Вероника михайловна тушнова

Мне говорят: нету такой любви

Мне говорят:


нету такой любви.

Мне говорят:

как все,

так и ты живи!

Больно многого хочешь,

нету людей таких.

Зря ты только морочишь

и себя и других!

Говорят: зря грустишь,

зря не ешь и не спишь,

не глупи!

Всё равно ведь уступишь,

так уж лучше сейчас

уступи!

…А она есть.

Есть.

Есть.

А она — здесь,

здесь,

здесь,

в сердце моём

тёплым живёт птенцом,

в жилах моих

жгучим течёт свинцом.

Это она — светом в моих глазах,

это она — солью в моих слезах,

зренье, слух мой,

грозная сила моя,

солнце моё,

горы мои, моря!

От забвенья — защита,

от лжи и неверья — броня…

Если её не будет,

не будет меня!

…А мне говорят:

нету такой любви.

Мне говорят:

как все,

так и ты живи!

А я никому души

не дам потушить.

А я и живу, как все

когда-нибудь

будут жить!

Сто часов счастья

Сто часов счастья…

Разве этого мало?

Я его, как песок золотой,

намывала,

собирала любовно, неутомимо,

по крупице, по капле,

по искре, по блестке,

создавала его из тумана и дыма,

принимала в подарок

от каждой звезды и березки…

Сколько дней проводила

за счастьем в погоне

на продрогшем перроне,

в гремящем вагоне,

в час отлета его настигала

на аэродроме,

обнимала его, согревала

в нетопленном доме.

Ворожила над ним, колдовала…

Случалось, бывало,

что из горького горя

я счастье свое добывала.

Это зря говорится,

что надо счастливой родиться.

Нужно только, чтоб сердце

не стыдилось над счастьем трудиться,

чтобы не было сердце

лениво, спесиво,

чтоб за малую малость

оно говорило «спасибо».

Сто часов счастья,

чистейшего, без обмана.

Сто часов счастья!

Разве этого мало?

Опять утрами — лучезарный иней

Опять утрами — лучезарный иней

на грядках, на перилах, на траве.

Оцепененье.

Воздух дымно-синий.

Ни ласточки, ни тучки в синеве.

Сияющая обнаженность рощи,

лиловых листьев плотные пласты.

Наверно, нет

пронзительнее, проще

и одухотворенней красоты.

Все чаще думается мне с тоскою,

что впереди не так уж много дней.


Я прежде не любила Подмосковья.

Кого винить мне

в бедности моей?

А это все существовало. Было.

Лес. Первый иней. Талая вода.

Шел дождь.

Шиповник цвел.

Метель трубила.

…Я и тебя когда-то не любила.

Где я была?

Кто я была тогда?

Открываю томик одинокий —

томик в переплёте полинялом.

Человек писал вот эти строки.

Я не знаю, для кого писал он.

Пусть он думал и любил иначе

и в столетьях мы не повстречались…

Если я от этих строчек плачу,

значит, мне они предназначались.

Расцвет славы

В возрасте сорока трех лет Вероника Михайловна решается издать свой второй сборник, который называет “Пути-дороги”. В нем она отразила свои собственные мысли и ощущения, которые посещали ее во время длительных поездок; в нем ярко и гротескно описала мимолетные встречи и впечатления, знакомства с попутчиками и новыми местами; в нем красочно и пронзительно передала обстановку и условия, царящие в аэропорту и вокзалах, в самолетах и поездах.

В новый сборник вошли и стихотворения, написанные по указанию разума, на общественно-политическую тематику.

Почти сразу после выхода второй книги, Тушнова издает многие другие. Это и “Память сердца”, и “Второе дыхание”, и “Лирика”.

Прощальный сборник, опубликованный в 1965 году, Вероника Михайловна посвящает своей последней настоящей любви, которая поглотила всю ее душу, покорила все ее сердце, зачаровала весь ее разум.

“Сто часов счастья” – это книга-дневник, книга-откровение, книга-страдание. Это и раскаяние в запретной любви, и неистовство в страстном желании, и жгучая всепожирающая нежность.

Стихи Вероники Тушновой

А-Б-В » А знаешь, все еще будет!..

» А может быть, останусь жить?..

» А я с годами думаю все чаще…

» Арык

» Без обещаний жизнь печальней…

» Бессоница

» Бывало все: и счастье, и печали…

» Быть хорошим другом обещался…

» В аэропорту

» В лесу (Навстречу сосны…)

» В лесу (Осенний пожар…)

» В самолете

» В чем отказала я тебе…

» Вальдшнеп

» Весна

» Воздух пьяный — нет спасения…

» Вот говорят: Россия…

» Вот и город. Первая застава…

» Вот уеду, исчезну…

» Все было до меня: десятилетья…

» Все в доме пасмурно и ветхо…

» Всегда так было…

» Вчерашний дождь…

Г-Д-Е-З » Где-то чавкает вязкая глина…

» Голуби

» Гонит ветер туч лохматых клочья…

» Городок

» Дождик сеет, сеет, сеет…

» Дорога

» Еду я дорогой длинной…

» За водой мерцает серебристо…

» Звезда

» Знаю я бессильное мученье…

И-К-Л-М » И чего мы тревожимся, плачем и спорим…

» Как мне по сердцу вьюги такие…

» Как счастье внезапное — оттепель эта…

» Как часто лежу я без сна в темноте…

» Капитаны

» Костер

» Кто-то в проруби тонет…

» Кукла

» Людские души — души разные…

» Мать

» Мельница

» Мне говорят: нету такой любви…

» Много счастья и много печалей на свете…

» Морозный лес. В парадном одеянье…

Н » На рассветной поре…

» Наверно, это попросту усталость…

» Надо верными оставаться…

» Нам двоим посвященная…

» Не боюсь, что ты меня оставишь…

» Не знаю — права ли…

» Не о чем мне печалиться…

» Не опасаюсь впасть в сентиментальность…

» Не отрекаются любя…

» Не охладела, нет…

» Не сули мне золотые горы…

» Небо желтой зарей окрашено…

» Непогода

» Ночная тревога

» Ночь

» Ну что же, можешь покинуть…

» Ну, пожалуйста, пожалуйста…

» Нынче детство мне явилось…

О-П » О, эти февральские вьюги…

» Одна сижу на пригорке…

» Опять утрами — лучезарный иней…

» Осень

» Осчастливь меня однажды…

» Открываю томик одинокий…


» Очертаниями туманными…

» Память сердца! Память сердца!..

» Письмо

» Полнолуние

» Почему говорится: «Его не стало»…

» Просторный лес листвой перемело…

» Прощанье

» Птица

» Пусть друзья простят меня за то, что…

» Пусть мне оправдываться нечем…

Р-С » Раскаяние

» Резкие гудки автомобиля…

» Салют

» Самолеты

» Сияет небо снежными горами…

» Сколько милых ровесников…

» Спокойный вечер пасмурен и мглист…

» Спор был бесплодным…

» Станция Баладжары

» Старый дом

» Стихи о гудке

» Сто часов счастья…

» Сутки с тобою, месяцы — врозь…

» Счастливо и необъяснимо…

Т » Так было, так будет…

» Так уж сердце у меня устроено…

» Там далёко, за холмами синими…

» Тебе бы одарить меня…

» Тень

» Терпеливой буду, стойкой…

» Тропа, петляя и пыля…

» Тропинка

» Ты все еще тревожишься — что будет?..

» Ты ножик вынул не спеша…

У-Х-Ч-Ш » У всех бывают слабости минуты…

» У источника

» У каждого есть в жизни хоть одно…

» У мокрых камней выгибает волна…

» Утро (Вся ночь без сна…)

» Хирург

» Хмурую землю стужа сковала…

» Человек живет совсем немного…

» Черемуха

» Шагаю хвойною опушкой…

» Шишка

Я » Я желаю тебе добра!

» Я пенять на судьбу не вправе…

» Я поднимаюсь по колючим склонам…

» Я помню, где-то…

» Я поняла,- ты не хотел мне зла…

» Я прощаюсь с тобою…

» Я стою у открытой двери…

» Яблоки

Литературное начало

Школа № 14 имени А. Н. Радищева с усиленным изучением иностранных языков, в которой училась Вера, считалась одним из лучших заведений города Казани, поэтому неудивительно, что столь прилежная ученица хорошо владела английским и французским. Также ученице хорошо давалась литература; ее одаренность в этой сфере заметил школьный преподаватель Скворцов Борис Николаевич, часто зачитывавший вслух сочинения Тушновой в качестве образцовых.

Далее, по настоянию отца, характеризовавшегося властным, можно даже сказать, деспотичным характером, Вера в 1928 году стала студенткой медицинского факультета института. В 1931 году, в связи с назначением родителя на новое место работы, семья перебралась в столицу, в квартиру на Новинском бульваре, полученную за заслуги на медицинском поприще, а в 1936 году, после смерти Михаила Павловича, – в Ленинград, где Вера продолжила обучение и получила диплом врача. Четырех лет учебы для молодой девушки оказалось достаточно, чтобы понять ошибочность выбора жизненного пути. Ей больше по нраву были занятия живописью и поэтические пробы пера. В 1938 году Вера вышла замуж за известного психиатра Юрия Розинского, от которого родила дочь Наталью в 1939 году. Однако первый брак оказался скоротечным и быстро распался. Что стало этому причиной – никому не известно: информации относительно дел сердечных, к сожалению, не сохранилось; возможно, многое просто умалчивается членами семьи Веры.

Личная жизнь

В 1938 году Вероника выходит замуж за врача-психиатра Юрия Розинского. Вскоре у пары рождается дочь Наталья, которой мама посвятит такие строки:Душная, безлунная Наступила ночь Все о сыне думала А сказали: «Дочь».

Несмотря на это семейная жизнь не сложилась — муж ушел из семьи. Вероника не оставляла надежды на его возвращение и он вернулся, когда тяжело заболел и нуждался в уходе. Женщина его приняла и была с ним до самой кончины, несмотря на то, что многие осуждали такой поступок.

Вторым супругом поэтессы стал известный литератор Юрий Тимофеев. Но этот брак тоже удачным назвать нельзя. Было немало ссор и непонимания. После десятилетия совместной жизни их ожидал тяжелый развод.

Свою настоящую любовь Вероника встретила позже. Это поэт и прозаик Александр Яшин. Их полноценному сближению мешал действующий брак Яшина, в котором родилось четверо детей, да и он сам не был готов к разрыву с супругой, которая страдала душевным расстройством. Поэтесса понимала безвыходность ситуации и готова была на все, лишь бы не потерять любимого. Они встречались тайком в иногородних гостиницах, любили ездить на природу в Подмосковье. Ради таких редких встреч и жила последние годы Вероника Михайловна. Однажды она напишет об Александре : «С повадкой орлиной, с душой голубиной, с усмешкою дерзкой, с улыбкою детской». Но из-за появившихся сплетен и пересудов они вынуждены были расстаться.

Ее последний поэтический сборник «Сто часов счастья» стал настоящим памфлетом глубокой, но несчастной любви. Весной 1965 года Тушнову положили в больницу с неутешительным диагнозом — онкология. Она умирала, переживая тяжелейшие душевные и физические муки. Все это время в больнице ее навещал Яшин, и только в эти моменты она буквально преображалась. За несколько дней до кончины она просила не пускать к себе любимого — хотела остаться в памяти той, которую он знал раньше.

Вероника Трушнова скончалась 7 июля 1965 года. Поэтесса похоронена на Ваганьковском кладбище столицы.

Личная жизнь

Вероника Тушнова впервые выходит замуж в 1938-м. Избранником высокой кареглазой красавицы становится Юрий Розинский, работавший врачом-психиатром. Именно ему посвятила женщина знаменитые строки “Не отрекаются любя”.

7 звезд, тяжело переживших развод

В этом браке родилась дочь Наталья, с которой женщина в начале войны отправилась в эвакуацию в Казань, где самоотверженно работала в военном госпитале.

Муж оставил Веронику, она мучительно переживала расставание, но смогла принять и простить Юрия, когда тот вернулся к ней во время тяжелой болезни. Как и за всеми своими больными, женщина ухаживала за ним, несмотря на осуждение и снисходительное сочувствие окружающих.

В начале 1950-х Тушнова вышла замуж во второй раз. Юрий Тимофеев был литератором и редактором. Прожив вместе 10 лет, супруги болезненно расстались.

Вероника Тушнова и Александр Яшин

А Тушнову ждало главное счастье и горе всей личной жизни — встреча с поэтом Александром Яшиным, ставшим ее последней любовью. Несмотря на сильное ответное чувство, Яшин не смог оставить большую семью, и эта страсть осталась горькой и безнадежной. Она вылилась в сотни пронзительных стихотворений, включая последние предсмертные “Я стою у открытой двери”.

Поэтесса с большой буквы

В 1945 году произошел литературный дебют Тушновой — вышел в свет дебютный сборник под названием «Первая книга». В его составлении и редактировании очень помог поэт Павел Антокольский. Произведения поэтессы вновь имели большой успех. Стихами Вероники зачитывался известный советский актер Василий Качалов. Правда, многие критики и коллеги характерную для стихов Тушновой грусть назвали камерностью, что для тех времен было нехорошим знаком.

Неудивительно, что новый сборник «Пути-дороги» вышел только в 1954 году. Поэтесса просто боялась открыто публиковать то, что переживала ее душа. Материал для новой книги она часто создавала в дороге, путешествуя по всему Советскому Союзу. Однако и на этот раз она услышала немало критики. «Не имеет своего творческого лица, не нашла свой голос», — непрестанно лилось из уст критиков.

Вершин своего творчества поэтесса достигла в конце жизни, когда вышли книги «Память сердца» и «Сто часов счастья», в которых она делится с читателем своими переживаниями и размышлениями о высокой и чистой любви, о сложности человеческих взаимоотношений.

Она обладала удивительной способностью передавать тяжелые жизненные переживания простым лиричным языком. Тушнова никогда не была апологетом советского режима, ей всегда удавалось сохранить баланс между необходимым политесом и излюбленной ею лирикой

В своих стихах она упоминает символы власти как бы невзначай, не акцентируя на них особое внимание

Великая Отечественная война

Вероника Тушнова, биография которой кардинально меняется с приходом захватчиков, уезжает в эвакуацию в Казань – город своего детства и юности. Там она находит применение своему медицинскому диплому – работает врачом в нейрохирургическом госпитале.

Именно здесь Вероника Михайловна познала все ужасы и несчастья войны. Она видела молодых искалеченных бойцов и тяжелораненых умирающих детей, слышала их стоны и предсмертные вздохи, чувствовала их боль и отчаяние.

Страдания, которые окружали молодую женщину, глубоко затронули ее эмоции и чувства. Тушнова начинает писать, писать страстно и с отчаянием, горячо и самозабвенно, писать о том, что ей довелось увидеть и испытать.

В начале 1943 года Вероника переезжает в Москву, где все так же продолжает работать врачом в военном госпитале. Что ожидает от будущего Вероника Тушнова? Биография (личная жизнь) поэтессы терпит кардинальные изменения. В столице девушка разводится с мужем и начинает вести активную литераторскую деятельность.

Она печатает свои глубокие, трагичные стихи, исполненные печальной уверенности и грустной надежды. Это и “Хирург”, в котором Вероника прославляет тяжелый труд операционного врача, и “Стихи о дочери”, которые проникнуты огромной любовью к ребенку, познавшему страшное слово “война”.

Нежные, искренние, горькие и отрадные произведения поэтессы получили огромное признание среди читающей общественности.

Анализ стихотворения «Не отрекаются любя» Тушновой

В. Тушнова до сих пор остается «малоизвестной» русской поэтессой, хотя на ее стихи написано несколько популярных советских эстрадных песен. Среди них — «Не отрекаются, любя…». В свое время это произведение переписывали в тетрадки миллионы советских девушек. Всесоюзную известность поэтесса получила как раз после того, как стихотворение было положено на музыку М. Минковым.

Произведение имеет свою реальную историю происхождения. На протяжении долгого времени у Тушновой был страстный роман с А. Яшиным. Влюбленные были вынуждены скрывать свои отношения, потому что Яшин был женат. Он не мог оставить семью, да и сама поэтесса не хотела от любимого такой жертвы. Тем не менее происходили тайные встречи, прогулки, ночевки в гостиницах. Невыносимость такой жизни Тушнова выразила в одном из самых известных своих стихотворений.

Все творчество поэтессы так или иначе пропитано любовью. Тушнова буквально жила этим чувством и умела выразить его проникновенными и теплыми словами. Даже в современное время, когда господствует «свободная любовь», стихотворение способно затронуть самые тонкие струны человеческой души.

Любовь для Тушновой — самое главное и высокое чувство. Именно высокое, потому что в ней нет ни капли эгоизма. Налицо готовность принести себя в жертву любимому человеку, а себе оставить лишь надежду на собственное настоящее счастье.

Главная тема и смысл стихотворения заключаются в рефрене «Не отрекаются, любя…». Лирическая героиня уверена, что настоящая любовь не способна погибнуть. Поэтому она никогда не теряет надежды на возвращение любимого. В простых, но удивительно трогательных словах она убеждает себя, что счастье может прийти в любой момент. Произойти это может совершенно внезапно: «когда темно», «когда… ударит вьюга». Просто любовь настолько затопит собой влюбленных, что упадут и станут бесполезными любые преграды. Сегодняшнему поколению непонятно, но для советского человека очень много значило, что такое — «переждать не сможешь… трех человек у автомата». Лирическая героиня готова «все отдать» за свою любовь. Тушнова применяет очень красивое поэтическое преувеличение: «весь день не отходя от двери».

Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает нервное состояние лирической героини. Произведение даже некоторым образом напоминает молитву, обращенную к той силе, которая никогда не даст погибнуть любви.

Многие поэты писали о любви: хорошо или плохо, однообразно или передавая сотни оттенков этого чувства. Стихотворение Тушновой «Не отрекаются, любя…» — одно из высших достижений любовной лирики. За самыми обычными словами читатель буквально «видит» обнаженную душу поэтессы, для которой любовь была смыслом всей жизни.

Десятилетнее затишье

Несмотря на волнующую личную жизнь и интенсивный литературный труд, Вероника Михайловна не решалась вновь издать свои сочинения, вынести на людской суд свои сокровенные мысли и чувства.

Она усердно занимается литературным искусством, но делает это не в рамках своего творчества: пишет рецензии в издательстве “Художественная литература”, печатает очерки в газетах, активно занимается переводами. Тушнова переводит на русский язык колоритные произведения индийского поэта Рабиндраната Тагора и прекрасные лирические сочинения татарского народного поэта Габдуллы Тукая.

В связи со своей работой, а также в силу личных предпочтений поэтесса любит совершать длительные поездки по всему Союзу. Путешествия вдохновляют ее и расширяют кругозор, воодушевляют и окрыляют.

Все это время Вероника Михайловна ищет себя, ищет свой творческий путь. Она не может не писать и не может находиться в безмолвии. Она жаждет увидеть свои произведения напечатанными, читаемыми, декламируемыми. Поэтесса боится обвинения в “антисоветской поэзии”, боится безжалостной критики и цензуры.

Она писала о любви, о нежности, о тонких, чарующих отношениях, писала и прятала в стол. И наконец, это ей надоело.

Советские редакторы и рецензенты хотели видеть произведения, написанные в духе патриотизма и превозношения государственного строя, поэтому в возрасте сорока лет, Тушнова создает поэму, в которой находится все необходимое: наигранный пафос и ложная патетика звучит в каждой строчке восхваления власти, режима, советской общественности. Поэма называлась “Дорога на Клухор” и была приветливо встречена советской цензурой.

Нам двоим посвященная

Нам двоим посвященная,

очень краткая,


очень долгая,

не по-зимнему черная,

ночь туманная, волглая,

неспокойная, странная…

Может, все еще сбудется?

Мне — лукавить не стану

все глаза твои чудятся,

то молящие, жалкие,

то веселые, жаркие,

счастливые,

изумленные,

рыжевато-зеленые.

Переулки безлюдные,

непробудные улицы…

Мне — лукавить не буду —

все слова твои чудятся,

то несмелые, нежные,

то тревожные, грешные,

простые,

печальные

слова прощальные.

Эхо слышу я древнее,

что в полуночи будится,

слышу крови биение…

Может, все-таки сбудется?

Ну, а если не сбудется,

разве сгинет, забудется

тех мгновений течение,

душ заблудших свечение?

Всегда так было…

Всегда так было и всегда так будет: ты забываешь обо мне порой, твой скучный взгляд порой мне сердце студит… Но у тебя ведь нет такой второй! Несвойственна любви красноречивость, боюсь я слов красивых как огня. Я от тебя молчанью научилась, и ты к терпенью приучил меня. Нет, не к тому, что родственно бессилью, что вызвано покорностью судьбе, нет, не к тому, что сломанные крылья даруют в утешение тебе. Ты научил меня терпенью поля, когда земля суха и горяча, терпенью трав, томящихся в неволе до первого весеннего луча, ты научил меня терпенью птицы, готовящейся в дальний перелет, терпенью всех, кто знает, что случится, И молча неминуемого ждет.

Вспоминай меня

Весной 1965 года поэтесса очень сильно заболела и оказалась в больнице. В последние дни перед уходом она запретила пускать Яшина к себе в палату: желала ему запомниться веселой, красивой и живой. Скончалась Тушнова Вероника Михайловна 7 июля 1965 года от рака и от нестерпимой тоски по любви всей ее жизни — человеку, который, мучительно колеблясь, все же решился выпустить счастье из рук. Похоронена вместе с родителями на Ваганьковском кладбище.

Потеря любимой изменила Александра, он будто раскрепостился, перестал скрывать свои чувства и бояться их, стал открыто посвящать Веронике стихи, не догадываясь, что самому осталось недолго жить. Александр Яшин ушел из жизни три года спустя, также от рака. Биография Вероники Тушновой выражена полностью в ее стихах, ставших в музыкальном оформлении известными и любимыми песнями.

Одна судьба на двоих

Александра – красивого и обаятельного мужчину, тяжело было не заметить: гордо посаженный большой нос, язвительные тонкие губы под хорошо ухоженными рыжими усами и пронзительный цепкий взгляд с невеселым усталым прищуром. Его уверенность в себе и невероятная харизма покорили Веронику. У некоторых читателей ее стихов складывалось ощущение, что они держат в руках окровавленное, пульсирующее сердце, пытающееся своим теплом согреть ладони.

Вероника и Александр родились в один день. Согласно поверьям, жизни таких людей очень схожи. Может быть, на двоих это была одна судьба? «Почему без миллионов можно? Почему без одного нельзя?» — слова Вероники из последней книги, посвященной Яшину.

Влюбленных тянуло друг к другу, они встречались тайком, в других гостиницах, разных городах, бродили по незнакомым улицам, ездили в лес, ночевали в охотничьих домиках. По возвращении в столицу на электричке по просьбе любимого человека Вероника всегда выходила на пару остановок раньше, чтобы не попасться вместе на глаза знакомым. Несмотря на все старания, сохранить в тайне отношения не получилось. Для семьи Яшина его любовь была целой трагедией, которую также осуждали друзья поэта. Этому роману не суждено было закончиться счастливо: разрыв был предопределен и неизбежен.

Детство и юность

В Казани, где 14 марта 1911 года родилась Вероника, семья Тушновых пользовалась уважением. Отец Михаил Павлович был видным ученым, профессором Казанского ветеринарного института.

Мама Александра Георгиевна, получив образование на высших Бестужевских курсах, занималась воспитанием детей. С годом рождения Тушновой долгое время была путаница, даже на могильном памятнике стоит другая дата — 1915-й.

Еще в школе девочка углубленно изучала иностранные языки и, окончив ее в 1928-м, свободно говорила на английском и французском. На выбор профессии повлиял строгий отец, который настоял, чтоб дочь пошла учиться на врача.

Девочка не ослушалась, хотя уже в школьные годы проявила серьезное литературное дарование. Тушнова стала студенткой медицинского факультета Казанского университета, но диплом получала уже в Ленинграде, куда семья переехала после повышения отца по службе.

Окончив институт, Вероника продолжила обучение в аспирантуре — на сей раз в Москве. Несмотря на то, что овладение серьезной профессией отнимало много сил, девушка находила время для увлечения поэзией и живописью. Она сама начинает писать первые стихи, которые одобряют ее товарищи из поэтических кругов. В 1941 году Тушнова даже решает приступить к учебе в Литературном институте, но начавшаяся война путает все планы.

Лирика песни

Самое известное и до глубины души трогающее стихотворение «Не отрекаются любя» было написано в военном 1944 году. Знаменитый романс, автором мелодии которого был композитор М. Минков, дебютировал на сцене в 1976 году в постановке «Мужчины, носите мужские шляпы». Но настоящую славу этому произведению принесла Алла Пугачева, исполнившая его годом позже. Однажды певица признается, что этот романс главный в ее репертуаре, а когда она его поет, то очень трудно удержаться от слез.

Мелодия к еще одной известной песне на стихи Вероники Михайловны «А знаешь, все еще будет» тоже была написана Марком Минковым. И вновь блестящее исполнение А.Пугачевой принесло этому произведению большую славу.

Биография автора

Сильные переживания и чувства никогда не оставляли поэтессу, поэтому ее жанром стала любовная лирика. К сожалению, личная жизнь женщины не сложилась, два брака распались, и уход был тяжелым в обоих случаях. Последние годы жизни она болела раком и страдала от односторонней любви к Александру Яшину. Лучшие стихи о любви Тушновой попали в сборник под названием «Сто часов счастья», они были посвящены неразделенным и нераскрытым чувствам.

Предположительно Тушнова родилась в 1911 году (27 марта), хотя многие источники указывают 1915 год. Мы же придерживаемся первой даты, так период окончания школы юной девушкой попадает на 1928 год.

Детство и молодость поэтессы прошли в Казани. Отец был профессором медицинских наук в местном университете. Мать девушки была выпускницей высшей школы (ранее школа носила название Бестужевские курсы). В раннем детстве девушка освоила английский и французский языки, очень интересовалась литературой. После школы была отправлена отцом в университет на медицинскую специальность. Но всего через год отца перевели в Москву и предоставили всей семье квартиру в центре города. Здесь девушка продолжила учебу и увлеклась поэзией и живописью.

Год 1938 стал очень счастливым для Вероники, так как она нашла мужа и опубликовала свой первый сборник. Через пару лет творческой активности, написания и прочтения на литературных встречах собственных творений она решила поступить в Литературный институт имени Горького. Советчиком для Вероники стала поэтесса Вера Инберг. Желание так и осталось неосуществимым, так как ее призвали в госпиталь для работы военным врачом (1941 год).

Время шло, женщина успела развестись и выпустить еще пару сборников. Вторым мужчиной, за которого Вероника вышла замуж, стал главный редактор издательства «Детский мир» Юрий Тимофеев. С начала 50-х, около 10 лет они прожили совместной жизнью, но в итоге расстались.

Последней любовью стал женатый Александр Яшин, который отказался бросить семью и не ответил взаимностью Тушновой.

Слияние с природой

Первые двадцать лет молодая Вероника провела в родном городе – в Казани. Летом семья выезжала в деревню на Волгу. Именно там Вероника Тушнова, биография, стихи и личная жизнь которой тесно связаны друг с другом, ощутила всю прелесть и очарование живописных просторов, которые пробуждали в ней доселе неизведанные чувства – ей хотелось писать.

Рифмы возникали сами собой, гармонично складываясь в строчки и четверостишья. Живописная природа, свежий воздух, ровное покачивание волн и нежный шелест цветов вдохновляли будущую поэтессу и побуждали ее творить тонкие трогательные произведения. Где бы она ни была – бегала босой по росе, лежала в траве на крутом склоне, купалась в быстрых водах Волги, — она все подмечала, всем восторгалась, все хоронила в душе, чтобы излить свои чувства и ощущения на бумаге.

Творческая биография Вероники Тушевой началась довольно рано. Под наитием живописного и прекрасного она начала сочинять стихи еще в начальных классах. Наивные и детские, они украшали школьные стенгазеты и плакаты.

Учителя замечали в юной Нике литературную одаренность и пророчили девушке великое будущее.

Я ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ДОБРА!

Улыбаюсь, а сердце плачет

в одинокие вечера.

Я люблю тебя.

Это значит —

я желаю тебе добра.

Это значит, моя отрада,

слов не надо и встреч не надо,

и не надо моей печали,

и не надо моей тревоги,

и не надо, чтобы в дороге

мы рассветы с тобой встречали.

Вот и старость вдали маячит,

и о многом забыть пора…

Я люблю тебя.

Это значит —

я желаю тебе добра.

Значит, как мне тебя покинуть,

как мне память из сердца вынуть,

как не греть твоих рук озябших,

непосильную ношу взявших?

Кто же скажет, моя отрада,

что нам надо,

а что не надо,

посоветует, как же быть?

Нам никто об этом не скажет,

и никто пути не укажет,

и никто узла не развяжет…

Кто сказал, что легко любить?

Творчество автора о любви

Произведения автора связаны с ощущениями полноты, чистоты и единства с возлюбленным, но также проявляются и ноты неполноценности, разрыва, безответности. Любовь в ее стихах полностью обособляется, отделяется от реальной несправедливости и бытности, настоящей горести. Вечный герой, которого изображала Вероника Тушнова в стихах о любви, был носителем неповторимых сильных чувств. Его характер или мировоззрение оставалось в одной стороне, когда речь шла о любовных ситуациях. Любые проявления героя были неподвластны волне желаний, страсти и надежд на будущее. Лирические высказывания в стихах Тушновой про любовь не сопровождались раскрытием определенных событий.

Легкий и интересный, наполненный смыслом слог заключался в эмоционально окрашенных описаниях и размышлениях о многогранной любви

Создавала Тушнова стихи о любви, которые не отображали отношения между людьми, не уделяла внимание поступкам. Иногда их роль подразумевается, но сами факты их осуществления отсутствуют

Стихи Тушновой о любви говорят о многом. К примеру, знаменитое стихотворение «Сто часов для счастья..» сравнивает счастье с мгновением, каждый момент складывается воедино, а все остальное — серое и несущественное. Счастье добывается стремлениями, и у поэтессы оно сформировалось «из горького горя» (получено через страдания и боль).

Любовь для автора – смысл жизни, где переплетаются разлука, страдание, вера, надежда и ожидание счастья. Ее творчество с первых работ призывает к подлинным человеческим чувствам, безо лжи и обмана.

Многие произведения не потеряли актуальности. Люди продолжают читать стихи о любви вероники Тушновой, ассоциируя их с прекрасной женщиной, которая действительно обнажила свое благородное сердце до предела.

Александр Яшин и Вероника Тушнова

Личная жизнь Вероники Тушновой – ее счастье и ее трагедия. С поэтом Александром Яшиным – человеком с ярким русским характером, широким сердцем, пытающимся вместить в себя боли и беды как одного человека, так и Отчизны в целом, — судьба ее свела после (или во время?) второго неудачного замужества с физиком Юрием Тимофеевым. Биография Вероники Тушновой не сохранила подробностей двух неудачных замужеств; в браке со вторым мужем она прожила 10 лет, но ни одному из мужей она не посвящала таких страстных строк, как Яшину – единственному мужчине, которого любила по-настоящему.

А он был женат, растил семерых детей и не мог бросить семью. Возможно, и Вера не смогла бы решиться соединить с ним судьбы, ведь это решение было бы больше трагическим, чем счастливым. Поэтому она страдала, любила тонко и обостренно, доверяя свои чувства тетрадным строкам, созданным в крайнем страдании и безмерном счастье.


С этим читают