Текст песни буддийская мантра — сутра сердца

Происхождение буддийских сутр

Впервые сутры были записаны на первом буддийском соборе в составе Трипитаки – трёх корзин: Сутра-питака, Виная и Абхидхарма. Это название закрепилось вследствие того, что записи были начертаны на пальмовых листьях и складывались в большие корзины.

При жизни Будды Шакьямуни не было необходимости систематизировать Учение или предписания, поскольку всегда можно было обратиться к «первоисточнику». Однако после ухода Будды в паринирвану, его учения стали трактовать по-разному, а правила поведения в монашеской общине упразднять по своему усмотрению. Поэтому для сохранения Дхармы и Винаи – свода предписаний для монахов, был созван совет мудрейших учителей, достигших архатства – полного освобождения от омрачений, достигших просветления.


На этом собрании все, когда-либо услышанные учения Победоносного, его разговоры с учениками изложил Ананда – один из главных учеников Будды. Ананда был личным помощником Будды и почти всегда находился рядом с ним, к тому же он обладал феноменальной памятью, позволившей ему досконально изложить учение. Поэтому все сутры начинаются со слов: «Так я слышал». Часть буддийских сутр была сокрыта для того, чтобы в нужное время тертоны – открыватели кладов – смогли их обнаружить и записать в доступном для людей виде. Так праджня-парамита была найдена во дворце царя нагов (чудесные змеи) великим философом Нагарджуной.

Основные буддийские сутры

Сутр насчитывается огромное число, поскольку Учение не было единым для всех, а давалось в зависимости от качеств ума каждого живого существа.

Наиболее известны такие буддийские сутры, как Ланкаватара сутра, Сандхинирмочана сутра, Махапаринирвана сутра, Вималакирти нирдеша сутра и другие.

Однако квинтэссенция Учения Будды содержится в одной сутре – Саддхармапундарика-сутре, или Сутре о Цветка Лотоса Чудесной Дхармы. Это учение было произнесено Победоносным над горой Гридхракутой (гора Священного орла). В этой сутре указан путь к просветлению, доступный для всех живых существ, «хранилище самых глубоких тайн».

Примечания[править | править код]

  1. ↑ , с. 532.
  2. Шохин В. К. Праджняпарамиты сутры // Философия буддизма: энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 536. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  3. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь (рус.) / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой. — М.: Ориенталия, 2011. — С. 311. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. — ISBN 978-5-91994-007-4.
  4. , с. 204.
  5. Коллектив авторов. Буддизм: словарь (рус.) / под ред. Н. Л. Жуковской, А. Н. Игнатовича, В. И. Корнева. — М.: Республика, 1992. — С. 202. — 287 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-250-01657-X.
  6. Торчинов Е. А. Буддизм. Карманный словарь (рус.) / под ред. Р. Светлова. — СПб.: Амфора, 2002. — С. 119. — 187 с. — 3000 экз. — ISBN 5-94278-286-5.
  7. Коробов В. Б. Праджня — упая // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит., ИФ РАН, 2011. — С. 532. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  8. Шохин В. К. Парамиты // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц. — М.: Вост. лит., ИФ РАН, 2011. — С. 528. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  9. Шохин В. К. Праджняпарамиты сутры // Философия буддизма: энциклопедия (рус.) / под ред. М. Т. Степанянц. — М.: Восточная литература, 2011. — С. 536. — 1045 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036492-9.
  10. Коллектив авторов. Психологические аспекты буддизма (рус.) / под ред. В. В. Мантатова. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 8. — 158 с. — 49 350 экз. — ISBN 978-00-1359344-0.
  11. , Праджняпарамиты сутры, с. 536—540.
  12. , с. 667.
  13. , с. 886.
  14. , с. 723.
  15. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны (рус.) / под ред. И. П. Сологуба. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 111. — 320 с. — 3000 экз. — ISBN 5-85803-197-8.
  16. Торчинов Е. А. Психологические аспекты буддизма (рус.) / под ред. В. В. Мантатова. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 51. — 158 с. — 49 350 экз. — ISBN 978-00-1359344-0.
  17. Лепехов С. Ю. Психологические аспекты буддизма (рус.) / под ред. В. В. Мантатова. — Новосибирск: Наука, 1986. — С. 98. — 158 с. — 49 350 экз. — ISBN 978-00-1359344-0.

Литература

  • «Праджняпарамита-хридая-сутра» и «Ваджраччхедика-Праджняпарамита-сутра» в традиции мадхьямики // Буддийские тексты в Китае, Тибете, Монголии и Бурятии / Отв. ред. Л. Е. Янгутов. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2009. — С. 61—70. — 186 с. — ISBN 978-5-7925-0299-4.
  • Судзуки Д. Т. V. Значение Праджняпарамита-хридая сутры для дзэн-буддизма // Очерки о дзэн-буддизме. Часть третья / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2005. — С. 206—224. — 432 с. — ISBN 5-02-026880-1.
  • Терентьев А. А. «Сутра сердца Праджняпарамиты» и ее место в истории буддийской философии // Буддизм: история и культура / Отв. ред. В. В. Вертоrрадова. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — С. 4—21. — 227 с. — ISBN 5-02-017020-8.
  • Торчинов Е. А. // Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8.
  • Сутра о сути совершенствования в великом высшем ведении / Пер. Андрея Накорчевского под ред. Танака Такэюки и Василия Молодякова. — Токио: Сэйриндзи, 2011. — 224 с.

Йога Сутры

Йога-сутры содержат 196 сутр, разделенных на четыре главы, в которых обсуждаются цели и практика йоги, развитие йогических сил и, наконец, освобождение. Как нежная направляющая рука, Йога-сутры предупреждают вас о подводных камнях в вашем духовном путешествии и предлагают средства для их преодоления. Хотя в каждой сутре есть учение, мы рассмотрим здесь несколько и оставим остаток для дальнейшего изучения.

В ведических текстах обычно инкапсулируют все учение в начале беседы. Патанджали делает просто в первых нескольких сутрах, излагая суть духовных практик:

Ваши духовные практики должны смотреть в себя. Ваше истинное «Я» скрыто в тишине между вашими мыслями, вне всяких ограничений. Однако сомнения, хаос и путаница ваших мыслей заставляют вас забыть о том, кто вы есть на самом деле.

Препятствием на пути духовного прогресса является стресс, который вызывает усталость, приводит к сомнениям и вызывает лень, что приводит к чувственным привязанностям, проявляющимся как заблуждения, которыe заставляют вас забыть, кто вы есть. Будучи приверженным своей практике, вы можете преодолеть все это.

Чтобы иметь спокойный ум, вы должны развивать дружеские отношения без ревности к тем, кто радостен; иметь сострадание к тем, кто несчастлив и менее удачлив; наслаждаться и поддерживать действия добродетельных; быть беспристрастным и избегать потакания своим страстям.

Плод неправильных действий — это печаль, плод правильных действий — это радость. Вы должны нести ответственность за свои мысли, слова и действия, живя сознательно. Йога-сутры — это путь очищения, совершенствования и отречения.

Причины вашего страдания следующие:

  • Вы забыли, кем являетесь на самом деле
  • Вы живете от эго
  • Цепляетесь за удовольствие и боль
  • Боитесь смерти

Все это разрешается с помощью медитации, когда вы вспоминаете свою основную природу неограниченного сознания.

Практика самадхи


Практика Самадхи возможна только тогда, когда совершенствуется медитация. Самадхи имеет несколько уровней:

Савикальпа Самадхи

  • Вы получаете знания физических объектов.
  • Вы понимаете абстрактную природу вещей.
  • Вы выходите за пределы объектов, пока не осознаете только блаженство.
  • Остается только Я.

Нирвикальпа Самадхи

  • Вы становитесь единым с Душой — без разума — только бесконечным миром и блаженством.
  • Сердце ощущает себя больше, чем вселенная.

Дхарма Мегха Самадхи

  • Высочайшее Самадхи, состояние Безоблачной Истины (Облака Добродетели) — «Там присутствуют все прекрасные качества».
  • Все желания, даже желание познать Бога, растворяются.
  • Все, что влияет на разум, причины страданий и рабство действия исчезают.

Мы все в конечном итоге достигнем состояния, в котором Чистое Неограниченное Сознание навсегда утвердится в своей Абсолютной природе.

(Visited 230 times, 1 visits today)

Please follow and like us:

История Патанджали

Йога-сутры были написаны человеком по имени Патанджали. Однако о нем мало что известно, за исключением того, что он был, по-видимому, индийцем и жил где-то между вторым и четвертым веками до нашей эры. Патанджали также приписывают написание Махабхасьи, трактата грамматики санскрита и комментария к Чарака Самхите, основному тексту Аюрведы.

Мифологически Вишну, хранитель Вселенной, спит между созданиями, опираясь на великого многоголового змея Ананта, плавающего в Океане Сознания. Когда Шива Натарадж разбудил Вишну своим танцем творения, Ананта попросил родиться великим учителем. Шива исполнил желание, и он родился как Патанджали на ладони великой Йогини, Гоники.

В те времена большая часть учения проводилась в устной форме, а ученики обучались посредством сутр. Слово сутра означает соединять или удерживать вместе. Когда учитель излагает свои знания, студенту дается короткая фраза, которая позже будет напоминать ему / ей о большем объеме материала.

Сложность задачи сейчас состоит в том, что, даже зная сутры, вы никогда не сможете быть уверенными в том, что имеет большее значение. Еще одна история гласит, что сам Патанджали записал сутры на пальмовых листьях, но козел съел половину из них, прежде чем он взял остальные в Гималаи. Возможно, это происхождение современной «козьей йоги».

Санкхья — одна из древнеиндийских систем философии. Это теоретическое понимание того, что знание — это путь к просветлению. Великий дар Патанджали миру заключался в том, что он принял эту глубокую — и все же чисто интеллектуальную — философию и представил ее в форме, которой мог следовать и использовать средний духовный искатель. Дорожная карта для вашего пути к просветлению.

Мы не можем быть уверены, что именно Патанджали хотел сказать нам. Его Йога Сутры были переведены и прокомментированы многими людьми за эти годы. Три версии, которые мне нравятся и которые я использую для справки:

  • Йога Сутры Патанджали (Алистер Ширер)
  • Как познать Бога (Свами Прабхавананда и Кристофер Ишервуд)
  • Йога-сутры Патанджали (Шри Свами Сатчитананды)

Сутры праджняпарамиты

В буддийской традиции существует несколько сутр, в той или иной степени описывающих доктрину запредельной или совершенной мудрости (праджни):

  • Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра («Восьмитысячестишие о совершенстве мудрости»);
  • частично сохранившаяся Аштадашасахасрика-праджняпарамита («Восемнадцатитысячник»);
  • Панчавимшати-праджняпарамита («Двадцатипятитысячник»);
  • Шатасахасрика-праджняпарамита («Стотысячник о совершенстве мудрости»);
  • Сутра Сердца (Праджняпарамита-хридая-сутра);
  • Алмазная сутра (Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра);
  • Праджняпарамита-экакшара-сутра («Однослоговая»);
  • Махапраджняпарамита-сутра («Сутра великой праджняпарамиты», состоящая из 16 сутр) и другие сутры.

Аштасахасрика-праджняпарамита-сутра, появившаяся в I веке до н. э., являлась первым текстом из серии сутр праджняпарамиты. В дальнейшие два-три столетия появились дополненные варианты Аштасахасрики объёмом в 25 000, 100 000, 500 000 шлок, ничем не отличавшиеся от исходной сутры по содержанию, но включающие в себя дополнительные повествовательные элементы, повторы и описания. После периода дополнений начался период обобщения и резюмирования обширных сутр, в ходе которого появились лаконичные и очень почитаемые в Восточной Азии Алмазная сутра и Сутра сердца Запредельной Премудрости, а также некоторые другие сутры.

Считается, что автором всех сутр праджняпарамиты является Будда Шакьямуни. Согласно традиции, когда Будда излагал данные сутры, он остался не понятым, поэтому сутры некоторый период времени не были известны. В то же время считается, что бодхисаттвы, которые «незримо присутствовали» во время проповеди, сохранили проповеди Будды, чтобы изложить их тогда, когда придёт нужное время.

В СССР исследованиями праджняпарамитской литературы занимался эстонский буддолог Линнарт Мялль. По его словам, праджняпарамитские тексты представляют собой объективацию пробуждённого состояния сознания, и имеют психопрактическое назначение.

Впервые сутры праджняпарамиты опубликованы в России в 1986 году: «Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» и «Хридая-сутра» — в сб. ст. «Психологические аспекты буддизма», Новосибирск: Наука, 1986.

Для чего изучать сутры?

Ещё во времена первого древнейшего университета Наланды поступавшие на обучение первым делом заучивали наизусть учения и лишь потом постигали их глубинную суть. Очень часто «тело» сутры находится между строк и почерпнуть мудрость, скрытую в простых словах, можно лишь посредством своего жизненного опыта. Тяга к учению и духовному саморазвитию переходит из жизни в жизнь, и обращаясь к великим древним учениям, можно почувствовать отклик, словно вы уже их изучали. Так многие тулку (сознательно перерождающиеся реализованные души) Тибета ещё в юном возрасте заучивали тексты сутр с поразительной лёгкостью, словно вспоминая их из прошлых воплощений.


То, чем вы заполняете свой внутренний мир, будет оказывать на вас непосредственное влияние. Возможность соприкоснуться с Учением Будды – просветлённого существа, достигшего освобождения – поможет посеять необходимые «семена» на будущее для духовного самосовершенствования и позволит следовать Дхарме.

8 ступеней йоги

Йога-сутры содержат ряд обрядов и практик для руководства вашим духовным путешествием. Они известны как восемь частей йоги.

Яма: Правильное поведение по отношению к другим.

  • Ненасилие ( Ахимса )
  • Правдивость
  • Не воровать ( Воровство приводит к потере энергии и создаёт негативную карму)
  • Не тратить энергию
  • Воздержание от жадности

Нияма: Принципы, которым нужно следовать в жизни

  • Чистота
  • Довольство
  • Духовные обряды
  • Самообразование
  • Набожность

Асана: место сознания; место йоги и позы для подготовки тела.

Пранаяма: Расширение жизненной силы с помощью дыхательных упражнений.

Пратьяхара: Обращение чувств внутрь, чтобы исследовать внутреннюю вселенную.

Дхарана: легкое сосредоточенное внимание; тренировка ума для медитации. Дхьяна: непрерывный поток, совершенствование медитации

Дхьяна: непрерывный поток, совершенствование медитации.

Самадхи: потерян или найден в Божественном; единство.

Первые четыре ямы готовят тело к следующим трем, которые ведут к дверям восьмого.


Дхарана, дхьяна и самадхи, практикуемые вместе, известны как саньяма. Pегулирование ума, наличие тонкого намерения и высвобождение его в поле Бесконечной Организационной Силы дает вам знание законов природы объекта и Йогических Сил (Сиддхи).

Есть меньшие силы, такие как ясновидение, знание звезд, контроль над телом и утонченность чувств. И есть большие силы, такие как умение становится невидимым, хождение по воде и левитация.

Привязанность к этим силам, использование их для причинения вреда или для личной выгоды создает огромный барьер для вашего духовного прогресса.

Реагирование с удовольствием или гордостью на «заманчивые приглашения небесных существ» будет препятствовать вашему прогрессу. Вы должны быть настроены только на самореализацию.

Hемногие рождаются просветленными. Вы можете мельком увидеть просветление, принимая вещества или случайно, но регулярная медитация — единственный естественный и длительный путь.

Учителя и Просветленные Гуру могут помочь направить и очистить ваш духовный путь, но в конечном итоге вам придется завершить путешествие самостоятельно.

Ваши действия создают воспоминания и желания, порождающие вашу карму, которая проявляется как ситуации и обстоятельства вашей жизни. Карма коренится в невежестве и растворяется духовным осознанием.

Объект ощущается только тогда, когда он окрашивает разум. Объекты кажутся разными из-за разницы в умах, которые их воспринимают. Объект не зависит от единственного ума для его существования. Вы создаете и совместно сотворяете вселенную.

Когда ум начинает ощущать Атман, он естественным образом обращается к Просветлению. Все мысли, которые возникают, чтобы прервать это, порождены скрытыми впечатлениями, которые все еще существуют (Лешавидья). Их можно устранить медитацией, очищением, совершенствованием и отречением.


С этим читают