Осирис

Царство мертвых

Оставив земной мир, бог стал владыкой умерших. Мифология говорит, что он возглавлял 42 божества, которые решали судьбу покойника. Каждый, кто переходил в загробный свет, попадал в зал двух истин. Человек говорила клятву отречения, суть которой в том, что говорящий начинал фразы с приставки «не»: не нарушил, не обманул.


Далее проходила процедура взвешивания. На весы клали с одной стороны сердце покойника, с другой — перо богини истины. За всем наблюдал Осирис. Бог определял загробную участь. Было два варианта: счастье полей Иару, где радость и веселье, или сердце грешника отдавали монстру Аммуту, что обрекало его на вечную смерть.

Культ загробной жизни был настолько велик, что в эпоху Нового царства Осирис был самым высоким среди богов. Отсюда пошла новая теория. Отныне вечное существование ждет не только богачей, а и бедняков. Билет в рай — это примерное существование, нравственность, покорность.

По представлениям египтян, о всех благах того света должны были заботиться близкие, поскольку смерть воспринимали как глубокий сон. Для того чтобы человек после пробуждения смог жить нормально, тело мумифицировали. Это была не прихоть, а неотъемлемая часть практики.

Суд бога Осириса вызывал чувство страха и трепета. А он сам был не только первой мумией, но и основоположником культа мертвых.

Миф и атрибуты

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Поскольку единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был пенис (его съели рыбы), Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Так был зачат Гор.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить своё око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.

Настенная роспись с Осирисом

Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.[источник не указан 585 дней]

Корнями миф Осириса глубоко уходит в эпоху родового общества, из представлений и обрядов которого развиваются впоследствии, в связи с изменением общественных отношений Египта, и характернейшие черты культа Осириса: культ царя и культ бога производительных сил природы. Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.[источник не указан 585 дней]

Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растёт или лотос, или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растёт дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через , обвив её своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.

Миф о смерти и воскрешении Осириса был связан с годовым сельскохозяйственным циклом. Похороны Осириса символизировали сеяние зерна, его воскрешение — появление всходов, убийство Осириса — срезание колосьев во время жатвы.

Культ

Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени. Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой.

С развитием культа история смерти Осириса, горе его вдовы Исиды, борьба Гора стали темами многочисленных религиозных драм на великих народных празднествах.

Центры почитания

Храм Исиды на о. Филы (Египет)

Главное святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул. Наконец, византийский император Юстиниан I отправил военачальника Нарсеса разрушить культовые сооружения на острове и доставить их реликвии в Константинополь.

Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

В античной традиции

Руины храма Исиды в Делосе (Греция)

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам как жена Осириса. Её отождествляли с Деметрой, с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио. Некоторые считали, что она стала созвездием Девы, поместила Сириус на голову Пса. Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами. Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора).

В эпоху эллинизма Исида обрела широкую популярность среди греков. Ее связывали с любовью и справедливостью и материнской любовью ко всем людям. Поклонявшиеся ей обязывались вести высоконравственную жизнь.

В произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой.

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всём Средиземноморье. Известны её храмы (лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров.

Исида вскармливает сына Гора — фаянсовая статуэтка 332—330 годов до н. э. Метрополитен-музей

В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды. Мифологическая школа считала, что имеет место иконографическое влияние образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.

По мнению этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды имели сходство с католической обрядностью:

Однако ряд сходств, упоминаемых Фрэзером, является спорным. Например, Фрэзер упоминает тонзуры жрецов Исиды, хотя, согласно Плутарху, жрецы Исиды полностью удаляли волосы на голове и теле.

Характер Править

Осирис добр и справедлив, что немаловажно при его работе. Он умен и красноречив, когда это необходимо

Иногда он бывает доверчив, но старается побороть в себе это качество.

Наследники Богов
Основные книги: Красная Пирамида | Огненный Трон | Тень Змея
Кроссоверы: Сын Собека | Посох Сераписа | Корона Птолемея | Полубоги и Маги
Графические новеллы: Красная Пирамида | Огненный Трон
Главные персонажи: Картер Кейн | Сейди Кейн | Зия Рашид | Уолт Стоун
Основные боги: Ра | Анубис | Гор | Изида | Баст | Бес | Апофис | Сет
Другие персонажи: Мишель Дежарден | Владимир Меншиков | Геб | Искандар | Жас | Амос Кейн | Джулиус Кейн | Руби Кейн | Хуфу | Нефтида | Нут | Осирис | Тот | Сетне | Перси Джексон | Аннабет Чейз
Места: Бруклинский Дом | Дуат | Царица Египта
Другое: Дом Жизни | Египетская магия | Маги | Семья Кейн | Рик Риордан | Руководство по выживанию | Справочник мага

Осириса воскресила жена Исида


Сестра Осириса, искала тело своего мужа, чтобы вернуть его к жизни. В Библосе она встретил Астарту и осталась во дворце под видом старой женщины. Когда Малкандеру и Астарта открыли ее истинную форму богини, они умоляли ее о милости и предложили ей все, что она хотела. Исида взяла дерево, в котором застрял ее муж. Она срубила дерево и взяла тело Осириса обратно в Египет. Чтобы скрыть и защитить Осириса от Сета, Исида спряталась в болотах дельты Нила. Однажды, когда она пошла собирать травы из близлежащих районов, то оставила свою сестру Нефтис для защиты тела Осириса. Тем временем Сет узнал о возвращении своего брата и захотел убедиться, что способа воскресить его нет. Чтобы убедиться в этом, он отправился в Дельту, обманул Нефтису и забрал тело Осириса. Затем он разрезал тело Осириса на куски и бросил их по всей земле и в реку Нил. Когда Исида вернулась, она была в ужасе, узнав о случившемся. Она собрала все части тела своего мужа, но не смогла найти его пенис, так как он был брошен в Нил и затем съеден рыбой. Тем не менее Исида смогла оживить своего мужа.

Взгляд со стороныПравить

  • Камарилья: Дети Осириса? Они когда-то существовали, насколько я понимаю, в древнем Египте, однако, как и многие старейшины до них, на сегодня исчезли. Их мистические тайны умерли вместе с ними. Жаль, ведь с их знаний, вероятно, можно было получить немалую силу. — Харгау, старейшина Тремеров.
  • Шабаш: Ах, ну даже если бы хоть одно Дитя поныне существовало, я бы привязал его к себе Узами и заставил бы увидеть, сколько удовольствий можно найти в ночи. — Террифисто, старейшина Шабаша.
  • Инконню: Говорю вам, они все еще существуют! Я видел одну собственными глазами! Она была прекрасна и холодна одновременно. Я побоялся прикоснуться к ней, чтобы случайно не повредить, но свет ее глаз был просто неописуем. — Ибн Аломар, Бруха пятого поколения
  • Последователи Сета: Ха, мы выпили их досуха и сожгли их тела. Тех, кто был нашими врагами уже нет, и пусть это послужит уроком для каждого, кто осмелится нам противостоять. — Шанди, Последовательница Сета.

Осирис в культуре

Мифологическая история Осириса и Сета прослеживается в сюжете древнеегипетского литературного произведения «Повесть о двух братьях» (ок. 1200—1194 годы до н. э.) и сказке «Правда и Кривда» (ок. 1292—1191 годы до н. э.).

в античной литературе

Неоднократно упоминается античными авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляют с греческим Дионисом. Диодор отмечает его связь с Приапом. Согласно Тибуллу, Осирис первым сделал плуг и научил людей земледелию.

в классической музыке

Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта, «O Isis und Osiris» (О вы, Изида и Осирис) — ария Зарастро

в кинематографе

2016 — «Боги Египта»; роль Осириса исполнил актёр Брайан Браун, (США).

Египетские боги в Греции и христианстве

О богах Древнего Египта мир впервые узнал от греческих мыслителей. Иосиф Флавий, Юлий Африкан и Евсевий Кесарийский подробно изучали историю соседнего царства. Но больше всего современники черпают из исследований Плутарха. Этот человек написал трактат «Об Исиде и Осирисе». Много интересного можно найти в его работе. Единственный минус — в произведении полно переплетений египетских мифов с греческими. Так, например, есть неточности, связанные с названием «Осирис». Бог с таким именем не существовал в Египте, но был культ Усиро. Известное нам имя просто ближе к языку Плутарха. Есть и другие замены: Ра стал Гелиосом, Нут — Реей, Тот — Гермесом. А главный герой винодел стал Дионисием.

А все началось с того, что археологи нашли молитву, датированную тысячным годом до нашей эры. Она слово в слово повторяла «Отче наш». Проводится много параллелей о рождении обоих богов. Дева Мария узнала о благословенном ребенке от архангела, а Нут от неизвестного голоса. Далее Исида скрывается с сыном от злого Сета, как и Мария с Иисусом.

Древнеегипетский бог Осирис был специально придуман для рабов, которые надеялись на другую, лучшую жизнь после смерти. Так же трактуют и суть христианской веры.

Еще одно родство Иисуса и Осириса — смерть и воскресение.

Места почитания и память о божестве

Главным западным божеством того периода был Анубис, до становления культа Осириса. В последствии Анубис становится сопроводителем душ умерших по Аменти (Запад) близ Дуата, именно через нее душа Осириса попала на Суд.

Будучи владыкой Дуатта и судьей умерших до окончания периода Старого Царства. Немного погодя функции верховного правителя и господствующего божества переходят к Осирису. В Книге Мертвых Анубис помогает Осирису судить души мертвых.

Творческая элита того времени показывала в своих шедеврах этого бога в образе усопшего царя, обернутого в повязки, с царской короной на голове, держащего царский скипетр.

С памятью об Осирисе близко ассоциируются два небольших города: город Бусирис , где находится позвоночник бога, и город Диодос , который известен тем, что там была погребена голова Осириса. Абидос, прослыл одним из духовных мест в Египте. Почти каждый набожный египтянин мечтал быть погребенным в месте скопления энергетики, простиравшейся от царской гробницы, что завещал своим оставшимся в живых родственникам захоронить его останки в Абидосе. Другие же просили поставить надгробия неподалеку от места погребения умершего и чудесным образом ожившего бога, чтобы и они могли вкусить с ним вершину духовенства.

Он был свергнут своим братом Сетом


Согласно мифу об Осирисе, его младший брат, Сет, стал ревновать к власти Осириса. Он разработал план убийства Осириса и захвата его трона. Сет выстроил красивый гроб, который был сделан в соответствии с размерами Осириса, и объявил, что тот, кто мог бы поместиться в гроб будет одарен совершенством. Он обманом заставил Осириса лечь в гроб, чтобы проверить размер. Затем закрыл крышку, запер ее и гроб с телом Осириса спустил по реке Нил. Однако, гроб застрял в Тамариске на длительное время, в результате чего дерево вросло в гроб и тело Осириса оказалось в ловушке. Поскольку дерево было около Библоса, оно было найдено Малкандером, королем Библоса и его женой Астартой. Они восхищались деревом из-за его красивой структуры и приятного аромата. Следовательно, Малкандер приказал дерево срубить с целью доставить его во дворец и сделать из него декоративную стойку для его суда. Осирис остался в ловушке внутри колонны и умер, когда он был во дворе Библоса.

Сет, брат Осириса

УбежищеПравить

Для убежища они предпочитают выбирать изолированные места — горные вершины или древние руины с мистическим прошлым. Они живут в общих убежищах, которые зовутся Храмами, и которые необходимы для постижения дисциплины Бардо. Храмы украшены мистическими символами, в основном древнеегипетскими, но также и восточного происхождения, поскольку с годами Дети прониклись мистическим эклектизмом, что выражается в Дисциплине Бардо. Главный Храм находится в снежных горах Непала, и почти не имеет связей с внешним миром. Первый Храм лежит покинутым под песками Египта, после разрушения Последователями Сета в древние века.

Образ темного повелителя

Владыка душ стал неофициальным родоначальником литературы и художественного искусства. Сила вдохновляла людей на создание рассказов о его подвигах. Их изображали на стенах и пергаменте. Большинство страниц ему посвятили в «Книге мертвых». Эти работы открывают нам образ бога.

Как и все небесные создания, Осирис частично был человеком. Судья встречал подданных сидя. Его ноги были забинтованы. В руках лежали символы власти — крюк и цепь.

Бог Осирис в Древнем Египте имел присущую только ему черту. Это была корона, носящая название «атеф». Сделан этот венец был из папируса. Цвет белый, по бокам прикреплены два красных пера страуса. Сверху они завивались. Иногда на продолговатой шапке были рога барана. Именно по этой короне исследователи распознавали на фресках бога тьмы.

Можно встретить рисунки, где Осириса изображают зеленым. Это ссылка на его земное правление, где он был покровителем плодородия и земледелия. Если бог красный, то это цвет почвы. Также в его руках может быть виноградная лоза, ведь именно он научил людей делать вино. Не редкость изображение бога растений среди деревьев.

Старейшей считают фреску, которая была создана в правление V династии фараона Джедкара — ок. 2405-2367 до н. э. На ней изображен бог Осирис. Фото, имеющие тысячелетнюю историю, представляет интерес как для ученых, так и для простых обывателей.

Культ Осириса и его влияние на мировую культуру

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты бог Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.


Осирис и Анубис

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса. IV—I вв. до н. э. Египетский музей в Берлине

В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рождён бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.

До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.

Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий.

На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых, Анубис помогает судить души умерших. Вместе с Тотом Анубис взвешивает на весах сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или её фигурки. Если человек вёл на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай (поля Иалу), грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила). Таким образом, в результате демократизации египетской религии в период Среднего царства, в значительной степени связанной с народным культом Осириса как справедливого загробного судьи, и представители социальных низов рассчитывали на посмертное блаженство и вечную жизнь.

Мифология

Миф об Осирисе

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса.

Когда Исида узнала об адюльтере Осириса с Нефтидой, то сотрясла вселенную криком отчаяния и сорвала ленты с брачного ложа. Она обратилась к Тоту, который обещал дать средство, чтобы вернуть привязанность супруга. Опасаясь гнева мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида.

Фрагмент фигурки: возможно, оплакивающая мужа Исида XVIII династия. Лувр

Сет решил отомстить брату и убил его. Согласно Плутарху (поздняя версия), услышав об убийстве мужа, Исида обрезала волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски Осириса. Волны вынесли сундук с его телом к сирийскому побережью Библоса. На этом месте проросло дерево (вереск, тамариск или кедр) и оплело ящик. Местный правитель Мелеккарет приказал срубить дерево и изготовить из него колонну. Придя в Библос, Исиде удалось с разрешения правителя и его жены Астарты (то есть два азиатских бога, двойники Исиды и Осириса) извлечь из колонны саркофаг. Саму колонну она обернула в лён, умастила маслами и оставила для поклонения местным жителям. Этот неизвестный из египетских источников эпизод даёт объяснение практике культа Исиды и Осириса в Библе во времена Плутарха и, предположительно, в раннем Новом царстве. Исида вернулась с телом мужа в Египет и с помощью Нефтиды укрыла в болотах близ города Буто, чтобы оплакать Осириса. Обращение богинь во время поиска и оплакивания в сокола и коршуна может объясняться повадками птиц: коршун издаёт крик похожий на плач и пролетает большие расстояния в поисках падали. В Новом царстве, когда смерть Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, воды реки считались слезами Исиды или телесными соками Осириса. В этот же период появилось дополнение, что Сет нашёл и разрубил тело брата (в разных версиях от 14 до 42 частей, по числу номов или провинций Египта), а затем разбросал по Египту (или только по Дельте).

Воскрешение Осириса. Рельеф в храме Сети I в Абидосе

С помощью Анубиса или Тота Исида собрала части тела супруга (по другой версии — похоронила там, где нашла, что объясняет веру древних египтян в нахождении его частей в разных священных храмах и Серапиях), а Анубис забальзамировал его. Согласно одной версии, Гор был рождён или зачат до смерти своего отца, по другой — Исида забеременела от плода древа судьбы (обычно виноградной лозы). Превалировала теория, что Исида забеременела чудесным образом от воскрешённого ненадолго Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. От этого действа родился слабый второй сын Гарпократ (по незнанию Плутарх форму Гора выделил в отдельное божество).

Исида бежала из заточения в болота Нижнего Египта и в виде коровы спряталась от преследователей Сета на плавучем острове Хеммис (егип. Akh-bity «папирусовые заросли фараона Нижнего Египта»), где родила Гора. Согласно грекам, это место лежит неподалёку от Буто, хотя для египтян расположение его не считалось важным и понималось как некое священное уединение. Чтобы уберечь сына от гнева Сета, Исида положила младенца в корзину или сундук и пустила по водам Нила. Божественная няня Рененутет заботилась о нём, пока он не открыл себя миру, «надев свой пояс в густых зарослях» (то есть возмужал). Исида выступала на стороне сына в его противостоянии с Сетом за трон, но также из добрых сестринских чувств иногда приходила на выручку брату Сету.

Миф о Ра и Исиде

По преданию, для того чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу стареющего бога Ра. Она заметила, что с уголков его губ капала слюна и падала на землю. Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге, по которой ежедневно проходил солнечный бог. Змея укусила Ра, он закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей своё тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала:

№12

О том, что Осирис был популярным божеством свидетельствует и большое количество праздников, которые проводились в его честь. Например, в ноябре месяце проходил так называемый «День красоты Осириса», когда египтяне восхищались красотой своего первого фараона.

Еще один очень важный праздник назывался «Падение Нила». В это время египтяне скорбели по умершему Осирису. В так называемое «Воскрешение Нила» египтяне радовались тому, что первый фараон воскрес. Служители храмов Осириса наливали в реку вино, сообщая о том, что бог вернулся.

На этом все, уважаемые читатели. Надеемся вам понравилась информация. Мы старались

Благодарим вас за внимание

Символы

Амулет тиет из яшмы, ок. 1550 − 1275 годы до н. э., XVIII династия

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тиет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной.

Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звёзд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчленённого Сета с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства.

Ещё одно воплощение Исиды — богиня Таит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелён и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, её ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула.

Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.


С этим читают