Афанасий фет

Анализ стихотворения «Это утро, радость эта» Фета

А. Фет по праву считается одним из лучших представителей пейзажной лирики. Его стихотворения, посвященные красоте природы, относятся к классическим. При этом часто поэт выступал новатором, смело переступающим существующие в его время литературные каноны. К числу таких необычных произведений принадлежит стихотворение «Это утро, радость эта…» (1881 г.).


Новаторство Фета проявляется во всем. В первую очередь критики упрекали его за беспредметность. Стихотворение посвящено весне, но это становится понятным лишь в самом финале. Многочисленные природные предметы и явления, звуки, человеческие ощущения перечисляются в кажущемся беспорядке, создавая невероятное нагромождение. Они не имеют видимой связи между собой и лишь в последней строке становятся на свои места и обретают логическую структуру. В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»).

В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов. Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости.

Наконец, заслуживает внимания сама структура стихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги.

В целом в произведении можно отметить нарастание эмоционального напряжения. Оно начинается с нейтральных умиротворяющих образов («утро», «синий свод»). Постепенно они сменяются существительными, намекающими на движение («капли», «мошки», «зык и свист»). В финальной строфе появляются томительные человеческие ощущения («ночь без сна», «жар постели»). Они впрямую подводят читателя к предчувствию любви, которое связано с весной.

Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Но даже в старости он оставался неисправимым романтиком, который до конца жизни верил в конечное торжество любви и весны.

ОСЕНЬ

     * * *

Непогода — осень — куришь,

Куришь — всё как будто мало.

Хоть читал бы, — только чтенье

Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,

И у жаркого камина

Лезет в голову больную

Всё такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом

Остывающего чаю,

Слава богу, понемногу,

Будто вечер, засыпаю…

1847

     * * *

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу

Встретить грудью рад!

Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

Журавли летят.

Выйдешь — поневоле

Тяжело — хоть плачь!

Смотришь через поле

Перекати-поле

Прыгает как мяч

1847

     * * *

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

1854

Псовая охота

Последний сноп свезен с нагих полей,

По стоптанным гуляет жнивьям стадо,

И тянется станица журавлей

Над липником замолкнувшего сада.

Вчера зарей впервые у крыльца

Вечерний дождь звездами начал стынуть.

Пора седлать проворного донца


И звонкий рог за плечи перекинуть!

В поля! В поля! Там с зелени бугров

Охотников внимательные взоры

Натешатся на острова лесов

И пестрые лесные косогоры.

Уже давно, осыпавшись с вершин,

Осинников редеет глубь густая

Над гулкими извивами долин

И ждет рогов да заливного лая.

Семьи волков притон вчера открыт,

Удастся ли сегодня травля наша?

Но вот русак сверкнул из-под копыт,

Всё сорвалось — и заварилась каша:

«Отбей собак! Скачи наперерез!»

И красный верх папахи вдаль помчался;

Но уж давно весь голосистый лес

На злобный лай стократно отозвался.

1858

     * * *

Вот и летние дни убавляются.

Где же лета лучи золотые?

Только серые брови сдвигаются,

Только зыблются кудри седые.

Нынче утром, судьбиною горькою

Истомленный, вздохнул я немножко:

Рано-рано румяною зорькою

На мгновенье зарделось окошко.

Но опять это небо ненастное

Безотрадно нависло над нами, —

Знать, опять, мое солнышко красное,

Залилось ты, вставая, слезами!

19 июня 1887

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

18 сентября 1885

     * * *

Задрожали листы, облетая,

Тучи неба закрыли красу,

С поля буря ворвавшися злая

Рвет и мечет и воет в лесу.

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна,

Светлогруда, легка, невеличка,

Не запугана бурей одна.

И грохочет громов перекличка,

И шумящая мгла так черна…

Только ты, моя милая птичка,

В теплом гнездышке еле видна.

13 июля 1887

Сентябрьская роза

За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза


В день быстролетней сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной —

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

22 ноября 1890

     * * *

Опять осенний блеск денницы

Дрожит обманчивым огнем,

И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.

И болью сладостно-суровой

Так радо сердце вновь заныть,

И в ночь краснеет лист кленовый,

Что, жизнь любя, не в силах жить.

7 сентября 1891

Анализ стихотворения «Колокольчик» Фета

Признанный певец природы, Афанасий Афанасьевич Фет подмечает мельчайшие перемены в ней, придает любому пейзажу флер таинственности.

Стихотворение написано в 1859 году. Его автору исполнилось 39 лет, к этому времени он выпустил 3 сборника стихов, подружился с Ф. Тютчевым, женился, вышел в отставку. Семейная пара проживала в Москве, но А. Фет уже присматривал для переезда усадьбу с пахотной землей. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Рифмы открытые и закрытые, женские и мужские. Лирический герой – сам автор. Интонация нарочито недоуменная, с двумя вопросами. В 1 четверостишии поэт так усердно подчеркивает тишину, что решается на тавтологию: нема, онемел. Сравнение «как дух бесплотный»: привидения традиционно молчаливы. Погода летняя, тепло даже ночью. Мучимому бессонницей герою чудится едва слышный звон. Во 2 строфе он пытается идентифицировать звук. Возможно, это поддужные колокольчики почтовой или курьерской тройки, проезжающей лесом. «Мешает лесному сну»: действительно, в доме только чуткое ухо поэта уловило далекий звон, однако в лесу картина другая. Колокольчик вовсе не один и звон разносится по всей ближайшей округе, вспугивая птиц, зверей и саму тишину. В 2 четверостишии, чуть улыбнувшись в усы, поэт сообщает читателю о новой догадке, которая кажется ему еще более правдоподобной: или этот в цветнике. Похоже, герой все еще верит в волшебство. Ночная пора – лучшее время для таинственных превращений. «Чуть заметный» днем, теперь цветок начинает «звенеть». Герой медлит с вылазкой в сад, чтобы подтвердить или опровергнуть свое смелое предположение. Загадка остается без разрешения, на суд читателя. Эпитеты: бесплотный, разноцветный, мимолетный, узкодонный (индивидуально-авторский эпитет). «На тычинке»: в раскрытом венчике цветка тычинки особенно заметны и добавляют ему очарования. Олицетворения связаны с «немотой» ночи и воздуха. Метафора: набегает на тишину. Чувствуется желание поэта передать мелодичность и чуть сонный ритм. Следует отметить, что сразу после создания стихотворение это опубликовано не было. А вот спустя несколько лет оно удостоилось весьма едкой рецензии от М. Салтыкова-Щедрина. Ему показалось оно безделицей, перепевом уже ранее сказанного.

Стихотворение «Колокольчик» А. Фета было включено в двухтомник поэта, вышедший в 1863 году.

Анализ стихотворения «Первый ландыш» Фета

Афанасий Афанасьевич Фет, тонкий лирик и признанный певец природы, пишет в разгар Крымской войны трепетное стихотворение «Первый ландыш». Это стихотворение, обращенное не к разуму, а чувствам, входит в круг классической отечественной поэзии XIX века.

Стихотворение «Первый ландыш» написано в 1854 году. Его автору 34 года, в свет вышли 2 сборника его творений, он регулярно публикуется в журнале «Современник». Между прочим, в этот период идет Крымская война, поэт находится на военной службе в чине поручика, его полк расквартирован в порту Финского залива.

По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 3 строфы. Композиционно делится на 2 части: в первой описывается сам цветок, вторая часть — сравнение девушки с ландышем. Лирический герой — сам поэт. Здесь он наблюдатель, созерцатель, когда-то тоже испытавший смятение чувств, познавший, к чему приводят мечты. Впрочем, в его любовании нет горечи и скептицизма.

Весеннему солнцу навстречу раскрывается не только нежный цветок, но и нежное девичье сердце. Как быстротечна весна, так мимолетна и молодость. Тем ценнее радость от пробуждения природы и возрастания души и чувств. Стихотворение полно восторга и восклицаний: о первый ландыш! Лексика возвышенная (нега, пленителен, дева, благоухает) и нейтральная.

Эпитеты: девственная нега, душистой чистоте, робкий вздох. Первый ландыш сравнивается с первым вздохом ожидания будущего счастья у девушки на заре ее жизни. Эпитет «воспламеняющей весны» напоминает о традиционном для мировой поэзии образе весны как торжества жизни. Однако здесь нет развернутого описания уходящего времени года, лишь единожды упомянут снег.

И ландыш, и трепещущее молодое сердце — подарки весны. И у цветка, и у трепетных чувств есть таинственное робкое благоухание. Олицетворение: ты просишь. Метафора: душистая чистота. Ключевое слово: первый. Оно звучит в начальной строке каждой строфы этого произведения. Повторы: какая, как, какие. Рифмы открытые (лучей-твоей, снега-нега) и закрытые (ярок-подарок, вздыхает-благоухает), женская рифма чередуется с мужской. В стихотворении только одна глагольная рифма.

Стихотворение «Первый ландыш» А. Фета — гимн весне и пробуждению чувств, надежде, молодости и красоте. Оно написано в период расцвета творческих сил поэта, признания его таланта Н. Некрасовым и И. Тургеневым.

ЛЕТО

Дождливое лето

Ни тучки нет на небосклоне,

Но крик петуший — бури весть,

И в дальном колокольном звоне

Как будто слезы неба есть.

Покрыты слегшими травами,

Не зыблют колоса поля,

И, пресыщенная дождями,

Не верит солнышку земля.

Под кровлей влажной и раскрытой

Печально праздное житье.

Серпа с косой, давно отбитой,

В углу тускнеет лезвие.

Конец 50-х годов

     * * *

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Конец 50 годов

Нежданный дождь

Всё тучки, тучки, а кругом

Всё сожжено, всё умирает.

Какой архангел их крылом

Ко мне на нивы навевает?

Повиснул дождь, как легкий дым,


Напрасно степь кругом алкала,

И надо мною лишь одним

Зарею радуга стояла.

Смирись, мятущийся поэт, —

С небес нисходит жизнь влага,

Чего ты ждешь, того и нет,

Лишь незаслуженное — благо.

Я — ничего я не могу;

Один лишь может, кто, могучий,

Воздвиг прозрачную дугу

И живоносные шлет тучи.

1866

     * * *

Ты видишь, за спиной косцов

Сверкнули косы блеском чистым,

И поздний пар от их котлов

Упитан ужином душистым.

Лиловым дымом даль поя,

В сияньи тонет дня светило,

И набежавших туч края

Стеклом горючим окаймило.

Уже подрезан, каждый ряд

Цветов лежит пахучей цепью.

Какая тень и аромат

Плывут над меркнущею степью!

В душе смиренной уясни

Дыханье ночи непорочной

И до огней зари восточной

Под звездным пологом усни!

1864

     * * *

Как здесь свежо под липою густою —

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются душистых опахал.

А там, вдали, сверкает воздух жгучий,

Колебляся, как будто дремлет он.

Так резко-сух снотворный и трескучий

Кузнечиков неугомонный звон.

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подернуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые проходят облака.

1854

Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом» Фета

А. Фет считается одним из самых лиричных русских поэтов. Его творчество целиком посвящено описанию природы и радостных человеческих чувств. В нем нет напыщенных фраз, сложных философских конструкций, политических и социальных требований. Это поистине «искусство ради искусства». Одним из ярких примеров лирики Фета является стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», написанное молодым поэтом в 1843 г.

Стих представляет собой восторженный монолог лирического героя, обращенный к своей возлюбленной. Молодого человека переполняет жажда жизни. Опьяненный любовью, он видит ее проявления повсюду. Восход солнца и начало нового дня заставляют его спешить к любимой с первым утренним приветствием. Для многих утро – начало трудового дня со своими проблемами и трудностями. Лирический герой еще не отягощен заботами. Он встречает утро с широко раскрытыми глазами и душой, каждый раз словно бы рождаясь заново. Так же неповторима для него очередная встреча с любимой, способной полностью разделить его радость.

Фет использует характерный для него мотив единения человека с природой. Вместе с лирическим героем просыпается лес, наполняясь пением птиц. Автор указывает на неизменность своего чувства к любимой, свою готовность так же верно быть ее покорным слугой.

Лирический герой не может передать человеческими словами всю величину охватившего его восторга. В его душе «песня зреет», содержание который ему самому еще неизвестно. В этом усматривается ожидание творческого вдохновения поэта, которое захлестнет его и выльется в очередное прекрасное произведение.

Фет блестяще владел русским языком. В стихотворении он использует минимум выразительных средств: олицетворения («солнце… затрепетало», «лес проснулся»), эпитеты («горячим», «весенней»). Они не являются определяющими

Важно само построение стихотворения. Четырехстопный хорей создает ощущение плавности и мелодичности

Особый замысел Фета состоит в том, что все произведение представляет собой одно предложение. Четыре четверостишия должны восприниматься на одном дыхании, легко и свободно. Таким образом, не только содержание, но и форма стихотворения символизируют молодость и новые творческие силы.

«Я пришел к тебе с приветом» — настоящий гимн лирического поэта. Стихотворение было высоко оценено современниками и остается очень популярным в наше время.

Анализ стихотворения «Рыбка» Фета

Произведение «Рыбка» Афанасия Афанасьевича Фета – пейзажная зарисовка, давно вошедшая в золотой фонд классики для детей.

Стихотворение написано в 1858 году. Его автору исполнилось 37 лет, он уже известен как литератор, печатается в журнале «Современник». Еще недавно он служил в уланском полку, но вышел в отставку, узнав, что военная карьера не вернет ему заслуженное по праву происхождения дворянство. Поэт женился, обзавелся хозяйством. Его жизнь становится упорядоченной. А. Фета уважают окрестные помещики и сделают его мировым судьей. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Большинство рифм открытые. Лирический герой – рыбак. Композиция сюжетная. События развиваются стремительно, в интонации чувствуется азарт рыбака. Герой с удочкой, дождавшись весны, сидит на берегу: слежу за поплавком. Вода чистейшая: на дне видна трава. Он довольно опытен: знает, например, что в это время года наживку лучше использовать животного происхождения. Даже крючок подобран с умом, он точно помещается во рту добычи.

«Шалунья рыбка играет с червяком». Никакого сюрприза, добыча видна невооруженным глазом. Далее следует ее портрет, от спины до глаз. «Бурмитских два зерна»: в старину бурмитом называли бирманский янтарь. Возможно, его и имеет в виду автор. Само название это пошло из немецких источников, а этот язык А. Фет знал в совершенстве. Сама «шалунья», скорее всего, уклейка. О ее небольшом размере говорит и уменьшительный суффикс в слове «рыбка». «Пора – червяк во рту!» — первое восклицание в стихотворении. Незадачливый герой ждет второго шанса: авось, на этот раз повиснешь на крючке! Финальное восклицание не подводит итог стихотворению. Поэт оставляет своего героя пытать удачу. Чувствуется, что он наслаждается теплым весенним деньком «на солнышке» и рыбачит просто для удовольствия. Игрой увлечены и рыбка, и рыбак. Метафора: весна берет права. Олицетворения: играет, идет. Сравнения: блестящей полосой, как серебро. Эпитеты: лукавый, багряное. Лексика нейтральная и просторечная (авось, повиснешь). Рефрены: червяк, глаза. Устаревшее слово: перо (плавник). В заключение герой весело угрожает шалунье, обращаясь к ней напрямую: постой. Инверсия (нарушенный порядок слов): слежу, вижу я.

В стихотворении «Рыбка» А. Фета, лауреата Пушкинской премии, рыбная ловля описана как забава. Действительно, в России в середине XIX века уже получила широкое распространение рыбалка с удочкой, а не неводом.

Анализ стихотворения «Осенняя роза» Фета

Пейзажная лирика позднего Афанасия Афанасьевича Фета часто проникнута философской нотой.

Стихотворение написано в 1886 году. Его автору уж исполнилось 66 лет, он давно признанный поэт, усердно пишет мемуары, выпускает свои сборники. Надо отметить, что поэт оказался также замечательным хозяйственником: его имение процветало. По жанру – элегия, пейзажная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лирический герой – сам пожилой автор. Интонация минорная. К теме цветения в предзимнее время садовых цветов поэт обращался неоднократно. В первом четверостишии герой описывает наступление осени. Точнее, первых заморозков. Обычный порядок слов чередуется с применением инверсионного: осыпал лес, дохнул сентябрь (это еще и олицетворение), георгины обожгло (метафора). Чело: лоб. Собственно, тоже пример одушевления природы. Ночные температуры упали, георгины не выдержали таких перепадов. «Дуновение мороза»: в этом олицетворении подчеркнута еще маломощность холодов. Увядшие цветы он называет погибшими, будто это живые существа. Царица-роза: этот сдвоенный эпитет – один из любимых в лирике поэта. Сама роза наделяется А. Фетом множеством значений. «Благоуханна и пышна»: эпитеты. В третьей строфе интонация приобретает особое напряжение. Первая строка этого четверостишия очень экспрессивна: назло, жестоким, злобе, испытаньям. Сам вид ее и трепет живого цветка – будто веянье не только весны, но и самой жизни, надежды, бессмертия, наконец. Как признавался сам поэт, в молодости он искал ту самую единственную идеальную возлюбленную. Нашел и, в том числе, по собственному малодушию, потерял. Начал сомневаться, будет ли благополучным брак двух людей, столь стесненных в материальных средствах. Причем, их не просто развела жизнь, их развела трагическая смерть М. Лазич. Уже умирая, она просила сохранить письма поэта к ней. Традиционно это стихотворение принято связывать еще и с ее памятью. Прошлое не отпускало А. Фета всю жизнь. Лексика возвышенная, временами устаревшая. Однако значения слов понятны в контексте всего произведения. Собственно, в письме к друзьям автор сообщал, что писал стихотворение по реальным событиям, свежим впечатлениям после перемены погоды.

Стареющий А. Фет в своей «Осенней розе» вновь поднимает тему памяти, страдания, вечного возрождения жизни. Впервые стихотворение было опубликовано в «Русском вестнике». Чуткие литературные критики усматривали в некоторых строках его глубокую тютчевскую ноту.

Анализ стихотворения «Ласточки» Фета

Мастер пейзажа, чистых красок Афанасий Афанасьевич Фет в своих «Ласточках» сравнивает дерзание человека в творчестве с полетом птицы.

Стихотворение датируется 1884 годом. Автору его в эту пору уже исполнилось 64 года, он занят выпуском своих произведений в нескольких книгах, публикует переводы латинских корифеев искусств, женат, пожинает плоды хорошо налаженного быта, хозяйства в усадьбе. Жанр – пейзажный, размер – ямбический с перекрестной рифмой, 4 строфы. Рифмы есть и открытые, и закрытые. Лексика возвышенная. Лирический герой здесь – сам размышляющий автор. «Праздный соглядатай»: чуть насмешливо по отношению к самому себе. Наблюдатель, созерцатель. «Люблю»: экспрессия в глаголе передает эмоции поэта. «Стрельчатой»: почти архитектурный эпитет к крылу ласточки. Во втором четверостишии птица опасно снижается, скользит чуть ли не мимо окон. Поэт встревожен ее смелостью, боится, что «чуждая стихия» (коварно прозрачное стекло) остановит этот самозабвенный полет. И вновь индивидуально-авторский эпитет: молниевидного. Понятно, что птица для автора – образ мечты, вдохновения, творчества. В третьей строфе он именно об этом и вопрошает: не таково ли вдохновенье? Совершенство некоторых произведений искусства (а среди них и стихи его задушевного друга Ф. Тютчева) наводит его на такие мысли. Нельзя объяснить шедевр до конца, но можно прочувствовать сердцем, учиться у него понимать красоту, любить чистоту и простоту. В заключительном четверостишии он развивает эту догадку до логического конца. Он уже не скрывается за коллективным «я» всего человечества. «Сосуд скудельный»: библейская цитата. То есть, негодный, худой раб, слабый человек. Так именует себя поэт. «На запретный путь»: выйти из круга суеты, забот сегодняшнего дня, парить в вышине, не боясь мнения людей. Опять лексической повтор на тему разрушительной стихии. Оказывается, поэты находятся на грани гибели, порой и не подозревая об этом, совсем как беспечные птицы в небе. «Хоть каплю зачерпнуть?» — таким вопросом он завершает свое произведение. Его находки и открытия скромны, а поэтический голос негромок, однако А. Фет надеется, что и в них чуткое сердце способно различить свет и переливы истинных творений. Эпитеты: беспредельной, вечереющим, темная. Третья строфа – с многосоюзием и ключевым сравнением, кульминацией стихотворения.

«Ласточки» А. Фета относятся к поздней лирики поэта. В нем автор размышляет о тайнах искусства и предназначении поэта.


С этим читают