворяет собой развитие русской литературы, ее переход от романтизма к реализму. Стихотворение «К морю», с одной стороны, продолжает лучшие традиции романтической лирики Жуковского, передавая эстафету творчеству Лермонтова. С другой, произведение является ярким контрастом пушкинского поэтического реализма, который стал ведущей тенденцией его творчества.

Картину моря, которую нарисовал Пушкин, невозможно забыть. И в то же время сложно понять. Лишь тот, кто знает все ужасы заточения, поймет Пушкина и согласится с каждым его словом. В окружении мрачных стен, под постоянным надзором и с запретом на выражение собственных мыслей, человек превращается в безвольную куклу. Но не так-то просто сломить того, кто тверд в своих убеждениях.

Лишившись таких важных вещей, человек начинает искать утешения в природе. И для Пушкина этим утешением стало море. Бескрайняя лазурная гладь и шепот свободных волн, что хранят в себе секреты жизни и смерти… Море было Пушкину верным другом и единственной поддержкой. Иногда кажется, что в качестве признания поэт оставил морю свой романтический стиль произведений. Возможно, именно это дало ему силы двигаться дальше. Преодолевая одиночество, Пушкин заново учился любить природу родного края, заново искал свой стиль в творчестве, снова и снова создавал шедевры. Стихотворение «К морю» — это разговор друзей, которым не суждено больше встретиться, но они навсегда связаны узами, что не дают остаться в прошлом, а позволяют идти дальше.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю» 9 класс

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом .художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота. С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове), любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение с стихотворениях, поэмах, романс «Евгений Онегин» .

Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Но к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».

Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон В строфах, посвящённых Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своём отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как «смирителя» революции и свободы.

В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух бор-па («как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим. В «опустелом мире» свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире. Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о «судьбах людей» в мире:

Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран.

На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны. Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами. Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к «реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы. В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Туча» (1835), «Вновь я посетил. » (1835) и другие. В описание природы Пушкин то включает народно-песенные мотивы:


Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. («Зимний вечер»)

то устанавливает внутреннюю связь между природой и напевами народных песен:

По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное Тройка борзая бежит, В долгих песнях ямщика: Колокольчик однозвучный То разгулье удалое, Утомительно гремит. То сердечная тоска. («Зимняя дорога ».)

Лексика. синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20-х и в 30-х годах иной характер — более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях «Деревня» (1819) и «Вновь я посетил. » (1835). В «Деревне» тон речи приподнятый, ораторский: Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты. Проще и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении «Вновь я посетил. » (1835): Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим — и глядел На озеро. Меж нив златых и пажитей зелёных Оно, синея, стелется широко, Через его неведомые воды Плывёт рыбак и тянет за собой Убогий невод. По берегам отлогим Рассеяны деревни — там за ними Скривилась мельница, насилу крылья Ворочая при ветре.

Зов

Шум волн призывал поэта к побегу из чужой страны, но у него не хватало сил, чтобы пойти на такой шаг. О чем он, собственно, и написал: «Ты ждал, ты звал… я был окован». Пушкин пишет об этом, как бы намекая, что любая попытка вернуться в Москву или хотя бы в Санкт-Петербург без соответствующего разрешения может закончиться очередной ссылкой, но уже в Сибирь.

Хотя у поэта все же возникает мысль сбежать по воде. И только при анализе стихотворения «К морю» можно понять, почему он так не поступил. Все дело в любви к Родине. Даже мысли о такой долгожданной свободе не смогли заставить его покинуть Россию.

Литературное направление

Время написания элегии относится к периоду перехода Пушкина от романтизма к реализму.

В 1824 году умирает кумир пушкинской юности, великий английский романтик Дж. Г. Байрон. В стихотворении «К морю» поэт упоминает об этом.

Вместе с уходом лучшего из романтиков завершается эпоха романтизма. Чувствуя это, Пушкин прощается с прежней манерой письма и обретает новые образы, мотивы, поэтические интонации.

От романтизма стихотворению «достаётся» жанровое обозначение – элегия, общий лирический настрой, тема дружбы, любви и одиночества и разлуки, эмоциональная полярность, переживание, доведённое до предела.

От реализма Пушкин заимствует привязанность к современным, действительно происходящим событиям (смерть Байрона, изгнание и смерть Наполеона), ретроспективность, тяготение к конкретным, чётко прорисованным метафорам.

Недостающие качества

При анализе стихотворения «К морю» стоит отметить, что оно носит личностно-философский характер. Произведение начинается строками прощания с морем. Поэт выражает свое восхищение бурлящей стихией, свободой морских волн и их гордостью. Складывается впечатление, что именно этих качеств так недоставало самому поэту, пока он находился в ссылке на юге. Здесь Пушкин должен был выполнять обычную рутинную работу, он пребывал под постоянным контролем и не мог свободно выражать свои прогрессивные, как на то время, мысли. Высказывать их было бессмысленно и опасно. Граф Воронцов, который невзлюбил поэта, время от времени отправлял в Петербург докладные записки о том, что Пушкин не только не отказался от своих вольных размышлений, но и выполняет работу из рук вон плохо.

И только море, бесконечное и свободное, в этом чужом краю было Пушкину единственным другом. Оно бережно хранило все те желаемые поэтом качества, которых его лишили изгнанием.

Средства художественной выразительности

Стихотворение насыщено точными эпитетами: «смиренный парус», «своенравные порывы», «торжественной красы».

Метафоры поэтически углубляют прямой смысл выражений: «властитель дум» (о Байроне), «свободная стихия» (о море), «скала, гробница славы» (об острове св. Елены).

Главным средством выразительности предстаёт сравнение моря с близким другом, прямо озвученное во второй строфе. Поэт даже пишет о море в мужском роде (5 и 7 строфы)!


Вольный и счастливый товарищ лирического героя, море знает о нём нечто такое, чего не поймёт и не узнает никто. В его заветных глубинах есть какая-то вечная поэтическая тайна.

Судьба Наполеона

Первая половина стихотворения рассказывает о желании обрести свободу, но не где-то там, за далеким морским горизонтом, а здесь, в родном краю. В стране, где родился и вырос, обрести возможность свободно высказывать свои мысли и творить, несмотря ни на что.

Пушкин прекрасно понимает, что в чужой стране его ждет нелегкая судьба, возможно, он разделит судьбу Наполеона и закончит свою жизнь не в Европе, а на острове среди бушующего моря. Пушкин также обращается к истории, отмечает, что Наполеон был таким же свободолюбивым, как и море, и просит стихию воздать полководцу посмертные почести.

Пушкин понимает, что в побеге нет смысла, ему необходимо только смириться со своей участью и ждать, пока он не сможет вернуться домой, оставив при себе воспоминания о море. Одиночество и желание обрести свободу вылились в одну из лучших композиций Пушкина — «К морю».

Художественное своеобразие произведения

Звукопись стихотворения работает на расширение стихотворного пространства. Ассонансы с «о», «а», «э» распахивают горизонт, аллитерации с шипящими и звонкими согласными передают шум волн, блеск и торжество могучих вод.

Синтаксис элегии богат на обращения, риторические вопросы, ряды однородных членов. Его украшают инверсии, передающие задушевность авторской интонации, восторженные восклицательные предложения, напоминающие признания в любви и уверения в дружбе.

Лексика высокого стиля используется фрагментарно. Основная часть словарного состава представлена общелитературными выражениями, благодаря чему стихотворение легко воспринимается и сейчас.

Дружеская беседа

Вот такие незамысловатые и бесхитростные беседы ведет поэт-изгнанник со своим единственным другом – морем. Но так и не понятна основная мысль Пушкина. «К морю» — это своего рода письмо-прощание. В конце стихотворения поэт возвращает читателя к основной теме – прощанию со всем, что так долго окружало поэта и было для него дорогим.

Еще долго автор будет слышать шум волн, находясь в заточении. Но пути назад уже не будет, в прошлом остался морской прибой и главные идеи романтизма. Пройдет еще немало времени, прежде чем поэт вновь проникнется любовью к родным просторам. А потом пройдет еще несколько недель, прежде чем он познает красоту стихотворного реализма и навсегда распрощается с романтизмом и морем, его самым ярким символом.

Природа в лирике Пушкина

Любовь к природе с детских лет вошла в душу Александра Сергеевича. Постепенно это чувство ширилось и крепло, а затем нашло выражение в поэмах, стихотворениях, романе «Евгений Онегин». Настроения, волновавшие его, Пушкин передал с помощью замечательных художественных образов. Они обогащают мысль читателя, развивают в нас умение слышать, видеть и чувствовать родную природу, которая близка сердцу русского человека.

Однако к реалистическому изображению Пушкин пришел не сразу. Его стихи, относящиеся к периоду южной ссылки, имеют романтический характер. Одно из стихотворений, в которых природа представлена в романтическом ключе, — это то, которому посвящен наш анализ («К морю»). Пушкин создал его перед своим отъездом из Одессы. Об этом мы можем судить исходя из того, что произведение было обработано и завершено в начале октября 1824 г. Однако нужно заметить, что в Одессе была создана первоначальная редакция. Уже в Михайловском написал строфы о Байроне и Наполеоне Александр Сергеевич Пушкин. «К морю», история создания которого была нами вкратце изложена, — стихотворение, впервые напечатанное в 1825 году.

Система образов

Стихотворение организуют образы морской стихии (волны, буря, валы, гребни, пена, брызги, корабли, остров, грот).

Звуковые образы создают эффект живого диалога между морем и лирическим героем. Море звучит, как «зов» и «ропот друга», оно то жалуется, то доверяет поэту свои тайны и призывает свидеться в последний раз.

Безграничный простор открывает Пушкину не только новые горизонты творчества, но и мистический шум времени – «бездны глас». Море – чистая стихия, полная первородных таинственных смыслов.

Поэту будет нелегко жить вдали от неё, а свобода так и останется только мечтой, хрустальным воспоминанием.

Жанр стихотворения «К морю»

Данное произведение носит личностный характер для самого Пушкина. Это разговор с морем, в котором великий поэт восхищается непокорной стихией и проводит некую аналогию с собой. Он такой же непокорный, за что и расплачивается своей южной ссылкой.

Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «К морю» сможет позволить нам понять, что жанр данного творения – это философическая элегия.


Прощальный монолог с морем открывает для нас душу великого поэта, его намерения и грусть. Пушкин не раз в своем творчестве пользовался данным приемом. В изгнании только в море он видит своего единственного друга.

Стихотворения о море

Море! Сколько в этом слове романтики, волнения, свежести и чистоты. Сколько искренности и надежды, которая волной накатывает на сердце, особенно если сердце разбито. Сколько радости и умиротворения, наполняющего душу в моменты радости и невзгоды. Поэтому вовсе неудивительно, что именно морю посвящены многие стихотворные шедевры и классиков, и современников русской и зарубежной литературы, для которых море – это, прежде всего, неиссякаемый источник вдохновения. Оно всегда выслушает и поймет и никогда не предаст.

Стихи о море могут быть радостными и грустными, веселыми и печальными, но все они отличаются искренностью, пробуждая в воображении образ синего бескрайнего моря, и не важно, каким оно будет – спокойным или штормовым, главное, что шум накатывающихся на берег волн принесет уверенность в завтрашнем дне, поднимет настроение, да и просто успокоит. Описывая в стихотворениях море, поэт передает тем самым свое настроение: так, бурлящие морские воды красноречивее любых слов выражают напряженное эмоциональное состояние поэта, тогда как полный штиль соответствует душевному умиротворению и спокойствию

Поверьте, запах моря, неописуемая атмосфера единения с природой лечит от депрессии и плохого настроения лучше любого лекарства. Вдыхая полной грудью свежий воздух, ты будто вдыхаешь жизненные силы, тебе хочется творить, писать, ваять, причем делать это хочется здесь и сейчас

Описывая в стихотворениях море, поэт передает тем самым свое настроение: так, бурлящие морские воды красноречивее любых слов выражают напряженное эмоциональное состояние поэта, тогда как полный штиль соответствует душевному умиротворению и спокойствию. Поверьте, запах моря, неописуемая атмосфера единения с природой лечит от депрессии и плохого настроения лучше любого лекарства. Вдыхая полной грудью свежий воздух, ты будто вдыхаешь жизненные силы, тебе хочется творить, писать, ваять, причем делать это хочется здесь и сейчас.

Интересны стихи о морских приключениях корсаров, от которых веет духом авантюризма и романтики. Такие произведения завораживают, пробуждая желание хотя бы на мгновение очутиться на корабле, несущемся под черным флагом по бушующим волнам.

А как подкупают своей простотой, наивностью и в то же время содержательностью детские стихи о море, из которых даже взрослые могут узнать много нового и интересного для себя – о чем думают дельфины, кто из морских животных всех быстрее и т.д. Море учит детей любить и понимать богатства, дарованные нам природой, оно учит бороться со своими страхами, радоваться каждой минуте, каждому живому существу, проплывающему рядом и живущему по своим, неведомым нам, людям, законам.

На море летишь, как на свидание, боясь потерять даром каждую секунду, а вот расставаться с ним всегда тяжело (такое ощущение, будто теряешь самого верного друга). Но, кидая взор на удаляющийся морской пейзаж, сердце и душу согревает лишь мысль о том, что скоро вы снова встретитесь, как будто расстались всего пять минут назад.

Одиночество поэта

Как все-таки сложно быть в этом мире поэтом. Непризнанным, изгнанным и всеми забытым. История знает множество примеров того, как литературного гения признавали только после его смерти, да и то не сразу. Просто его современники не были готовы принять нечто новое, посмотреть правде в глаза, сразиться со своими страхами.

Судьба поэта – быть одиноким. Об этом и повествует лирика Пушкина. К морю обратившись, поэт отождествляет свое желание творить с неукротимой стихией, бушующей внутри него. Вот только напрасно рвутся с пальцев недописанные строчки, ведь именно за них отправляют поэта в изгнание

Но он – как морская стихия: бушует, рычит и бьется о скалы, рассказывая миру о чем-то важном

Тема

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим». В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось к мужчине. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

«Тоска по родине» анализ стихотворения Цветаевой по плану кратко – жанр, идея, образы

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован». В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, «властителем дум», певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберет с собой.

Актуальность

Мечта человечества о свободе не растворилась во времени, поэтому стихотворение Пушкина «К морю» продолжает быть актуальным.

Все мечтают о том, чтобы жизнь не ограничивалась внешними обстоятельствами, узкими заданными рамками, людьми, с которыми неприятно общаться.

Море символизирует абсолютную полноту душевной жизни, силу внутренних устремлений, тягу к совершенству.

Люди каждый год отправляются к морю не только для того, чтобы полежать на пляже, но и для того, чтобы наполниться древней силой моря, его энергией и мудростью. Эти свойства «свободной стихии» навсегда воспеты Пушкиным.

Основные темы

В стихотворении «К морю» поэт рассуждает о многом: судьбе, жизни и смерти, свободе и неволе. Естественно, центральный образ – это море, тема прощания с ним звучит особенно пронзительно и отчетливо. Море превращается в единственного друга, именно ему адресуются строки стихотворения.

Вся картина морской стихии построена на образах свободы и заточения. Противопоставляя свободную природу несвободному человеку, поэт рассказывает морю о своих мыслях. О том, как думал о бегстве, о неспособности выжить в чужих странах, о том, как мир покидают великие люди, и о своем ожидании. Тему стихотворения Пушкина «К морю» можно обозначить как разговор человека и природы.


С этим читают