Стихи о родине, россии

Структура стихотворения

По сравнению с другими произведениями автора – данное стихотворение краткое, емкое, но содержащее четкий посыл к читателю. Тютчев старался вложить в свое творение все эмоции, переживания, собственное мировоззрение и видение современных межличностных отношений. Автор считал, что внутреннее спокойствие и гармонию с самим с собой нереально достигнуть, не будучи хорошим человеком, который ответственно относится к своим словам и поступкам.


Данная тема неоднократно поднималась и обсуждалась в произведениях и стихотворениях многих литераторов того времени. Это обусловлено тем, что душевная организация каждого поэта тонка, чувствительна и достаточно многогранна. Им гораздо сложнее находить общий язык и вливаться в коллектив, нежели не творческим личностям. Они пропускают через себя даже самые незначительные мелочи и проблемы, остро переживают моменты неудач, непонимания и отсутствия вдохновения.

Главная мысль стихотворения, которую Тютчев постарался донести до читателя это то, что нужно быть ответственным за каждое свое слово, и всегда ставить себя на место собеседника, прежде чем озвучить тот или иной факт.

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край: День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в даль глядит, Стояла ты, младая Фея, На мшистый опершись гранит, — Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons… Gray

Люблю, друзья, ласкать очами Иль пурпур искрометных вин, Или плодов между листами Благоухающий рубин. Люблю смотреть, когда созданье Как бы погружено в весне, И мир заснул в благоуханье И улыбается во сне!.. Люблю, когда лицо прекрасной Весенний воздух пламенит, То кудрей шелк взвевает сладострастный, То в ямочки впивается ланит! Но что все прелести пафосския царицы, И гроздий сок, и запах роз Перед тобой, святой источник слез, Роса божественной денницы!.. Небесный луч играет в них И, преломясь о капли огневые, Рисует радуги живые На тучах жизни громовых. И только смертного зениц Ты, ангел слез, дотронешься крылами — Туман рассеется слезами, И небо серафимских лиц Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Звонче голос стрекозы… Чу! за белой, дымной тучей Глухо прокатился гром; Небо молнией летучей Опоясалось кругом… Жизни некий преизбыток В знойном воздухе разлит, Как божественный напиток В жилах млеет и горит! Дева, дева, что волнует Дымку персей молодых? Что мутится, что тоскует Влажный блеск очей твоих?.. Что, бледнея, замирает Пламя девственных ланит? Что так грудь твою спирает И уста твои палит?.. Сквозь ресницы шелковые Проступили две слезы… Иль то капли дождевые Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство — И как, прошу, далось нам это Так ни с того и ни с сего?.. Гляжу тревожными глазами На этот блеск, на этот свет… Не издеваются ль над нами? Откуда нам такой привет?.. Увы, не так ли молодая Улыбка женских уст и глаз, Не восхищая, не прельщая, Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь — Когда в толпе, украдкой от людей, Моя нога касается твоей, Ты мне ответ даешь и не краснеешь! Все тот же вид рассеянный, бездушный, Движенье персей, взор, улыбка та ж — Меж тем твой муж, сей ненавистный страж, Любуется твоей красой послушной. Благодаря и людям и судьбе, Ты тайным радостям узнала цену, Узнала свет: он ставит нам в измену Все радости… Измена льстит тебе. Стыдливости румянец невозвратный, Он улетел с твоих младых ланит — Так с юных роз Авроры луч бежит С их чистою душою ароматной. Но так и быть! в палящий летний зной Лестней для чувств, приманчивей для взгляда Смотреть в тени, как в кисти винограда Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду, Солнце знает ли о том, Что оно-то жизнь в природу Льет в сиянье золотом, Что лучом его рисует Бог узоры на цветке, Земледельцу плод дарует, Мечет жемчуг по реке? Вы, на все бросая <милый> Взгляд ваш, знаете ль о том, Что вся жизнь моя и силы В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил Он, Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет В легкой зыби невских волн, И опять любовь вверяет Ей таинственный свой челн… И меж зыбью и звездою Он скользит как бы во сне, И два призрака с собою Вдаль уносит по волне… Дети ль это праздной лени Тратят здесь досуг ночной? Иль блаженные две тени Покидают мир земной? Ты, разлитая как море, Дивно-пышная волна, Приюти в своем просторе Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали — Лил теплый летний дождь — его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала — увлечена, Погружена в сознательную думу… И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно она проговорила (Я был при ней, убитый, но живой): «О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить — Нет, никому еще не удавалось — О Господи!.. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Анализ стихотворения «Умом Россию не понять» Тютчева

Ф. И. Тютчев значительную часть своей жизни провел за границей в качестве дипломата. При этом он писал стихотворения, описывающие красоту русской природы, удивительно точно воспроизводя по памяти самые незначительные детали. Многих удивляла эта способность поэта. Ответом Тютчева можно считать небольшое философское стихотворение, написанное в 1866 г.

Стихотворение «Умом Россию не понять» очень часто цитируется. Первая строчка стала крылатым выражением для обозначения особого русского пути развития. Примечательно, что такую оценку своей стране дал опытный дипломат, прекрасно знающий европейские страны. В момент написания стиха в России прошло всего пять лет с указа об отмене крепостного права. Одновременно проводились масштабные реформы во всех основных областях общественной и государственной жизни. Российская судебная система за короткое время стала одной из самых прогрессивных и гуманных в мире. Однако самые передовые технологии и идеи соседствовали с вековым бездорожьем, нищетой и неграмотностью.

Этот контраст дает Тютчеву основание утверждать, что развитие России всегда идет по своим особым законам, которые недоступны логическому анализу европейца. Да и сами русские не понимают этих законов, отдавая все воле Божьей. На протяжении веков в России складывался уникальный национальный характер. Главная особенность русского человека – поступать не в соответствии с требованиями ума, а по велению сердца.

«В Россию можно только верить» — очень глубокая фраза, неоднократно подтвержденная всей русской историей. С момента образования Древнерусского государства наша страна была постоянным объектом нападок для разных «великих завоевателей». Нищая голодная Россия с необъятными природными ресурсами представлялась легкой добычей. Где эти завоеватели? Вроде бы уже поставленная на колени страна, ждущая последнего решительного удара, находила в себе силы и давала такой сдачи, что русские войска доходили до Парижа и Берлина. Единственным спасением русского народа была безграничная вера в свою Родину, позволяющая с голыми руками идти на танки и побеждать.

Россиян упрекают в том, что они никак не могут сформулировать свою национальную идею. Стихотворение Тютчева дает свой ответ на это. Национальная русская идея живет в душах всех россиян, она не может быть выражена в словах, а тем более в каких-то логических системах.

Анализ стихотворения «Родина» Некрасова


По воспоминаниям Некрасова его детство было крайне несчастливым. Ребенок рос в родовом имении отца, который был закоренелым крепостником. Именно поведение отца во многом повлияло на революционное мировоззрение будущего поэта. Некрасов в молодом возрасте сбежал из имения в Петербург, несмотря на угрозы отца лишить его наследства. В 1847 г. поэт посетил свою малую родину. Под влиянием нахлынувших воспоминаний он написал стихотворение «Родина».

Некрасов негативно описывает всю историю своего родового гнезда. Его предки проводили жизнь в «разврате грязном и мелком тиранстве». К своим крепостным крестьянам они относились хуже, чем к рабам, приравнивая их к бессловесным животным. Некрасов признает, что в силу происхождения и вековых традиций сам нередко ощущал свое превосходство. Но его отец превзошел в жестокости даже предков и установил в доме казарменную дисциплину (он был отставным поручиком). Поэтому рабами чувствовала себя вся семья. Домашняя тирания научила Некрасова молча «терпеть и ненавидеть».

Поэт обращается в воспоминаниях к своей покойной матери. Бедная женщина всю жизнь терпела издевательства мужа, от которых раньше времени слегла в могилу. Но она терпеливо переносила все страдания и никогда бы не посмела нарушить волю хозяина имения.

Автор упоминает о трагической судьбе своей сестры. Скорее всего, речь идет о Елизавете, о которой известно лишь то, что она рано вышла замуж и умерла в родах. Некрасов знает, что брак был лишь средством, с помощью которого сестра покинула ненавистный родительский дом. В семье Некрасовых было 13 детей. Большинство умерло в раннем возрасте, но даже оставшиеся два брата и сестра не хотели возвращаться в родовое имение.

Поэт с горечью утверждает, что именно родной край стал его вечным проклятьем. Он с детства познал человеческое бессердечие и жестокость. Его изначально чистая душа была заражена злобой и ненавистью. Некрасов с радостью наблюдает за картиной запустения усадьбы. Единственным человеком, кому здесь нравилось жить, был его отец. Своей смертью он облегчил жизнь оставшихся детей. Еще большим облегчением станет полное уничтожение мрачного родового гнезда.

В стихотворении «Родина» можно увидеть скрытое сравнение Некрасова своей усадьбы со всей Россией. Родовое имение олицетворяло собой все несправедливость российского общественного устройства. Хозяин представлялся настоящим царем для своей семьи и подвластных крестьян. Он один ощущал полную свободу. Порядки, установленные в имении, в точности повторяли законы монархии. Некрасову больно и стыдно за свою малую родину и одновременно за всю страну.

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова, В Екатерининской долине Деревья пышно разрослись — Так насаждаемое ныне, Здесь русское живое слово Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье Агамемнон богам принес, Прося попутных бурь дыханья У негодующих небес, — Так мы над горестной Варшавой Удар свершили роковой, Да купим сей ценой кровавой России целость и покой! Но прочь от нас венец бесславья, Сплетенный рабскою рукой! Не за коран самодержавья Кровь русская лилась рекой! Нет! нас одушевляло в бое Не чревобесие меча, Не зверство янычар ручное И не покорность палача! Другая мысль, другая вера У русских билася в груди! Грозой спасительной примера Державы целость соблюсти, Славян родные поколенья Под знамя русское собрать И весть на подвиг просвещенья Единомысленных, как рать. Сие-то высшее сознанье Вело наш доблестный народ — Путей небесных оправданье Он смело на себя берет. Он чует над своей главою Звезду в незримой высоте И неуклонно за звездою Спешит к таинственной мете! Ты ж, братскою стрелой пронзенный, Судеб свершая приговор, Ты пал, орел одноплеменный, На очистительный костер! Верь слову русского народа: Твой пепл мы свято сбережем, И наша общая свобода, Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» — Так поэтически век прошлый говорит. А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен, И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши Кровь льется через край, и Запад тонет в ней — Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши — Славянский мир, сомкнись тесней… «Единство, — возвестил оракул наших дней, — Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью — А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы — свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, — Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подда?нства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех. Хотя враждебною судьбиной И были мы разлучены, Но все же мы народ единый, Единой матери сыны; Но все же братья мы родные. Вот, вот что ненавидят в нас: Вам не прощается Россия, России не прощают вас! Смущает их, и до испугу, Что вся славянская семья В лицо и недругу и другу Впервые скажет: — Это я! При неотступном вспоминаньи О длинной цепи злых обид Славянское самосознанье, Как Божья кара, их страшит! Давно на почве европейской, Где ложь так пышно разрослась, Давно наукой фарисейской Двойная правда создалась: Для них — закон и равноправность, Для нас — насилье и обман, И закрепила стародавность Их как наследие славян. И то, что длилося веками, Не истощилось и поднесь, И тяготеет и над нами — Над нами, собранными здесь… Еще болит от старых болей Вся современная пора… Не тронуто Коссово поле, Не срыта Белая Гора! А между нас — позор немалый, — В славянской, всем родной среде, Лишь тот ушел от их опалы И не подвергся их вражде, Кто для своих всегда и всюду Злодеем был передовым: Они лишь нашего Иуду Честят лобзанием своим. Опально-мировое племя, Когда же будешь ты народ? Когда же упразднится время Твоей и розни и невзгод, И грянет клич к объединенью, И рухнет то, что делит нас?.. Мы ждем и верим Провиденью — Ему известны день и час… И эта вера в правду Бога Уж в нашей не умрет груди, Хоть много жертв и горя много Еще мы видим впереди… Он жив — Верховный Промыслитель, И суд Его не оскудел, И слово «Царь-Освободитель» За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град — Вот царства Русского заветные Столицы… Но где предел ему? и где его границы — На север, на восток, на юг и на закат?.. Грядущим временам судьбы их обличат… Семь внутренних морей и семь великих рек… От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная… Вот царство Русское… и не прейдет вовек, Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Тематика и проблематика

В ответ на происходящие события поэт обозначил свой философский взгляд. Тютчев выступал против революции, а свою родину считал единственной представительницей истинного христианства. Писатель остро чувствует происходящие перемены: стираются религиозные ценности, люди становятся эгоистичными и равнодушными.

Главная тема стихотворения «Наш век» — кризис веры. Тютчев размышляет о моральном облике человека и общества, в котором он живет. Автор убеждён, что все беды и проблемы современного ему человека идут от неверия, духовного опустошения: «не плоть, а дух растлился в наши дни».

VI. Стихотворения, написанные на французском языке

386. «Nous avons pu tous deux, fatigués du voyage…» 285
387. «Que l’homme est peu réel, qu’aisément il s’efface!.. » 285
388. Un rêve 286
389. «Un ciel lourd que la nuit bien avant l’heure assiège…» 287
390. Lamartine 287
391. «Comme en aimant le c ur devient pusillanime…» 287
392. «Vous, dont on voit briller, dans les nuits azurées…» 288
393. «Des premiers ans de votre vie…» 288
394. <Из Микеланджело> («Oui, le sommeil m’est doux! plus doux — de n’être pas!.. ») 288
395. Pour Madame la grande Duchesse Hèléne 289
396. Pour S<a> M<ajesté> l’Imperatrice 289
397. «Il faut qu’une porte…» 289
398. E. H. Анненковой («D’une fille du Nord, chétive et languissante…») 289
399. «De ces frimas, de ces déserts…» 290
400. «La vieille Hécube, hélas, trop longtemps éprouvée…» 290
401. «Lorsqu’un noble prince, en ces jours de démence…» 290
402. «Ah, quelle méprise…» 290

Переводы стихотворений, написанных на французском языке

«Устали мы в пути, и оба на мгновенье…» 291
«Как зыбок человек! Имел он очертанья…!» 291
Мечта («“Что подарить в такое время года?”») 291
«Тяжелый небосвод окутан ранней мглою…» 292
Ламартин («Божественной Фебовой лиры струны…») 292
«Как робко любящее сердце! Как с годами…» 292
«Огни, блестящие во глуби светло-синей…» 292
«О, как люблю я возвращаться…» 293
Из Микеланджело 293
Госпоже великой герцогине Елене («Что во дворце ни происходит этом…») 293
Ее Величеству Императрице («Легенда, волшебство, мираж и обаянье…» 293
«Или откройте дверь, мой дружок…» 294
Е. Н. Анненковой («Неужто томною, болезненной девицей…») 294
«От лютых зим, полей пустых…» 294
«Гекуба древняя, гонимая судьбой…» 295
«Христианский король перед всем белым светом…» 295
«Ах, нелепый каприз какой…» 295
Другие редакции и варианты 297
Примечания 359
К иллюстрациям 425
Алфавитный указатель стихотворений 426

447

Воспроизводится по изданию: Ф.И. Тютчев. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1987. (Библиотека поэта; Большая серия). Электронная публикация РВБ, 2017-2020. Версия 1.0 от 30 октября 2017 г.

Художественные приёмы


Лирический герой произведения с сокрушительной тоской рассуждает в одиночестве о времени, лишённом веры. Его одолевает тревога за будущее человека с разрушенной душой. Произведение несёт антитезу в своей основе — противопоставление современности и духовного идеала, существующего в мыслях лирического героя. Подкрепляют эту основу противопоставления: плоть — дух, тень — свет, безверие — вера, не просит — жаждет.

Из строк стихотворения мы видим, что человек «жаждет веры… но о ней не просит…». А не просит потому, что не понимает простейшей истины, что только вера способна спасти. Нужно лишь впустить Бога в своё сердце, и тогда перестанешь тосковать, обретёшь свет, а жизнь ежедневно будет приносить лишь радость и умиротворение.

Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка — перекрестная. Это придаёт произведению чёткий ритм и лиричность. Среди немногочисленных художественных приёмов можно выделить: метафору («дух растлился в наши дни»), анафору («И сознает свою погибель он, И жаждет веры — но о ней не просит…»), эпитеты («отчаянно тоскует», «перед замкнутой дверью»). На лексическом уровне находим устаревшие слова— днесь (церковнославянизм), ропщет, погибель.

Заключительные строки стихотворения: «Впусти меня!- Я верю, боже мой!Приди на помощь моему неверью!..» — отсылают нас к евангельской легенде об исцелении Христом отрока, который был одержим немым духом. Родитель его, отвечая на воззвание Бога веровать, отвечает ему: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Но Тютчев отрицает мотив искупления: «не скажет ввек, с молитвой и слезой» — ибо поэт не верит, что человек способен очистить свою душу.

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева

В силу своей творческой натуры Тютчев был очень влюбчивым человеком. Он два раза состоял в браке, имел нескольких детей. Во время второго брака у поэта был страстный продолжительный роман с молодой любовницей. Возможно, поэтому судьба наказала поэта: его первая жена и любовница погибли в раннем возрасте. Уже в старости Тютчев встретил свою первую юношескую любовь – баронессу Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Когда-то давно молодой поэт был страстно влюблен в девушку и был готов связать с нею свою судьбу. Но браку решительно воспрепятствовали родители Амалии и выдали дочь замуж за другого человека. Встреча с девушкой, которой Тютчев посвящал свои первые литературные опыты, произвела на него большое впечатление. Под влиянием нахлынувших чувств он написал стихотворение «Я встретил вас…» (1870 г.).

Сердце престарелого поэта, испытавшее горечь утрат и разочарований, казалось бы, уже утратило способность к сильным чувствам. Но нахлынувшие воспоминания произвели чудо. Тютчев сравнивает свое состояние с редкими днями золотой осени, когда в природе ненадолго возникает ощущение весны.

Поэт признается, что былое чувство любви никогда не умирало в нем. Оно было забыто под влиянием новых сильных впечатлений, но продолжало жить глубоко в душе. «Милые черты» пробудили дремлющую страсть. Воспоминания о «золотом времени» доставили поэту огромную радость. Он словно бы заново родился и освободился от груза прожитых лет.

Автор уже не испытывает сожаления по поводу неудачного юношеского романа. На закате дней он вновь почувствовал себя все тем же молодым человеком, испытывающим огромную страсть. Он бесконечно благодарен Амалии за встречу, которую он считает бесценным даром судьбы, отблагодарившей его за все перенесенные беды и неудачи.

Поэт не дает конкретного описания своей бывшей возлюбленной. Безусловно, годы взяли свою дань. Жизненный опыт научил поэта ценить не физическую, а душевную и нравственную красоту.

Стихотворение является образцом чистой любовной лирики. Выразительные средства подчеркивают ощущение светлой радости. Автор использует эпитеты («золотое», «душевной», «милые»), олицетворения («былое… ожило», «жизнь заговорила»). Удачно применяется поэтическое сравнение старости с осенью и пробудившегося чувства с весною.

Произведение «Я встретил вас…» стало очень популярным романсом, который широко известен и в наше время.

Анализ стихотворения «Лебедь» Тютчева

Первая публикация «Лебедя» Федора Ивановича Тютчева состоялась в журнале «Современник».

Точная датировка стихотворения остается неизвестной. Оно создано не позднее 1820-х годов. В эту пору поэту нет и 30 лет, он служит в дипломатической миссии, живет в Германии, женат. Жанр – аллегория, философская лирика, размер – ямб с рифмовкой перекрестной, 3 строфы. Женская и мужская рифма чередуются. В первой и заключительной строфе есть неточность рифм, вызванная непривычными современному уху ударениями в словах. Чувствуется влияние немецких поэтов. Печатать это стихотворение он не спешил. Лирический герой – сам поэт, созерцающий два мира. Произведение построено на противопоставлении двух птиц, двух начал. Уже в первом четверостишии он дает сдержанную оценку завидной доле орла. Есть тут и беглый портрет достоинств этой птицы: полет за облаками, где бьют молнии, неподвижный гордый взгляд, впитывающий щедрость солнечных лучей. Во второй строфе поэт описывает свой идеал: лебедь чистый (это еще и инверсия), звучит лексический повтор эпитета, который под пером Ф. Тютчева становится и сравнением, и метафорой. «Одело тебя божество»: стихия имеется в виду водная. Бог определил ее местопребыванием этой птицы. В стихии воздушной он уступает орлу. Именно вода, разделяющая воздух и землю, как граница миров, становится пристанищем задумчивого, прекрасного лебедя. «Двойною бездной»: поэт признает непостижимость окружающего мира для человеческого ума. «Всезрящий сон»: этот старомодный эпитет можно назвать индивидуально-авторским. Птица будто грезит на водной глади, являет собой образец гармонии. «Полной славой»: библейский образ, как и последующая «твердь звездная». «Отовсюду окружен»: птица участвует в торжестве и ликовании Вселенной, как часть ее. В этом образе поэт видит символ бессмертия и творчества. В метафизическом смысле его больше привлекает глубина, а не высота, собственно, и в литературе тоже. Лексика возвышенная, местами устаревшая (очи – глаза, впивает – пьет, удел – судьба, твердь, в данном случае – небесная). Метафоричность, даже гиперболизированность в описаниях, отсылающие к античной поэзии. Той же цели служит восторженное восклицание с междометием «о». Интонация гипнотизирующая.

Романтическое по духу произведение «Лебедь» Ф. Тютчева – один из образцов его ранней лирики, попытка определить свое творческое кредо.

Анализ стихотворения «Весна» Тютчева

Стихотворение «Весна» («Как ни гнетет рука судьбины») было написано Федором Ивановичем Тютчевым в 1838-1839 гг. В это время в жизни поэта произошли трагические события. Его жена и дети отправились на пароходе «Николай I» в Турин. По пути пароход загорелся, жене и детям Тютчева удалось спастись, однако вскоре из-за нервного потрясения, подорвавшего ее здоровье, супруга поэта скончалась, оставив его одного с детьми на руках.

После этой трагедии поэт и пишет стихотворение «Весна», в котором поднимаются основные темы его творчества — природа и ее связь с человеческой жизнью. Несмотря на тяжелые жизненные события, Тютчев не потерял свою любовь ко всему живому и способность восхищаться красотой окружающего мира. Поэт в красках описывает наступающую весну, придает ей черты прекрасного живого существа, сравнивает ее с богиней

Особое внимание уделяется тому, что весна, несмотря на всю свою силу, равнодушна к человеческим бедам и горестям, прошлому и настоящему, она наступает всегда, когда приходит ее время и приносит с собой красоту независимо от того, что чувствует человек. В стихотворении ощущаются одновременно и грустные, и торжественные настроения

Как бы ни страдал человек, приход весны способен улучшить его состояние, помочь ему, поддержать, ведь страдание не бесконечно, и рано или поздно закончится. А вечная, прекрасная весенняя природа, расцветающая и наполняющаяся жизнью, способна помочь человеку вновь почувствовать радость и тоже наполниться жизнью.


Стихотворный размер произведения — обычный для поэзии Тютчева четырехстопный ямб. Произведение наполнено эпитетами, с помощью которых демонстрируется вся красота весны («благоухающие слезы», «кончины неизбежной», «животворный океан», «страдальческую грудь»), метафорами («гнетет рука судьбины», «томит людей обман», «вздыхают розы»). Встречаются сравнения («свежа, как первая весна», «жизнь, как океан безбрежный»). В стихотворении используются как женская, так и мужская рифма, чтобы показать противопоставление человека и природы. Природа вечна, прекрасна и, несмотря на всю свою красоту, равнодушна, а жизнь человека ограничена и далеко не всегда наполнена лишь радостью и удовольствием. Но человек, глядя на окружающую весеннюю природу, тоже получает частичку ее красоты, наполняется ее энергией, и жить становится легче, несмотря на все проблемы. Эта связь природы и человека — одна из основных тем в творчестве Тютчева.

III. Стихотворения, написанные во время предсмертной болезни

362. Наполеон III 271
363. <Е. К. Богдановой> («Хотел бы я, чтобы в своей могиле…») 272
364. <Е. С. Шеншиной> («Тебе, болящая в далекой стороне…») 272
365. «Британский леопард…» 273
366. «Конечно, вредно пользам государства…» 274
367. «Во дни напастей и беды…» 274
368. Итальянская весна 275
369. <Императрице Марии Александровне> («Мы солнцу Юга уступаем вас…») 275
370. <Д. Ф. Тютчевой> («Вот свежие тебе цветы…») 276
371. «Чертог твой, спаситель, я вижу украшен…» 276
372. 17-е апреля 1818 276
373. Императору Александру II 277
374. Бессонница (Ночной момент) 278
375. «Хоть родом он был не славянин…» 279
376. «Бывают роковые дни…» 279

Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева

Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.

Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.

Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный» ) и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».

С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».

Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.

Анализ стихотворения «Поэзия» Тютчева

В первый раз свою миниатюру «Поэзия» Федор Иванович Тютчев опубликовал в журнале «Москвитянин».

Известна лишь примерная датировка стихотворения: конец 1840-х годов. Во всяком случае, не позднее 1850 года. В этот период поэту за сорок лет, он уже возвратился на Родину после многолетней дипломатической службы в Германии. Он женат, однако как раз в эту пору он проникается глубоким чувством к Е. Денисьевой, а летом 1850 года происходит между ними и решительное объяснение. Любовь оказывается взаимной. В жанровом отношении – размышление о призвании поэта, элегия, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, где можно различить и смежную, и опоясывающую. Деление на строфы отсутствует, большинство рифм открытые. Название стихотворения емкое. Автор желал бы в восьми строках выразить сущность самого явления и действие вдохновения. Поэзия одушевлена. Ее также олицетворяет греческая муза Эвтерпа. Она сама сочиняла и декламировала лирику, попутно аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Образная система всего стихотворения подчеркнуто антична. Созданное в эпоху, когда и романтизм был на исходе, оно напоминает еще более ранний классицизм, к примеру, стихи Г. Державина. Лексические повторы, анафора открывают стихотворение. Оно построено на контрасте, противопоставлении. Мир и житейское море – громы, огонь, разгул страстей. Весьма выразителен эпитет «клокочущих», что живо рисует перед глазами читателя вулкан, в жерле которого клокочет раскаленная лава. Перечислительная градация продолжается. «В раздоре»: то есть, люди не умеют или не хотят договариваться, прощать, приходить к взаимопониманию. Наконец, в четвертой строке появляется «она». Летящая с небес к «земным сынам». Неповинная в человеческих распрях, не участвующая в кипении страстей. «Небесная» становится ее своеобразным именем. Под сынами подразумеваются, прежде всего, поэты, да и вообще все люди, причастные искусствам. «С лазурной ясностью»: цвет опять-таки неба. «Бунтующее море»: неправды, лукавства, приземленности, материализма. «Льет елей»: церковная лексика. Освященное оливковое масло – символ возрождения, исцеления, душевного мира и радости. Из Библии известна также притча о добром самарянине, который лечил елеем раны избитого разбойниками человека. Именно в таком русле трактует действие поэзии на людей и Ф. Тютчев.

Поэзию Ф. Тютчев считал озарением свыше, ее миссию видел в возвышении над суетой.

Анализ стихотворения в прозе «Русский язык» Тургенева

И. Тургенев был истинно русским писателем, глубоко переживающим за судьбу своей Родины. В своих произведениях он смело и правдиво высказывал свои искренние взгляды и убеждения. Тургенев не приукрашивал российскую действительность и не скрывал ее насущных проблем. За слишком резкие высказывания он подвергся наказанию в виде ссылки, а впоследствии был вынужден уехать за границу. Но и вдали от Родины он постоянно обращался к ней в своем творчестве, разделял ее боль и отчаяние. Ярким примером патриотизма Тургенева является стихотворение в прозе «Русский язык» (1882 г.).

Тургенев не случайно избирает темой произведения русский язык

Только находясь на чужбине, он понимает всю важность и значение этого мощного элемента национального самосознания. Писатель был оторван от русской среды, но благодаря языку продолжал ощущать свою неразрывную связь с ней

Ведь с помощью языка человек не только произносит слова. Гораздо важнее то, что люди думают на своем языке, т. е. облекают мысли в конкретные лексические единицы. Например, важным условием полного овладения иностранным языком считается тот момент, когда человек способен не только говорить, но и думать на нем.

Тургенев утверждает, что только русский язык оставался его единственной опорой и поддержкой за границей. Писатель принимал очень близко к сердцу все значительные события в России. Некоторые приводили его в отчаянии, но он верил, что русский язык остается главным средством спасения многострадального народа.

«Великий и могучий» — фраза, которую часто используют в насмешку над судьбой России. Но за ее патетичностью скрывается истинная гордость за свой язык. Русский язык – один из самых богатых и сложных на планете. Жители России и пограничных государств, усваивая его с детства, не понимают значения такого легкого и доступного изучения. Русский язык складывался веками. Он обладает удивительной гибкостью и разнообразием словообразования. Удивительная способность нашего языка – заимствование и быстрая переработка иностранных слов без ущерба для себя. Российское высшее общество долгое время разговаривало исключительно на французском языке. Иностранные языки изучались детьми первыми, в ущерб родному. Но это никак не повлияло на русский язык. Способность к самосохранению и самоочищению помогла русскому языку остаться чистым и не подвергнуться значительным изменениям.

Тургенев был абсолютно уверен в том, что, несмотря на нищету и убожество, Россию ждет великое будущее. Язык является непосредственным выражением национального духа. Русский язык – заслуженный высший дар великому народу.


С этим читают